Пн-вс: 10:00—22:00
whatsapp telegram vkontakte email

Направляющие клапанов для ваз: особенности и преимущества

Направляющие клапанов — ключевой элемент системы газораспределения автомобилей ВАЗ, обеспечивающий правильное положение и движение клапанов в головке блока цилиндров. В статье рассмотрим функции направляющих клапанов, их конструктивные особенности и важность качественного состояния для надежной работы двигателя. Понимание роли направляющих клапанов поможет владельцам автомобилей ВАЗ своевременно выявлять проблемы и проводить необходимые ремонты, что увеличивает срок службы двигателя и улучшает его производительность.

Руководство по замене направляющих втулок клапанов своими руками

Множество водителей с солидным стажем, которые имели возможность увидеть двигатель в разобранном состоянии, могут не знать о наличии таких элементов, как направляющие втулки клапанов. Это связано с двумя причинами: во-первых, они практически незаметны даже на снятой головке блока цилиндров (ГБЦ), а во-вторых, их срок службы составляет около 200 тысяч километров и более, поэтому обсуждение этих деталей среди автомобилистов происходит довольно редко. Тем не менее, из-за износа эти незаметные компоненты всё же требуют замены, и при желании это можно сделать самостоятельно в домашних условиях.

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что направляющие клапанов являются важным элементом в системе газораспределения автомобилей ВАЗ. Они обеспечивают правильное положение клапанов и минимизируют их износ, что, в свою очередь, способствует увеличению срока службы двигателя. При выборе направляющих клапанов специалисты рекомендуют обращать внимание на качество материалов и точность изготовления, так как это напрямую влияет на эффективность работы двигателя. Кроме того, правильная установка и регулярная проверка состояния направляющих могут предотвратить серьезные поломки и снизить риск перегрева. В целом, забота о направляющих клапанов — это залог надежности и долговечности автомобиля.

Обзор бронзовых направляющих клапанов СпортДеталь 16VОбзор бронзовых направляющих клапанов СпортДеталь 16V

Зачем нужны направляющие втулки?

В начале и середине XX века головки блока цилиндров автомобилей изготавливались из чугуна, а клапаны просто помещались в точно просверленные отверстия. Однако со временем производители отказались от чугунных ГБЦ из-за их значительного веса и недостаточной способности к отведению тепла. На смену им пришли легкие головки из алюминиевых сплавов. Эти материалы обладают отличной теплопроводностью, но не отличаются высокой стойкостью к износу от трения.

Для решения этой проблемы была разработана направляющая втулка, которая служит связующим звеном между мягким сплавом головки цилиндров и стальным стержнем клапана, который постоянно движется вверх и вниз в процессе работы. Изготавливаемая из чугуна или специальной бронзы, втулка надежно запрессовывается в корпус ГБЦ, а клапан вставляется внутрь с минимальным зазором.

Втулка представляет собой полый цилиндр, изготовленный с точными размерами для конкретной модели автомобиля. Внешняя поверхность тщательно отшлифована и гладкая на ощупь, а внутренняя имеет спиралевидную канавку, напоминающую резьбу. По этой канавке движется моторное масло, которое смазывает ось клапана и уменьшает трение. В верхней части втулки предусмотрена неглубокая выборка для установки стопорного кольца.

Важно отметить, что направляющие элементы для впускной и выпускной групп клапанов имеют различия в конструкции, хотя внешне могут быть похожи (например, детали для автомобилей ВАЗ 2108—09). Разница заключается в том, что в втулке для выхлопного тракта масляная канавка проходит по всей длине, а для впускного — лишь наполовину. Кроме того, изделия для «классики» ВАЗ 2106 отличаются размерами: при одинаковом диаметре выпускные втулки длиннее впускных.

Втулки выполняют несколько ключевых функций:

  1. Направляют движение клапана, обеспечивая его точное совмещение с седлом и плотное прилегание.
  2. Принимают на себя нагрузку от силы трения, возникающую во время возвратно-поступательного движения стержня клапана.
  3. Передают тепло от сильно нагревающейся клапанной чашки в камере сгорания алюминиевому сплаву головки цилиндров.
  4. Обеспечивают смазку трущихся поверхностей благодаря специальной канавке.

