Датчик температуры охлаждающей жидкости (ТОЖ) — ключевой элемент системы управления двигателем автомобиля ВАЗ 2112 с 16 клапанами. Он мониторит температуру охлаждающей жидкости и передает данные в блок управления двигателем, что помогает оптимизировать работу и предотвращать перегрев. В статье рассмотрим, где находится датчик ТОЖ, как диагностировать его состояние и заменить при необходимости. Эта информация будет полезна как опытным автомобилистам, так и новичкам, желающим самостоятельно обслуживать свой автомобиль.
Какие функции выполняет датчик
Этот прибор выполняет множество функций. На основе его показаний осуществляется подготовка топливной смеси, а также корректируется угол опережения зажигания. Кроме того, данный элемент отправляет команды на активацию вентилятора при перегреве.
Обогащение смеси всегда связано с увеличением температуры в двигателе. Чем холоднее двигатель, тем более насыщенную смесь необходимо подавать. Этот принцип лежит в основе работы любого электронного блока управления, и отечественная модель «десятка» не является исключением.
Эксперты отмечают, что датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2112 с 16 клапанами играет ключевую роль в системе управления двигателем. Он расположен в блоке цилиндров, что обеспечивает точное измерение температуры охлаждающей жидкости. Для диагностики датчика специалисты рекомендуют использовать мультиметр, проверяя его сопротивление при различных температурах. Если показания не соответствуют норме, это может указывать на неисправность. Замена датчика не требует сложных манипуляций: достаточно отсоединить разъем, открутить старый датчик и установить новый. Важно следить за герметичностью соединений, чтобы избежать утечек охлаждающей жидкости. Регулярная проверка и замена датчика помогут избежать перегрева двигателя и продлить срок его службы.
Устройство датчика
В начале истории автомобилестроения в качестве датчиков температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) использовались простые термореле, которые устанавливались на большинство двигателей внутреннего сгорания. Такие устройства можно встретить в системах моновпрыска, например, «К-Джетроник» и аналогичных. Они применялись в старых моделях Mercedes, выпущенных в 80-х и 90-х годах. Как же это работает? Когда контакт реле открыт, двигатель продолжает прогреваться. Как только контакт замыкается, электронный блок управления (ЭБУ) получает сигнал о том, что двигатель достиг рабочей температуры, и в результате меняется состав и концентрация топливной смеси.
Внутри ДТОЖ находится термистор с отрицательным температурным коэффициентом. При холодном двигателе он демонстрирует максимальное сопротивление. На датчик подается напряжение +5 В, и по мере нагрева двигателя это напряжение начинает снижаться. ЭБУ отслеживает даже незначительные изменения напряжения, что позволяет точно определить температуру охлаждающей жидкости.
На некоторых двигателях, например, от «Рено» и других производителей, могут использоваться датчики с положительными температурными коэффициентами. Их принцип работы схож, но в этом случае с увеличением температуры антифриза сопротивление датчика возрастает, а не уменьшается.
| Аспект | Описание | Действия |
|---|---|---|
| Местоположение | Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на ВАЗ 2112 (16 клапанов) обычно расположен на термостате или в корпусе термостата. | Визуальный осмотр корпуса термостата, поиск датчика с двумя или тремя проводами. |
| Диагностика неисправностей | Признаки: Неправильные показания температуры на приборной панели, затрудненный запуск двигателя (особенно холодного), повышенный расход топлива, нестабильная работа двигателя, включение вентилятора охлаждения в неподходящий момент или его отсутствие. | 1. Визуальный осмотр: Проверка целостности проводов и разъема. 2. Мультиметр: Измерение сопротивления датчика при разных температурах (сравнение с эталонными значениями). 3. Диагностический сканер: Считывание ошибок ЭБУ, просмотр показаний ДТОЖ в реальном времени. |
| Замена датчика | Инструменты: Ключ на 19 (или другой подходящий размер), емкость для слива антифриза, новая прокладка (если требуется), новый ДТОЖ. | 1. Слить антифриз: Частично или полностью, в зависимости от расположения датчика. 2. Отсоединить разъем: Отключить электрический разъем от датчика. 3. Выкрутить старый датчик: Используя ключ. 4. Установить новый датчик: Вкрутить новый ДТОЖ, при необходимости установить новую прокладку. 5. Подсоединить разъем: Подключить электрический разъем. 6. Залить антифриз: Долить охлаждающую жидкость до нужного уровня. 7. Проверить на утечки: Запустить двигатель и убедиться в отсутствии утечек. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о датчике температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на ВАЗ 2112 с 16 клапанами:
-
Расположение датчика: Датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2112 расположен в головке блока цилиндров, что позволяет ему точно измерять температуру охлаждающей жидкости, которая проходит через систему охлаждения. Это важно для правильной работы двигателя, так как от температуры зависит эффективность сгорания топлива и работа системы управления двигателем.
