Как известно, на сегодняшний день существует большое количество различных типов двигателей внутреннего сгорания. Указанные типы силовых агрегатов являются источником энергии для транспортных средств, механизмов и агрегатов, а также отличаются по производительности, конструкции, по назначению и т.д.
В наших предыдущих статьях мы уже рассматривали всевозможные виды двигателей, которые устанавливаются на автомобили. Далее мы намерены поговорить о том, какая существует классификация двигателей внутреннего сгорания.
Общая классификация двигателей
Начнем с того, что двигатели внутреннего сгорания классифицируют по ряду признаков и особенностей. Прежде всего, силовые установки отличаются по своему назначению. ДВС бывают:
- стационарного типа;
- двигатели на транспорте;
Первые широко используются в качестве приводного механизма для различных насосов, генераторов, и т.д. Второй тип можно встретить на автомобилях, мотоциклах, судах, самолетах, поездах и других видах воздушных, наземных и водных транспортных средств. Отметим, что данная классификация не затрагивает реактивные, водородные и ракетные двигатели, распространяясь на массовые агрегаты.
Также силовые установки отличаются по типу используемого топлива. Двигатели могут работать на:
- жидком и легком топливе (бензин, дизтопливо, спирт);
- жидком тяжелом топливе (мазут, соляровое масло, газойль)
- газовом топливе;
- использовать горючее комбинированного типа, когда в двигателе одновременно используется жидкое топливо и газ (например, газодизель);
- применяется сразу несколько видов топлива для многотопливного ДВС (агрегат работает как на бензине, так и на керосине и т.д.);
Также двигатели внутреннего сгорания можно разделить по тому, как реализовано преобразование тепловой энергии в результате сжигания топлива в механическую полезную работу. Двигатели бывают:
- поршневыми ДВС (сгорание и преобразование тепловой энергии в механическую работу происходит в цилиндре двигателя;
- газотурбинные двигатели (в таких двигателях топливо сгорает в особой камере сгорания, после тепловая энергия преобразуется в механическую на лопатках турбинного колеса;
- двигатели комбинированного типа, в которых топливо сгорает в цилиндрах поршневого двигателя, при этом такой двигатель является генератором газа. Это значит, что тепловая энергия только частично превращается в механическую в цилиндре, а также частично преобразование происходит на лопатках турбинного колеса (например, турбопоршневой двигатель).
Еще двигатели внутреннего сгорания отличаются по способу смесеобразования. Силовые агрегаты бывают:
- моторы с внешним смесеобразованием (рабочая смесь образуется не в цилиндре). Если просто, это карбюраторные бензиновые и газовые двигатели, а также инжекторные двигатели с впрыском топлива во впускной коллектор.
- установки с внутренним смесеобразованием (на такте впуска в цилиндр отдельно подается воздух, затем прямо в камеру сгорания впрыскивается топливо, а рабочая смесь образуется уже в самом цилиндре). Такое смесеобразование происходит в дизельных двигателях, в бензиновых установках с искровой системой зажигания и газовых двигателях, где реализована подача горючего в цилиндр перед началом сжатия.
Также двигатели классифицируют и по способу воспламенения рабочей топливно-воздушной смеси. Смесь может воспламеняться:
- от внешнего источника, которым выступает электрическая искра на свече зажигания;
- от сжатия, где смесь воспламеняется от высоких температур во время сильного сжатия воздуха и топлива в цилиндре (например, дизельный ДВС);
- агрегаты с форкамерно-факельным зажиганием. В таких форкамерных моторах имеется две камеры сгорания. В первой (малой) камере смесь воспламеняется от искры, затем дальнейшее воспламенение основного заряда в основной (большой) камере происходит благодаря распространению фронта пламени из малой камеры.
- двигатели, которые работают по принципу первичной подачи небольшого количества жидкого топлива (самовоспламеняется от сжатия), в результате чего удается поджечь и основной заряд, который состоит из газового топлива (газодизельный двигатель).
Добавим, что также поршневые двигатели делятся по способу осуществления рабочего цикла. Моторы бывают 2-х и 4-х тактными. Силовые агрегаты могут быть атмосферными (впуск воздуха происходит благодаря разрежению в цилиндрах) и с наддувом, когда воздух нагнетается принудительно под давлением.
