Смазка цепи мотоцикла — ключевой аспект ухода, влияющий на производительность и долговечность. Вопрос о применении моторного масла для этих целей вызывает споры среди мотоциклистов. В статье рассмотрим плюсы и минусы использования моторного масла в качестве смазки для цепи и предложим альтернативы, чтобы помочь вам сделать осознанный выбор и обеспечить надежную работу мотоцикла.
СМАЗКА ЦЕПИ МОТОЦИКЛА МОТОРНЫМ МАСЛОМ. ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦЕПИ.
Цепь мотоцикла является ключевым компонентом, требующим регулярного ухода. Эксперты рекомендуют проводить смазку не реже одного раза каждые 5-7 месяцев. Как это сделать? Для этого предназначена специальная смазка для мотоциклетных цепей. Правильный выбор смазки и регулярное обслуживание вашего мотоцикла — это залог его надежной работы и долговечности.
Эксперты в области мотоциклетной техники единодушны в том, что использование моторного масла для смазки цепи мотоцикла не является оптимальным решением. Хотя моторное масло обладает хорошими смазывающими свойствами, оно не предназначено для работы в условиях высокой нагрузки и загрязненности, характерных для цепей мотоциклов. Моторное масло может быстро терять свои свойства, что приводит к недостаточной защите цепи от износа и коррозии.
Специалисты рекомендуют использовать специализированные смазки для цепей, которые содержат добавки, обеспечивающие лучшую адгезию и защиту от влаги. Такие продукты помогают продлить срок службы цепи и улучшить ее работу, что в конечном итоге сказывается на безопасности и надежности мотоцикла. Важно помнить, что правильный уход за цепью — залог долгой и безопасной эксплуатации мотоцикла.

ЧТО И КАК ВЫБРАТЬ?
Неухоженная цепь может привести к ухудшению плавности хода и повышенному износу. Стоит отметить, что замена этого элемента может обойтись недешево, поэтому лучше заботиться о нем заранее, чем через полгода сталкиваться с необходимостью замены. На рынке представлено множество смазок различных брендов, и в первую очередь мы рассмотрим их характеристики по составу, типу и техническим параметрам. Современные смазки для мотоциклетных цепей могут быть следующими:
Аэрозольные: поставляются в баллончиках, хорошо проникают в труднодоступные места цепи, но при распылении могут попасть на обод или шины.
Жидкие: такие смазки идут во флаконах с дозатором, что позволяет точно обрабатывать нужные участки. Однако они могут загустевать при низких температурах.
Двухкомпонентные: представлены в виде флаконов с дозатором, имеют густую консистенцию, но легко проникают в ролики цепи, что позволяет использовать их для точечной обработки. Из-за наличия растворителя требуется время для его высыхания.
Густые: такие смазки продаются в банках или тюбиках, но их использование может быть неудобным из-за плотной текстуры.
Основные требования к смазке для мотоциклетной цепи включают водоотталкивающие свойства, стойкость к воздействию влаги, защиту от прилипания песка и грязи, а также эффективное смазывание для предотвращения преждевременного износа. Как выбрать лучшую? Давайте разберемся в этом вопросе далее.
| Параметр | Моторное масло | Специальная смазка для цепи |
|---|---|---|
| Назначение | Смазка двигателя, защита от износа, охлаждение | Смазка цепи, защита от коррозии, снижение трения, отталкивание грязи |
| Вязкость | Различная, зависит от типа двигателя и условий эксплуатации | Оптимальная для цепи, обеспечивает проникновение и удержание на звеньях |
| Адгезия | Низкая, легко стекает с цепи, особенно при высоких скоростях | Высокая, хорошо держится на цепи, не разбрызгивается |
| Защита от коррозии | Недостаточная для цепи, особенно в условиях влажности | Специальные присадки обеспечивают эффективную защиту |
| Защита от износа | Недостаточная для цепи, не образует прочной пленки | Создает прочную пленку, снижает трение и износ звеньев |
| Привлечение грязи | Высокое, масло собирает пыль и абразивные частицы | Специальные составы минимизируют прилипание грязи |
| Срок службы цепи | Сокращается из-за недостаточной смазки и защиты | Увеличивается благодаря оптимальной смазке и защите |
| Безопасность | Может разбрызгиваться на шины, ухудшая сцепление | Разработано для безопасного использования на цепи |
| Экономичность | Кажется дешевле, но приводит к быстрому износу цепи | Дороже, но продлевает срок службы цепи и экономит на ее замене |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о смазке цепи мотоцикла моторным маслом:
-
Состав моторного масла: Моторное масло содержит добавки, которые могут быть полезны для смазки, но также и вещества, которые могут негативно сказаться на цепи. Например, некоторые масла могут содержать detergents и дисперсанты, которые могут привести к накоплению грязи и загрязнению цепи.
-
Температурные характеристики: Моторное масло может иметь разные вязкостные характеристики в зависимости от температуры. При высоких температурах оно может терять свои смазывающие свойства, что делает его менее эффективным для цепи мотоцикла, особенно в условиях высоких нагрузок.
