Задний тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ 2109 обеспечивает безопасность и эффективность тормозной системы. Знание его устройства и работы поможет владельцам автомобилей лучше заботиться о своем транспортном средстве и своевременно выявлять неисправности. В статье рассмотрим конструкцию заднего тормозного цилиндра, его основные элементы и функции, что позволит глубже понять работу тормозной системы и повысить безопасность на дороге.
СХЕМА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ
Все автомобили, производимые в России до конца 90-х годов XX века, не могли похвастаться современными техническими решениями, которые облегчают жизнь водителям. Тормозные системы (ТС) не стали исключением из этого правила.
Например, владелец ВАЗ-2109 – одного из самых популярных автомобилей того времени – не имел возможности воспользоваться системами активной безопасности (ABS, EBD, SBC, HBA и другими) и не мог оценить их преимущества при торможении. Тем не менее, переднеприводные автомобили ВАЗ стали настоящей эпохой для водителей, удовлетворяя постсоветский спрос на личный транспорт.
Устройство заднего тормозного цилиндра автомобиля ВАЗ 2109 является важным элементом тормозной системы, обеспечивающим безопасность и эффективность торможения. Эксперты отмечают, что цилиндр состоит из нескольких ключевых компонентов, включая корпус, поршень и уплотнительные элементы. Эти детали работают в тандеме, создавая необходимое давление для активации тормозных колодок.
По мнению специалистов, важным аспектом является качество материалов, из которых изготовлен цилиндр. Использование высококачественного металла и резины способствует долговечности и надежности работы системы. Также эксперты подчеркивают необходимость регулярной проверки и обслуживания тормозного цилиндра, так как износ или повреждение уплотнителей может привести к утечкам тормозной жидкости и снижению эффективности торможения.
Таким образом, правильное понимание устройства и регулярное обслуживание заднего тормозного цилиндра ВАЗ 2109 играют ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТС
Обсуждая тормозную систему автомобиля ВАЗ-2109, стоит отметить, что более корректным будет использовать термин «тормозная система ВАЗ-2108». Именно на модели «восьмерка» была внедрена данная схема тормозной системы. Узлы, детали и агрегаты этой новинки были доработаны и оптимизированы, однако принципиально она не отличается от тормозной системы заднеприводных автомобилей российского производства.
Тормозная система «девятки» включает в себя рабочую и стояночную тормозные системы.
В состав рабочей тормозной системы входят:
- тормозной механизм, который отвечает за непосредственное торможение;
- тормозной привод, предназначенный для преобразования и передачи команды водителя на торможение, а также усилия, которое он прилагает.
Принцип работы тормозного механизма ВАЗ-2109 основан на функционировании фрикционных механизмов, использующих принцип трения между деталями.
Тормозные механизмы располагаются в колесах и состоят из вращающейся части (диска или барабана) и неподвижной части (специальных колодок). В автомобилях семейства ВАЗ на передних колесах применяется дисковая система, а на задних – барабанная. В последних моделях ВАЗ-2109 начали устанавливать электронную систему контроля за износом передних колодок.
| Элемент | Назначение | Возможные неисправности |
|---|---|---|
| Корпус цилиндра | Содержит все внутренние компоненты, крепится к тормозному щиту. | Коррозия, трещины, деформация. |
| Поршень | Передает давление тормозной жидкости на тормозные колодки. | Заедание, износ, коррозия. |
| Манжеты (уплотнительные кольца) | Предотвращают утечку тормозной жидкости и попадание грязи. | Износ, затвердевание, разрывы. |
| Защитный колпачок (пыльник) | Защищает поршень и манжеты от грязи и влаги. | Разрывы, трещины, потеря эластичности. |
| Штуцер прокачки | Используется для удаления воздуха из тормозной системы. | Засорение, повреждение резьбы, облом. |
| Пружина | Возвращает поршень в исходное положение после отпускания педали тормоза. | Ослабление, поломка. |
| Стопорное кольцо | Фиксирует поршень в корпусе. | Деформация, поломка. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о заднем тормозном цилиндре ВАЗ 2109:
-
Гидравлический механизм: Задний тормозной цилиндр ВАЗ 2109 работает по принципу гидравлического давления. При нажатии на тормоза тормозная жидкость передает давление на поршни цилиндра, что приводит к сжатию тормозных колодок и, соответственно, к замедлению автомобиля. Это делает тормозную систему более эффективной и отзывчивой.
-
Регулировка зазора: В заднем тормозном цилиндре ВАЗ 2109 предусмотрена система автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабаном. Это позволяет поддерживать оптимальную эффективность торможения и уменьшает износ колодок, что в свою очередь снижает затраты на обслуживание.
