ВАЗ 2115 – надежный и простой в обслуживании автомобиль, который, несмотря на возраст, продолжает пользоваться популярностью. Однако он может сталкиваться с проблемами, одной из которых является неэффективная работа печки. В этой статье рассмотрим основные причины, по которым печка ВАЗ 2115 может не греть, и предложим практические рекомендации по их устранению. Эта информация поможет владельцам обеспечить комфорт в салоне, особенно в холодное время года.
Диагностика неисправностей и ремонт печки ВАЗ 2114/15 своими руками
Система обогрева в каждом автомобиле предназначена для формирования и поддержания комфортной температуры в салоне. Отопитель ВАЗ 2114/15 отличается высокой надежностью. Однако время от времени ему необходимо проводить обслуживание и ремонт. Все эти работы можно выполнить своими силами.
Согласно мнению экспертов, причиной плохого прогрева печки в ВАЗ 2115 может быть несколько факторов. Во-первых, стоит обратить внимание на уровень охлаждающей жидкости в системе. Недостаток антифриза может привести к тому, что теплообменник не будет получать достаточное количество тепла. Во-вторых, стоит проверить термостат: если он заедает в открытом положении, двигатель не будет нагреваться до нужной температуры, что также скажется на работе печки.
Кроме того, специалисты рекомендуют осмотреть радиатор печки на наличие засоров. Со временем в нем может скапливаться грязь и отложения, что препятствует нормальному потоку жидкости. Наконец, не стоит забывать о состоянии вентиляторов и их работе. Если они не функционируют должным образом, теплый воздух просто не будет поступать в салон. Таким образом, для устранения проблемы необходимо провести комплексную диагностику системы отопления.
Устройство и принцип действия печки ВАЗ 2114/15
Система отопления автомобилей ВАЗ 2114 и 2115 предназначена для обогрева воздуха, который попадает в салон. Конструкция этой системы одинакова как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей. Нагретая охлаждающая жидкость (ОЖ), циркулирующая в двигателе, поступает в радиатор отопителя, который обдувается вентилятором. В результате образуется поток теплого воздуха, который через воздуховоды направляется в салон. Интенсивность и направление этого воздушного потока можно регулировать с помощью дефлекторов и заслонок. Система отопления в моделях ВАЗ 2114 и 2115 предлагает несколько режимов работы.
| Проблема | Возможная причина | Решение |
|---|---|---|
| Печка не греет совсем | Низкий уровень антифриза | Долить антифриз до нужного уровня |
| Завоздушивание системы охлаждения | Выгнать воздушную пробку (например, приподняв переднюю часть автомобиля и прогазовав) | |
| Неисправен термостат | Заменить термостат | |
| Забитый радиатор печки | Промыть или заменить радиатор печки | |
| Неисправен кран печки | Заменить кран печки | |
| Неисправен вентилятор печки | Проверить предохранитель, проводку, заменить вентилятор | |
| Неисправен блок управления отопителем | Диагностика и ремонт/замена блока | |
| Печка греет слабо | Частично забитый радиатор печки | Промыть радиатор печки |
| Недостаточная циркуляция антифриза | Проверить помпу, наличие воздушных пробок | |
| Неправильная работа термостата (открыт постоянно) | Заменить термостат | |
| Неисправен привод заслонки «тепло-холод» | Проверить тросик или электропривод заслонки | |
| Утечка воздуха из воздуховодов | Проверить герметичность воздуховодов, устранить утечки | |
| Воздух из печки холодный, двигатель горячий | Завоздушивание системы охлаждения | Выгнать воздушную пробку |
| Неисправен кран печки (не открывается) | Заменить кран печки | |
| Забитый радиатор печки | Промыть или заменить радиатор печки | |
| Неисправен термостат (заклинил в закрытом положении) | Заменить термостат | |
| Печка греет только на высоких оборотах двигателя | Низкий уровень антифриза | Долить антифриз |
| Частичное завоздушивание системы охлаждения | Выгнать воздушную пробку | |
| Недостаточная производительность помпы | Проверить помпу, возможно, требуется замена |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемой «ВАЗ 2115 печка не греет»:
-
Термостат и его влияние: ВАЗ 2115, как и многие другие автомобили, имеет термостат, который регулирует поток охлаждающей жидкости. Если термостат застрял в открытом положении, двигатель не будет достигать рабочей температуры, что приведет к недостаточному прогреву печки. Это может быть одной из основных причин, почему печка не греет.
