Владельцы автомобилей ВАЗ 2109 могут столкнуться с проблемой, когда двигатель не глохнет после выключения зажигания. Это вызывает неудобства и может повредить двигатель и другие системы автомобиля. В статье рассмотрим основные причины, по которым двигатель продолжает работать при отключенном зажигании, и предложим рекомендации по устранению неисправности. Понимание этих аспектов поможет автовладельцам избежать серьезных проблем и продлить срок службы автомобиля.
Причины, из-за которых не глохнет двигатель автомобиля после выключения зажигания
Если ваш автомобильный двигатель не хочет глохнуть, стоит обратить внимание на реле мощности, датчик холостого хода, систему зажигания и свечи зажигания. Применение качественного топлива может оказать положительное влияние, однако это не устранит проблему полностью.
Эксперты отмечают, что проблема с глохнущим двигателем после выключения зажигания на ВАЗ 2109 может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, это может быть следствием неисправности системы зажигания, которая не обеспечивает должное отключение искры. Во-вторых, возможны проблемы с датчиками, которые не корректно передают информацию о состоянии двигателя. Также стоит обратить внимание на состояние топливной системы: засоренные фильтры или неисправные насосы могут приводить к тому, что двигатель продолжает работать даже после выключения зажигания. Наконец, не исключены и электрические замыкания, которые могут поддерживать подачу топлива. Таким образом, для решения проблемы необходимо провести комплексную диагностику автомобиля.

Что может быть причиной, если не глохнет двигатель после выключения зажигания?
Когда вы отключаете замок зажигания, вы ожидаете, что двигатель остановится! И, конечно, будете разочарованы, если этого не произойдет. Если мотор продолжает работать так же, как и раньше, словно замок зажигания не был выключен, это означает, что системы подачи топлива и зажигания не отключились. В таком случае в вашем автомобиле имеются электрические неисправности, которые требуют внимания. Возможно, потребуется заменить переключатель зажигания или реле питания.
Кроме того, иногда двигатель не останавливается мгновенно и начинает работать с перебоями, издавая при этом стучащие и пищащие звуки, известные как «дизеление» или «калильное зажигание». Это происходит, когда в камере сгорания остается что-то достаточно горячее, чтобы воспламенить остатки топлива. Данное явление получило свое название благодаря схожести с работой дизельных двигателей, где топливо воспламеняется без участия свечей зажигания. В современных инжекторных двигателях это встречается редко, однако в «эпоху» карбюраторов водители часто сталкивались с подобной проблемой.
Если ваш автомобиль испытывает дизеление, вам стоит предпринять несколько шагов, чтобы разобраться в ситуации. Возможно, вы сможете устранить проблему с помощью незначительных регулировок.
| Причина | Описание проблемы | Способы устранения |
|---|---|---|
| Калильное зажигание | Двигатель продолжает работать из-за раскаленных отложений на свечах зажигания или в камере сгорания, которые воспламеняют топливовоздушную смесь даже после отключения искры. | Использование свечей зажигания с правильным калильным числом, очистка камеры сгорания от нагара, регулировка угла опережения зажигания, использование качественного топлива. |
| Неисправность электромагнитного клапана карбюратора (ЭПХХ) | Клапан ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) не перекрывает подачу топлива в карбюратор при выключении зажигания, позволяя двигателю продолжать работать. | Проверка и замена электромагнитного клапана ЭПХХ, проверка проводки к клапану, очистка жиклера холостого хода. |
| Неправильная регулировка карбюратора | Слишком богатая смесь или неправильная регулировка холостого хода может способствовать калильному зажиганию или неполному сгоранию топлива. | Регулировка карбюратора согласно заводским рекомендациям, проверка уровня топлива в поплавковой камере. |
| Высокие обороты холостого хода | Если обороты холостого хода слишком высоки, двигатель может продолжать работать по инерции или из-за калильного зажигания. | Регулировка оборотов холостого хода до рекомендованных значений. |
| Неисправность замка зажигания | Замок зажигания не полностью отключает питание системы зажигания или других потребителей, что может приводить к продолжению работы двигателя. | Проверка и при необходимости замена замка зажигания. |
| Замыкание в электропроводке | Короткое замыкание в цепи зажигания или других системах может подавать питание на двигатель даже после выключения зажигания. | Тщательная проверка электропроводки на предмет повреждений и замыканий, устранение неисправностей. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, почему двигатель ВАЗ 2109 не глохнет сразу после выключения зажигания:
-
Инерция двигателя: Двигатель внутреннего сгорания продолжает работать благодаря инерции. Когда зажигание выключается, двигатель еще некоторое время может продолжать вращаться за счет кинетической энергии, накопленной в маховике и других движущихся частях. Это может привести к тому, что двигатель не глохнет мгновенно.
