Печка на ВАЗ 2114 — ключевой элемент системы отопления, обеспечивающий комфорт в салоне зимой. Однако она может выйти из строя, и одной из распространенных проблем является протечка. В этой статье рассмотрим основные причины протечек, а также рекомендации по диагностике и ремонту. Эти знания помогут владельцам ВАЗ 2114 своевременно выявить и устранить проблему, сохранив комфорт и безопасность во время поездок.
Диагностика неисправностей и ремонт печки ВАЗ 2114/15 своими руками
Система обогрева в каждом автомобиле служит для формирования и поддержания комфортной температуры в салоне. Печка моделей ВАЗ 2114 и 2115 отличается высокой надежностью. Однако время от времени ей необходимо проводить техническое обслуживание и ремонт. Все эти процедуры можно выполнить своими силами.
Эксперты отмечают, что проблема с печкой на ВАЗ 2114, которая начинает течь, является довольно распространенной среди владельцев данного автомобиля. Основной причиной утечек часто становится износ уплотнительных прокладок или трещины в радиаторе печки. Важно своевременно выявить проблему, так как игнорирование может привести к более серьезным последствиям, включая перегрев двигателя. Специалисты рекомендуют регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и обращать внимание на возможные признаки утечек, такие как влажные пятна на ковриках или запах антифриза в салоне. При обнаружении проблемы лучше всего обратиться к профессионалам для диагностики и ремонта, чтобы избежать дополнительных затрат и сохранить комфорт в автомобиле.
Устройство и принцип действия печки ВАЗ 2114/15
Система отопления автомобилей ВАЗ 2114 и 2115 предназначена для обогрева воздуха, который попадает в салон. Конструкция этой системы одинакова как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей. Нагретая охлаждающая жидкость (ОЖ), циркулирующая в системе охлаждения, направляется в радиатор отопителя, который обдувается вентилятором. В результате образуется поток теплого воздуха, который через воздуховоды поступает в салон автомобиля. Регулировка интенсивности и направления воздушных потоков осуществляется с помощью дефлекторов и заслонок. Система отопления ВАЗ 2114/15 может функционировать в различных режимах.
| Причина протечки | Симптомы | Решение |
|---|---|---|
| Износ уплотнительных колец патрубков | Капли антифриза под панелью, запах антифриза в салоне, снижение уровня антифриза | Замена уплотнительных колец, при необходимости — замена патрубков |
| Трещина в радиаторе печки | Лужи антифриза под ковриками, запотевание стекол, снижение уровня антифриза, сладковатый запах в салоне | Замена радиатора печки |
| Повреждение корпуса печки | Видимые следы протечки на корпусе, снижение уровня антифриза | Замена корпуса печки или его ремонт (если возможно) |
| Ослабление хомутов патрубков | Капли антифриза в местах соединения патрубков, снижение уровня антифриза | Подтяжка или замена хомутов |
| Заводской брак радиатора печки | Протечка с момента установки нового радиатора, аналогичные симптомы трещины | Замена радиатора печки по гарантии |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемой протечки печки на ВАЗ 2114:
-
Причины протечки: Протечка печки на ВАЗ 2114 может быть вызвана несколькими факторами, включая износ радиатора отопителя, повреждение уплотнительных прокладок или коррозию. Часто проблема возникает из-за старения материалов, особенно если автомобиль эксплуатировался в условиях низких температур и влажности.
-
Симптомы проблемы: Одним из первых признаков протечки является появление антифриза на ковриках в салоне автомобиля. Также может наблюдаться запотевание стекол и неприятный запах антифриза. Если не обратить на это внимание, это может привести к более серьезным повреждениям системы охлаждения.
-
Ремонт и профилактика: Ремонт печки может быть достаточно трудоемким процессом, так как для доступа к радиатору отопителя необходимо разобрать часть салона. Профилактика включает регулярную проверку состояния системы охлаждения и замены антифриза, что может значительно продлить срок службы печки и предотвратить протечки.
