В статье рассмотрим проблему владельцев ВАЗ 2114 — отсутствие щелчка реле бензонасоса. Это может указывать на различные неисправности, которые нужно диагностировать и устранить. Опишем методы диагностики, процесс ремонта бензонасоса и предоставим каталожные номера необходимых запчастей. Эта информация поможет вам разобраться в проблеме и сэкономить время и деньги на ремонте.
Какие модели бензонасосов бывают для автомобилей ВАЗ 2114/2115
Автомобили ВАЗ 2114 и 2115 оснащены бензиновыми моторами объемом 1,5 и 1,6 литра, которые используют распределённую систему впрыска. Для подачи топлива в этих моделях применяется погружной электрический бензонасос, который является частью топливного модуля, расположенного в верхней части бензобака, под задним сиденьем. В состав этого модуля, помимо насоса, входят топливонакопитель (стакан), фильтр грубой очистки и датчик уровня топлива с поплавком.
Бензонасос для ВАЗ 2114 и 2115 представляет собой стандартный электромотор постоянного тока, заключённый в герметичный корпус и оснащённый односторонним клапаном на выходе. На валу электродвигателя установлена крыльчатка особой формы, которая и обеспечивает подачу топлива.
Питание бензонасоса осуществляется от бортовой сети автомобиля. Электрическая цепь насоса защищена предохранителем и замыкается с помощью отдельного реле.
Электрические топливные насосы для автомобилей ВАЗ производятся как отечественными компаниями, такими как «Утёс», СААЗ и «Пекар», так и зарубежными производителями. На последних версиях ВАЗ 2114 и 2115 устанавливаются насосы BOSH, которые отличаются высокой надёжностью, длительным сроком службы и доступной ценой.
Вот каталожные номера стандартных бензонасосов для моделей ВАЗ 2114 и 2115:
- 2112–1139009–12 — для двигателей объёмом 1,5 литра;
- 2112–1139009–01 — для двигателей объёмом 1,6 литра;
- 580453453 (BOSH) — для двигателей объёмом 1,5 и 1,6 литра.
Эти модели различаются по рабочему давлению. Первые могут создавать давление в топливной системе от 2,8 до 3,2 кПа, в то время как вторые — от 3,7 до 3,9 кПа. Топливные насосы BOSH рассчитаны на давление 3,5 кПа.
Эксперты отмечают, что отсутствие щелчка реле бензонасоса на ВАЗ 2114 может свидетельствовать о нескольких проблемах. В первую очередь, стоит проверить предохранители и проводку, так как поврежденные соединения могут препятствовать подаче напряжения. Далее, необходимо протестировать само реле, которое может выйти из строя. Если реле исправно, следует обратить внимание на сам бензонасос, который может быть забит или поврежден. Ремонт насоса часто включает в себя замену фильтров и проверку работы электродвигателя. Для удобства поиска запчастей эксперты рекомендуют использовать каталожные номера, такие как 2110-1139000 и 2110-1139001, что упростит процесс ремонта и позволит избежать ошибок при покупке. Правильная диагностика и своевременный ремонт помогут вернуть автомобиль в рабочее состояние.

Признаки неисправности
Неисправность бензонасоса на автомобилях ВАЗ 2114/2115 можно определить по следующим признакам:
- при включении зажигания не слышен звук работающего насоса;
- двигатель не запускается или запускается с трудностями;
- мотор работает нестабильно на холостом ходу, обороты колеблются;
- возникают «провалы» при ускорении;
- двигатель потерял свою мощность.
Эти же симптомы могут указывать на проблемы с другими компонентами топливной системы.
Перед тем как начинать диагностику или замену бензонасоса, необходимо убедиться в следующем:
- топливный фильтр тонкой очистки не забит (его рекомендуется менять каждые 7 тысяч километров пробега);
- форсунки и регулятор давления топлива функционируют корректно;
- датчики массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки и содержания кислорода работают исправно.
