Правильная настройка зажигания на ВАЗ 21213 с карбюраторным двигателем влияет на производительность, экономичность и долговечность. В этой статье рассмотрим процесс выставления зажигания самостоятельно, что поможет улучшить работу двигателя и сэкономить на услугах автосервисов. Следуя рекомендациям, вы сможете выполнить эту процедуру и обеспечить надежную работу автомобиля.
КАРБЮРАТОР НИВЫ: НАСТРАИВАЕМ И РЕМОНТИРУЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Карбюраторы, установленные на моделях 2121, 21213 и других автомобилях, имеют схожую конструкцию. Они играют важную роль в системе двигателя, обеспечивая смешивание топлива с воздухом для формирования горючей смеси. Обычно карбюратор состоит из нескольких ключевых компонентов: поплавковой камеры, жиклера с распылителем, диффузора и дроссельной заслонки. В зависимости от модели автомобиля, карбюраторы могут быть оснащены от одной до четырех камер, а также различаться по способу открытия дроссельных заслонок — это может быть как последовательное, так и одновременное открытие. Кроме того, движение рабочей смеси может быть горизонтальным, восходящим или нисходящим.
Эксперты отмечают, что правильная настройка зажигания на ВАЗ 21213 с карбюратором является ключевым моментом для обеспечения стабильной работы двигателя и его высокой производительности. Для начала необходимо установить двигатель в верхнюю мертвую точку, что можно сделать с помощью меток на коленчатом валу и распредвале. Затем следует проверить угол опережения зажигания, который должен находиться в пределах 5-10 градусов.
При помощи стробоскопа можно точно выставить зажигание, что позволит избежать проблем с запуском и увеличит экономию топлива. Также важно обратить внимание на состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов, так как их износ может негативно сказаться на работе системы. Регулярная проверка и корректировка зажигания помогут поддерживать оптимальную работу автомобиля и продлить срок службы двигателя.

Элементы устройства карбюратора на моделях Нивы
Схема карбюратора включает в себя: рычаг, который управляет ускорительным насосом, диафрагму, регулировочный винт, воздушный канал от пускового устройства, электромагнитный запорный клапан, воздушную заслонку, игольчатый клапан, штуцер для подачи топлива, экономайзер для режимов мощности, блок для подогрева карбюратора, а также штуцеры для вентиляции картера и подачи разрежения для вакуумного регулятора зажигания и другие элементы.
В автомобиле Нива 2121 топливо проходит через карбюратор в следующей последовательности. Сначала оно поступает из топливного бака в поплавковую камеру в заранее установленном объеме. При этом поплавок поднимается или опускается в зависимости от движения топлива.
Затем топливо проходит через жиклер в распылитель, расположенный в узкой части диффузора, одновременно с поступлением воздуха в карбюратор через внешнюю трубу. После этого дроссельные заслонки регулируют количество топлива, которое попадает в цилиндр двигателя через впускной коллектор, изготовленный из алюминиевых сплавов. Коллектор крепится к двигателю с помощью шпилек и термостойких прокладок.
| Этап настройки | Необходимые инструменты | Описание действия |
|---|---|---|
| Подготовка | Ключ на 10, отвертка, ветошь | Отключите аккумулятор, очистите трамблер и провода от грязи. |
| Установка ВМТ | Ключ на 36 (для коленвала), свечной ключ, индикатор ВМТ (опционально) | Выкрутите свечу первого цилиндра, вращайте коленвал до верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра. |
| Настройка трамблера | Ключ на 13, стробоскоп (желательно) | Ослабьте крепление трамблера, поверните его корпус до совпадения метки на шкиве коленвала с меткой на блоке цилиндров. |
| Проверка зажигания | Стробоскоп | Запустите двигатель, направьте стробоскоп на шкив коленвала. Метка на шкиве должна совпадать с меткой на блоке цилиндров при работе двигателя на холостом ходу. |
| Регулировка УОЗ | Ключ на 13 | При необходимости, поверните корпус трамблера для достижения оптимального угла опережения зажигания (УОЗ). |
| Финальная проверка | Отвертка, тестер (опционально) | Проверьте работу двигателя на разных оборотах, убедитесь в отсутствии детонации и провалов. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как выставить зажигание на ВАЗ 21213 с карбюратором своими руками:
-
Оптимальный угол опережения зажигания: Для ВАЗ 21213 с карбюратором оптимальный угол опережения зажигания составляет около 6-10 градусов до ВМТ (верхней мертвой точки) для нормального режима работы двигателя. Это значение может варьироваться в зависимости от состояния двигателя и качества топлива, поэтому важно проводить тесты и корректировки.
-
Использование стробоскопа: Для точной настройки зажигания рекомендуется использовать стробоскоп. Этот инструмент позволяет визуально наблюдать за работой системы зажигания и точно установить угол опережения, что значительно повышает эффективность работы двигателя и его экономичность.