-
Воздушные пробки: В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, которые препятствуют нормальному циркулированию охлаждающей жидкости. Это может произойти после замены антифриза или ремонта системы. Устранение воздушных пробок часто помогает восстановить работу печки.
-
Клапан отопителя: В ВАЗ 2115 установлен клапан отопителя, который регулирует подачу горячей охлаждающей жидкости в радиатор печки. Если этот клапан заедает или выходит из строя, это может привести к тому, что печка не будет греть. Проверка и замена клапана может решить проблему.
Эти факты могут помочь владельцам ВАЗ 2115 лучше понять возможные причины неисправности печки и способы их устранения.
Устройство печки
Печка автомобиля ВАЗ 2114/15 включает в себя следующие компоненты:
- Вентилятор.
- Заслонка для обдува лобового стекла.
- Распределительная заслонка, которая регулирует потоки воздуха к центральным и боковым дефлекторам, а также в нижнюю и верхнюю зоны салона.
- Управляющая заслонка.
- Радиатор отопителя.
- Воздуховод, который направляет поток воздуха к ногам пассажиров.
- Внутренний воздуховод.
Предохранитель печки и причины его выхода из строя
Часто причиной неисправностей различных узлов и систем автомобиля становится сгоревший предохранитель. Печка не является исключением. Если предохранитель системы отопления с номиналом 30А выходит из строя, это приводит к остановке электродвигателя вентилятора, и воздух перестает поступать в салон. В такой ситуации необходимо найти элемент с маркировкой F7 в блоке предохранителей и заменить его. Новый предохранитель также должен иметь номинал 30А. Если после замены вентилятор не заработал, стоит искать причину неисправности в других компонентах.
Определить, что именно предохранитель перегорел, бывает довольно сложно. Он может выйти из строя из-за короткого замыкания в проводке, неисправности электродвигателя, сильного загрязнения фильтра салона и в ряде других случаев. Проблема заключается в том, что предохранитель F7 одновременно отвечает за электрическую цепь обогрева заднего стекла, прикуриватель, подсветку бардачка и электродвигатель омывателя фар. При его выходе из строя все эти узлы перестанут функционировать.
Расположение реле системы отопления
Одной из причин, по которой печка может перестать функционировать, является реле, которое со временем изнашивается. Это устройство не подлежит ремонту и требует замены на новое. Реле находится под панелью приборов в блоке предохранителей.
Переключатель режимов печки
Переключатель режимов или терморегулятор отопителя располагается на центральной консоли, и для его ремонта или замены потребуется снять эту консоль. Если переключатель выходит из строя, это приводит к неработоспособности электродвигателя вентилятора.
Диагностика неисправностей системы отопления
Системы отопления могут проявлять неисправности через ряд характерных признаков:
- вентилятор не функционирует;
- в салон поступает холодный воздух;
- заслонка не работает;
- наблюдаются утечки охлаждающей жидкости;
- печка издает необычные звуки (свист, гул, журчание);
- из воздуховодов отопителя выходит пар или дым.
Почему печка не работает или не нагревает воздух
Если отопительное устройство перестало функционировать, оно может либо полностью не работать, либо работать, но не прогревать воздух. В первом случае необходимо начать с проверки электропроводки вентилятора, начиная с предохранителя F7. Если предохранитель сгорел, его следует заменить. Далее проверяется реле, которое может не срабатывать с первого раза или функционировать только при прогретом двигателе. В таком случае реле заменяют на новое.
После этого нужно проверить работоспособность электродвигателя. Для этого к его контактам подают питание напрямую от аккумулятора. Если электродвигатель запускается на максимальных оборотах, значит, он исправен. В противном случае потребуется его ремонт или замена.
