Система охлаждения автомобиля ВАЗ поддерживает оптимальную температуру двигателя, предотвращая перегрев и обеспечивая его стабильную работу. Давление в системе — важный показатель, влияющий на эффективность охлаждения и долговечность двигателя. В статье рассмотрим, как измерять давление в системе охлаждения, нормы и признаки возможных проблем. Эта информация будет полезна как опытным автомобилистам, так и новичкам, стремящимся поддерживать свой автомобиль в исправном состоянии.
Какое давление в системе охлаждения двигателя?
В процессе эксплуатации двигателя внутреннего сгорания температура его работы значительно повышается. Для поддержания оптимального температурного режима необходима система охлаждения, которая отвечает за отвод избыточного тепла. Это критически важно для нормального функционирования двигателя. При отсутствии циркуляции охлаждающей жидкости двигатель может быстро перегреться, что приведет к серьезным последствиям. Рассмотрим, какое давление должно быть в системе охлаждения и как можно самостоятельно устранить распространенные неисправности.
Эксперты отмечают, что давление в системе охлаждения автомобилей ВАЗ играет ключевую роль в обеспечении эффективной работы двигателя. Правильное давление способствует более высокому температурному режиму, что, в свою очередь, предотвращает образование накипи и коррозии. Специалисты рекомендуют регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и состояние радиатора, так как недостаток жидкости может привести к перегреву двигателя и серьезным поломкам. Также важно следить за герметичностью системы: утечки могут вызвать падение давления, что негативно скажется на работе всей системы. В случае выявления проблем, эксперты советуют незамедлительно обращаться к профессионалам для диагностики и ремонта.

Коротко о главном
Прежде всего, важно понять, зачем необходимо поддерживать давление в системе охлаждения. На первый взгляд, может показаться, что простая циркуляция охлаждающей жидкости вполне достаточна для эффективного отвода тепла. Ранее, когда в радиаторе использовалась обычная вода, это действительно так и было. Однако нередко можно было увидеть автомобили, из-под капота которых поднимался пар. Это происходило из-за того, что вода не успевала остывать, и, достигнув температуры кипения в 100 градусов, быстро превращалась в пар.
Современные антифризы, большинство из которых производятся на спиртовой основе, начинают кипеть примерно при 115 градусах по Цельсию. Однако стоит вспомнить основы физики, которые учат нас, что повышение давления приводит к увеличению точки кипения жидкости. Это правило также применимо к антифризу, который циркулирует в системах двигателей внутреннего сгорания.
| Параметр | Оптимальное значение | Возможные причины отклонений |
|---|---|---|
| Рабочее давление (горячий двигатель) | 0.8 — 1.2 атм | Неисправность пробки расширительного бачка, утечки, завоздушивание системы |
| Давление открытия клапана пробки расширительного бачка | 1.0 — 1.2 атм | Неисправность пробки, износ уплотнителей |
| Давление закрытия клапана пробки расширительного бачка | 0.05 — 0.15 атм | Неисправность пробки, загрязнение клапана |
| Давление при холодном двигателе | Атмосферное (0 атм) | Завоздушивание системы, неисправность пробки расширительного бачка |
| Максимально допустимое давление | 1.5 атм | Перегрев двигателя, неисправность термостата, забитый радиатор |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о давлении в системе охлаждения автомобилей ВАЗ:
-
Оптимальное давление: В системах охлаждения автомобилей ВАЗ давление обычно варьируется от 0,7 до 1,0 атмосферы (или 0,7-1,0 бар). Это давление помогает предотвратить кипение охлаждающей жидкости, что особенно важно в условиях высокой температуры двигателя. При повышении давления температура кипения жидкости увеличивается, что улучшает эффективность охлаждения.
-
Роль расширительного бачка: В системе охлаждения ВАЗ расширительный бачок играет ключевую роль в поддержании необходимого давления. Он позволяет компенсировать изменения объема охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении, а также предотвращает образование воздушных пробок, которые могут нарушить циркуляцию жидкости.
-
Утечки и их последствия: Если давление в системе охлаждения падает ниже нормы, это может привести к перегреву двигателя и его повреждению. Утечки могут происходить из-за износа шлангов, прокладок или радиатора. Регулярная проверка состояния системы охлаждения и уровня жидкости помогает избежать серьезных проблем и продлить срок службы двигателя.

Какое давление в системе охлаждения двигателя считается нормой?