Если выявленная проблема сопровождается загоранием лампы «CHECK» на приборной панели, необходимо считать код ошибки и расшифровать его.
| Проблема: Реле бензонасоса ВАЗ 2114 не щелкает | Диагностика и Решение | Каталожные номера (ориентировочные) |
|---|---|---|
| 1. Нет щелчка реле при включении зажигания | Проверка предохранителя F3 (15А) в монтажном блоке: — Визуальный осмотр на обрыв. — Прозвонка мультиметром. Решение: Замена перегоревшего предохранителя. |
Предохранитель 15А: 2108-3722000-15 |
| 2. Предохранитель цел, но реле не щелкает | Проверка наличия питания на контактах реле: — Извлечь реле. — Мультиметром проверить напряжение на контактах разъема реле (один из контактов должен иметь постоянное +12В, другой — +12В при включении зажигания). Решение: — Если нет питания: Проверить проводку от замка зажигания и от аккумулятора до монтажного блока. — Если питание есть: Реле неисправно. |
Реле бензонасоса: 2114-3747010 |
| 3. Реле щелкает, но бензонасос не работает | Проверка целостности проводки от реле до бензонасоса: — Визуальный осмотр на повреждения. — Прозвонка мультиметром. Проверка самого бензонасоса: — Подать напрямую +12В на клеммы бензонасоса (с соблюдением полярности). — Если насос не жужжит: Неисправен бензонасос. |
Проводка: Индивидуально, в зависимости от повреждения. Бензонасос в сборе: 2110-1139010-01 (может отличаться в зависимости от года выпуска) |
| 4. Бензонасос неисправен (не жужжит, не качает) | Ремонт бензонасоса: — Замена моторчика бензонасоса (если доступно и экономически целесообразно). — Замена топливного фильтра тонкой очистки (часто идет в комплекте с насосом или меняется одновременно). Решение: Замена бензонасоса в сборе. |
Моторчик бензонасоса: 2110-1139009 (отдельно редко продается) Топливный фильтр тонкой очистки: 2110-1139010-01 (часть модуля) |
| 5. Проблемы с массой (заземлением) | Проверка точек заземления: — Проверить надежность крепления проводов массы от аккумулятора к кузову и от двигателя к кузову. — Проверить массу бензонасоса (обычно на кузове в районе заднего сиденья). Решение: Очистка контактов, затяжка креплений. |
Клеммы массы: 2108-3724000 (пример) |
| 6. Забитый топливный фильтр грубой очистки (сетка) | Проверка и очистка сетки бензонасоса: — Снять бензонасос из бака. — Осмотреть и при необходимости очистить или заменить сетку. Решение: Очистка или замена сетки. |
Сетка бензонасоса: 2110-1139010-01 (часть модуля) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемами с реле бензонасоса на ВАЗ 2114 и диагностикой:
-
Диагностика реле: Если реле бензонасоса не щелкает, это может указывать на несколько проблем. Одной из первых шагов диагностики является проверка предохранителей и проводки. Часто проблема может заключаться в обрыве проводов или коррозии контактов, что приводит к отсутствию питания на реле.
-
Замена насоса: При ремонте бензонасоса важно учитывать, что в ВАЗ 2114 используется насос, который может быть совместим с другими моделями ВАЗ. Например, насос от ВАЗ 2110 может подойти, что позволяет сэкономить на ремонте и облегчить поиск запчастей.
-
Каталожные номера: Для замены реле бензонасоса на ВАЗ 2114 важно знать каталожные номера. Например, реле бензонасоса может иметь номер 373.3741, что позволяет легко найти нужную деталь в магазинах автозапчастей или на специализированных сайтах.
Эти факты помогут владельцам ВАЗ 2114 лучше понять возможные проблемы с бензонасосом и упростить процесс диагностики и ремонта.

Диагностика
Неисправность бензонасоса на автомобилях ВАЗ 2114 и 2115 может возникнуть по следующим причинам:
- проблемам в цепи питания устройства;
- поломке компонентов запуска и защиты, таких как реле и предохранитель;
- износу деталей электродвигателя.
Проверка электрической цепи
В начале диагностики необходимо проверить электрическую цепь бензонасоса. Для этого вам понадобятся:
- мультиметр;
- крестовая отвертка;
- два отрезка провода длиной около 2 метров.
Проверка электрической цепи выполняется в следующем порядке:
- Включите зажигание, не заводя двигатель. При повороте ключа в первое положение должен быть слышен щелчок, указывающий на срабатывание реле, а затем легкое жужжание электромотора насоса. Если щелчка нет, это может свидетельствовать о неисправности реле или отсутствии питания. Если щелчок слышен, но жужжания нет, проблема может быть в проводке, идущей от реле, или в самом моторе насоса.
