Замена водяного насоса (помпы) на ВАЗ 2114 — процедура, которую автовладелец может выполнить самостоятельно, сэкономив время и деньги. В статье рассмотрим процесс установки новой помпы, необходимые инструменты, пошаговые инструкции и советы по безопасности. Правильная замена помпы обеспечит надежную работу системы охлаждения, предотвратит перегрев двигателя и продлит срок службы автомобиля.
Помпа на ВАЗ 2114/2115: замена своими руками
ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 можно считать настоящими «иконами» АВТОВАЗа начала 2000-х годов. Эти автомобили славятся своей надежностью и неприхотливостью. Каждый автовладелец, который заботится о своем транспортном средстве, осознает, насколько важно регулярно ухаживать за его механизмами. Для того чтобы двигатель функционировал без сбоев, достаточно следить за своевременной заменой масла и контролировать работу системы охлаждения. В то время как замена масла обычно не вызывает трудностей у водителей, работа с системой охлаждения, особенно с водяным насосом, может представлять определенные сложности.
Зачем нужна помпа в автомобиле
Обсуждая работу двигателя, нельзя не упомянуть о важности системы охлаждения. Именно благодаря её эффективному функционированию возможно использование мотора в любых погодных условиях и режимах.
Двигатель — это сложный механизм любого автомобиля. Постоянное трение поршней приводит к быстрому нагреву его компонентов, что может вызвать их «заклинивание». Единственный способ избежать перегрева двигателя — это поддерживать его рабочую температуру на оптимальном уровне. Для этого и была разработана система охлаждения.
В расширительный бачок заливается охлаждающая жидкость (в автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 можно использовать как тосол, так и антифриз). Из бачка жидкость по трубкам поступает в водяной насос (или помпу), а затем направляется в радиатор и к блоку цилиндров. Именно циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивает эффективное и своевременное охлаждение двигателя.
Водяной насос начинает работать сразу после запуска двигателя. На моделях ВАЗ 2114 и 2115 он расположен в системе ГРМ, что означает, что крыльчатка насоса приводится в движение ремнем ГРМ. Крыльчатка вращает лопасти, благодаря чему тосол начинает циркулировать по всей системе. Без помпы вся система охлаждения теряет смысл.
Помпа выполняет одну важную задачу — поддерживать необходимое давление в системе для обеспечения бесперебойной циркуляции тосола.
Замена помпы на ВАЗ 2114 — задача, которую многие автовладельцы могут выполнить самостоятельно, если следуют рекомендациям специалистов. Эксперты подчеркивают важность подготовки: перед началом работы необходимо собрать все необходимые инструменты и запчасти, а также ознакомиться с инструкцией по замене. Важно отключить аккумулятор и слить охлаждающую жидкость, чтобы избежать неприятных ситуаций.
При демонтаже старой помпы следует обратить внимание на состояние прокладок и уплотнителей, так как их замена также может предотвратить утечки в будущем. Установка новой помпы требует аккуратности: необходимо правильно установить прокладку и затянуть крепежные элементы с нужным моментом. После завершения работы рекомендуется проверить систему на наличие утечек и долить охлаждающую жидкость. Таким образом, соблюдая все этапы, автовладельцы смогут успешно заменить помпу и продлить срок службы своего автомобиля.

Замена помпы на ВАЗ 2114 (8 клапанов)
Замена водяного насоса — это процедура, которая, так или иначе, рано или поздно потребуется каждому автомобилю. Водяная помпа, по своей конструкции, является довольно простым устройством, поэтому поломки происходят не так часто. Тем не менее, со временем или из-за агрессивного стиля вождения любой механизм может выйти из строя.
