Снятие тормозного барабана на ВАЗ 2107 — важная процедура для замены тормозных колодок или диагностики тормозной системы. В этой статье мы подробно рассмотрим процесс снятия барабана, что поможет избежать распространенных ошибок и сэкономить время. Эта информация будет полезна как опытным автомобилистам, так и новичкам, желающим самостоятельно обслуживать свой автомобиль.
САМОСТОЯТЕЛЬНО МЕНЯЕМ ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН НА ВАЗ 2107
Каждому автолюбителю известно, насколько критически важны надежные тормоза для автомобиля. Это утверждение справедливо для всех моделей, включая ВАЗ 2107. На задние колеса «семёрки» традиционно устанавливаются барабанные тормоза. Однако именно эта тормозная система, благодаря своей не самой удачной конструкции, приносит владельцам «семёрок» множество неудобств. К счастью, заменить такие тормоза можно и самостоятельно. Давайте разберёмся в этом процессе.
Согласно мнению экспертов, снятие барабана на ВАЗ 2107 требует внимательности и соблюдения определенной последовательности действий. В первую очередь, необходимо обеспечить безопасность, установив автомобиль на ровной поверхности и зафиксировав его на стояночном тормозе. Затем рекомендуется снять колесо, чтобы получить доступ к тормозному барабану.
Эксперты подчеркивают важность использования качественных инструментов, таких как ключи и отвертки, чтобы избежать повреждений. После снятия барабана следует проверить состояние тормозных колодок и пружин, так как их замена может быть необходима. Также важно очищать поверхности от грязи и ржавчины, чтобы обеспечить надежное крепление нового барабана. В завершение, правильная установка и регулировка тормозов гарантируют безопасность на дороге.

КАК УСТРОЕНЫ ЗАДНИЕ ТОРМОЗА НА ВАЗ 2107
Задние тормоза модели «семёрка» включают в себя два ключевых компонента: тормозной барабан и тормозной механизм, расположенный внутри этого барабана. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих элементов.
| Этап | Действие | Описание |
|---|---|---|
| Подготовка | 1. Заглушите двигатель и поставьте автомобиль на ручной тормоз. | Это обеспечит безопасность и предотвратит случайное движение автомобиля. |
| 2. Поднимите заднюю часть автомобиля домкратом. | Убедитесь, что домкрат установлен на ровной и твердой поверхности. Используйте подставки для дополнительной безопасности. | |
| 3. Снимите заднее колесо. | Открутите болты крепления колеса и аккуратно снимите его. | |
| Снятие барабана | 4. Открутите два направляющих штифта. | Эти штифты удерживают барабан на ступице. Используйте ключ подходящего размера. |
| 5. Если барабан не снимается, используйте съемник. | Вставьте лапки съемника в отверстия барабана и закручивайте центральный болт, пока барабан не сойдет со ступицы. | |
| 6. Если съемника нет, можно попробовать постучать по барабану молотком. | Делайте это аккуратно, через деревянную проставку, чтобы не повредить барабан. Постукивайте по кругу, равномерно. | |
| 7. Если барабан все еще не снимается, возможно, заклинили колодки. | В этом случае, через отверстие для направляющего штифта, можно попробовать ослабить регулировочный механизм колодок. | |
| Завершение | 8. Осмотрите барабан и тормозные колодки. | Оцените их состояние на предмет износа, трещин или других повреждений. |
| 9. Установите новый или отремонтированный барабан в обратном порядке. | Убедитесь, что барабан плотно прилегает к ступице. | |
| 10. Установите колесо и опустите автомобиль. | Затяните болты крепления колеса с необходимым моментом. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как снимать барабан на ВАЗ 2107:
-
Специфика конструкции: Барабаны на ВАЗ 2107 имеют характерную конструкцию, которая требует особого подхода при снятии. Важно помнить, что барабан крепится не только на болтах, но и может быть зажат коррозией или грязью, что делает его снятие более сложным процессом.