-
Специальные смазки: Существуют специальные смазки для цепей мотоциклов, которые разработаны с учетом их специфических условий эксплуатации. Они обеспечивают лучшую защиту от износа, коррозии и загрязнений, чем обычное моторное масло, что делает их более предпочтительными для использования на мотоциклах.

MOTUL
Специалисты данного бренда прекрасно понимают, насколько критично поддерживать мотоциклетную цепь в идеальном состоянии, так как именно она передает крутящий момент от двигателя к колесу. Компания предлагает разнообразные компоненты, включая химические средства для ухода за цепями мотоциклов. Рассмотрим наиболее популярные продукты этого бренда:
Motul Chain Lube — это самый популярный товар в ассортименте компании. Он подходит для всех типов цепей и особенно рекомендован для внедорожных моделей. Смазка Motul для цепей уменьшает трение и потери мощности, что способствует увеличению срока службы этого элемента. Благодаря наличию растворителя, она проникает глубоко между звеньями и эффективно удаляет все загрязнения. Сцепление с поверхностью происходит всего за несколько минут.
Motul Chain Lube Off Road — это смазка, предназначенная для обработки как стандартных, так и кольцевых втулок. Она также рекомендована для использования на внедорожных мотоциклах. Уникальный состав предотвращает прилипание грязи и песка к цепи.
Согласно отзывам, смазки этого бренда отличаются разнообразием вариантов для различных типов транспортных средств и обеспечивают высокое качество смазки. Однако стоит отметить, что за такое качество приходится платить, так как цены на эти составы достаточно высоки.
IPONE
Смазки для мотоциклетных цепей представлены в широком ассортименте формул. Например, аэрозоль Ipone Spray Chain имеет белый цвет и обладает способностью противостоять коррозии, отталкивать влагу и демонстрировать отличную проникающую способность. Благодаря высокой липкости, покрытие становится надежным и долговечным.
Смазка Ipone Sand Chain также выполнена в виде белого аэрозоля и предназначена для использования в транспортных средствах, работающих в условиях пустынь и на песчаных трассах. Эта смазка образует защитную пленку, которая предотвращает абразивный износ и прилипание песка.
Ipone Racing Chain Blue — это высококачественный состав с тефлоновой основой, который подходит для эксплуатации в экстремальных условиях, таких как грязь, пыль и высокие обороты. Эта смазка для цепей мотоциклов отличается высокой проникающей способностью, стойкостью к влаге и отличными защитными характеристиками.
Согласно отзывам пользователей, среди преимуществ выделяются широкий выбор составов, удобная текстура аэрозоля для нанесения и разнообразие цветов, что позволяет подобрать смазку в тон к мотоциклу. Однако стоит отметить, что смазка поставляется без длинной трубки, что может затруднить процесс ее нанесения.

LIQUI MOLY
Известный бренд Liqui Moly предлагает разнообразные смазочные продукты, которые значительно увеличивают срок службы цепей мотоциклов. Давайте подробнее рассмотрим ассортимент, представленный этой немецкой компанией:
Motorrad Kettenspray Grand Prix Grun — это смазка для мотоциклетных цепей в удобном формате спрея, что делает ее использование простым и комфортным. Основная функция этого продукта — смазка цепи, что помогает защитить ее от износа и растяжения. Состав отлично прилипает к поверхности и сохраняется даже при высоких скоростях. Кроме того, данное покрытие устойчиво к значительным нагрузкам и высоким температурам в процессе эксплуатации.
Спрей Kettenspray подходит как для первичной, так и для регулярной обработки цепей мотоциклов. С его помощью можно обеспечить качественный уход за резиновыми уплотнителями звеньев цепи. Специальные эстеровые компоненты в составе смазки увеличивают ее липкость и способность удерживаться на поверхности.
Motorbike Ketten-Reiniger — это средство, которое эффективно и аккуратно очищает цепь от старой смазки. После применения очиститель быстро испаряется, при этом цепь сохраняет свою целостность.
ЧТО ГОВОРЯТ ПОКУПАТЕЛИ?
Согласно мнениям пользователей, аэрозоли данного бренда наносятся без труда и быстро высыхают, эффективно проникая даже в узкие щели. При необходимости можно приобрести очиститель, который поможет предварительно обработать деталь и удалить остатки старых покрытий. Эти характеристики делают смазку для мотоциклетной цепи весьма популярной. Средняя стоимость большинства спреев составляет около 500-600 рублей за упаковку.
CASTROL
Данная компания занимает ведущие позиции на мировом рынке в сфере производства высокоэффективных смазочных материалов. Продукты для мотоциклов разработаны для всесторонней защиты и ухода за различными компонентами этой техники.
Castrol Chain Cleaner представляет собой очищающий спрей, предназначенный для цепей мотоциклов. После его нанесения необходимо дождаться полного испарения состава. Пользователи отмечают его высокую эффективность, быстрое испарение и способность вытеснять воду.