Что касается наддува, двигатели бывают компрессорными и турбированными, а также могут сразу иметь оба решения. Моторы с турбокомпрессором получают газовую турбину, которая работает благодаря воздействию отработавших газов.
Агрегаты с механическим компрессором конструктивно оснащены устройством, которое приводится в действие от двигателя, забирая у него часть энергии. Комбинированный тип предполагает, что двигатель одновременно имеет и турбокомпрессор, и механический нагнетатель.
Еще следует упомянуть различия по способу регулирования подачи топлива в цилиндры при изменении нагрузки. Существуют двигатели с регулированием смеси по:
- качеству;
- количеству;
- смешанного типа;
В первом случае речь идет об изменении состава смеси с учетом нагрузок и режимов работы ДВС. Во втором случае состав не меняется, при этом подается только большее или меньшее количество. В двигателях со смешанным регулированием меняется как состав смеси, так и количество, что зависит от нагрузок на агрегат.
Также нужно упомянуть и различия моторов по способу охлаждения. Двигатели бывают с жидкостным охлаждением, воздушным охлаждением и комбинированным охлаждением. Еще отдельного внимания заслуживает и система смазки. Например, в двухтактных моторах смазка сгорает прямо в цилиндрах, тогда как в четырехтактных двигателях масло практически не попадает в камеру сгорания.
Напоследок отметим, что классификация автомобильных двигателей затрагивает поршневые ДВС (бензиновые, дизельные и газовые), карбюраторные и инжекторные, с внешним смесеобразованием или прямым впрыском топлива, с воспламенением от искры или с воспламенением от сжатия.
Также на некоторых авто можно встретить газотурбинные, форкамерные или роторно-поршневые двигатели, однако сегодня такие агрегаты нельзя назвать массовыми применительно к автоиндустрии.
[custom_ads_shortcode1]
Двигатели внутреннего сгорания можно классифицировать по различным признакам.
1.По назначению:
а)стационарные, которые применяются на электростанции малой и средней мощности, для привода насосных установок, в сельском хозяйстве и т. п.
б)транспортные, устанавливаемые на автомобилях, тракто рах, самолетах, судах, локомотивах и других транспортных машинах.
2.По роду применяемого топлива различают двигатели, работающиена:
а) легком жидком топливе (бензине, бензоле, керосине, лигроинеиспирте);
Предлагаемая классификация распространяется на двигатели внутреннего сгорания, широко применяемые в народном хозяйстве. Специальные двигатели (реактивные, ракетные и др.) в данном случае не рассматриваются.
б)тяжелом жидком топливе (мазуте, соляровом масле, дизельном топливе игазойле);
в)газовом топливе (генераторном, природном и других газах);
г)смешанном топливе; основным топливом является газ, а для пуска двигателя используется жидкое топливо;
д)различных топливах (бензине, керосине, дизельном топливе и др.) — многотопливные двигатели.
3.По способу преобразования тепловой энергии в механическуюразличаютдвигатели:
а)поршневые, в которых процесс сгорания и превращения тепловой энергии в механическую совершается в цилиндре;
б)газотурбинные, в которых процесс сгорания топлива совершается в специальной камере сгорания, а превращение теп ловой энергии в механическую происходит на лопатках колеса газовой турбины;
в)комбинированные, в которых процесс сгорания топлива происходит в поршневом двигателе, являющемся генератором газа, а превращение тепловой энергии в механическую совершается частично в цилиндре поршневого двигателя, а частичнона лопатках колеса газовой турбины (свободнопоршневые генераторы газов, турбопоршневые двигатели и т. п.).
4.По способу смесеобразования различают поршневые двигатели:
а) с внешним смесеобразованием, когда горючая смесь образуется вне цилиндра; по такому способу работают все карбюраторные и газовые двигатели, а также двигатели с впрыском топлива во впускную трубу;
б) с внутренним смесеобразованием, когда в процессе впуска в цилиндр поступает только воздух, а рабочая смесь образуется внутри цилиндра; по такому способу работают дизели, двигатели с искровым зажиганием и впрыском топлива в цилиндр и газовые двигатели с подачей газа в цилиндр в начале процесса сжатия.
