В статье рассмотрим проблему газов в расширительном бачке автомобиля ВАЗ 2110, что может указывать на неисправности в системе охлаждения. Понимание причин и методов устранения этой проблемы поможет владельцам избежать дорогостоящего ремонта и сохранить работоспособность двигателя. Разберем источники возникновения газов и предложим практические рекомендации по их устранению для повышения безопасности и комфорта поездки.
Антифриз кипит и бурлит в расширительном бачке: причины
В современных автомобилях стабильная работа двигателя внутреннего сгорания достигается благодаря его постоянному охлаждению, которое осуществляется за счет циркуляции антифриза. Жидкостная система охлаждения в сочетании с воздушной поддерживает оптимальную температуру в моторе, которая составляет около 90°C.
Тем не менее, в процессе эксплуатации транспортного средства автовладелец может столкнуться с проблемами, такими как закипание антифриза или тосола в двигателе, появление утечек и другие неприятности. В данной статье мы обсудим причины, по которым в расширительном бачке может возникать бурление тосола или антифриза, а также предложим способы решения этой проблемы.
Эксперты отмечают, что появление газов в расширительном бачке ВАЗ 2110 может быть связано с несколькими основными причинами. Во-первых, это может указывать на наличие утечки в системе охлаждения, что приводит к попаданию воздуха в контур. Во-вторых, причиной может быть перегрев двигателя, вызванный неисправностью термостата или водяного насоса. Также стоит обратить внимание на состояние прокладок головки блока цилиндров, так как их повреждение может привести к попаданию газов в систему охлаждения.
Для устранения проблемы специалисты рекомендуют провести диагностику системы охлаждения, проверив герметичность всех соединений и состояние компонентов. В случае выявления утечек необходимо заменить поврежденные детали. Если причина кроется в перегреве, следует проверить термостат и насос, а также убедиться в наличии достаточного уровня охлаждающей жидкости. Важно не игнорировать эти симптомы, так как они могут привести к серьезным повреждениям двигателя.

Антифриз и его свойства: что нужно знать
Антифризом называют жидкости для охлаждения, обладающие низкой температурой замерзания. Эти жидкости состоят из различных соотношений воды и концентратов, таких как этиленгликоль или пропиленгликоль. Последний вариант, хотя и более дорогой, считается менее токсичным. Тосол — это советская торговая марка, но на практике это отдельный вид антифриза.
Ранее для охлаждения двигателей использовалась вода, но от нее пришлось отказаться из-за ряда недостатков: низкой температуры кипения (100°C) и увеличения объема при замерзании, что может привести к трещинам в блоке и головке двигателя, а следовательно, к дорогостоящему ремонту или замене деталей.
В отличие от воды, антифриз имеет более высокую температуру кипения и более низкую температуру замерзания. При использовании антифриза температура кипения может колебаться от 108 до 125 °C. Этот разброс обусловлен различиями в составе, что, в свою очередь, влияет на качество охлаждающих жидкостей. Чем ниже цена, тем ниже температура кипения. Некоторые некачественные антифризы могут закипать уже при 85°C. Очевидно, что при покупке не стоит экономить, так как от качества охлаждающей жидкости зависит надежность работы и срок службы двигателя.
Важно также помнить, что даже высококачественные антифризы могут закипать по различным причинам. Рассмотрим основные факторы, способствующие закипанию антифриза (тосола).