-
Подача топлива: В некоторых случаях, если система подачи топлива не полностью отключается, двигатель может продолжать получать топливо даже после выключения зажигания. Это может происходить из-за особенностей конструкции системы впрыска или карбюратора, что позволяет двигателю продолжать работать на некоторое время.
-
Проблемы с системой зажигания: Если в системе зажигания есть неисправности, такие как залипание реле или проблемы с проводкой, это может привести к тому, что искра продолжает подаваться на свечи зажигания даже после выключения ключа. В результате двигатель может продолжать работать, пока не исчерпает оставшееся топливо или не остановится по другим причинам.
Эти факты подчеркивают важность правильной диагностики и обслуживания автомобиля, чтобы избежать неожиданных ситуаций на дороге.

Часть 1 из 3: Диагностирование электроники
Установите, с какой именно проблемой вы имеете дело: она может быть связана с электрической системой или же с дизельным двигателем.
Вам понадобятся следующие инструменты:
- отвертки (с крестовым и плоским наконечниками);
- инструкция по ремонту.
Шаг 1. Определите тип вашей проблемы
Когда вы поворачиваете ключ зажигания, но не ощущаете его движения? Двигатель не глохнет, приборная панель продолжает светиться, а габаритные огни остаются включенными? При этом двигатель работает ровно, и вы можете переключить передачу и начать движение. Если это так, значит, у вас возникла проблема с электрической системой.
Однако, если двигатель издает стуки и удары, и при попытке его выключить он не глохнет, переходите к следующему пункту этой инструкции.
Если проблема заключается в электрической системе, вам нужно будет заглянуть внутрь. Снимите нижнюю часть пластикового кожуха рулевой колонки и найдите разъем выключателя зажигания. Он может располагаться на задней стороне выключателя или на конце электрического провода, который идет от него, и может находиться немного в стороне от рулевой колонки.
Отсоедините разъем выключателя, и после этого все должно прекратиться. Если это произошло, вам потребуется заменить замок зажигания для решения проблемы.
https://youtube.com/watch?v=MfWkU9P8HEc
Шаг 2. Проверьте реле мощности
Если ваш автомобиль продолжает функционировать после отключения выключателя зажигания, вам нужно выяснить, где находится главное реле топливной системы и системы зажигания. В этом вам поможет руководство по эксплуатации вашего транспортного средства.
Главное реле топливной системы и системы зажигания Главное реле топливной системы — это реле питания ECM (J271)
В некоторых моделях автомобилей данное реле может именоваться ECM реле, Digifant или реле DME. Хотя это случается довольно редко, иногда после выключения зажигания автомобиль может продолжать получать питание из-за залипания главного реле. Если вам удалось отключить автомобиль после извлечения реле, необходимо установить исправное реле на его место.
Часть 2 из 3: Диагностирование «дизелирующего» двигателя, если он глохнет не сразу.
Необходимые инструменты:
- гаечный ключ для распределителя зажигания;
- защитные очки;
- отвертки;
- ключ для свечей зажигания (соответствующий вашему автомобилю);
- руководство по обслуживанию автомобиля.
Шаг 1. Карбюратор или инжектор?
На вашем автомобиле установлен карбюратор или система впрыска топлива? Если вы не уверены, уточните эту информацию в руководстве пользователя вашего транспортного средства.
Если ваш автомобиль выпущен после 1985 года, скорее всего, он оснащен системой впрыска. Проблема «дизеления» практически не возникает у таких автомобилей, так как подача топлива прекращается сразу после отключения зажигания. В отличие от этого, карбюратор, если он не предназначен для предотвращения таких ситуаций, будет продолжать подавать топливо в двигатель до тех пор, пока через него проходит воздух.
Когда «дизеление» наблюдается у автомобиля с инжекторами, это свидетельствует о том, что один из инжекторов протекает, и его необходимо срочно заменить.
Шаг 2. Проверьте холостой ход
Если обороты на холостом ходу слишком высоки, это может свидетельствовать о том, что двигатель продолжает работать даже после выключения.
