Каждый автомобиль должен быть оснащен рабочим датчиком скорости (ДС). Это устройство позволяет точно определить скорость передвижения транспортного средства и вывести информацию об этом на спидометр. Эксплуатация авто с нерабочим ДС не допускается, поскольку это может привести к созданию аварийной ситуации на дороге. Как проверить датчик скорости и произвести замену устройства своими руками — об этом читайте ниже.
Описание ДС
Как мы уже сказали, основное предназначение датчика привода спидометра заключается в точном определении скорости движения транспортного средства. Благодаря этому устройству модель всегда может знать, с какой скоростью движется его авто. Что касается разновидностей, то ДС могут относиться к контактному либо бесконтактному типу. На сегодняшний день большинство наших соотечественников отдают предпочтение бесконтактным вариантам. Контактные ДС, несмотря на все достоинства, имеют один значимый недостаток — они склонны к загрязнению, что в свою очередь приведет к неточности выводимых показаний.
Конструкция и принцип действия
Конструктивно по схеме эта деталь состоит из:
- привода спидометра;
- корпуса;
- а также самого контроллера с разъемом для подключения к бортовой сети.
Что касается принципа работы, то он основывается на измерении уровня частоты сигналов от контроллера, который находится на корпусе коробки передач либо раздаточной коробке. На выходе девайса во время езды образуются прямоугольные импульсы, минимальное значение которых должно составлять не меньше 1 вольта, а максимальное — не меньше 5 вольт.
По международным стандартам контроллер должен вырабатывать около 6 тысяч таких импульсов на протяжении одного километра пробега. Сами импульсы впоследствии преобразуются в ток, который замеряется магнитоэлектрическим устройством. Следует отметить, что значение тока напрямую зависит от количества подаваемых сигналов за определенную единицу времени. То есть данное значение будет прямо пропорциональным скорости езды транспортного средства.
Помимо этого, благодаря электронной схеме, которая установлена в приборную панель, методом подсчета поступающих сигналов обеспечивается работоспособность шагового электромотора. Последний предназначен для вращения барабанов счетчиков, после чего выводит соответствующую информацию на маленький экран, где демонстрируется общий, а также суточный пробег авто. Если речь идет о суточном пробеге, то это значение при необходимости можно обнулить.
Признаки неисправности
Если ДС по каким-то причинам выходит из строя, это приведет к тому, что блок управления не сможет определить скорость передвижения. Однако, это не единственная проблема, поскольку также могут возникнуть сбои в работоспособности силового агрегата.
Предлагаем более подробно ознакомиться с признаками неисправности, по которым можно определить выход из строя ДС:
- спидометр на приборной панели либо вовсе перестал работать, либо выводит неправильные показания;
- в работе двигателя, в частности, на холостых оборотах проявляются сбои;
- увеличился расход топлива;
- работа мотора ухудшилась, силовой агрегат не может развивать необходимую скорость;
- двигатель может самопроизвольно остановиться во время движения на холостых оборотах, в частности, когда водитель пытается выжать сцепление для переключения передачи;
- если авто оснащено бортовым компьютером, то на приборке может появиться индикатор Check;
- в том случае, если авто оборудовано электрическим усилителем руля, то может выйти из строя и этот узел;
- в некоторых авто, к примеру, Лада Калина выход из строя ДС может также привести к повышенной чувствительности контроллера уровня горючего в бензобаке (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).
Что касается причин, то, как правило, они обусловлены повреждением электопроводки авто, так что проверка работоспособности должна начинаться с диагностики состояния контактов и электроцепей. Возможно, проблема заключается в окисленных либо грязных контактах, поэтому их необходимо будет очистить и обработать смазкой, к примеру, Литолом. Обрыв проводки необходимо искать в первую очередь рядом с разъемом подключения, поскольку в этом месте провода сгибаются и обычно перетираются.


Замена датчика входного вала АКПП
Внимание! В редких случаях водители Рено Меган 2 поколения, да и других транспортных средств, могут вообще не заметить изменений в работе АКПП. Постепенное нарастание этой проблемы приведет к тому, что автомобиль может встать в аварийный режим где-нибудь посреди оживленного движения. Это приведет к созданию аварийной ситуации. Поэтому важно вовремя отдавать машину на техническое обслуживание в сервис-центре.