5.По способу воспламенения рабочей смеси различают:
а)двигатели с воспламенением рабочей смеси от электрической искры(с искровым зажиганием);
б)двигатели с воспламенением от сжатия (дизели);
в)двигатели с форкамерно-факельным зажиганием, в которых воспламенение смеси искрой осуществляется в специальной камере сгорания небольшого объема, а дальнейшее развитие процесса горения происходит в основной камере.
г)двигатели с воспламенением газового топлива от небольшой порции дизельного топлива, воспламеняющегося от сжатия, — газожидкостный процесс.
6.По способу осуществления рабочего цикла поршневые двигателиделятсяна:
а) четырехтактные без наддува (впуск воздуха из атмосферы) и с наддувом (впуск свежего заряда под давлением);
б) двухтактные — без наддува и с наддувом. Различают наддув с приводом компрессора от газовой турбины, работающей на отработавших газах (газотурбинный наддув); наддув от компрессора, механически связанного с двигателем, и наддув от компрессоров, один из которых приводится в действие газовой турбиной, а другой — двигателем.
7.По способу регулирования при изменении нагрузки раз личают:
а)двигатели с качественным регулированием, когда в связи с изменением нагрузки меняется состав смеси путем увеличения илиуменьшенияколичествавводимоговдвигательтоплива;
б)двигатели с количественным регулированием, когда при изменении нагрузки состав смеси остается постоянным и меняется только ее количество;
в)двигатели со смешанным регулированием, когда в зависимости от нагрузки изменяются количество и состав смеси.
8.Поконструкцииразличают:
а)поршневые двигатели,которые,в свою очередь,делятся: по расположению цилиндров на вертикальные рядные, горизонтальные рядные, V-образные, звездообразные и с противолеащимицилиндрами;
по расположению поршней на однопоршневые (в каждом цилиндре имеется один поршень и одна рабочая полость), с противоположно движущимися поршнями (рабочая полость расположена между двумя поршнями, движущимися в одном цилиндре в противоположные стороны), двойного действия (по обе стороны поршня имеются рабочие полости);
б)роторно-поршневые двигатели, которые могут быть трех типов:
ротор (поршень) совершает планетарное движение в корпусе; при движении ротора между ним и стенками корпуса образуются камеры переменного объема, в которых совершается цикл; эта схема получила преимущественное применение;
корпус совершает планетарное движение, а поршень неподвижен;
ротор и корпус совершают вращательное движение — биро-торныйдвигатель.
9. По способу охлаждения различают двигатели:
а)с жидкостным охлаждением;
б)своздушнымохлаждением.
На автомобилях устанавливают поршневые двигатели с воспламенением от искры (карбюраторные, газовые, с впрыском топлива) и с воспламенением от сжатия (дизели). На некоторых опытных автомобилях применяют газотурбинные, а также роторно-поршневые двигатели.
Основные конструктивные отличия ДВС
Если говорить о главных отличиях в конструкции поршневых двигателей, различные силовые агрегаты делятся на рядные горизонтальные и вертикальны по расположению цилиндров. Также двигатели бывают V-образными, оппозитными и т.д.
Еще агрегаты бывают однопоршневыми двигателями, когда в одном цилиндре имеется один поршень и рабочая полость. При этом также встречаются ДВС, в которых поршни движутся противоположно в одном цилиндре, а рабочая полость находится между двумя поршнями. Также бывают моторы двойного действия, в которых по обеим сторонам от поршня имеются рабочие полости.
Отдельно стоит упомянуть и роторно-поршневые двигатели (двигатель Ванкеля), которые также имеют разную конструкцию. Наиболее распространенным вариантом является такой, где ротор, который и является поршнем, движется (планетарное движение) в корпусе. Во время такого движения между ротором и стенками корпуса двигателя образуются камеры сгорания с переменным рабочим объемом.
При этом существуют варианты роторного двигателя, где поршень-ротор не движется, а планетарное движение совершает корпус ДВС. Еще одной разновидностью можно считать агрегаты, в которых движется как корпус, так и сам ротор.
[custom_ads_shortcode2]
Классификация двигателей по различным основаниям
Различные критерии, дают возможность сгруппировать типы моторов.
