Вопрос о том, что вреднее для окружающей среды — бензин или дизель — становится актуальным в условиях изменения климата и ухудшения качества воздуха в городах. Оба типа топлива имеют свои особенности и последствия для экологии. Понимание их воздействия на атмосферу поможет потребителям, политикам и экологам принимать обоснованные решения. В этой статье рассмотрим ключевые аспекты загрязнения воздуха, связанные с бензиновыми и дизельными двигателями, а также проанализируем факторы, влияющие на уровень выбросов и их последствия для здоровья и окружающей среды.
Проверка фактов. Дизель против бензина: что больше портит воздух?
Глобальные продажи автомобилей с дизельными двигателями снизились на 17% в прошлом году по сравнению с 2016 годом.
Основной причиной этого стало распространенное мнение о их негативном воздействии на экологию.
Эксперты отрасли утверждают, что современные дизельные двигатели на самом деле обладают высокой степенью чистоты, и обвиняют власти и защитников окружающей среды в предвзятости.
На самом деле дизельные двигатели более опасны, чем бензиновые, или их просто неправомерно демонизируют в СМИ, выясняла Русская служба Би-би-си.
Эксперты в области экологии и автомобильной промышленности отмечают, что как бензиновые, так и дизельные двигатели имеют свои недостатки в плане загрязнения воздуха. Бензиновые автомобили, как правило, выделяют меньше оксидов азота, но при этом производят больше углеводородов и угарного газа. Дизельные двигатели, в свою очередь, отличаются высокой эффективностью и меньшими выбросами углекислого газа, однако они выделяют значительное количество твердых частиц и оксидов азота, что негативно сказывается на качестве воздуха.
Некоторые исследования показывают, что дизельные автомобили могут быть более вредными для здоровья человека из-за выбросов мелких частиц, способствующих развитию респираторных заболеваний. В то же время, бензиновые двигатели, особенно старые модели, также могут существенно загрязнять атмосферу. Таким образом, выбор между бензином и дизелем зависит от множества факторов, включая тип используемого топлива, технологии очистки выхлопных газов и условия эксплуатации.

Меньше, но хуже
Однозначного ответа на этот вопрос нет, утверждают независимые эксперты. Все зависит от конкретной марки автомобиля.
Как дизельные, так и бензиновые двигатели преобразуют химическую энергию в механическую, сжигая топливо, но делают это по-разному.
Дизельные двигатели, как правило, потребляют меньше топлива и, соответственно, выбрасывают в атмосферу меньше углекислого газа по сравнению с бензиновыми аналогами той же мощности. Однако они выделяют мелкие частицы сажи, которые считаются особенно опасными для здоровья человека.
«Эти частицы проникают глубоко в легкие, вызывая раздражение, оседают на поверхностях, с которых кровь поглощает кислород, и могут попадать в саму кровь. Это увеличивает риск инсульта, сердечных заболеваний и астмы, особенно у людей с предрасположенностью к этим заболеваниям», — говорит Мэтью Локхэм, исследователь токсичного воздействия загрязнений из университета Саутгемптона.
Тем не менее, современные дизельные двигатели оснащены специальными фильтрами.
«Эти фильтры задерживают до 99% мелких частиц, так что для современных дизелей эта проблема практически решена», — утверждает Ник Молден, руководитель независимого исследовательского центра Emissions Analytics.
Его команда известна тем, что проводит тестирование автомобилей в реальных условиях, в то время как автопроизводители в основном проводят испытания на стендах для получения сертификатов.
Кроме того, дизельные двигатели выбрасывают больше оксидов азота по сравнению с бензиновыми, и длительное воздействие этих веществ может ухудшать функцию легких и вызывать аллергические реакции.
К счастью, современные технологии позволяют достичь значительных улучшений и в этом направлении. Экологический стандарт «Евро-6», который вступил в силу в сентябре 2015 года, требует снижения выбросов оксидов азота вдвое для дизельных автомобилей, выпущенных после этой даты.