Ремонт и замена поврежденного датчика измерения частоты вращения выходного вала проводится следующим образом:
- Откройте капот и снимите воздушный фильтр, чтобы подобраться к устройству.
- Отсоедините его от разъемов.
- Проверьте корпус на герметичность. Если все нормально, то вскройте устройство.
- Проверьте напряжение и сопротивление прибора.
- Если износились зубья шестеренки, то замените ее на новую.
- Проверьте контакты и очистите их.
- Если прибор в плохом состоянии, то замените его и установите новый.
- После того, как выполнены все процедуры по установке нового, проверьте АКПП на ошибки сканером.
- Если ошибки не исчезли, то проверьте клеммы и провода. Они могут быть погрызаны мышами или кошками.
- Замените их, если необходимо.
Читать
Основные причины неисправности, регулировка гидроблока и ремонт АКПП DP0 AL4
После того, как сделана замена комплектующих и проводов, заведите автомобиль и попереключайте кулису селектора по передачам, наберите скорость до 40 км\ч. Посмотрите, как происходит переключение, ведут ли себя буквы на мониторе адекватно той передаче, которая включена.
Если все в норме, то у вас получилось диагностировать проблему и исправить ее. Если же нет, то обратитесь в ближайший сервис-центр.
Проверка работоспособности
Есть несколько вариантов диагностики ДС.
Первый способ проверки, с помощью мультиметра:
- Сначала необходимо демонтировать ДС.
- Затем, используя тестер, следует определить, за что отвечает каждый контакт на разъеме, вам необходимо найти именно импульсный.
- После этого положительный щуп тестера необходимо подключить к данному контакту, а отрицательный — к силовому агрегату либо кузову машины.
- Далее, на ось контроллера следует установить кусок трубки и начать его вращать с невысокой скоростью. При этом следите за показаниями контроллера — чем больше будет скорость вращения ДС трубкой, тем выше будут значения на дисплее тестера и параметр напряжения (автор видео — канал REMONTYCA).
Второй способ, без снятия контроллера:
- Используя домкрат, вам необходимо будет приподнять переднее колесо авто. Какое именно — правое или левое — неважно.
- Затем тестер следует подключить к проводке ДС.
- После этого вы начинаете руками вращать колесо авто и следить за показаниями на дисплее тестера. Если импульсы есть, то это говорит о том, что ДС работает в нормальном режиме.
Если мультиметра у вас нет, то можно произвести диагностику ДС при помощи контрольной лампочки либо любой другой лампы на 12 вольт.
Процедура проверки выполняет аналогично вышеописанному методу:
- Сначала от ДС необходимо отключить импульсный кабель.
- При включенном зажигании, используя контрольку, нужно найти положительный и отрицательный контакты.
- Затем переднее колесо авто поднимается на домкрате.
- Далее, контрольку необходимо подключить к сигнальному проводу. Колесо надо вращать — если в этот момент на контрольке загорелся минус, это говорит о работоспособности ДС (автор видео — канал PivovarovNikolay).
Что касается обычно лампочки на 12 вольт, то ее необходимо подключить к аккумуляторной батарее, а также сигнальному контакту. Если используется работоспособный ДС, то источник освещения будет мигать. В том случае, если диагностика показала, что ДС рабочий, то необходимо произвести проверку работоспособности его привода. Чтобы сделать это, поддомкратьте переднее колесо, нащупайте привод ДС, после чего ногой вращайте подвешенное колесо, а рукой контролируйте, вращается ли устройство или нет.
Тонкости проверки для разных моделей авто
В зависимости от автомобиля расположение, неисправности и тонкости проверки могут различаться.
ВАЗ-2110
Распространенная неисправность на «десятке» — некорректная работа одометра, выражаемая в неправильных данных о скорости. Причиной может быть поломка датчика скорости или привода.
Иногда неисправность связана с окислением разъемов или повреждением проводки.
Датчик находится возле коллектора, поэтому причиной поломки может быть повреждение проводки из-за действия высокой температуры.
Чтобы проверить работоспособность изделия, можно воспользоваться одним из трех методов, рассмотренных выше.
Если устройство неисправно, для замены потребуется ключ на 21 или 22. При покупке нового датчика скорости рекомендуется выбирать изделие с металлическим штоком. Оно работает дольше и отличается большей надежностью.

