Trabant — символ эпохи, ставший частью истории Германии и Восточной Европы. Созданный в послевоенные годы, этот малый автомобиль с характерным дизайном и простотой в обслуживании завоевал сердца миллионов водителей. В статье рассмотрим историю Трабанта, его технические характеристики, культурное значение, влияние на автомобильную промышленность и наследие. Информация будет полезна автолюбителям и тем, кто интересуется историей автомобилей и культурой 20 века.
Создание автомобиля
Работы над проектом начались в начале 1950-х годов, а первый прототип был создан в 1954 году.
8 ноября 1957 года на заводе в Цвиккау стартовал серийный выпуск автомобилей новой марки, получившей название «Трабант», в честь первого спутника, запущенного Советским Союзом в том же году (по-немецки «Trabant» означает «спутник»).
Логотип марки был выполнен в виде стилизованной буквы «S», что символизировало название «Sachsenring» (Заксенринг).

Трабант, ставший символом Восточной Германии, вызывает у экспертов смешанные чувства. С одной стороны, это малолитражное авто, которое олицетворяет эпоху, когда доступность транспорта была важнее его комфорта и технологий. Специалисты отмечают, что простота конструкции Трабанта, использующего переработанный материал Duroplast, делала его легким и экономичным в производстве. Однако, с другой стороны, многие эксперты критикуют его низкий уровень безопасности и устаревшие технологии, что делает его непривлекательным для современных водителей. Тем не менее, Трабант остается культовым автомобилем, вызывающим ностальгию и интерес у коллекционеров и автолюбителей, что подчеркивает его уникальное место в истории автомобильной промышленности.

Особенности малолитражки
На автомобиле был установлен поперечно расположенный рядный двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением объемом 0,6 л (изначально 0,5 л) и мощностью 26 л. с. (изначально 18 л. с.). В отличие от водяного охлаждения, применявшегося на моделях F8 и P70, этот двигатель не имел отношения к моторам, использовавшимся в довоенных маломощных автомобилях DKW, а был разработан для завода Framo, который производил легкие коммерческие грузовики и также входил в состав объединения IFA.
Двигатель автомобиля имел уникальную для своего времени компоновку с поперечным расположением и главной передачей, находящейся между ним и двухвальной коробкой передач. Эта схема впоследствии стала стандартом в мировом автомобилестроении, однако в те годы передний привод с поперечным расположением силового агрегата использовался за пределами ГДР только на шведских автомобилях SAAB, которые также были косвенными наследниками DKW. Широкое распространение данной компоновки на Западе началось с английского MINI, хотя у него коробка передач и главная передача находились в картере двигателя, что усложняло обслуживание и ремонт, поэтому в своем первоначальном виде эта схема не получила массового распространения.
Trabant не имел бензонасоса — топливо поступало в карбюратор самотеком, а бак располагался непосредственно под капотом рядом с двигателем, что требовало особой осторожности при заправке и не способствовало безопасности как в плане пожара, так и в случае аварии.
Некоторые автомобили, в основном предназначенные для инвалидов, были оснащены полуавтоматической трансмиссией Hycomat, которая позволяла водителю вручную переключать передачи, в то время как сцепление срабатывало автоматически, управляемое электромеханическим блоком через специальную гидросистему.
Подвеска автомобиля отличалась простотой, но при этом имела достаточно продуманную кинематику. Передняя независимая подвеска состояла из штампованных нижних А-образных рычагов и поперечной рессоры, выполняющей роль верхних рычагов. Задняя подвеска также была независимой и использовала поперечную рессору, но её трубчатые рычаги были диагональными и крепились к кузову через толстые упругие резиновые шайбы вместо сайлентблоков, что позволяло им работать на сжатие, а не на скручивание. Рулевое управление было реечного типа, легким и точным.