Когда втулка запрессована в отверстие ГБЦ, ее верхняя часть меньшего диаметра выступает над поверхностью на несколько миллиметров. Это необходимо для установки маслосъемного колпачка (или сальника клапана), который предотвращает попадание масла из верхней части двигателя в камеру сгорания через внутреннее отверстие втулки.

Тип направляющей Материал Особенности
Стандартная Чугун Дешевая, но быстро изнашивается, требует частой замены
Бронзовая Бронза Долговечная, хорошо отводит тепло, но дороже чугунной
Металлокерамическая Металлокерамика Высокая износостойкость, отличная теплопроводность, но самая дорогая
С тефлоновым покрытием Чугун с тефлоном Снижает трение, увеличивает ресурс, но покрытие может отслаиваться
С канавками для масла Чугун/Бронза Улучшает смазку, снижает износ, но сложнее в изготовлении

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о направляющих клапанов для автомобилей ВАЗ:

  1. Материалы и технологии: Направляющие клапанов для автомобилей ВАЗ часто изготавливаются из бронзы или специального сплава, что обеспечивает высокую износостойкость и долговечность. Современные технологии позволяют производить направляющие с улучшенными характеристиками, такими как повышенная термостойкость и устойчивость к коррозии.

  2. Влияние на производительность: Качество направляющих клапанов напрямую влияет на работу двигателя. Неправильно установленные или изношенные направляющие могут привести к увеличению зазоров, что, в свою очередь, вызывает повышенный расход масла и ухудшение компрессии. Это может негативно сказаться на общей производительности автомобиля.

  3. Совместимость и модификации: На рынке доступны направляющие клапанов, которые могут быть совместимы с несколькими моделями ВАЗ, а также с другими автомобилями. Некоторые автолюбители модифицируют направляющие для улучшения характеристик двигателя, что может включать использование направляющих с изменёнными размерами или материалами для достижения лучших результатов в гонках или при тюнинге.

Причины поломки деталей и их последствия

Направляющие элементы имеют свою уникальную особенность: они не ломаются внезапно, а изнашиваются постепенно. Срок службы таких деталей в автомобилях эконом-класса варьируется от 180 до 300 тысяч километров, в то время как у более дорогих иномарок этот показатель может достигать 1 миллиона километров. На скорость износа влияют несколько факторов, которые могут его ускорить:

  1. качество моторного масла и регулярность его замены;
  2. температурный режим работы двигателя: чем чаще мотор перегревается, тем быстрее изнашиваются его трущиеся поверхности;
  3. качество топлива и горючей смеси, пары которых проникают в любые неплотности и способствуют медленному разрушению деталей.

Важно отметить, что на срок службы всех компонентов газораспределительного механизма также влияет исправность системы питания и зажигания. Если возникают проблемы, приводящие к хлопкам в топливном или выхлопном коллекторе, смазка между парой клапан — втулка может смываться несгоревшим бензином, что приводит к тому, что механизм несколько секунд работает «на сухую».

Изношенная деталь имеет «разбитое» внутреннее отверстие, что приводит к тому, что шток клапана начинает свободно перемещаться в нем, а затем появляется люфт. В процессе работы стержень может перекоситься, а тарелка плохо совмещается с седлом, что постепенно снижает герметичность соединения. В результате газы из камеры сгорания проникают в механизм, а масло попадает сверху, что приводит к образованию нагара. Этот нагар также ускоряет износ, быстро выводя деталь из строя.

Когда нужно менять направляющие?

Основным признаком, указывающим на износ втулок клапанов, является увеличенный расход моторного масла. Когда у штока появляется поперечный люфт, маслосъемные колпачки теряют свою эффективность и не могут предотвратить попадание масла в цилиндры из верхней части двигателя, где находится распределительный вал. Масло проникает через увеличенный зазор между стержнем клапана и внутренней частью втулки, свободно попадая в камеру сгорания.

