Тормозная система автомобиля ВАЗ 2110 обеспечивает безопасность на дороге, так как от её надежности зависит эффективность торможения и управление в критических ситуациях. В статье рассмотрим принцип работы тормозной системы ВАЗ 2110, возможные проблемы и способы их устранения. Знание этих аспектов поможет поддерживать автомобиль в исправном состоянии и повысить безопасность водителя и пассажиров.
Устройство тормозной системы на ВАЗ 2110
На автомобиле ВАЗ 2110 тормозная система представляет собой гидравлический двухконтурный привод. Не секрет, что без исправных тормозов на дороге далеко не уедешь, и уровень безопасности в таком случае стремится к нулю.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как функционирует тормозная система на российском автомобиле ВАЗ 2110, более известном как «десятка». Мы обсудим основные неисправности, которые могут возникнуть, а также методы их устранения.
Схема гидравлического привода тормозов: 1 – тормозной механизм переднего колеса; 2 – трубопровод контура левый передний–правый задний тормоза; 3 – главный цилиндр гидравлического привода тормозов; 4 – трубопровод контура правый передний–левый задний тормоза; 5 – бачок главного цилиндра; 6 – вакуумный усилитель; 7 – тормозной механизм заднего колеса; 8 – упругий рычаг привода регулятора давления; 9 – регулятор давления; 10 – рычаг привода регулятора давления; 11 – педаль тормоза; А – гибкий шланг переднего тормоза; В – гибкий шланг заднего тормоза.
Эксперты отмечают, что тормозная система ВАЗ 2110 является важным элементом безопасности автомобиля. Она основана на гидравлическом принципе работы, где тормозная жидкость передает усилие от тормозного педали к тормозным механизмам на колесах. Основные компоненты системы включают главный тормозной цилиндр, тормозные колодки и диски, а также тормозные шланги.
Среди распространенных проблем специалисты выделяют износ тормозных колодок, утечки тормозной жидкости и перегрев тормозов. Износ колодок может привести к снижению эффективности торможения, поэтому регулярная проверка и замена являются необходимыми мерами. Утечки тормозной жидкости могут быть вызваны повреждением шлангов или соединений, что требует немедленного устранения для предотвращения потери тормозной способности. Перегрев тормозов часто возникает при длительных спусках или агрессивном вождении, что может привести к фейд-эффекту. В таких случаях рекомендуется делать перерывы и давать тормозам остыть. Правильное обслуживание и регулярные проверки помогут избежать большинства проблем и обеспечат надежную работу тормозной системы.

Принцип работы
Гидравлические двухконтурные тормоза с диагональным распределением демонстрируют высокую эффективность и надежность в работе. Это связано с тем, что если один из контуров выходит из строя, второй все равно обеспечит возможность торможения вашего автомобиля.
Структура системы контуров организована следующим образом: один контур управляет левым задним и правым передним колесами, в то время как второй контур отвечает за левое переднее и правое заднее колесо.
Таким образом, вы сможете безопасно остановить автомобиль, минимизируя износ тормозов и предотвращая возникновение других проблем в тормозной системе.
| Элемент тормозной системы | Принцип работы | Возможные проблемы и их устранение |
|---|---|---|
| Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) | Преобразует усилие от педали тормоза в гидравлическое давление, которое передается по тормозным магистралям. | Утечка тормозной жидкости: Проверить уровень жидкости, осмотреть ГТЦ на предмет подтеков. Заменить ГТЦ или ремкомплект. «Проваливание» педали тормоза: Воздух в системе, износ манжет ГТЦ. Прокачать тормоза, заменить ГТЦ. |
| Вакуумный усилитель тормозов | Использует разрежение во впускном коллекторе двигателя для увеличения усилия на педали тормоза, облегчая торможение. | Жесткая педаль тормоза: Нарушение герметичности вакуумного усилителя или шланга. Проверить шланги, заменить вакуумный усилитель. Шипение при нажатии на педаль: Утечка воздуха. Заменить вакуумный усилитель. |
| Тормозные магистрали и шланги | Передают гидравлическое давление от ГТЦ к тормозным механизмам. | Утечка тормозной жидкости: Повреждение шланга или трубки. Заменить поврежденный элемент. Разбухание шлангов: Старение резины, попадание масла. Заменить шланги. |
