В статье рассмотрим проверку катушки зажигания на ВАЗ 2112 с 16-клапанным двигателем с помощью мультиметра. Диагностика катушки зажигания важна, так как неисправности могут вызвать проблемы с запуском, нестабильную работу двигателя и повышенный расход топлива. Предоставим пошаговую инструкцию и советы для быстрого выявления неисправностей, что поможет избежать серьезных поломок и сэкономить на ремонте.
Способы самостоятельной проверки модуля зажигания
Некоторые бензиновые двигатели, установленные на современных российских и зарубежных автомобилях, оснащены модулями зажигания, которые функционируют как импульсные источники высокого напряжения. Иногда возникают ситуации, когда эти устройства могут выйти из строя, что приводит к полной или частичной потере работоспособности двигателя. В данной статье рассмотрены методы проверки модуля зажигания на наличие неисправностей в условиях гаража.
Проверка катушки зажигания на ВАЗ 2112 с 16 клапанами является важной процедурой для обеспечения надежной работы двигателя. Эксперты рекомендуют использовать мультиметр для диагностики, так как этот инструмент позволяет точно измерить сопротивление обмоток катушки. Важно проверить как первичную, так и вторичную обмотки. Нормальные значения сопротивления должны находиться в пределах 0,5-1,5 Ом для первичной и 6-12 кОм для вторичной обмоток. Если результаты измерений выходят за эти пределы, это может указывать на неисправность катушки. Также стоит обратить внимание на визуальный осмотр: трещины, коррозия или другие повреждения могут свидетельствовать о необходимости замены. Регулярная проверка катушки зажигания поможет избежать проблем с запуском и работой двигателя, что в конечном итоге сэкономит время и деньги владельцам автомобиля.

Устройство и принцип действия модуля зажигания
Некоторые автомобилисты старой школы называют модули зажигания двухискровыми катушками, и это вполне оправданно. Дело в том, что катушка зажигания является предшественником модуля в процессе технической эволюции. Модуль представляет собой объединённую конструкцию, состоящую из двух пар обмоток (первичной и вторичной) и коммутатора, который поочерёдно переключает низковольтный ток между катушками. В некоторых моделях двухискровых катушек коммутатор может быть вынесен за пределы блока.
Управление работой модуля осуществляется через электронный блок, который собирает и анализирует данные с различных узлов двигателя. В отличие от традиционной катушки, этот блок имеет четыре разъёма для подключения высоковольтных проводов, идущих к свечам зажигания. Импульсы возникают парами: сначала на клеммах 1 и 4, затем на 2 и 3. Таким образом, каждая из встроенных катушек отвечает за работу двух цилиндров, и искра возникает одновременно для обоих.
На входе модуля зажигания располагается разъём с четырьмя клеммами. Обычно на большинстве моделей рядом с ними имеется маркировка. На контакты А и В поочерёдно поступают импульсы от датчика Холла, которые служат сигналом для переключения коммутатора между первичными обмотками. Контакты С и D отвечают за массу и питание (12 В) соответственно.
| Параметр проверки | Значение для исправной катушки | Возможные причины неисправности |
|---|---|---|
| Сопротивление первичной обмотки (между контактами 1 и 2) | 0.5 — 1.5 Ом | Обрыв обмотки, межвитковое замыкание |
| Сопротивление вторичной обмотки (между контактом 1 и высоковольтным выводом) | 3000 — 6000 Ом | Обрыв обмотки, межвитковое замыкание, пробой изоляции |
| Сопротивление вторичной обмотки (между контактом 2 и высоковольтным выводом) | 3000 — 6000 Ом | Обрыв обмотки, межвитковое замыкание, пробой изоляции |
| Наличие искры (визуально) | Яркая, сильная искра | Отсутствие искры, слабая или прерывистая искра |
| Напряжение питания (на контактах 1 и 2 при включенном зажигании) | Около 12 В | Отсутствие напряжения, низкое напряжение |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке катушки зажигания на ВАЗ 2112 с 16 клапанами с помощью мультиметра:
-
Измерение сопротивления: При проверке катушки зажигания мультиметром важно измерять сопротивление обмоток. Для катушки зажигания ВАЗ 2112 нормальное значение сопротивления первичной обмотки должно составлять от 0,5 до 1,5 Ом, а вторичной — от 6 до 12 кОм. Это позволяет определить, есть ли повреждения или короткие замыкания в катушке.
-
Проверка на наличие пробоя: Мультиметр также можно использовать для проверки катушки на наличие пробоя. Для этого необходимо измерить сопротивление между выводами катушки и корпусом. Если мультиметр показывает ноль или очень низкое сопротивление, это указывает на пробой изоляции, что требует замены катушки.
