В отличие от предыдущих моделей “классики”, ВАЗ 2107 имеет дополнительный элемент в цепи управления стартером — реле стартера. Как любая деталь авто, реле может выйти из строя, что сделает невозможным запуск двигателя. Выявить и устранить неисправность можно самостоятельно, для этого достаточно знать где находится реле стартера на ВАЗ 2107 и иметь минимум инструмента для проверки и замены.
Зачем нужно реле стартера ВАЗ 2107
Включение тягового реле стартера на всех моделях “классики”, кроме ВАЗ 2107, осуществлялось непосредственно через замок зажигания. Проблема в том, что при его включении через контакты на замке зажигания проходит ток более 15А, что со временем приводит к их окислению, нагреву и выходу из строя. Чтобы снизить ток, проходящий через замок зажигания при включении стартера, конструкторы “семерки” предусмотрели дополнительный элемент — реле стартера ВАЗ 2107. Небольшой ток, необходимый для его срабатывания, не наносит вреда контактам замка зажигания, а само реле более надежно коммутирует питание тягового реле стартера. Нередко владельцы более старых моделей “классики”, устав регулярно менять контактную группу замка зажигания, самостоятельно устанавливают дополнительное реле, позволяющее увеличить срок службы контактов, отвечающих за включение стартера.
Где находится реле стартера на ВАЗ 2107
Конструкторы предусмотрели установку реле стартера на ВАЗ 2107 в правой стороне подкапотного пространства. Оно крепится непосредственно к правому крылу, для чего на крыле установлена шпилька, на которую накручивается гайка крепления реле.
Проще всего его найти, проследив, куда идут провода от тягового реле стартера.
Реле включения стартера
На всех классических моделях «Жигулей», кроме «семёрки», питание на стартер подаётся напрямую от замка зажигания (ЗЖ). Такая конструкция имеет существенный недостаток — контакты окисляются и подгорают, что приводит к преждевременному выходу контактной группы из строя. Обусловлено это тем, что через ЗЖ протекает ток, превышающий 15 А. На ВАЗ 2107 для снижения нагрузки на контакты замка стали устанавливать дополнительное реле стартера, рассчитанное на ток 30 А. Этот коммутационный элемент потребляет небольшой ток, что никак не снижает надёжность контактной группы.
Владельцы более ранней «классики» из-за довольно частой замены контактов ЗЖ самостоятельно монтируют дополнительное реле.
Ремонт тягового реле
Демонтаж втягивающего реле необходим в двух случаях — для ремонта или замены механизма. Снять его несложно, но сперва потребуется демонтировать с машины сам стартер.
Где находится реле стартера на ВАЗ 2107
Конструкторы предусмотрели установку реле стартера на ВАЗ 2107 в правой стороне подкапотного пространства. Оно крепится непосредственно к правому крылу, для чего на крыле установлена шпилька, на которую накручивается гайка крепления реле.
READ Где Находится Блок Предохранителей ВАЗ 2107
Проще всего его найти, проследив, куда идут провода от тягового реле стартера.



Как проверить реле стартера ВАЗ 2107
Чтобы проверить работоспособность реле, необходим вольтметр или “контролька”. Проверка работоспособности выполняется следующим образом:
- снимите с реле колодку проводов;проверьте, не окислились ли контакты на реле и колодке;
- зачистите контакты, если это необходимо;
- убедитесь в наличии “массы” на проводе, идущем к контакту “86” реле;
- проверьте, появляется ли напряжение на проводе, идущему к клемме “85” реле, если попытаться завести машину ключом;
- убедитесь, что при включенном зажигании на провод, идущий к клемме “30” подается напряжение;
- если напряжение есть на клеммах есть, проблема в реле, а не в питании;
- снимите реле стартера с автомобиля;
- убедитесь, что при подаче напряжения на выводы “85”и “86” замыкается контакт между “30” и “87” выводами реле.
Если реле не срабатывает, необходимо заменить его новым.



Как проверить стартер аккумулятором
Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе и что покажет такая проверка?
Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать. Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.