Калина
Как и в других моделях, популярная причина выхода ДС из строя — повреждение проводки (окисление, ржавчина, плохой контакт, расплавление проводов и т. д.). Для контроля используется мультиметр.
Щупы подключаются к центральному контакту («плюс») и к корпусу («минус»). При появлении вибраций напряжение должно меняться от 0,5 до 10 В.
Проверить работу можно и другими способами — путем вывешивания колеса или с помощью контрольной лампы.
Место расположение ДС Лада Калина показан ниже.
Приора
В проверке датчика скорости Лады Приоры имеется ряд особенностей. Часто на проблему с ним указывает ошибка Р0501.
Алгоритм действий:
- Осмотр контроллера.
- Проверка качества заземления на контактном соединении.
- Измерение опорного напряжения. К датчику скорости Приоры подходят провода разных цветов. Он находится за коллектором.
Коричневый имеет знак «минус», а розовый — «плюс». Сигнальный провод выполнен в сером цвете. С помощью мультиметра, установленного в режим измерения напряжения нужно проверить опорное U. Оптимальная величина от 12 В. Если напряжения нет или оно меньше установленного параметра, нужно зарядить АКБ и искать поломку в другом месте (ЭБУ или питающей цепи).
- Проверка качества соединения разъемов с помощью тонкой иглы или пластинки. Важно, чтобы контактные группы не вываливались из разъема.
- Проверка датчика скорости с применением осциллографа (колесо должно вращаться со скоростью больше 5 км/ч).
Перед проверкой ДС его нужно демонтировать с ТС, но не отключать провода.
Далее включается зажигание и проверяется напряжение на выходе. Для этого нужно медленно изменять скорость вращения оси. Кривая должна иметь напряжение от пяти до одного Вольта в обратном направлении.
Если напряжение остается неизменным, это свидетельствует о поломке. Дополнительный признак выхода из строя — остановка мотора при переключении скоростей, отказ электроусилителя руля.
Для проверки датчика скорости можно использовать имитатор — устройство, меняющее частоту импульсов путем нажатия плюса или минуса. С помощью изделия можно проверить также ЭБУ машины.
Диагностика датчика скорости на Приоре
Газель
Для проверки датчика скорости Газель нужно сделать следующие шаги:
- Открутить шурупы, которые фиксируют люк возле рукоятки КПП.
- Достать и открутить фишку ДС.
- Проверить работу устройства, начав с контроля заземления на третьем контакте. На первом контакте должно быть напряжение +12 В. Черный провод — «минусовой», желтый — «плюсовой». Зеленый идет к ДС и приборному щитку.
Стоит учесть, что «плюсовой» направляется к ДС и сигналу заднего хода. Если фонари заднего хода включаются после установки ручки КПП в соответствующее положение, проверять предохранители не нужно.
Ниссан
В Ниссане применяется два входных сигналах блока управления АКПП — с датчика оборотов и датчика скорости автомобиля.
Первый определяет частоту вращения вторичного вала и отправляет информацию в блок, а второй применяется в виде дополнительного контроллера. Он отправляет данные, когда неисправен главный узел.
Датчик скорости Ниссан встраивается в узел спидометра и играет роль дополнительного устройства. Симптомы неисправности — сбрасывание на нейтралку или нелогичное переключение скоростей.
Сам датчик находится за левым подкрылком, а для его замены нужно снять левую пластиковую защиту (на примере Nissan Liberty).
При появлении ошибки «2» нужно проверить цепочку ДС, целостности проводов и разъемов. Изучение работы самого контроллера проводится по стандартной схеме:
- снятие датчика скорости (VSS) с картера трансмиссии;
- подключение вольтметра к клеммам и переключение мультиметра в режим переменного U;
- вращение приводной шестеренки (должно быть напряжение с амплитудой около 0,5 В);
- при отсутствии U датчик нужно поменять.
Если напряжение присутствует, нужно искать другую причину.
Для замены ДС требуется:
- поставить авто на домкрат;
- отбросить проводку от датчика;
- открутить стяжной болт, послабить хомут и достать устройство из трансмиссии;
- проверить состояние уплотнительного кольца (если нужно, выполнить его замену);
- поставить изделие в обратной последовательности.
Нива
Датчик скорости у Нивы находится на раздатке. Он выполнен в пластиковом корпусе, а внутри находится электронная часть.