| Этап замены помпы | Описание действия | Необходимые инструменты и материалы |
|---|---|---|
| Подготовка | 1. Заглушите двигатель и дайте ему остыть. 2. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора. 3. Слейте охлаждающую жидкость из системы. |
Ключ на 10, емкость для слива ОЖ, перчатки. |
| Демонтаж старой помпы | 1. Ослабьте натяжение ремня генератора и снимите его. 2. Открутите болты крепления помпы к блоку двигателя. 3. Аккуратно снимите помпу, возможно, потребуется немного покачать ее. |
Ключи (рожковые/накидные) на 13, 17, отвертка, ветошь. |
| Установка новой помпы | 1. Очистите посадочное место помпы от остатков старой прокладки и грязи. 2. Установите новую прокладку на помпу или на блок двигателя. 3. Установите новую помпу, затяните болты крепления равномерно, крест-накрест. 4. Установите ремень генератора и отрегулируйте его натяжение. |
Новая помпа, новая прокладка, герметик (по желанию), ключи на 13, 17. |
| Завершение | 1. Залейте новую охлаждающую жидкость в систему. 2. Запустите двигатель, дайте ему поработать на холостом ходу, чтобы выгнать воздушные пробки. 3. Проверьте уровень ОЖ и при необходимости долейте. 4. Проверьте систему на наличие течей. |
Новая охлаждающая жидкость, воронка. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене помпы на ВАЗ 2114:
-
Сложность процесса: Замена водяного насоса (помпы) на ВАЗ 2114 может показаться сложной задачей для новичков, но с правильными инструментами и пошаговой инструкцией это вполне выполнимая работа. Важно помнить, что для успешной замены потребуется слить охлаждающую жидкость и, возможно, снять ремень ГРМ, что требует аккуратности.
-
Проверка состояния: При замене помпы стоит обратить внимание на состояние других компонентов системы охлаждения, таких как радиатор, термостат и шланги. Это поможет избежать повторных ремонтов в будущем и обеспечит надежную работу двигателя.
-
Выбор помпы: На рынке представлено множество вариантов водяных насосов для ВАЗ 2114, включая оригинальные и неоригинальные. При выборе помпы стоит учитывать не только цену, но и отзывы пользователей, так как качество может значительно варьироваться. Использование качественной помпы может продлить срок службы всей системы охлаждения.

Как проверить помпу
На автомобилях ВАЗ 2114 и 2115 достаточно просто обнаружить проблему с водяным насосом. Для этого не требуется никаких особых знаний, достаточно обратить внимание на три основных признака.
Перегрев двигателя
Если в зимний период при поездках на короткие дистанции вентилятор не справляется с охлаждением, это может указывать на проблемы с водяной помпой. Если стрелка температурного датчика постоянно превышает рабочую отметку в 90 градусов, стоит провести диагностику:
- Запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры.
- Включите отопитель.
- Если из отопителя сразу начинает поступать холодный воздух, это говорит о том, что циркуляция в системе охлаждения нарушена.
- В таком случае необходимо заменить водяную помпу, так как проблема может быть связана с повреждением крыльчатки.
Ремень ГРМ изнашивается неравномерно
При осмотре гидрораспределительного механизма автомобилей ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 можно обнаружить неравномерный износ ремня. Это связано с тем, что помпа напрямую соединена с ремнём ГРМ, что приводит к её неравномерному износу (например, износ может происходить только с одной стороны). Такой признак может указывать на неисправности водяного насоса.
Чтобы подтвердить свои подозрения, необходимо снять ремень. Из-за износа подшипников помпы она может начать шататься, что в свою очередь увеличивает риск её быстрого разрыва. При этом сама помпа может продолжать работать в обычном режиме еще некоторое время.
Течь помпы
Если водяной насос находится на автомобиле длительное время, со временем сальник может износиться до такой степени, что начнет пропускать жидкость. Протечка охлаждающей жидкости в системе ГРМ под насосом является одним из признаков его неисправности. Если в сутки наблюдается лишь несколько капель, это не критично: насос продолжает выполнять свою функцию, обеспечивая надежное охлаждение двигателя. Однако, если из-под насоса вытекает значительное количество тосола, необходимо незамедлительно заменить насос.
В некоторых ситуациях протечки могут возникать как из-за износа сальника, так и из-за неправильной установки прокладки при замене насоса.
Готовим инструменты
Вне зависимости от того, какая именно неисправность возникла в вашем автомобиле, самым эффективным способом её решения является замена помпы. Эту процедуру на моделях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 можно выполнить самостоятельно, так как конструкция автомобиля позволяет осуществить все необходимые действия без особых навыков и опыта.
Для начала вам потребуется подготовить простой набор инструментов:
- Гаечные ключи на 10, 17 и 19;
- Торцевая головка на 10;
- Плоская отвертка с узким лезвием.
Как поменять помпу
Порядок выполнения работ на автомобилях ВАЗ 2114 и 2115 с 8-клапанным двигателем выглядит следующим образом:
- Удалите защитный кожух, который закрывает ГРМ.
- Немного ослабьте натяжитель ролика.
- Уменьшите натяжение ремня генератора, после чего аккуратно снимите как ремень генератора, так и ремень ГРМ.