Проверка крутит ли стартер
Проверка стартера 3 простых действия
Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора.
Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус, а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения. При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни.
Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя, рассмотрим наглядно и более подробно.
Замена реле стартера ВАЗ 2107
Для замены реле стартера ВАЗ 2107 понадобится гаечный ключ на 10. Чтобы заменить реле, необходимо выполнить такие действия:
- отключить провод “массы” от аккумулятора, сняв “минусовую” клемму;
- при помощи ключа открутить гайку, удерживающую реле на правом крыле;
- снять реле стартера;
- установить новое реле;
- закрутить и затянуть ключом гайку крепления;
- присоединить колодку проводов к реле;
- подключить провод “массы” к аккумулятору.
На этом замена реле стартера ВАЗ 2107 завершена. Остается проверить его работу, повернув ключ зажигания.
Как заменить втягивающее реле стартера на ВАЗ 2107
Одной из основных причин поломки стартера на ВАЗ 2107 является выход из строя втягивающего реле. Увидеть первые симптомы неисправности — это когда при повороте ключа зажигания слышны щелчки, а стартер так и не начинает крутить. Сегодня мы рассмотрим как заменить втягивающее реле стартера на ВАЗ 2107 своими руками.
Заменить эту деталь довольно просто, но первым делом необходимо будет полностью снять все устройство с автомобиля. Напомним, что в предыдущей статье мы рассматривали как выполнить ремонт стартера на ВАЗ 2107 своими руками. Там мы рассматривали основные неисправности стартера, которые можно устранить самостоятельно в гаражных условиях.
— одна плоская отвертка; — ключ на 10 или головка с трещоткой.
Замена втягивающего реле стартера на ВАЗ 2107
Первым делом необходимо открутить гайку крепления клеммы, как это показано на фото ниже.
Затем отогнуть клемму в сторону, чтобы в дальнейшем она не мешалась при снятии.
Далее берем отвертку и откручиваем два болтика. которыми собственно и крепится втягивающее к самому стартеру.
И после этого можно спокойно снимать реле, немного повернув его в нужную сторону, найдя удобное положение, чтобы шток вышел из зацепления.
После этого нам понадобится новое втягивающее реле, цена которого на ВАЗ 2107 составляет около 450 рублей в большинстве магазинов страны. Установка проводится в обратном порядке и сложного в этом процессе также ничего не будет.
Схема блока предохранителей ВАЗ 2107
Место установки вставок на блоках старого и нового типа сильно отличается. На цветной электросхеме выше указана обновленная система. Здесь последовательность вставок отследить не получится – элементы смонтированы не по порядку. На старой модификации предохранители электрооборудования устанавливаются слева на право.
Расшифровка элементов приведена по порядку для обеих видов панелей.
| Номер | Описание |
| 1 | Питание лампы заднего хода, переключатель печки, привод омывателя заднего стекла, питание реле подогрева заднего окна. |
| 2 | Дворники |
| 3 и 4 | Запас |
| 5 | Подогрев заднего стекла – при наличии |
| 6 | Прикуриватель |
| 7 | Клаксон, электровентилятор радиатора |
| 8 | Поворотники и аварийка |
| 9 | Противотуманки и в отдельных комплектациях – регулятор напряжения генератора |
| 10 | Приборка, тормоза |
| 11 | Стоп-сигнал, внутренняя подсветка салона |
| 12/13 | Лампы освещения дальнего света фар |
| 14 | Освещение номера, габариты передние справа и задние слева. |
| 15 | Габариты левый спереди и правый сзади, подсветка прикуривателя, освещение номера. |
| 16/17 | Правая и левая фара головной оптики в режиме ближнего света, обмотка реле очистителя фар. |
Отдельно следует указать расшифровку реле.
| Порядковый номер | Расшифровка |
| R1 | Подогрев заднего стекла |
| R2 | Дальний свет головной оптики |
| R3 | Аналогично для ближнего освещения |
| R4 | Подключение клаксона |
| 1 | Опционально – очистители фар |
| 2 | Релюшка вентилятора радиатора |
Следует выделить инжекторные доработки, где устанавливают дополнительный модуль в салоне.
| Номер | Назначение |
| 1 | Цепи главного реле |
| 2 | ЭБУ |
| 3 | Топливный насос |
| R1 | Главное реле |
| R2 | Топливный насос |
| R3 | Электровентилятор радиатора |
Предохранители штыревого типа
Это современное решение. Конструкция гнезда облегчает обслуживание панели и исключает сильное повреждение дорожек.