-
Использование специального инструмента: Для облегчения процесса снятия барабана рекомендуется использовать специальный инструмент — съемник барабанов. Это устройство позволяет избежать повреждений как барабана, так и тормозной системы в целом, что может произойти при использовании обычных методов.
-
Проверка тормозных колодок: Снятие барабана — это отличная возможность не только заменить его, но и проверить состояние тормозных колодок. На ВАЗ 2107 колодки могут изнашиваться неравномерно, и регулярная проверка поможет избежать проблем с тормозами в будущем.

ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН
Во время движения автомобиля тормозные барабаны, установленные на задних колесах, вращаются вместе с ними. Эти крупные металлические компоненты имеют отверстия для крепежных шпилек, которые расположены по окружности барабана. Именно на этих шпильках фиксируются как барабаны, так и задние колеса модели ВАЗ 2107.
Вот ключевые размеры стандартного тормозного барабана «семёрки»:
- внутренний диаметр — 250 мм;
- максимально допустимый диаметр с учётом расточки — 252,2 мм;
- внутренняя высота барабана — 57 мм;
- общая высота барабана — 69 мм;
- монтажный диаметр — 58 мм;
- количество крепёжных отверстий для колеса — 4;
- общее количество крепёжных отверстий — 8.
ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ
Тормозной механизм автомобиля ВАЗ 2107 установлен на специальном тормозном щитке, который, в свою очередь, прочно прикреплён к колёсной ступице. Рассмотрим ключевые компоненты тормозного механизма «семёрки»:
- пара тормозных колодок, выполненных из специального материала;
- двухпоршневой тормозной цилиндр (термин «двухпоршневой» указывает на наличие двух поршней, которые выдвигаются с противоположных сторон устройства);
- две возвратные пружины;
- трос ручного тормоза;
- рычаг управления ручным тормозом.
В механизме задних тормозов две колодки соединены между собой возвратными пружинами. Внутри этих колодок находится двухпоршневой цилиндр. Процесс работы тормозного механизма выглядит следующим образом: когда водитель нажимает на тормоза, тормозная жидкость начинает стремительно поступать из главного гидравлического цилиндра в двухпоршневой цилиндр, расположенный в барабане. Поршни выдвигаются и оказывают давление на колодки, которые начинают раздвигаться и упираться во внутреннюю стенку барабана, надёжно фиксируя механизм. Когда водитель отключает ручной тормоз, давление тормозной жидкости в системе резко падает, и поршни рабочего цилиндра возвращаются обратно в корпус. Возвратные пружины возвращают колодки в исходное положение, освобождая барабан и позволяя заднему колесу свободно вращаться.
КАКИЕ БЫВАЮТ БАРАБАНЫ
Тормозной барабан — это важный элемент, к которому предъявляются строгие требования. К числу ключевых характеристик относятся:
- точность геометрических параметров барабана;
- коэффициент трения внутренней поверхности;
- прочность материала.
Не менее значимым аспектом является выбор материала для тормозного барабана. В качестве такового могут использоваться либо чугун, либо алюминиевые сплавы. На автомобилях «семёрка» в зависимости от года выпуска можно встретить как чугунные, так и алюминиевые барабаны.
Чугунные барабаны считаются наиболее подходящими для данного автомобиля (в ранних моделях ВАЗ 2107 использовались именно чугунные). Чугун демонстрирует отличное сочетание прочности, надежности и высокого коэффициента трения. Кроме того, такие барабаны имеют разумную цену и легко поддаются производству. Единственным недостатком чугуна является его повышенная хрупкость, что становится актуальным при движении по нашим неровным дорогам.
Чтобы решить эту проблему, производители ВАЗ 2107 приняли решение установить на более поздние модели барабаны из алюминиевых сплавов (при этом именно сплавов, так как чистый алюминий слишком мягкий). Для обеспечения высокого коэффициента трения внутренней поверхности в алюминиевые барабаны начали встраивать чугунные вставки. Однако данное решение не получило одобрения среди автолюбителей. По сей день многие владельцы «семёрок» считают чугунные барабаны более предпочтительными по сравнению с легкосплавными.
ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ ПОЛОМКИ ЗАДНЕГО ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА
Задний тормозной механизм автомобиля ВАЗ 2107 обладает одной неприятной особенностью — он склонен к перегреву. Это связано с конструктивными особенностями, которые не обеспечивают должной вентиляции. Производители утверждают, что задние тормоза «семёрки» могут прослужить без ремонта до 60 тыс. км, в то время как передние — всего 30 тыс. км. Однако на практике, из-за упомянутого перегрева, срок службы задних тормозов оказывается несколько меньше — около 50 тыс. км. После этого водителю неизбежно придётся столкнуться с рядом проблем:
-
колодки в тормозном механизме могут изнашиваться как частично, так и полностью, причём износ может происходить как с одной стороны, так и с обеих;
-
уплотнители в рабочем цилиндре могут трескаться из-за высоких температур, что нарушает герметичность устройства и приводит к утечкам тормозной жидкости, а также к снижению эффективности торможения;
-
возвратные пружины в тормозном механизме подвержены коррозии (в тяжёлых случаях одна из них может порваться, что приведёт к заклиниванию заднего колеса);
-
тросик «ручника» также изнашивается. При его износе он растягивается и начинает провисать, что приводит к тому, что после установки автомобиля на «ручник» тормозные колодки оказывают значительно меньшую силу на стенку барабана, и задние колёса фиксируются ненадёжно.
Учитывая все эти моменты, настоятельно рекомендуется проверять задний тормозной механизм каждые 20 тыс. км пробега и при необходимости проводить его профилактику. Особое внимание следует уделять задним тормозам при появлении следующих тревожных симптомов:
-
при торможении возникает сильная вибрация, которую водитель ощущает всем телом;
-
после нажатия на тормоза слышен резкий скрип, который со временем может перерасти в громкий скрежет;
-
во время движения наблюдается выраженное «биение» как руля, так и тормозной педали;
-
эффективность торможения значительно снижается, а тормозной путь увеличивается.
Все эти признаки указывают на необходимость срочного ремонта или серьёзной профилактики тормозов. Ездить с такими тормозами крайне опасно.
ТРЕЩИНЫ ТОРМОЗНОГО БАРАБАНА
Трещины представляют собой серьёзную проблему для тормозных барабанов, не только на автомобилях «семёрка», но и на многих других моделях с барабанными тормозами. Большинство тревожных симптомов, о которых упоминалось ранее, возникает именно после появления трещин в барабане. Особенно это касается чугунных тормозных барабанов. Чугун — это сплав железа с углеродом, содержание которого превышает 2,14%. Углерод придаёт чугуну высокую твёрдость, однако делает его более хрупким. Если водитель не проявляет осторожности и предпочитает быстрое движение по неровным дорогам, то растрескивание тормозных барабанов становится лишь вопросом времени.
Кроме того, одной из причин появления трещин является усталость металла. Когда деталь долгое время подвергается циклическим нагрузкам, которые сопровождаются резкими изменениями температуры (что характерно для работы тормозного барабана), в ней со временем образуется усталостная микротрещина. Обнаружить её без электронного микроскопа невозможно. В какой-то момент эта трещина начинает углубляться в материал, причём процесс происходит со скоростью звука. В результате образуется значительная трещина, которую невозможно не заметить. Барабан с трещинами не подлежит ремонту. Во-первых, для сварки чугуна в домашних условиях требуется специализированное оборудование и опыт, а во-вторых, прочность такого барабана после сварки будет значительно снижена. Поэтому единственным вариантом для автовладельца остаётся замена повреждённого тормозного барабана на новый.
ИЗНОС ВНУТРЕННИХ СТЕНОК БАРАБАНА
Износ внутренних стенок тормозного барабана — это нормальное явление, которое становится заметным после того, как автомобиль проедет около 60 тыс. км. В результате воздействия силы трения, создаваемой фрикционными накладками тормозных колодок, внутренний диаметр барабана со временем неизбежно увеличивается. Это приводит к снижению эффективности торможения, так как колодки менее плотно прижимаются к барабану. Чтобы устранить последствия естественного износа, необходимо провести проточку тормозного барабана и выполнить регулировку тормозного механизма, что обеспечит правильное прилегание колодок к внутренним стенкам.