1. Применение мотора:
- моторы, относящиеся к стационарному типу, используются на электрических станциях малой и средней мощности, для обеспечения работоспособности насосов, а также распространены в сельскохозяйственных агрегатах;
- как видно из названия транспортные силовые установки, нашли своё применение в различных наземных, воздушных, а также водных транспортах.
2. По виду применяемой топливной смеси:
- лёгкие виды горючего (бензиновые, бензольные, керосиновые, лигроиновые, спиртовые);
- тяжёлые виды горючего;
- газовые силовые установки (генераторные, природные газы);
- смешанные виды горючего; первичное горючее — газ, для старта мотора применяют жидкое горючее;
- использующие разное горючее.
3. По типу преобразования энергии:
- поршневые моторы;
- газотурбинные установки;
- моторы комбинированного типа.
4. По типу образования смеси:
- внешнее образование смеси;
- внутреннее образование смеси.
5. По типу воспламенения топливной смеси:
- моторы с искровым воспламенением;
- установки с воспламенением от давления;
- устройства с форкамерно — факельным воспламенением;
- моторы с газожидкостным воспламенением.
6. В зависимости от конструкции выделяют:
- моторы поршневого типа, они подразделяются на: вертикальные; горизонтальные; V-образные; звездообразные; противолежащими цилиндрами.
- моторы роторно-поршневого типа, делятся на: а. двигатели в которых ротор планетарно движется внутри корпуса. Во время движения, между ротором и корпусными стенками возникают камеры с переменным объёмом, внутри этих камер происходит цикл. Это наиболее распространённая схема; б. моторы в которых вместо ротора планетарно движется корпус, а сам ротор остаётся неподвижным; в. установки, в которых корпус и ротор вращательно движутся — бироторные двигатели.
7. По типу охлаждения выделяют:
- с жидкостной охладительной системой;
- с воздушной охладительной системой.
Что в итоге
Итак, выше были рассмотрены назначение и классификация двигателей внутреннего сгорания. При этом данная информация наглядно демонстрирует широчайшую сферу применения поршневых ДВС. Как видно, двигатели могут иметь разную конструкцию, используют различные виды топлива, а также имеют разные системы смазки, топливоподачи, охлаждения и зажигания.
С учетом тех или иных особенностей конкретного типа ДВС такие агрегаты используются как на транспортных средствах, так и в качестве генераторов, устройств привода всевозможных агрегатов и механизмов.
Двигатели внутреннего сгорания классифицируют по следующим признакам:по назначению — транспортные и стационарные; способу осуществления рабочего цикла — четырех- и двухтактные;способу смесеобразования — с внешним смесеобразованием (бензиновые и газовые) и внутренним смесеобразованием (дизели);способу воспламенения рабочей смеси — с принудительным воспламенением от электрической искры (бензиновые, газовые и др. ) и воспламенением от сжатия, т. е.
с самовоспламенением (дизели);виду применяемого топлива — работающие на бензине, тяжелом дизельном топливе (дизели), сжатом или сжиженном газе, других видах топлива;числу цилиндров — одно- и многоцилиндровые (двух-, трех-, четырех-, шести-, восьмицилиндровые и т. д. );расположению цилиндров — однорядные с вертикальным расположением цилиндров или с наклоном оси цилиндров к вертикали на 20.
. . 40°; V-образные двухрядные с расположением цилиндров под углом и оппозитные с противоположным горизонтальным расположением цилиндров под углом 180°;способу наполнения цилиндров свежим зарядом — без наддува (наполнение осуществляется за счет разрежения, создаваемого в цилиндре при движении поршня от в.
м. т. к н.
м. т. ) и с наддувом (наполнение цилиндра свежим зарядом происходит под давлением, которое создается компрессором);способу охлаждения — с жидкостным и воздушным охлаждением.
[custom_ads_shortcode3]
Мир науки
Двигатели, которые применяются или могут найти применение на автомобильном транспорте, можно классифицировать по ряду признаков.
1. По способу преобразования теплоты и энергии в механическую работу: двигатели внутреннего сгорания (ДВС)-
поршневые, роторно-поршневые, газотурбинные; двигатели внешнего сгорания-двигатели Стирлинга; паровые двигатели, электрические двигатели; инерционные двигатели.