Кузов автомобиля, вопреки распространенному мнению, не был цельнопластиковым, как, например, у американского Chevrolet Corvette или советских моделей «Старта» и «Зари». Каркас кузова Trabant был традиционным, сваренным из стальных штамповок, в то время как навесные декоративные панели были изготовлены из так называемого «дуропласта» — материала на основе фенолформальдегидной смолы с армирующим наполнителем из отходов хлопкового производства. Эта технология также использовалась в более ранних восточногерманских моделях, таких как IFA F8 и AWZ P70 Zwickau, но именно на Trabant она достигла своего пика и мировой известности.
Дуропласт в какой-то степени можно сравнить со стеклопластиком, который также использовался в автостроении других стран в те годы, однако он оказался гораздо более подходящим для массового производства: изготовление стеклопластиковых деталей было сложным и трудоемким процессом, экономически оправданным лишь при небольших объемах, тогда как панели из дуропласта производились с помощью простой штамповки. По лицензии детали из дуропласта, например, капоты для MINI, выпускались в Великобритании известной компанией Formica, но там этот материал не получил такого распространения, как в ГДР.
Благодаря облегченной конструкции и широкому использованию пластмасс автомобиль весил всего 620 кг и при правильной эксплуатации был устойчив к коррозии. Однако конструкция кузова не позволяла легко изменять дизайн — любое вмешательство во внешний вид автомобиля требовало модификации стального каркаса. Это стало одной из причин, по которой внешний вид модели за десятилетия практически не изменился — после модернизации 1964 года ни один из многочисленных проектов обновления Trabant (например, совместно разработанный с чешской Skoda Trabant P1100) не был реализован, и к концу своего производства в 1991 году автомобиль выглядел как настоящий антиквариат. Тем не менее, механика автомобиля в течение всего времени выпуска подвергалась небольшим улучшениям, а по компоновочным решениям и рациональности использования внутреннего объема кузова в варианте «универсал» Trabant не уступал даже микролитражкам 1980-х годов.
| Характеристика | Описание | Значение для владельца |
|---|---|---|
| Кузов | Дюропласт (хлопковая вата, фенольная смола) | Легкий, устойчивый к коррозии, но хрупкий при ударах |
| Двигатель | Двухтактный, двухцилиндровый | Простой в обслуживании, но шумный и загрязняющий окружающую среду |
| Расход топлива | Около 7-8 л/100 км | Экономичный по меркам своего времени, но высокий по современным стандартам |
| Максимальная скорость | 100 км/ч | Достаточная для городских поездок, но недостаточная для дальних путешествий |
| Объем багажника | 200 литров | Небольшой, но достаточный для повседневных нужд |
| Цена | Доступная для большинства граждан ГДР | Символ массовой автомобилизации и доступности |
| Производство | 1957-1991 годы | Долговечность и узнаваемость модели |
| Особенности | Отсутствие топливного насоса (самотек), ручной стартер | Уникальные технические решения, требующие привыкания |
| Культурное значение | Символ ГДР, объект коллекционирования | Ностальгия, историческая ценность, элемент поп-культуры |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о Трабанте:
-
Уникальный материал: Трабанты были изготовлены из материала, называемого Дуропласт, который представляет собой комбинацию стекловолокна и смолы. Этот легкий и прочный материал позволял автомобилям быть более экономичными и устойчивыми к коррозии, но также делал их менее безопасными в случае аварии.
-
Долгий срок производства: Трабант был в производстве с 1957 по 1991 год, что делает его одним из самых долго выпускаемых автомобилей в истории. За это время было произведено более 3 миллионов экземпляров, и он стал символом Восточной Германии.
-
Очереди и дефицит: В Восточной Германии Трабант был не просто автомобилем, а настоящим символом статуса. Из-за дефицита автомобилей многие люди ждали годы, а иногда и десятилетия, чтобы получить свою машину. Очереди на покупку Трабанта стали частью повседневной жизни, и некоторые даже использовали свои места в очереди как предмет торговли.

Модификации автомобиля
В дополнение к стандартному двухдверному седану, производился универсал, известный как «Kombi» (в некоторых источниках его называют «Universal»). Также была создана военная версия — «кюбель», представляющая собой открытый автомобиль с упрощённым кузовом без боковых дверей, а также её гражданская модификация — Trabant Tramp.