| Передние дисковые тормоза (суппорт, тормозной диск, колодки) | Суппорт прижимает тормозные колодки к вращающемуся тормозному диску, создавая трение и замедляя колесо. | Биение при торможении: Деформация тормозного диска. Проточить или заменить диски. Скрип/визг при торможении: Износ колодок, попадание грязи, некачественные колодки. Заменить колодки, очистить суппорт. Заедание суппорта: Коррозия направляющих, износ поршня. Очистить, смазать направляющие, заменить ремкомплект суппорта. |
| Задние барабанные тормоза (тормозной барабан, колодки, колесный цилиндр) | Колесный цилиндр раздвигает тормозные колодки, которые прижимаются к внутренней поверхности вращающегося тормозного барабана. | Неэффективное торможение: Износ колодок, замасливание, неисправность колесного цилиндра. Заменить колодки, очистить барабан, заменить колесный цилиндр. Заедание колесного цилиндра: Коррозия, износ манжет. Заменить колесный цилиндр. Скрип/стук: Износ колодок, ослабление пружин. Заменить колодки, проверить пружины. |
| Регулятор давления задних тормозов («колдун») | Изменяет давление в заднем контуре тормозов в зависимости от загрузки автомобиля, предотвращая блокировку задних колес. | Блокировка задних колес при легком торможении: Неисправность регулятора. Отрегулировать или заменить регулятор. Слабое торможение задних колес: Закисание регулятора. Очистить, разработать или заменить регулятор. |
| Стояночный тормоз (ручник) | Механически блокирует задние колеса с помощью тросов и рычагов. | Слабое удержание автомобиля: Растяжение тросов, износ колодок. Отрегулировать натяжение тросов, заменить колодки. Заедание ручника: Коррозия тросов, заедание механизма. Смазать тросы, разработать механизм, при необходимости заменить. |
| Тормозная жидкость | Передает гидравлическое давление, смазывает элементы системы, отводит тепло. | Низкий уровень: Утечка, износ колодок. Долить, найти и устранить утечку. Загрязнение, старение: Потеря свойств, снижение эффективности. Заменить тормозную жидкость согласно регламенту. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тормозной системе ВАЗ 2110:
-
Гидравлическая система: Тормозная система ВАЗ 2110 использует гидравлический принцип работы, что обеспечивает высокую эффективность торможения. При нажатии на тормоз педаль, жидкость в тормозной системе передает усилие на тормозные механизмы, что позволяет быстро и надежно замедлять движение автомобиля.
-
ABS и его отсутствие: В стандартной комплектации ВАЗ 2110 не оснащен системой антиблокировки тормозов (ABS), что делает водителя более ответственным за управление тормозами. Это также означает, что в условиях скользкой дороги необходимо быть особенно внимательным, чтобы избежать блокировки колес и потери управления.
-
Распространенные проблемы: Одной из наиболее распространенных проблем тормозной системы ВАЗ 2110 является износ тормозных колодок и дисков. Регулярная проверка и замена этих компонентов необходимы для обеспечения безопасности. Также стоит обратить внимание на утечки тормозной жидкости, которые могут привести к снижению эффективности торможения. Устранение утечек и своевременная замена жидкости помогут избежать серьезных проблем с тормозами.

Устройство системы торможения
Ключевым элементом тормозной системы автомобиля ВАЗ 2110 является вакуумный усилитель, а также двухконтурный регулятор, который отвечает за формирование давления в задних тормозных устройствах.
Тормозной привод включает в себя систему трубопроводов, разделенных на два контура, а также тормозные устройства и шланги. Эти компоненты обеспечивают торможение передних и задних колес.
Для активации тормозной системы в салоне, в области ног водителя, расположена специальная педаль. В модели ВАЗ 2110 она находится в центральной части. Основные элементы гидропривода включают:
- Вакуумный усилитель. Его конструкция позволяет создавать давление, которое передается на поршень главного цилиндра.
- Привод регулятора давления. Через него тормозная жидкость поступает к задним тормозным устройствам.
- Регулятор давления тормозов ВАЗ 2110. Его задача — контролировать уровень давления, изменяя его в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля.
- Главный цилиндр с бачком и поршнями. На заливной горловине бачка установлен датчик, который отслеживает уровень тормозной жидкости и сигнализирует о его критическом снижении.
- Тормозной механизм передних колес. В его состав входят цилиндры, колодки и диск, а также специальный индикатор, который предупреждает о износе или неисправности накладок.
