Попадание дизтоплива в моторное масло — серьезная проблема, способная вызвать повреждения двигателя и снизить его эффективность. В статье рассмотрим основные причины этого явления и последствия загрязнения масла. Понимание этих факторов поможет владельцам автомобилей и механикам своевременно выявлять и устранять неисправности, обеспечивая надежную работу двигателя и продлевая его срок службы.
Как и почему дизельное топливо попадает в моторное масло
Всем владельцам дизельных автомобилей известно о проблеме, связанной с попаданием дизельного топлива в моторное масло. Это действительно является распространенной проблемой для многих дизельных двигателей, и если не обратить на это внимание вовремя, вскоре может потребоваться серьезный ремонт. Почему же это происходит? Чаще всего такая ситуация возникает из-за недостаточного ухода за двигателем или из-за неопытного водителя, который не знает о существовании масляного щупа. А еще хуже, если такой водитель проверяет уровень масла ежедневно и радуется, что расход масла отсутствует, не подозревая, что оно на самом деле увеличивается, как в анекдотах о не слишком умных людях. Причины подобного явления не так уж много: либо в картер попала охлаждающая жидкость, либо дизельное топливо.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что попадание дизельного топлива в моторное масло является серьезной проблемой, способной привести к значительным повреждениям двигателя. Основной причиной данной неисправности часто становится неисправность топливной системы, включая износ форсунок или насосов, что приводит к утечке топлива в картер. Также на это могут влиять проблемы с системой вентиляции картера, которые способствуют образованию избыточного давления и, как следствие, попаданию топлива в масло. Неправильная эксплуатация автомобиля, например, частые короткие поездки, также может усугубить ситуацию, так как двигатель не успевает прогреться до оптимальной температуры. Регулярное техническое обслуживание и диагностика помогут выявить и устранить потенциальные проблемы до того, как они приведут к серьезным последствиям.

Почему присутствие солярки в масле не есть хорошо
Многим ли известно, что дизельное топливо обладает высокой текучестью, и с увеличением температуры его текучесть возрастает? То есть, при нагревании оно становится более жидким. Кроме того, дизельное топливо имеет отличные моющие свойства. Многие используют его для очистки деталей двигателей и другой техники, не связанной с автомобилями, так как оно эффективно удаляет остатки старого моторного масла, продукты его распада и различные загрязнения с деталей двигателя. Однако, как это часто бывает, плюсы могут обернуться минусами, и давайте разберемся подробнее.
Когда дизельное топливо попадает в картер, оно начинает разжижать моторное масло, что значительно снижает его смазывающие свойства и вязкость. Это крайне негативно сказывается на работе двигателя! Разбавленное и жидкое масло в сочетании с дизельным топливом уже не может эффективно смазывать детали и узлы двигателя. Особенно это пагубно сказывается на сроке службы коренных и шатунных вкладышей коленвала, так как дизельное топливо разрушает их, превращая в мелкие частицы. В результате двигатель начинает подавать сигналы о проблемах, такие как снижение давления масла. Если водитель игнорирует эти сигналы, дизельное топливо продолжает разрушать остатки вкладышей, и коленвал начинает вращаться не на подшипниках, а на обычном металле, что приводит к серьезным последствиям.
Далее события развиваются по печальному сценарию: коренной вкладыш может прикипеть к коленвалу, что приводит к его заклиниванию или провороту вкладыша, перекрывающему подачу масла к шатунной части. В итоге, шатунные вкладыши, а точнее то, что от них осталось, также могут прикипеть к коленвалу. Это может привести к стуку двигателя или его заклиниванию.
В результате, вам придется отдать коленвал на ремонт, и это не единственная проблема, так как блок двигателя может оказаться с провернутой коренной шейкой, что также потребует замены или, в лучшем случае, реставрации, если это возможно. Таким образом, попадание дизельного топлива в моторное масло — это серьезная проблема, устранение последствий которой может обойтись довольно дорого. Однако, если вовремя заметить попадание дизельного топлива в масло, можно ограничиться лишь заменой масла и устранением утечки.