КАНАВКИ НА ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БАРАБАНА
Появление канавок на внутренней поверхности тормозного барабана — это довольно частая проблема, с которой сталкиваются владельцы автомобилей «семёрка». Конструкция задних тормозов этой модели такова, что в барабан могут попадать грязь и мелкие камни, особенно если автомобиль часто передвигается по грунтовым дорогам. Один или несколько камешков могут застрять между тормозной колодкой и внутренней стенкой барабана. Когда колодка прижимает камень к внутренней поверхности барабана, он вдавливается в фрикционную накладку колодки и остается там, так как материал накладок достаточно мягкий. При каждом торможении застрявшие камни начинают царапать внутреннюю стенку барабана.
Со временем небольшая царапина может перерасти в значительную борозду, избавиться от которой будет довольно сложно. Решение этой проблемы зависит от глубины образовавшихся канавок. Если водитель заметил их на ранней стадии, и глубина не превышает одного миллиметра, можно попробовать устранить их с помощью проточки барабана. Однако если глубина канавок составляет два миллиметра и более, единственным выходом будет замена тормозного барабана.
О ПРОТОЧКЕ ТОРМОЗНЫХ БАРАБАНОВ
Как уже упоминалось ранее, некоторые проблемы, возникающие в процессе эксплуатации тормозных барабанов, можно решить с помощью процедуры, известной как проточка. Важно отметить, что самостоятельно выполнить проточку барабана в домашних условиях практически невозможно. Это связано с тем, что для этого требуется токарный станок, а также значительный опыт работы с ним. Вряд ли начинающий водитель сможет похвастаться наличием такого оборудования и необходимыми навыками. Поэтому единственным вариантом для него остается обратиться к профессиональному токарю.
Что же собой представляет процесс проточки тормозного барабана? Обычно он включает три основных этапа:
- Подготовительный этап. На этом этапе токарь снимает около полумиллиметра металла с внутренних стенок барабана. После этого работа на станке приостанавливается, и барабан тщательно проверяется на наличие внутренних дефектов. Подготовительный этап позволяет оценить степень износа барабана и решить, стоит ли продолжать работу. Иногда после этой проверки становится очевидным, что проточка нецелесообразна из-за значительного износа, и проще заменить барабан на новый.
- Основной этап. Если после предварительной обработки выясняется, что износ барабана незначителен, начинается основной этап проточки. В ходе этого процесса токарь сглаживает и шлифует мелкие трещины и канавки. В результате с внутренних стенок барабана снимается еще около 0,3 мм металла.
- Заключительный этап. На этом этапе отшлифованная поверхность полируется с использованием специальной пасты. Эта процедура позволяет устранить даже самые мелкие дефекты, которые не видны невооруженным глазом, и делает поверхность идеально ровной.
Следует также подчеркнуть, что проточка может помочь устранить внутренние дефекты барабана, однако она будет неэффективна, если геометрия барабана нарушена. Например, если барабан был деформирован в результате удара или сильного перегрева. В случае чугунного барабана его придется заменить, так как выправить хрупкий чугун с помощью слесарных инструментов крайне сложно. Если же барабан легкосплавный, например, как на «семёрке», его можно попробовать выправить, а затем уже приступать к проточке.
ЗАМЕНА ЗАДНЕГО БАРАБАНА НА ВАЗ 2107
В большинстве случаев замена барабана становится единственным решением для владельца автомобиля. Исключения составляют ситуации, упомянутые ранее, когда проблему можно решить с помощью проточки. Однако не у каждого автолюбителя есть знакомый опытный токарь, поэтому многие предпочитают не заниматься восстановлением изношенной детали, а просто приобретают новые барабаны и устанавливают их. Для установки нам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- новый барабан для ВАЗ 2107;
- набор накидных ключей;
- крупная наждачная бумага;
- домкрат.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕНЫ
Перед началом работы одно из задних колес автомобиля поднимается с помощью домкрата и снимается. Важно заранее убедиться, что автомобиль надежно зафиксирован с помощью противооткатных башмаков.