Британская ассоциация автопроизводителей и автодилеров утверждает, что современные дизели в экономическом плане в основном соответствуют бензиновым по воздействию на окружающую среду.
Тем не менее, группа Emissions Analytics отмечает, что ситуация не так проста. Дело в том, что на дороге выбросы оксидов азота могут в значительной степени превышать результаты стендовых испытаний — иногда в 15 раз. В целом, по мнению экспертов, бензиновые двигатели все же более экологичны, но многое зависит от конкретной модели.
«Если сравнить 10% самых «чистых» дизелей и 10% самых «грязных» бензиновых двигателей, то разница будет, безусловно, в пользу первых, и она будет весьма значительной», — замечает Ник Молден.
С сентября прошлого года проверки на экологичность в реальных условиях стали обязательными для новых моделей, производимых в ЕС. Специалисты уверены, что это поможет получить более объективные данные.
Чтобы повысить эффективность бензиновых двигателей, производители все активнее применяют технологию прямого впрыска, однако это негативно сказывается на их экологичности.
Таким образом, спор между двумя типами двигателей все еще далек от завершения.
| Критерий загрязнения | Бензиновый двигатель | Дизельный двигатель |
|---|---|---|
| Выбросы CO2 (углекислый газ) | В среднем ниже (зависит от эффективности) | В среднем выше (зависит от эффективности) |
| Выбросы NOx (оксиды азота) | Ниже (особенно у современных) | Выше (особенно у старых, но современные с SCR снижают) |
| Выбросы PM (твердые частицы) | Ниже (особенно у современных с GPF) | Выше (особенно у старых, но современные с DPF снижают) |
| Выбросы CO (угарный газ) | Выше (особенно при холодном пуске) | Ниже |
| Выбросы углеводородов (HC) | Выше (особенно при холодном пуске) | Ниже |
| Запах выхлопа | Менее выраженный | Более выраженный, едкий |
| Влияние на здоровье (краткосрочное) | Менее раздражающее дыхательные пути | Более раздражающее дыхательные пути, вызывает кашель |
| Влияние на здоровье (долгосрочное) | Риск респираторных заболеваний, канцерогенность (бензол) | Риск респираторных заболеваний, сердечно-сосудистых, канцерогенность (сажа) |
| Технологии снижения выбросов | Каталитические нейтрализаторы, GPF | Каталитические нейтрализаторы, DPF, SCR |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о сравнении бензина и дизеля в контексте загрязнения воздуха:
-
Состав выбросов: Дизельные двигатели, как правило, выделяют больше оксидов азота (NOx) и твердых частиц, чем бензиновые. Эти вещества способствуют образованию смога и могут вызывать респираторные заболевания. В то же время бензиновые двигатели выделяют больше углеводородов и угарного газа, что также негативно сказывается на качестве воздуха.
-
Эффективность сгорания: Дизельные двигатели более эффективны в плане расхода топлива, что означает, что они могут производить меньше углекислого газа (CO2) на километр пробега по сравнению с бензиновыми. Однако, несмотря на меньшие выбросы CO2, высокие уровни NOx и частиц делают дизель более вредным для здоровья.
-
Законодательные ограничения: В последние годы многие страны ужесточили нормы по выбросам для дизельных автомобилей, что привело к внедрению технологий, таких как селективная каталитическая редукция (SCR) и фильтры твердых частиц. Это связано с осознанием того, что дизельные двигатели, несмотря на их экономичность, могут значительно ухудшать качество воздуха в городах.

Влияние на здоровье человека
Влияние бензиновых и дизельных двигателей на здоровье человека является одной из ключевых тем в обсуждении экологической безопасности и качества воздуха. Оба типа топлива имеют свои особенности, которые могут оказывать различное воздействие на здоровье населения.