Регулировка силы воздушного потока осуществляется с помощью резистора, который имеет две спирали с сопротивлениями 0,82 Ом и 0,23 Ом. В первом режиме ток проходит через обе спирали, во втором — только через спираль с сопротивлением 0,23 Ом, а в третьем — минуя спирали, то есть без сопротивления. Если резистор неисправен, вентилятор будет функционировать только в третьем режиме на максимальной скорости (при рукоятке в крайнем правом положении). Проблему можно решить, заменив резистор, который находится с водительской стороны над педалью акселератора.
Если в салон поступает холодный воздух, возможные причины могут быть следующими:
- Воздушная пробка. Она может возникнуть при замене охлаждающей жидкости, разгерметизации системы или недостаточном количестве жидкости в системе. Для устранения пробки необходимо снять патрубок радиатора печки, с помощью воронки долить тосол до максимального уровня и вернуть шланг на место. После запуска двигателя охлаждающая жидкость под давлением вытеснит остатки воздуха из системы.
- Заклинивание крана печки. Это может произойти, если кран не был полностью открыт изначально, и на внутренней поверхности образовались окислы или накипь, мешающие нормальной циркуляции жидкости. Кран можно попытаться открыть с помощью плоскогубцев или сразу заменить на новый.
- Засорение радиатора печки. При использовании некачественной охлаждающей жидкости соты радиатора могут забиться. Проблему можно решить промывкой или заменой теплообменника, в зависимости от степени загрязнения.
- Установка некачественного радиатора. В дефектном изделии соты могут быть неправильно спаяны. В этом случае радиатор следует заменить.
- Низкое давление в системе охлаждения. Если на повышенных оборотах теплоотдача увеличивается, необходимо заменить помпу.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Нужно проверить уровень и при необходимости долить антифриз.
- Повреждение крыльчатки вентилятора печки. Крыльчатку следует тщательно осмотреть, и при наличии механических повреждений заменить.
- Загрязнение фильтра салона. При сильном загрязнении мощности электродвигателя может не хватить для нагнетания теплого воздуха в салон. Фильтр нужно заменить на новый.
- Повреждение прокладки головки блока цилиндров. Если прокладка пробита, из выхлопной трубы будет идти белый дым. Проблему решают заменой прокладки с демонтажом головки блока цилиндров.
Не работают заслонки печки
Распределение воздушных потоков в салоне автомобиля осуществляется с помощью заслонок, которые управляются тросиками. Если эти тросики выходят из строя, возникают трудности с направлением воздуха на лобовое стекло или в область ног. Кроме того, может нарушиться работа заслонки, отвечающей за поступление воздуха с улицы. В таких случаях требуется корректировка приводов заслонок.
Подобные проблемы могут возникнуть даже у новых автомобилей. Из нижних, верхних и боковых дефлекторов начинает поступать слегка тёплый воздух, в то время как из центральной консоли — горячий. Это часто связано с недостаточным качеством сборки. В местах соединения воздуховодов и заслонок могут оставаться щели, что приводит к тому, что тёплый воздух поступает только из центральной консоли, вызывая обогрев панели изнутри.
Тросик привода всегда находится в натянутом состоянии. Со временем он может перегибаться, ломаться или растягиваться. В таких случаях необходимо провести регулировку привода заслонок, следуя следующему алгоритму:
- В печке необходимо найти скобу, которая удерживает оболочку тросика на корпусе отопителя.
- Нужно отвести на себя рычажок из оцинкованного металла, расположенный с левой стороны. Это положение соответствует максимальному открытию заслонки.
- Далее следует подтянуть и отрегулировать длину троса. Длинный рычажок на блоке рычагов в крайнем правом положении должен полностью открывать заслонку.
- После завершения регулировки тросик надежно фиксируется.
Видео: ремонт печки на примере ВАЗ 2114

Почему из печки течёт антифриз
Утечка охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе отопления может возникать по следующим причинам:
- радиатор печки;
- кран печки;
- патрубки печки.