-
Влияние температуры: Состояние катушки зажигания может изменяться в зависимости от температуры. При высоких температурах, возникающих в процессе работы двигателя, могут возникать проблемы с изоляцией. Поэтому проверка катушки зажигания при различных температурных режимах может дать более полное представление о её состоянии и надежности.
Эти факты помогут лучше понять процесс проверки катушки зажигания и выявить возможные проблемы в системе зажигания автомобиля.

Возможные причины поломки
Слабым звеном катушек зажигания и модулей является вторичная обмотка, которая отвечает за генерацию импульса высокого напряжения. В этой обмотке может произойти обрыв витка или возникнуть пробой. К таким проблемам могут привести следующие причины:
- использование некачественных или неподходящих по характеристикам свечей зажигания;
- работа с неисправными проводами высокого напряжения;
- частые попытки проверить наличие искры.
Импульс высокого напряжения, формируемый во вторичной обмотке, должен быть использован. Если этого не происходит (например, из-за повреждения провода высокого напряжения), высоковольтный электрический импульс начинает искать выход. Скорее всего, он найдет его в тонкой вторичной обмотке.
Неисправность модуля часто возникает из-за нарушения целостности некачественной заводской пайки проводов, соединяющих элементы коммутатора. Это может происходить из-за вибрации. Кроме того, причиной неисправности катушек может стать простое нарушение контакта в разъеме. Еще одним фактором, способствующим поломке блока зажигания, часто является влага, попадающая на устройство во время мойки или в условиях сложной эксплуатации.
Признаки неисправности
Сразу две встроенные катушки выходят из строя крайне редко, поэтому запустить двигатель с неисправным блоком вполне возможно. Тем не менее, даже неопытный водитель может заподозрить проблему. Неисправность проявляется следующим образом:
- нестабильный (плавающий) холостой ход;
- двигатель с трудом набирает обороты;
- характерный звук работы мотора (троение);
- рывки при ускорении (в движении).
Эксплуатировать автомобиль с такой поломкой возможно (например, доехать до гаража или автосервиса), но это нежелательно без крайней необходимости.
Подобные симптомы нестабильной работы двигателя могут также указывать на ряд других неисправностей, связанных с зажиганием или подачей топлива. Чтобы точно определить источник проблемы, необходимо проверить работоспособность блока зажигания. Также стоит обратить внимание на состояние контактов проводов, ведущих к устройству, и их целостность.
Проверка питания модуля
Перед тем как приступать к проверке работоспособности катушек, важно убедиться, что проблема не связана с отсутствием питания устройства. Для начала стоит попробовать простое действие — восстановить контакт, несколько раз пошевелив или отсоединив и снова подключив блок проводов, который входит в разъем. Если это не помогло улучшить работу двигателя, следует использовать тестер (мультиметр) для проверки качества поступающих импульсов.
Сначала необходимо извлечь блок проводов из разъема. На этом блоке каждой клемме (А, В, С, D) соответствует свое гнездо. Тестирование выполняется при работающем двигателе следующим образом:
- Первый щуп тестера помещается в гнездо D, второй — на массу. Переключатель мультиметра устанавливается на 20 вольт. Если питание присутствует, тестер должен показать 12 вольт.
- Первый щуп помещается в гнездо С, второй — на массу. Переключатель устанавливается на омметр (20 Ом). В норме показание должно быть менее 1 Ом, что указывает на исправность массы.
- Первый щуп подключается к гнезду В, второй — на массу. Переключатель устанавливается на 20 вольт. Нормальное значение — не менее 0,3 вольт. Если это так, значит, нормальный импульс от датчика Холла поступает на позицию В.
- Проверка контакта А осуществляется аналогично предыдущему.
Если результаты проверки соответствуют норме, можно переходить к тестированию модуля. В противном случае следует искать причину неисправности в электрической цепи, ведущей к катушке.
Способы диагностики работоспособности устройства
Самым простым способом проверки работоспособности катушки является замена её на аналогичное исправное устройство. Это возможно, если у вас есть доступ к такому модулю. Важно, чтобы заменяемый элемент соответствовал характеристикам тестируемого устройства. Если двигатель с исправной катушкой запускается так же, как и до поломки, то модуль зажигания точно неисправен.
Основной метод диагностики включает использование мультиметра. Он заключается в измерении сопротивления вторичных обмоток катушек, находящихся в модуле зажигания. Этот способ прост и не требует специальных навыков. Для проверки устройство можно оставить на месте, тестирование проводится при выключенном двигателе.
- Из разъемов модуля извлекаются высоковольтные провода.
- Переключатель мультиметра устанавливается на 20 кОм.
- Щупы мультиметра поочередно помещаются в соответствующие контакты (1 и 4, 2 и 3).
- При исправной вторичной обмотке значения сопротивления в обоих случаях должны совпадать. В норме сопротивление составляет около 5,4 кОм (в некоторых моделях эти значения могут варьироваться, что стоит уточнить). Если сопротивление значительно выше нормы, это указывает на обрыв обмотки. Если же оно значительно ниже – это свидетельствует о пробое. В таком случае катушка считается неисправной и не подлежит ремонту.