-
После снятия колеса открывается доступ к тормозному барабану, который крепится на направляющих шпильках, обозначенных на фотографии красными стрелками. Гайки на шпильках необходимо открутить. Затем барабан следует аккуратно потянуть на себя, и он должен освободиться от направляющих.
-
Иногда барабан может не сниматься, даже если водитель прилагает значительные усилия. В таких случаях рекомендуется взять пару болтов на 8 и вкрутить их в любые свободные отверстия на корпусе барабана. По мере ввинчивания болтов барабан начнет двигаться по направляющим, и его можно будет снять вручную.
-
После снятия барабана открывается доступ к фланцу на полуоси. Если тормоза не менялись долгое время, фланец может быть покрыт толстым слоем ржавчины и грязи. Необходимо очистить его с помощью крупной наждачной бумаги.
-
После полной очистки фланца его следует смазать составом ЛСЦ1. Если такого состава нет, можно использовать обычную графитовую смазку.
-
Далее откройте капот автомобиля, найдите бачок с тормозной жидкостью и проверьте уровень. Если уровень жидкости достигает отметки «Max», открутите пробку и вылейте из бачка примерно десять кубиков жидкости. Удобнее всего это сделать с помощью медицинского шприца. Это необходимо для того, чтобы при резком сведении тормозных колодок жидкость не выплеснулась из бачка.
-
Перед установкой нового барабана тормозные колодки нужно свести вместе. Для этого используйте две монтировки, установив их так, как показано на рисунке, и уперев в задний крепежный щиток тормозов. Затем, используя монтировки как рычаги, резко сдвиньте колодки друг к другу.
-
Теперь все готово для установки нового барабана. Он надевается на направляющие шпильки, после чего производится обратная сборка тормозной системы.
ВИДЕО: МЕНЯЕМ ЗАДНИЕ БАРАБАНЫ НА «КЛАССИКЕ»
Замена тормозного барабана на «семёрке» — это довольно простая задача. С ней сможет справиться даже новичок, который хоть раз держал в руках монтировку и гаечный ключ. Благодаря этому, водитель сможет сэкономить примерно 2 тысячи рублей, так как именно столько стоит замена задних барабанов в автосервисе.

Вопрос-ответ
Как снять задний барабан, если он прикипел?
После очистки нужно в большом количестве нанести специальный препарат WD-40 в виде аэрозоля. Для того чтобы жидкость подействовала, необходимо подождать в течение 15-20 минут, после чего подбивать по барабану со всех сторон, пытаясь снять его с места.
Как понять, что тормозные барабаны пора менять?
Признаки неисправности тормозных барабанов: тормоза во время движения сильно нагреваются, что говорит про ослабление пружинок возврата на колодках. Педаль торможения ходит слишком свободно, что сигнализирует о неправильном монтаже колодок. При торможении машину уводит в сторону.
В какой последовательности прокачиваются тормоза на ВАЗ 2107?
Очередность прокачки тормозов Лада Приора, очередность прокачки тормозов Гранта, очередность прокачки тормозов ВАЗ–2107 будет похожей на Ниву Шевроле: правое заднее колесо — левое переднее колесо — левое заднее колесо — правое переднее колесо.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности и надежно зафиксирован на стояночном тормозе. Это предотвратит случайное движение автомобиля во время снятия барабана.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты, такие как ключи и отвертки, чтобы избежать повреждения крепежных элементов. Также рекомендуется иметь под рукой молоток для легкого снятия барабана, если он застрял.
СОВЕТ №3
Обязательно проверьте состояние тормозных колодок и других компонентов тормозной системы при снятии барабана. Это поможет выявить возможные проблемы и избежать их в будущем.
СОВЕТ №4
После завершения работы не забудьте правильно установить барабан обратно и проверить его на наличие люфта или других дефектов перед тем, как отправляться в путь. Это обеспечит вашу безопасность на дороге.