-
Материалы и долговечность: Задние тормозные цилиндры ВАЗ 2109 изготавливаются из высококачественных материалов, таких как алюминий или чугун, что обеспечивает их долговечность и устойчивость к коррозии. Однако, как и любая другая деталь тормозной системы, они требуют регулярной проверки и замены при необходимости, чтобы гарантировать безопасность на дороге.

УСТРОЙСТВО ТОРМОЗОВ ВАЗ 2108,09,10-15
Тормозной привод автомобиля ВАЗ-2109 реализован в классическом исполнении, основанном на двухконтурной гидравлической системе. Конструкция привода включает в себя:
- тормозную педаль;
- расширительный бачок с датчиком уровня жидкости;
- вакуумный усилитель торможения;
- главный цилиндр;
- шланги и трубопроводы;
- колесные цилиндры;
- регулятор давления.
В отличие от моделей с задним приводом, тормозная система ВАЗ-2109 обладает рядом улучшений в таких компонентах, как главный и рабочий цилиндры, вакуумный усилитель, регулятор давления и механическая часть.
Тем не менее, эти изменения являются узкоспециализированными и будут понятны лишь профессионалам, занимающимся обслуживанием и ремонтом автомобилей.
Однако существует и более значительное новшество. В отличие от «классических» моделей, тормозная система ВАЗ-2109 функционирует по несколько иному принципу.
Рабочая тормозная система переднеприводных автомобилей отечественного производства использует диагональное разделение контуров: один контур управляет правым передним и левым задним тормозами, а другой – левым передним и правым задним.
Такое устройство независимых контуров значительно повышает безопасность торможения и снижает риск полного отказа тормозной системы. Это позволяет компенсировать неисправности одного из контуров за счет перераспределения нагрузки на другой.
Стояночная тормозная система ВАЗ-2109, известная среди водителей как «ручник», работает на основе механического тросового принципа, который раздвигает задние колодки и блокирует тормозные барабаны. Она включает в себя ряд усовершенствований по сравнению с «классикой», что значительно упрощает процесс ее ремонта.
ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС
Неисправности тормозной системы автомобиля существенно снижают безопасность на дороге. Например, недостаточная эффективность торможения может привести к аварии, когда расстояние до впереди идущего транспортного средства оказывается недостаточным для безопасной остановки.
Что делать в случае необходимости экстренного торможения? Именно поэтому обслуживание и ремонт тормозной системы являются важными обязанностями каждого водителя.
Наиболее распространенные проблемы с тормозной системой ВАЗ-2109 включают:
- низкая эффективность как рабочей, так и стояночной тормозов;
- утечка тормозной жидкости;
- увеличение свободного хода педали тормоза;
- отклонение автомобиля от прямолинейного движения при торможении;
- увеличение усилия, необходимого для нажатия на тормоз.
Чаще всего необходимость в ремонте автомобиля возникает из-за износа или поломки тормозных колодок, дисков или барабанов, а также компонентов гидропривода (главного или колесных цилиндров, шлангов).
Водителю важно регулярно проверять состояние тормозной системы, своевременно выявлять и устранять неисправности, а также проводить необходимые ремонты.
Для этого не стоит игнорировать периодические визуальные осмотры узлов и агрегатов системы, которые могут подвергаться воздействию внешней среды, на предмет механических повреждений и коррозии.
Контроль уровня тормозной жидкости в расширительном бачке упрощается благодаря наличию механического датчика и электрической сигнализации, размещенной на приборной панели (в виде красной лампы с изображением восклицательного знака).
ТРЕБОВАНИЯ ПДД, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИСПРАВНОСТИ ТС
Согласно правилам дорожного движения, эксплуатация автомобиля с неисправной рабочей тормозной системой (в случае ее неэффективности или утечки) строго запрещена. Водитель обязан либо отремонтировать тормоза на месте, либо отказаться от использования автомобиля, прибегнув к буксировке (если это допускается разделом 20 Правил) или транспортировке на эвакуаторе.
Эффективность стояночного тормоза определяется конкретными стандартами, связанными с неподвижным положением транспортного средства. Например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 с полной загрузкой должен оставаться неподвижным на уклоне не менее 16%, а в снаряженном состоянии (с водителем, но без груза) – не менее 23%.
Если указанные параметры не соблюдаются, это свидетельствует о неисправности стояночной тормозной системы, и водитель также должен воздержаться от эксплуатации автомобиля. Тем не менее, ему разрешается двигаться с соблюдением мер предосторожности до места, где будет осуществляться стоянка или ремонт.