Многое зависит от конструктивных характеристик автомобиля. Обычно для легковых машин давление составляет от 1,2 до 1,4 атм. Например, для модели ВАЗ-2110 нормальным значением считается 1,2 атмосферы. Критическое давление в системе возникает при нагреве антифриза до его точки кипения. В этот момент необходимо сбросить давление, чтобы избежать повреждения радиатора или других уязвимых элементов.
Сброс давления осуществляется с помощью крышки расширительного бачка. Она имеет простую конструкцию: металлический корпус с двумя отверстиями и шарик внутри, который по диаметру больше этих отверстий. При достижении определенной температуры шарик поднимается, что позволяет воздуху выходить в атмосферу. На многих автомобилях сброс давления происходит при достижении 1,5 атм.
Проверка работоспособности клапана
Пока антифриз не достигнет своей рабочей температуры, шарик в крышке закрывает нижнее отверстие, оставляя верхнее открытым. Это необходимо для обеспечения притока воздуха из окружающей среды и быстрого нагрева охлаждающей жидкости. Важно периодически проверять исправность крышки, так как она может заедать в одном из положений. Это может привести к тому, что двигатель будет долго прогреваться или не сможет поддерживать необходимое давление.
Проверить крышку расширительного бачка ВАЗ-2110 очень просто. Достаточно открутить её и слегка потрясти. Если вы слышите, как шарик свободно перемещается внутри, значит, система функционирует нормально и не заедает. Избыточное давление в системе охлаждения двигателя, как уже упоминалось, может иметь серьезные последствия. Поэтому современные автомобили оснащены крышками с двумя клапанами: впускным и выпускным. В продаже также можно найти крышки, которые срабатывают при определённом давлении. Однако настоятельно не рекомендуется изменять параметры, установленные производителем.

Повышенное давление и методы борьбы
Система охлаждения автомобиля устроена так, что за поддержание давления отвечает крышка расширительного бачка. Однако существуют различные конструкции. Например, на некоторых американских моделях расширительный бачок выполняет роль отстойника, а крышка устанавливается на тройнике радиатора. Тем не менее, принцип работы остается неизменным.
Давление в системе охлаждения двигателя ВАЗ-2110 должно находиться в диапазоне от 1,2 до 1,5 атм. Отклонение от этих значений, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, считается серьезной проблемой. Часто водители сталкиваются с ситуацией повышенного давления. Это может быть вызвано тем, что клапан крышки заклинило в закрытом положении. В результате система начинает нагреваться, давление возрастает, и сброс его не происходит. Это приводит к образованию паровоздушных пробок, которые мешают нормальной циркуляции охлаждающей жидкости по системе.
Замена вышедшего из строя узла
Крышка системы охлаждения может прослужить дольше, чем сам двигатель автомобиля, но также есть вероятность приобрести некачественный экземпляр. Угадать, какая крышка окажется надежной, довольно сложно. В любом случае, не стоит пытаться ее ремонтировать. Для большинства моделей она стоит недорого и не подлежит восстановлению. При возникновении неисправности ее просто заменяют на новую.
При этом крайне не рекомендуется укорачивать пружины, чтобы изменить момент срабатывания крышки. Многие автомобилисты прибегают к этому, но чаще всего это не приводит ни к чему хорошему. Конечно, если вы модифицировали систему охлаждения и двигатель, возможно, вам потребуется добиться другого давления в системе. Однако в большинстве случаев лучше всего приобретать только оригинальные детали или качественные аналоги с аналогичными характеристиками. Не забывайте, что высокое давление в системе охлаждения может вызвать локальный перегрев двигателя и привести к поломке отдельных компонентов.
Негерметичность системы
Одной из наиболее распространенных проблем среди водителей является недостаток давления в системе. Это может произойти по следующим причинам:
- заклинивание воздушного клапана;
- наличие утечек в системе охлаждения.
Определить источник проблемы не составит труда. В первую очередь, стоит проверить уровень антифриза на холодном двигателе. Если он остается стабильным от одной поездки к другой, значит, утечек в системе нет. На следующем этапе замените воздушный клапан на новый. После этой процедуры давление должно восстановиться, и антифриз перестанет перегреваться. Часто повышенное давление в системе охлаждения двигателя приводит к его последующему падению. Это частично связано с проблемами в работе клапана, который может функционировать неравномерно. В результате давление накапливается, что может привести к образованию течи в слабом месте, а затем к утрате герметичности.
Как найти утечку?