Предохранители цилиндрического типа
Отличаются не только внешним видом, а и способом установки. Устаревшая конструкция имеет множество минусов. Здесь повышается вероятность окисления гнезда и предохранительного элемента. При изнашивании подпружиненных контактов, возможно появление люфта и ослабления передачи тока.
В результате, старую панель было решено сменить на современный аналог.
Предохранитель и реле стартера
Детали расположены на правом крыле автомобиля и подключены проводами к агрегату. Если стартер не крутит, но щелкает, следует проверить предохранитель и силовое реле устройства.
Также может не срабатывать втягивающее. Для снятия модуля потребуется полностью разобрать его. Далее открутить втягивающее от корпуса и заменить его.
Предохранитель и реле дворников Лада 2107
Биметаллический элемент дворников устанавливается на позиции 2 в подкапотном блоке. Если очистители перестали работать, смотреть нужно именно сюда. Реле находится под приборкой со стороны водителя. Если модуль не выдает паузы – это говорит о реле-прерывателе. Деталь расположена возле моторчика.
Предохранитель и реле зарядки
Элемент располагается на правом крыле возле АКБ. Если внезапно зарядка батареи пропала, смотреть потребуется именно сюда, а только после этого влезать в генератор.
Выносное реле можно заменить простым способом. Отверткой откручиваются крепежи и реле снимается.
Генератор
Установка неплохо защищена. Трехуровневая защита не дает угробить устройство. Регулятор напряжения смонтирован внутри блока. Заменить его, не снимая деталь с машины, невозможно. Расположение основного реле генератора стандартно для классики, оно устанавливается на левом крыле машины или на салонной переборке.
Зажигание
На машине применяется бесконтактное зажигание. На карбюраторных версиях реле катушки зажигания находится за приборкой сразу выше замка. Определить неисправности можно по тому, как ведет себя авто после проворачивания ключа.
В инжекторной версии принцип работы немного отличается. Изначально напряжение идет на главное реле (мозги машины) через предохранитель салонной панели №1 и 2. Затем происходит возбуждение реле 1.
Предохранитель и датчик заднего хода
На 5 ступке применяется стандартный датчик, установленный на кулисе. Предохранитель, питающий лампу, находится в моторном отсеке под номером 1.
Реле поворотов
Устанавливаются здесь также, как и в большинстве классических Лад. Выключатели стоят под приборкой и прикручены к кузову на саморезы. Чтобы поменять реле потребуется демонтировать панель и раздвинуть проводку указателей.
Также распознать нахождение элементов в машине позволит их характерный звук. Отдельно следует заметить, что в некоторых машинах применяется самостоятельная переделка. Так называемая американка помогает перенести габариты в боковые лампы поворотов.
Реле стеклоочистителя
Установлено перед моторчиком с регулируемой скоростью срабатывания. Имеются две вставки за бардачком. Чтобы найти релюшку нужной конструкции достаточно знать артикул: 3747710.
Какой предохранитель отвечает за прикуриватель на ВАЗ 2107
На штатной проводке это № 6, установленный под капотом. Некоторые владельцы авто ставят плавкую вставку на отдельную магистраль. Это связано с переносом стандартного элемента или установкой дополнительного устройства.
ВАЗ 2107: предохранитель печки — где стоит
За регулировку частоты вращения вентилятора отопителя отвечает первая вставка в моторном отсеке. Если его постоянно выбивает или элемент сгорает, следует проверить параллельные магистрали, которые запитаны от плавкого элемента.
Терморезистор устанавливается в корпусе печки, а силовое реле возле нее, под приборкой.