Если утечка происходит из радиатора, его, как правило, заменяют на новый. Восстановление герметичности радиатора часто оказывается сложным и трудоемким процессом. Кроме того, если радиатор использовался длительное время, его трубки могут забиваться отложениями и грязью, что приводит к снижению теплоотдачи.
Кран отвечает за открытие и закрытие подачи ОЖ в радиатор, регулируя тем самым температуру в салоне автомобиля. Со временем он может начать подтекать, что проявляется в характерном запахе тосола в салоне, образовании лужи на полу со стороны пассажирского сиденья и снижении уровня ОЖ в расширительном бачке. К сожалению, кран не подлежит ремонту, и в таких случаях его необходимо полностью заменить.
Если радиатор печки начал протекать, его обычно заменяют на новый. Утечка ОЖ из патрубков чаще всего связана с их износом — резина со временем стареет и трескается. При диагностике проблемы рекомендуется протереть предполагаемые места течи ветошью и внимательно следить за подводящими и отводящими патрубками на прогретом двигателе. Изношенные шланги всегда заменяются на новые.
Печка издаёт гул, свист, журчание
Необычные звуки, такие как свист, гул или журчание, исходящие от отопительного устройства, чаще всего указывают на проблемы с электродвигателем. Причинами могут быть недостаток смазки, загрязнения или износ подшипников и втулок, что приводит к появлению свиста. В этом случае моторчик нужно снять, разобрать и очистить, а также смазать детали, которые трутся друг о друга. Если подшипники сильно изношены, то вместо свиста может возникать гул. В такой ситуации простая смазка не поможет, и потребуется замена электродвигателя.
Из печки идёт пар
Иногда из системы отопления начинает выделяться пар. Это может быть связано с утечкой в радиаторе отопителя. Протекающая охлаждающая жидкость попадает на раскалённый корпус радиатора, быстро испаряется, и в салоне появляется характерный запах антифриза. Для решения этой проблемы необходимо разобрать печку и заменить теплообменник.
В некоторых случаях белый пар может выходить из-под капота и проникать в салон автомобиля. Это происходит, когда охлаждающая жидкость попадает на горячие поверхности коллектора или выхлопной системы. В такой ситуации нужно обнаружить место утечки и устранить её. Чаще всего виноваты повреждённые патрубки.
Как разобрать печку ВАЗ 2114/15
Печка на автомобилях ВАЗ 2114 и 2115 находится в труднодоступном месте. Для того чтобы её снять и разобрать, вам понадобятся:
- Крестообразная и шлицевая отвертки с короткими и длинными ручками или шуруповёрт;
- Набор гаечных ключей;
- Ёмкость и резиновый шланг для слива охлаждающей жидкости;
- Ветошь и кусок клеёнки.
Демонтаж радиатора печки
Демонтаж радиатора отопителя выполняется по следующему алгоритму:
- На холодном двигателе необходимо слить охлаждающую жидкость.
- Откручивается саморез, который находится за пластиковой заглушкой.
-
Убирается бардачок. Для этого сначала снимается его нижняя часть, затем крышка с лампочкой. После этого откручиваются шесть саморезов, крепящих верхнюю часть. Немного нажав и повернув, верх бардачка опускается и извлекается.
-
Отворачиваются саморезы, фиксирующие щиток приборов.
-
Откручиваются крепления и снимается пластиковый кожух рулевой колонки.
-
Из гнезда прикуривателя вынимается штекер, а также отсоединяются разъёмы питания магнитолы. Магнитола извлекается из своего места.
-
Выкручиваются саморезы с правой и левой сторон консоли.
-
Снимаются ручки регулировки заслонок и переключатель режимов работы печки.
-
На консоли отсоединяются разъёмы, мешающие её полному демонтажу. Разъёмы маркируются для удобства последующей сборки.
- Отсоединяется колодка подсветки пепельницы.
-
Выкручиваются два самореза от диагностического разъёма, после чего снимается центральная консоль.
