В статье рассмотрим, сколько тосола нужно заливать в карбюраторный ВАЗ 2109, а также процесс его замены и слива. Правильный уровень охлаждающей жидкости важен для поддержания оптимальной температуры двигателя, что влияет на его производительность и долговечность. Также предложим рекомендации по выбору тосола для надежной работы автомобиля в любых условиях.
ЗАМЕНА ТОСОЛА В ВАЗ 2109 — КАК ПРАВИЛЬНО
Двигатель автомобиля функционирует, постоянно генерируя значительное количество энергии и повышая свою температуру. Для обеспечения его стабильной работы были разработаны эффективные системы жидкостного охлаждения.
В рамках этой системы время от времени требуется замена охлаждающей жидкости. Именно этим мы и займемся сейчас.
Эта инструкция по замене тосола на автомобиле ВАЗ 2109 позволит вам самостоятельно выполнить эту процедуру в своем гараже, избегая поездок на сервис и лишних затрат. Визуальные материалы, такие как фото и видео, помогут вам разобраться в процессе и сделать все правильно.
Эксперты отмечают, что объем тосола в системе охлаждения ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем составляет примерно 7,5 литров. При замене охлаждающей жидкости важно учитывать, что старый тосол необходимо полностью слить, чтобы избежать смешивания с новым. Для этого рекомендуется прогреть двигатель, чтобы жидкость лучше вытекала, а затем открыть сливной кран радиатора и блок цилиндров. При выборе нового тосола стоит обратить внимание на его состав и рекомендации производителя, так как это влияет на эффективность охлаждения и защиту от коррозии. Также важно следить за состоянием системы охлаждения, чтобы избежать перегрева двигателя и продлить срок службы автомобиля.

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ЗАМЕНУ ТОСОЛА?
Итак:
- Этот вопрос нельзя игнорировать ни в коем случае. Если тосол окажется непригодным, двигатель не сможет эффективно охлаждаться.
- При недостаточном охлаждении двигателя могут возникнуть проблемы с системой охлаждения, что приведет к необходимости замены некоторых деталей.
- В худшем случае двигатель может перегреться, и это не сулит ничего хорошего ни вам, ни вашему автомобилю.
- Следовательно, двигатель должен быть хорошо охлажден, особенно в зимний период. Именно зимой чаще всего возникают проблемы с системой охлаждения.
- Учитывая этот факт, лучше подготовиться заранее. Осенью стоит заменить тосол.
- Рекомендуется менять тосол каждый год осенью, перед зимой. Также следует заменить поврежденные или изношенные элементы системы охлаждения двигателя автомобиля.
Обратите внимание! Особенно важно ежегодно менять тосол на старых автомобилях, так как в них выше вероятность загрязнения ржавчиной радиатора и других компонентов системы охлаждения.
- Кроме того, если вы обнаружили ржавый тосол в системе охлаждения автомобиля, крайне важно промыть систему. Об этом будет сказано позже.
| Параметр | Рекомендации | Примечания |
|---|---|---|
| Объем системы охлаждения | 7.8 — 8.0 литров | Включает радиатор, двигатель, расширительный бачок, патрубки. |
| Тип охлаждающей жидкости | Антифриз G11 (синий/зеленый) | Тосол — устаревшее название, по сути тот же G11. |
| Периодичность замены | Каждые 2-3 года или 40-60 тыс. км пробега | Зависит от качества антифриза и условий эксплуатации. |
| Процедура слива | 1. Открыть кран отопителя. 2. Открутить пробку радиатора. 3. Открутить пробку на блоке цилиндров. | Проводить на холодном двигателе. Подставить емкость. |
| Процедура заливки | 1. Закрутить все пробки. 2. Заливать медленно, чтобы избежать воздушных пробок. 3. Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры, долить до уровня. | Следить за уровнем в расширительном бачке. |
| Выбор производителя | Felix, Sintec, Nord, Luxe | Отдавать предпочтение проверенным брендам. |
| Концентрация | Готовый к применению раствор или концентрат (разбавлять дистиллированной водой) | Соблюдать пропорции, указанные производителем. |
| Признаки необходимости замены | Изменение цвета (помутнение, ржавчина), появление осадка, снижение эффективности охлаждения. | Регулярно проверять состояние жидкости. |
| Воздушные пробки | Могут привести к перегреву двигателя. Устраняются путем «прогазовки» и доливки жидкости. | После замены обязательно выгнать воздух из системы. |
| Смешивание разных типов | Не рекомендуется смешивать антифризы разных типов (G11, G12, G12+, G13). | Может привести к образованию осадка и потере свойств. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тосоле в ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем:
-
Объем системы охлаждения: ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем имеет объем системы охлаждения около 7-8 литров. Это включает радиатор, блок двигателя и другие компоненты. При замене тосола важно учитывать этот объем, чтобы избежать недостатка или избытка жидкости.
