Выбор масла для двигателя ВАЗ 21214 Нива инжектор влияет на производительность и долговечность автомобиля. Правильное моторное масло обеспечивает смазку, защищает от износа и коррозии, а также способствует теплоотведению. В статье рассмотрим характеристики масла, подходящие марки и типы, а также рекомендации по замене масла для оптимальных условий работы автомобиля.
Выбор и замена масла во всех узлах на Ниве 21214-МОпубликовано в Lada 4×4 Нива,
Не прошло и много времени с момента, как я приобрёл новую «Ниву», как на электронном одометре появилась отметка в 1000 км пробега. Многие автолюбители знают, что именно на этом этапе необходимо заменить масло во всех узлах модели 21214. Учитывая внедорожные качества «Нивы», таких узлов будет довольно много. Новое масло нужно залить в следующие агрегаты:
- двигатель;
- коробка переключения передач (КПП);
- раздаточная коробка (РКПП);
- передний мост;
- задний мост;
Плановая замена масла на этой отметке является обязательной по нескольким причинам: неизвестно, сколько времени и в каких условиях автомобиль находился на складе до покупки, а также в каком состоянии сейчас масло; в процессе обкатки новые детали «притираются», что приводит к значительному износу и выработке, влияющим на свойства масла и иногда способствующим образованию металлической стружки, что крайне нежелательно; и, наконец, это просто рекомендация производителя. Заменив масло, вы будете уверены в том, что залито в вашем автомобиле, и сможете контролировать его состояние.
Многие задаются вопросом: «Если речь идет о первой плановой замене масла, зачем беспокоиться, если это обязательная процедура в официальном сервисе, и пренебрегая ею, мы рискуем потерять гарантию?». Это вполне разумный вопрос, и я с радостью на него отвечу. В кратком изложении: я считаю, что от гарантийного обслуживания стоит отказаться с первого дня покупки! Почему? Всё просто — из-за невыносимых условий гарантийного ремонта и обслуживания. Многие не осознают, но в рамках официального гарантийного обслуживания существует множество подводных камней, которые могут значительно усложнить ситуацию. Хотя этот вопрос требует отдельного обсуждения, несколько причин стоит упомянуть, чтобы заставить задуматься.
-
Первая важная причина для отказа — все плановые обслуживания и ТО платные! Да, вы не ослышались, чтобы пройти плановую диагностику автомобиля и, например, заменить масло, вам придётся заплатить из своего кармана! Бесплатным будет только гарантийный ремонт дефектных деталей, возникших по вине производителя. С одной стороны, это полезно, но с другой — в сервисах таких «гарантийников» не слишком любят. Кто захочет «бесплатно» устранять недостатки, вызванные низким качеством производства? Поэтому не удивительно, что возникают слухи о том, как в мастерских работники спустя рукава устанавливают на автомобили с гарантией детали, которые уже были в ремонте. Если этого недостаточно, то отношение персонала к вам, скорее всего, будет хамским и пренебрежительным, но тут уже всё зависит от удачи.
-
Вторая значимая причина — отсутствие свободы выбора. Обращаясь на ТО или по гарантии в официальную мастерскую, вы автоматически принимаете их правила и все невыносимые условия, которые ограничивают вашу свободу. Таким образом, процесс ремонта проходит за закрытыми дверями, куда у вас нет доступа. Это значит, что вы не сможете контролировать процесс и убедиться в его качестве. Ещё один серьёзный минус — невозможность заменять детали или расходные материалы на те, которые вы выбрали самостоятельно.
Что касается масла, то вам зальют на ТО «какое-то», рекомендованное производителем. Лично меня такой набор ограничений совершенно не устраивает, и после некоторых раздумий я решил отказаться от официальной гарантии. Да, это риск, так как в случае заводского брака придётся решать проблемы за свой счёт, но зато я буду уверен в результате, и это является весомым аргументом.
Эксперты рекомендуют использовать в двигателе ВАЗ 21214 Нива инжектор масло, соответствующее стандарту API SL или выше. Оптимальным выбором является полусинтетическое или синтетическое масло с вязкостью 10W-40, что обеспечивает надежную защиту двигателя в различных условиях эксплуатации. Важно учитывать климатические условия: в холодное время года можно использовать масла с вязкостью 5W-40. Также специалисты подчеркивают необходимость регулярной замены масла и фильтра, что способствует продлению срока службы двигателя и улучшению его работы. При выборе масла стоит обращать внимание на репутацию производителя и наличие сертификатов качества.

Выбор правильного масла
Итак, мы разобрались с вопросом гарантии, но ехать в сервис для замены масла не очень хочется. Если руки растут из правильного места и с головой все в порядке, то процесс замены масла не представляет особой сложности. Гораздо важнее правильно выбрать масло, чтобы не столкнуться с подделкой и не ошибиться в классе, вязкости и других характеристиках.
Хотя для «Нивы» этот вопрос не столь критичен, так как нагрузки на ходовую часть и двигатель не будут чрезмерными из-за конструкции (в отличие от, скажем, BMW), все же отношение к обслуживанию механизмов напрямую влияет на их долговечность, производительность и ходовые качества. Простое приобретение подделки может привести к капитальному ремонту двигателя или, как минимум, серьезным проблемам с его работой. Поэтому сейчас самое время разобраться во всех нюансах выбора подходящего масла раз и навсегда, о чем и пойдет речь далее.
