В статье рассмотрим процесс натяжки ремня ГРМ на ВАЗ 2110 с 8-клапанным двигателем. Правильная натяжка ремня ГРМ критически важна для стабильной работы двигателя, предотвращения повреждений и увеличения срока службы. Предоставим пошаговые инструкции и советы, которые помогут вам самостоятельно выполнить эту процедуру, сэкономив время и деньги на сервисе.
Замена ремня ГРМ на ВАЗ-2110, 2111, 2112
Ремень газораспределительного механизма на восьмиклапанных моделях «десятки» представляет собой резиновый кольцевой ремень с зубчатой структурой. Его основная функция заключается в передаче крутящего момента от коленчатого вала к распределительному валу.
Система привода ГРМ также включает натяжной ролик, который обеспечивает необходимое натяжение ремня. Кроме того, ремень ГРМ отвечает за работу водяного насоса, вращая его приводной шкив.
Эксперты в области автомобильного ремонта подчеркивают важность правильной натяжки ремня ГРМ на ВАЗ 2110 с 8 клапанами. Неправильная натяжка может привести к серьезным повреждениям двигателя. Специалисты рекомендуют начинать с установки нового ремня на шкивы, убедившись, что метки на распредвале и коленвале совпадают. Затем необходимо установить натяжитель, который должен быть в правильном положении. После этого следует проверить натяжение ремня: он должен быть натянут так, чтобы при нажатии на него пальцем, он прогибался не более чем на 1-2 см. Важно также убедиться, что ремень не перекручен и не имеет повреждений. Регулярная проверка и корректировка натяжки ремня помогут избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы двигателя.

Неисправности ремня
Неисправности ремня привода газораспределительного механизма могут возникнуть из-за продолжительной эксплуатации, а также в результате неправильной настройки или проблем с работой помпы и натяжного ролика. К таким неисправностям относятся:
- повреждение ремня (трещины, расслаивание);
- деформация;
- обрыв ремня.
При обнаружении любой из перечисленных проблем ремень необходимо заменить.
| Этап | Действия | Важные нюансы |
|---|---|---|
| Подготовка | 1. Заглушите двигатель и дайте ему остыть. 2. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора. 3. Снимите правое переднее колесо и защиту картера (при необходимости). 4. Снимите ремень генератора. 5. Снимите верхнюю и нижнюю крышки ремня ГРМ. |
Убедитесь, что двигатель полностью остыл, чтобы избежать ожогов. Отключение аккумулятора предотвратит случайный запуск двигателя. |
| Установка меток ГРМ | 1. Прокрутите коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения метки на шкиве коленвала с меткой на блоке двигателя. 2. Убедитесь, что метка на шкиве распредвала совпадает с меткой на задней крышке ГРМ. 3. Если метки не совпадают, прокрутите коленвал еще на один оборот. |
Метки должны быть совмещены максимально точно. Это критически важно для правильной работы двигателя. Используйте ключ для прокручивания коленвала. |
| Снятие старого ремня | 1. Ослабьте натяжной ролик ГРМ. 2. Снимите старый ремень ГРМ. |
Запомните или сфотографируйте направление установки старого ремня, чтобы правильно установить новый. |
| Установка нового ремня | 1. Установите новый ремень ГРМ, начиная с коленчатого вала, затем натяжной ролик, помпу и распредвал. 2. Убедитесь, что ремень плотно сидит на всех шкивах и метки ГРМ по-прежнему совпадают. |
Убедитесь, что ремень не перекручен и не имеет перегибов. Проверьте правильность установки по стрелкам на ремне (если есть). |
| Натяжение ремня | 1. Натяните ремень ГРМ, поворачивая натяжной ролик против часовой стрелки до совмещения меток на ролике и его кронштейне. 2. Затяните болт крепления натяжного ролика. |
Правильное натяжение ремня очень важно. Слишком слабо натянутый ремень может проскочить, слишком сильно натянутый — быстро износиться и повредить подшипники. |
| Проверка и сборка | 1. Прокрутите коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке. 2. Снова проверьте совпадение всех меток ГРМ. 3. Установите на место крышки ГРМ, ремень генератора, защиту картера и колесо. 4. Подсоедините минусовую клемму аккумулятора. |
Если метки не совпадают после прокручивания, повторите процедуру установки ремня. Запустите двигатель и убедитесь в его нормальной работе. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о натяжке ремня ГРМ на ВАЗ 2110 с 8-клапанным двигателем:
-
Правильная натяжка критична: Неправильная натяжка ремня ГРМ может привести к серьезным повреждениям двигателя. Слишком слабый ремень может проскочить зубья, а слишком натянутый — привести к износу подшипников и других компонентов. Поэтому важно следовать рекомендациям производителя по натяжению.
