В статье рассмотрим плотность бензинов марки 92 и 95, а также других нефтепродуктов. Плотность топлива влияет на его характеристики: эффективность сгорания, мощность двигателя и расход. Понимание этих параметров поможет выбрать подходящее топливо для автомобиля и лучше ориентироваться в вопросах экологии и экономии.
Плотности (удельные веса) бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов
Значения плотностей (удельных весов) бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов широко применяются в современном мире, особенно в сфере транспорта.
Наиболее распространенными нефтепродуктами являются бензин и дизельное топливо (также известное как солярка), а также мазут.
Бензин представляет собой горючую смесь легких углеводородов с температурой кипения в диапазоне от 30 до 200 °C, его плотность составляет примерно 0,75 г/см³, а теплотворная способность — около 10500 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Температура замерзания бензина ниже -60 °C. Средние значения плотности (удельного веса) бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов, включая бензин АИ-92 (А92), представлены в таблице.
Согласно требованиям ГОСТ 32513-2013, все распространенные марки бензина в России (АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98) должны иметь плотность в пределах 720-780 кг/м³ при температуре 15 °C.
Однако характеристики зарубежного автомобильного топлива могут отличаться от российских стандартов.
Также стоит отметить динамику средних цен на нефтепродукты в России в разные годы.
Важно упомянуть, что в последнее время в России появились неэтилированные бензины, такие как «Нормаль-80», «Регуляр-92» вместо АИ-93, а для импортных автомобилей — «Премиум-95» и «Супер-98». Эти марки соответствуют экологическим требованиям по выбросам вредных веществ класса Евро-2. Следующим шагом стало создание бензинов, отвечающих более строгим требованиям Евро-3 (хотя в ЕС с 2005 года действуют еще более жесткие стандарты Евро-4 и Евро-5) к выбросам: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95», «Супер Евро-98», «Экстра-98» и другие (названия чаще всего не содержат слово «Евро»).
Продолжая тему иномарок, стоит отметить, что в США существуют три класса дизельного топлива: 1D, 2D и 4D. Различия между этими классами зависят от диапазона вязкости и температуры кипения. Дизельное топливо 4D обычно используется в низкоскоростных двигателях, 2D — в более теплую погоду и иногда смешивается с 1D для создания зимнего топлива. 1D предпочтительно для холодных условий, так как обладает более низкой вязкостью. Плотности зарубежного дизельного топлива классов 1D, 2D и 4D, учитывающие их вязкость при температурах 20-60 °C, варьируются в пределах 820-960 кг/м³. В усредненных расчетах обычно принимаются такие значения плотности дизельного топлива, как 0,832 кг/л или 6,93 фунта на галлон.
Основное отличие между летним и зимним дизельным топливом заключается в предельной температуре фильтрации, температуре помутнения и температуре охлаждения, которые указаны в стандартах для данного топлива. Производство зимнего топлива обходится дороже, но использование летнего топлива без предварительного подогрева в холодное время года невозможно. Еще одной проблемой является высокое содержание воды в дизельном топливе. Вода оседает в резервуарах и собирается на дне, так как плотность дизельного топлива меньше 1 кг/л. Это может привести к блокировке работы двигателя. Для дизельного топлива в стандартах и характеристиках устанавливается кинематический коэффициент вязкости.
Температура вспышки по цетановому числу для дизельного топлива не должна превышать 70 °C. Температура дистилляции для дизельного топлива должна составлять не менее 200 и более 350 °C.
В системе СИ плотность американского бензина составляет 0,749 г/см³. В США также используется термин «унция». Плотность бензина в США выражается как 0,433 унции на дюйм, где 1 унция равна 28,3495 грамм (существует также унция авердюпуа, равная 28,3495231 г). В США применяются такие меры объема, как пинта (345,46 г), кварт (708,72 г) и галлон (2834,89 г). Плотности топлива (бензина и дизельного) не являются фиксированными величинами, их вязкость зависит от температуры. Существуют поправочные коэффициенты удельного веса топлива для каждого градуса, отличающегося от нормируемого значения.
(Откуда произошло название «солярка»? Это русский вариант слов «солнечное масло» от немецкого «Solaröl» (солнцезащитное масло) — более тяжелая фракция, полученная в процессе переработки нефти, была названа так в 1857 году из-за ее желтого цвета).
Для высокоскоростных двигателей используется дистиллятное маловязкое топливо, а для малоскоростных (тракторных, морских, стационарных) двигателей — высоковязкое остаточное топливо. Зарубежное дистиллятное масло для высокоскоростных двигателей производится из фракций гидроочищенного керосина и газойля прямой дистилляции, а также до 1/5 каталитического крекинга и коксового газа. Вязкое топливо для двигателей с медленным движением представляет собой смесь фракций мазута и керосина с газойлем. Теплота сгорания дизельного топлива (солярки) составляет в среднем 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).
Приведем примеры характеристик отечественного дизельного топлива (солярки) для стран ЕАЭС. Летнее: плотность — не более 860 кг/м³, точка воспламенения — 55 °C, температура охлаждения — -5 °C. Следует учитывать, что повышение температуры окончания кипения приводит к интенсивному коксованию сопел горелки и увеличению дымности.
Зимнее: плотность — до 840 кг/м³, точка воспламенения — 55 °C, температура охлаждения — -35 °C. Оно производится путем смешивания фракций прямого и гидроочищенного углеводородов с конечной точкой кипения 180-340 °C. Кроме того, зимнее топливо может быть получено из летнего дизельного топлива с добавлением депрессанта для снижения температуры застывания, что обеспечивает низкое изменение максимальной температуры фильтрации. Для устаревшей техники к летнему дизельному топливу добавляют 20% керосина.
И, наконец, арктическое дизтопливо: плотность — не более 830 кг/м³, температура вспышки — 25 °C, температура охлаждения — -50 °C.
Эксперты в области нефтепереработки отмечают, что плотность бензина напрямую влияет на его характеристики и эффективность работы двигателей. Бензин с плотностью 92 и 95 имеет разные свойства, что может сказываться на производительности автомобилей. Более высокая плотность 95-го бензина обеспечивает лучшую устойчивость к детонации, что особенно важно для высокопроизводительных двигателей. Однако, как подчеркивают специалисты, выбор между этими марками должен основываться не только на плотности, но и на рекомендациях производителя автомобиля. Кроме того, плотность других нефтепродуктов, таких как дизельное топливо, также играет важную роль в их использовании. Например, более высокая плотность дизельного топлива способствует его лучшему сгоранию и экономии топлива. В конечном итоге, правильный выбор топлива может значительно повысить эффективность работы двигателя и снизить уровень выбросов.