Chain Spray O-R — это синтетическая смазка, обладающая выдающимися характеристиками. Этот спрей отличается отличными смазывающими свойствами, глубоко проникает и прочно сцепляется с поверхностью мотоцикла. Растворитель в его составе быстро испаряется, а само покрытие сохраняет свою стойкость даже при длительном контакте с водой.
Многие пользователи считают эту смазку для цепей мотоциклов одной из лучших на рынке, так как она зарекомендовала себя благодаря высокому качеству, разумной цене и простоте в использовании.
REPSOL
Смазки данного бренда не так популярны, как упомянутые ранее, однако они также заслуживают внимания благодаря высокому качеству обработки поверхностей. Смазка для цепей Repsol Moto Chain представлена в виде аэрозоля на синтетической основе, который позволяет эффективно очищать цепи и другие трансмиссионные системы. Этот продукт обеспечивает защиту покрытий от износа и коррозии, при этом выдерживая значительные нагрузки. Несмотря на доступную цену, смазка не получает много положительных отзывов, поскольку ассортимент ограничен, а также она поставляется без длинной трубочки, что затрудняет процесс использования.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Не каждый способен самостоятельно заниматься смазкой цепей. Для таких случаев была разработана автоматическая система смазки цепи мотоцикла, например, модель Scottoiler, которая обеспечивает смазку даже во время движения. Эта система легко устанавливается на мотоцикл и управляется электронным контроллером с встроенным акселерометром. Благодаря равномерной и постоянной подаче масла, смазка не будет скапливаться и прилипать к цепи, смешиваясь с песком и грязью во время поездки. Кроме того, тонкая струя смазки обеспечивает более эффективное покрытие цепи по сравнению с использованием спреев или аэрозолей. К основным преимуществам автоматической системы подачи смазочного материала можно отнести:
- увеличение срока службы цепи, что позволяет существенно сэкономить на ее замене;
- возможность установки на любые модели мотоциклов, включая те, что имеют электронный впрыск топлива;
- поддержание чистоты цепи, которая всегда будет покрыта тонким слоем масла.
КОГДА ВЫБИРАТЬ АВТОМАТИЧЕСКУЮ СМАЗКУ?
Автоматические системы смазки являются отличным решением для длительных поездок, когда нет желания останавливаться для обработки цепи с помощью обычных спреев. В других ситуациях вполне подойдут и традиционные средства, которые более доступны и удобны для использования в домашних условиях.
В мире мотоциклов однорядная цепь отличается простотой, надежностью и удобством. Единственным недостатком является шум и необходимость регулярного ухода.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПРОЦЕСС СМАЗКИ ЦЕПИ ДЛЯ МОТОЦИКЛА
Процесс смазки цепи мотоцикла включает несколько шагов. Сначала необходимо удалить с цепи пыль и загрязнения. После очистки цепь следует протереть мягкой тканью. Она должна быть полностью сухой. Затем на деталь наносится специальное смазочное средство. Как правильно выполнять смазку цепи, читайте далее.
КАК ОЧИСТИТЬ ЦЕПЬ
Рекомендуется очищать цепь после часа поездки. Это позволит прогреть цепь и сделает старую смазку менее вязкой. В результате, удалить загрязнения из цепи станет легче, а новая смазка сможет лучше проникнуть в её элементы. Теперь давайте разберёмся, можно ли использовать бензин для очистки цепи. Эта жидкость может повредить уплотнительные кольца, сальники и втулки, поэтому бензин категорически не подходит. Наилучшим вариантом для очистки является WD-40. Для выполнения этой процедуры рекомендуется использовать мягкую щётку.
Интересный факт! Первый мотоцикл был создан немецким изобретателем Готлибом Даймлером, который получил патент на своё двухколёсное творение в 1885 году.
РУЧНОЙ МЕТОД
Наиболее популярный метод среди российских мотоциклистов — это очистка цепи с помощью зубной щётки. Вместо неё можно использовать узкую обувную щётку с мягкими щетинками или специализированный инструмент, который можно найти в магазинах мотоаксессуаров. Не рекомендуется применять металлические щётки и инструменты с грубыми волокнами, так как они могут повредить элементы цепи.
Также вам потребуется специальная очищающая жидкость — в ассортименте брендов Liqui Moly, Hi-Gear и Motul есть подходящие аэрозоли. Если у вас нет такого средства, цепь можно очистить керосином, но будьте готовы к тому, что это займет значительно больше времени и усилий. Использовать бензин для очистки цепи нельзя, так как он разрушает уплотнительные кольца, втулки и сальники, что приведет к необходимости замены детали.