-
Выбор тосола: Для ВАЗ 2109 рекомендуется использовать тосол, соответствующий стандартам ГОСТ, который обеспечивает защиту от коррозии и замерзания. Важно выбирать тосол с учетом климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Например, в холодных регионах лучше использовать тосол с более низкой температурой замерзания.
-
Процесс слива и замены: При сливе тосола важно не только слить старую жидкость, но и промыть систему охлаждения. Это поможет удалить отложения и ржавчину, которые могут привести к перегреву двигателя. Рекомендуется использовать специальный промывочный состав, а затем залить новый тосол, следя за уровнем и состоянием жидкости в системе.

ЧТО ВЫБРАТЬ?
Многие автолюбители часто задаются вопросом, какую охлаждающую жидкость выбрать – тосол или антифриз? Давайте без углубления в сложные детали попробуем разобраться в этом вопросе.
Тосол
- Все охлаждающие жидкости, по сути, являются антифризами, и тосол не является исключением.
- Тосол – это название одного из видов антифриза, который был разработан для наших условий, автомобилей и климата.
- В плане эксплуатационных характеристик тосол значительно уступает многим другим антифризам.
- Стоимость тосола значительно ниже, чем у других охлаждающих жидкостей.
- Тосол чаще всего используется в автомобилях отечественного производства.
Антифриз
- В мире существует огромное количество антифризов, которые различаются по составу, основным компонентам, цвету и другим параметрам.
- Разные антифризы содержат специальные добавки, которые помогают лучше обслуживать систему охлаждения автомобиля и продлевают срок службы самой жидкости.
- Антифриз стоит дороже, чем тосол, но его использование также довольно распространено.
Вывод
Итак, что выбрать – тосол или антифриз?
- По качеству, безусловно, антифриз является лучшим вариантом.
- Однако тосол оказывается более практичным по нескольким причинам.
- Он был специально создан для нашего климата и автомобилей.
- Тосол можно встретить почти в каждом отечественном автомобиле, который проезжает мимо вас.
- Это может оказаться полезным в случае поломки на дороге.
- Тосола вполне достаточно для нормальной работы автомобиля и эффективного функционирования системы охлаждения.
Таким образом, использование тосола оказывается более практичным и экономичным решением, что также имеет большое значение.
МЕНЯЕМ ТОСОЛ САМИ
Как самостоятельно заменить тосол на ВАЗ 2109? Ответ на этот вопрос будет представлен ниже. Обратите внимание на важные моменты.
Важно! Прежде чем приступать к замене тосола, убедитесь, что все элементы системы охлаждения вашего автомобиля находятся в исправном состоянии и не требуют ремонта. Если есть поврежденные детали, сначала необходимо их отремонтировать или заменить, а затем (или одновременно) произвести замену охлаждающей жидкости.
Необходимые инструменты и материалы
Что потребуется для того, чтобы замена тосола на ВАЗ 2109 прошла быстро и без лишних усилий?
Подготовьте заранее следующее:
- Тосол или антифриз – 8 литров
- Емкость для слива (достаточно большая, чтобы поместилась под автомобилем)
- Головка на 13, удлинитель и трещотка
- Либо ключ на 13 (рожковый или накидной)
- Ключ на 8
- Ключ на 10
- Отвертка
- Лейка
Все готово? Можно начинать работу.

Слив тосола
Теперь приступаем к сливу тосола. Имейте в виду, что лучше всего проводить ремонт автомобиля на смотровой яме или эстакаде.
Также можно использовать подъемник, но это довольно редкое явление в гаражах.
Совет! Не забывайте, что замену тосола следует производить на холодном двигателе. Ни в коем случае не заливайте новый холодный тосол, если автомобиль только что заехал в гараж и еще не успел остыть. Это может привести к трещинам в блоке цилиндров.