Вопрос-ответ
| Нефтепродукт | Плотность при 15°C, кг/м³ | Примечания |
|---|---|---|
| Бензин АИ-92 | 725 — 760 | Диапазон плотности может незначительно варьироваться в зависимости от производителя и сезона. |
| Бензин АИ-95 | 730 — 770 | Более высокая плотность по сравнению с АИ-92 обусловлена наличием присадок. |
| Бензин АИ-98 | 740 — 780 | Еще более высокая плотность, характерная для высокооктановых бензинов. |
| Дизельное топливо (летнее) | 820 — 845 | Плотность дизельного топлива выше, чем у бензина. |
| Дизельное топливо (зимнее) | 800 — 840 | Зимнее дизельное топливо имеет немного меньшую плотность для улучшения низкотемпературных свойств. |
| Керосин | 780 — 810 | Используется как топливо для реактивных двигателей и осветительных приборов. |
| Мазут | 900 — 1000 | Тяжелый остаток переработки нефти, используется как котельное топливо. |
| Нефть сырая (легкая) | 780 — 870 | Плотность сырой нефти сильно зависит от месторождения. |
| Нефть сырая (тяжелая) | 870 — 1000+ | Тяжелая нефть имеет высокую плотность и вязкость. |
| Газовый конденсат | 680 — 750 | Легкая фракция, получаемая из природного газа. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о плотности бензина и других нефтепродуктов:
-
Разница в плотности: Плотность бензинов с октановыми числами 92 и 95 может варьироваться, но в среднем составляет около 0,72-0,78 г/см³. Более высокий октановый бензин (95) часто содержит добавки, которые могут немного изменять его плотность по сравнению с 92, но разница незначительна.
-
Влияние температуры: Плотность бензина и других нефтепродуктов изменяется в зависимости от температуры. При повышении температуры плотность уменьшается, что может влиять на расчет объема топлива. Это важно учитывать при заправке и хранении топлива, так как в холодную погоду плотность может быть выше, чем в теплую.
-
Состав и плотность: Плотность нефтепродуктов зависит от их химического состава. Например, добавление этанола в бензин (что часто делается для повышения октанового числа и уменьшения выбросов) может снизить общую плотность смеси, так как этанол имеет меньшую плотность, чем углеводороды, содержащиеся в бензине.

Какой бензин тяжелее 92 или 95?
Это неправда, несмотря на то, что бензин 92 имеет плотность 0,735 г/см³, а 95 — 0,750 г/см³. По стандарту плотность бензинов должна быть в пределах 725–780 кг/см³ при температуре +15°С. Разница лишь в количестве присадок. В АИ-92 присадок меньше, чем в АИ-95.
Какова плотность бензина АИ-92 и АИ-95?
Плотность бензина АИ-92 варьируется от 740 до 770 кг/м³. Плотность АИ-95 находится в пределах 745–755 кг/м³. У разных нефтепродуктов этот показатель составляет от 700 до 780 кг/м³.

Почему на 92 бензине машина едет лучше, чем на 95?
Главное о 92-м и 95-м бензине. Выше число — выше устойчивость топлива к детонации. Смешивать 92-й и 95-й при необходимости можно, но на регулярной основе так делать не надо. В старые машины, которые рассчитаны максимум на 92-й, постоянно лить 95-й нельзя.
Почему нельзя заливать 92 бензин вместо 95?
Влияние топлива на долговечность двигателя. Если использовать горючее с более низким октановым числом, чем требуется, то двигатель может столкнуться с детонацией. Это процесс, при котором топливо воспламеняется раньше нужного момента.
Советы
СОВЕТ №1
При выборе бензина обращайте внимание на его октановое число. Бензин с октановым числом 95 обеспечивает лучшую производительность и защиту двигателя, особенно для современных автомобилей с высокими требованиями к топливу.
СОВЕТ №2
Не забывайте о плотности бензина. Плотность 92 и 95 бензина может варьироваться в зависимости от температуры и состава. Используйте топливо, соответствующее рекомендациям производителя вашего автомобиля, чтобы избежать проблем с работой двигателя.
СОВЕТ №3
Сравните цены и качество бензина на разных заправках. Иногда более дорогой бензин может оказаться более выгодным в долгосрочной перспективе благодаря лучшему качеству и меньшему количеству загрязняющих веществ, что продлевает срок службы двигателя.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на добавки в бензине. Некоторые производители добавляют специальные присадки, которые улучшают смазывающие свойства и чистоту двигателя. Это может помочь избежать отложений и снизить расход топлива.