-
С обеих сторон откручиваются саморезы, фиксирующие металлическую основу.
-
Отворачиваются крепления торпедо.
-
В центре выкручиваются четыре шурупа, удерживающие металлическую конструкцию.
-
Извлекается электронный блок управления, который находится под консолью.
-
Для обеспечения доступа к печке торпедо приподнимается с помощью домкрата.
- Чтобы избежать вытекания тосола на пол, под патрубки отопителя подстилается клеёнка и ветошь.
-
Ослабив хомуты, крепящие патрубки радиатора, аккуратно стягиваются шланги.
-
Остатки охлаждающей жидкости сливаются из радиатора в заранее подготовленную ёмкость.
- Радиатор отопителя извлекается из своего посадочного места.
Замена и подключение печки
Монтаж нового радиатора отопителя осуществляется в обратной последовательности. При подключении резинок шлангов рекомендуется использовать герметик для повышения надежности соединений. При подключении электрических разъемов важно ориентироваться на маркировку, которую вы сделали во время разборки.
После завершения сборки системы необходимо залить охлаждающую жидкость. Чтобы избежать образования воздушной пробки, следует ослабить хомут и снять шланг с дроссельного узла. Антифриз нужно аккуратно заливать в расширительный бачок, внимательно следя за отсоединённым шлангом. Как только из него начнет вытекать охлаждающая жидкость, шланг нужно вернуть на место и надежно затянуть хомут. Если все этапы выполнены корректно, работа отопителя будет безупречной.
При установке нового радиатора отопителя рекомендуется предварительно обработать патрубки герметиком.
Видео: демонтаж печки ВАЗ 2114

Ремонт электродвигателя вентилятора
В случае поломки электродвигателя, первым делом его необходимо демонтировать, а затем решить, стоит ли проводить ремонт. Важно тщательно проверить состояние щёток, якоря и обмоток, а также удостовериться в целостности изоляции проводов. Место контакта щёток с якорем можно обработать нулевой наждачной бумагой для улучшения контакта. Не забудьте обратить внимание на втулки и подшипники — очистите их от загрязнений и нанесите смазку, например, «Литол». Все детали, на которых видны признаки износа, обязательно нужно заменить.
Ремонт радиатора печки
Чаще всего, когда обнаруживаются механические повреждения радиатора отопителя, владельцы автомобилей предпочитают заменить его новым. Тем не менее, некоторые автовладельцы пытаются восстановить трещины и отверстия с помощью пайки. Медные радиаторы легче поддаются этому процессу, и их восстановление значительно проще, чем у алюминиевых. Для ремонта алюминиевого теплообменника потребуется специальный флюс и припой для лужения, а также мощный паяльник. Сначала поврежденный участок очищается от загрязнений и обезжиривается. Затем на него с помощью паяльника наносят флюс и припой. После завершения пайки рекомендуется провести проверку радиатора под давлением, чтобы убедиться в отсутствии утечек.
Чистка и промывка радиатора печки ВАЗ 2114/15
Увеличить эффективность работы отопителя можно, проведя очистку и промывку радиатора. Эту процедуру можно осуществить как без снятия радиатора, так и с его демонтажем. В первом варианте необходимо отсоединить подводящие и отводящие патрубки от отопителя и залить в него специальный раствор для промывки. В качестве такого раствора можно использовать лимонную кислоту или чистящие средства для сантехники, такие как «Крот». После этого радиатор промывают под проточной водой и заполняют охлаждающей жидкостью.
Для более тщательной очистки радиатора рекомендуется снять его с автомобиля. Это позволит не только промыть внутренние каналы, но и очистить внешнюю поверхность, удалив загрязнения между сотами. Обычно промывку проводят с помощью проточной воды.
Если после выполнения этих действий отопитель не стал работать лучше, возможно, потребуется заменить радиатор.
Видео: промывка радиатора печки
Таким образом, выявить неисправность и установить причину недостаточного обогрева салона ВАЗ 2114/15 можно без особых трудностей. Проведение ремонта и замена отдельных компонентов системы отопления также не составляют значительной сложности. Важно лишь строго следовать рекомендациям профессионалов.