Устройство печки
Печка автомобиля ВАЗ 2114/15 включает в себя следующие компоненты:
- Вентилятор.
- Заслонка для обдува лобового стекла.
- Распределительная заслонка, которая направляет воздушные потоки к центральным и боковым дефлекторам, а также в верхнюю и нижнюю зоны салона.
- Управляющая заслонка.
- Радиатор отопителя.
- Воздуховод, который направляет поток воздуха к ногам пассажиров.
- Внутренний воздуховод.
Предохранитель печки и причины его выхода из строя
Часто причиной неисправностей различных узлов и систем автомобиля становится сгоревший предохранитель. Печка не является исключением. Если предохранитель системы отопления с номиналом 30А выходит из строя, это приводит к остановке работы электродвигателя вентилятора, и воздух перестает поступать в салон. В такой ситуации необходимо найти элемент с маркировкой F7 в блоке предохранителей и заменить его. Новый предохранитель также должен иметь номинал 30А. Если после замены вентилятор не заработал, стоит искать причину неисправности в другом месте.
Иногда бывает сложно определить, что именно предохранитель перегорел. Он может выйти из строя из-за короткого замыкания в проводке, неисправности электродвигателя, сильного загрязнения фильтра салона и в других случаях. Проблема заключается в том, что предохранитель F7 одновременно отвечает за электрическую цепь обогрева заднего стекла, прикуриватель, подсветку бардачка и электродвигатель омывателя фар. Если он выходит из строя, все эти компоненты перестают функционировать.
Расположение реле системы отопления
Одной из причин, по которой печка может перестать функционировать, является реле, которое со временем изнашивается. Это устройство не подлежит ремонту и требует замены на новое. Реле находится под панелью приборов в блоке предохранителей.
Переключатель режимов печки
Переключатель режимов или терморегулятор отопителя располагается на центральной консоли, и для его ремонта или замены потребуется снять эту консоль. Если переключатель выйдет из строя, это приведёт к неработоспособности электродвигателя вентилятора.
Диагностика неисправностей системы отопления
Неисправности в системе отопления могут проявляться через ряд признаков:
- вентилятор не функционирует;
- в салон поступает холодный воздух;
- заслонка не работает;
- наблюдаются утечки охлаждающей жидкости;
- печка издает необычные звуки (свист, гул, журчание);
- из воздуховодов отопителя выходит пар или дым.
Почему печка не работает или не нагревает воздух
Если отопитель перестал функционировать, он может либо полностью не работать, либо работать, но не обогревать воздух. В первом случае необходимо начать с проверки электропроводки вентилятора, начиная с предохранителя F7. Если предохранитель сгорел, его следует заменить. Далее проверяется реле, которое может не срабатывать с первого раза или функционировать только на прогретом двигателе. В таком случае реле нужно заменить на новое.
После этого проверяется работоспособность электродвигателя. Для этого к его контактам подается питание напрямую от аккумулятора. Если электродвигатель запускается на максимальных оборотах, значит, он в порядке. В противном случае потребуется его ремонт или замена.
Регулировка силы воздушного потока осуществляется с помощью резистора, который имеет две спирали с сопротивлениями 0,82 Ом и 0,23 Ом. В первом режиме ток проходит через обе спирали, во втором — только через спираль с сопротивлением 0,23 Ом, а в третьем — обходя спирали, то есть без сопротивления. Если резистор неисправен, вентилятор будет работать только в третьем режиме на максимальной скорости (при ручке в крайнем правом положении). Проблему можно решить, заменив резистор, который находится с водительской стороны над педалью акселератора.
