Правильная настройка зажигания — ключевой аспект обслуживания автомобиля ВАЗ, влияющий на эффективность работы двигателя и его долговечность. В статье представлена пошаговая инструкция с иллюстрациями по выставлению зажигания, что позволит новичкам выполнить эту процедуру без труда. Корректная настройка улучшает динамику автомобиля, снижает расход топлива и уменьшает выбросы вредных веществ, что важно для каждого владельца ВАЗ.
Установка и выставление зажигания на автомобилях ВАЗ 2106, 2107 пошаговая инструкция с картинками
Каждый владелец автомобилей ВАЗ 2106 и 2107 может столкнуться с проблемами, касающимися запуска и функционирования двигателя. Часто такие неисправности возникают из-за неправильно установленного опережения зажигания, поэтому важно регулярно проводить его настройку. Эта процедура достаточно проста и не требует от автовладельца специальных навыков или инструментов. В данной статье мы расскажем, как легко выполнить эту работу самостоятельно.
Эксперты в области автотехники подчеркивают важность правильной настройки зажигания для обеспечения оптимальной работы двигателя автомобиля ВАЗ. Неправильное выставление угла зажигания может привести к снижению мощности, увеличению расхода топлива и даже к повреждению двигателя. Для начала необходимо подготовить необходимые инструменты, такие как стробоскоп и ключи. Затем, следуя пошаговой инструкции, нужно установить двигатель в верхнюю мертвую точку, после чего открутить крышку распределителя и проверить положение контактов. Важно также обратить внимание на состояние свечей зажигания и проводов. Использование наглядных изображений в инструкции поможет избежать распространенных ошибок и упростит процесс. Эксперты рекомендуют проводить эту процедуру регулярно, чтобы поддерживать автомобиль в хорошем состоянии и продлить срок его службы.

Как выявить неисправность
Неполадки в системе зажигания могут проявляться через ряд характерных признаков:
- трудности при запуске автомобиля;
- нестабильная работа двигателя;
- выраженные звуки детонации.
Также неисправность зажигания можно определить другим способом. Для этого необходимо разогнать машину до скорости примерно 45 км/ч. Затем переключитесь на 4-ю передачу и резко увеличьте скорость. Если в процессе разгона возникают ощутимые детонационные звуки и стуки, это часто указывает на наличие проблем в системе зажигания.
| Этап | Действие | Описание |
|---|---|---|
| 1. Подготовка | Заглушите двигатель | Убедитесь, что двигатель полностью остыл, чтобы избежать ожогов. |
| Отключите аккумулятор | Снимите минусовую клемму с аккумулятора для безопасности. | |
| Найдите метки ГРМ | На шкиве коленвала и распредвала должны быть метки, указывающие на ВМТ (верхнюю мертвую точку) первого цилиндра. | |
| Подготовьте инструменты | Вам понадобятся: гаечные ключи, отвертки, стробоскоп (желательно), щуп для свечей. | |
| 2. Установка ВМТ | Выкрутите свечу первого цилиндра | Это позволит вам контролировать положение поршня. |
| Прокрутите коленвал | Медленно вращайте коленвал по часовой стрелке, пока поршень первого цилиндра не достигнет ВМТ. | |
| Совместите метки ГРМ | Убедитесь, что метки на шкивах коленвала и распредвала совпадают. | |
| 3. Установка трамблера | Ослабьте крепление трамблера | Отпустите болт, фиксирующий трамблер, чтобы его можно было поворачивать. |
| Поверните трамблер | Поверните корпус трамблера так, чтобы бегунок указывал на контакт первого цилиндра на крышке трамблера. | |
| Затяните крепление трамблера | Слегка затяните болт, чтобы трамблер не проворачивался, но его можно было регулировать. | |
| 4. Регулировка зажигания | Подключите стробоскоп | Подсоедините стробоскоп к первому цилиндру и к аккумулятору. |
| Запустите двигатель | Заведите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры. | |
| Направьте стробоскоп на шкив | Направьте луч стробоскопа на метки на шкиве коленвала. | |
| Поворачивайте трамблер | Медленно поворачивайте трамблер, пока метка на шкиве не совпадет с меткой на блоке двигателя (обычно 5-7 градусов до ВМТ). | |
| Затяните крепление трамблера | Плотно затяните болт крепления трамблера. | |
| 5. Проверка | Проверьте работу двигателя | Убедитесь, что двигатель работает ровно, без провалов и детонации. |
| Проверьте на ходу | Прокатитесь на автомобиле, чтобы убедиться в правильности регулировки. | |
| При необходимости повторите регулировку | Если есть проблемы, повторите шаги 4 и 5. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о выставлении зажигания на автомобилях ВАЗ:
-
Точная настройка зажигания: Правильная установка угла опережения зажигания (УОЗ) может значительно повысить эффективность работы двигателя. На автомобилях ВАЗ оптимальный угол составляет обычно 5-10 градусов до ВМТ (верхней мертвой точки) для большинства моделей, что позволяет улучшить динамику разгона и снизить расход топлива.