Среди признаков, указывающих на потребление масла из-за неисправностей направляющих, можно выделить следующие:

  1. сизый дым, выходящий из выхлопной трубы, вызванный сгоранием масла, попадающего в цилиндры;
  2. автомобиль сохраняет свою динамику, но при этом выделяет значительное количество дыма;
  3. светлый «пухлый» нагар на электродах свечей зажигания;
  4. наличие масла в жидком состоянии на юбках и резьбовой части свечей.

Рекомендация. По характеру нагара на свечах можно определить цилиндр, в который поступает наибольшее количество масла. Это поможет в процессе диагностики.

Поскольку масло может также попадать в камеры из-за проблем с цилиндро-поршневой группой, важно провести диагностику для точного выявления неисправности. В качестве примера рассмотрим популярный автомобиль ВАЗ 2106:

  • Измерьте компрессию в цилиндрах, чтобы убедиться в исправности поршневых колец.
  • Снимите клапанную крышку, ослабьте цепь и открутите шестерню распредвала, предварительно совместив метки.
  • Демонтируйте распределительный вал вместе с постелью и снимите коромысла. Освободите пружины клапанов того цилиндра, на свече которого больше всего нагара.
  • Осторожно извлеките сальник и проверьте, есть ли люфт у штока, покачивая его в стороны и двигая вверх-вниз.

Если вы обнаружили люфт, можете продолжать разборку, так как для замены втулок потребуется снять головку цилиндров. Если у вас остались сомнения, проверьте остальные клапаны — ситуация должна быть схожей.

Порядок замены направляющих клапанов ВАЗ 2106

Вся процедура состоит из нескольких ключевых этапов:

  • Подготовка необходимого инструмента.
  • Частичный разбор двигателя, в частности — снятие головки блока цилиндров.
  • Выбор и приобретение новых комплектующих.
  • Удаление изношенных деталей и установка новых.
  • Сборка двигателя и его запуск.

Рекомендация. Важно придерживаться именно такой последовательности действий — сначала разборка двигателя, а затем покупка запчастей. Открытие мотора даст четкое представление о том, какие детали вам понадобятся. Если вы недавно заменяли клапаны (5—10 тыс. км назад), их следует извлечь, чтобы примерить к новым втулкам в магазине. Старую клапанную группу необходимо будет заменить.

Подготовка необходимого инструмента

Для разборки и замены направляющих вам понадобятся следующие инструменты:

  1. стандартный набор рожковых и накидных ключей;
  2. набор головок с мощным воротком и трещоткой;
  3. динамометрический ключ для затяжки болтов головки блока цилиндров и гаек распределительного вала при сборке;
    отвёртки, пассатижи;
  4. ключ на 36 мм для ручного вращения коленчатого вала;
  5. монтировка;
  6. съёмник для разблокировки клапанов;
  7. тяжёлый молоток;
  8. оправка для выбивания и запрессовки втулок;
  9. развёртка на 8.025 мм с воротком;
  10. ёмкость и шланг для слива системы охлаждения;
    ветошь.

Оправка для работы с направляющими представляет собой стальной пруток, один конец которого обработан под внутренний диаметр втулки. Вторая часть оправки — это насадка для запрессовки, размер которой соответствует широкой наружной части детали (так называемой шляпке), так как по торцу бить нельзя. Такой комплект можно заказать у токаря или приобрести готовый, его цена невысока.

Рекомендация. При замене направляющих вам, возможно, потребуется заново притирать клапана или даже выполнять прирезку сёдел. Для этих операций нужен специальный инструмент и определённые навыки, поэтому лучше доверить их выполнение профессионалу. Кроме того, покупка оборудования для прирезки и притирки может свести на нет все преимущества самостоятельного ремонта головки блока цилиндров.

Развёртка — это слесарный инструмент, предназначенный для точной подгонки внутренних диаметров отверстий. В данном случае она необходима для развертывания внутренней части втулки под стержень клапана с минимальным зазором.