Если в салон поступает холодный воздух, возможные причины могут быть следующими:
- Воздушная пробка. Она может возникнуть при замене охлаждающей жидкости, разгерметизации системы или недостаточном уровне жидкости. Чтобы удалить пробку, нужно снять патрубок радиатора печки, с помощью воронки долить тосол до максимального уровня и вернуть шланг на место. После запуска двигателя охлаждающая жидкость под давлением вытеснит оставшийся воздух из системы.
- Заклинивание крана печки. Это может произойти, если кран не был полностью открыт изначально, и на внутренней поверхности образовались окислы или накипь, мешающие нормальной циркуляции жидкости. Кран можно попробовать открыть с помощью плоскогубцев или сразу заменить на новый.
- Засорение радиатора печки. При использовании некачественной охлаждающей жидкости соты радиатора могут забиться. Проблему можно решить промывкой или заменой теплообменника, в зависимости от степени загрязнения.
- Установка некачественного радиатора. В дефектном изделии соты могут быть неправильно спаяны. Радиатор следует заменить.
- Низкое давление в системе охлаждения. Если на повышенных оборотах теплоотдача увеличивается, необходимо заменить помпу.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Нужно проверить уровень и при необходимости долить антифриз.
- Повреждение крыльчатки вентилятора печки. Крыльчатка должна быть тщательно осмотрена, и при наличии механических повреждений ее следует заменить.
- Загрязнение фильтра салона. При сильном загрязнении мощности электродвигателя может не хватить для подачи теплого воздуха в салон. Фильтр необходимо заменить на новый.
- Повреждение прокладки головки блока цилиндров. Если прокладка пробита, из выхлопной трубы будет идти белый дым. Проблему можно решить заменой прокладки с демонтажем головки блока цилиндров.
Не работают заслонки печки
Распределение воздушных потоков в салоне автомобиля осуществляется с помощью заслонок, которые управляются тросиками. Если эти тросики выходят из строя, возникают трудности с направлением воздуха на лобовое стекло или в область ног. Кроме того, может возникнуть сбой в работе заслонки, отвечающей за поступление воздуха с улицы. В таких случаях требуется корректировка приводов заслонок.
Проблемы подобного рода могут возникнуть даже у новых автомобилей. Из нижних, верхних и боковых дефлекторов начинает поступать слегка тёплый воздух, в то время как из центральной консоли выходит горячий. Это часто связано с недостаточным качеством сборки. В местах соединения воздуховодов и заслонок могут образовываться щели, что приводит к тому, что тёплый воздух поступает только из центральной консоли, что, в свою очередь, вызывает обогрев панели изнутри.
Тросик привода всегда находится в натянутом состоянии. Со временем он может перегибаться, ломаться или растягиваться. В таких случаях необходимо произвести регулировку привода заслонок, следуя следующему алгоритму:
- Найдите в печке скобу, которая удерживает оболочку тросика на корпусе отопителя.
- Отведите на себя рычажок из оцинкованного металла, расположенный с левой стороны. Это положение соответствует максимальному открытию заслонки.
- Подтяните и отрегулируйте длину троса. Длинный рычажок на блоке рычагов в крайнем правом положении должен полностью открывать заслонку.
- После завершения регулировки надежно зафиксируйте тросик.
Видео: ремонт печки на примере ВАЗ 2114

Почему из печки течёт антифриз
Утечка охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе отопления может возникать по следующим причинам:
- радиатор печки;
- кран печки;
- патрубки печки.
Если утечка происходит из радиатора, его обычно заменяют на новый, так как восстановление герметичности часто оказывается сложным и трудоемким процессом. Кроме того, если радиатор использовался длительное время, его трубки могут забиваться отложениями и грязью, что приводит к снижению теплоотдачи.
Кран отвечает за открытие и закрытие подачи ОЖ в радиатор, регулируя тем самым температуру в салоне автомобиля. Со временем он может начать подтекать, что проявляется в виде характерного запаха тосола в салоне, образованием лужи на полу со стороны пассажирского сиденья и снижением уровня ОЖ в расширительном бачке. Ремонт крана нецелесообразен, поэтому в таких случаях его заменяют полностью.