-
Диагностика неисправностей: Для диагностики ДТОЖ можно использовать мультиметр. При исправном датчике его сопротивление должно изменяться в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Например, при температуре 20°C сопротивление должно составлять около 2,5 кОм, а при 100°C — около 0,3 кОм. Если значения значительно отличаются, это может указывать на неисправность датчика.
-
Замена датчика: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2112 — это относительно простая процедура, которую можно выполнить самостоятельно. Для этого необходимо отключить аккумулятор, слить часть охлаждающей жидкости, открутить старый датчик и установить новый, не забывая использовать уплотнительные кольца для предотвращения утечек. После замены важно проверить систему на наличие утечек и убедиться, что датчик работает корректно.
Принцип действия ДТОЖ
Датчик температуры ВАЗ-2110 функционирует следующим образом. Внутри него расположен термистор, который представляет собой электронный компонент с отрицательным температурным коэффициентом. При температуре до 130 градусов его сопротивление уменьшается до 70 Ом, тогда как при низких температурах, например, -40°, оно возрастает до 107 кОм.
Температурный датчик получает напряжение +5 В через встроенный постоянный резистор. Уровень нагрева антифриза определяется за счет разности потенциалов на термисторе с переменным сопротивлением.

Где расположен
Автовладельцы модели ВАЗ-2110 хорошо осведомлены о различных проблемах, которые могут возникнуть с этим устройством. Часто возникает необходимость в его замене. Однако новички могут не знать, где именно расположен датчик температуры на данной модели. В автомобилях этот элемент может находиться в самых разных местах.
В классических версиях терморезистор располагается прямо в блоке цилиндров. В то время как в автомобилях десятого семейства от АвтоВАЗа датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) установлен в термостате. Интересно, что на ВАЗ-2110 имеется два датчика температуры, но второй из них не выполняет значительных функций. Он лишь подключен к указателю температуры на панели приборов.
Неисправности датчика
Как известно, от показаний датчика зависит соотношение топлива и воздуха в горючей смеси. Все автолюбители уже сталкивались или в будущем столкнутся с различными проблемами, которые могут возникнуть из-за неисправности датчика температуры. Кроме того, именно от него зависит, будет ли включаться вентилятор при перегреве двигателя.
Заподозрить неисправность датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 можно по ряду признаков. Первые симптомы включают трудности с запуском двигателя в холодное морозное утро. Также можно заметить ухудшение качества выхлопа и значительное увеличение расхода топлива.
Однако эти признаки не всегда указывают на необходимость замены датчика. В некоторых случаях достаточно просто очистить контакты или удалить коррозию с самого датчика. Если при визуальном осмотре не удается обнаружить явные проблемы, следует провести проверку элемента.
Диагностика датчика
Каждому владельцу автомобиля важно уметь проверять датчик температуры на модели ВАЗ-2110. Эта процедура поможет избежать лишних затрат на покупку нового устройства, хотя его стоимость и не слишком высока.
Для тестирования датчика можно использовать метод нагрева. Вам понадобится подходящая емкость, например, стакан или чайник. Наполните её горячей водой, доведя температуру до примерно 100 градусов, что следует контролировать с помощью термометра. Затем аккуратно опустите рабочую часть датчика в воду, при этом важно, чтобы в жидкости находилась только та часть, которая устанавливается в мотор. Контакты устройства должны оставаться сухими. После этого подключите мультиметр к контактам и измерьте сопротивление.
Замена
Перед тем как покупать новое устройство вместо старого, необходимо проверить маркировку на старом датчике. Рекомендуется приобретать именно такой же прибор.
Альтернативные, хотя и внешне схожие элементы, могут выдавать неверные показания, и ЭБУ не сможет их корректно интерпретировать, что приведет к отображению ложной информации на панели приборов. В комплекте с новым элементом обязательно должна присутствовать медная шайба. Если ее нет, ее следует приобрести отдельно.


Как снять
Сначала необходимо определить, что препятствует доступу к термостату и датчику. Обычно это корпус воздушного фильтра, который нужно будет демонтировать. Далее рекомендуется слить антифриз из системы охлаждения, хотя это не всегда является обязательным шагом. При замене может вытечь лишь небольшое количество жидкости, и ее всегда можно будет добавить до необходимого уровня.
После слива охлаждающей жидкости отключите клемму от аккумулятора, выберите нужный датчик и отсоедините все элементы, которые к нему подключены. После этого аккуратно выкрутите датчик, удерживая его за грани руками или с помощью ключа. Теперь можно снять прибор.
Замена без слива ОЖ
Если принято решение заменить устройство без слива жидкости, следует взять новый прибор и аккуратно начать выворачивать старый. Как только датчик станет достаточно подвижным для ручного вращения, ключ можно убрать, и продолжить выкручивание руками, прижимая элемент к отверстию. Когда станет очевидно, что устройство полностью выкручено, его следует быстро извлечь, а на его место установить новый прибор с такой же скоростью. После этого деталь закручивается, и проверяется ее функциональность.