Мотоцикл следует установить на подножку или подвес, чтобы заднее колесо находилось в воздухе. Аэрозоль нужно наносить со стороны колеса, направляя сопло наружу, так как попадание агрессивного химического вещества на колесо может негативно сказаться на резине. После нанесения жидкости на верхнюю ветвь цепи прокрутите колесо и повторите процесс, чтобы обеспечить равномерное покрытие очищающим средством. Подождите около 5 минут, затем начните обрабатывать трансмиссию щёткой, уделяя особое внимание зазорам и уплотнителям.
Если вы хотите узнать, как очищать цепь керосином, имейте в виду, что это потребует значительно больше времени. Жидкость наносится на цепь тонкой струйкой, при этом следите, чтобы брызги не попадали на колесо. Через 5 минут начинайте тщательно удалять грязь щёткой, стараясь, чтобы волокна проникали как можно глубже. Если очистить цепь полностью не удалось, её придется снять, что потребует значительных затрат времени и усилий.
ИСПОЛЬЗУЕМ ТЕХНИКУ
Давайте разберёмся, как правильно очищать цепь мотоцикла с помощью специального оборудования. Для этого производители мотоциклов создали уникальные устройства. Сначала необходимо поднять байк так, чтобы заднее колесо оказалось в воздухе, после чего можно запустить двигатель. Затем на цепь устанавливается специальное приспособление. Внутри него находятся ролики и щётки, которые пропускают цепь, эффективно удаляя загрязнения. Устройство оснащено трубкой для подачи жидкости – это может быть как специальное чистящее средство из комплекта, так и керосин. Включите первую передачу и следите за тем, чтобы жидкость равномерно поступала в устройство. Как только цепь будет полностью очищена, выключите двигатель. Рекомендуется также продуть цепь сжатым воздухом, для чего можно воспользоваться автомобильным компрессором.
Важно помнить! Использование жёсткой щётки, растворителей и мойки под высоким давлением может повредить резиновые уплотнители звеньев цепи.
КАК ВЫБРАТЬ СМАЗКУ ЦЕПИ
Существует два основных типа смазки: густая и жидкая. Густая (липкая) смазка оставляет белый налет, но отличается длительным сроком действия. Жидкую смазку часто применяют и для очистки. На рынке представлено несколько видов смазок для мотоцепей: универсальная, дорожная, а также специализированные для спортивных, кроссовых и внедорожных мотоциклов. Какую из них выбрать – решать вам. Важно также учитывать устойчивость смазки к испарению при выборе.
Имейте в виду! Смазка цепи без предварительной очистки может удерживать грязевые частицы между пластинами сальников. В процессе движения сальники подвергаются разрушению, и смазка, находящаяся во втулках, вытекает, что приводит к «растяжению» цепи и её разрыву.
ПРОЦЕДУРА СМАЗЫВАНИЯ, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Разберёмся, как правильно смазывать цепь мотоцикла. В первую очередь, необходимо её немного прогреть. Для этого достаточно запустить двигатель на 2-3 минуты. После этого глушим мотор, но оставляем мотоцикл в подвешенном состоянии. Смазкой обрабатываются все элементы цепи. Прокручиваем цепь дважды, нанося смазочное средство как снаружи, так и внутри. Учтите, что смазка может загустевать, и удалить её с корпуса или резины будет непросто. Чтобы выбрать оптимальную смазку для цепи вашего мотоцикла, обязательно ознакомьтесь с инструкцией на упаковке.
Поездки в дождливую погоду, по грязным или запылённым грунтовым дорогам требуют более частого ухода за цепью. Это напрямую влияет на работу вашего мотоцикла. Рекомендуется проводить чистку и смазку каждые 1000 км пробега. Если вы не уверены, чем именно смазать цепь, лучше проконсультироваться со специалистом.
В отличие от автомобилей, мотоциклы имеют множество узлов, включая трансмиссию с традиционной цепной передачей. Без регулярной смазки цепь быстро изнашивается, что может привести к повреждению других компонентов, таких как звёздочка заднего колеса или коробка передач. Чтобы обеспечить долговечность вашего мотоцикла, важно знать, как правильно смазывать и очищать цепь. Следуя рекомендациям, изложенным в этой статье, вы сможете избежать множества проблем и наслаждаться поездками, не беспокоясь о дорогостоящем ремонте.
ОЧИСТКА
Эксперты советуют начинать чистку цепи после короткой поездки — достаточно будет проехать около часа. Это поможет нагреть цепь до оптимальной температуры, что сделает смазку менее вязкой. В таком состоянии удалить все загрязнения с цепи будет значительно проще, а новая смазка сможет глубже проникнуть в места трения. Если вы планируете одновременно с очисткой цепи помыть мотоцикл, рекомендуется делать это только после обслуживания трансмиссии, так как в процессе работы на корпус байка может вытекать много грязи и густой смазки. Существует два основных метода чистки цепи, для которых применяются различные инструменты.