- Отключите все шланги от водяного насоса (учтите, что может произойти вытекание охлаждающей жидкости, поэтому рекомендуется заранее подготовить ёмкость или использовать ветошь для защиты).
- Слейте охлаждающую жидкость из системы (достаточно открутить пробку радиатора, чтобы жидкость вытекла в течение 10 минут).
- Снимите защитную крышку насоса и извлеките помпу.
- После демонтажа обязательно очистите фланцевые поверхности от загрязнений и следов жидкости, а также удалите остатки старой резиновой прокладки.
- Затем выполните установку новой помпы, следуя всем шагам в обратном порядке.
Видео: процедура замены водяного насоса своими руками
Резиновую прокладку следует заменять даже при отсутствии видимых признаков износа или повреждений. Для обеспечения надежной герметизации рекомендуется использовать термостойкий герметик как на месте установки помпы, так и в области её соединения с блоком цилиндров.
https://youtube.com/watch?v=D44ASGdY7Io
Как поменять патрубки на помпе
Замена шланга на водяном насосе оправдана в тех ситуациях, когда шланг вздулся или на нем появились мелкие трещины, через которые начинает просачиваться антифриз. Основной недостаток замены шлангов заключается в том, что они находятся ниже насоса, что требует поднятия кузова автомобиля и доступа к нижней части.
Сначала необходимо слить антифриз и снять сам насос, прежде чем приступать к демонтажу старых шлангов. Важно тщательно очистить место установки от пыли, грязи и следов охлаждающей жидкости. Затем следует подключить новые шланги к новому насосу, установив новую прокладку на соединении. Для повышения надежности соединений рекомендуется использовать термостойкий герметик.
Как поставить дополнительную помпу на ВАЗ 2114, 2115
Опытные владельцы автомобилей ВАЗ знают, что модели «четырнадцатая» и «пятнадцатая» отлично подходят для различных экспериментов по установке дополнительного оборудования. Например, если штатный обогрев на ВАЗ 2114 не справляется с задачей, можно установить вторую (дополнительную) помпу. Суть этой модификации заключается в том, что новая помпа будет перекачивать тосол по малому кругу, что обеспечит более эффективное охлаждение двигателя и поддержание комфортной температуры в салоне зимой.
Установка дополнительной помпы занимает не более 10 минут, однако время может увеличиться из-за необходимости слива тосола из системы.
Перед началом работы стоит заранее подготовить следующие запчасти:
- водяной насос (для моделей 2114 и 2115 оптимальным вариантом считается помпа от Bosch 0 392 020 034);
- элементы электрооборудования;
- несколько шлангов различной длины (в зависимости от диаметра малого круга) с хомутами;
- крепеж для помпы.
Собираем конструкцию
В данном процессе потребуется определённый опыт в самостоятельном обслуживании автомобилей ВАЗ. Для установки дополнительной помпы необходимо выполнить следующие шаги:
- Сначала соберите узел, состоящий из трёх компонентов — помпы и двух шлангов (короткий шланг предназначен для отвода, а длинный — для всасывания тосола).
- Затем слейте охлаждающую жидкость из системы.
- Найдите два шланга, которые идут от печки, расположенные у днища автомобиля, и снимите тот, который отвечает за отвод.
- Подключите собранный узел вместо снятого шланга.
- После этого прикрепите помпу к картеру механической коробки передач, используя для этого кронштейны и винты.
Заключительный этап — заливка нового тосола.
Замена помпы на ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 (16 клапанов)
Процесс замены водяного насоса на двигателях с 8 и 16 клапанами имеет свои особенности. Это связано с тем, что на модели ВАЗ 2114 с 8-клапанным двигателем установлен лишь один шкив коленчатого вала, в то время как у автомобилей с 16-клапанными моторами их два. Таким образом, конструкции автомобилей с различными типами двигателей имеют свои отличия.
Поэтому важно проявлять особую внимательность: водяные насосы для ВАЗ с 8 и 16 клапанами не являются взаимозаменяемыми. При приобретении нового водяного насоса необходимо удостовериться, что он соответствует именно вашему типу двигателя на ВАЗ.
Процедура замены водяного насоса
Сначала необходимо снять пластиковый кожух, который защищает ремень ГРМ, но это не так просто, как на моделях ВАЗ с 8 клапанами:
- Для начала потребуется демонтировать шкивы с обоих коленвалов.
- Также нужно отсоединить два ролика ГРМ — опорный и натяжной.