Устройство отличается повышенной хрупкостью, поэтому нужно быть осторожным.
Порядок проверки:
- отключение датчика;
- подключение красного («плюсового») щупа к контакту изделия;
- подсоединение «минуса» на массу;
- фиксация трубки на валу для вращения;
- перевод прибора в режим измерения напряжения;
- вращение вала и контроль U (этот параметр должен меняться).
Для замены нужно отключить клеммы от АКБ, нажать на пластиковый фиксатор и с помощью ключа выкрутить датчик (для упрощения работы можно использовать WD-40.

ВАЗ 21093 инжектор
Датчик скорости ВАЗ 21093 инжектор находится на механизме привода спидометра (на КПП). Для его поиска достаточно открыть капот и снять адсорбер .
Выполнение последнего действия не обязательно, но так проще добраться до нужной точки другим способом. Со стороны правого ШРУСа имеется провод, который идет к коробке передач. Он подключается к разъему нужного датчика.
В случае с инжекторными ВАЗ-2109 главный признак поломки датчика скорости — остановка мотора на ХХ или при нажатии сцепления.
Также на приборной панели загорается лампа с требованием проверить мотор (код 24). Для контроля используется один из трех методов, рассмотренных ранее.
Инструкция по замене своими руками
Процедура самостоятельной замены выглядит следующим образом:
- Для начала необходимо отключить зажигание, открыть капот и отсоединить клеммы от аккумулятора.
- Далее, вам нужно будет найти сам ДС. Как сказано выше, место расположения контроллера может отличаться, поэтому уточните место монтажа в сервисной книжке. Когда ДС будет найден, вам необходимо будет произвести очистку места вокруг контроллера от грязи. Это делается для того, чтобы не допустить попадания загрязнений в трансмиссию.
- Отсоедините разъем питания от датчика скорости.
- Далее, вам потребуется гаечный ключ для откручивания девайса. В том случае, если с первого раза открутить устройство не получается, не нужно прикладывать силу, поскольку это может привести к повреждению корпуса (обычно он выполнен из пластика). Лучше обработайте ДС жидкостью WD-40 и подождите несколько минут.
- Когда устройство будет снято, необходимо произвести монтаж нового контроллера, затем подключить новый датчик.
- Если ваш автомобиль оборудован блоком управления, то после замены необходимо обнулить его ошибки. Бывает такое, что из-за того, что ошибка не обнулена, на приборной панели продолжает гореть индикатор, а блок управления посылает сигналы о его неисправности.
Измерение вращения выходного вала АКПП
О датчике измерения вращения выходного вала АКПП я писал ранее, сравнивая с тем устройством, которое фиксирует скорость вращения. Сейчас поговорим о его неисправностях.
Неисправность датчика частоты вращения выходного вала определяется ошибкой P0720. ЭБУ коробки получает от прибора сигнал и решает, какую следующую скорость включить. Если от датчика не идет сигнал, то АКПП падает в аварийный режим или опытный механик диагностирует сканером ошибку 0720.
Читать
Ремонт АКПП Nissan x trail своими руками
Но прежде, водитель может жаловаться, что автомобиль застрял на одной скорости и не переключает передачи. Наблюдаются провалы в разгоне.
Напишите в комментариях, если у вас были проблемами с устройствами для определения частоты вращения входного и выходного вала, какие ошибки выдавала вам АКПП.
Видео «Наглядная инструкция по замене ДС»
Предлагаем более наглядно ознакомиться с процессом замены датчика скорости на примере автомобиля ВАЗ 2110 (автор ролика — канал В гараже у Сандро).
Во всех транспортных средствах предусмотрено оснащение датчиками скорости. Существует два типа подобных устройств: индукционные и язычковые. В индукционных, сигнал похож на колебания волнового импульса. В нем смена напряжения происходит в зависимости от скорости вращения. По принципу работы такой датчик скорости во многом похож на работу датчика угла поворота коленчатого вала. В язычковых датчиках сигнал передается посредством прямоугольных импульсов. Цикл такого сигнала 40-60%. Переключение его происходит при 0-5 Вольт и при достижении аккумуляторного напряжения в 12 Вольт. Располагает прибор подобного типа в основном на коробке передач транспортного средства.