2. По способу осуществления рабочего цикла: четырехтактные и двухтактные ДВС, как с наддувом, так и без него.
3. По виду топлива используемый: легкого (бензин, лигроин, керосин, бензол, спирт) тяжелого (дизельное топливо, соляровое масло, газойль, мазут) газового (природный газ, нефтяные газы-пропан и бутан, доменный газ, генераторный газ и др..) смешанного (бензогазови смеси, смеси жидкого и газового топлива — в газодизель).
4. По способу смесеобразования: двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные, газовые и с впрыском легкого топлива во впускной коллектор) с внутренним смесеобразованием (дизели, двигатели с впрыском легкого топлива в цилиндр) со смешанным смесеобразованием (газодизель).
5. По способу зажигания рабочей смеси: двигатели с искровым зажиганием (карбюраторные, газовые, с впрыском легкого топлива); с самовоспламенением от сжатия (дизели) с воспламенением газового топлива от зажигательного дозы жидкого топлива (газодизель).
6. По способу регулирования мощности: двигатели с качественным (дизели и газодизель), количественным (карбюраторные и газовые) и смешанным регулированием.
7. От особенностей расположения цилиндров: рядные (с вертикальных, горизонтальных, наклонных и оппозитным размещением), V-образные.
8. По способу охлаждения: двигатели с жидкостным и воздушным охлаждением.
Классификация 2-8 относится только к поршневых ДВС.
На современных отечественных автомобилях преимущественно применяются четырехтактные поршневые ДВС с наддувом и без него, работающих на легком, тяжелом и газовом топливе, с внешним и внутренним смесеобразованием, с искровым зажиганием смеси и самовоспламенением ЕЕ от сжатия, с количественным и качественным регулированием мощности, а также рядные и У-образные с жидкостным и воздушным охлаждением. Ограничено применяются электрические двигатели, работающие от аккумуляторных батарей. Наиболее перспективными автомобильными ДВС на период до 2000 года считаются газовые двигатели с впрыском легкого топлива и комбинированные дизели с газотурбинным наддувом. В ближайшей перспективе возможно применение также газотурбинных двигателей, в более отдаленной — двигателей с внешним подводом теплоты (двигателей Стирлинга).
Насосы и вентиляторы системы жидкостного охлаждения в двигателе внутреннего сгорания
Система охлаждения
предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе: нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;охлаждение масла в системе смазки;охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;охлаждение воздуха в системе турбонаддува;охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.В зависимости от способа охлаждения различают следующие
виды систем охлаждения
:жидкостная (закрытого типа);воздушная (открытого типа);комбинированная.Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается
центробежным насосом
. В обиходе центробежный насос называют
помпой
. Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др. На некоторых двигателях (турбонаддув, непосредственный врпыск) для защиты от перегрева устанавливается дополнительный
насос циркуляции охлаждающей жидкости
, подключаемый блоком управления двигателемВентилятор радиатора служит повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь различный привод: На привод вентилятора затрачивается до 3—5% мощности двигателя, что вызывает увеличение расхода топлива.механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя);электрический (управляемый электродвигатель);гидравлический (гидромуфта).Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.
[custom_ads_shortcode1]
Рабочие процессы поршневых двигателей. Общие определения и понятия
Поршневые двигатели внутреннего сгорания классифицируются по количеству тактов в рабочем цикле на двухтактные и четырёхтактные.Рабочий цикл в поршневых двигателях внутреннего сгорания состоит из четырёх процессов: впуска, сжатия, сгорания и выпуска. В двигателе рабочий цикл может быть осуществлен по следующей широко применяемой схеме:1. В процессе впуска поршень перемещается от верхней мертвой точки (в.м.т.)
к
нижней мертвой точке (н.м.т.)
