Рециркуляция воздуха в автомобиле ВАЗ 2110 влияет на комфорт и безопасность поездки. В статье рассмотрим работу системы рециркуляции, её преимущества и недостатки, а также рекомендации по использованию. Понимание этой системы поможет водителям оптимизировать климат в салоне, улучшить качество воздуха и снизить нагрузку на отопление и кондиционирование.
Система рециркуляции воздуха салона
Справочная информация из Руководства по эксплуатации:
Для быстрого прогрева салона и предотвращения попадания наружного воздуха в салон (при проезде через загрязненные, задымленные или запыленные участки дороги) используется система рециркуляции воздуха. При нажатии кнопки рециркуляции (расположенной на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и благодаря разрежению во впускном трубопроводе заслонка рециркуляции закрывает доступ внешнего воздуха в салон автомобиля. Таким образом, система рециркуляции функционирует только при работающем двигателе. Если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя через воздуховоды отопителя.
Кнопка активации рециркуляции воздуха
С того момента, как я сел в автомобиль, меня постоянно беспокоила эта кнопка. Думаю, у многих владельцев ВАЗ 2110 она присутствует, но работает лишь у немногих, и еще меньшее количество людей замечает ее влияние на автомобиль. Разбираясь, к какой категории отношусь я, понял, что к первой. Это неправильно, решил я. Нужно что-то с этим сделать.
В качестве дополнительной информации я использовал статью с сайта лада2111.рф (Установка рециркуляции воздуха ВАЗ 2110).
Многие до меня пытались выяснить, в какой период была внедрена система рециркуляции воздуха (далее СРВ) на ВАЗ 2110: устанавливалась ли она полностью (заслонка, пневмоклапан, электропневмоклапан, шланги, проводка, кнопка), частично (что-то из перечисленного, чаще всего только пневмоклапан и кнопка) или вообще не монтировалась. Моё (и наше) положение усложнялось тем, что у нас не стандартный автомобиль. Но сейчас не об этом.
Система рециркуляции. Наглядно.
СРВ данного автомобиля включает в себя: печь старого образца без фильтра, с заслонкой и пневмоклапаном, в салоне кнопку и провод от нее, подведенный к колодке соединения с подкапотным жгутом электропроводки.
Сразу отмечу, что это было еще в начале осени, и некоторые детали я мог уже подзабыть, но не сильно.
Для реализации задуманного мне понадобилось:
- электропневматический (электромагнитный) клапан 2105-1127010-02 _1 шт,
- шланг (силиконовый, белый) для пневмосистем (используется почти в каждом отечественном автомобиле) _2 шт (чаще всего длиной 50 см),
- провод 2х0,5 _~4-5 м,
-
обратный клапан 2110-8119110 (или любой другой, я использовал клапан, применяемый в системах подачи воздуха в аквариум — он гораздо меньше по размеру) _1 шт.
-
Обеспечиваем доступ к печке. Снимаем передний кожух. Очищаем все, что видим и куда можем дотянуться. Устанавливаем на место фильтр старого образца, которого там никогда не было. Очищаем и выбиваем заслонку (рециркуляции), которая до этого была прикреплена к штоку пневматического клапана рециркуляции и находилась в открытом состоянии. Собираем обратно как было.
Печка без передней крышки.
Печка без передней крышки. Заслонка в закрытом положении — забор воздуха происходит из салона автомобиля.
В этот момент удобно сделать небольшое сливное отверстие в передней крышке печки.
Шток пневмоклапана. Отсоединен от рычага заслонки. Заслонка под своим весом опустилась в закрытое положение. Запомните это! Сломанный шток может быть причиной отсутствия (полного или частичного) притока воздуха с улицы.
Пневмоклапан рециркуляции (привода заслонки) с обратной стороны.
Установка фильтра.