Определение переключения передач
Теперь вы знаете все о датчиках, которые следят за скорость вращения входного и выходного вала. Поговорим об еще одном не мало важном устройстве – прибор для определения переключения передач. Он находится рядом с селектором. От него зависит выбор скорости и возможность включения водителем той или иной передачи.
Этот прибор контролирует положение кулисы селектора переключения скоростей. Но иногда он ломается и тогда, водитель наблюдает:
- неправильное обозначение выбранной им передачи на мониторе приборной панели;
- вообще не отображается буква выбранной передачи;
- переключение между скоростями происходит толчками;
- опоздание срабатывания переключения передачи. Автомобиль, например, может некоторое время постоять прежде чем поехать в заданном режиме.
Все эти неисправности происходят из-за :
- попадания капель воды внутрь корпуса, тут же нарушение герметичности;
- пыль на контактах;
- износ контактных ламелей;
- окисление контактов или загрязнение.
Чтобы исправить ошибки, возникшие из-за неправильной работы датчика, устройство нужно разобрать почистить. Используйте обычный бензин или керосин для зачистки контактов. Если нужно припаять отошедшие контакты, то спаяйте их.
Читать
Ремонт АКПП Hyundai
Используйте проникающую смазку для очистки контактов. Но опытные механики и я не рекомендуем смазывать поверхность «Литолом» или «Солидолом».

Как датчик скорости влияет на мотор?
Для многих водителей остается открытым вопрос относительно того, на что может влиять датчик скорости. За счет получения данных о текущей скорости автомобиля происходит расчет подачи топлива. Поэтому когда водитель убирает ногу с педали газа, происходит резкое уменьшение горючего, что позволяет двигателю следить за рациональным его расходом. В случае поломки элемента нужная информация перестает подаваться в блок управления, что приводит к перерасходу топлива и неравномерной работе мотора. Иногда при этом его функционирование может происходить с ощутимыми рывками. Причина такого поведения скрывается в том, что электронный блок управления вынужден установить обороты мотора на отметке в 1500 и деактивировать режим отсечки подачи топлива. При естественном включении данного режима можно значительно повлиять на расход топлива, тем самым снизив его на 2 литра при передвижении в городских условиях. Кроме того датчик скорости играет немаловажное значение на корректное подключение автоматической коробки передач. При отказе датчика свою работу обычно прекращает круиз-контроль. На некоторых моделях автомобилей это также может повлиять на работу рулевого электроусилителя.
Признаки неисправности и проверка датчика скорости
Любой автомобилист может определить неисправности, связанные датчиком скорости. Как правило, они могут сопровождаться некорректной работой спидометра или его полным отказом, проявляться в виде нестабильного поведения мотора или сопровождаться повышенным расходом топлива. Кроме того, может наблюдаться резкая потеря мощности мотором или самопризвольная остановка двигателя при движении накатом на холостом ходу. Проверить датчик скорости автомобилист может тремя способами. Первый из них предполагает демонтаж устройства в условиях выключенного зажигания с использованием цифрового мультиметра. С его помощью определяется контакт через который осуществляется импульсная подача. Минусовой щуп в этом случае нужно подсоединить к корпусу авто, а плюсовой замкнуть на ДСА. После чего начинают вращать ось ДСа и на мультиметре будет появляться небольшое напряжение, значение которого будет возрастать параллельно скорости вращения. Во втором способе предусматривается демонтаж ДС. Домкратом поднимается одно ведущее колесо. Щупы мультиметра замыкаются с контактами датчика и начинают вращение колеса руками. Информация о напряжении в таком случае должна появиться на устройстве. Если этого не произошло, то можно с уверенностью говорить о неисправности датчика. В третьем варианте проверку можно выполнить без мультиметра. Для этого потребуется контрольная лампа на 12 В. Процедура проверки проводится аналогично второму методу. Об исправности свидетельствует свечение лампочки во время вращения колеса авто.
Подробнее о датчике скорости будет рассказано в этом видеоматериале:
Скорость транспортного средства, когда-то измеряющаяся механическим способом, сейчас определяют при помощи специальных электромагнитных устройств. К ним относится и датчик, работающий на базе эффекте Холла. Это устройство играет важную роль в системе управления и в регулировании подачи топлива. Поэтому каждый водитель должен знать, как проверить датчик скорости своими силами, приняв решение о необходимости его замены.