Демонтаж ГБЦ и старых втулок

Этот этап является наиболее трудоемким и продолжительным. Он начинается с отключения аккумулятора и слива жидкости из водяной рубашки двигателя (сливать жидкость из радиатора не требуется). Далее следуйте этим шагам:

  • Отсоедините трос пускового устройства, бензиновый шланг и привод акселератора, затем снимите корпус воздушного фильтра и карбюратор.
  • Открутите клапанную крышку и совместите метку на шкиве коленвала с длинной риской на блоке. Отключите провода от свечей зажигания и снимите трамблер, запомнив, в каком положении находился бегунок. Также снимите провод с датчика температуры.
  • Ослабьте цепь, выкрутив натяжитель, затем разблокируйте гайку шестерни распределительного вала и открутите её. Снимите шестерёнку и зафиксируйте цепь, чтобы она не провалилась внутрь блока. Открутите гайки, крепящие постель распредвала, и снимите её со шпилек.
  • Отсоедините все патрубки охлаждающей системы и «штаны» выхлопной трубы от головки блока цилиндров.
  • В произвольном порядке ослабьте 11 болтов, крепящих головку цилиндров, и выкрутите их. Двумя руками поднимите ГБЦ и снимите её вместе с коллекторами.

Совет. После демонтажа головки блока цилиндров сразу очистите поверхность блока от старой прокладки и накройте её чистой тканью, чтобы предотвратить попадание грязи внутрь цилиндров.

Снятая головка блока цилиндров удобно размещается на столе, после чего можно снять пружины с коромыслами (старайтесь не перепутать их местами). Затем с помощью съёмника разблокируйте клапаны и извлеките их, не забыв про «сухари» — маленькие полуцилиндры, которые вставляются в прорезь штока. Далее переверните головку так, чтобы камеры сгорания оказались сверху, подложите по краям деревянные бруски и выбейте оправкой все втулки. Удары следует наносить с умеренной силой, аккуратно и точно. В завершение тщательно очистите и протрите всю головку блока цилиндров от нагара и отложений.

Рекомендация. Воспользуйтесь моментом, чтобы проверить разобранный двигатель на наличие других неисправностей, чтобы устранить их сразу. Рекомендуется привлечь специалиста — моториста с нутромером, чтобы он проверил износ в цилиндрах и проконсультировал вас по всем вопросам. Это особенно важно, если вы впервые разбираете силовой агрегат ВАЗ 2106.

Как демонтировать ГБЦ ВАЗ 2106 — видео

https://youtube.com/watch?v=APYqSZZpXks

Подбор новых деталей

Направляющие втулки для двигателя «шестёрки» доступны в двух вариантах — из чугуна и бронзы. При выборе стоит учитывать следующие рекомендации:

  • Если вы предпочитаете стандартный стиль вождения и не занимаетесь тюнингом автомобиля, нет необходимости устанавливать бронзовые изделия. Лучше приобрести недорогие чугунные втулки, которые прослужат вам долго.
  • Бронзовые детали целесообразно использовать в сочетании с облегчёнными хромированными клапанами (например, от компании АМР).
  • Учитывая стоимость чугунных втулок и ваш первый опыт их замены, рекомендуется купить два комплекта. Это связано с хрупкостью материала, который может случайно сломаться при неосторожном обращении.
  • Выбирайте втулки так, чтобы клапаны входили в них с трудом или вовсе не проходили. Избегайте изделий с неправильными отверстиями, в которые свободно проходит шток.
  • Если после разборки вы заметили, что одна или несколько втулок вращаются или болтаются в гнёздах головки блока цилиндров, необходимо подобрать ремонтные втулки. Их внешний диаметр больше стандартного на 0,05—0,1 мм, что позволит установить такие детали в повреждённые отверстия головки цилиндров. Для этого рекомендуется использовать измерительные инструменты — микрометр и нутромер.

Совет. Не верьте утверждениям о том, что бронзовые втулки более устойчивы к износу, чем чугунные — это не так. Чугун значительно твёрже большинства металлов, включая бронзу, хотя и хуже проводит тепло. Таким образом, обе группы деталей хороши, но их следует применять по назначению.

Также стоит приобрести новую клапанную группу (если она не менялась недавно), прокладки под головку блока цилиндров и различные патрубки, а также 1—2 литра антифриза для доливки. Остальные детали покупайте на основе результатов проведённой ранее дефектовки.