Предохранитель бензонасоса ВАЗ 2107 и реле— где находится
На карбюраторных версиях применяется механический насос. Здесь наличие указанного элемента не предусмотрено конструктивно. В инжекторных версиях за питание топливного насоса отвечает плавкий элемент 3 дополнительной монтажной панели.
Если деталь часто перегорает, рекомендуется проверить степень окисления контактов ТН и общее состояние проводки. Также причиной может стать датчик уровня топлива.
Реле обогрева заднего стекла
В большинстве модификаций устанавливается в бороде приборки. Для доступа к ней потребуется вынуть клавишу включения обогрева и уже за ней обнаружится переключатель. Там, где прибор монтировался с завода, следует проверить элемент 1 блока.
Реле стеклоомывателя
Обычно деталь устанавливается под приборкой. Также ее можно найти на салонной переборке слева, возле бачка.
Стоп-сигнал
Роль релюшки выполняет датчик под педалью. Если элементы конструкции постоянно перегорают, цепь можно подключить через отдельный элемент. Для этого покупается дополнительный выключатель и врезается в стандартную проводку.
Аварийная сигнализация
Реле монтируется отдельно, со стороны вещевого ящика. Также можно найти в ногах водителя либо за приборным щитком.
Вентилятор охлаждения
На карбюраторных авто питается напрямую от коленвала. Ременной привод работает постоянно, пока включен мотор.
Современные модификации с инжектором уже построены по другому принципу. Здесь используется электрическая система включения вентилятора. Релюшка устанавливается в монтажном блоке под капотом на позиции 3.
Предохранитель на часы
Ответственен элемент 6, защищающий цепи.
Какой предохранитель отвечает за панель приборов на ВАЗ 2107
Питание выполнено от вставки № 10. Сюда входит подача напряжения на все стрелки, индикаторы. Для запитки подсветки панели ответственен элемент 15.
Свет
Для фар головной оптики в режиме ближнего освещения отведены предохранители 16 и 17 для правого и левого борта. За дальний режим отвечают вставки 12/13. Реле устанавливаются возле фар, в салоне либо на переборке моторного отсека.
Магнитола
На авто с завода нет штатной акустической системы. Обычно ее подключают через свободный предохранитель в монтажном блоке или на отдельную магистраль.
Тормоза
Лампы проходят через элемент №10, установленный под капотом.
Габариты
Для работы отведено два предохранителя – 14 и 15 для левого и правого борта.
Отопитель
Информация указана в пункте «печка».
Реле противотуманных фар
Система питания ПТФ монтируется через элементы, установленные в нижней части бороды приборки. Чтобы добраться до защитных вставок потребуется демонтировать кнопку, как показано на рисунке выше.
53761 что за реле
Указанный артикул обозначает – радиатор автомобиля. Подразумевается, что реле 53761 – это элемент питания вентилятора охлаждения.
Омыватель лобового стекла
Для питания используется предохранитель 2, установленный под капотом машины.
Предохранитель ЭБУ
На инжекторных авто используется элемент №1 и 2. Вставки монтируются в дополнительном модуле за вещевым ящиком.
Реле холостого хода
Является частью конструкции ЭБУ и исполнен в едином корпусе.
Стеклоподъемники
Устанавливаются пользователями самостоятельно. Для поиска вставок и реле потребуется информация от владельца машины.
Реле форсунок ВАЗ 2107
В видимых цепях автомобиля их нет. За работу топливной системы отвечает ЭБУ и искать требуемые детали нужно в его корпусе.
Предохранитель освещения салона
Деталь устанавливается в штатной проводке под номером 11.
Предохранитель F1
Многофункциональный элемент отвечает за группу приборов:
- фонари заднего хода;
- переключатель отопителя;
- индикатор подогрева заднего стекла;
- моторы очистителя и омывателя заднего окна.
В зависимости от модификации и года выпуска авто, здесь также может устанавливаться еще несколько агрегатов.

Предохранитель F10 ВАЗ 2107
Плавкий элемент Ф10 выделяется многофункциональностью. Здесь проходят магистрали оборудования:
- приборная панель;
- сигнализатор зарядки АКБ;
- контрольные лампы приборов;
- прерыватель стояночного тормоза.