Диагностика датчика скорости на примере «Лада Калина»
Существует 3 вида датчиков: работающие по эффекту Холла, индуктивные, язычковые. В автомобилях ВАЗ (как и в больше других машин) используется первый вариант. Рассмотрим диагностику именно такого ДС. На нём есть три контакта: напряжение, импульсный сигнал и заземление.
Перед началом работ проверьте наличие заземления и напряжения 12 В в контактах — для этого нужно их прозвонить и протестировать контакт с импульсными сигналами при кручении.
Внимание! Показатель напряжения между массой и выводом должен составлять от 0,5 до 10 В.
Существует три способа проверки ДС.
Как проверить работоспособность тестером
Первый — с демонтажем датчика. Инструменты: вольтметр.
- Находим ДС, снимаем его.
- С помощью вольтметра определяем назначение каждой клеммы.
- Подключаем входящий контакт вольтметра к клемме, управляющей импульсными сигналами.
- Второй контакт вольтметра заземляем на корпус или двигатель авто.
- Вращаем датчик скорости, проверяя наличие сигналов в рабочем цикле. Измеряем уровень напряжения. Для этого можно надеть на ось датчика трубку. Чем быстрее вращается изделие, тем более высоким должно быть напряжение на вольтметре. Если роста напряжения не происходит — что-то не в порядке.
Второй способ не требует демонтажа ДС. Инструменты: домкрат, вольтметр.
- Используя домкрат, приподнимаем автомобиль так, чтобы одно колесо не прикасалось к земле.
- Подключаем вольтметр к соответствующим контактам.
- Вращаем колесо и смотрим на вольтметр — на нём должны быть напряжение и частота в Гц. Если всё это имеется, датчик в порядке.
Диагностируем с помощью контрольной лампы
Третий способ требует инструментов: «контролька» или провод с лампочкой, домкрат.
- Отключаем импульсный провод от датчика.
- Включаем зажигание.
- «Контролькой» ищем «+» и «–».
- Приподнимаем одно колесо, как во втором методе.
- «Контрольку» подключаем к проводу «сигнал» и вращаем колесо руками. Если на ней загорелся «минус», ДС функционирует нормально.
Это интересно: Устройство подвески автомобиля
Под рукой нет «контрольки»? Сгодится и провод с лампочкой. Для проверки нужно подключить одну из его сторон к «+» АКБ. Вторую сторону размещаем на разъёме «Сигнал». Вращаем колесо. Если лампочка мерцает, все в порядке.
Проверяем датчик мультиметром. Цифрами отмечены контакты датчика
Что такое датчик скорости?
Главной задачей автомобильного датчика скорости (или ДСА) является передача частотно-импульсного сигнала на контроллер. Значение частоты импульса напрямую связано со скоростью движения транспортного средства. Чем быстрее движется авто, тем чаще устройство передаёт сигналы, которые используются контроллером для выполнения таких функций:
- расчета скорости;
- управления работой силового агрегата на холостом ходу;
- подачи воздуха мимо дроссельного механизма.
В среднем, ДСА посылает около 6 импульсов на 1 метр расстояния. А его дополнительной задачей является экономия горючего. При движении транспортного средства на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления на скорости выше 20 км/ч получающий сигналы контроллер не подаёт топливо в двигатель.
ДСА, использующий для работы эффект Холла, является самым популярным вариантом датчика. Однако не единственным. Существуют и другие устройства для определения скорости, с язычковым и индуктивным принципом действия.
Где стоит и как работает
В основе работы большинства изделий — эффект Холла, т. е. возникновение поперечной разности потенциалов. Благодаря ему приспособление подаёт на контролирующую технику частотно-импульсный сигнал. Качество этого сигнала зависит от быстроты вращения колёс — чем быстрее, тем интенсивнее. ЭБУ анализирует сигналы и определяет время, проходящее между импульсами. На основе полученных данных он определяет точную скорость движения. На каждый километр движения приспособление выдаёт около 6 000 сигналов.
Так выглядит стандартный датчик проверки скорости
Если изделие выходит из строя, в электронный блок управления начинают поступать неверные данные. Результатом становится нарушение работы основных узлов двигателя и возможный выход силового агрегата из строя.