С моделью «601» стали доступны комплектации S и de Luxe, которые включали в себя дополнительные опции, такие как противотуманные фары, задние фонари, огни заднего хода и измеритель километража поездки и другие полезные элементы.
Кроме того, имелись различные экспериментальные образцы, которые так и не дошли до серийного производства.
Например, в сотрудничестве с компанией «Шкода» был разработан хетчбэк с четырёхтактным двигателем. В 1979 году, совместно со специалистами завода в Эйзенахе, который производил «Вартбурги», была создана обновлённая версия, внешне напоминавшая «Вартбург». Также в 1981-82 годах на «Заксенринге» был разработан проект модернизации.
Тем не менее, ни один из этих вариантов не был запущен в серийное производство. Зато с 1988 года начался выпуск модификации Trabant 1.1, оснащённой 1100-кубовым двигателем от Volkswagen Polo, которая постепенно заменила модель с двухтактным мотором. Изначально планировалось объединить модернизацию механики с обновлением дизайна, однако на практике это не осуществилось.
Также стоит упомянуть экспериментальные Trabant с роторными двигателями, основанными на системе Ванкеля, с которыми активно проводились эксперименты по всему миру в 1960—1980-е годы. Однако до серийного производства они дошли лишь в ФРГ (NSU), СССР (ВАЗ) и Японии (Mazda).
Количество выпущенных экземпляров
| МОДЕЛЬ | ЧИСЛО ВЫПУЩЕННЫХ ЕДИНИЦ |
| Trabant P70 | 36 151 |
| Trabant P50 | 131 440 |
| Trabant P60 | 106 628 |
| Trabant P601 | 2 818 547 |
| Trabant 1.1 | 39 474 |
| ВСЕГО ВЫПУЩЕНО | 3 132 240 |
В момент своего появления и в первые годы производства модель Trabant не выделялась среди других малых автомобилей своего времени с двухтактными двигателями, таких как западногерманские DKW и Borgward-Lloyd, шведские Saab 92 и Saab 93, а также японский Subaru 360. Однако с течением времени, особенно в шестидесятые годы, когда начался отказ от шумных и загрязняющих двухтактных моторов, а автомобили стали совершенствоваться, Trabant быстро стал устаревать и к концу этого десятилетия уже не соответствовал среднеевропейским стандартам.
Поздние версии, выпущенные в восьмидесятые годы, получили четырёхтактный двигатель от западногерманского Volkswagen Polo, но это не смогло существенно обновить устаревшую конструкцию.
Всего было произведено около трёх миллионов автомобилей Trabant, что позволяет ему занять место среди таких знаковых моделей массовой автомобилизации, как Ford T (хотя их было выпущено в пять раз больше), Volkswagen Käfer и MINI. Trabant экспортировался как в социалистические страны (в основном в ЧССР, Польшу и Венгрию), так и в некоторые капиталистические государства, включая Грецию, Нидерланды, Бельгию, ЮАР и даже Великобританию. Интересно, что в Советский Союз поступали лишь единичные экземпляры этой модели.
Сколько стоил автомобиль
| Розничные цены на легковые автомобили в ГДР на январь 1977 года, в марках ГДР | |
|---|---|
| Trabant 601 Лимузин Стандарт | 5202 |
| Trabant 601 Лимузин Де Люкс | 5552 |
| «Запорожец» ЗАЗ-968 | 7083 |
| Skoda S 100 | 8000 |
| Москвич-2140 | 8477 |
| Wartburg 353 W | 8648 |
| Zastava 1100 | 9645 |
| ВАЗ-21011 | 10 507 |
| Polski Fiat 125 1300 | 11 107 |
| Dacia | 12 151 |
| ВАЗ-2103 | 12 393 |
| ГАЗ-24 «Волга» | 13 200 |
| Официальный курс марки ГДР к советскому рублю — 2,47 : 1 |
Культурное наследие и влияние на поп-культуру
Трабант, как символ Восточной Германии, оставил заметный след в культурном наследии страны и стал объектом интереса для многих поколений. Этот малый автомобиль, производившийся с 1957 по 1991 год, не только стал доступным средством передвижения, но и олицетворял дух времени, в котором он был создан. Его простота, экономичность и уникальный дизайн сделали Трабантом не просто автомобилем, а настоящим культурным феноменом.