Утечка ОЖ из патрубков чаще всего связана с их износом — резина со временем теряет свои свойства и может трескаться. При диагностике проблемы рекомендуется протереть предполагаемые места утечки ветошью и внимательно наблюдать за подводящими и отводящими патрубками на прогретом двигателе. Изношенные шланги всегда следует заменять на новые.
Печка издаёт гул, свист, журчание
Необычные звуки, такие как свист, гул или журчание, исходящие от отопительного устройства, чаще всего указывают на проблемы с электродвигателем. Причинами могут быть недостаток смазки, загрязнения или износ подшипников и втулок, что приводит к появлению свиста. В таких случаях моторчик необходимо снять, разобрать и очистить, а также смазать трущиеся детали. Если подшипники сильно изношены, то вместо свиста может возникать гул. В данной ситуации простая смазка не поможет, и потребуется замена электродвигателя.
Из печки идёт пар
Иногда из системы отопления начинает выделяться пар. Это может быть связано с утечкой в радиаторе отопителя. Вытекающая охлаждающая жидкость попадает на раскалённый корпус радиатора, быстро испаряется, и в салоне появляется характерный запах антифриза. Для решения этой проблемы необходимо разобрать печку и заменить теплообменник.
Также белый пар может выходить из-под капота и проникать в салон. Это происходит, когда охлаждающая жидкость попадает на горячие участки, такие как коллектор или выхлопные трубы. В данном случае нужно выявить место утечки и устранить её. Чаще всего причиной являются повреждённые шланги.
Как разобрать печку ВАЗ 2114/15
Печка на автомобилях ВАЗ 2114 и 2115 находится в труднодоступном месте. Для её снятия и разборки вам понадобятся:
- крестообразная и шлицевая отвертки с различной длиной ручек или шуруповёрт;
- комплект гаечных ключей;
- ёмкость и резиновый шланг для слива охлаждающей жидкости;
- ветошь и кусок клеёнки.
Демонтаж радиатора печки
Демонтаж радиатора отопителя выполняется в следующем порядке:
- Сначала необходимо слить охлаждающую жидкость с холодного двигателя.
- Затем откручивается саморез, который находится за пластиковой заглушкой.
-
Далее демонтируется бардачок. Для этого сначала снимается его нижняя часть, затем крышка с лампочкой. После этого откручиваются шесть саморезов, которые крепят верхнюю часть. Немного нажав и повернув, верх бардачка можно опустить и извлечь.
-
Отворачиваются саморезы, которые крепят щиток приборов.
-
Откручиваются крепления и снимается пластиковый кожух рулевой колонки.
-
Из гнезда прикуривателя вынимается штекер, а также отсоединяются разъёмы питания магнитолы. Магнитола аккуратно извлекается из своего места.
-
Выкручиваются саморезы с правой и левой сторон консоли.
-
Снимаются ручки, отвечающие за регулировку заслонок, и переключатель режимов работы отопителя.
-
На консоли отсоединяются разъёмы, которые мешают её полному демонтажу. Разъёмы маркируются для удобства при последующей сборке.
- Отсоединяется колодка подсветки пепельницы.
-
Выкручиваются два самореза от диагностического разъёма, после чего снимается центральная консоль.
-
С правой и левой стороны откручиваются саморезы, которые крепят металлическую основу.
-
Отворачиваются крепления торпедо.
-
В центре выкручиваются четыре самореза, которые фиксируют металлическую конструкцию.
-
Извлекается электронный блок управления, расположенный под консолью.
-
Для обеспечения доступа к отопителю торпедо приподнимается с помощью домкрата.
- Чтобы избежать вытекания тосола на пол, под патрубки отопителя подстилается клеёнка и ветошь.
-
Ослабив хомуты, крепящие патрубки радиатора, аккуратно стягиваются шланги.