-
Специальные инструменты: Для натяжки ремня ГРМ на ВАЗ 2110 рекомендуется использовать специальные инструменты, такие как натяжной ключ или динамометрический ключ. Это позволяет точно установить необходимое натяжение и избежать ошибок.
-
Проверка меток: Перед натяжкой ремня важно убедиться, что все метки на шестернях и корпусе двигателя правильно совмещены. Неправильная установка может привести к нарушению синхронизации клапанов и поршней, что в свою очередь может вызвать серьезные повреждения двигателя.

Зачем менять ремень
Согласно регламенту обслуживания автомобилей ВАЗ 2110, замена ремня ГРМ должна проводиться каждые 60-75 тысяч километров пробега. Однако важно учитывать и условия эксплуатации, которые могут повлиять на его состояние, а именно:
- резкие изменения температуры;
- контакт с маслом;
- проблемы с натяжным роликом;
- неисправности водяного насоса.
Все перечисленные факторы могут привести к повреждению ремня.
Рекомендуется проводить осмотр не реже одного раза в месяц, обращая внимание на:
- состояние ремня (проверка на наличие повреждений);
- натяжной ролик;
- шестерню водяного насоса.
Несмотря на то, что на 8-клапанных двигателях ВАЗ при обрыве ремня клапана не загибаются, такая поломка может вызвать серьезные проблемы с помпой или генератором.
Цена ремня ГРМ
Стоимость ремня ГРМ для ВАЗ 2110 может колебаться от 400 до 1000 рублей в зависимости от бренда. Аналогично, натяжной ролик, который рекомендуется заменять одновременно с ремнем, имеет схожую цену. Услуги по замене этих компонентов приводной системы обойдутся в сумму от 600 до 1000 рублей.
Чтобы сэкономить, можно самостоятельно выполнить замену ремня и ролика. Этот процесс не представляет особой сложности, и для его выполнения не понадобятся специальные инструменты. Достаточно лишь приобрести необходимые запчасти.
В таблице ниже представлены различные модели ремней ГРМ для 8-клапанной версии ВАЗ 2110 от разных производителей с указанием их каталожных номеров.
| РЕМЕНЬ ГРМ ВАЗ 2110 (8 КЛАПАНОВ) | |
| АВТОВАЗ | 2112-1006040 |
| BOSCH | 1987949559 |
| CONTI | CT996 |
| CONTITECH | CT 996 |
| GOODYEAR | G1535 |
| GATES | 5539 |
| FLENNOR | 4428 |
| LUZAR | LTB0112 |
| LYNX | 136CL254 |
| PILENGA | CTP0996 |
| OPTIBELT | ZRK1538 |
| НАТЯЖНОЙ РОЛИК | |
| АВТОВАЗ | 21120-100612000 |
Замена
Инструменты:
- ключи на 10, 13, 17;
- ключ для вращения натяжного ролика;
- плоская отвертка;
- баллонный ключ;
- домкрат;
- немного моторного масла для смазки натяжного ролика.
- Устанавливаем автомобиль на ровной поверхности и включаем передачу.
-
С помощью ключа на 10 откручиваем болты, которые крепят кожух привода ГРМ.
-
Ослабляем натяжитель ремня генератора, используя ключ на 13, и снимаем ремень.
-
Проверяем метки на шестерне распредвала и выступе на задней крышке кожуха ремня.
-
Если метки не совпадают, поворачиваем коленвал до их совпадения. Это можно сделать, прокручивая переднее колесо, предварительно поддомкратив его, или же провернуть коленвал ключом на 17, за болт, который крепит шкив коленчатого вала (при этом передача должна быть включена).
- На картере сцепления, за 4-м цилиндром, находится резиновая заглушка. Снимаем её, поддев отверткой. Под заглушкой виден венец маховика, на котором также есть метка. Она должна совпадать с треугольным пропилом, расположенным на картере слева от маховика.
-
Если метки не совпадают, отпускаем крепление натяжного ролика, поворачиваем его влево, чтобы ослабить ремень, и снимаем его с шестерни распределительного вала.
-
С помощью ключа на 17 проворачиваем коленвал, как описано ранее, пока все метки не совпадут.
-
Фиксируем маховик, вставив отвертку в отверстие, где находилась заглушка.
-
С помощью ключа на 17 откручиваем болт, который крепит шкив генератора.
-
За шкивом генератора находится шкив коленвала, на который устанавливается ремень, подлежащий замене.
-
Снимаем старый ремень и устанавливаем новый ремень ГРМ, начиная с шестерни коленчатого вала.
-
Закручиваем шкив генератора, надев на него ремень, и натягиваем его.
- Демонтируем старый натяжной ролик и устанавливаем новый, предварительно смазав его с обеих сторон маслом.