| Причина попадания дизтоплива в масло | Механизм попадания | Последствия для двигателя |
|---|---|---|
| Неисправные форсунки | Утечка топлива через изношенные или поврежденные распылители форсунок, неполное сгорание топлива и его стекание по стенкам цилиндра в картер. | Разжижение моторного масла, снижение его смазывающих свойств, повышенный износ деталей двигателя, образование нагара, снижение компрессии, выход из строя катализатора/сажевого фильтра. |
| Износ поршневых колец и цилиндров | Потеря герметичности между поршнем и цилиндром из-за износа, что позволяет топливу проникать в картер при такте сжатия и рабочем ходе. | Увеличенный расход масла, снижение компрессии, повышенный износ цилиндро-поршневой группы, образование отложений, перегрев двигателя. |
| Неисправности топливного насоса высокого давления (ТНВД) | Утечка топлива из уплотнений или сальников ТНВД, особенно если он расположен в блоке двигателя или имеет привод от распредвала. | Повышенный уровень масла, снижение его вязкости, повреждение подшипников ТНВД, выход из строя других компонентов топливной системы. |
| Частые короткие поездки и холодный запуск | Недостаточный прогрев двигателя не позволяет топливу полностью испариться и сгореть, что приводит к его конденсации на стенках цилиндров и стеканию в картер. | Накопление несгоревшего топлива в масле, образование шлама, снижение эффективности смазки, ускоренный износ двигателя. |
| Неисправности системы рециркуляции отработавших газов (EGR) | Загрязнение или неисправность клапана EGR может привести к неправильному сгоранию топлива и его попаданию в масло. | Повышенное образование сажи, загрязнение масла, снижение мощности двигателя, выход из строя других компонентов системы EGR. |
| Неисправности турбокомпрессора | Утечка топлива через поврежденные уплотнения турбины, особенно при наличии проблем с подачей масла к турбине или ее охлаждением. | Повышенный расход масла, дымление из выхлопной трубы, снижение мощности двигателя, выход из строя турбокомпрессора. |
| Засорение сажевого фильтра (DPF) | Частые регенерации DPF, особенно при неполном сгорании топлива, могут привести к попаданию несгоревшего дизтоплива в масло. | Повышенный уровень масла, разжижение масла, снижение его смазывающих свойств, повреждение DPF, снижение мощности двигателя. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о попадании дизтоплива в моторное масло и его последствиях:
-
Причины загрязнения: Основной причиной попадания дизтоплива в моторное масло является неисправность топливной системы, особенно износ или повреждение топливных форсунок. Если форсунки начинают пропускать топливо, оно может смешиваться с маслом, что приводит к снижению его смазывающих свойств и увеличению износа двигателя.
-
Последствия для двигателя: Попадание дизтоплива в моторное масло может привести к образованию эмульсии, что ухудшает смазывание и может вызвать перегрев двигателя. Это также может привести к образованию отложений и коррозии, что в конечном итоге сокращает срок службы двигателя.
-
Диагностика проблемы: Одним из признаков попадания дизтоплива в моторное масло является увеличение уровня масла и его разжижение. Водители могут заметить, что масло становится более светлым и имеет запах дизельного топлива. Регулярные проверки уровня и состояния масла могут помочь выявить проблему на ранней стадии и предотвратить серьезные повреждения двигателя.

О способах попадания солярки в масло
Наиболее распространённым способом попадания дизельного топлива в масло является неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД), а точнее, его плунжерных пар. Это касается только тех двигателей, которые имеют общую систему смазки для двигателя и ТНВД. Процесс происходит следующим образом: плунжера, которые под давлением подают дизельное топливо на форсунки для дальнейшей подачи в цилиндры, не справляются с создаваемым давлением и начинают пропускать топливо внутрь самого ТНВД. В результате солярка смешивается с общим маслом и попадает в двигатель, разбавляя масло и ведя к одной из описанных выше проблем. Тем не менее, владельцы дизельных автомобилей нашли способ справиться с этой проблемой — они просто отключают подачу масла к аппарату, оставляя необходимое количество масла внутри. Это решение кажется разумным, так как в ТНВД будет находиться чистое масло, и в случае выхода плунжеров из строя, пострадает только аппарат, а не весь двигатель.
Кстати, на большинстве старых двигателей КамАЗ и ЯМЗ подача масла к аппаратуре уже давно отключена, так как в своё время это доставляло владельцам немало хлопот. В идеале, производителям следует избегать выпуска двигателей с общей системой смазки, ведь если не проверить аппарат, то виноватым оказывается моторист — это абсурд.
Теперь обсудим ещё один способ попадания солярки, который касается двигателей серии ЯМЗ236, 238 и 240. В этих моторах обратка проходит под клапанными крышками, и в случае утечки солярки, она попадает прямо в картер в значительных объёмах. Рассмотрим на примере ЯМЗ238: эти двигатели, выпущенные в восьмидесятых и дожившие до наших дней, часто приходят на ремонт с трубками обратки, которые переломаны по десять-двадцать раз и склеены в самых разных местах. Кто может гарантировать, что сварка, которой заклеили перелом, не отвалится на следующий день? Ещё одной проблемой является штуцер обратки, точнее, медные шайбы, которые раздавлены и также пропускают солярку. В связи с этим, весной, через пару недель после ремонта, ко мне вернулся автомобиль с отремонтированным двигателем ЯМЗ 238, с новым коленвалом, однако за пять дней работы двигатель снова начал стучать. Владельцы знали о капающей солярке из обратки, но им было всё равно, и в результате они получили два ремонта за весну.