Посадка втулок и обратная сборка

Чтобы установить направляющие в гнёзда, начните с переворота головки цилиндров так, чтобы камеры сгорания оказались внизу. Затем наденьте стопорные кольца на элементы, натягивая их с верхней части. Если вы попытаетесь надеть кольцо снизу, это может привести к образованию глубоких борозд на поверхности, что в дальнейшем может стать причиной утечки масла.

Обратите внимание! Перед установкой рекомендуется смазать наружную поверхность деталей тонким слоем моторного масла.

Для запрессовки начните с того, что вставьте первую втулку концом в отверстие, затем наденьте на оправку насадку и приложите её к широкой части детали. Ударяйте молотком по проставке, чтобы забить втулку до упора, что будет определяться изменением звука ударов (появится лёгкий звон). Удары должны быть умеренной силы, чтобы не повредить чугун. Повторите процесс для всех элементов, а если какой-то из них всё же треснет, используйте запасной.

Информация. Часто можно услышать советы о том, что головку блока цилиндров следует нагревать в ведре с водой, а втулки перед установкой помещать в морозильник. Эти методы действительно облегчают процесс запрессовки, но требуют много времени. Опытные слесари утверждают, что установка чугуна в алюминиевый сплав с натягом 0,04—0,06 мм может быть выполнена без предварительного разогрева.

После завершения запрессовки необходимо обработать внутренний диаметр втулок развёрткой, чтобы стержень клапана мог свободно перемещаться с минимальным зазором. Для этого зафиксируйте четырёхгранный конец развёртки в воротке, смажьте рабочую часть моторным маслом, вставьте в отверстие и вращайте по часовой стрелке. Инструмент должен пройти по всей длине детали. Далее установите и притрите клапана, что лучше доверить профессионалу. Затем выполните сборку двигателя в обратном порядке, учитывая важные моменты:

  • Для повышения герметичности прокладки между головкой и блоком обработайте её тонким слоем графитной смазки. Использование высокотемпературных герметиков не рекомендуется.
  • Затяните 10 основных болтов крепления ГБЦ динамометрическим ключом в два этапа, следуя указанной на схеме последовательности. Первый раз затяните их с моментом 41 Нм, второй раз — 118 Нм. Одиннадцатый болт меньшего размера затягивается за один раз с моментом 39 Нм.
  • Постель распределительного вала также затягивается по схеме с моментом 22 Нм.
  • Установите шестерёнку и цепь так, чтобы круглая метка на звёздочке совпадала с приливом на корпусе распредвала. Проверьте метки на коленчатом валу, которые вы совместили перед разборкой.
  • Не забудьте отрегулировать зазоры между коромыслами клапанной группы и кулачками распределительного вала (должны составлять 0,15 мм).

При установке трамблёра восстановите первоначальное положение бегунка, чтобы не нарушить зажигание.

Совет от опытных мастеров. Многие старшие специалисты после затяжки болтов ГБЦ рекомендуют дать двигателю постоять 12—24 часа, а затем ещё раз проверить и подтянуть головку. Если у вас есть время, следуйте этому совету, и через сутки вы заметите, что узлы «уселись», а болты немного ослабли.

После завершения сборки и заливки антифриза запустите двигатель, дайте ему прогреться и, вращая корпус трамблёра, установите оптимальный угол опережения зажигания.

Видео по замене направляющих втулок

Процесс замены направляющих схож для автомобилей разных марок, однако различия могут проявляться в сложности разборки и конструкции втулок. Эта процедура требует значительных усилий и может занять довольно много времени. Имейте в виду, что в процессе работы могут обнаружиться и другие неисправности в двигателе, которые также потребуют вашего внимания. С другой стороны, самостоятельная замена втулок позволит вам существенно сэкономить средства.

как поменять направляющие на головкекак поменять направляющие на головке

Советы по уходу и обслуживанию направляющих клапанов

Направляющие клапанов являются важной частью системы газораспределения автомобиля ВАЗ. Они обеспечивают правильное положение клапанов и способствуют их свободному движению. Для обеспечения долговечности и надежности работы направляющих клапанов необходимо соблюдать несколько простых, но важных рекомендаций по их уходу и обслуживанию.

