Для защиты электропроводки и электрооборудования от токов короткого замыкания или перегрузки в каждом автомобиле имеется блок с предохранителями и реле. Он монтируется в легко доступном определённом месте. Через электрические кабельные жгуты он по цепям соединяется с электрооборудованием и устройствами управления. В данной статье мы рассмотрим основные схемы инжекторных и карбюраторных моделей.
Также читайте на сайте как заменить печку на ВАЗ 2101-07
Где находится монтажный блок?
На автомобилях ВАЗ 2107 блок предохранителей (БП) и реле состоит из корпуса с крышкой, с комплектом из плавких вставок расположенных на электронной плате. Каждая отвечает за работу определённой электрической цепи или группы.
Дополнительно на плате размещена группа реле объединённая в блок, обеспечивающая включение или отключение электрооборудования и приборов.
Фото. Расположение блока предохранителей ВАЗ 2107
Для удобства пользования и обслуживания БП на автомобилях размещается не зависимо от выпуска моделей 2107, с правой стороны автомобиля под капотом, напротив сиденья для пассажира (см. фото выше).
Важно! На новых моделях «семёрки» с инжекторными двигателями добавился дополнительный блок с реле. Он обеспечивает бесперебойную работу двигателя и бензонасоса. Расположен в салоне машины под бардачком.
В случаях отказа или неисправности в работе электрооборудования автомобиля ВАЗ 2107 каждый автовладелец должен знать место расположение БП.
Старые и новые модели немного отличаются, по этому рассматривать их лучше отдельно.



Монтажный блок: где расположен и за что отвечают его компоненты
Плавкие элементы располагаются на своеобразной электронной плате, которая на автомобиле ВАЗ находится под капотом. Там располагаются и коммутирующие реле. Если открыть капот, можно увидеть, что монтажный блок (как старого, так и нового образца) находится возле лобового стекла прямо напротив сидения пассажира.
Монтажный блок старого образца
Монтажные блоки старого образца устанавливается только на карбюраторные автомобили. Хотя на карбюратор можно установить и новый образец. Старый блок оснащён 17 плавкими предохранителями. Каждый элемент отвечает за защиту одной либо нескольких цепей. Каждый элемент отвечает за защиту одной или нескольких цепей.
Рассмотрим предназначение каждого реле. Крайнее левое реле отвечает за коммутацию цепи обогрева заднего стекла. Второе по порядку слева реле предназначается для управления цепью очистителей и омывателей фар (этот элемент присутствуеи не во всех моделях). Третий по счету элемент предназначен для коммутации цепей звукового сигнала. Предназначение четвёртого гнезда (на фото оно пустое) — для коммутации цепи мотора вентилятора охладительной системы. Например, автомобилям ВАЗ 2107 после 2000 года выпуска этот элемент не нужен. Последние два реле необходимы для управления цепями фонарей дальнего и ближнего света.
Монтажный блок нового образца
Некоторые автомобили ВАЗ 07 модели уже оснащены монтажными блоками нового образца. Новые “семерки” оснащаются подобным по размеру ящиком, только с видоизмененными плавкими элементами. Предназначение реле аналогичное с образцом старого вида. Оба устройства выполняют одинаковые функцию, однако они отличаются формой, расположением, видом элементов.
Инжектор
Существуют карбюраторные и инжекторные модели ВАЗ 7 модели. Инжекторные на сегодняшний день более распространены. Суть процесса заключается в том, что бензин под давлением подается в топливную рампу, в которой производится смешивание с очищенным воздухом в пропорции 14 к 1. При открывании клапана смесь попадает в камеру сгорания беспрепятственно (так как она всегда находится под давлением). Происходит воспламенение, и поршень совершает рабочий ход. При этом вращается коленчатый вал, и автомобиль приводится в движение.
За работу всех узлов отвечают различные датчики, которые производят замер температуры, давления, количества воздуха и бензина. Все сигналы подаются на микроконтроллерный блок управления. В нем заложен специальный алгоритм, который регулирует работу всех основных узлов и механизмов.
Прочитайте, может пригодится: Как подготовить к зиме аккумуляторную батарею Ваз-2107
Составляющие двигателя ВАЗ 07 модели — это одни из самых важных считывающих устройств.
Компоненты инжектора:
- датчик скорости;
- датчик распределительного вала;
- система зажигания;
- датчик положения заслонки;
- топливные форсунки;
- датчик давления топлива;
- лямбда-зонд (датчик, который позволяет оценить содержание кислорода в отработанных газах).