- Снять водяную помпу без снятия шкивов и роликов невозможно.
- Кроме того, потребуется убрать правое переднее колесо. Рекомендуется использовать домкрат для поднятия кузова на необходимую высоту. Это позволит получить доступ к болтам, которые крепят кожух ГРМ к двигателю.
- Далее можно следовать схеме, которая предназначена для 8-клапанных двигателей.
Процесс замены водяного насоса на моделях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 не вызывает особых трудностей. Главное — внимательно подойти к каждому этапу работы и использовать только исправные инструменты. Замена помпы своими руками — это задача, не требующая специальной подготовки.
Советы по обслуживанию и профилактике помпы
Обслуживание и профилактика помпы водяного насоса на ВАЗ 2114 играют ключевую роль в обеспечении надежной работы двигателя и предотвращении серьезных поломок. Ниже приведены несколько рекомендаций, которые помогут вам продлить срок службы помпы и избежать неприятных ситуаций на дороге.
- Регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости: Убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости всегда находится в пределах нормы. Низкий уровень может привести к перегреву двигателя и повреждению помпы.
- Осмотр на наличие утечек: Периодически проверяйте место установки помпы на наличие следов утечек охлаждающей жидкости. Если вы заметили капли или потеки, это может свидетельствовать о необходимости замены уплотнительных колец или самой помпы.
- Замена охлаждающей жидкости: Следите за состоянием охлаждающей жидкости. Рекомендуется менять ее каждые 2-3 года или по мере необходимости, чтобы избежать коррозии и отложений, которые могут повредить помпу.
- Проверка натяжения ремня: Если ваша помпа приводится в действие ремнем, регулярно проверяйте его натяжение и состояние. Слабый или изношенный ремень может привести к неправильной работе помпы и перегреву двигателя.
- Своевременная замена: Не забывайте о том, что помпа имеет свой срок службы. Рекомендуется заменять ее каждые 60-80 тысяч километров пробега, даже если внешних признаков износа нет. Это поможет избежать неожиданных поломок.
- Использование качественных запчастей: При замене помпы выбирайте только качественные и проверенные запчасти. Это обеспечит надежную работу системы охлаждения и снизит риск повторных поломок.
- Профессиональная диагностика: Если вы заметили какие-либо проблемы с системой охлаждения, такие как перегрев двигателя или шумы из области помпы, не откладывайте визит к специалисту. Профессиональная диагностика поможет выявить и устранить проблему на ранней стадии.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы помпы на вашем ВАЗ 2114 и обеспечить надежную работу двигателя в любых условиях.
Вопрос-ответ
Какой стороной ставить помпу?
Он должен располагаться на той же высоте, что и в старой помпе, так как если ремень начнет тереться о шкив, то быстро износится. Чтобы проверить готовность новой помпы к работе, необходимо разместить обе водяные помпы на рабочем столе лицевой стороной вниз (т. е.
Что нужно для замены помпы ВАЗ 2114?
Перед тем как поменять помпу на ВАЗ 2114, соберите арсенал. Вам понадобятся: ключи на 13, 17 и 19 мм, торцевые головки, отвертка, плоскогубцы, емкость для слива антифриза и новая помпа. Рекомендуем оригинальную деталь от АвтоВАЗ или проверенные аналоги вроде Luzar или Bosch, чтобы избежать подделок.
Что необходимо заменить при замене водяной помпы?
При замене водяной помпы необходимо также заменить все старые прокладки и уплотнения на новые. Если новая помпа поставляется вместе с уплотнением, то перед установкой убедитесь, что оно находится в безупречном состоянии. Некоторые уплотнения настолько тонкие, что их можно легко повредить при вскрытии упаковки.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять, какие инструменты и детали понадобятся для замены помпы, а также избежать возможных ошибок.
СОВЕТ №2
Обязательно подготовьте рабочее место: уберите лишние предметы, обеспечьте хорошее освещение и доступ к необходимым инструментам. Это упростит процесс замены и сделает его более безопасным.
СОВЕТ №3
При снятии старой помпы используйте новые прокладки и болты для установки новой. Это поможет избежать утечек и обеспечит надежное крепление, что особенно важно для работы системы охлаждения.
СОВЕТ №4
После завершения установки новой помпы проверьте уровень охлаждающей жидкости и запустите двигатель, чтобы убедиться в отсутствии утечек. Дайте двигателю поработать несколько минут и внимательно следите за работой системы охлаждения.