Регулярная проверка состояния направляющих клапанов. Важно периодически проверять направляющие клапанов на наличие износа и повреждений. Это можно сделать во время планового технического обслуживания или при проведении капитального ремонта двигателя. Обратите внимание на наличие зазоров между направляющими и клапанами, а также на наличие трещин или других дефектов.

Использование качественного масла. Для обеспечения нормальной работы направляющих клапанов необходимо использовать качественное моторное масло, которое соответствует рекомендациям производителя. Масло обеспечивает смазку направляющих и предотвращает их износ. Регулярная замена масла также поможет избежать накопления загрязнений, которые могут негативно сказаться на работе направляющих.

Соблюдение температурного режима. Направляющие клапанов подвержены воздействию высоких температур, поэтому важно следить за температурным режимом работы двигателя. Перегрев может привести к деформации направляющих и ухудшению их работы. Убедитесь, что система охлаждения работает исправно, и следите за уровнем охлаждающей жидкости.

Проверка и замена уплотнительных колец. Уплотнительные кольца, которые устанавливаются на направляющие клапанов, играют важную роль в предотвращении утечек масла и поддержании нормального давления в системе. Регулярно проверяйте состояние уплотнительных колец и при необходимости заменяйте их. Это поможет избежать проблем с масляным голоданием и увеличит срок службы направляющих.

Профессиональная установка и замена. Если вы планируете замену направляющих клапанов, рекомендуется доверить эту работу профессионалам. Неправильная установка может привести к быстрому износу и другим проблемам. Специалисты смогут правильно установить направляющие, а также провести необходимые регулировки для обеспечения их корректной работы.

Соблюдение рекомендаций производителя. Всегда следуйте рекомендациям производителя автомобиля ВАЗ относительно обслуживания и замены направляющих клапанов. В руководстве пользователя вы найдете информацию о сроках замены, необходимых инструментах и материалах, а также советы по уходу за двигателем в целом.

Соблюдение этих простых советов поможет вам поддерживать направляющие клапанов в хорошем состоянии, что, в свою очередь, обеспечит надежную работу двигателя и продлит срок его службы.

Вопрос-ответ

Что такое направляющие клапанов и какую роль они играют в двигателе ВАЗ?

Направляющие клапанов — это детали, которые обеспечивают правильное направление и стабильное движение клапанов в головке блока цилиндров. Они помогают поддерживать точность зазоров и предотвращают износ, что в свою очередь способствует эффективной работе двигателя и его долговечности.

Как часто нужно менять направляющие клапанов на автомобилях ВАЗ?

Срок службы направляющих клапанов зависит от условий эксплуатации и качества масла. Обычно их рекомендуется проверять при каждом капитальном ремонте двигателя или при замене клапанов. Если наблюдаются признаки износа, такие как повышенный расход масла или шум в работе двигателя, направляющие следует заменить.

Какие признаки указывают на необходимость замены направляющих клапанов?

Основные признаки, указывающие на необходимость замены направляющих клапанов, включают повышенный расход масла, появление стуков или шумов в области головки блока цилиндров, а также снижение мощности двигателя. Также стоит обратить внимание на наличие черного дыма из выхлопной трубы, что может свидетельствовать о проблемах с герметичностью клапанов.

Советы

СОВЕТ №1

Перед заменой направляющих клапанов обязательно проверьте их состояние. Используйте специальный инструмент для измерения износа, чтобы определить, нужно ли их менять или можно обойтись без замены.

СОВЕТ №2

При установке новых направляющих клапанов используйте смазку, чтобы облегчить их установку и предотвратить повреждения. Это также поможет обеспечить более плавное движение клапанов в будущем.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на материал направляющих клапанов. Для автомобилей ВАЗ лучше выбирать детали из бронзы или чугуна, так как они обладают высокой износостойкостью и долговечностью.

СОВЕТ №4

Не забывайте о правильной регулировке зазоров между клапанами и направляющими после установки. Это поможет избежать проблем с работой двигателя и продлит срок службы новых деталей.

Ссылка на основную публикацию
Похожее