Эта тема настолько обширна и в некотором смысле неисчерпаема, что можно написать целый трактат, не дойдя до сути. Однако мы постараемся ограничиться основными моментами. Важно помнить, что речь идет о выборе масла именно для «Нивы», поэтому советы для других марок автомобилей могут не подойти, хотя в целом принципы остаются схожими.
Перед тем как выбирать масло, давайте ознакомимся с объемами, необходимыми для всех узлов в «Ниве», где требуется замена:
- Двигатель — 3.75 литра;
- Коробка переключения передач (КПП) — 1.6 литра;
- Раздаточная коробка (РКПП) — 0.75 литра;
- Передний мост — 1.15 литра;
- Задний мост — 1.3 литра;
Исходя из этих данных, стоит купить масло с небольшим запасом, примерно на 1 литр, чтобы было на доливку и на непредвиденные случаи. Больше покупать не имеет смысла, так как это может оказаться лишней тратой. Таким образом, для двигателя нам нужно 5 литров масла, а для всей трансмиссии — около 6 литров.
Далее. Если кто-то не знает, масла бывают двух типов: моторные и трансмиссионные. Это ключевой момент при выборе масла в магазине, и путать их ни в коем случае нельзя, так как они обладают разными свойствами, что критично в нашем случае.
Моторные масла также делятся на два типа — для бензиновых и дизельных двигателей. В случае с «Нивой» речь идет только о бензине. Это основные критерии, по которым можно начинать поиски нужного масла на полках автомагазина. Поскольку масла бывают импортные, не всегда интуитивно понятно, что к чему, если ориентироваться только по надписям на упаковке. Поэтому старайтесь избегать слов «diesel» на маркировке масла и внимательно изучайте всю информацию.
На этом выбор масла только начинается. Теперь давайте разберемся с необходимой вязкостью масла. На упаковке обычно указаны две цифры, которые раскрывают суть этих параметров. Обычно они выглядят примерно так: «10-w40» или различные вариации. Зачем нам знать эти значения, и на что они влияют? Вязкость масла — одна из важнейших характеристик, она показывает температурный диапазон окружающей среды (не рабочей температуры!), при котором масло сохраняет свои свойства.
Другими словами, эти цифры указывают, при какой минимально низкой температуре масло начинает слишком густеть, и при какой максимально высокой температуре оно станет слишком жидким (выходя за пределы рабочих свойств в каждом из случаев). Для нормальной работы и долговременной сохранности всех узлов с маслом не должно происходить критических изменений, а вязкость должна оставаться на среднем уровне. Этот параметр также влияет на давление масла в системе и его прокачку насосом во все части двигателя. Вязкость выбирается исходя из условий эксплуатации и периодичности замены масла. Если вы активно используете автомобиль зимой и летом, и замена масла происходит перед сменой сезона, то целесообразно зимой заливать масло с первым индексом пониже, а летом — с более высоким вторым индексом. Таким образом, первая цифра в формуле «10-w40» отвечает за сохранение рабочих свойств масла при низких температурах, а вторая — за работоспособность при высоких.
Но не все так просто. Погода может быть капризной и переменчивой, и сильные морозы зимой могут отсутствовать (все зависит от региона), а лето не всегда бывает экстремально жарким. Поэтому стремиться к крайним значениям в индексе вязкости нецелесообразно, достаточно подобрать универсальное масло с усредненным диапазоном температур. Для зимы с морозами не ниже «минус 25» и для летнего зноя с температурой не выше «плюс 30» оптимальным выбором будет масло с вязкостью «10-w40». Оно наиболее распространено и идеально подходит для условий эксплуатации «Нивы». Конечно, в каждом конкретном случае вопрос индивидуален, и если вы эксплуатируете машину в суровых условиях, то вязкость нужно выбирать в строгом соответствии с климатическими условиями. Ниже приведена таблица с наиболее распространенными значениями вязкости масла в зависимости от температурных условий.
На этом трудности выбора не заканчиваются. Определившись с вязкостью, стоит учесть основной тип масла, который бывает трех видов: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. В чем различия между маслами разных типов? Разница довольно очевидна: минеральное масло изготавливается из натуральных нефтепродуктов, очищенных от примесей, в то время как синтетическое создается исключительно химическим путем из искусственных веществ. Полусинтетическое масло — это смесь минерального и синтетического в нужной пропорции (обычно 50/50), обеспечивающая необходимые рабочие свойства.
Каждый тип масла имеет свои преимущества и недостатки. Изначально, когда автомобильная промышленность только начинала развиваться, использовались только минеральные масла из-за их доступности и низкой стоимости. Однако с развитием технологий и повышением требований к маслам, возникла необходимость в синтетических маслах, которые лучше сохраняют свои свойства в различных температурных диапазонах и условиях эксплуатации. Синтетическое масло отличается высокой долговечностью и отличными энергосберегающими свойствами. Основное преимущество синтетического масла заключается в его химической стабильности: во время работы оно практически не теряет своих свойств.
