В статье рассмотрим проблему сползания ремня ГРМ у автомобилей ВАЗ 2109 с 8-клапанным двигателем. Эта неисправность может вызвать серьезные повреждения двигателя, поэтому важно знать причины и способы устранения. Разберем основные факторы, способствующие сползанию ремня, и предложим решения для предотвращения проблемы, что поможет сохранить работоспособность автомобиля и избежать дорогостоящего ремонта.
Почему сползает ремень ГРМ.
Причины могут быть как одиночными, так и комплексными. Рассмотрим их по порядку.
-
Возможная проблема с самим ремнем, точнее, с его производителем, который допустил брак. Если ремень имеет разную жесткость по ширине, он начинает смещаться в сторону менее жесткой части сразу после установки. Диагностика в этом случае проста: снимаем ремень, переворачиваем его и устанавливаем обратно. Если он начинает двигаться в другую сторону, значит, причина найдена. Такой ремень следует без колебаний утилизировать. К счастью, подобные случаи встречаются все реже. Рекомендация: всегда имейте в запасе ремни ГРМ и генератора в багажнике.
-
Износ подшипников водяного насоса (помпы). Сняв ремень, покачайте зубчатый шкив. Люфт подшипников недопустим, поэтому их следует заменить без раздумий, так как вскоре может начаться утечка. Если проблемы возникли после замены насоса, возможно, при установке новой детали не была тщательно очищена поверхность блока от старой прокладки, и корпус помпы оказался установлен с перекосом. Также бывает, что сама помпа изготовлена с дефектами, например, токарь не был в лучшем настроении.
-
Наиболее частой причиной является изгиб шпильки крепления натяжного ролика, возникающий при некачественной замене. Согласно инструкции, момент затяжки гайки эксцентрика ролика составляет всего 4,2 кгс/м, а если затянуть слишком сильно, шпилька М10 может немного изогнуться. Даже 0,1 мм смещения будет достаточно для смещения ремня. Восстановить шпильку практически невозможно. Как вариант, можно попробовать вывернуть ее из блока и установить другой стороной. У меня такой способ сработал. Но есть и более эффективный метод, описанный в журнале «За рулем».
-
Натяжной ролик также может быть источником проблемы. В настоящее время они изготавливаются на однорядном шарикоподшипнике, и опорная поверхность для ремня часто далека от идеала (конусность, овальность и даже ступенчатость). Поэтому к выбору ролика нужно подходить с максимальной тщательностью. Люфт подшипника должен быть минимальным, а рабочая поверхность, хотя бы визуально, должна быть гладкой и ровной. Перед установкой стоит проверить наличие смазки в подшипнике. Как аккуратно вскрыть подшипник, сколько добавить смазки и как собрать его обратно, подробно описано здесь. Часто на этом этапе сильно экономят.
Сползание ремня ГРМ на ВАЗ 2109 с 8 клапанами является распространенной проблемой, которая может привести к серьезным повреждениям двигателя. Эксперты отмечают, что одной из основных причин этого явления является неправильная установка или износ натяжного ролика. Если ролик не обеспечивает достаточного натяжения, ремень может смещаться, что в свою очередь приводит к его преждевременному износу. Также стоит обратить внимание на состояние зубчатых шкивов: их повреждения или загрязнения могут стать причиной неправильной работы ремня.
Для устранения проблемы специалисты рекомендуют регулярно проверять натяжение ремня и состояние роликов. При необходимости следует заменить изношенные детали и убедиться в правильной установке ремня. Кроме того, важно следить за сроками замены ГРМ, так как старение материала также может привести к его сползанию. Профилактика и своевременное обслуживание помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы двигателя.

Как устранить проблему
В видео подробно объясняется, как решить эту проблему.