Для начала рекомендуется провести визуальный осмотр. Загляните под автомобиль: возможно, там образовалась лужа антифриза. Однако стоит учитывать, что утечка может проявиться только при достижении определенного давления, поэтому на холодном двигателе её не всегда удастся обнаружить. Тем не менее, существуют специальные устройства для создания давления в системе, и важно, чтобы двигатель был холодным, чтобы избежать ожогов.
В качестве такого устройства можно использовать обычный насос и манометр. Все необходимые действия можно выполнить в условиях гаража. Сначала отсоедините верхний патрубок, который идет к расширительному бачку. В отверстие лучше вставить болт подходящего диаметра. Затем подключите насос с манометром к патрубку и начните нагнетать давление. При достижении 1,5 атм. должен сработать воздушный клапан. В это время внимательно ищите утечку.
Нюансы работы системы охлаждения
Многое зависит от типа охлаждающей жидкости, которую вы используете. Например, заливать обычную воду в старые автомобили не рекомендуется; лучше приобрести недорогой антифриз, чтобы избежать проблем. Современные двигатели требуют качественного охлаждения, и производитель в руководстве указывает рекомендуемые марки охлаждающей жидкости. Рекомендуется следовать этим рекомендациям и не разбавлять антифриз, если у вас не концентрат.
Современные охлаждающие жидкости имеют разные сроки службы и температуры кипения. Например, G12 начинает кипеть позже, чем G11, а G12++ обладает увеличенным сроком службы, но стоит дороже. В любом случае, чтобы избежать перегрева двигателя, следует использовать только качественную охлаждающую жидкость.
Оригинальные запчасти
Высокое давление в системе охлаждения двигателя часто возникает из-за неисправности воздушного клапана, что мы уже обсудили. Однако стоит отметить, что этот клапан может иметь ограниченный срок службы, а даже новый экземпляр может оказаться неработоспособным. Это также касается других компонентов системы охлаждения, таких как термостат, водяной насос, патрубки, датчики и радиаторы. Чтобы избежать неприятностей, лучше выбрать оригинальные запчасти, которые, как правило, служат долго. Конечно, такие детали стоят значительно дороже, но они почти на 100% обеспечивают надежную работу всего узла. Поломка, казалось бы, незначительного элемента, как крышка, может привести к серьезному ремонту двигателя.
Что касается комплектующих из Китая, то здесь можно столкнуться с настоящей лотереей. Некоторые из них могут оказаться вполне качественными, в то время как другие не выдерживают и 100 километров пробега. Не стоит рисковать, ведь скупой платит дважды.
Серьезные последствия
Мы уже обсудили, что в системе охлаждения двигателя образуется давление, что является нормальным явлением. Однако часто возникают неисправности, которые трудно выявить. Например, антифриз может исчезать, при этом видимых утечек не наблюдается. В такой ситуации существует вероятность попадания охлаждающей жидкости в картер двигателя. Поэтому важно регулярно контролировать уровень масла. Если охлаждающая жидкость действительно проникает в мотор, уровень масла будет увеличиваться. Это может свидетельствовать о повреждении прокладки головки блока цилиндров, замена которой сопоставима с капитальным ремонтом двигателя.
Каждая деталь имеет свой срок службы, и по истечении этого времени нет никаких гарантий, что она будет функционировать исправно. Часто встречаются случаи, когда даже новая крышка расширительного бачка оказывается неисправной. И речь идет не только о китайских запчастях, но и о оригинальных компонентах. К сожалению, с этим ничего не поделаешь.
Подведем итоги
Мы разобрались в вопросе, зачем необходимо поддерживать давление в системе охлаждения двигателя, а также почему оно может быть слишком высоким или, наоборот, низким. Проверка этого параметра не представляет особой сложности, хотя многое зависит от конкретной модели автомобиля. Например, иногда выходит из строя датчик температуры охлаждающей жидкости. В этом случае он может передавать неверные данные на приборную панель, что вводит водителя в заблуждение. Датчик может показывать как завышенные, так и заниженные значения температуры двигателя, но это не всегда свидетельствует о неправильной работе системы.
При любых неисправностях в системе охлаждения их следует устранять как можно быстрее. Не рекомендуется использовать автомобиль с заедающей крышкой или термостатом. Для некоторых двигателей перегрев может обернуться серьезными последствиями, а капитальный ремонт обойдется в значительную сумму. Важно регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в системе, следить за отсутствием утечек и других неисправностей. Также полезно периодически очищать радиаторы от загрязнений, так как это может привести к повышению температуры двигателя.