| Причина газов в расширительном бачке | Диагностика | Устранение |
|---|---|---|
| Пробита прокладка ГБЦ | Пузыри в бачке при работающем двигателе, белый дым из выхлопной трубы, падение уровня антифриза, перегрев двигателя, эмульсия на щупе. | Замена прокладки ГБЦ, шлифовка головки блока цилиндров при необходимости. |
| Трещина в ГБЦ или блоке цилиндров | Аналогично пробитой прокладке ГБЦ, но симптомы могут быть более выраженными и постоянными. | Замена ГБЦ или блока цилиндров. В некоторых случаях возможен ремонт (сварка, наплавка), но это менее надежно. |
| Неисправность крышки расширительного бачка | Не держит давление, антифриз выкипает, пузыри могут быть менее интенсивными, но постоянными. | Замена крышки расширительного бачка на новую, оригинальную или качественный аналог. |
| Завоздушивание системы охлаждения | Пузыри появляются после долива антифриза или ремонта системы, могут быть временными. Нестабильная работа печки. | Прокачка системы охлаждения (удаление воздуха через специальные клапаны или путем многократного прогрева и остывания двигателя с открытой крышкой бачка). |
| Неисправность термостата | Двигатель перегревается, антифриз закипает, что приводит к образованию пара и газов. | Замена термостата. |
| Загрязнение системы охлаждения | Отложения и накипь могут препятствовать нормальной циркуляции антифриза, вызывая локальный перегрев и образование пара. | Промывка системы охлаждения специальными средствами. |
| Неправильная концентрация антифриза | Слишком низкая концентрация антифриза (много воды) снижает температуру кипения, что приводит к образованию пара. | Замена антифриза на правильную концентрацию, рекомендованную производителем. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проблемах с газами в расширительном бачке ВАЗ 2110 и способах их устранения:
-
Причины появления газов: Одной из основных причин появления газов в расширительном бачке является перегрев двигателя, который может быть вызван недостатком охлаждающей жидкости, неисправностью термостата или забитыми радиаторами. При перегреве происходит образование паров, которые попадают в расширительный бачок.
-
Утечки в системе охлаждения: Газообразование также может быть связано с утечками в системе охлаждения, например, через поврежденные прокладки головки блока цилиндров. Это может привести к попаданию газов из камеры сгорания в систему охлаждения, что вызывает образование пузырьков в расширительном бачке.
-
Методы устранения: Для устранения проблемы с газами в расширительном бачке необходимо провести диагностику системы охлаждения. Это включает проверку уровня и состояния охлаждающей жидкости, осмотр на предмет утечек, а также проверку термостата и радиатора. В случае обнаружения неисправностей их следует устранить, а также возможно потребуется прокладка головки блока цилиндров для предотвращения попадания газов в систему охлаждения.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания системы охлаждения для предотвращения серьезных проблем с двигателем.

Причины закипания антифриза в расширительном бачке
-
НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОЖ. Одной из самых простых и быстро решаемых проблем для автомобилиста является недостаток антифриза в расширительном бачке. Если его уровень низкий, это приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости в системе, что может вызвать перегрев и закипание антифриза. Причиной этого может быть как длительное использование жидкости без замены, так и недостаточный объем антифриза при заливке. В таком случае необходимо долить охлаждающую жидкость до уровня, находящегося между отметками «min» и «max» на бачке.
-
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ. Если уровень антифриза продолжает снижаться, это может указывать на нарушение герметичности расширительного бачка или всей системы охлаждения, что приводит к утечке жидкости. В этом случае следует проверить бачок, шланги и соединения на наличие утечек. Если самостоятельно устранить проблему не удается, рекомендуется обратиться в сервисный центр для проверки герметичности системы.
-
ТЕРМОСТАТ. Неисправность термостата также может быть причиной бурления антифриза в расширительном бачке. Этот элемент отвечает за поддержание оптимальной температуры двигателя и регулирует циркуляцию антифриза по системе охлаждения. При достижении температуры 90°C специальный клапан открывается, позволяя жидкости проходить из малого круга в большой, после чего она остывает в радиаторе. Если термостат выходит из строя, клапан может заклинить, и антифриз не будет охлаждаться, что приведет к бурлению в бачке. Для проверки термостата нужно заглушить двигатель, открыть капот и сравнить температуры патрубков. Если один из них холодный, а другой горячий, это указывает на неисправность термостата, который следует заменить.
-
КАРТЕРНЫЕ ГАЗЫ. Наиболее серьезной проблемой может стать «пробой» прокладки головки блока цилиндров, что требует дорогостоящего ремонта с разборкой двигателя. В этом случае нарушается герметичность системы охлаждения, и охлаждающая жидкость может попасть в выхлопные газы, что приведет к образованию пузырей в бачке и снижению уровня ОЖ. В данной ситуации необходимо заменить прокладку.