- Ищем подходящее место для крепления электроклапана. Обычно он крепится на болт, который держит шумоизоляцию передка. Мне показалось это не совсем удобным — в случае замены фильтра или течи патрубков или радиатора его нужно будет снимать. Лазить туда и так неудобно, а тут еще и он будет мешать. Нет, лучше рядом с адсорбером — так и к пневмоклапану близко, и от ресивера недалеко. Делаем небольшой кронштейн для монтажа клапана или используем 5-дырочную планку от детского конструктора, рассверливаем крайние отверстия до D8,5 мм, гнем крайние концы под 90 градусов относительно друг друга в продольной оси планки (т.е. так, чтобы можно было прикрепить).
Штатное расположение электроклапана.
Установка электроклапана.
Кстати, кронштейн лучше сделать жестче, потому что в моем случае бывает так, что клапан, закрепленный на «мягком» кронштейне, от тряски автомобиля начинает дребезжать, и долго не мог понять, откуда этот звук.
- Подсоединяем шланги. Один шланг соединяет пневмоклапан рециркуляции (привода заслонки печки) с боковым (отведенным относительно центрального на 45 градусов) выходом электроклапана. Второй — центральный вход электроклапана, через обратный клапан, с ресивером двигателя (у всех моделей двигателя имеется дополнительный вывод: если он не используется, то там стоит заглушка, чаще из такого же силиконового шланга; если уже используется, то подсоединяем через тройник).
Обозначение «вход» и «выход» условны и связаны лишь с данным описанием. На практике это просто трубки из одной полости. В рамках данной темы: как я узнал, где вход и выход электроклапана? — отвечаю: опытным путем. Ни в одном из каталогов это не понять. Можно, конечно, посмотреть на его установку на 2105-2107 или Волгах (где он там, не знаю). Это имеет значение, так как в свободном состоянии (не под напряжением) клапан соединяет выход к пневмоклапану с атмосферой (на деле лишь совсем небольшой поток через войлочное уплотнение-фильтр), при подаче напряжения — соединяет вход и выход клапана, запирая соединение с атмосферой. Такое подключение исключает подсос воздуха через отключенный электроклапан при работающем двигателе.
Подсоединение шлангов.
Обратный клапан можно устанавливать в разрез любого из шлангов, лишь бы воздух проходил к ресиверу. Он нужен, чтобы обеспечить открытое положение заслонки при остановленном двигателе, если на клапан было предварительно подано напряжение.
- Подключаем проводку. Не вдаваясь в подробности, скажу, что согласно электрической схеме ВАЗ 2110 управление электроклапаном осуществляется «минусом» от кнопки включения рециркуляции. «Плюс» подается от постоянного «плюса» из блока предохранителей и реле («Черного ящика» — ЧЯ). Ради этого я не стал искать «плюс» в ЧЯ и просто взял штатный «минус» с кнопки, а «плюс» с ее подсветки. Выдернул кнопку, врезался в провода клеммами, протащил провода 2х0,5 за панелью, далее в сторону ЧЯ, там через резиновую заглушку (за шумоизоляцией) в подкапотное пространство, потом за АКБ в сторону левой фары, оттуда по направлению к правой над радиатором, и вот он тут — у адсорбера. Вешаю на «плюс» предохранитель (вроде на 2А — не помню). Подключаю.
- Испытания. Завел. Включил обдув. Нажал кнопку. Тут же звук выдува в салон стал тише и глуше. Работает? Взглянув в видимую часть печки — да, заслонка прильнула к «уличному» отверстию, забор воздуха идет из салона. Отжимаю кнопку — что-то за бардачком глухо хлопнуло. Осматриваю снова — заслонка вернулась в открытое положение. Да, все исправно работает!