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Тем, кто ищет оптимальный способ очистки цепи, стоит обратить внимание на специальное устройство, производимое компанией KETTENMAX и другими брендами, занимающимися мотоциклетными аксессуарами. Для начала необходимо поднять мотоцикл, чтобы заднее колесо оказалось в воздухе, а затем запустить двигатель. Устройство устанавливается на цепь и оснащено роликами и щетками, которые эффективно очищают цепь от загрязнений. В верхней части устройства имеется трубка для подачи очищающего раствора — это может быть как специализированное средство, входящее в комплект, так и обычный керосин. Внизу расположена трубка для слива грязной жидкости, которую лучше направить в поддон или пол-литровую бутылку.
После того как вы убедитесь, что устройство надежно закреплено на цепи, переключите мотоцикл на первую передачу, не добавляя газа. Ваша задача — равномерно подавать чистящее средство в верхнюю трубку, аккуратно наливая или впрыскивая его, при этом следите, чтобы жидкость не попала на сам мотоцикл. Примерно через пять минут цепь будет полностью очищена, после чего следует выключить передачу и остановить двигатель.
Перед тем как приступить к смазке цепи, необходимо удалить остатки чистящего раствора, иначе масло не сможет должным образом закрепиться на детали. Для этого используйте воду комнатной температуры, которую лучше выливать из обычной пластиковой бутылки тонкой струйкой, постепенно вращая цепь. Ни в коем случае не применяйте мойку высокого давления — она может быстро повредить трансмиссию мотоцикла и сократить срок её службы. После промывки аккуратно протрите цепь неабразивной тканью, например, тряпочкой из микрофибры.
СМАЗКА
Перед тем как начать работы, важно разобраться, чем именно можно смазать цепную передачу. Существует множество смазочных средств, предназначенных для повышения надежности и срока службы цепи. Наилучший подход — выбирать смазку, основываясь на рекомендациях производителя, указанных в инструкции. Также можно обратить внимание на информацию на упаковке — многие производители выделяют следующие категории смазок:
- Универсальная;
- Для спортивных мотоциклов;
- Для кроссовых и внедорожных моделей;
- Для старинных мотоциклов.
Если вы не уверены, какая смазка подойдет именно для вашего мотоцикла, рекомендуется проконсультироваться с экспертом.
Оптимально приобретать смазку в виде аэрозоля — это обеспечит лучшее проникновение масла во все соединения и трения, что значительно увеличит срок службы трансмиссии мотоцикла. Если же вы приобрели средство в канистре или бутылке, стоит дополнительно купить недорогой баллончик со сжатым воздухом, который поможет улучшить процесс смазывания цепи. Некоторые мотоциклисты ошибочно полагают, что использование очень густой смазки может значительно повысить надежность трансмиссии. Это распространенное заблуждение — слишком густая смазка быстро отходит от сальников и вылетает из цепи, попадая на корпус мотоцикла и одежду водителя.
МЕТОДИКА
Если вы хотите узнать, как правильно смазывать мотоцепь, начните с легкого прогрева — достаточно будет, если мотоцикл поработает на подвесе в течение 2-3 минут. Затем рекомендуется заглушить двигатель, но оставить байк в подвешенном состоянии. Смазку следует наносить на верхнюю ветвь цепи, уделяя внимание всем внутренним элементам, таким как сальники, уплотнители и пары трения. Рекомендуется прокрутить цепь дважды, постепенно распределяя смазочный материал, чтобы масло равномерно покрыло как внутреннюю, так и наружную стороны цепи. Важно избегать попадания смазки на корпус мотоцикла, двигатель, колеса и резину, так как она быстро загустевает и удалить её будет крайне сложно.
После завершения смазки излишки жидкости необходимо убрать с помощью мягкой тряпочки. Не используйте бумажные салфетки — они могут рваться, и их остатки останутся внутри цепи, что значительно сократит её срок службы. Смазка для мотоцепи должна быть равномерно распределена по передаточному механизму, иначе деталь будет быстро изнашиваться и повредить звёздочки. После завершения процедуры дайте смазке время загустеть — около 15 минут. Убедившись в этом, вы можете запустить двигатель мотоцикла и отправиться в путь.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
У новичков часто возникает вопрос о том, как часто необходимо смазывать цепь мотоцикла. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как всё зависит от стиля вождения и типа используемой смазки. Например, для цепей отечественных мотоциклов рекомендуется наносить консистентную смазку примерно каждые 500 километров. В случае с высококачественными спреями для импортной техники, достаточно обрабатывать цепь один раз на 1-3 тысячи километров. Однако указанные интервалы могут сократиться в следующих ситуациях:
- Езда по бездорожью;
- Выполнение трюков на заднем колесе;
- Длительная езда на высоких скоростях;
- Хранение мотоцикла в неподходящих условиях.
Если вы уже выбрали подходящую смазку и определили частоту обслуживания трансмиссии, стоит также узнать о других процедурах, которые следует выполнять одновременно с чисткой цепи. Перед нанесением смазки важно проверить натяжение цепи — для этого измерьте максимальное провисание её нижней ветви. Нормальным считается провисание в пределах 15-25 мм; если этот показатель превышен, необходимо подтянуть цепь с помощью специального инструмента.