Реле на крыле
Устанавливается от 5 до 10 релюшек в зависимости от модификации. Обычно здесь есть выключатели:
- стартера;
- генератора;
- зажигания;
- насоса стеклоомывайки;
- дворников;
- клаксона.
Втягивающее реле стартера Ваз 2107 — цена
Несмотря на то что втягивающее реле, как сформировавшийся механизм, было применено в автомобильном стартере более ста лет назад, первых лет тридцать своей жизни оно не пользовалось особенной популярностью. Водители использовали «кривой стартер» — рукоятку, которая входила в зацепление с шкивом коленвала. Особенного восторга от такого запуска мотора, понятное дело, никто не испытывал, но в стандартной комплектации кривой стартер шёл ко всем ВАЗовским автомобилям вплоть до конца 70-х годов.
Это интересно: Замена масла в двигателе Лада Веста
Содержание:
Стартер ВАЗ 7 модели (от 01 до 07)
Используемый для пуска двигателя электромотор коллекторного типа находится на боковой части картера силового агрегата. Детали соединены между собой болтами с 6-гранной головкой. Питание подается от аккумулятора.
Мощность устройства достаточна для прокрутки коленчатого вала при температуре воздуха до -35 °С (без предварительного прогрева масла). Внешний вид и конструкция устройства показаны на фото в каталогах запасных частей.
Снятие стартера, защитного экрана
Для ремонта стартера его надо снять с автомобиля. Если автомобиль сравнительно свежий, и стартер еще не снимали, то на своем законном месте находится теплоотражающий защитный экран. Он помешает вам вытащить стартер, поэтому в первую очередь его надо снять.
Крепится защитный экран сверху на двух шпильках гайками на 13 и снизу болтом головкой на 10. И если гайки отвернуть можно простым ключом, то для его отворачивания понадобится длинный тонкий торцовый ключ. Многие, сняв защиту уже не ставят ее на место, но лучше это все таки сделать. Без нее стартер сильно нагревается от выпускного коллектора, особенно летом в пробках.
Защита стартера и расположение нижнего болта
Видео снятие стартера
Назначение
Устройство предназначено для принудительного прокручивания коленчатого вала двигателя в момент запуска. Изделие оборудовано специальной муфтой бендикс, которая входит в зацепление с зубчатым венцом, смонтированным на маховике силовой установки. Управление электрическим мотором осуществляется дистанционно при помощи контактной группы в замке зажигания через дополнительное реле.
Схема электрическая подключение стартера
Виды
Существует 2 типа электромоторов для пуска силовой установки:
- На автомобилях с карбюратором применяется стандартный стартер, крутящий момент передается непосредственно от ротора к зубчатому венцу.
- На части карбюраторных машин и ВАЗ 07 с инжектором устанавливался привод редукторного типа. За счет применения планетарной передачи снижается сила тока в цепи питания и повышается крутящий момент.
Прочитайте, может пригодится: Тюнинг двигателя седьмой модели: полное руководство с фото и видео

Для чего нужно втягивающее реле
Устройство втягивающего реле довольно простое. Его принцип работы основан на использовании обычного электромагнита, а реле в сборе должно выполнять несколько задач сразу: введение в зацепление шестерни бендикса стартера с венцом маховика для передачи крутящего момента от электродвигателя стартера на коленвал двигателя автомобиля; управление электропитанием всего стартера, как электродвигателя, так и втягивающей муфты; втягивающее реле синхронизирует цепи стартера и остальные электрические цепи автомобиля.
Схема и описание
Конструкция ВАЗовского втягивающего реле приведена на схеме и она едва ли требует объяснений. Соленоид, образованный цилиндрической втягивающей катушкой и якорем, толкает вилку стартера и тем временем перемещает контактную пластину, замыкающую контакты запуска электродвигателя стартера. Само реле — это емкость из диэлектрика, в нее вмонтированы контактные пластины. Снаружи контакты заканчиваются резьбовой частью, на которую накидываются и зажимаются гайками клеммы.