-
Настраиваем натяжение ремня ГРМ, поворачивая ролик натяжителя вправо (если нет специального ключа, можно использовать два подходящих штыря, вставив их в отверстия и зафиксировав отверткой или другим похожим предметом). Натяжение должно составлять 1,5-2 кгс. Если у вас нет инструмента для измерения натяжения, используйте проверенный способ: оптимальным считается натяжение, при котором одну плоскость ремня можно повернуть горизонтально на 90 градусов, взявшись пальцами за середину между шестернями коленвала и распредвала.
-
В этом положении затягиваем болт крепления натяжного ролика.
- Убираем отвертку из отверстия картера сцепления и устанавливаем заглушку на место. Защитный кожух ремня ГРМ не устанавливаем, пока не проверим работу всего привода.

Заключение
После завершения всех ремонтных работ, запустите двигатель и внимательно прислушайтесь к его работе. Если все было выполнено корректно, посторонние звуки отсутствуют.
Если вы заметили гул от ролика натяжителя, это может свидетельствовать о чрезмерном натяжении ремня ГРМ. В таком случае необходимо ослабить его крепление и повернуть ролик на 10-15 градусов влево, а затем снова надежно зафиксировать его на месте.
Советы по выбору качественного ремня ГРМ
При выборе ремня ГРМ для автомобиля ВАЗ 2110 с 8-клапанным двигателем важно учитывать несколько ключевых факторов, чтобы обеспечить надежную и долговечную работу двигателя. Качественный ремень ГРМ играет критическую роль в синхронизации работы всех компонентов двигателя, и его неправильный выбор может привести к серьезным поломкам.
1. Производитель: Обратите внимание на известные и проверенные бренды, такие как Gates, Contitech или Dayco. Эти компании зарекомендовали себя на рынке автозапчастей и предлагают продукцию, соответствующую высоким стандартам качества.
2. Материал: Ремни ГРМ изготавливаются из различных материалов, включая резину и композитные материалы. Выбирайте ремни, которые имеют усиленные волокна, такие как нейлон или полиэстер, что обеспечивает их прочность и долговечность. Избегайте дешевых аналогов, которые могут быстро изнашиваться.
3. Наличие сертификатов: Убедитесь, что ремень имеет соответствующие сертификаты качества. Это может быть подтверждено наличием маркировки ISO или других стандартов, которые гарантируют соответствие продукции установленным требованиям.
4. Срок службы: Обратите внимание на срок службы ремня, указанный производителем. Обычно качественные ремни ГРМ имеют срок службы от 60 000 до 100 000 километров. Не стоит экономить на этом элементе, так как замена ремня ГРМ — это трудоемкий процесс, который требует значительных затрат времени и средств.
5. Совместимость: Убедитесь, что выбранный вами ремень подходит именно для вашего двигателя. Для ВАЗ 2110 с 8 клапанами необходимо учитывать не только модель, но и год выпуска автомобиля. Неправильный выбор может привести к несоответствию размеров и, как следствие, к неправильной работе двигателя.
6. Отзывы и рекомендации: Перед покупкой полезно ознакомиться с отзывами других автовладельцев. Это поможет вам получить представление о реальном качестве и надежности конкретной модели ремня. Также можно обратиться за советом к механикам или специалистам в автосервисах.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете выбрать качественный ремень ГРМ для вашего ВАЗ 2110, что обеспечит надежную работу двигателя и предотвратит возможные поломки в будущем.
Вопрос-ответ
Как правильно натянуть ремень ГРМ?
Как натянуть ремень ГРМ правильно? «Натягивая ремень, никогда не помогайте себе рукой или монтировкой. Всегда придерживайтесь мануала, поверните на 3 зубца против часовой стрелки. Тогда ремень натянется от пружины.»
Как проверить натяжку ремня ГРМ ВАЗ 2110?
Самый простой способ проверить натяжение ремня ГРМ — плотно прижать ремень между двумя шкивами большим пальцем, когда ремень ГРМ неподвижен. Усилие прессования около 10 кг. Если провисание ремня ГРМ составляет от 20 мм до 30 мм, это означает, что натяжение ремня ГРМ в основном находится в пределах нормы.
В какую сторону откручивать ролик натяжителя ремня?
Ключом (обычно «на 16» или «на 17») отверните болт крепления ролика. Имейте в виду, что часто для этого его нужно вращать по часовой стрелке.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические моменты, касающиеся натяжения ремня ГРМ именно для вашей модели.
СОВЕТ №2
Используйте специальный инструмент для натяжения ремня, чтобы избежать его перетяжки или недостаточной натяжки. Это поможет продлить срок службы ремня и избежать серьезных поломок двигателя.
СОВЕТ №3
Перед установкой нового ремня проверьте состояние всех роликов и натяжителей. Если они изношены или повреждены, замените их, чтобы избежать повторной замены ремня в ближайшем будущем.
СОВЕТ №4
После натяжки ремня обязательно проверьте его работу на холостом ходу. Убедитесь, что нет посторонних звуков и вибраций, что свидетельствует о правильной установке и натяжении.