Также следует обратить внимание на состояние звёздочек — если на них заметен значительный износ, лучше заменить их сразу. Помните, что сильный износ этих деталей может привести к поломке коробки передач и дорогостоящему ремонту. Если на цепи есть повреждения, её также стоит заменить — обычно это делают при пробеге в 10-15 тысяч километров, но неаккуратная эксплуатация может ускорить износ.
Если вам не нравится регулярно смазывать цепь мотоцикла вручную, вы можете рассмотреть возможность приобретения устройства для автоматической подачи смазки. Оно устанавливается рядом с коробкой передач и выполняет две функции: очищает цепь от загрязнений и предотвращает её ускоренный износ. Стоимость такого устройства составляет около 9-12 тысяч рублей, однако оно сэкономит вам время и усилия. Тем не менее, стоит помнить, что автоматическая система не заменяет необходимость в чистке цепи при сильном загрязнении — эту процедуру нужно выполнять после поездок по бездорожью или плохим дорогам.
РЕГУЛЯРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Необходимо помнить, что строгое соблюдение всех рекомендаций по обслуживанию мотоцикла значительно увеличит срок его службы. Регулярная смазка цепи, контроль состояния трансмиссионных компонентов и очистка механизма от загрязнений помогут избежать дорогостоящего ремонта на протяжении многих тысяч километров. Пренебрежение этими важными процедурами может привести к серьезным последствиям — коробка передач может заклинить во время движения, что создаст аварийную ситуацию. Поэтому многие мотоциклисты стараются как можно чаще смазывать цепь, чтобы избежать неприятностей. Если вам не хочется заниматься этой грязной работой, вы можете доверить её профессионалам на мотоциклетной СТО, что также даст возможность провести комплексную диагностику вашего транспортного средства.
Перед тем как обсудить цепь мотоцикла, давайте вспомним, какие существуют типы приводов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Карданный. Он требует минимального внимания. Достаточно периодически менять масло и следить за его уровнем. Работает он тише, чем другие типы. Однако у него есть и недостатки: можно потерять до 15% мощности двигателя, а редуктор довольно тяжелый. Кроме того, он может вызывать нежелательный реактивный момент в задней подвеске. Такой привод обычно используется в туристических мотоциклах и чопперах.
Ременной. За ним практически не требуется ухода. Нужно лишь следить за натяжением и износом. Преимуществом этого типа привода является комфортность поездки. Однако он очень чувствителен к гальке и камням, которые могут попасть между ремнем и шкивом. Обычно такие приводы встречаются на тяжелых мотоциклах.
Цепной. Это самый распространенный тип привода. Уход за цепью требует постоянного и тщательного внимания. Каждые 500-1000 километров её необходимо очищать и смазывать. Если поездки происходили в дождливую погоду или по сложным маршрутам, смазку следует обновить сразу после таких поездок.
Цепь состоит из двух типов звеньев: внутренних и внешних. Внутренние звенья соединены втулкой, а внешние — стержнем. Стержни проходят через втулки. Трение происходит в парах ролик-втулка и стержень-втулка. Вторая группа звеньев заполнена термостойкой смазкой, которая обеспечивает достаточную защиту на весь срок службы цепи. Первые звенья практически не защищены и подвержены воздействию внешней среды, именно за ними требуется тщательный уход.
АЭРОЗОЛЬНАЯ СМАЗКА
Сделайте себе привычку. Смазывать цепь мотоцикла следует каждые пятьсот-семьсот километров.
Существует множество способов для смазки цепи мотоцикла. Правильный уход за цепью значительно увеличит ее срок службы. Не забывайте о смазке после дождя или при поездках по сложным маршрутам.
Для смазки цепи можно использовать различные аэрозоли, графитовые составы и литол. Наиболее популярны аэрозольные смазки. Мало кто из мотоциклистов применяет моторное масло для этих целей, и на то есть свои причины. Масло может испачкать одежду и колеса мотоцикла. Современные масла содержат добавки, которые трудно отстирать с ткани. Кроме того, цепь, смазанная маслом, быстро теряет свои свойства и может разрушиться.
Для очистки цепи можно использовать керосин или специальные очистители, хотя последние стоят дороже. В отличие от керосина, очистители эффективно удаляют грязь из-под сальников, что невозможно сделать с помощью керосина. Выбор средства для чистки остается за вами.
Перед началом очистки установите мотоцикл на специальную подставку, чтобы заднее колесо могло свободно вращаться. Нанесите небольшое количество керосина или очистителя на цепь и аккуратно чистите ее с помощью зубной щетки. Удаляйте грязь с помощью салфетки сразу же. Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока цепь не станет полностью чистой. Не забудьте также очистить область маятника мотоцикла, так как она тоже загрязняется.
После очистки дайте цепи полностью высохнуть, это займет около десяти-пятнадцати минут. Затем нанесите смазку на резинки цепи, известные как сальники, которые должны оставаться эластичными. После этого равномерно распылите смазку по цепи, прокручивая колесо. Смазка высыхает примерно за двадцать минут и становится вязкой.