- Тормозной механизм задних колес. В данной системе используется барабанный механизм, который предусмотрен заводом. Однако некоторые владельцы ВАЗ 2110 считают, что барабанные тормоза не обеспечивают достаточной надежности и эффективности, поэтому заменяют их на дисковые устройства.
Зачем нужен регулятор давления
Не каждый владелец автомобиля ВАЗ 2110 осознает, зачем требуется замена регулятора давления тормозов. Многие даже не знакомы с этим термином. Более привычное название для этого устройства — колдун.
Колдун располагается на задней подвеске вашего автомобиля и оснащен подвижным рычагом. Его положение изменяется в зависимости от нагрузки на пружину.
При срабатывании колдуна создаваемое напряжение передается на поршень тормозной системы. Когда вы нажимаете на тормоза, это приводит к снижению нагрузки на задние тормозные колодки. Если тормозная система функционирует корректно, нагрузки распределяются равномерно.
Для того чтобы этот узел работал эффективно и без сбоев, необходимо правильно отрегулировать регулятор давления тормозов на вашем ВАЗ 2110. Это поможет избежать преждевременной блокировки колес.

Усовершенствование тормозной системы
Многие владельцы автомобилей ВАЗ 2110 отмечают, что заводская тормозная система не идеальна. Поэтому они принимают решение о модернизации, улучшая этот узел с помощью технического тюнинга.
Одним из популярных способов повышения эффективности тормозов является замена барабанных механизмов на дисковые. В случае с «десяткой» это касается задних колес. При установке новых тормозов важно помнить, что задние колеса должны тормозить более мягко и немного позже передних. Это поможет избежать заносов и обеспечит безопасность на дороге.
Еще один вариант — замена заводского главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя. Вместо них можно установить узлы от модели Приора. Такой тюнинг поможет избавиться от вибраций и обеспечит более комфортное использование тормозной педали без лишних усилий.
Независимо от того, какие изменения были внесены в тормозную систему, после каждой доработки обязательно следует провести прокачку тормозов.
Проблемы и их устранение
На автомобиле ВАЗ 2110 можно столкнуться с рядом распространенных проблем, связанных с тормозной системой. Причины их возникновения могут быть различными, но решение всегда одно — это своевременный и качественный ремонт.
-
Если тормоза полностью потеряли свою эффективность, и нажатие на педаль не вызывает никакой реакции, то продолжать движение на таком автомобиле крайне опасно. Даже если вы планируете доехать до станции технического обслуживания, это может привести к серьезным последствиям. Как вы собираетесь остановиться? О стену или столб? В такой ситуации лучше вызвать эвакуатор и заняться ремонтом. В некоторых случаях проблему можно решить самостоятельно, но это будет лишь временная мера.
-
При торможении могут возникать сильные вибрации, особенно в рулевом колесе. В этом случае удерживать руль становится сложно. Причины могут быть следующими:
- Если у вас установлены невентилируемые тормозные диски, такие проблемы могут возникать во время дождя или при торможении на лужах. Эти диски не переносят влагу, поэтому для устранения вибраций стоит заменить их на вентилируемые;
- Другая причина вибраций — это неисправные тормозные барабаны. Если на их рабочей поверхности появились темные пятна, это свидетельствует о неравномерном износе. В таком случае необходим срочный ремонт или полная замена деталей;
- Также стоит проверить передние тормозные диски на наличие деформаций, так как они могут быть причиной вибраций.
-
Если нажатие на педаль тормоза стало очень тугим, и вам физически трудно на нее надавить, причины могут быть различными:
- Возможно, воздушный фильтр вакуумного усилителя засорился, что и приводит к тугости педали тормоза;
- Неисправность самого вакуумного усилителя, повреждение наконечников, диафрагмы, нарушение работы обратного клапана или повреждение соединительного шланга — все это может сделать педаль тугой. Решение — ремонт вышедших из строя компонентов;
- Со временем накладки тормозов могут изнашиваться, что также может стать причиной тугого нажатия.
-
Если при нажатии на тормоз слышно шипение, важно выяснить, в какой момент оно возникает. Если шипение появляется при нажатии на педаль, стоит проверить вакуумный усилитель. В зависимости от степени повреждения, его можно заменить или отремонтировать. Если шипение слышно при отпускании педали тормоза, то это не является серьезной проблемой, если оно не слишком громкое и интенсивное.