-
Остатки охлаждающей жидкости сливаются из радиатора в заранее подготовленную ёмкость.
- Радиатор отопителя извлекается из своего посадочного места.
Видео: демонтаж печки ВАЗ 2114

Замена и подключение печки
Монтаж нового радиатора отопителя осуществляется в обратной последовательности. При подключении резинок шлангов целесообразно использовать герметик для повышения надежности соединений. При соединении электрических разъемов важно ориентироваться на маркировку, которую вы сделали во время разборки.
После завершения сборки необходимо заполнить систему охлаждающей жидкостью. Чтобы избежать образования воздушной пробки, следует ослабить хомут и снять шланг с дроссельного узла. Антифриз нужно аккуратно заливать в расширительный бачок, внимательно следя за отсоединённым шлангом. Как только из него начнет вытекать охлаждающая жидкость, шланг следует вернуть на место и зафиксировать хомутом. Если все этапы выполнены корректно, работа отопителя будет безупречной.
При установке нового радиатора отопителя рекомендуется предварительно обработать патрубки герметиком.
Ремонт электродвигателя вентилятора
Если электродвигатель вышел из строя, первым делом его необходимо демонтировать, а затем решить, стоит ли проводить ремонт. Важно тщательно проверить состояние щёток, якоря и обмоток, а также убедиться в целостности изоляции проводов. Место контакта щёток с якорем можно обработать нулевой наждачной бумагой для улучшения контакта. Не забудьте обратить внимание на втулки и подшипники — очистите их от загрязнений и нанесите смазку, например, «Литол». Все детали, на которых заметны признаки износа, должны быть заменены.
Ремонт радиатора печки
Чаще всего, когда обнаруживаются механические повреждения радиатора отопителя, владельцы автомобилей предпочитают заменять его новым. Тем не менее, некоторые автовладельцы пытаются исправить трещины и дыры с помощью пайки. Медный радиатор легче поддается этому процессу, и его восстановление оказывается менее сложным, чем в случае с алюминиевым. Для ремонта алюминиевого теплообменника потребуется специальный флюс и припой для лужения, а также мощный паяльник. Сначала поврежденный участок очищается от загрязнений и обезжиривается. Затем на него с помощью паяльника наносят флюс и припой. После завершения пайки рекомендуется провести проверку радиатора под давлением, чтобы убедиться в отсутствии утечек.
Чистка и промывка радиатора печки ВАЗ 2114/15
Увеличить эффективность работы отопителя можно, проведя очистку и промывку радиатора. Эта процедура может быть выполнена как без снятия радиатора, так и с его демонтажем. В первом варианте нужно отсоединить подводящие и отводящие патрубки от отопителя и залить в него специальный раствор для промывки. В качестве такого раствора можно использовать лимонную кислоту, а также чистящие средства для сантехники, такие как «Крот». После этого радиатор следует промыть проточной водой и заполнить охлаждающей жидкостью.
Для более тщательной очистки радиатора рекомендуется снять его с автомобиля. Это позволит не только промыть его изнутри, но и очистить снаружи, удалив загрязнения между сотами. Обычно промывка осуществляется с помощью проточной воды.
Если после выполнения этих действий отопитель не стал работать лучше, то радиатор следует заменить.
Видео: промывка радиатора печки
Таким образом, выявить неисправность и установить причину неэффективного обогрева салона автомобиля ВАЗ 2114/15 можно самостоятельно. Ремонт и замена отдельных компонентов системы отопления также не требуют особых навыков. Главное — следовать рекомендациям профессионалов.

Профилактика и уход за системой отопления ВАЗ 2114/15
Система отопления в автомобиле ВАЗ 2114/15 играет ключевую роль в обеспечении комфорта водителя и пассажиров в холодное время года. Чтобы избежать проблем, таких как протечки печки, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия и ухаживать за системой. В этом разделе мы рассмотрим основные аспекты профилактики и ухода за системой отопления.
1. Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости
Один из первых шагов в профилактике системы отопления – это контроль уровня охлаждающей жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к перегреву двигателя и, как следствие, к повреждению радиатора печки. Рекомендуется проверять уровень жидкости не реже одного раза в месяц, особенно перед началом зимнего сезона.
2. Осмотр шлангов и соединений
Шланги, которые соединяют радиатор печки с системой охлаждения, подвержены износу и могут со временем трескаться или протекать. Регулярный осмотр шлангов на наличие трещин, повреждений и утечек поможет выявить проблемы на ранней стадии. Если вы заметили какие-либо дефекты, рекомендуется заменить шланги до того, как они приведут к серьезным последствиям.
3. Проверка радиатора печки
Радиатор печки также требует внимания. Со временем он может забиваться грязью и отложениями, что снижает его эффективность. Рекомендуется периодически промывать радиатор специальными средствами для очистки системы охлаждения. Это поможет поддерживать его в рабочем состоянии и предотвратит перегрев.
4. Замена охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость со временем теряет свои свойства, поэтому ее необходимо менять согласно рекомендациям производителя. Обычно это происходит каждые 2-3 года. При замене жидкости важно использовать только рекомендованные производителем составы, чтобы избежать коррозии и повреждений системы.
5. Проверка термостата
Термостат отвечает за поддержание оптимальной температуры в системе охлаждения. Если он заедает или работает неправильно, это может привести к перегреву или недостаточному прогреву печки. Регулярная проверка термостата и его замена при необходимости помогут избежать проблем с отоплением.
6. Устранение запахов и загрязнений
Если в салоне автомобиля появляется неприятный запах, это может свидетельствовать о проблемах в системе отопления. Запах может возникать из-за загрязнения радиатора печки или попадания антифриза в салон. В таком случае необходимо провести диагностику и устранить источник проблемы, чтобы избежать дальнейших повреждений.
7. Профессиональная диагностика
Если вы не уверены в состоянии системы отопления или заметили какие-либо проблемы, рекомендуется обратиться к профессионалам. Квалифицированные механики смогут провести полную диагностику системы, выявить скрытые неисправности и предложить оптимальные решения для их устранения.
Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам поддерживать систему отопления ВАЗ 2114/15 в исправном состоянии, что обеспечит комфортные условия в салоне автомобиля даже в самые холодные дни.
Вопрос-ответ
Почему начинает течь радиатор печки?
3 основные причины поломки:
-
Утечка жидкости из-за коррозии или механического повреждения: удара, вибрации. Искать протечки, трещины и пробоины нужно в местах соединения трубок.
-
Внешнее загрязнение сот, уменьшающее площадь ребер и проходимость отверстий.
Какие патрубки идут на печку 2114?
Патрубки для а/м ВАЗ 2114-15 печки 4 шт. Силикон. Артикул: 21082-8101200/04/06/08. Материал: силикон.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом ремонта обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе. Если печка потекла, это может привести к утечке антифриза, что негативно скажется на работе двигателя. Убедитесь, что уровень жидкости в норме, чтобы избежать перегрева.
СОВЕТ №2
При обнаружении течи в печке, первым делом осмотрите все соединения и шланги на наличие трещин или повреждений. Часто проблема может быть связана с изношенными уплотнителями или креплениями, которые можно заменить без необходимости полной замены печки.
СОВЕТ №3
Если течь не удается устранить простыми методами, рассмотрите возможность замены радиатора печки. Это может потребовать больше времени и усилий, но в долгосрочной перспективе это обеспечит надежную работу системы отопления вашего автомобиля.
СОВЕТ №4
Не забывайте о профилактике! Регулярно проверяйте состояние системы отопления и охлаждения, а также заменяйте антифриз согласно рекомендациям производителя. Это поможет избежать проблем с печкой в будущем.