- Под «бардачком» найдите дополнительный монтажный блок, который состоит из трех реле и трех предохранителей. Реле насоса находится посередине, а предохранитель — слева от него. Извлеките предохранитель из гнезда, проверьте его с помощью мультиметра, и если он не работает, замените его. Учтите, что предохранитель рассчитан на максимальный ток 15 А.
- Установите мультиметр в режим вольтметра. Один щуп подключите к выводу реле с розовым проводом, а второй — к кузову автомобиля. Включите зажигание. Прибор должен показывать напряжение бортовой сети в диапазоне 11,7–12,4 В. Если напряжения нет, это может указывать на обрыв проводки или неисправность контактной группы зажигания. В таком случае лучше обратиться к специалисту. Если питание есть, проверьте работоспособность реле. С помощью отвертки или провода замкните контакты, к которым подключены розовый и серый провода, при включенном зажигании. Если бензонасос заработал, замените реле.
- Обязательно проверьте соединение «минусового» провода насоса с «массой». Часто отсутствие «массы» становится причиной сбоев в работе топливного насоса. Снимите пластиковую облицовку центральной консоли в районе ручки стояночного тормоза. Под ней находится «минусовой» провод насоса, прикрепленный к кузову саморезом. Открутите его, очистите контакты, закрутите обратно и повторите проверку.
- Далее проверьте топливный модуль. Снимите заднее сиденье, отогните ковролин и звукоизоляцию. Открутите два винта, крепящие лючок бензобака, и отсоедините электрический разъем на крышке топливного модуля. С помощью двух проводов подайте питание на насос напрямую от аккумулятора. Если насос заработал, значит, проблема в проводке; если нет — неисправен сам насос.

Проверка давления
Если насос функционирует нормально, но двигатель работает с перебоями, необходимо проверить давление топлива в системе. Для этого вам понадобятся:
- манометр (подойдет шинный с диапазоном измерения 5–7 кПа);
- бензостойкий шланг диаметром 10–12 мм и длиной 50–80 см;
- два хомута для шланга соответствующего размера;
- крестовая отвертка;
- ниппельный колпачок;
- чистая тряпка.
Алгоритм проверки выглядит следующим образом:
- В моторном отсеке на топливной рампе двигателя найдите штуцер для измерения давления (он расположен на правом торце).
- Снимите пластиковый колпачок (заглушку) со штуцера.
- С помощью ниппельного колпачка аккуратно выкрутите золотник из штуцера. Будьте осторожны, так как при этом может брызнуть топливо. Удалите его с помощью сухой тряпки.
- Наденьте один конец бензостойкого шланга на штуцер и закрепите его хомутом. Другой конец шланга подключите к манометру и также зафиксируйте хомутом.
- Попросите помощника включить зажигание. Подождите несколько секунд и проверьте показания манометра. При исправном насосе давление должно составлять 2,8–3,2 кПа для двигателей объемом 1,5 см³ и 3,7–3,9 кПа для двигателей объемом 1,6 см³. Если давление значительно выше, это указывает на неисправность насоса.
Выбор и замена топливного насоса
Автовладельцы в России часто выбирают бензонасосы марки BOSH. Приобретать новый насос рекомендуется исключительно в специализированных магазинах. Оригинальный продукт должен быть упакован в плотную полиэтиленовую пленку, содержащую специальное консервирующее масло. Также стоит отметить, что цена на фирменный насос BOSH не должна быть ниже 2 тысяч рублей.
Для замены электрического бензонасоса на моделях ВАЗ 2114/2115 вам понадобятся:
- отвертка с крестообразной битой;
- тонкая шлицевая отвертка;
- ключ или головка на 7;
- ключ на 10;
- ключ на 17.
Следуйте этой последовательности действий:
- С помощью ключа на 10 отсоедините минусовую клемму от аккумулятора.
- Откройте крышку бензобака для сброса давления.
- Уберите подушку заднего сиденья, отогните ковролин и звукоизоляцию.
- Отверткой открутите два винта, крепящие лючок топливного модуля, и снимите его.
- Отсоедините разъем питания.
- Ключом на 17 открутите гайки на трубках топливопроводов. Отсоедините трубки от штуцеров и разведите их в стороны.
- Головкой на 7 открутите восемь гаек, фиксирующих крышку топливного модуля.
- Снимите прижимное кольцо и извлеките топливный модуль.
- Тонкой шлицевой отверткой отсоедините топливный фильтр грубой очистки.
- С помощью той же отвертки снимите стопорные кольца на направляющих стакана.