-
Использование стробоскопа: Для более точной настройки зажигания многие автолюбители используют стробоскоп. Этот прибор позволяет визуально наблюдать за работой системы зажигания в реальном времени, что делает процесс настройки более простым и эффективным. С его помощью можно легко определить, правильно ли выставлен угол зажигания.
-
Влияние на экологию: Неправильно выставленное зажигание может привести к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу. Это связано с тем, что неэффективное сгорание топлива приводит к образованию большего количества угарного газа и других загрязняющих веществ. Поэтому правильная настройка зажигания не только улучшает работу двигателя, но и способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Эти факты подчеркивают важность правильной настройки зажигания для оптимальной работы автомобиля и его влияния на окружающую среду.

Порядок настройки зажигания
Для начала необходимо подготовить основные инструменты. Вам понадобятся вольтметр, гаечный ключ (13 мм) и свечной ключ. Регулировку зажигания можно производить по 1-му и 4-му цилиндрам.
Первым шагом следует определить метки на газораспределительном механизме (ГРМ), которые будут использоваться для настройки зажигания. Всего имеется три отметки:
- Длинная – нулевая метка зажигания.
- Средняя – 5° угла опережения зажигания.
- Малая – 10° угла.
На ободе шкива расположена отметка верхней мертвой точки, а с противоположной стороны можно увидеть небольшой выступ. Все эти метки помогут правильно отрегулировать зажигание.
Необходимо извлечь свечу из 1-го цилиндра и закрыть отверстие пальцем. Затем с помощью специального ключа прокрутите коленвал до момента, когда начнется такт сжатия, что можно почувствовать по подъему поршня. Сжатие можно ощутить, прикрыв свечное отверстие пальцем.
Прокручивайте коленчатый вал до тех пор, пока метка на крышке ГРМ не совпадет с нужной отметкой. Если вы используете низкооктановый бензин, ориентируйтесь на длинную метку. При использовании бензина АИ-92 метка на крышке должна совпадать со средней отметкой.
Далее снимите крышку трамблера (распределителя зажигания), отсоединив защелки.
После вращения коленвала контакт ротора в прерывателе должен быть направлен к 1-му цилиндру. При уже выставленных метках проведите линию от трамблера, которая должна проходить через защелки крышки и быть направлена в ту же сторону, что и ось двигателя. Если линия не проходит над защелками, сначала нужно открутить гайку, удерживающую прерыватель, и поднять его. Ось ротора устанавливайте параллельно оси двигателя.
Затем установите трамблер на место и закрутите гайку, но не до конца.
Подключите один провод вольтметра к выходу катушки зажигания, а другой – к массе или карбюратору.
После этого включите зажигание и постепенно перемещайте прерыватель до тех пор, пока вольтметр не покажет ноль. Если вольтметр не реагирует, значит, в настройке нет необходимости.
Далее поворачивайте трамблер против часовой стрелки и зажмите его гайкой в момент срабатывания вольтметра.
На заключительном этапе проверьте правильность выполненной регулировки. Для этого проедьте на 4-й передаче со скоростью около 45 км/ч и резко ускорьтесь. Если детонация отсутствует, это указывает на позднее зажигание. В таком случае поверните прерыватель на одно деление против часовой стрелки. Если при разгоне детонация сохраняется, необходимо исправить раннее зажигание. Для этого прерыватель также нужно повернуть на одно деление, но в противоположном направлении.
Заключение
Рекомендуется проводить настройку зажигания каждые 15 тысяч километров пробега или при появлении признаков неисправности системы. Если вы не хотите обращаться в сервисный центр, эту задачу можно успешно решить самостоятельно.