Работает реле также предельно просто. Когда мы поворачиваем ключ зажигания, то подаём ток не сразу на стартер, а на управляющее реле, оно в ВАЗ 2107 находится под капотом. Контакты устройства замыкаются и пропускают ток от АКБ на контакты втягивающего. Напряжение подается на удерживающую обмотку, которая создаёт магнитное поле. Под его влиянием шток просто втягивается в корпус устройства, тем самым убивая сразу двух зайцев — при по мощи рычага подводит шестерню бендикса к венцу маховика и замыкает контакты, подающие ток на электродвигатель. Как только двигатель запустился, подача тока прекращается, пружина возвращает шток в первоначальное положение, выводя из зацепления бендикс и маховик, разрывая при этом контакты и обесточивая электродвигатель.
Основные неисправности
Достаточно простая и надёжная конструкция, тем не менее, учитывая высокие нагрузки и высокие токи, с которыми приходится работать механизму, время от времени проявляются разные неполадки. Выражаться они могут как очень просто, к примеру, стартер вообще не реагирует на поворот ключа, так и на перманентные проблемы, причину которых установить труднее всего.
Основные неисправности втягивающего реле выстроились в список ниже, но сложность в том, что неисправности могут как комбинироваться между собой, так и быть следствием обычной потери контакта на клеммах АКБ. Поэтому поиск неисправности нужно начинать издалека. Тем не менее, вот эти неисправности:
- КЗ удерживающей или втягивающей обмоток, тогда просто будут гореть предохранители или же управляющее реле просто не подаст напряжение на контакты;
- нагар на контактах;
- обрыв обмоток;
- перекосы или повреждения возвратной пружины;
- физические повреждения корпуса или деталей реле.
Как проверить реле на ВАЗ 2107
Проверка реле заключается в измерении сопротивления втягивающей и удерживающей обмоток. Удерживающая должна иметь сопротивление в 75Ом, а втягивающая — 55Ом. Проблемы с обмотками могут быть только трёх видов — полное короткое замыкание, обрыв и плохой контакт на контактных пластинах. В принципе, если реле разборное, то можно устранить некоторые неисправности — зачистить мелкой наждачкой контакты, отпаять и перемотать обмотки, но учитывая невысокую стоимость реле, едва ли такой ремонт будет оправданным.
В любом случае, перед тем как разобрать реле, необходимо демонтировать стартер, после чего делать выводы о целесообразности замены или же ремонта узла. Удачного всем ремонта и быстрого запуска двигателя!
Лада 2107 › Бортжурнал › Замена тягового реле (втягивающего) стартера
Всем привет! Как уже догадались из названия поста, у меня опять что-то накернилось. Выхожу такой вчера вечером с работы с кучей планов в голове, сажусь в машину. Запускаю движок, а он не запускается. Щелчок втягивающего есть, и то какой-то не такой, а «Дрындыгыдын» нету. Просто тишина. Как так, все же нормально было?! Первая мысль была что посадил аккумулятор неправильно подключенным новым девайсом, но опыт говорил иначе. Проверка контактов результата не дала. Что ж, делать нечего. Снимаю акум, сдвигаю бачок омывайки в сторону, снимаю теплоотражающий щиток и вынимаю стартер. На самом деле это не так просто, нужно немного изловчиться)
Яснопонятно, отвалился «пятачок» с задней крышки тягового реле или, как его еще называют, втягивающего. То ли сам катапультировался, то ли я «помог» при снятии. Первый вариант вполне вероятен судя по пыли на срезе. Второй вариант тоже имеет право на жизнь судя по опыту) При более детальном осмотре выяснилось что пластмасса (или что-там) задней крышки под воздействием температуры от выпуска, находящегося неподалеку, и времени потерял свои свойства и стал хрупким. От того и улетел.