Бензиновые двигатели, как правило, выделяют меньше оксидов азота (NOx) по сравнению с дизельными, однако они производят больше углеводородов и угарного газа. Эти вещества могут вызывать раздражение дыхательных путей, аллергические реакции и даже способствовать развитию хронических заболеваний легких. Кроме того, бензиновые двигатели выбрасывают более высокие уровни летучих органических соединений (ЛОС), которые могут приводить к образованию озона на уровне земли, что также негативно сказывается на здоровье.
С другой стороны, дизельные двигатели выделяют больше оксидов азота и частиц (PM), которые являются особенно опасными для здоровья. Дизельные частицы могут проникать глубоко в легкие и даже в кровоток, что связано с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов и рака легких. Исследования показывают, что длительное воздействие дизельных выхлопов может привести к ухудшению функции легких и увеличению заболеваемости респираторными заболеваниями.
Важно отметить, что состав выхлопных газов зависит не только от типа топлива, но и от технологии сгорания, состояния двигателя и системы очистки выхлопных газов. Современные дизельные двигатели, оборудованные фильтрами твердых частиц и системами селективной каталитической редукции, могут значительно снизить уровень выбросов вредных веществ. Однако даже с учетом этих технологий, дизельные двигатели все еще остаются источником значительного загрязнения воздуха.
Таким образом, влияние бензина и дизеля на здоровье человека нельзя рассматривать однозначно. Бензиновые двигатели могут быть менее опасными в плане выбросов оксидов азота, но их углеводороды и ЛОС также представляют угрозу. Дизельные двигатели, хотя и более эффективные, выделяют более токсичные частицы и оксиды, что делает их опасными для здоровья. В конечном итоге, выбор между бензином и дизелем должен основываться на комплексной оценке их воздействия на здоровье и окружающую среду.
Вопрос-ответ

Что больше загрязняет воздух, бензин или дизель?
Дизельные устройства выделяют примерно в 20 раз больше оксидов азота, чем бензиновые. Содержание в дизельных выхлопах углекислого и угарного газов, напротив, ниже, чем в бензиновых.
Что более загрязняет окружающую среду бензин или дизельное топливо?
Дизельные двигатели выбрасывают меньше CO2 и парниковых газов, чем бензиновые. Это обусловлено типом топлива и внутренним КПД дизельного двигателя. В частности, топливо, используемое в дизельных двигателях, имеет более высокую степень сжатия, чем бензин, и обладает лучшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с бензиновыми двигателями.
Что вреднее для окружающей среды: бензин или дизель?
Вред для экологии от продуктов сгорания бензиновых двигателей в 4 раза превышает негативное воздействие от применения дизельного топлива.
Какой выхлоп вреднее: бензиновый или дизельный?
Дизель потребляет в целом меньше горючего и, соответственно, выбрасывает в атмосферу меньше двуокиси углерода, чем бензиновый двигатель такой же мощности. Но выделяемые им мельчайшие частицы сажи считаются особо вредными для человека.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите альтернативные виды топлива. Рассмотрите возможность использования электромобилей или гибридных автомобилей, которые могут значительно снизить уровень выбросов и загрязнения воздуха по сравнению с бензиновыми и дизельными двигателями.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на экологические стандарты. При выборе автомобиля учитывайте его соответствие современным экологическим нормам, таким как Euro 6, которые ограничивают выбросы вредных веществ и способствуют улучшению качества воздуха.
СОВЕТ №3
Используйте общественный транспорт или альтернативные способы передвижения. По возможности выбирайте общественный транспорт, велосипед или пешие прогулки, чтобы сократить количество автомобилей на дорогах и уменьшить загрязнение воздуха.
СОВЕТ №4
Поддерживайте инициативы по улучшению экологии. Участвуйте в местных экологических проектах и инициативах, направленных на снижение загрязнения воздуха, таких как высадка деревьев или акции по очистке окружающей среды.