Стоит отметить, что инжекторный ВАЗ 7 модели оснащён дополнительными предохранителями и реле (расположены в салоне машины под бардачком). В состав входят 3 плавких элемента и 3 реле. Отвечают они за защиту основного реле, электрического бензонасоса, ЭБУ двигателя. Реле стартера располагается отдельно и находится на правом брызговике в области моторного отсека.

https://youtube.com/watch?v=O12Xn1N2qOU
Расшифровка предохранителей старого образца, схема, видео
В блоке старого образца карбюраторной «семерки» входят 17 предохранителей, закреплённых на плате с помощью пружинных контактов и 6 электромагнитных реле.
Блок имеет две печатные платы, смонтированные параллельно друг другу и соединённые перемычками. Также он подключается в сеть автомобиля через разъёмные соединения, выполненные разными цветовыми оттенками для правильной стыковки. На фото ниже представлена схема расположения элементов управления БП ВАЗ 2107.
Фото блок предохранителей ВАЗ 2107 старого образца
Корпус выполнен из пластика, сверху имеется крышка с нанесением расположения элементов на блоке и назначением в виде изображений. В таблице ниже представлена расшифровка и распиновка с назначением предохранителей и реле.
Таблица с расшифровкой
| Номер предохранителя и реле (номинальный ток*) | Назначение предохранителей и реле ВАЗ 2107 |
| F1 (8А/10А) | Отвечает за работу задних фонарей, а точнее за фонарь, который включается при переключении ручки коробки передач на задний ход. Также он ответственен за работу электрического двигателя печки (отопителя), реле обогрева заднего стекла, еще её называют обмоткой. В автомобиле ВАЗ 21057 данное реле отвечает за электрический двигатель омывателя заднего стекла. |
| F2 (8/10А) | Предназначен для реле очистителя фар и лобового стекла, а также дворников ВАЗ 2107. |
| F3/4 (8А/10А) | Является резервным |
| F5 (16А/20А) | Отвечает за элемент (нагреватель) заднего стекла и соответственно за его реле, и все контакты этого узла. |
| F6 (8А/10А) | «Прикуриватель» в автомобиле ВАЗ 2107, а также розетка (штепсельная) для лампы. |
| F7 (16А/20А) | Отвечает за вентилятора охлаждающего двигатель, его двигатель, а также звуковой сигнал ВАЗ 2107 |
| F8 (8А/10А) | «Аварийка», а также прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) |
| F9 (8А/10А) | «Противотуманки». Регулятор напряжения генератора Г-222 (на некоторых автомобилях) |
| F10 (8А/10А) | Панель приборов, стояночный тормоз, электропневмоклапан карбюратора, вольтметр, уровень топлива, уровень тормозной жидкости, давления масла, «поворотники», заряд аккумулятора. |
| F11 (8А/10А) | Стоп сигналы. Освещение салона. Лампы торможения. |
| F12 (8А/10А) | Очистители фар, дальний свет (правая фара). |
| F13 (8А/10А) | Дальний свет (левая фара) и лампа сигнализатора включения дальнего света фар |
| F14 (8А/10А) | Подкапотная лампа. Освещение номерного знака. Габаритный свет (левая фара и правый задний фонарь). |
| F15 (8А/10А) | Лампа бардачка. Лампа приборов. Освещение «прикуривателя». Габаритный свет (правая фара и левый задний фонарь). |
| F16 (8А/10А) | Реле очистителя фар. Ближний свет (правая фара). |
| F17 (8А/10А) | Ближний свет (левая фара) |
| * В знаменателе значение для штыревых предохранителей | |
↑ Как заменить предохранитель в блоке и схема электрооборудования автомобиля
↑ Монтажный блок (крышка снята)
- реле включения обогрева заднего стекла (Р1);
- реле включения очистителей и омывателя фар (Р2);
- реле включения звуковых сигналов (Р3);
- реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (Р4);
- запасной предохранитель;
- реле включения дальнего света фар (Р5);
- реле включения ближнего света фар (Р6);
- предохранитель.
Монтажный блок.
Все предохранители и вспомогательные реле установлены в отдельном монтажном блоке, расположенном в моторном отсеке. Кроме того, через монтажный блок осуществляется соединение жгутов проводов моторного отсека со жгутом проводов панели приборов и с задним жгутом. Условные номера штекеров в соединительных колодках монтажного блока и схема внутренних соединений монтажного блока показаны на рисунке.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ! При ремонтных работах во избежание коротких замыканий необходимо отсоединять провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля, т.к. это может привести к перегреву проводов и к пожару.