Влияние Трабанта на поп-культуру можно наблюдать в различных формах искусства, включая кино, музыку и литературу. Автомобиль часто появляется в фильмах, посвященных жизни в Восточной Германии, и служит символом эпохи социализма. Например, в фильме «Good Bye Lenin!» Трабант становится важным элементом повествования, подчеркивая контраст между прошлым и настоящим. Этот автомобиль также часто используется в комедийных сценах, что подчеркивает его статус как объекта ностальгии и иронии.
Музыка также не осталась в стороне от влияния Трабанта. В песнях многих немецких исполнителей можно встретить упоминания о Трабанте, что свидетельствует о его значимости в сознании людей. Этот автомобиль стал символом свободы и независимости для многих, кто мечтал о поездках за пределы своей страны, несмотря на ограничения, существовавшие в то время.
Кроме того, Трабант стал предметом коллекционирования и реставрации. В последние десятилетия, после объединения Германии, интерес к этому автомобилю возрос, и многие энтузиасты начали восстанавливать старые модели, участвовать в выставках и ралли. Это не только сохраняет память о Трабанте, но и способствует формированию сообщества людей, объединенных общей страстью.
Трабант также стал символом экологической устойчивости. Его малый объем двигателя и простая конструкция делают его одним из первых примеров маломощного и экономичного автомобиля. В условиях современного мира, где вопросы экологии и устойчивого развития становятся все более актуальными, Трабант может служить примером того, как можно было создавать доступные и эффективные транспортные средства.
Таким образом, Трабант не просто автомобиль, а важный элемент культурного наследия, который продолжает оказывать влияние на современное общество. Его присутствие в поп-культуре, искусстве и жизни людей подчеркивает его уникальность и значимость, а также напоминает о времени, когда он стал символом надежды и свободы для многих.
Вопрос-ответ
Сколько стоил трабант в ГДР?
Скажем, простейший Trabant на рынке ГДР стоил 7170 марок.
Был ли «Трабант» хорошей машиной?
Качество сборки «Трабанта» было низким. Он был шумным и медленным. Автомобиль выпускался в четырёх основных модификациях: Trabant P 50, также известный как Trabant 500.
Что значит трабант?
Trabant (нем. Trabant — Спутник, полное название — Sachsenring Trabant) — марка восточногерманских микролитражных автомобилей, серийно производившихся народным предприятием Sachsenring Automobilwerke. «Трабант» стал одним из символов ГДР.
Ездят ли люди еще на «Трабантах»?
Да, некоторые люди все еще ездят на «Трабантах», особенно в Восточной Европе и на мероприятиях, посвященных автомобилям. Эти машины стали символом эпохи и ностальгии, и их владельцы часто участвуют в клубах и ралли, поддерживая интерес к этому культовому автомобилю.
Советы
СОВЕТ №1
Если вы планируете приобрести Трабант, обязательно изучите его историю и особенности. Эта модель имеет уникальную конструкцию и материалы, такие как Duroplast, которые могут требовать особого ухода и внимания.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на наличие запчастей и сервисного обслуживания. Из-за возраста автомобиля может быть сложно найти оригинальные детали, поэтому стоит заранее узнать, где можно приобрести необходимые компоненты.
СОВЕТ №3
Присоединяйтесь к сообществам владельцев Трабантов. Это поможет вам получить советы по ремонту и обслуживанию, а также найти единомышленников и участвовать в мероприятиях, посвященных этому автомобилю.
СОВЕТ №4
Не забывайте о безопасности. Несмотря на свою историческую ценность, Трабант не всегда соответствует современным стандартам безопасности, поэтому стоит рассмотреть возможность установки дополнительных систем безопасности или модернизации некоторых элементов.