Тем не менее, не всегда целесообразно использовать дорогое синтетическое масло, особенно для устаревших двигателей, которые не требуют высоких температурных диапазонов. Это касается и «Нивы» с двигателем, разработанным в 60-х годах прошлого века. Более того, в некоторых случаях чисто синтетическое масло может навредить, так как оно более требовательно к качеству резинок уплотнителей двигателя, которые на «Ниве» могут быть не в лучшем состоянии. В итоге получается, что синтетика, хотя и хороша по всем параметрам, может оказаться бесполезной для владельцев «Нивы» и станет неоправданным вложением. Рискованным, потому что даже для новой машины есть вероятность, что при заливке синтетики у «Нивы» начнут течь сальники, что потребует их замены и разборки двигателя. Бесполезным это масло будет, потому что двигателю «Нивы» не нужен запредельный запас рабочих свойств, вполне достаточно и более простых решений. Таким образом, оптимальным выбором для двигателя «Нивы» будет полусинтетическое масло, которое обладает сбалансированными характеристиками вязкости и качественными присадками, что практически гарантирует защиту от протечек. Однако полусинтетика актуальна только для новых машин, а если автомобиль сильно изношен, то единственным вариантом остается минеральное масло. Исключением будут случаи, когда машина эксплуатируется в жестких условиях и при экстремальных температурах — в таких ситуациях альтернатив синтетическим маслам просто нет.
Теперь, когда мы разобрались с типами масла и поняли, что для «Нивы» в большинстве случаев оптимальным выбором будет полусинтетика, давайте перейдем к следующему аспекту. На канистрах с маслом часто указана информация, которая расскажет о соответствии масла стандартам единой системы классификации API (Американского института нефти). Эта информация обычно написана мелким шрифтом на упаковке, а иногда и вовсе отсутствует. Но на самом деле, как это часто бывает, именно этот текст наиболее ценен для потребителя, так как он указывает на принадлежность масла к определенному типу, исходя из существующей классификации. Благодаря этому мы можем точно подобрать масло, соответствующее нашим условиям и механизмам, а также избежать переплаты за ненужный маркетинг, выбирая продукт с умом. Международная классификация API существует с 1969 года и по сей день, практически все масла имеют отметку по данной системе, что удобно, так как классификация включает всего три класса:
- S (Service) — категории качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущие в хронологическом порядке.
- C (Commercial) — категории качества и назначения масел для дизельных двигателей, также в хронологическом порядке.
- EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла — новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Универсальные масла, подходящие как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа, например API SM/CF.
Если углубиться в данную классификацию и успокоить свои нервы, то на этикетке нужно искать класс S (Service) для бензиновых двигателей. Запись должна выглядеть примерно так: API SM. Если расшифровать, то получится, что по классификации API масло принадлежит к классу «S» для бензиновых двигателей и относится к категории качества «M». Категории качества по системе API вводились буквенными значениями по возрастанию английского алфавита, начиная с буквы «A». С момента введения классификации API многие классы устарели, например класс «A» использовался еще в 60-х годах. С тех пор требования к маслам значительно возросли, и устаревшие классы были выведены из оборота. В настоящее время действуют три класса:
- SJ — масла данной категории подходят для всех современных бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех предыдущих категорий для более старых моделей. Максимальный уровень эксплуатационных свойств (с 1996 года).
- SL — масла данной категории обладают стабильностью энергосберегающих свойств, пониженной летучестью и удлиненными интервалами замены (с 2001 года).
- SM — масла данной категории отличаются повышенными требованиями к смазывающим материалам относительно стойкости к окислению, защите от отложений и износа (с 2004 года).
Пользуясь данной информацией, становится понятно, что если выбирать масло с учетом стандартизации API, то следует искать на этикетке принадлежность к одному из трех действующих классов (в идеале последнего). Обычно это указывается мелким шрифтом, так как подобная информация не считается полезной с точки зрения маркетинга. Бывают случаи, когда таких обозначений вообще нет на банке с маслом, как это произошло в моем случае с японским маслом, которое я выбрал в этот раз. Поэтому стоит отметить, что знание классов, конечно, полезно для общего развития, но для владельца «Нивы» это может оказаться лишней информацией, учитывая относительную неприхотливость в эксплуатации. Это не означает, что к замене масла можно относиться с пренебрежением, ни в коем случае! За процессом своевременной замены нужно следить по регламенту, а в идеале — менять масло по возможности чаще (особенно при постоянной езде в пробках и в режимах работы двигателя, близких к перегреву). Просто двигатель «Нивы» не предъявляет высоких требований к качеству масла по современным технологиям, поскольку он сам по себе является рудиментом прошлой эпохи.
| Параметр | Рекомендации | Примечания |
|---|---|---|
| Тип масла | Полусинтетическое или синтетическое | Обеспечивает лучшую защиту и стабильность при различных температурах. |
| Вязкость (по SAE) | 5W-40, 10W-40 | 5W-40 предпочтительнее для холодного климата, 10W-40 универсально. |
| Класс качества (по API) | SL, SM, SN | Чем выше буква после «S», тем современнее и качественнее масло. |
| Класс качества (по ACEA) | A3/B3, A3/B4 | Эти классы подходят для бензиновых двигателей с высокими требованиями к маслу. |
| Интервал замены | 7 000 — 10 000 км или 1 раз в год | Зависит от условий эксплуатации и качества масла. |
| Объем заливки | 3.75 литра (с учетом фильтра) | Всегда проверяйте уровень по щупу после заливки. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о выборе масла для двигателя ВАЗ 21214 Нива с инжектором:
-
Вязкость масла: Для ВАЗ 21214 рекомендуется использовать масло с вязкостью 10W-40 или 15W-40. Эти параметры обеспечивают оптимальную защиту двигателя в различных температурных условиях, что особенно важно для автомобилей, эксплуатируемых в России с её разнообразным климатом.