Проверка и замена термостата
Термостат является ключевым элементом системы охлаждения и отопления автомобиля. Его основная функция заключается в регулировании температуры охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, влияет на работу печки. Если печка в ВАЗ 2115 не греет, одной из первых причин может быть неисправность термостата.
Для начала, необходимо проверить, как работает термостат. Это можно сделать следующим образом:
- Проверка температуры двигателя: Запустите двигатель и дайте ему поработать до достижения рабочей температуры. При этом следите за показаниями температуры на приборной панели. Если стрелка не поднимается до нормального уровня, это может указывать на неисправный термостат.
- Проверка патрубков: После прогрева двигателя аккуратно потрогайте верхний и нижний патрубки радиатора. Если верхний патрубок горячий, а нижний остается холодным, это может свидетельствовать о том, что термостат не открывается и охлаждающая жидкость не циркулирует должным образом.
- Проверка на утечки: Осмотрите место установки термостата на наличие утечек охлаждающей жидкости. Если есть следы жидкости, это может указывать на повреждение прокладки или самого термостата.
Если вы пришли к выводу, что термостат неисправен, его необходимо заменить. Процесс замены термостата на ВАЗ 2115 включает в себя следующие шаги:
- Подготовка: Перед началом работы убедитесь, что двигатель остыл. Также подготовьте необходимые инструменты: ключи, отвертки, новую прокладку и термостат.
- Слив охлаждающей жидкости: Слейте охлаждающую жидкость из системы. Для этого откройте кран радиатора и дайте жидкости стечь в подготовленную емкость.
- Снятие термостата: Найдите термостат, который обычно расположен в корпусе термостата, соединяющем блок цилиндров и радиатор. Открутите болты крепления и аккуратно снимите корпус, извлекая старый термостат.
- Установка нового термостата: Установите новый термостат на место, предварительно проверив, чтобы прокладка была целой и правильно установлена. Закрепите корпус термостата болтами, соблюдая рекомендованный момент затяжки.
- Заполнение системы: Заполните систему охлаждающей жидкости, следя за тем, чтобы не было пузырьков воздуха. После этого запустите двигатель и проверьте работу печки.
После замены термостата важно следить за его работой в течение нескольких дней. Если печка продолжает не греть, стоит обратиться к специалисту для дальнейшей диагностики системы отопления.
Вопрос-ответ
Почему печка дует холодным на ВАЗ 2115?
Несколько возможных причин, по которым на ВАЗ 2115 печка дует холодным воздухом на холостых оборотах: низкий уровень охлаждающей жидкости. Нужно проверить уровень антифриза и при необходимости долить жидкость до нормы.
Почему печка работает, но не греет?
Есть несколько основных причин плохой работы печки: это загрязнение радиатора печки и всей системы охлаждения, неисправный термостат, завоздушивание радиатора печки, забит салонный фильтр, плохая работа помпы системы охлаждения.
Какой предохранитель на ВАЗ 2115 отвечает за печку?
F7 (30А) — один из самых нагруженных. Отвечает за прикуриватель, печку, омыватели стёкол и очистители фар.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень охлаждающей жидкости. Низкий уровень жидкости может привести к недостаточному прогреву печки. Убедитесь, что радиатор и расширительный бачок заполнены до необходимого уровня.
СОВЕТ №2
Осмотрите термостат. Если термостат заедает в открытом положении, двигатель может не достигать рабочей температуры, что негативно скажется на работе печки. Замените термостат, если он неисправен.
СОВЕТ №3
Проверьте радиатор печки на наличие засоров. Со временем в радиаторе могут накапливаться отложения, которые препятствуют нормальному потоку жидкости. Промойте радиатор или замените его, если это необходимо.
СОВЕТ №4
Убедитесь в исправности вентилятора печки. Если вентилятор не работает, горячий воздух не будет поступать в салон. Проверьте предохранители и сам вентилятор на предмет неисправностей.