, а освобождающееся надпоршневое пространство цилиндра заполняется смесью воздуха с топливом. Из-за разности давлений во впускном коллекторе и внутри цилиндра двигателя при открытии впускного клапана смесь поступает (всасывается) в цилиндр в момент времени, называемый углом открытия впускного клапана φа.Воздушно-топливная смесь и продукты сгорания (всегда остающиеся в объёме пространства сжатия от предыдущего цикла), смешиваясь между собой, образуют рабочую смесь. Тщательно приготовленная рабочая смесь повышает эффективность сгорания топлива, поэтому её подготовке уделяется большое внимание во всех типах поршневых двигателей.Количество воздушно-топливной смеси, поступающее в цилиндр за один рабочий цикл, называется свежим зарядом, а продукты сгорания, остающиеся в цилиндре к моменту поступления в него свежего заряда — остаточными газами.Чтобы повысить эффективность работы двигателя, стремятся увеличить абсолютную величину свежего заряда и его весовую долю в рабочей смеси.2. В процессе сжатия оба клапана закрыты и поршень, перемещаясь от н.м.т. к в.м.т. и уменьшая объём надпоршневой полости, сжимает рабочую смесь (в общем случае рабочее тело). Сжатие рабочего тела ускоряет процесс сгорания и этим предопределяет возможную полноту использования тепла, выделяющегося при сжигании топлива в цилиндре.Двигатели внутреннего сгорания строятся с возможно большей степенью сжатия, которая в случаях принудительного зажигания смеси достигает значения 10—12, а при использовании принципа самовоспламенения топлива выбирается в пределах 14—22. 3. В процессе сгорания происходит окисление топлива кислородом воздуха, входящего в состав рабочей смеси, вследствие чего давление в надпоршневой полости резко возрастает.В рассматриваемой схеме рабочая смесь в нужный момент вблизи в.м.т. поджигается от постороннего источника с помощью электрической искры высокого напряжения (порядка 15 кв). Для подачи искры в цилиндр служит свеча зажигания, которая ввертывается в головку цилиндра.Для двигателей с воспламенением топлива от тепла, выделяющегося от предварительно сжатого воздуха, запальная свеча не нужна. Такие двигатели снабжаются специальной форсункой, через которую в нужный момент в цилиндр впрыскивается топливо под давлением в 100 ÷ 300 кГ/см² (≈ 10—30 Мн/м²) В процессе расширения раскаленные газы, стремясь расшириться, перемещают поршень от в.м.т. к н.м.т. Совершается рабочий ход поршня, который через шатун передает давление на шатунную шейку коленчатого вала и проворачивает его.4. В процессе выпуска поршень перемещается от н.м.т. к в.м.т. и через второй открывающийся к этому времени клапан, выталкивает отработавшие газы из цилиндра. Продукты сгорания остаются только в объёме камеры сгорания, откуда их нельзя вытеснить поршнем. Непрерывность работы двигателя обеспечивается последующим повторением рабочих циклов.Процессы, связанные с подготовкой рабочей смеси к сжиганию её в цилиндре, а также освобождением цилиндра от продуктов сгорания, в одноцилиндровых двигателях осуществляются движением поршня за счёт энергии маховика, которую он накапливает в процессе рабочего хода.В многоцилиндровых двигателях вспомогательные ходы каждого из цилиндров выполняются за счёт работы других (соседних) цилиндров. Поэтому эти двигатели в принципе могут работать без маховика.Для удобства изучения рабочий цикл различных двигателей расчленяют на процессы или, наоборот, группируют процессы рабочего цикла с учетом положения поршня относительно мертвых точек в цилиндре. Это позволяет все процессы в поршневых двигателях рассматривать в зависимости от перемещения поршня, что более удобно.Часть рабочего цикла, осуществляемая в интервале перемещения поршня между двумя смежными мертвыми точками, называется тактом.Такту, а следовательно, и соответствующему ходу поршня присваивается название процесса, который является основным при данном перемещении поршня между двумя его мертвыми точками (положениями).В двигателе каждому такту (ходу поршня) соответствуют, например, вполне определённые основные для них процессы: впуск, сжатие, расширение, выпуск. Поэтому в таких двигателях различают такты: впуска, сжатия, расширения и выпуска. Каждое из этих четырёх названий соответственно присваивается ходам поршня.В любых поршневых двигателях внутреннего сгорания рабочий цикл складывается из рассмотренных выше пяти процессов по разобранной выше схеме за четыре хода поршня или всего за два хода поршня. В соответствии с этим поршневые двигатели подразделяют на двух- и четырёхтактные.