Таким образом, тормозная система ВАЗ-2109 зарекомендовала себя как надежная в процессе эксплуатации. Именно поэтому она была адаптирована и для других переднеприводных моделей данного известного отечественного бренда. Например, тормозная система ВАЗ-2110 и всего семейства «десятых» является точной копией тормозной системы «девятки».

ПРОБЛЕМЫ И РЕМОНТ ЗАДНЕГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА ВАЗ 2109
Задний тормозной цилиндр ВАЗ 2109 является важной частью тормозной системы автомобиля, отвечающей за передачу усилия от тормозного механизма на тормозные колодки. Однако, как и любое другое устройство, он может сталкиваться с различными проблемами, которые могут негативно сказаться на безопасности и эффективности торможения.
Одной из наиболее распространенных проблем является утечка тормозной жидкости. Это может происходить из-за износа уплотнительных колец или коррозии самого цилиндра. Утечка тормозной жидкости приводит к снижению давления в системе, что может вызвать неэффективное торможение. Важно регулярно проверять уровень тормозной жидкости и обращать внимание на наличие пятен под автомобилем, что может свидетельствовать о проблемах с цилиндром.
Еще одной распространенной проблемой является заклинивание поршня в цилиндре. Это может произойти из-за загрязнения или коррозии внутренних поверхностей. Заклинивание поршня приводит к тому, что тормоза могут не срабатывать должным образом, что создает опасность на дороге. В таких случаях необходимо разбирать цилиндр и очищать его внутренние поверхности, а также проверять состояние поршня и уплотнительных колец.
Также стоит отметить, что неправильная установка заднего тормозного цилиндра может привести к его быстрому износу. При установке необходимо следить за тем, чтобы все элементы были правильно выровнены и зафиксированы. Неправильная установка может вызвать неравномерное распределение нагрузки и, как следствие, преждевременный выход из строя цилиндра.
Ремонт заднего тормозного цилиндра ВАЗ 2109 может включать в себя замену уплотнительных колец, очистку внутренних поверхностей и, в некоторых случаях, полную замену цилиндра. Если цилиндр сильно корродирован или поврежден, лучше всего заменить его новым, так как восстановление может оказаться неэффективным и небезопасным.
Важно помнить, что тормозная система автомобиля — это критически важный элемент безопасности. Поэтому любые проблемы с задним тормозным цилиндром должны быть устранены незамедлительно. Регулярное техническое обслуживание и осмотр тормозной системы помогут избежать серьезных проблем и обеспечат надежное торможение автомобиля.
Вопрос-ответ
Как работает тормозной цилиндр задний?
Работает все по принципу обыкновенного насоса для накачки шин. Тормозная жидкость давит на поршни, они выдвигаются и раздвигают тормозные колодки. Колодки прижимаются к поверхности барабана, и колесо автомобиля тормозит.
Порядок работы цилиндров ваз 2109?
ВАЗ 2108, 2109 и 21099 вывод, выходящий вперед, должен быть соединен с первым цилиндром. Вывод сверху – со вторым, вывод внизу – с третьим цилиндром, вывод сзади – с четвертым.
Как понять, что задний тормозной цилиндр вышел из строя?
Проблемы с главным тормозным цилиндром. Главный тормозной цилиндр может выйти из строя из-за износа внутренних уплотнений или механических повреждений. Признаки: проваливается педаль тормоза, утечка тормозной жидкости, неравномерное торможение.
Что находится внутри тормозного цилиндра?
Внутри корпуса находятся: поршень с резиновой уплотняющей манжетой и войлочным смазывающим кольцом, шток, отпускная пружина. Шток может быть жестко связан с поршнем, если соединённый с ним рычаг не передаёт на него изгибающего усилия, или шарнирно, если рычаг движется по дуге.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с задним тормозным цилиндром обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять особенности конструкции и избежать ошибок при разборке и сборке.
СОВЕТ №2
При снятии тормозного цилиндра используйте качественные инструменты, чтобы избежать повреждений. Убедитесь, что все гайки и болты хорошо откручены, а также не забывайте про порядок снятия, чтобы облегчить последующую установку.
СОВЕТ №3
Перед установкой нового или отремонтированного тормозного цилиндра проверьте его на наличие дефектов и утечек. Это поможет избежать проблем с тормозной системой в будущем и обеспечит вашу безопасность на дороге.
СОВЕТ №4
После установки заднего тормозного цилиндра обязательно прокачайте тормоза, чтобы удалить воздух из системы. Это обеспечит правильную работу тормозов и повысит вашу безопасность при вождении.