Советы по обслуживанию системы зажигания
Система зажигания является одной из ключевых частей двигателя автомобиля ВАЗ, и правильное ее обслуживание может значительно повысить эффективность работы мотора и снизить расход топлива. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать систему зажигания в хорошем состоянии.
Регулярная проверка свечей зажигания
Свечи зажигания играют важную роль в процессе сгорания топливной смеси. Рекомендуется проверять их состояние каждые 10-15 тысяч километров пробега. Обратите внимание на следующие моменты:
- Износ электродов: Если они сильно изношены или имеют нагар, их следует заменить.
- Цвет изолятора: Светло-коричневый цвет указывает на нормальную работу, черный или белый — на проблемы с топливной смесью.
- Зазор: Проверьте зазор между электродами, он должен соответствовать рекомендациям производителя.
Проверка высоковольтных проводов
Высоковольтные провода передают электрический ток от катушки зажигания к свечам. Их состояние также важно для корректной работы системы зажигания:
- Визуальный осмотр: Проверьте провода на наличие трещин, повреждений и износа. Если вы заметили какие-либо дефекты, замените провода.
- Измерение сопротивления: Используйте мультиметр для проверки сопротивления проводов. Нормальное значение должно быть в пределах 5-10 кОм на метр.
Обслуживание катушки зажигания
Катушка зажигания преобразует низкое напряжение в высокое, необходимое для искры. Чтобы обеспечить ее надежную работу, следуйте этим рекомендациям:
- Проверка соединений: Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют коррозии.
- Тестирование катушки: Используйте мультиметр для проверки сопротивления обмоток катушки. Нормальные значения должны быть указаны в технической документации.
Замена фильтров и поддержание чистоты
Чистота системы зажигания также влияет на ее эффективность. Регулярно меняйте топливные и воздушные фильтры, чтобы обеспечить оптимальное сгорание топливной смеси. Загрязненные фильтры могут привести к неправильной работе системы зажигания и увеличению расхода топлива.
Проверка и регулировка угла опережения зажигания
Угол опережения зажигания влияет на производительность двигателя. Регулярно проверяйте и при необходимости корректируйте его с помощью стробоскопа. Неправильный угол может привести к детонации и снижению мощности.
Следуя этим советам, вы сможете поддерживать систему зажигания вашего автомобиля ВАЗ в отличном состоянии, что обеспечит надежную работу двигателя и продлит срок службы автомобиля.
Вопрос-ответ
Как узнать, правильно ли выставлено зажигание на ВАЗ?
Для проверки правильности выставленного зажигания можно использовать стробоскоп. С его помощью необходимо осветить метки на шкиве коленчатого вала и корпусе двигателя. Если метка на шкиве совпадает с меткой на корпусе при работающем двигателе, значит, зажигание выставлено правильно.
Что делать, если зажигание выставлено неправильно?
Если вы обнаружили, что зажигание выставлено неправильно, необходимо отрегулировать его. Для этого нужно ослабить крепления распределителя зажигания и повернуть его в нужную сторону, пока не достигнете правильного угла опережения зажигания. После этого затяните крепления и повторно проверьте установку с помощью стробоскопа.
Как часто нужно проверять зажигание на автомобиле ВАЗ?
Рекомендуется проверять зажигание каждые 10-15 тысяч километров пробега или при каждом техническом обслуживании автомобиля. Также стоит обратить внимание на его состояние, если заметили ухудшение работы двигателя, увеличение расхода топлива или появление стуков в двигателе.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы. Это включает в себя ключи, отвертки, динамометрический ключ, а также новые свечи зажигания и провода, если они требуют замены.
СОВЕТ №2
Обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические для вашей модели значения угла опережения зажигания, а также другие важные параметры, которые помогут вам правильно выставить зажигание.
СОВЕТ №3
При выставлении зажигания используйте стробоскоп. Это поможет вам точно установить угол опережения зажигания, что значительно улучшит работу двигателя и его экономичность. Не забывайте проверять состояние шкива и меток, чтобы избежать ошибок.
СОВЕТ №4
После завершения настройки зажигания проведите тест-драйв. Обратите внимание на работу двигателя, его ускорение и стабильность на холостом ходу. Если вы заметите какие-либо проблемы, возможно, потребуется повторная настройка или диагностика других систем автомобиля.