Видео
И последний способ. Дизельное топливо может попадать в масло через сильно протекающие форсунки, что может привести к перегреву, троению или даже к возгоранию поршней. В общем, если не принять меры вовремя, последствия могут быть серьезными. Не секрет, что некоторые водители КамАЗов на севере в условиях жесткой зимы начали использовать идею пропускать дизельное топливо через рубашку охлаждения воздушного компрессора. Это делается для того, чтобы подогреть солярку и улучшить запуск двигателя. В этом случае неисправный компрессор, как и в ситуации с охлаждающей жидкостью, может пропускать солярку как в впускной коллектор, так и в систему смазки. Естественно, это тоже может привести к серьезным проблемам.

Методы диагностики и выявления проблемы
Для своевременного выявления проблемы попадания дизельного топлива в моторное масло необходимо применять различные методы диагностики, которые помогут определить источник неисправности и степень ее серьезности. Основные методы диагностики включают в себя визуальный осмотр, лабораторные анализы, а также использование специализированного оборудования.
Визуальный осмотр является первым шагом в диагностике. При этом важно обратить внимание на уровень масла в картере. Если уровень масла значительно превышает норму, это может свидетельствовать о попадании дизтоплива. Также стоит проверить цвет и консистенцию масла: нормальное моторное масло имеет золотистый или янтарный цвет, в то время как загрязненное дизтопливом может стать более светлым и жидким. Наличие запаха дизельного топлива также является тревожным сигналом.
Лабораторные анализы масла позволяют получить более точные данные о его состоянии. Для этого можно взять пробу масла и отправить ее в специализированную лабораторию, где проведут анализ на содержание углеводородов, в том числе и дизельного топлива. Такие анализы помогут не только подтвердить наличие проблемы, но и оценить ее масштаб, а также выявить возможные причины.
Использование специализированного оборудования также играет важную роль в диагностике. Например, можно использовать тестеры на содержание углеводородов в масле, которые позволяют быстро и точно определить наличие дизтоплива. Кроме того, существуют устройства для проверки давления в системе смазки, что может помочь выявить проблемы с насосом или другими компонентами системы.
Важно помнить, что диагностика должна проводиться регулярно, особенно в случае, если автомобиль используется в тяжелых условиях или имеет высокие пробеги. Раннее выявление проблемы поможет избежать серьезных повреждений двигателя и дорогостоящего ремонта.
Кроме того, стоит обратить внимание на периодичность замены масла и фильтров, так как это также может повлиять на состояние системы смазки. Регулярное техническое обслуживание и контроль состояния масла помогут предотвратить попадание дизтоплива в моторное масло и продлить срок службы двигателя.
Вопрос-ответ
Что может стать причиной попадания топлива в масло?
Что приводит к попаданию топлива в моторное масло? Топливный запорный клапан закрыт неплотно. Поплавок уровня топлива в карбюраторе застрял в открытом положении из-за засорения (из-за несвежего топлива) или мусора.
К чему приводит попадание топлива в моторное масло?
Тем, что масло, разжиженное топливом, сразу теряет свои исходные свойства. Иначе и быть не может: бензин вызывает химическую деградацию масла, негативно влияя на содержащиеся в нем присадки. Вязкость масла, разбавленного топливом, падает, а его смазывающая способность ухудшается.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень и состояние моторного масла. Если вы заметили, что масло стало более жидким или изменило цвет, это может быть признаком попадания дизтоплива. Своевременная замена масла поможет избежать серьезных повреждений двигателя.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние топливной системы. Регулярно проверяйте форсунки, топливный насос и фильтры. Неисправности в этих компонентах могут привести к утечкам дизтоплива в масло. Профилактика поможет избежать дорогостоящего ремонта.
СОВЕТ №3
Следите за качеством дизельного топлива. Использование некачественного или загрязненного топлива может привести к образованию отложений и проблемам с системой впрыска, что в свою очередь может вызвать попадание дизтоплива в моторное масло. Заправляйтесь только на проверенных АЗС.
СОВЕТ №4
При возникновении подозрений на попадание дизтоплива в масло, не откладывайте диагностику. Обратитесь к специалистам для проверки состояния двигателя и устранения проблемы. Чем раньше вы выявите неисправность, тем меньше будет риск серьезных повреждений.