-
Синтетика vs. полусинтетика: Многие владельцы Нивы предпочитают синтетические масла, так как они обеспечивают лучшую защиту двигателя, особенно при высоких температурах и нагрузках. Однако полусинтетические масла также могут быть хорошим выбором, обеспечивая баланс между ценой и производительностью.
-
Регулярная замена масла: Для поддержания надежной работы двигателя важно регулярно менять масло, обычно каждые 7-10 тысяч километров. Это помогает избежать накопления загрязнений и износа деталей, что особенно актуально для внедорожников, таких как Нива, которые могут подвергаться более жестким условиям эксплуатации.

Зависимость от рекламы или как не переплачивать за красивые слова
Современные люди зачастую оказываются под сильным влиянием общественного мнения, привыкнув следовать за маркетингом и выбирать товары без должного анализа, не вникая в особенности различных масел и их отличия. При выборе моторного масла они попадают в ловушку ложных представлений, основанных на пустых слухах и агрессивной рекламе. На слуху такие бренды, как Mobil1, Shell, Castrol и другие. На форумах и в беседах люди советуют выбирать именно эти марки, считая их наиболее популярными и, следовательно, «качественными». Однако это заблуждение, так как подобные мнения игнорируют реальность и могут привести к переплате или покупке подделки, способной нанести серьезный ущерб вашему двигателю или трансмиссии.
На самом деле, большинство масел, представленных на рынке, производится на двух-трех заводах. Остальные бренды просто закупают это же масло на тех же заводах и продают его под своим именем, с собственными рекламными акциями и по своей цене. Все «уникальные» свойства и секретные технологии зачастую оказываются лишь набором пустых слов, предназначенных для привлечения клиентов. В итоге такие люди, не осознавая этого, начинают активно продвигать продукт и убеждать окружающих, что именно это масло — лучшее. Но на вопрос «почему?» они не смогут ответить, так как не имеют глубокого понимания темы.
Чтобы избежать влияния некачественной рекламы и привлекательных упаковок, важно осознать одну простую истину: не стоит гнаться за брендами, а лучше выбирать масло, как мы выбираем продукты питания — по составу. Здесь возникает парадокс: основа любого масла и необходимое количество присадок для достижения нужных свойств регулируются стандартами (например, API). Поскольку почти все масла стандартизированы, это означает, что в своей основе они практически одинаковы! Конечно, некоторые производители могут добавлять уникальные присадки или технологии, но они не могут выйти за рамки установленных стандартов. Именно эта основа и обеспечивает необходимую работу масла, которую ожидает потребитель, в первую очередь — двигатель автомобиля.
Таким образом, если подойти к выбору масла разумно и осознанно, можно и нужно приобретать любое масло, не обращая внимания на бренд, а ориентируясь на действительно важные критерии: низкую цену, соответствие стандартам (подходящим именно для вашего автомобиля и его двигателя) и минимальную вероятность столкнуться с подделкой.
Как обезопасить себя от покупки поддельного масла
Перед тем как перейти к замене масла во всех узлах автомобиля Нива 21214, необходимо уделить внимание важному этапу — выбору масла, от которого зависит до 80% успешности покупки. Почему так важно избежать подделок? Ответ очевиден: мы не можем быть уверены в составе и характеристиках фальсифицированного масла. Есть вероятность, что это сомнительное вещество не будет обладать необходимыми смазочными свойствами, что может привести к быстрому выходу из строя двигателя или трансмиссии.
Теперь, осознав всю серьезность проблемы с подделками, стоит задуматься о том, как избежать покупки некачественного масла. Говорить об этом проще, чем реализовать на практике. Ранее надежным способом борьбы с подделками считались крупные розничные магазины автозапчастей, где, как казалось, можно было безопасно приобретать товары. Однако в настоящее время даже это не гарантирует защиту, так как сами магазины могут не знать, что именно они продают. Что же делать покупателю, стремящемуся минимизировать риск приобретения подделки? Существует два относительно надежных способа, которые помогут свести вероятность покупки фальсификата к минимуму:
-
Приобретение масла на официальных автозаправочных станциях (АЗС), соответствующих бренду этой заправки. Это достаточно надежный метод, исключающий возможность подделки, так как на официальные АЗС масло поставляется напрямую без посредников, и за этим процессом тщательно следят. Среди таких брендов можно выделить: Лукоил, BP, ТНК. Соответственно, на заправке «Лукоил» стоит доверять только продукции этого бренда, в то время как другие марки остаются под вопросом.