- Только одно «но». Это осознание пришло ко мне немного позже, через пару месяцев. Воздух из салона забирается. Это замечательно. Но откуда? Из того места, куда примыкает открытая заслонка печки. Ровно между задней стенкой печки и бардачком, прямо в моторном щите. То есть, за бардачком со стороны салона в шумоизоляции передка должно быть вентиляционное отверстие, которого у меня, конечно же, нет. В этом случае всасываемый из салона воздух просто-напросто забирается через щели и неплотности шумоизоляции и заслонки. «Простучал» шумоизоляцию — есть намек на отверстие. Как дойдут руки, вырежу небольшое.
Печка со стороны салона. Выделено отверстие забора воздуха из салона.
Выделено отверстие в моторном щите.
Эксперты отмечают, что рециркуляция воздуха в автомобиле ВАЗ 2110 играет важную роль в создании комфортного микроклимата внутри салона. Эта функция позволяет значительно улучшить эффективность работы системы кондиционирования, особенно в жаркую погоду. При включении рециркуляции воздух, уже находящийся в салоне, повторно используется, что снижает нагрузку на компрессор и позволяет быстрее достичь желаемой температуры.
Кроме того, рециркуляция помогает предотвратить попадание пыли и загрязняющих веществ с улицы, что особенно актуально в условиях городского трафика. Однако эксперты предупреждают, что длительное использование этой функции может привести к недостатку свежего воздуха, что негативно скажется на самочувствии водителя и пассажиров. Поэтому рекомендуется периодически переключаться на режим притока свежего воздуха, чтобы обеспечить оптимальный баланс между комфортом и здоровьем.

Послесловие.
Ходовые испытания прошли успешно. Система рециркуляции воздуха активно и довольно часто используется мной. Она отлично справляется с задачей при прогреве салона зимой, особенно на запыленных, грязных или дымных участках дороги, а также при использовании неприятно пахнущей незамерзайки. Недавно я также заметил, что она эффективно помогает разгонять снег, попадающий в воздухозаборник.
P.S. Все комментарии в стиле «зачем это нужно…», «ерунда…», «ну ты бы еще…» не принимаются. Информация и опыт других людей доступны всем, и мы сами решаем, использовать их или нет.
Стоимость вопроса: 300 ₽
| Режим рециркуляции | Назначение | Рекомендации по использованию |
|---|---|---|
| Включен | Быстрый нагрев/охлаждение салона, защита от внешних запахов и пыли. | Включать при необходимости быстро изменить температуру в салоне, при движении в пробках, запыленных или загазованных местах. |
| Выключен | Поступление свежего воздуха в салон, предотвращение запотевания стекол. | Использовать в обычных условиях движения, для поддержания комфортной влажности и предотвращения запотевания стекол. |
| Автоматический | Поддержание оптимального качества воздуха в салоне (при наличии датчика). | Если автомобиль оснащен датчиком качества воздуха, этот режим автоматически переключает рециркуляцию в зависимости от внешних условий. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о рециркуляции воздуха в автомобиле ВАЗ 2110:
-
Эффективность кондиционирования: Рециркуляция воздуха позволяет значительно повысить эффективность работы кондиционера. При включении режима рециркуляции система использует уже охлажденный воздух из салона, что снижает нагрузку на компрессор и ускоряет процесс охлаждения.
-
Защита от загрязнений: В режиме рециркуляции воздух не поступает извне, что помогает защитить пассажиров от пыли, выхлопных газов и других загрязняющих веществ, особенно в условиях городского трафика или при движении по пыльным дорогам.
-
Управление микроклиматом: Рециркуляция воздуха позволяет лучше контролировать микроклимат в салоне автомобиля. Это особенно полезно в холодное время года, когда холодный воздух с улицы может привести к быстрому охлаждению салона, а рециркуляция помогает поддерживать комфортную температуру.
https://youtube.com/watch?v=O_CM8g4Z0S8
Преимущества и недостатки рециркуляции воздуха
Рециркуляция воздуха в автомобиле ВАЗ 2110 представляет собой важный элемент системы климат-контроля, который позволяет улучшить комфорт водителя и пассажиров. Этот режим работы системы вентиляции имеет свои преимущества и недостатки, которые стоит рассмотреть более подробно.