Закрыл все и потопал в сторону ближайшего магазина запчастей где и было приобретено такое вот реле:
По поводу производителя заморачиваться не стал, не до того было. Да и сделано все вполне добротно. Даже гаечки и шайбочки все присутствовали. Мне вот одно не понятно: как может быть запрещено что-то модифицировать в машине, в которой изначально намешано всякого разного?! Например, вот тот же стартер: сам стартер 21213, редукторный, а втягивающее от 2110. И это только один пример)) На всякий случай сравниваю с предыдущим втягивающим. Вроде как оно:
Это интересно: Видео кузовного ремонта авто своими руками
Для чего машине тяговое реле?
Втягивающее (или тяговое) реле стартера – довольно важное устройство. На заре становления автомобильной промышленности роль этого агрегата исполняли длинная рукоятка и сам водитель, который, вставляя ее в отверстие маховика, давал разгон двигателю. Позже машины обзавелись стартерами со втягивающими реле, которые и призваны дать первоначальное усилие шестерне, приводящей в действие валы мотора.
Тяговое реле стартера
В конструкциях большинства автомашин (как и на «классических» моделях ВАЗ) втягивающее реле – небольшой агрегат, смонтированный прямо на кожухе самого стартера. Задачи у него следующие:
- перемещение шестерни бендикса для зацепления с зубцами маховика и возвращение ее в первоначальное положение после начала работы мотора;
- энергетическое распределение между приводом стартера и электромагнитом;
- синхронность работы стартера во время запуска двигателя.
Установленные стартеры на ВАЗ-2106 и 2107 стартеры фактически одинаковы. Относительно втягивающего реле можно сказать, что и оно особых изменений не претерпело. Но есть еще одна деталь с одноименным названием, она и считается отличием этих двух моделей. Это реле включения стартера: на ранних моделях ВАЗ его вовсе нет, а в 2107 оно появляется.
Реле включения механизма ВАЗ-2107
До этого новшества управление от замка зажигания шло напрямую на втягивающее реле.
Стоит сказать несколько слов об этом механизме. Реле включения стартера находится в некотором удалении от самого пускового механизма, поэтому искать его следует по проводам. Естественно, с каждым новым выпуском ВАЗ его дислокация менялась. Но при первом появлении в 2107 реле включения стартера располагалось на правом брызговике в подкапотном пространстве. Его легко снять и заменить гаечным ключом на 10. Но тяговое реле все равно выполняет больше работы и выходит из строя намного чаще, поэтому о нем подробнее.
А можно ли его починить?
Реле для стартеров, применяемых в Жигулях, получили одинаковые детали в виду совершенно идентичных между собой задач. Единственное неудобство в том, что в зависимости от производителя-поставщика и модификации самого автомобиля могут слегка отличаться друг от друга места крепления агрегатов, и допускаются некоторые различия во внутренних составляющих.
Место крепления агрегата
Ремонтировать устройства нет смысла, для ВАЗ-2107 и 2106 проще приобрести весь стартер в сборе. Но, если есть финансовые трудности, можно провести только замену реле. И вот в каком порядке следует действовать. Сначала обязательно отключите аккумуляторную батарею! Стартер установлен в автомобильной электросети таким образом, что замыкание его контактов может привести к выгоранию всей проводки автомобиля.
Приобретение стартера ВАЗ-2106 в сборе
Потом снимите и хорошенько очистите стартер от грязи. Это нужно для того, чтобы случайные частицы не попали на электрообмотку и не допустили замыкания. Теперь отсоединяем контакт от болта тягового реле, выкручиваем стяжные винты и снимаем деталь.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
Реле стартера, как и любой другой механизм, имеет свой ресурс и рано или поздно возникают неисправности. Их бывает несколько, самая очевидная, когда стартер перестаёт функционировать, соответственно запустить двигатель нельзя. Другая распространенная неисправность заключается в том, что стартер не отключается после запуска двигателя и продолжает работать. Третья проблема заключается в том, что стартеру не хватает оборотов для запуска двигателя. При включении зажигания должен послышаться характерный щелчок, который говорит о том, что шестерня стартера вошла в зацепление с маховиком двигателя. Если этого не произошло, реле не работает. Причин таких проблем бывает много, чаще всего это просто естественный износ деталей, в таком случае достаточно их заменить. Также нередко неисправности возникают из-за повреждения проводки. Если с проводкой всё в порядке следует проверить в первую очередь втягивающее реле.