-
Покупка качественного масла исключительно в металлической упаковке. Оба этих критерия значительно снижают вероятность подделки. Дело в том, что такое масло не пользуется высоким спросом, и мошенникам невыгодно подделывать его в больших объемах. Кроме того, металлическая тара для масла стоит дорого на этапе производства, что также создает трудности для фальсификаторов. Хотя такое масло встречается на полках магазинов нечасто и стоит дороже известных брендов, оно практически гарантирует безопасность для всех агрегатов вашего автомобиля. Среди таких масел разумным выбором будут японские бренды, такие как Eneos, Sumico, Idemitsu, Totachi. Эти масла не только редко подделываются, но и обычно отличаются честными характеристиками, соответствующими заявленным на упаковке.
Таким образом, чтобы максимально защитить себя от подделок, достаточно следовать принципу «не быть как все» — этот подход может принести пользу и в повседневной жизни. Выбирая менее популярное масло, на которое не обращают внимания, вы выбираете стратегию, которая избавляет от подделок и переплат, так как мошенники не будут заниматься малопопулярными брендами, поскольку это не сулит им прибыли. Запомнив эти простые рекомендации, вы сможете избежать лишних переживаний за сохранность агрегатов вашего автомобиля, даже в условиях интенсивной эксплуатации.

Несколько слов о выборе масляного фильтра для нивы
Что такое масляный фильтр двигателя и для чего он нужен? Его главная функция, как можно понять из названия, заключается в фильтрации и очистке масла, которое циркулирует в двигателе. Фильтр пропускает масло через себя, задерживая частицы грязи и другие загрязнения, чтобы они не попадали в рабочие зоны двигателя. Возникает логичный вопрос: как же грязь попадает в двигатель, если система должна быть герметичной? На самом деле, несмотря на теоретическую изоляцию, идеальная герметичность двигателя не достигается. Двигатель «дышит», и некоторые соединения не являются полностью герметичными, что позволяет небольшому количеству загрязнений проникать внутрь, даже при открытии маслозаливной горловины. Кроме того, во время работы двигателя могут образовываться нагар и металлическая стружка из-за трения между движущимися частями.
Эти загрязнения, конечно, попадают в «круговорот» масла, но здесь на помощь приходит масляный фильтр. Он задерживает все примеси, оставляя грязь на своем фильтрующем элементе. Однако стоит отметить, что работа фильтра не всегда идеальна. У большинства современных масляных фильтров есть один значительный недостаток: они не успевают задерживать загрязнения при первом холодном запуске автомобиля. Существуют альтернативные решения, например, экспериментальные фильтры от российского производителя «Базальт», которые полностью решают эту проблему благодаря переработанной конструкции. Однако такие фильтры пока доступны только по предварительному заказу через интернет, что тоже является неплохим вариантом.
Если оставить в стороне эти нюансы и просто выбрать традиционный масляный фильтр для нашей любимой «Нивки», то стоит учесть некоторые моменты. Главное отличие современных фильтров заключается в качестве их основного материала и размере. Эти факторы влияют на конечную стоимость. Качество более-менее понятно, но как размер влияет на эффективность? Больший размер обеспечивает более качественную очистку масла, позволяя задерживать больше загрязнений. Однако для новых модификаций «Нив» стоит с осторожностью выбирать крупные масляные фильтры.
Перед покупкой необходимо убедиться, что фильтр физически поместится на своем месте. Для этого достаточно заглянуть под капот, найти установленный масляный фильтр и оценить оставшееся пространство. На моделях с кондиционером (как у меня) и, возможно, с АБС (антиблокировочной тормозной системой) влезает только фильтр самого маленького размера. Если выбрать фильтр большего размера, он не встанет на место, упираясь в блок компрессора кондиционера. Да, с новыми технологическими решениями приходят и неизбежные проблемы. О своем опыте с фильтром большего размера я расскажу ниже.
Процедура замены масла на Ниве 21214-М своими силами
На данном этапе у нас должно быть приобретено всё необходимое для замены масла, а именно: 5 литров моторного масла и 6 литров трансмиссионного, а также новый масляный фильтр. Кроме того, потребуется набор инструментов — я предпочитаю использовать рожковые и накидные ключи, но многим удобнее работать с «головками» и трещотками. Не забудьте подготовить место для работы и емкость для слива отработанного масла (это может быть одна большая тара или несколько мелких). Емкость для слива крайне важна, так как моторное масло может серьезно загрязнять окружающую среду, поэтому его следует правильно утилизировать или находить альтернативное применение (например, для консервации древесины). Процесс замены масла довольно прост и не содержит сложностей, однако, из-за неопытности или излишней осторожности, он может занять больше времени. У меня на замену масла «по кругу» ушло около трёх часов, но результат остается надолго, и это придаёт уверенность, ведь работа выполнена собственными руками, что само по себе приятно и ценно. Уверенность в результате будет на 100%, так как вы знаете, что узлы автомобиля хорошо защищены.