-
ЗАГРЯЗНЕННЫЙ РАДИАТОР. Еще одной причиной перегрева антифриза может быть недостаточная эффективность радиатора охлаждения. Если радиатор не справляется с задачей охлаждения жидкости, особенно в жаркую погоду или в пробках, то достаточно заглушить двигатель, чтобы дать автомобилю остыть. Часто в радиаторе образуется накипь, что ухудшает циркуляцию охлаждающей жидкости и приводит к бурлению. Загрязненный радиатор требует немедленной промывки в сервисном центре или замены.
-
ЗАСОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ. Засорение трубок радиатора приводит к снижению их теплопроводности, что в свою очередь уменьшает эффективность охлаждения. Это может быть вызвано накоплением отложений в трубках, особенно после использования некачественного антифриза.
-
ПОЛОМКА ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ. Проблема недостаточного охлаждения антифриза в радиаторе также может быть связана с неисправностью вентилятора, который автоматически включается при повышении температуры антифриза выше 90°C, обдувая двигатель холодным воздухом для предотвращения перегрева.
-
ПОЛОМКА ВЕНТИЛЯТОРА. Часто причиной перегрева становится выход из строя самого вентилятора. Если температура двигателя достигает 100°C, появляется пар, а вентилятор не вращается, это указывает на проблему с вентилятором. Также его неисправность можно определить по звуку: при неработающем вентиляторе двигатель работает значительно тише.
-
ВОЗДУШНАЯ ПРОБКА. После замены антифриза или при попадании воздуха в систему охлаждения могут образовываться воздушные пробки, которые затрудняют циркуляцию ОЖ. Чтобы избавиться от них, нужно с помощником заехать на возвышенность, чтобы радиатор оказался в верхней точке. Затем следует открыть пробку радиатора, запустить двигатель и надавить на патрубки системы охлаждения до устранения пробок. Помощник в это время должен активно газовать. После этого пробку радиатора нужно закрутить и долить недостающее количество антифриза.
-
НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ АНТИФРИЗ. Использование некачественного антифриза может привести к серьезным проблемам с двигателем. Такие жидкости стоят недорого, но они могут засорять радиатор и загрязнять водяную помпу, что ухудшает циркуляцию антифриза. Низкая производительность насоса может вызвать его перегрев, а сам насос быстро ржавеет.
-
ПОЛОМКА ПОМПЫ. Важно помнить, что эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к поломке двигателя. В этом случае автомобиль следует доставить в сервисный центр с помощью эвакуатора или буксировать на другой машине.
Полезные советы
В данной статье мы обсудим, что антифриз может не только закипать, но и образовывать пену, при этом его температура остается на прежнем уровне.
Такое явление может возникать по нескольким причинам:
- В попадании воздуха в расширительный бачок;
- Использовании некачественного антифриза;
- Смешивании жидкостей от различных производителей;
- Применении охлаждающих жидкостей, не рекомендованных автопроизводителем, из-за различий в химическом составе;
- Повреждении прокладки головки блока цилиндров, что приводит к попаданию воздуха в систему охлаждения и образованию пены.
Важно помнить, что небольшое количество вспенивания является нормальным, однако при значительном образовании пены следует промыть систему охлаждения и заменить антифриз на более качественный.
Антифриз имеет определенный срок службы, и с течением времени его химический состав изменяется, что приводит к снижению эффективности охлаждения. Поэтому такую жидкость необходимо заменить на новую, при этом рекомендуется проводить промывку системы.

Подведем итоги
Изучив несколько причин закипания тосола или антифриза в расширительном бачке, можно сделать вывод, что их диагностику можно осуществить, зачастую даже самостоятельно.
Необходимо осознавать, что система охлаждения двигателя внутреннего сгорания является ключевым компонентом автомобиля. При наличии дефектов и неисправностей в этой системе работа двигателя может быть нарушена, что может привести к серьезным повреждениям ДВС.
Рабочая жидкость системы охлаждения также играет важную роль. Ее качество и характеристики напрямую влияют на функционирование всей системы. Если антифриз перегревается в двигателе, он начинает закипать, что может вызвать дальнейший перегрев мотора. Важно, чтобы проблема в системе охлаждения была обнаружена вовремя, и двигатель был остановлен, так как это, скорее всего, предотвратит повреждение силового агрегата.