-
Проверка свечей зажигания: Перед выставлением зажигания стоит проверить состояние свечей. Их цвет и состояние могут дать подсказки о правильности настройки. Например, светло-коричневый цвет указывает на нормальную работу, в то время как черный налет может свидетельствовать о переобогащенной смеси или неправильном угле зажигания.
Эти факты помогут вам лучше понять процесс настройки зажигания и его влияние на работу двигателя вашего автомобиля.

«Солекс» и «Озон»
На автомобиль ВАЗ 2121 Нива можно установить карбюратор марки «Озон» с серийными номерами 2107-110-7010-10 или 2107-110-7010-20. Эти модели имеют различия: первая версия оснащена прерывателем старого типа и не имеет вакуумного корректора, в то время как вторая модель не включает микропереключатель от экономайзера, что влияет на уровень выбросов и может оказывать влияние на расход топлива.
Для Нивы 21213 подходят карбюраторы «Солекс» (модель 21073-110-7010). Их считают довольно «капризными», что в значительной степени связано с небрежностью самих владельцев. Неправильная работа устройства часто обусловлена некачественным топливом с высоким содержанием примесей, так как у данной модели забор топлива осуществляется через отверстия в дне поплавковых камер (в отличие от других моделей, где эти элементы расположены выше дна).
Также проблемы могут возникнуть у владельцев Нивы, которые не меняют вовремя топливный и воздушный фильтры, а также не уделяют должного внимания очистке карбюратора от масляной копоти, образующейся в системе вентиляции.
Регулировка карбюратора ВАЗ обычно осуществляется в области поплавкового механизма или в системах пуска и холостого хода. Эти операции требуют высокой точности, поэтому лучше доверить их профессионалам.
Поплавковый механизм на Ниве 2121 настраивается с учетом положения поплавков относительно друг друга и стенок поплавковой камеры. Также может потребоваться регулировка механизмов в открытом и закрытом состоянии игольчатого клапана. Чтобы не нарушить правильную настройку, владельцу автомобиля следует осторожно обращаться с крышкой карбюратора при ее снятии, следить за состоянием запорного конуса иглы (ее седла и язычка), а также оси крепления кронштейна.
Проводим регулировку своими силами
Нива 21213 может быть настроена в отношении пусковой системы, регулируя зазор у кромок заслонок, если карбюратор снят, или по частоте вращения коленчатого вала прямо на автомобиле. В первом случае зазор в области нижней кромки (в направлении потока воздуха) от дроссельной заслонки устанавливается на уровне 1,1 мм. Регулировка осуществляется с помощью винта, который имеет шестигранник размером 0,7 см на головке и шлицевую часть от хвостовика. Данная операция выполняется при повороте рычага кулачка управления пусковой системой против часовой стрелки до упора. В таком же положении зазор у нижней кромки от воздушной заслонки устанавливается на 3 мм с помощью винта, расположенного в крышке диафрагменного механизма пусковой системы (не забудьте ослабить контргайку). При этом шток диафрагмы должен быть полностью утоплен в регулировочный винт. После завершения регулировки винт фиксируется контргайкой.
Регулировка пусковой системы Нивы непосредственно на автомобиле позволяет значительно сэкономить время:
- Снимите воздушный фильтр с двигателя, вытяните манетку управления от воздушной заслонки и запустите двигатель.
- При принудительном открытии воздушной заслонки (путем легкого нажатия плоской отверткой на треть ее полного угла поворота) с помощью винта (расположенного рядом с рычагом на оси дроссельной заслонки первой камеры) установите исходную частоту вращения на уровне 2,08 тыс. оборотов в минуту (на прогретом двигателе).
- Уберите отвертку, опустите воздушную заслонку и с помощью упора винта (рядом с диафрагмой) установите частоту, которая будет на 100 оборотов в минуту ниже исходной (подберите соответствующее положение воздушной заслонки).
- После этого винт можно зафиксировать контргайкой.
Если у вас есть газоанализатор, настройка карбюратора в части пусковой системы может быть выполнена с учетом содержания оксида углерода (СО) в отработанных газах. Если при полностью вытянутой манетке от управления воздушной заслонкой уровень газа составляет 8%, то все в порядке. Если значение ниже, чем эта величина, закрутите винт на крышке диафрагменного механизма, если выше — раскрутите и проведите повторные замеры.
Регулировка холостого хода для автомобиля Нива 2121 необходима для снижения содержания оксида углерода в отработанных газах и обеспечения стабильной работы двигателя. На станциях технического обслуживания такие работы выполняются с использованием газоанализаторов. В гаражных условиях регулировку можно провести с помощью тахометра.
Для этого на прогретом двигателе отверткой прокалывается заглушка из пластика, затем винт качества вращается в разные стороны, пока не будут достигнуты максимальные обороты на холостом ходу. После этого с помощью винта количества (с ребристой пластиковой ручкой) необходимо установить повышенное число оборотов (на 50-70 об/мин больше, чем стандартный холостой ход). Операции с винтами следует повторить еще два раза. Затем на моделях 2121 или 21213 на холостом ходу, с увеличением оборотов на 50-70 об/мин, заворачивается винт качества, при этом обороты должны снизиться до нормальных (т.е. уменьшиться на 50-70 оборотов).