- Итак, наш ВАЗ 2109 находится на яме и готов к сливу тосола.
- Прежде чем начать, возьмите ключ на 10 и обязательно отключите минусовую клемму аккумулятора, чтобы избежать короткого замыкания во время слива тосола и не заниматься потом ремонтом электрики.
- Под машину поставьте заранее подготовленную емкость для тосола, объем которой должен составлять около 10 литров.
- Снимите крышку с расширительного бачка системы охлаждения.
- Используя головку на 13 или ключ на 13, открутите сливную пробку с блока цилиндров.
Внимание! Держите пробку, чтобы напор охлаждающей жидкости не снес ее и вы не потеряли.
- После того как весь тосол стечет, закрутите пробку обратно.
- Далее необходимо слить тосол с радиатора системы охлаждения.
- Для этого открутите пластиковую пробку, и жидкость также стечет в емкость для тосола, стоящую под автомобилем.
- Закрутите пробку обратно – она легко закручивается и откручивается вручную, без дополнительных инструментов.
Первый этап замены тосола в ВАЗ 2109 завершен – тосол успешно слит. Продолжаем!
Промывка системы охлаждения
Промывка системы охлаждения необходима в некоторых ситуациях. Одним из таких случаев является наличие ржавого слитого антифриза. Это свидетельствует о загрязнении системы, и новый тосол не сможет долго сохранять свои свойства – он быстро потеряет эффективность.
Итак:
- Для промывки используются два типа средств: специализированная промывка для системы охлаждения или обычная вода (предпочтительно дистиллированная, но в крайнем случае можно использовать и обычную).
- Промывочная жидкость заливается в систему охлаждения через горловину расширительного бачка.
- Затем запускается двигатель, и автомобиль работает на низких оборотах в течение десяти минут.
- После этого двигатель глушится, и процесс слива охлаждающей жидкости повторяется, как было описано ранее.
- Процедура промывки продолжается до тех пор, пока слитая жидкость не станет более-менее прозрачной или согласно рекомендациям к использованной промывке.
После завершения промывки можно переходить к заливу нового тосола. Стоит отметить, что промывка не является обязательным этапом при замене тосола на ВАЗ 2109 и других автомобилях.
Заливка тосола
Итак:
- Возьмите лейку и вставьте её в горловину расширительного бачка для удобства.
- Убедитесь, что все пробки надежно закручены.
- Не забывайте – важно, чтобы система охлаждения была в исправном состоянии.
- Постепенно начинайте заливать тосол.
- После того как система полностью заполнится, доведите уровень тосола в расширительном бачке до половины.
Теперь наступает самый важный этап всей процедуры. Необходимо удалить воздух из системы охлаждения.
Вот как это сделать наиболее эффективно:
- Первым делом займитесь верхним патрубком охлаждения. Как известно, воздух в жидкости поднимается вверх, поэтому он скапливается именно в верхнем патрубке. Чтобы извлечь его оттуда, несколько раз сожмите патрубок рукой, пока не почувствуете, что он заполнен жидкостью.
- Далее следует прокачка системы охлаждения. Это делается следующим образом.
- С помощью отвертки или ключа на 8 открутите хомут, который крепит шланг обратного потока к расширительному бачку (это и есть обратка).
- Затем закройте пальцем штуцер, на который надевается обратка, чтобы предотвратить выход воздуха.
- Теперь самое интересное – нужно дуть в расширительный бачок. Прижмите область лица вокруг рта к заливной горловине и начинайте выдувать воздух.
- Это создаст давление – охлаждающая жидкость из расширительного бачка начнет поступать в систему охлаждения, а воздух выйдет из обратки.
- Прекратите эту процедуру, когда из обратки начнет течь охлаждающая жидкость.
- Не забудьте надеть и закрепить хомутом обратку к расширительному бачку.
- Также подключите обратно клемму аккумулятора и закрутите пробку расширительного бачка.
Завершение процесса
И в завершение, давайте проверим, как функционирует система охлаждения:
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на средних оборотах некоторое время.
- По мере нагрева охлаждающей жидкости, что можно увидеть на приборной панели, из обратной линии в расширительный бачок начнет поступать тосол.
- Выходящая жидкость свидетельствует о том, что система работает исправно и замена тосола в ВАЗ 2109 прошла успешно.
- Не забудьте также проверить работу термостата, датчика температуры и вентилятора охлаждения.