Преимущества рециркуляции воздуха:
- Улучшение теплоизоляции: В режиме рециркуляции система использует уже нагретый или охлажденный воздух из салона, что позволяет быстрее достигать комфортной температуры. Это особенно актуально в холодное время года, когда требуется быстрое прогревание салона.
- Снижение уровня пыли и загрязнений: Рециркуляция помогает уменьшить количество внешних загрязняющих веществ, таких как пыль, выхлопные газы и другие аллергены, попадающие в салон автомобиля. Это особенно полезно в условиях городского движения или в местах с плохой экологией.
- Экономия топлива: Использование рециркулированного воздуха может снизить нагрузку на систему кондиционирования, что в свою очередь может привести к экономии топлива. Это связано с тем, что компрессор кондиционера работает менее интенсивно, когда ему не нужно охлаждать горячий воздух с улицы.
- Поддержание стабильной температуры: Рециркуляция позволяет поддерживать более стабильную температуру в салоне, что делает поездку более комфортной, особенно в условиях резких температурных изменений.
Недостатки рециркуляции воздуха:
- Увеличение влажности: Длительное использование режима рециркуляции может привести к повышению уровня влажности в салоне, что может вызвать запотевание стекол и ухудшение видимости. Это особенно критично в дождливую погоду или в условиях высокой влажности.
- Недостаток свежего воздуха: При длительном использовании рециркуляции в салоне может возникнуть нехватка свежего воздуха, что может привести к дискомфорту и головным болям у водителя и пассажиров. Поэтому рекомендуется периодически переключаться на режим притока свежего воздуха.
- Проблемы с запахами: Если в салоне находятся неприятные запахи, например, от пищи или табака, рециркуляция может усугубить ситуацию, так как запахи будут оставаться в замкнутом пространстве.
- Негативное влияние на здоровье: Длительное пребывание в замкнутом пространстве с рециркулирующим воздухом может негативно сказаться на здоровье, особенно у людей с аллергиями или респираторными заболеваниями.
Таким образом, рециркуляция воздуха в автомобиле ВАЗ 2110 имеет как свои преимущества, так и недостатки. Важно уметь правильно использовать этот режим, чтобы обеспечить комфорт и безопасность во время поездки.
Вопрос-ответ

Где находится заслонка рециркуляции воздуха ВАЗ-2110?
Он спрятан в недрах отопителя. Этот моторчик двигает специальную заслонку. В обычном режиме эта заслонка открывает доступ свежему воздуху с улицы.
Когда надо включать рециркуляцию воздуха в машине?
Использование режима рециркуляции оправдано в условиях повышенной загазованности, при движении по пыльной пересеченной местности, а также в моменты, когда требуется быстро нагреть или охладить салон.
Как понять, что включена рециркуляция воздуха?
В режиме «включено» на кнопке режима рециркуляции загорается светодиод. На некоторых моделях автомобилей режим рециркуляции автоматически активируется при движении задним ходом и при включении стеклоомывателя, чтобы ограничить затягивание в салон выхлопных газов и испарений «омывайки».
Советы
СОВЕТ №1
Перед использованием системы рециркуляции воздуха убедитесь, что в салоне автомобиля нет посторонних запахов. Если они есть, лучше проветрить салон, чтобы избежать их усиления при рециркуляции.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте и очищайте фильтры системы вентиляции. Загрязненные фильтры могут ухудшать качество воздуха в салоне и снижать эффективность рециркуляции.
СОВЕТ №3
Используйте режим рециркуляции воздуха в жаркую погоду, чтобы быстрее охладить салон. Однако не забывайте периодически переключаться на приток свежего воздуха, чтобы избежать застоя и ухудшения качества воздуха.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на состояние уплотнителей дверей и окон. Хорошая герметизация поможет избежать попадания пыли и загрязнений в салон, что сделает рециркуляцию более эффективной.