При проверке схемы электрооборудования автомобиля не допускается замыкать на массу провода, т.к. это может привести к перегоранию токоведущих дорожек на печатных платах монтажного блока.
При снятии реле и предохранителей в монтажном блоке не допускается применять металлические отвертки, т.к. это приводит к замыканию выводов реле и перегоранию токоведущих дорожек монтажного блока.
На автомобилях могут быть установлены монтажные блоки отечественного производства или изготовленные в Словении. Последние являются неразборными и ремонту не подлежат. В случае нарушения внутренних соединений они должны заменяться новыми.
Монтажные блоки отечественного производства можно разбирать и заменять у них блок печатных плат. Допускается припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек на печатных платах, но только если для этого не требуется рассоединения печатных плат.
Расшифровка предохранителей и реле нового образца, схема, видео
В новом исполнении БП по надёжности и качеству выполнен с учётом современных технологий:
- На смену цилиндрическим предохранителям пришли плавкие вставки со штыревым контактом, которые располагают на плате блока в два ряда.
- На их корпусе нанесена величина нагрузки. Корпус плавкой вставки прозрачный и в случае перегорания контакта будет виден разрыв контакта.
- Для обслуживания, замены применяют специальный пластмассовый съёмник, который закреплён на корпусе монтажного блока. Или берут обычные пассатижи для выемки из гнезда блока.
Корпус БП так же выполнен из пластика черного цвета. Внутри располагается одна монтажная плата. Внешний вид монтажного устройства представлен на рисунке ниже. Распиновка также ниже.
Блок предохранителей ВАЗ 2107 нового образца. Фото
Расшифровка элементов
- Вентилятор печки, фонари заднего хода, лампа (контрольная), реле обогревателя стекла (заднего), электрический двигатель дворника (заднего) и заднего насоса омывателя.
- Электрический двигатель дворников лобового стекла.
- Первое резервное гнездо.
- Второе резервное гнездо.
- Питание, подающееся на обогрев заднего стекла.
- Питание розетки, а также прикуривателя и часов.
- Звуковой сигнал и радиаторный вентилятор.
- Питание поворотников в аварийном режиме.
- Питание противотуманных фар и питание бортовых элементов.
- Питание приборной панели (подсветки и лампы).
- Питание задних ламп стоп сигналов.
- Дальняя фара света (правая).
- Дальняя фара света (левая) и контрольная лампа заднего хода.
- Лампы габаритов (задний правый и передний левый), а также подсветка номерного знака и пространства под капотом.
- Питание лампы освещения бардачка и габаритные огни (правый передний и задний левый).
- Правая лампа ближнего цвета.
- Левая лампа ближнего света.
Обозначения предохранителей и реле дополнительного монтажного блока в инжекторных моделях ВАЗ 2107
В инжекторных моделях ВАЗ 2107 есть еще дополнительный блок, который устанавливается под бардачком в салоне автомобиля. Его главное назначение в контроле включения электробензонасоса, электровентилятора, также есть главного реле.
Дополнительный блок реле ваз 2107
Схема дополнительного блока реле и предохранителей ВАЗ 2107
Расшифровка дополнительного блока:
- защита силовых цепей главного реле;
- главное реле;
- защита цепи постоянного питания контроллера;
- защита цепи реле электробензонасоса;
- бензонасос;
- электровентилятор;
- диагностический разъем.
Ещё есть ряд реле, которые необходимы для обеспечения работы оборудования:
- Привод «дворников» (очистителей ветрового стекла) PC-514, располагается под приборной панелью, с водительской стороны.
Открутить два винтаВажно не ошибиться и не попутать разъемы
- Стартера 113.3747 или 90.3747-10. Место расположения — подкапотное пространство, правый брызговик.
Реле включения стартера
- Поворота, зажигания, аварийной сигнализации. Место расположения — за приборной панелью.
Снять щиток приборов и открутить гайку крепления реле
- Предохранитель противотуманок, устанавливается рядом с местом радиоприёмника, под заглушками.
Вынуть две центральные кнопкиЗаменить предохранитель
- Предохранитель очистителя фар расположен в электропроводке, непосредственно у привода очистителя.
У фары находится предохранительПроизвести замену
Для удобства обслуживания и выявления отказа работы цепей в электрооборудовании машины при неисправностях не связанных с работой предохранителей и реле применяется электрическая расширенная схема, представленная на рисунку ниже (для увеличения кликните на картинку).