СМАЗКА ЦЕПИ МОТОЦИКЛА MOTUL
Цепь мотоцикла, при должном уходе, может прослужить до 25 тысяч километров.
Смазка цепи всегда была актуальной темой для мотоциклистов. Каждый тип смазки имеет свои преимущества и недостатки.
Графитовая смазка, популярная среди любителей мотоциклов, обладает длительным сроком службы на цепи, но ее густая консистенция затрудняет нанесение. Чаще всего графитовую смазку комбинируют с маслами, прежде чем наносить на цепь. Однако в последние годы на рынке появилась автосмазка на графитовой основе, которую уже оценили многие мотоциклисты.
Устройство для автоматической смазки на графитовой основе было запатентовано в 2010 году. Оно устанавливается на маятник мотоцикла и обеспечивает автоматическое нанесение смазки тонким слоем. Устройство заполнено графитовой смазкой, что позволяет непрерывно смазывать цепь. Состав такой смазки не притягивает грязь и расходуется равномерно, исключая образование излишков и накоплений под деталями.
Эффективности этого устройства хватает на шесть тысяч километров, после чего его необходимо заменить. Даже в условиях дождя или снега смазка не смывается. Визуально цепь выглядит как новая — всегда чистая и смазанная. Вес устройства составляет 400 граммов, и оно не создает никаких неудобств во время езды.
ГРАФИТОВАЯ СМАЗКА ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТАБЛИЦА 1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРАФИТОВОЙ СМАЗКИ.
| Наименование показателя | Норма | Метод испытания |
|---|---|---|
| — | — | — |
| 1. Внешний вид | Однородная мазь от темно-коричневого до черного оттенка | По п. 4.2 |
| 2. Температура каплепадения, ° С, не ниже | 77 | По ГОСТ 6793-74 |
| 3. Пенетрация при 25 ° С с перемешиванием (60 двойных тактов), не менее, мм × 10 -1 | 250 | По ГОСТ 5346-78 (Метод В) |
| 4. Испытание на коррозию на пластинах из стали марок 40, 45 или 50 по ГОСТ 1050-88 | Выдерживает | По ГОСТ 9.080-77 |
| 5. Коллоидная стабильность, % выделившегося масла, не более | 5 | По ГОСТ 7142-74 |
| 6. Массовая доля воды, %, не более | 3 | По ГОСТ 2477-65 |
| 7. Предел прочности на сдвиг при 50 ° С, Па (гс/см 2), не менее | 100 (1,0) | По ГОСТ 7143-73 (Метод Б) |
| 8. Вязкость при 0 ° С и среднем градиенте скорости деформации 10 с -1 , Па × с (П), не более | 100 (1000) | По ГОСТ 7163-84 |
ПРИМЕНЕНИЕ СМАЗКИ ГРАФИТОВОЙ
Срок службы цепи на одном и том же мотоцикле может значительно варьироваться в зависимости от условий эксплуатации и ухода за ней. Резкие ускорения, езда на заднем колесе и наличие грязи существенно сокращают ее срок службы.
Ранее мы обсуждали, как правильно и эффективно мыть мотоцикл, а теперь обратим внимание на то, как правильно очистить и смазать цепь вашего мотоцикла. Около 80% мотоциклистов не знают, как правильно использовать смазки для цепей. Как показала практика, даже прямые рекомендации на упаковках смазок не всегда объясняют все тонкости процесса смазки.
Регулярная чистка и смазка цепи являются важными для обеспечения безопасной и надежной работы мотоцикла.
Технология очистки и смазки цепи:
-
Чтобы начать работу с цепью, необходимо приподнять заднее колесо. Если у вас нет центральной подставки, можно воспользоваться задним подкатом или боковым домкратом. Затем заведите двигатель и переключите трансмиссию в нейтральное положение.
-
Прежде чем наносить смазку на цепь, ее следует тщательно очистить. Для этого вам понадобятся керосин или чистящее средство Motul C1 Chain Clean (это более дорогое решение), а также щетка или удобное устройство для мойки цепи «KETTENMAX». Этот простой набор поможет вам избавиться от накопившегося песка, грязи, пыли и масла на цепи мотоцикла. Начните вращать колесо и очищайте цепь до тех пор, пока она не станет чистой или не начнет вытекать чистый керосин. Ни в коем случае не включайте первую передачу и не используйте пальцы для доступа в труднодоступные места — это может привести к серьезным травмам!
Не забывайте, что никогда нельзя очищать цепь мотоцикла с помощью бензина, так как это может повредить уплотнительные кольца!
-
После очистки цепь нужно оставить высыхать или, если времени недостаточно, вытереть ее мягкой тряпкой без ворса. Сушка цепи после очистки обязательна, иначе смазка не сможет проникнуть под ролики!