Кроме перечисленных инструментов, вам понадобится специальное устройство для замены масла в трансмиссии — шприц. Существует множество модификаций и вариантов, но принцип работы у всех один. Цены варьируются от 200 до 1500 рублей за самый продвинутый шприц, но разумнее всего выбрать что-то среднее. Например, я приобрёл шприц среднего размера со стеклянной колбой за примерно 550 рублей. Однако вскоре он мне не понадобился, так как на даче я нашёл старый дедушкин шприц с системой воздушного нагнетателя, который оказался очень удобным и практичным. Почему шприц так важен и без него не обойтись? Дело в том, что в отличие от замены масла в двигателе, где всё довольно просто, трансмиссия расположена в самом низу автомобиля. А поскольку физические законы никто не отменял, заливные горловины находятся в верхней части каждого трансмиссионного узла. Поэтому без специального устройства залить масло внутрь невозможно. Шприц с гибким шлангом легко доставляет масло «по адресу» и позволяет залить его «до краев».
Теперь, когда у нас есть всё необходимое, замена масла во всех узлах на Ниве 21214 становится возможной, и можно приступать к этому процессу. Если вы работаете на улице, разумно заранее выделить время (по крайней мере 2-3 часа) и выбрать ясный день, а также не затягивать работу до темноты. Далее я опишу свой процесс замены масла, и вы сможете следовать ему аналогично. Для начала постелите подстилку на землю (тем, кто работает в яме, на подъёмнике или эстакаде, повезло больше).
Замена масла в двигателе
Начнем с двигателя, и наша цель в каждом случае — добраться до сливного отверстия. Двигатель является самой трудоемкой и затратной частью всего процесса из-за защитных панелей, которые необходимо снять, чтобы добраться до сливной пробки.
Для более простого и эффективного слива масла рекомендуется предварительно «прогреть» автомобиль, доведя масло до рабочей температуры в 90 градусов. В этом случае оно становится более жидким и быстрее стекает из поддона. Поднимаемся под автомобиль и находим болтики, которые крепят щитки. Здесь нам понадобятся ключи на «10» и «13».
Работать удобнее с трещоткой. Осторожно откручиваем болтики крепления щитков (сначала внешний, затем внутренний), одновременно придерживая защиту рукой в конце. Так, спустя некоторое время, мы добираемся до поддона двигателя с желанной пробочкой. По пути я сделал неожиданное открытие (да, с «Нивой» всегда есть чему удивляться) — на щитках накопилось много грязи, а под ней обнаружилась ржавчина! При этом машине всего полгода, и я проехал на ней всего около десяти раз! Это было небольшим шоком.
Но не беда, теперь на щитках есть заводские звукопоглощающие панели, хоть что-то изменилось на заводе, хотя трудно сказать, стала ли машина тише по сравнению со «старой» модификацией «Нивы». Очищаем щитки от грязи — это полезная профилактическая процедура при каждой замене масла. И вот она — заветная пробочка с шестигранником. На этом этапе подставляем емкость для слива масла под пробку и аккуратно откручиваем её угловым шестигранным ключом, удерживая за кончик.
Таким образом, когда масло начнет течь, пробка останется на ключе, а не упадет в емкость с маслом. После того как пробка откручена, остается только наблюдать, как черное и грязное масло сливается в подготовленную тару. Скорость этого процесса будет зависеть от того, насколько хорошо мы прогрели двигатель перед этим. Когда все масло будет слито, стоит подождать еще 5-10 минут, чтобы последние капли стекли из поддона (важно, чтобы машина стояла на ровной поверхности, иначе не всё масло выйдет, а это критично).
После того как течь прекратилась, протираем чистой сухой тряпочкой резьбу отверстия и сливную пробку, и сразу же закручиваем её с достаточным (но не чрезмерным, чтобы не сорвать) усилием на прежнее место. Полезно сделать это сразу, чтобы не забыть. Что касается затяжки соединений, есть золотое правило «баланса» — тянуть до появления значительного сопротивления, а затем с усилием рук протянуть два-три раза (только без рычагов и подобных инструментов).
Когда масло слито и пробка закручена на своё место, переходим к замене масляного фильтра. В этой процедуре нет ничего сложного, особенно если замена производится в соответствии с регламентом, тогда фильтр должен открутиться руками. В противном случае, если откручивание вызывает трудности, понадобится специальный съемник, или можно пробить корпус фильтра длинной шлицевой отверткой, чтобы использовать её в качестве рычага. В любом случае — отворачиваем фильтр против часовой стрелки и вынимаем его, теперь его можно утилизировать.
На его место устанавливаем новый фильтр, купленный заранее. Перед установкой полезно смазать внутреннее уплотнительное колечко свежим моторным маслом по кругу, удобно это делать с кончика отвертки. Это нужно для того, чтобы фильтр плотно сел на своё место «по смазанному».
При установке закручиваем его только силой рук, никаких инструментов не потребуется. Главное следить за тем, чтобы фильтр завернулся с достаточным усилием!
Теперь мы готовы к заливу нового масла в двигатель. На этом этапе важно помнить один нюанс: необходимо следить за тем, чтобы в масляный тракт (как и в само масло) не попала грязь, даже мельчайшие частицы могут негативно сказаться на работе двигателя, и надеяться на работу масляного фильтра не стоит, лучше лишний раз убедиться в аккуратности процесса. Для удобства можно использовать воронку, чтобы не залить верхнюю крышку маслом и не испачкать всё вокруг, хотя это вопрос личного удобства. Чтобы залить масло: откручиваем маслозаливную горловину двигателя и аккуратно, медленно и равномерно заливаем средней струйкой.