Схема блока предохранителей ВАЗ 2107
Расшифровка схемы блока предохранителей
ДВОРНИКИ ВАЗ 2107
Эксплуатация автомобиля происходит в разных климатических и дорожных условиях. Для безопасного и комфортного передвижения водитель должен иметь хорошую видимость дорожной обстановки, т. е. лобовое стекло всегда должно находиться в чистоте. Стеклоочистители (дворники) лобового стекла обеспечивают его механическую очистку от загрязнений и осадков, улучшая видимость и повышая уровень безопасности. Возможные неполадки этого механизма и способы их устранения рассмотрим более детально.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Работа дворников довольно проста и состоит из следующей последовательности действий:
- Водитель выбирает необходимый режим работы стеклоочистителей подрулевым переключателем.
- Посредством моторчика весь механизм очистки ветрового стекла приводится в действие.
- Дворники движутся по стеклу влево и вправо с выбранной скоростью, очищая поверхность.
- Когда в работе механизма больше нет необходимости, подрулевой переключатель возвращается в исходное положение.
Схема включения дворников и омывателя ветрового стекла ВАЗ 2107: 1 — термобиметаллический предохранитель; 2 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 3 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 4 — монтажный блок; 5 — выключатель омывателя в трёхрычажном переключателе; 6 — переключатель очистителя в трёхрычажном переключателе; 7 — реле очистителя ветрового стекла; 8 — выключатель зажигания;
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Стеклоочиститель ветрового стекла состоит из таких основных элементов:
- механизм рычагов (трапеция);
- электромотор;
- реле;
- щётки.
ТРАПЕЦИЯ
Одним из немаловажных элементов в механизме стеклоочистителя является трапеция. Практически на всех автомобилях эта деталь одинакова, а разница заключается лишь в способах крепления, размерах и форме элементов. Функционирование трапеции состоит в передаче вращательного движения от электродвигателя к дворникам, а также в обеспечении синхронного движения последних для качественной очистки стекла. Трапеция состоит из тяг, корпуса и шарнира.
Конструкция трапеции: 1 — кривошип; 2 — короткая тяга; 3 — шарнир тяг; 4 — валики механизма стеклоочистителя; 5 — длинная тяга
МОТОРЧИК
Электродвигатель стеклоочистителей ВАЗовской «семёрке» выполнен единым узлом с редуктором и является одним из основных звеньев рассматриваемого механизма. Моторчик состоит из статора с постоянными магнитами и якоря с удлинённым валом, на конце которого нарезан винт. Назначение этого узла — обеспечивать движение щёток по ветровому стеклу. Устройство считается надёжным и выходит из строя очень редко.
РЕЛЕ ДВОРНИКОВ
На классических «Жигулях» очиститель лобового стекла имеет два режима работы — быстрый и прерывистый с интервалом 4–6 секунд. Именно для обеспечения прерывистой работы предназначено реле-прерыватель РС 514. Включение дворников с задержкой используется во время мелкого дождя, когда слишком частая работа стеклоочистителей не требуется, а при полностью выключенном механизме стекло постепенно покрывается мелкими каплями осадков и нуждается в очистке. В общую проводку изделие подключается посредством четырёхконтактного разъёма. На ВАЗ 2107 реле-прерыватель расположено с водительской стороны на левой боковине под пластиковой обшивкой.
Реле дворников обеспечивает прерывистый режим работы механизма
ЩЁТКИ
Практически на всех легковых автомобилях используется две щётки стеклоочистителей ветрового стекла. На «семёрке» с завода устанавливаются элементы длиной 33 см. Поставить можно и более длинные щётки, но на электромотор будет возлагаться большая нагрузка, что приведёт не только к более медленной работе механизма, но и к возможному выходу моторчика из строя.
На ВАЗ 2107 с завода устанавливаются щётки длиной 33 см
Замена плавких предохранителей
При выходе из строя плавкой вставки или отказе работы участка цепи можно найти и проверить состояние и исправность работы нужного предохранителя. Для этого следует:
- Открыть крышку на БП и найти порядковый номер нужного элемента защиты.
- Если не видно повреждения визуально, то следует достать плавкую вставку из гнезда платы и «прозвонить» мультиметром, измерив его сопротивление. Выполнять такую операцию следует при отключённом питании автомобиля и дополнительно требуется отсоединить клемму АКБ.
- Выполнять замену вышедшего из строя предохранителя следует на аналогичный, соответствующий указанному значению тока на корпусе или номинальному току цепи.