Рекомендации по обслуживанию системы охлаждения
Система охлаждения автомобиля ВАЗ играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя, предотвращая его перегрев и обеспечивая стабильную работу. Для того чтобы система функционировала эффективно, необходимо регулярно проводить ее обслуживание и следить за состоянием различных компонентов.
1. Проверка уровня охлаждающей жидкости
Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости является одним из самых важных аспектов обслуживания системы охлаждения. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на расширительном бачке. При необходимости добавления жидкости следует использовать только ту, которая рекомендована производителем, чтобы избежать коррозии и отложений в системе.
2. Осмотр радиатора и шлангов
Важно периодически осматривать радиатор и шланги на наличие трещин, утечек и других повреждений. Утечки могут привести к снижению давления в системе охлаждения, что, в свою очередь, может вызвать перегрев двигателя. Если обнаружены повреждения, рекомендуется заменить шланги или радиатор на новые.
3. Проверка термостата
Термостат отвечает за регулирование температуры охлаждающей жидкости. Если он заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву двигателя. Рекомендуется проверять термостат на работоспособность каждые 30 000 километров или при возникновении проблем с температурным режимом двигателя.
4. Очистка системы охлаждения
Со временем в системе охлаждения могут накапливаться отложения и загрязнения, которые ухудшают теплообмен. Рекомендуется проводить промывку системы охлаждения специальными средствами, которые помогут удалить накипь и другие отложения. Это следует делать каждые 2-3 года или по мере необходимости.
5. Замена охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость теряет свои свойства со временем, поэтому ее замена должна проводиться в соответствии с рекомендациями производителя, обычно каждые 2 года или 40 000 километров пробега. При замене жидкости важно полностью слить старую и заполнить систему новой, следуя инструкциям по заливу.
6. Проверка водяного насоса
Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Если насос начинает работать неэффективно, это может привести к перегреву. Регулярная проверка состояния насоса, а также его подшипников и уплотнений поможет избежать серьезных проблем. Замена насоса рекомендуется при первых признаках износа.
7. Обращение к специалистам
Если у вас нет опыта в обслуживании системы охлаждения, лучше обратиться к квалифицированным специалистам. Они смогут провести диагностику и обслуживание системы, что поможет избежать возможных проблем в будущем.
Соблюдение этих рекомендаций поможет поддерживать систему охлаждения вашего автомобиля ВАЗ в исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечит надежную работу двигателя и продлит срок его службы.
Вопрос-ответ
Какое давление должно быть в системе охлаждения ВАЗ?
Давление в системе охлаждения автомобиля обычно составляет либо 0.9 бар, либо 1.1 бар. Это значение указано на крышке.
Какое нормальное давление в системе охлаждения?
Типичная система охлаждения автомобиля может выдерживать давление от 10 до 15 фунтов на квадратный дюйм (PSI). Как только давление превышает этот предел, в резервуаре охлаждающей жидкости сбрасывается дополнительное давление.
Какое нормальное давление в расширительном бачке?
Итак, какое давление держать в расширительных баках? Коротко: в бачке для отопления — 1.2-1.4 бар. В бачке для горячей воды (бойлера косвенного нагрева) — 3.0-3.5 бар. Подробно: давление в мембране расширительного бака отопления должно быть на 15-20 % меньше, чем рабочее давление в системе отопления.
Какое давление в системе охлаждения ВАЗ 2107?
Теперь всё в норме, давление 1,0 кгс/см². Систему охлаждения промывал содой и лимонной кислотой.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе. Это поможет избежать перегрева двигателя и предотвратить серьезные поломки. Убедитесь, что уровень жидкости находится между минимальной и максимальной отметками на расширительном бачке.
СОВЕТ №2
Следите за состоянием радиатора и шлангов. Появление трещин или утечек может привести к снижению давления в системе охлаждения. При обнаружении повреждений замените детали вовремя, чтобы избежать перегрева двигателя.
СОВЕТ №3
Проверяйте и при необходимости заменяйте термостат. Неправильная работа термостата может привести к неправильному давлению в системе охлаждения, что в свою очередь может вызвать перегрев или недостаточный обогрев двигателя.
СОВЕТ №4
Обращайте внимание на показания датчиков температуры. Если стрелка температуры двигателя поднимается выше нормы, это может свидетельствовать о проблемах с давлением в системе охлаждения. В таком случае рекомендуется немедленно остановить автомобиль и проверить систему.