Во время заливки крайне важно следить за уровнем: сначала выливаем по ощущениям больше половины канистры (обычно это 4 или 5 литров), затем приостанавливаем процесс и ждем минимум 5 минут (лучше 10). Это нужно для того, чтобы масло стекло в поддон, хотя и это время не гарантирует, что всё масло дотечёт до нижней части двигателя, но повысит вероятность этого. Только после этого имеет смысл проверять уровень щупом. Почему это важно? Уровень масла не случайен и показывает, что масла либо слишком мало, либо слишком много. Оба случая крайне нежелательны и могут привести к поломке двигателя. Самый опасный — это недостаток масла, когда двигатель и его детали начинают испытывать масляное голодание и работают на сухом трении, что в конечном итоге приведёт к поломке, так как износ при сухом трении возрастает в десятки раз. Но не менее опасна ситуация, когда масла слишком много. В этом случае могут быть различные последствия, от легких до серьезных. В простейшем случае лишнее масло будет попадать не туда, куда следует, например, заливая свечи или попадая в воздушный канал. Также увеличивается расход топлива, так как всем движущим компонентам двигателя приходится преодолевать дополнительное сопротивление излишней жидкости. В худших случаях это может привести к поломке маслосъемных колец или выдавливанию сальников под избыточным давлением, что неизбежно приведёт к дорогостоящему ремонту. Поэтому самое разумное — залить масло один раз и правильно, по уровню, чтобы не столкнуться с различными серьезными проблемами из-за легкомысленности. Правильный уровень масла должен находиться четко посередине между отметками Min и Max (50% в пределах этих значений). Всё, что выше, будет прогорать и также нежелательно, всё, что ниже, может привести к масляному голоданию. Поэтому баланс или «принцип золотой середины» хорошо работает и в отношении процедуры замены масла.
Теперь как отслеживать уровень во время заливки? Как уже упоминалось, заливая больше половины канистры (4 или 5 литров), ждем некоторое время и смотрим щуп — масло должно появиться где-то в самом низу. Затем вновь доливаем какое-то количество «на глаз» и снова контролируем уровень по аналогичной схеме. В конечном итоге таким образом можно достаточно точно довести масло до середины между Min и Max и успокоиться на этом. Да, это занимает немало времени, но ведь сохранность двигателя, сердца автомобиля, для нас важнее, не так ли?
После того как уровень масла достиг нужной отметки, закрываем маслозаливную крышку, не забываем надежно вставить щуп на место и проверить, чтобы под двигателем всё было сухо и не было подтеков. Останется только в обратной последовательности установить защиту двигателя на прежнее место. На этом процедура завершена, и если всё сделано как описано, можно не сомневаться в сохранности двигателя — всё будет работать как часы.
Замена масла в трансмиссии
Замену масла в каждом элементе трансмиссии описывать нецелесообразно, так как процесс в целом схож, и достаточно понять общий принцип. Я начинал с замены масла в следующем порядке: коробка передач, раздаточная коробка, передний мост и задний мост. Тем не менее, порядок можно выбрать произвольно. Как и в случае с двигателем, первым делом нужно найти сливное отверстие в каждом трансмиссионном узле, открутить его с помощью шестигранного ключа и слить всё масло, дожидаясь, пока оно не начнёт стекать по капельке. Сливное отверстие всегда располагается внизу узла, а заливное — чуть выше, что помогает избежать путаницы. В Ниве сливные пробки имеют шестигранные головки. Откручиваем их, как уже описано, используя угловой ключ, чтобы не испачкаться и не уронить пробку в ёмкость с отработанным маслом.
Не забудьте подставить ёмкость и оценить состояние масла на наличие выработки, отложений и металлической стружки. Если вы заметите что-то подобное, это может указывать на наличие проблем. Затем аккуратно протираем пробку и сливное отверстие чистой сухой тряпочкой и надежно закручиваем их обратно. Теперь переходим к самой интересной и сложной части — заливу нового трансмиссионного масла. Для этого нам понадобится специальный шприц (не путать с медицинским). Откручиваем заливную горловину, набираем масло из канистры с помощью шприца и аккуратно впрыскиваем его через заливное отверстие, стараясь не пролить. Обратите внимание на качество шприца: пластиковые модели с большими зазорами или стеклянные с некачественными уплотнителями могут протекать, что приведет к потере масла и грязи. В любом случае, нужно заливать масло до тех пор, пока оно не начнёт выливаться из заливного отверстия.