- Выемка вставки из гнезда платы и замена на новый из группы резервных вставок, размещённые в блоке, выполняется с помощью пинцета закреплённого на корпусе блока. При отсутствии пинцета работы выполняются небольшими пассатижами.
Нумерация, номиналы и назначение предохранителей
Каждый из предохранителей в ВАЗ 2107 может обслуживать одну или несколько электрических цепей автомобиля. В случае выхода предохранителя из строя на конкретное устройство или систему автомобиля (либо несколько) не поступает питающее напряжение. В результате этого конкретное устройство теряет неработоспособность.
Не всегда выход из строя предохранителя является причиной неисправности. Во многих случаях перегорание предохранителя является следствием неисправности узла или системы. К таким случаям относятся:
- короткое замыкание электропроводки автомобиля;
- подгорание контактов и разъемов;
- износ бензонасоса, электродвигателей приводов систем автомобиля (стеклоочистителя, вентилятора);
- неисправность электронного блока управления двигателем.
В случае отказа какой либо из систем автомобиля согласно приведенной ниже таблице и схеме расположения предохранителей определяют номер предохранителя, его расположение в блоке. Если данный предохранитель отвечает за несколько систем, следует проверить работоспособность другой системы. Если она работает корректно, скорее всего, предохранитель исправен, и проблема не в нем. После этого с помощью мультиметра или другого измерительного оборудования производят проверку работоспособности предохранителя методом измерения его сопротивления (прозвонки).
Прозвонку предохранителя следует делать только на демонтированном (вынутом) предохранителе. Сопротивление исправного предохранителя близко к нулю. В большинстве типов предохранителей нить его рабочей области видима на просвет либо находится вне корпусной части. Можно проверить предохранитель визуальным методом, однако нередки случаи ошибочного контроля, когда рабочая область имеет микротрещину.
Блок предохранителей ВАЗ 2107
Отсутствующие реле не используются или перенесены, например реле включения вентилятора охлаждения двигателя стоит на планке с дополнительными реле в салоне.
Таблица 1. Назначение предохранителей ваз 2107 (подкапотный блок):
Предохранители ваз 2107, какой за что отвечает
Замена предохранителя «противотуманок»
Исправную работу противотуманных фар обеспечивает предохранитель, который расположен отдельно от блока предохранителей. Находится он под консольной центральной панелью, рядом с кнопкой включения противотуманных фар на панели рядом с магнитолой.
Для проведения работ по проверке или замене следует выполнить следующую последовательность операций:
- Выключить питание автомобиля.
- Требуется с помощью отвертки отсоединить выключатели из консоли в том месте, где установлена магнитола, обеспечив свободный доступ.
- Вытащить пластиковую вставку на консоли отжав её отвёрткой, откроется доступ к корпусу предохранителя противотуманных фар.
- Достать корпус и провести проверку или замену плавкой вставки.
- Собрать все элементы и выключатели в обратной последовательности, убедится в работоспособности противотуманных фар.
Замена блока предохранителей, видео
Работа по замене блока предохранителей и реле выполняют только в случае невозможности ремонта.
Видео замены блока предохранителей ВАЗ 2107.

Последовательность операций следующая:
- Отсоединяется от АКБ клемма массы.
- Снимается корпус воздушного фильтра.
- Отстыковывают все жгуты, которые подходят к БП.
- Выполняется снятие полки в салоне под приборной панелью и корпус бардачка, далее отсоединяется жгут с разъёмом от блока.
- С помощью головки на 10 откручивается крепление блока и вынимается корпус вместе с уплотнителем.
Крепления блока
Откручиваем болты
- Монтируется новое устройство в обратной последовательности.
Проверка и замена реле
Очень важную роль в исправности работы системы играют реле, которые выполняют периодически операции по включению или выключению необходимых функций в автомобиле.
Электромагнитное реле состоит из катушки, на которую подаётся питание по цепи и замыкающих контактов.
Для выполнения проверки его работоспособности, следует выполнить ряд последовательных операций:
- Отключается от АКБ провод массы в автомобиле.
- Реле легко вытаскивается руками.
- Проводится визуальный осмотр контактов, очищаются от окислений, проверяется надёжность штыревых креплений.
- Проверка работоспособности выполняется с помощью подачи питания 12В на обмотку с помощью двух отрезков проводов.
- При поступлении питания должна сработать катушка и замкнуться контакты, которые можно проверить с помощью мультиметра в режиме позвонки или измерения сопротивления.
- В случае не работоспособности, следует заменить реле на новое.