Установка нового датчика охлаждающей жидкости
Установка нового датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 осуществляется в обратном порядке. Опытные водители советуют обработать резьбу детали герметиком для предотвращения утечек.
Иногда могут возникать протечки охлаждающей жидкости из-под нового датчика. Процесс замены очень прост, и с ним легко справятся даже те, кто только начал осваивать вождение и не имел опыта работы с автомобилями.
Заключение
Все мы знаем, какие последствия может иметь перегрев двигателя – это поврежденные детали мотора, вызванные температурными деформациями. Наиболее уязвимой частью в этом случае оказывается головка блока цилиндров. Восстановление этого элемента может обойтись довольно дорого. Кроме того, перегрев способен причинить еще более серьезный вред. При работе на богатой смеси двигатель расходует слишком много топлива, что приводит к поломке свечей зажигания. В случае бедной смеси мотор перегревается и также может выйти из строя. Избежать всех этих проблем можно, если знать, как распознать неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), уметь его заменять и знать, где он находится.
Советы по уходу за датчиком и системой охлаждения
Для обеспечения надежной работы двигателя автомобиля ВАЗ 2112 с 16-клапанным двигателем необходимо уделять внимание не только замене масла и фильтров, но и состоянию системы охлаждения, в частности, датчику температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Правильная эксплуатация и уход за этим компонентом помогут избежать серьезных проблем с перегревом двигателя и его последующими повреждениями.
Во-первых, важно регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в системе. Низкий уровень может привести к неправильным показаниям датчика, что, в свою очередь, может вызвать перегрев двигателя. Рекомендуется проверять уровень жидкости не реже одного раза в месяц, особенно перед длительными поездками.
Во-вторых, следите за состоянием проводки и разъемов, соединяющих датчик с блоком управления двигателем. Коррозия, повреждения или ослабленные соединения могут привести к неправильной работе датчика и, как следствие, к сбоям в системе охлаждения. Если вы заметили какие-либо повреждения, их следует устранить как можно скорее.
Также стоит обратить внимание на сам датчик. Если вы заметили, что температура двигателя начинает резко колебаться или постоянно показывает неверные значения, это может быть признаком неисправности ДТОЖ. В таком случае рекомендуется провести диагностику и, при необходимости, заменить датчик. Замена датчика не требует специальных навыков и может быть выполнена самостоятельно, если следовать инструкциям.
Не забывайте и о регулярной замене охлаждающей жидкости. С течением времени она теряет свои свойства, что может негативно сказаться на работе всей системы охлаждения. Рекомендуется менять охлаждающую жидкость каждые 2-3 года или в соответствии с рекомендациями производителя.
Наконец, стоит помнить, что система охлаждения должна быть герметичной. Проверьте радиатор, шланги и патрубки на наличие утечек. Если вы заметили какие-либо признаки утечки, такие как следы жидкости на поверхности, необходимо немедленно устранить проблему, чтобы избежать перегрева двигателя.
Следуя этим простым советам, вы сможете продлить срок службы датчика температуры охлаждающей жидкости и всей системы охлаждения вашего автомобиля, что обеспечит надежную и безопасную эксплуатацию ВАЗ 2112 на протяжении многих лет.
Вопрос-ответ
Как понять, что не работает датчик температуры ВАЗ 2112?
Чтобы понять, что датчик температуры на ВАЗ 2112 не работает, обратите внимание на следующие признаки: стрелка указателя температуры на приборной панели не поднимается или застревает на нуле, двигатель перегревается, несмотря на нормальную работу системы охлаждения, или, наоборот, показывает слишком низкие значения температуры. Также можно проверить сопротивление датчика с помощью мультиметра; если оно не соответствует норме, датчик, скорее всего, неисправен.
Где находится датчик температуры на 16-клапанном двигателе?
На 16-клапанных Приорах датчик вмонтирован в корпус термостата. Он соединяется с выпускным патрубком, выходит прямо рядом с радиатором. Расположение удачное — не нужно сливать весь антифриз, если действовать аккуратно. Достаточно подставить ёмкость и снять небольшой объём жидкости.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом диагностики и замены датчика температуры охлаждающей жидкости, убедитесь, что двигатель остыл. Это предотвратит возможность получения ожогов и повреждений при работе с горячими компонентами.
СОВЕТ №2
Используйте мультиметр для проверки работоспособности датчика. Измерьте сопротивление датчика при различных температурах, чтобы убедиться, что он функционирует правильно. Сравните полученные значения с техническими характеристиками, указанными в руководстве пользователя.
СОВЕТ №3
При замене датчика температуры охлаждающей жидкости используйте новый уплотнитель, чтобы избежать утечек охлаждающей жидкости. Также рекомендуется использовать герметик, если это предусмотрено конструкцией, чтобы обеспечить надежное соединение.
СОВЕТ №4
После замены датчика обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте. Также стоит запустить двигатель и убедиться, что датчик корректно отображает температуру на приборной панели.