Двигатель — источник энергии, преобразующейся в механическую работу, обеспечивающую движение автомобиля. Требования предъявляемые к двигателям: • низкий уровень шума:• соответствие требованиям международных норм по токсичности отработавших газов;• высокая экономичность;• компактность;• простота и безопасность в обслуживании;
• высокие показатели мощности и т.д.
[custom_ads_shortcode2]
Классификация двигателей внутреннего сгорания
Со времени своего появления на свет, двигатели внутреннего сгорания очень сильно изменились. Производительность современных двигателей, по сравнению с двигателями времен зари двигателестроения, взлетела до космических высот. Естественно, выросло и разнообразие двигателей. Благодаря этому разнообразию, двигателям нашли бесчисленное количество способов применения. Все это разнообразие можно охватить с помощью классифицирования.
— По количеству цилиндров. Бывают одноцилиндровые, двухцилиндровые, трехцилиндровые и т.д. вплоть до 12 и даже более цилиндров, двигатели. Но все, что более 12 цилиндров, это уже редкость в автомобильной промышленности.
— По способу расположения цилиндров. Самые распространенные варианты, это рядные и V-образные двигатели. Рядные двигатели, это такие двигатели, в которых цилиндры расположены в одном ряду, друг за другом, располагаться они могут, относительно пространственного положения самого двигателя, как вертикально, так и горизонтально, а также под любым градусом наклона. V-образные двигатели, это такие двигатели, у которых имеется 2 ряда цилиндров и расположены они под углом 90 друг к другу, что напоминает букву V. Существуют также двигатели с оппозитным расположением цилиндров. Это когда цилиндры находятся друг напротив друга под углом 180 .
— По способу охлаждения. Бывают двигатели с воздушным охлаждением и с жидкостным. Воздушное охлаждение гораздо проще в производстве и обслуживать его не надо, но оно имеет много недостатков. Самый главный недостаток, это то, что двигатель обдувается потоком встречного или нагнетаемого вентилятором воздуха, из-за чего двигатель имеет разную температуру в разных местах, то есть охлаждается неравномерно. Разная температура приводит к неравномерному износу всего двигателя, что в конечном итоге сокращает срок службы такого двигателя. Да и перегреть такой двигатель, проще простого.
Второй на мой взгляд, очень важный недостаток воздушного охлаждения, это невозможность использовать тепло нагретой охлаждающей жидкости для обогрева салона автомобиля и невозможность подогревать двигатель в морозы, жидкостным предпусковым подогревателем.
Поэтому, жидкостное охлаждение, как говориться рулит. Не даром оно вытеснило воздушное охлаждение с автомобилей, за редким исключением (например грузовики марки «Татра»)
— По назначению. Бывают двигатели автомобильные, судовые, стационарные, бытовые (бензокоса, бензопила) и т.д.
— По способу осуществления рабочего цикла. Бывают 4 такта за один рабочий цикл, а бывает 2 такта. И называются такие двигатели соответственно, четырехтактные и двухтактные. Четырехтактных двигателей в мире превалирующее большинство. Этому есть ряд причин. Основные это экологичность, экономичность и надежность.
— По виду применяемого топлива. Бывают двигатели использующие для своей работы: бензин, дизельное топливо и сжатый или сжиженный газ. Также существуют битопливные и многотопливные двигатели, которые могут работать можно сказать на всем, что горит. Кроме того, есть и другие экзотические двигатели, работающие на не менее экзотических видах топлива, но о них в других статьях.
— По способу воспламенения рабочей смеси в цилиндрах. Бывают двигатели, в которых смесь поджигается искрой от свечи зажигания (бензиновые и газовые), а бывают двигатели в которых смесь поджигается сама по себе от сильного давления (дизельные двигатели)
— По способу наполнения цилиндров воздухом. Бывают атмосферные и наддувные двигатели. Атмосферные, это когда воздух попадает в цилиндры самотеком, то есть из-за разности давлений в цилиндре и во впускном тракте, создается эффект всасывания в цилиндр. Наддувные двигатели, это когда воздух силой вгоняется в цилиндр, с помощью турбонаддува или компрессора. Благодаря наддуву, удается наполнить цилиндр воздухом гораздо сильнее, чем это происходит в атмосферных двигателях, в результате чего значительно вырастает мощность двигателя, но снижается его ресурс.