Здесь есть важный момент — хотя это и не обязательно, будет полезно, если уровень масла окажется чуть выше заливного отверстия. Это можно сделать следующим образом: ближе к завершению заливки, когда масло уже начинает переливаться, подготовьте шприц с маслом в одной руке и пробку в другой. Затем быстро добавьте порцию масла внутрь и, когда оно начнёт выливаться, постарайтесь закрутить пробку. Этот метод не самый чистый, но трансмиссия скажет вам спасибо и прослужит дольше. Такой «перелив» полезен, поскольку масло в трансмиссии меняется реже, чем в двигателе, и к замене стоит подойти с особой тщательностью. Также можно использовать другой способ — приподнять одну сторону автомобиля домкратом (противоположную пробке), чтобы облегчить процесс заливки, или поставить машину на уклон. Выбор метода остается за вами, но это поможет продлить срок службы узлов трансмиссии, особенно при высоких нагрузках, таких как быстрая езда или постоянные поездки по бездорожью. Существуют также сведения о том, что в некоторых случаях из-за конструкции КПП, при движении на 5-й передаче, шестерёнки могут оставаться без масла, что приводит к их повреждению. После завершения заливки масла закручиваем пробку, и работа выполнена!
Итоги процедуры
Запускаем автомобиль и ощущаем, как будто он прошёл внутреннюю мойку и преобразился, что означает, что он готов к новым поездкам, а для Нивы — к внедорожным испытаниям любой сложности. После замены масла можно заметить изменения в работе двигателя — иногда машина начинает двигаться быстрее, плавнее и становится чуть тише на тех же оборотах, но такие изменения возможны только при использовании действительно качественного масла.
Хотя в моём случае никаких чудес не произошло, чувство уверенности в сохранности узлов остаётся ещё долго после «круговой» замены. В течение нескольких дней после замены масла стоит аккуратно обкатать автомобиль, внимательно следя за тем, чтобы под днищем во время стоянки не появлялись масляные пятна, а также наблюдая за поведением машины на дороге и, что самое важное, ежедневно проверяя уровень масла в двигателе с помощью щупа. В заключение, хочу напомнить: не забывайте вовремя менять масло в своём автомобиле и относитесь к этому вопросу с максимальной серьёзностью, ведь это влияет не только на общую долговечность вашего автомобиля, но и на сохранение его первоначальных эксплуатационных характеристик.
Рекомендации по частоте замены масла
Частота замены масла в двигателе автомобиля ВАЗ 21214 Нива с инжекторным двигателем зависит от нескольких факторов, включая условия эксплуатации, тип используемого масла и рекомендации производителя. Важно помнить, что регулярная замена масла является ключевым аспектом поддержания работоспособности двигателя и его долговечности.
В общем случае, рекомендуется менять масло каждые 7,5-10 тысяч километров пробега. Однако, если автомобиль используется в тяжелых условиях, таких как частые поездки по бездорожью, в городских пробках или при высоких температурах, интервал замены может сократиться до 5-7 тысяч километров. В таких условиях масло быстрее теряет свои свойства, что может привести к увеличенному износу двигателя.
Также стоит учитывать качество масла. Если вы используете синтетическое или полусинтетическое масло, то оно может сохранять свои свойства дольше, чем минеральное. Тем не менее, даже синтетические масла требуют регулярной замены, так как со временем они могут накапливать загрязнения и терять свои защитные характеристики.
Не забывайте также о замене масляного фильтра. Рекомендуется менять фильтр одновременно с маслом, так как он отвечает за очистку масла от загрязнений и отработанных частиц. Использование нового фильтра при замене масла поможет обеспечить лучшую защиту двигателя.
Кроме того, стоит обращать внимание на уровень масла в двигателе. Регулярная проверка уровня масла поможет избежать его недостатка, что может привести к серьезным повреждениям двигателя. Уровень масла следует проверять на холодном двигателе, чтобы получить наиболее точные показания.
В заключение, соблюдение рекомендаций по частоте замены масла и регулярная проверка его уровня помогут поддерживать двигатель ВАЗ 21214 Нива в хорошем состоянии и продлить срок его службы. Не забывайте следить за состоянием масла и фильтра, чтобы обеспечить надежную работу вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Какое масло заливать в ниву 21214 инжектор?
GT Energy SN 5W-30.
Какое масло лить после 200 тысяч пробега бензин?
Моторам с пробегом от 100 тысяч подойдут синтетические масла 5W-30, 5W-40, 5W-50, а для более изношенных авто, с выпуском до 2000 года, после преодоления 200 тыс. — на 10W-40.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте масло с учетом климатических условий. Для холодного климата лучше использовать масла с низкой вязкостью, такие как 5W-30 или 10W-40, чтобы обеспечить легкий запуск двигателя в мороз. В теплое время года можно использовать более вязкие масла, такие как 15W-40.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на спецификации масла. Для ВАЗ 21214 Нива инжектор рекомендуется использовать масла, соответствующие стандартам API SL/SM или ACEA A3/B3. Это гарантирует, что масло обеспечит необходимую защиту двигателя и его компонентов.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной замене масла. Рекомендуется менять масло каждые 7-10 тысяч километров пробега или раз в год, в зависимости от условий эксплуатации. Это поможет поддерживать двигатель в хорошем состоянии и продлить его срок службы.
СОВЕТ №4
Используйте масла от проверенных производителей. Обратите внимание на известные бренды, такие как Mobil, Castrol или Liqui Moly, которые зарекомендовали себя на рынке и предлагают качественные продукты для вашего автомобиля.