- Отсоедините топливные трубки от штуцеров крышки.
- Отсоедините электрический разъем.
- Снимите стакан с направляющих.
- Шлицевой отверткой отведите защелки, фиксирующие электробензонасос, в стороны и извлеките его.
- Установите новый насос.
- Повторите все шаги в обратном порядке.
Если в процессе разборки топливного модуля вы обнаружили, что фильтр грубой очистки загрязнен, его необходимо заменить. Также следует заменить датчик уровня топлива с поплавком.
Таким образом, диагностика и замена топливного насоса на автомобилях ВАЗ 2114/2115 не представляет особой сложности. Чтобы насос служил долго, всегда заправляйтесь качественным бензином.
Советы по профилактике и уходу за бензонасосом
Чтобы избежать проблем с бензонасосом на ВАЗ 2114, важно соблюдать несколько простых, но эффективных рекомендаций по профилактике и уходу. Правильное обращение с автомобилем и регулярное техническое обслуживание помогут продлить срок службы насоса и предотвратить его поломку.
1. Регулярная замена топливного фильтра. Один из основных факторов, влияющих на работу бензонасоса, – это чистота топлива. Загрязненный фильтр может привести к перегрузке насоса и его выходу из строя. Рекомендуется менять топливный фильтр каждые 15-20 тысяч километров пробега или в соответствии с рекомендациями производителя.
2. Использование качественного топлива. Заправляйтесь только на проверенных АЗС, которые предлагают качественное топливо. Некачественное топливо может содержать примеси и воду, что негативно сказывается на работе бензонасоса и всей топливной системы.
3. Поддержание уровня топлива. Старайтесь не допускать полного исчерпания топлива в баке. Работа насоса на «сухую» может привести к его перегреву и повреждению. Рекомендуется заправляться, когда уровень топлива опускается ниже четверти бака.
4. Проверка электрических соединений. Регулярно осматривайте электрические соединения, ведущие к бензонасосу. Коррозия или плохие контакты могут стать причиной перебоев в работе насоса. Убедитесь, что все соединения надежны и защищены от влаги.
5. Своевременная диагностика. Если вы заметили, что бензонасос стал работать шумнее или появились другие признаки неисправности, не откладывайте диагностику. Раннее выявление проблемы поможет избежать более серьезных поломок и затрат на ремонт.
6. Замена бензонасоса. Если бензонасос все же вышел из строя, не пытайтесь его ремонтировать самостоятельно, если у вас нет соответствующего опыта. Лучше обратиться к специалистам, которые смогут правильно установить новый насос и провести необходимые проверки.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы бензонасоса вашего автомобиля ВАЗ 2114 и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Вопрос-ответ
Почему реле бензонасоса может не щелкать при включении зажигания?
Не щелчок реле бензонасоса может быть вызван несколькими причинами: неисправностью самого реле, проблемами с проводкой или контактами, а также отсутствием питания на реле. Рекомендуется проверить предохранители, а также провести диагностику электрической цепи.
Как можно проверить работоспособность бензонасоса без специального оборудования?
Для проверки бензонасоса можно подключить его напрямую к источнику питания, минуя реле. Если насос начинает работать, значит, проблема в реле или проводке. Если насос не запускается, возможно, он неисправен и требует замены.
Где найти каталожные номера для замены бензонасоса на ВАЗ 2114?
Каталожные номера для бензонасоса можно найти в официальной документации автомобиля, а также на специализированных сайтах и форумах, посвященных ремонту автомобилей ВАЗ. Также стоит обратиться к продавцам автозапчастей, которые могут помочь с подбором нужной детали.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом диагностики проверьте предохранители и реле бензонасоса. Часто проблема может заключаться в перегоревшем предохранителе, который легко заменить. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют коррозии.
СОВЕТ №2
Используйте мультиметр для проверки напряжения на разъеме бензонасоса. Если напряжение отсутствует, это может указывать на проблему с проводкой или самим реле. Если напряжение есть, но насос не работает, вероятно, он неисправен.
СОВЕТ №3
При необходимости замены бензонасоса, выбирайте оригинальные запчасти или качественные аналоги. Обратите внимание на каталожные номера, чтобы избежать ошибок при покупке. Это поможет вам сэкономить время и деньги на ремонте.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к профессионалам. Неправильная диагностика или ремонт могут привести к более серьезным поломкам, что в конечном итоге обойдется дороже.