Таким образом, тормозная система автомобиля ВАЗ 2110 не идеальна в своем заводском исполнении, но она эффективно и надежно выполняет свои функции. Большинство неисправностей можно устранить самостоятельно, однако в некоторых случаях лучше обратиться в профессиональную станцию технического обслуживания.
Обслуживание и профилактика тормозной системы
Обслуживание тормозной системы автомобиля ВАЗ 2110 является важной частью его эксплуатации, так как от состояния тормозов зависит безопасность водителя и пассажиров. Регулярная проверка и профилактика тормозной системы помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы компонентов.
Первым шагом в обслуживании тормозной системы является регулярная проверка уровня тормозной жидкости. Тормозная жидкость должна находиться на уровне, указанном на бачке. Если уровень жидкости низкий, это может указывать на утечку в системе или износ тормозных колодок. Важно использовать только рекомендованную производителем тормозную жидкость, так как несовместимые жидкости могут привести к повреждению уплотнителей и других компонентов.
Следующим важным аспектом является проверка состояния тормозных колодок и дисков. Тормозные колодки должны быть заменены, если их толщина меньше 3 мм. Износ колодок можно определить визуально, а также по характерному скрипу или стуку при торможении. Тормозные диски также подлежат проверке на наличие трещин, деформаций и коррозии. Если на дисках имеются глубокие борозды или они сильно изношены, их следует заменить.
Не менее важным является состояние тормозных шлангов и трубок. Они должны быть свободны от трещин, повреждений и коррозии. При наличии признаков износа или утечек, шланги необходимо заменить. Также стоит обратить внимание на крепления и соединения, которые должны быть надежными и не иметь люфта.
Регулярная проверка работы тормозов также включает в себя тестирование тормозного усилия. Для этого можно провести тест на торможение на ровной поверхности. Если тормоза не срабатывают должным образом или автомобиль тянет в сторону при торможении, это может указывать на проблемы с тормозной системой, такие как неравномерный износ колодок или неисправность главного тормозного цилиндра.
Кроме того, рекомендуется периодически проводить полную диагностику тормозной системы на специализированных СТО. Профессионалы смогут выявить скрытые проблемы, которые могут не быть видны при визуальном осмотре, и предложить необходимые меры по их устранению.
В заключение, регулярное обслуживание и профилактика тормозной системы ВАЗ 2110 являются залогом безопасной эксплуатации автомобиля. Следуя рекомендациям по проверке и замене компонентов, можно избежать серьезных проблем и обеспечить надежную работу тормозов в любых условиях.
Вопрос-ответ
Как понять, что проблемы с тормозной системой?
Проблемы с тормозной системой можно заподозрить по нескольким признакам: появлению скрипов или стуков при торможении, увеличению тормозного пути, неравномерному торможению (машина может тянуть в сторону), утечкам тормозной жидкости, а также по ощущению «мягкого» тормоза при нажатии на педаль. Если вы заметили хотя бы один из этих симптомов, рекомендуется немедленно обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.
Как работают тормоза ВАЗ 2110?
Принцип работы системы следующий: при нажатии на педаль тормоза усилие от нее передается на главный тормозной цилиндр. Поршень цилиндра выдвигается и создает давление, благодаря которому рабочая жидкость начинает двигаться по шлангам и поступать непременно в силовые узлы тормозных механизмов колес.
Как устранить неисправность тормозной системы?
Решение — заменить изношенные тормозные колодки новыми, а также проверить состояние поверхности тормозных дисков. Кроме того, потеря давления в тормозной системе может быть вызвана утечками тормозной жидкости, наличием воздуха в системе или проблемами с главным тормозным цилиндром.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в системе. Низкий уровень может привести к ухудшению работы тормозов и увеличению тормозного пути. Если уровень жидкости падает, это может указывать на утечку, которую следует немедленно устранить.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на состояние тормозных колодок и дисков. Регулярно проверяйте их на износ и заменяйте при необходимости. Изношенные колодки могут привести к снижению эффективности торможения и повреждению тормозных дисков.
СОВЕТ №3
Следите за состоянием тормозных шлангов и трубок. Они могут со временем трескаться или изнашиваться, что может привести к утечкам тормозной жидкости. При обнаружении повреждений замените их как можно скорее для обеспечения безопасности на дороге.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте посторонние звуки при торможении, такие как скрип или стук. Эти звуки могут указывать на проблемы в тормозной системе, которые требуют немедленного внимания. Лучше всего обратиться к специалисту для диагностики и устранения неисправностей.