Видео: Как проверить вторичную обмотку мультиметром

Когда есть вариант отремонтировать
Если в процессе проверки обе вторичные обмотки окажутся целыми и исправными, причиной неисправности катушек может стать отрыв пайки проводов коммутатора. Такие повреждения можно выявить, сняв заднюю крышку модуля. Если у вас есть паяльник и навыки работы с ним, вы сможете восстановить целостность поврежденных контактов и одновременно укрепить остальные. К сожалению, это единственный вид неисправности модуля зажигания, который можно устранить.
Проверку модуля зажигания можно провести с использованием простых инструментов своими руками. Следуя нашим рекомендациям, вы сможете тщательно протестировать как сам модуль, так и другие компоненты механизма, которые могут быть источником проблемы. Удачи вам в этом процессе!
Рекомендации по замене модуля зажигания
Замена модуля зажигания является важной процедурой для поддержания исправности двигателя автомобиля ВАЗ 2112 с 16-клапанным двигателем. Если вы заметили проблемы с запуском двигателя, его нестабильную работу или увеличенный расход топлива, возможно, пришло время проверить и, при необходимости, заменить модуль зажигания.
Перед тем как приступить к замене, рекомендуется выполнить диагностику модуля зажигания с помощью мультиметра. Это позволит точно определить, требуется ли замена, или проблема кроется в другом компоненте системы зажигания.
При замене модуля зажигания следует учитывать несколько важных моментов:
- Выбор качественного компонента: Приобретайте модуль зажигания только у проверенных производителей. Качество запчастей напрямую влияет на работу двигателя и его долговечность.
- Совместимость: Убедитесь, что новый модуль зажигания совместим с вашим автомобилем. Для ВАЗ 2112 с 16 клапанами существуют определенные модели модулей, которые подходят именно для этой модели.
- Инструменты: Для замены модуля вам понадобятся стандартные инструменты, такие как ключи и отвертки. Также может потребоваться мультиметр для проверки нового модуля перед установкой.
- Порядок замены: Перед заменой обязательно отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания. Снимите старый модуль, аккуратно отсоединив все провода и крепления. Установите новый модуль, следуя инструкциям производителя, и подключите все провода в обратном порядке.
- Проверка работы: После установки нового модуля зажигания, подключите аккумулятор и запустите двигатель. Обратите внимание на его работу: двигатель должен работать ровно, без перебоев и посторонних звуков.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете успешно заменить модуль зажигания на вашем ВАЗ 2112 и обеспечить надежную работу системы зажигания. Не забывайте также о регулярной проверке и обслуживании других компонентов системы зажигания, таких как свечи зажигания и провода, чтобы избежать проблем в будущем.
Вопрос-ответ
Как правильно использовать мультиметр для проверки катушки зажигания?
Для проверки катушки зажигания с помощью мультиметра необходимо установить его в режим измерения сопротивления (омметр). Затем нужно отключить катушку от проводов и измерить сопротивление между выводами первичной и вторичной обмоток. Значения должны соответствовать нормам, указанным в технической документации. Если сопротивление выходит за пределы нормы, катушка может быть неисправна.
Что делать, если катушка зажигания не проходит проверку?
Если катушка зажигания не проходит проверку, рекомендуется сначала проверить все соединения и провода на наличие повреждений или коррозии. Если все в порядке, то катушку следует заменить на новую, так как неисправная катушка может привести к проблемам с запуском двигателя и его работой.
Каковы признаки неисправной катушки зажигания?
Признаки неисправной катушки зажигания могут включать затрудненный запуск двигателя, неровную работу на холостом ходу, потерю мощности при ускорении, а также увеличение расхода топлива. Если вы заметили эти симптомы, стоит проверить катушку зажигания и другие компоненты системы зажигания.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки катушки зажигания убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и двигатель выключен. Это обеспечит вашу безопасность и предотвратит случайные замыкания.
СОВЕТ №2
При использовании мультиметра для проверки сопротивления катушки зажигания, обязательно ознакомьтесь с техническими характеристиками вашего автомобиля. Для ВАЗ 2112 16 клапанов сопротивление должно находиться в пределах 0.5-1.5 Ом для первичной обмотки и 6-12 кОм для вторичной.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние проводов и разъемов катушки зажигания. Износ или повреждение проводов могут привести к неправильным показаниям мультиметра и сбоям в работе двигателя. При необходимости замените поврежденные элементы.
СОВЕТ №4
После проверки катушки зажигания и устранения возможных неисправностей, проведите тест-драйв автомобиля. Это поможет убедиться, что проблема действительно решена и двигатель работает стабильно.