Ремонт карбюратора при провалах и рывках
Ремонт карбюратора может стать необходимым, если двигатель работает нестабильно на холостом ходу, и простая регулировка винтов, отвечающих за количество и качество смеси, не приносит результатов. Часто причиной этого является переобогащение топливной смеси, что может быть вызвано неправильной настройкой системы поплавков или неисправностями в вакуумном экономайзере, отвечающем за мощностные режимы. В таких случаях может потребоваться замена поврежденной диафрагмы или ремонт клапана экономайзера, через который может просачиваться топливо.
Модель 2121 может проявлять рывки, раскачивания или провалы во время движения. Причины этих проблем могут быть разнообразными, и для их устранения может понадобиться ремонт карбюратора. Провалы, возникающие при медленном открытии дроссельной заслонки, часто связаны с засорением жиклера холостого хода. В таких ситуациях необходимо отрегулировать уровень топлива и проверить степень загрязненности главных топливных жиклеров.
Если автомобиль демонстрирует значительный провал при открытии первой или второй дроссельных камер, помимо засорения жиклеров, причиной может быть неправильная установка малых диффузоров в соответствующих гнездах.
Когда Нива 21213 испытывает небольшие подергивания на малых и средних скоростях и медленно разгоняется, это может быть связано с неправильной дозировкой топлива со стороны запорного клапана из-за его износа. В таком случае потребуется замена запорного клапана с металлической запорной иглой на клапан с иглой, изготовленной из другого материала.
Автомобили серии 2121 иногда сталкиваются с провалами при резком открытии дроссельных заслонок, которые исчезают через 5 секунд при стабильной работе двигателя. Часто такие проблемы обусловлены неисправностью ускорительного насоса, что приводит к отсутствию или неправильному потоку бензина. К подобным ситуациям может привести разрыв диафрагмы, повреждение уплотнительного кольца из резины на держателе распылителя или разрушение нижней части клапана.

Проверка и замена свечей зажигания
Перед тем как выставить зажигание на ВАЗ 21213 с карбюратором, необходимо убедиться в исправности свечей зажигания. Свечи играют ключевую роль в процессе воспламенения топливной смеси, и их состояние напрямую влияет на работу двигателя.
Первым шагом является визуальный осмотр свечей. Для этого нужно снять их с двигателя. Используйте специальный ключ для свечей, чтобы избежать повреждений. Осмотрите каждую свечу на наличие нагара, трещин и других повреждений. Нормальная свеча должна иметь светло-коричневый или серый цвет. Если вы заметили черный нагар, это может указывать на переобогащение смеси, а белый налет — на недостаток топлива.
Если свечи зажигания имеют значительные повреждения или износ, их необходимо заменить. При выборе новых свечей обратите внимание на их тип и характеристики, рекомендованные производителем автомобиля. Для ВАЗ 21213 обычно используются свечи типа 14, с рабочим зазором 0,7-0,8 мм.
После установки новых свечей, проверьте зазор между электродами. Для этого используйте щуп. Если зазор меньше или больше указанного, отрегулируйте его, аккуратно подгибая боковой электрод. Правильный зазор обеспечит оптимальное воспламенение смеси и стабильную работу двигателя.
После проверки и замены свечей зажигания, можно переходить к следующему этапу — выставлению зажигания. Но прежде чем это сделать, убедитесь, что все соединения и провода находятся в хорошем состоянии, так как неисправности в системе зажигания могут привести к неправильной работе двигателя.
Вопрос-ответ
По какой метке выставлять зажигание ВАЗ 21213?
Метка на шкиве должна светиться возле заводских параметров (обычно это 5–10 градусов до ВМТ).
Какой должен быть угол опережения зажигания на ниве?
Авто: Нива 21213. В. Шама. Согласно мануалу «Начальный угол опережения зажигания при частоте вращения коленчатого вала 750–800 мин–1 должен составлять 1±1° до ВМТ.» Это для 1,7 и 1,8 л движков.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. В нем вы найдете важные данные о заводских настройках зажигания, что поможет вам правильно выставить его.
СОВЕТ №2
Используйте специальный инструмент, такой как стробоскоп, для точной настройки угла опережения зажигания. Это позволит вам добиться оптимальной работы двигателя и избежать его перегрева или детонации.
СОВЕТ №3
При настройке зажигания обращайте внимание на состояние свечей зажигания. Если они загрязнены или имеют неправильный зазор, это может негативно сказаться на работе двигателя. Регулярно проверяйте и заменяйте свечи при необходимости.
СОВЕТ №4
Не забывайте о том, что выставка зажигания — это не единственная настройка, влияющая на работу двигателя. Проверьте также состояние карбюратора и системы подачи топлива, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы вашего ВАЗ 21213.