При отсутствии щелчка при включении зажигания необходимо заменить реле. Если же он есть, но стартер не работает нужно проверить работоспособность контактных пар. Для этого их следует замкнуть отвёрткой, при этом стартер должен работать. Иногда причина неисправности кроется в нехватке электроэнергии для раскручивания маховика. Чтобы это проверить потребуется мультиметр, с его помощью замеряется напряжение в момент поворота ключа зажигания.
Проверка проводится без снятия стартера, поменять реле несложно, с этим справится и новичок. После замены необходимо проверить работоспособность, для этого достаточно кинуть один провод на контактную пару реле и плюсовую клемму аккумулятора, второй на минус АКБ и на корпус стартера. Если агрегат исправен, шестерня выдвигается и начинает вращаться.

- Распечатать
Главная →
Устройство →
Электрическая система →
Стартер →
Почему ломается втягивающее реле?
Основные части реле: корпус, контакты, якорь, магнит с обмотками, возвратная пружина. При поступлении электрического тока во втягивающую обмотку магнита возникает электрическое поле. Оно притягивает якорь, который переезжает в сердечник. Последний, задействовав рычаг, перемещает шестерню бендикса вперед, заставляя ее войти в контакт с зубцами маховика.
Далее сердечник, доезжая до конца, замыкает контакты, через которые ток начинает поступать на удерживающую обмотку магнита. Включается привод, который раскручивает вал стартера, передающий через шестерню бендикса усилие на маховик, чем его и раскручивает. Как только двигатель заработал, ток на реле идти перестает, магнит отключается, а возвратная пружина отводит в первоначальное положение вал с шестерней.
Шестерня бендикса
Какие неисправности могут быть в процессе эксплуатации тягового реле на автомобилях ВАЗ-2106 и 2107?
- Стук. Он может возникать, если АКБ не имеет заряда, произошло окисление клемм, соединение неисправно или удерживающая обмотка магнита не соединяется с «массой» в результате ее повреждения.
- Отсутствие реакции со стороны втягивающего реле и стартера в целом после включения зажигания. Как и в первом случае, проблема в состоянии аккумулятора. Например, утрачено соединение удерживающей обмотки с «массой», оборвался контакт между дополнительным и втягивающим реле или перегорела плата замка зажигания.
- Некорректная работа якоря, когда после включения реле он не вращается. И тут чаще всего «виновата» АКБ. Это может произойти, если окислились контакты стартера или перегорела обмотка якоря, из-за чего произошло отделение провода, и сам якорь заклинило.
Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112
На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:
Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:
| 1 – вал привода; | 20 – контактные болты; |
| 2 – втулка передней крышки; | 21 – вывод «положительных» щеток; |
| 3 – ограничительное кольцо; | 22 – скоба; |
| 4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты; | 23 – щеткодержатель; |
| 5 – ролик обгонной муфты; | 24 – «положительная» щетка; |
| 6 – опора вала привода с вкладышем; | 25 – вал якоря; |
| 7 – ось планетарной шестерни; | 26 – стяжная шпилька; |
| 8 – прокладка; | 27 – задняя крышка с втулкой; |
| 9 – кронштейн рычага; | 28 – коллектор; |
| 10 – рычаг привода; | 29 – корпус; |
| 11 – передняя крышка; | 30 – постоянный магнит; |
| 12 – якорь реле; | 31 – сердечник якоря; |
| 13 – удерживающая обмотка; | 32 – опора вала якоря с вкладышем; |
| 14 – втягивающая обмотка; | 33 – планетарная шестерня; |
| 15 – тяговое реле; | 34 – центральная (ведущая) шестерня; |
| 16 – шток тягового реле; | 35 – водило; |
| 17 – сердечник тягового реле; | 36 – шестерня с внутренними зубьями; |
| 18 – контактная пластина; | 37 – кольцо отводки; |
| 19 – крышка тягового реле; | 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты. |