С помощью встроенного тахометра измерьте количество оборотов на холостом ходу. Обычно для четырех- и шестицилиндровых автомобилей этот показатель составляет от 850 до 900 об/мин, тогда как для восьмицилиндровых он может быть около 600 об/мин. Ознакомьтесь с руководством вашего автомобиля и настройте холостой ход в соответствии с его спецификациями.
Шаг 3. Проверьте соленоидный клапан для устранения дизеления
В конце 1970-х годов, с введением контроля за выбросами, проблема «дизеления» стала актуальной и для новых автомобилей. В это время производители начали устанавливать на карбюраторы своих моделей специальные электрические клапаны, которые они назвали «антидизелируемыми» соленоидами.
Эти устройства, как правило, имеют цилиндрическую форму и длину около 2,5-5 см, а также оснащены единственным электрическим проводом. Этот провод становится активным, когда ключ зажигания включен и клапан открыт, а при отключении ключа он позволяет клапану закрыться.
Проверка соленоидного клапана. Прижмите клапан с подключенным проводом к корпусу карбюратора и включите зажигание – игла должна с характерным щелчком втянуться в корпус клапана.
Отсоедините провод и включите замок зажигания. Соедините контакты на короткое время. Вы должны услышать щелчок соленоида при его открытии и закрытии. Если звука не возникает, это означает, что соленоид неисправен и нуждается в замене.
Шаг 4. Проверьте распределение зажигания
На современных автомобилях регулировка зажигания не требуется, однако, если ваш автомобиль достаточно старый и вы замечаете явления «дизеления», скорее всего, зажигание на нем все же можно отрегулировать.
Когда угол опережения подачи топлива отклоняется всего на несколько градусов, это может привести к повышению температуры двигателя, что создает условия для возникновения «дизеления».
Изучите руководство по регулировке зажигания, так как оно может значительно отличаться в зависимости от модели и марки автомобиля. В некоторых случаях установка производится на холостых оборотах, в других — на высоких. Некоторые производители рекомендуют отключать определенные элементы управления перед началом настройки. Универсальной процедуры, подходящей для всех двигателей, не существует.
Если вы решили выполнить настройку самостоятельно, будьте предельно осторожны! Вам придется работать в непосредственной близости от движущихся частей двигателя.
Шаг 5. Проверьте свечи зажигания
Неправильный выбор свечей зажигания может стать причиной возникновения «дизеления». Эти детали создаются для функционирования в определённых температурных условиях, и если установленные на вашем автомобиле свечи не соответствуют необходимому температурному диапазону или имеют дефекты, это может привести к появлению «дизеления».
Проверка свечей зажигания Один из самых простых способов проверить свечу зажигания — подключить минус к массе автомобиля и убедиться в наличии искры.
Снимите свечи зажигания и проверьте их серийные номера на соответствие требованиям производителя. Если вы обнаружите несоответствие, обязательно замените свечи.
Часть 3 из 3: Борьба с нагаром
Необходимые материалы:
- добавки для топлива, предназначенные для очистки двигателя;
- качественное топливо.
Шаг 1. Попробуйте добавки для очистки двигателя
Если вы попробовали все перечисленные методы и проблема все еще сохраняется, а двигатель не глохнет сразу, это может свидетельствовать о наличии серьезных отложений нагара в вашем моторе.
Нагар способен повышать компрессию в двигателе и создавать горячие точки в камере сгорания, что может привести к явлению, известному как «дизеление». На рынке представлено множество добавок, которые помогают очищать двигатель во время его работы.
Следуя рекомендациям производителя, смешайте добавку с топливом во время заправки автомобиля. Затем выезжайте на скоростную трассу и проезжайте некоторое расстояние на высокой скорости, периодически резко ускоряясь. Очищающая формула топлива может помочь разрушить нагар и вывести его через выхлопную систему.
При обсуждении вашей проблемы вы, вероятно, столкнетесь с опытным специалистом, который предложит налить стакан воды в карбюратор при работающем двигателе. Вежливо поблагодарите его за совет, но ни в коем случае не следуйте этому совету. Это может серьезно повредить ваш двигатель.
Шаг 2. Смените топливо
Применение топлива с повышенным октановым числом может оказаться полезным в борьбе с проблемой «дизеления», если другие методы не принесли результатов. Важно отметить, что это не является окончательным решением, а скорее правильным подходом к обслуживанию двигателя.