-
На цепь следует нанести смазку, подходящую для вашего типа мотоцикла, и дать ей хорошенько впитаться. Чтобы проверить, нужно ли смазывать цепь, просто потрогайте ее — она должна быть липкой. Цель смазки заключается в следующем: 1) восполнить заводскую смазку под роликами; 2) заботиться о герметичности цепи.
-
Направьте струю смазки из баллончика на внутреннюю часть нижней ветви цепи. Важно смазать внутренние ролики и сальники. Рекомендуется смазывать цепь за два оборота: за первый — смазывается внутренняя сторона, за второй — внешняя. Не направляйте струю из баллончика мимо цепи — на обод или шину, так как застывшая смазка очень трудно удаляется с ободов.
-
После нанесения смазки дайте цепи постоять 10-15 минут, чтобы смазка «уселась». Обычно рекомендуется проводить процедуру смазки цепи каждые 500-1000 км для профилактики, а также после поездок в дождливую погоду.
Изношенная цепь — это приговор звездам!
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ СМАЗОК
При выборе смазки для цепи мотоцикла важно учитывать различные варианты, доступные на рынке, и их характеристики. Моторное масло, хотя и может показаться подходящим вариантом, имеет свои плюсы и минусы по сравнению с другими типами смазок.
Во-первых, моторное масло обладает хорошими смазывающими свойствами, что позволяет ему эффективно уменьшать трение между звеньями цепи. Однако, его состав не всегда оптимален для работы в условиях, характерных для мотоциклетных цепей. Моторные масла часто содержат добавки, которые могут быть неэффективными или даже вредными для цепи, особенно если они не предназначены для работы в условиях высокой нагрузки и загрязнения.
Сравнивая моторное масло с специализированными смазками для цепей, можно выделить несколько ключевых аспектов:
- Состав: Специальные смазки для цепей часто содержат добавки, которые защищают от коррозии, уменьшают износ и обеспечивают водоотталкивающие свойства. Моторное масло, как правило, не имеет таких характеристик, что может привести к ускоренному износу цепи.
- Вязкость: Моторное масло может иметь различную вязкость, что влияет на его способность оставаться на цепи в условиях высокой скорости и температуры. Специальные смазки для цепей обычно имеют оптимальную вязкость, что обеспечивает надежную защиту в любых условиях.
- Привлечение грязи: Моторное масло может привлекать больше пыли и грязи, чем специализированные смазки, что может привести к образованию абразивного слоя на цепи и ускоренному износу. Специальные смазки часто имеют формулы, которые минимизируют это воздействие.
- Срок службы: Специализированные смазки для цепей, как правило, имеют более длительный срок службы, чем моторное масло. Это связано с тем, что они разработаны для работы в условиях, характерных для мотоциклетных цепей, и могут дольше сохранять свои свойства.
Таким образом, хотя моторное масло может временно выполнять функцию смазки для цепи мотоцикла, его использование не рекомендуется в долгосрочной перспективе. Специализированные смазки обеспечивают более надежную защиту, продлевают срок службы цепи и улучшают общую производительность мотоцикла. Выбор правильной смазки — это важный шаг к обеспечению надежной работы вашего мотоцикла и безопасности на дороге.
Вопрос-ответ
Можно ли использовать моторное масло для смазки цепи мотоцикла?
Повторяем, нельзя использовать моторное масло в качестве смазки для цепи. Причин множество. Первый фактор, препятствующий использованию моторного масла, — это его вязкость. Из-за своей густоты моторное масло притягивает к цепи больше грязи.
Каким маслом можно смазывать цепь мотоцикла?
В принципе, смазывать цепи можно практически любой смазкой. Другое дело, насколько это будет эффективным. Так, в инструкции по эксплуатации многих мотоциклов встречаются записи о том, что в качестве смазки для цепи можно использовать трансмиссионное масло.
Можно ли смазывать цепь пилы моторным маслом?
Можно временно использовать обычное моторное масло. Лучше всего для этого подойдут масла с вязкостью SAE-30. Однако на постоянной основе так делать не нужно — оно обладает низкой адгезией и плохо удерживается на поверхности, что приводит к нагреву шины и цепи и ускоряет их износ.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте специализированные смазки для цепей мотоциклов. Они разработаны с учетом особенностей работы цепей и обеспечивают лучшую защиту от износа и коррозии по сравнению с моторным маслом.
СОВЕТ №2
Если вы все же решили использовать моторное масло, выбирайте его с низкой вязкостью. Это поможет обеспечить более равномерное распределение смазки по цепи и предотвратит накопление грязи и пыли.
СОВЕТ №3
Регулярно очищайте цепь от старой смазки и загрязнений перед нанесением новой. Это поможет избежать абразивного износа и продлит срок службы как цепи, так и звездочек.
СОВЕТ №4
Следите за частотой смазки цепи в зависимости от условий эксплуатации. В условиях повышенной влажности или пыли цепь требует более частого обслуживания, чтобы избежать коррозии и износа.