Если же после закипания антифриза автомобиль проедет 10-15 минут, в двигателе могут произойти деформации и поломки, что часто приводит к дорогостоящему ремонту. При сильном перегреве двигателя он может заклинить. В таких ситуациях единственным решением может стать замена мотора на контрактный.
Таким образом, становится очевидной необходимость регулярного технического обслуживания двигателя и его систем. Рекомендуется периодически проверять герметичность, а также выбирать качественный антифриз. Такой подход значительно снижает риск засорения радиатора и поломок помпы, а качественное охлаждение агрегата в любых условиях и режимах работы способствует увеличению ресурса ДВС.
Профилактика проблем с системой охлаждения
Профилактика проблем с системой охлаждения автомобиля ВАЗ 2110 является важной задачей для каждого владельца. Система охлаждения отвечает за поддержание оптимальной температуры двигателя, и любые сбои в её работе могут привести к серьезным последствиям, таким как перегрев и повреждение двигателя. Чтобы избежать появления газов в расширительном бачке, необходимо следовать нескольким рекомендациям.
Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости: Один из первых шагов к профилактике проблем с системой охлаждения — это регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Убедитесь, что уровень жидкости находится в пределах нормы, указанной на бачке. Низкий уровень может привести к перегреву двигателя и образованию газов.
Контроль состояния радиатора и шлангов: Проверьте радиатор на наличие утечек и повреждений. Убедитесь, что шланги, соединяющие радиатор с двигателем, не имеют трещин и не пропускают жидкость. Устаревшие или поврежденные шланги необходимо заменить, чтобы избежать попадания воздуха в систему.
Проверка термостата: Термостат играет ключевую роль в регулировании температуры охлаждающей жидкости. Если он заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву. Регулярно проверяйте его работоспособность и при необходимости заменяйте.
Очистка системы охлаждения: Со временем в системе могут накапливаться отложения и грязь, что ухудшает её работу. Рекомендуется периодически проводить промывку системы охлаждения специальными средствами, чтобы удалить накопившиеся загрязнения.
Проверка водяного насоса: Водяной насос отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Если он работает неправильно, это может привести к образованию газов в расширительном бачке. Регулярно проверяйте его состояние и заменяйте при необходимости.
Использование качественной охлаждающей жидкости: Используйте только рекомендованные производителем охлаждающие жидкости. Некачественные жидкости могут привести к коррозии и образованию отложений, что негативно скажется на работе системы охлаждения.
Проверка системы на герметичность: Убедитесь, что система охлаждения герметична. Для этого можно провести тест на наличие утечек. Если обнаружены проблемы, их необходимо устранить, чтобы избежать попадания воздуха в систему.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно снизить риск возникновения газов в расширительном бачке вашего ВАЗ 2110 и обеспечить надежную работу системы охлаждения. Регулярное обслуживание и внимание к деталям помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы вашего автомобиля.
Вопрос-ответ
Почему скапливаются пузырьки в расширительном бачке 2110?
Не пойму, то ли это газы, то ли это просто жидкость с обратки, просто падает сверху на слой основного уровня (как типо в ванной, когда кран открыт), и из-за этого образуются пузыри.
Почему гонит газы в расширительный бачок?
Причина попадания выхлопа в систему охлаждения – недостаточное количество антифриза. Если ОЖ недостаточно, она сильно перегревается. В результате начинается кипение и образуются воздушные пузырьки. Причиной недостаточности уровня является продолжительность использования, когда своевременная замена не производится.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень жидкости в расширительном бачке низкий, это может указывать на утечку или перегрев двигателя. Регулярно контролируйте уровень и добавляйте антифриз при необходимости.
СОВЕТ №2
Осмотрите систему охлаждения на наличие утечек. Проверьте шланги, радиатор и сам расширительный бачок на предмет трещин или повреждений. Устранение утечек поможет избежать попадания газов в расширительный бачок.
СОВЕТ №3
Проверьте состояние термостата и водяного насоса. Неисправности этих компонентов могут привести к перегреву двигателя и образованию газов в системе охлаждения. При необходимости замените неисправные детали.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на состояние прокладок головки блока цилиндров. Если прокладка повреждена, это может привести к попаданию газов в систему охлаждения. В таком случае потребуется замена прокладки и, возможно, ремонт двигателя.