Топливо с высоким октановым числом обладает большей стабильностью и менее подвержено преждевременному воспламенению, вызванному горячими отложениями в двигателе.
Со временем вы можете заметить, что использование более дорогого топлива становится финансово обременительным. Кроме того, первоначальный положительный эффект от высокооктанового топлива может со временем ослабевать. Для полного устранения проблемы может потребоваться более серьезный ремонт двигателя.
Шаг 3. Проверьте систему вентиляции картерных газов
Система вентиляции картерных газов (СККГ) играет важную роль в работе двигателя автомобиля, в том числе и в модели ВАЗ 2109. Она предназначена для удаления избыточного давления и вредных газов, образующихся в картере двигателя. Если система вентиляции не функционирует должным образом, это может привести к различным проблемам, включая трудности с глушением двигателя после выключения зажигания.
Первым шагом в проверке системы вентиляции картерных газов является осмотр всех компонентов, включая вентиляционные каналы, клапаны и шланги. Необходимо убедиться, что нет засоров или повреждений, которые могут препятствовать нормальному потоку газов. Если шланги имеют трещины или утечки, это может привести к неправильному давлению в картере и, как следствие, к проблемам с глушением двигателя.
Следующим этапом проверки является тестирование работы вентиляционного клапана. Этот клапан должен открываться и закрываться в зависимости от давления в картере. Если клапан заедает или не работает, это может привести к накоплению газов и увеличению давления, что затрудняет остановку двигателя. Для проверки клапана можно использовать манометр, чтобы измерить давление в системе.
Также стоит обратить внимание на состояние фильтра системы вентиляции. Если фильтр забит, это может привести к ухудшению работы системы и, как следствие, к проблемам с глушением двигателя. Регулярная замена фильтра поможет поддерживать систему в рабочем состоянии.
Кроме того, стоит проверить соединения между компонентами системы. Все шланги и соединения должны быть герметичными, чтобы избежать утечек. Утечки могут привести к тому, что газы не будут должным образом выводиться из картерной системы, что также может повлиять на работу двигателя.
В заключение, правильная работа системы вентиляции картерных газов является критически важной для нормального функционирования двигателя ВАЗ 2109. Если вы столкнулись с проблемой, когда двигатель не глохнет после выключения зажигания, обязательно проверьте эту систему. Устранение неполадок в СККГ может значительно улучшить работу двигателя и предотвратить дальнейшие проблемы.
Вопрос-ответ
Почему мой двигатель не останавливается, когда я выключаю зажигание?
Это может быть вызвано чрезмерным накоплением углерода в камерах сгорания или на днищах поршней. При нагревании он действует как свечи накаливания и воспламеняет небольшое количество топлива, поступающего в цилиндры. Это часто встречается в двигателях, работающих на слишком богатой смеси или имеющих проблемы с угаром масла.
Как называется ситуация, когда двигатель продолжает работать после выключения зажигания?
Дизельный режим или работа двигателя на выбеге — это состояние, которое может возникнуть в бензиновых двигателях внутреннего сгорания с зажиганием от свечи зажигания, при котором двигатель продолжает работать в течение короткого периода времени после выключения, всасывая топливо через карбюратор в двигатель и воспламеняя его без искры.
Как понять, что неисправна катушка зажигания ВАЗ 2109?
Общее снижение мощности силового агрегата, неравномерная работа двигателя с рывками, затрудненный запуск мотора, сигнал контрольного индикатора, указывающий на проявление неполадок.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте состояние аккумулятора и генератора. Неправильная работа этих компонентов может привести к тому, что электроника автомобиля продолжает функционировать даже после выключения зажигания. Убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен, а генератор исправен.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на систему зажигания. Если у вас есть проблемы с реле или проводами, это может вызвать некорректное отключение двигателя. Проверьте все соединения и замените изношенные детали.
СОВЕТ №3
Проверьте блок управления двигателем (ЭБУ). Иногда сбои в работе ЭБУ могут приводить к тому, что двигатель не глохнет. Если у вас есть доступ к диагностическому оборудованию, проведите проверку на наличие ошибок и устраните их.
СОВЕТ №4
Не игнорируйте возможные проблемы с топливной системой. Если форсунки или насос продолжают подавать топливо после выключения зажигания, это может привести к тому, что двигатель не глохнет. Проверьте эти компоненты на наличие неисправностей.