- При повышении температуры термостат должен открываться, что можно определить по теплой нижней части устройства.
- Обратите внимание на включение и отключение вентилятора охлаждения – это указывает на правильную работу датчика и вентилятора.
Теперь вы обладаете знаниями о том, как заменить тосол в ВАЗ 2109. После выполнения всех этих шагов и проверок можно смело отправляться в путь. Удачи на дороге!
Проверка уровня и состояния тосола после замены
После замены тосола в автомобиле ВАЗ 2109 карбюратор, важно не только правильно залить новый антифриз, но и регулярно проверять его уровень и состояние. Это поможет избежать перегрева двигателя и других проблем, связанных с охлаждением.
Первым шагом в проверке уровня тосола является осмотр расширительного бачка. Он обычно расположен в моторном отсеке и имеет прозрачные стенки, что позволяет визуально оценить уровень жидкости. Уровень тосола должен находиться между отметками «MIN» и «MAX». Если уровень ниже минимальной отметки, это может свидетельствовать о наличии утечек или о том, что жидкость испарилась.
Для более точной проверки уровня тосола, рекомендуется использовать щуп, если он предусмотрен конструкцией вашего автомобиля. Важно проверять уровень тосола на холодном двигателе, так как при нагреве жидкость расширяется и уровень может показаться выше нормы.
Кроме проверки уровня, необходимо также оценить состояние тосола. Обратите внимание на цвет и прозрачность жидкости. Новый тосол обычно имеет яркий цвет (зеленый, красный или синий, в зависимости от марки), а со временем он может потемнеть и стать мутным. Это может указывать на загрязнение или наличие в жидкости продуктов коррозии, что требует немедленной замены.
Также стоит обратить внимание на наличие осадка на дне расширительного бачка. Если вы заметили осадок, это может быть признаком того, что тосол потерял свои свойства и нуждается в замене. Кроме того, если вы обнаружили масляные пятна на поверхности тосола, это может указывать на проблемы с прокладками или другими компонентами системы охлаждения.
Регулярная проверка уровня и состояния тосола поможет поддерживать ваш ВАЗ 2109 в хорошем состоянии и предотвратить серьезные поломки. Рекомендуется проводить такие проверки не реже одного раза в месяц, а также перед длительными поездками.
Если уровень тосола постоянно падает, необходимо провести диагностику системы охлаждения на предмет утечек. Это может включать проверку радиатора, шлангов, помпы и других компонентов. В случае обнаружения утечек, их следует устранить как можно скорее, чтобы избежать перегрева двигателя и других серьезных последствий.
Вопрос-ответ
Какой объем тосола необходим для ВАЗ 2109 с карбюратором?
Для ВАЗ 2109 с карбюратором требуется около 6-7 литров тосола, в зависимости от состояния системы охлаждения и наличия дополнительных компонентов, таких как радиатор и расширительный бачок.
Как правильно слить тосол с ВАЗ 2109?
Чтобы слить тосол, необходимо сначала отключить двигатель и дождаться его остывания. Затем откройте кран радиатора и сливной кран на блоке цилиндров, если он имеется. Убедитесь, что под автомобилем стоит емкость для сбора жидкости, чтобы избежать загрязнения окружающей среды.
Какой тосол лучше выбрать для замены в ВАЗ 2109?
Для замены рекомендуется использовать тосол, соответствующий стандартам ГОСТ, например, тосол А-40 или А-65. Также можно рассмотреть современные антифризы, которые обеспечивают лучшую защиту от коррозии и замерзания, но обязательно проверьте совместимость с материалами системы охлаждения вашего автомобиля.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой тосола обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего автомобиля. Для ВАЗ 2109 карбюратор требуется использовать охлаждающую жидкость, соответствующую стандартам, указанным в инструкции по эксплуатации.
СОВЕТ №2
При сливе тосола используйте специальный контейнер для сбора жидкости, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. Убедитесь, что старый тосол утилизирован в соответствии с местными нормами и правилами.
СОВЕТ №3
При заливке нового тосола следите за уровнем жидкости в расширительном бачке. После замены рекомендуется несколько раз прокачать систему охлаждения, чтобы удалить воздух и обеспечить равномерное распределение тосола.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте уровень тосола и его состояние. Если вы заметили изменения цвета или появление осадка, это может свидетельствовать о необходимости замены жидкости или о проблемах в системе охлаждения.