| Причина сползания ремня ГРМ | Как устранить | Дополнительные рекомендации |
|---|---|---|
| Износ или повреждение натяжного ролика | Заменить натяжной ролик. Проверить его люфт и плавность вращения. | При замене ролика убедиться, что он соответствует модели автомобиля и имеет качественные подшипники. |
| Износ или повреждение обводного ролика (если есть) | Заменить обводной ролик. Проверить его люфт и плавность вращения. | Аналогично натяжному ролику, выбрать качественный обводной ролик. |
| Неправильная установка натяжного ролика | Переустановить натяжной ролик согласно инструкции, обеспечив правильное натяжение ремня. | Использовать динамометрический ключ для затяжки болтов ролика с требуемым моментом. |
| Износ или повреждение зубьев шкивов (коленвала, распредвала, помпы) | Заменить поврежденные шкивы. | Внимательно осмотреть зубья шкивов на предмет сколов, трещин или чрезмерного износа. |
| Попадание масла или других жидкостей на ремень ГРМ | Устранить течь масла (например, из сальника коленвала или распредвала), очистить шкивы и ремень от загрязнений. В случае сильного загрязнения ремень лучше заменить. | Проверить состояние сальников коленвала и распредвала. При необходимости заменить их. |
| Некачественный или поддельный ремень ГРМ | Заменить ремень ГРМ на оригинальный или качественный аналог от проверенного производителя. | При покупке ремня ГРМ обращать внимание на маркировку, упаковку и наличие сертификатов. |
| Перекос двигателя или его креплений | Проверить состояние подушек двигателя и их креплений. Устранить перекос. | Осмотреть подушки двигателя на предмет трещин или разрывов. |
| Неправильное натяжение ремня ГРМ (слишком слабое или слишком сильное) | Отрегулировать натяжение ремня ГРМ согласно инструкции производителя. | Использовать специальный инструмент для проверки натяжения ремня (например, тензометр). |
| Повреждение или деформация защитного кожуха ремня ГРМ | Заменить или отремонтировать защитный кожух. | Убедиться, что кожух не касается ремня и не препятствует его свободному движению. |
| Попадание посторонних предметов под ремень ГРМ | Удалить посторонние предметы. Осмотреть ремень и шкивы на предмет повреждений. При необходимости заменить ремень. | Регулярно осматривать подкапотное пространство на предмет мусора или посторонних предметов. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проблеме сползания ремня ГРМ на ВАЗ 2109 с 8-клапанным двигателем:
-
Неправильная установка: Одной из основных причин сползания ремня ГРМ является неправильная установка. Если ремень не был натянут должным образом или неправильно установлен на шкивы, это может привести к его смещению. Важно следовать рекомендациям производителя и использовать специальные инструменты для натяжения.
-
Износ натяжного ролика: Натяжной ролик, который поддерживает необходимое натяжение ремня, может изнашиваться со временем. Если он начинает заедать или теряет свою эффективность, это может привести к тому, что ремень будет сползать. Регулярная проверка состояния роликов и их замена при необходимости поможет избежать этой проблемы.
-
Проблемы с шкивами: Деформация или повреждение шкивов, на которые установлен ремень ГРМ, также могут стать причиной его сползания. Например, если шкивы имеют трещины или износ, это может привести к неправильному расположению ремня. Важно периодически проверять шкивы на наличие повреждений и при необходимости заменять их.
Для устранения проблемы сползания ремня ГРМ необходимо тщательно проверить все компоненты системы, правильно установить и натянуть ремень, а также следить за состоянием натяжного ролика и шкивов.

Профилактика и регулярное обслуживание ремня ГРМ
Профилактика и регулярное обслуживание ремня ГРМ являются ключевыми аспектами, которые помогут избежать проблем, связанных с его сползанием. Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) выполняет важную функцию, синхронизируя работу коленчатого и распредвала, что обеспечивает правильное открытие и закрытие клапанов. Если ремень начинает сползать, это может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Первым шагом в профилактике является регулярная проверка состояния ремня ГРМ. Рекомендуется осматривать его каждые 10-15 тысяч километров пробега. Важно обращать внимание на наличие трещин, износа, а также на целостность зубьев. Если вы заметили какие-либо повреждения, необходимо заменить ремень, даже если он еще не достиг рекомендованного срока службы.
Кроме визуального осмотра, стоит также проверять натяжение ремня. Неправильное натяжение может стать причиной его сползания. Для этого необходимо использовать специальный инструмент — натяжитель, который позволяет установить правильное натяжение ремня. Если натяжитель изношен или не работает должным образом, его следует заменить.
Также важно следить за состоянием всех компонентов, связанных с ремнем ГРМ, таких как ролики и натяжители. Изношенные или поврежденные ролики могут привести к неправильному движению ремня, что, в свою очередь, может вызвать его сползание. Рекомендуется заменять ролики одновременно с ремнем ГРМ, чтобы избежать повторных работ в будущем.
Не менее важным аспектом является соблюдение рекомендаций производителя по срокам замены ремня ГРМ. Для ВАЗ 2109 с 8-клапанным двигателем этот срок обычно составляет 60-90 тысяч километров пробега, но лучше всего следовать указаниям в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (частые пробки, высокие температуры, пыльные дороги), то срок замены может быть сокращен.
Наконец, стоит отметить, что правильная установка ремня ГРМ также играет важную роль в его долговечности. При установке необходимо следить за правильным расположением меток на шестернях коленчатого и распредвала, а также за тем, чтобы ремень был установлен без перекручиваний и изгибов. Неправильная установка может привести к его быстрому износу и сползанию.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы ремня ГРМ и избежать неприятных ситуаций, связанных с его сползанием, что в конечном итоге сэкономит вам время и деньги на ремонте двигателя.
Вопрос-ответ
Почему сползает ремень ГРМ на ВАЗ 2109?
Ремень ГРМ может сползать при совершенно новых деталях привода распредвала, причём может быть всё норм при установке ремня, а через 1000-200 км может начаться сползание и быстрое прогрызание края ремня. Причина — конструктивная.
Как устранить проскальзывание ремня?
Проблема проскальзывания ремня требует проверки и корректировки его натяжения. Для решения проблемы несоосности шкивов необходимо точно отрегулировать соосность во всей системе привода. Замена изношенных шкивов также может быть необходима для устранения этой проблемы.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте натяжение ремня ГРМ. Сползание ремня может быть вызвано недостаточным натяжением. Убедитесь, что натяжитель правильно установлен и ремень натянут в соответствии с рекомендациями производителя.
СОВЕТ №2
Осмотрите состояние шкивов и роликов. Износ или повреждение шкивов может привести к неправильному расположению ремня. Замените изношенные детали, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы.
СОВЕТ №3
Убедитесь в правильной установке ремня. При замене ремня ГРМ следуйте инструкции по установке, чтобы избежать ошибок. Проверьте метки на шкивах и убедитесь, что они совпадают с метками на блоке двигателя.
СОВЕТ №4
Регулярно проводите техническое обслуживание. Периодическая проверка и замена ремня ГРМ в соответствии с графиком обслуживания помогут избежать проблем со сползанием и продлить срок службы двигателя.