Почти всегда датчик ДС размещается на коробке передач, прямо на механизме привода спидометра. Также он может находиться на задней оси.
Стандартное место расположения датчика скорости
Признаки и причины поломки ДСА
Необходимость в проверке работоспособности ДСА появляется при обнаружении следующих признаков его неисправности:
- нестабильной работы мотора на холостом ходу;
- неправильных показаний спидометра, который может вообще прекратить работать;
- повышенного потребления горючего;
- вывода на экран бортового компьютера ошибки – изменения показаний ДСА до нуля.
Проблемы с датчиком нередко появляются при нарушении целостности проводов, и проверку желательно начинать именно с них. Чаще всего обрыв происходит в нескольких миллиметрах от разъёма. В этом месте провода изогнуты и со временем могут перетереться. Ещё одна проблема заключается в загрязнении контактов, а решается их зачисткой и смазкой. А иногда причиной является износ троса спидометра, на котором появляются разрывы, приводящие к поломке датчика.
Проверки других видов ДСА и привода датчика
Датчики, принцип действия которых не связан с эффектом Холла, проверяются с помощью мультиметра:
- диагностику ДСА с язычковыми переключателями проводят, контролируя напряжение, значение которого должно находиться в пределах 0–5 В (или от нуля до рабочего напряжения аккумулятора);
- у датчиков индукционного типа тоже контролируется напряжение. Для этого его придётся снять, подключить мультиметр и проверять показания прибора, поднося к ДСА любой металлический предмет. Если напряжение не меняется, устройство неисправно.
Решение проблемы с неисправным устройством решается просто – его заменой. Но, если по результатам проверки датчик оказался рабочим, следует выполнить ещё несколько действий. То есть снова поднять колесо, и, вращая его, проконтролировать работу привода ДСА. При отсутствии вращения этой детали её разбирают и меняют повреждённые запчасти – скорее всего, шестерни.
Видео проверки датчика скорости
https://youtube.com/watch?v=9zbNx0doWqs
Современный автомобиль оснащается большим количеством датчиков, которые контролируют работу узлов транспорта. Во всех новых машинах устанавливается датчик проверки скорости — изделие, которое проверяет интенсивность вращения колёс и отправляет информацию о ней в электронный блок управления (ЭБУ). Датчик часто называют «ДС» или «ДСА».
Способы проверки устройства
Если принцип работы ДСА основан на эффекте Холла, проверка датчика скорости осуществляется тремя способами. Для первых двух понадобится мультиметр. В третьем случае можно обойтись с помощью обычной лампочки.
Первая методика проверки датчика требует снять его и с помощью мультиметра найти импульсный контакт и соединить с ним плюсовой щуп прибора. Второй щуп присоединяют к кузову или автомобильному двигателю. После этого на ось ДСА надевают небольшую трубку и вращают её, проверяя напряжение мультиметром. С увеличением скорости вращения число импульсов тоже должно расти.
Для второго способа понадобится домкрат, с помощью которого поднимается любое переднее колесо автомобиля. К проводам датчика подключается мультиметр и начинается вращение. Чем быстрее крутится колесо, тем больше импульсов регистрирует прибор. Если это правило не соблюдается, значит, датчик неисправен.
Для последнего способа понадобится 12-вольтовая лампочка, которая будет использоваться вместо мультиметра. Колесо поднимается домкратом, а лампа соединяется с импульсным проводом ДСА. Её моргание при вращении колеса доказывает, что устройство работает.
Датчик скорости входного вала АКПП
На АКПП устанавливается два датчика скорости.
- один фиксирует число вращений входного вала;
- второй замеряет ее.
Внимание! У автоматических коробок переприводных автомобилей датчик измеряет число вращений шестерни дифференциала.
Датчик входного вала – это магнитный бесконтактный прибор, основанный на эффекте Холла. Состоит из магнита и интегральной схемы Холла. Это оборудование упаковано в герметичный корпус.
Информация от этих датчиков поступает на электронный компьютер управления автоматом, где им же и обрабатывается. Если наблюдаются какие-то неисправности либо с датчиком, либо с коленвалом или дифференциалом, то АКПП встает в аварийный режим.
Если же ЭБУ не находит никаких проблем по показаниям датчика, а скорость машины падает или не набирается, горит Check Engine, то возможно неисправность находится в самом датчике входного вала АКПП. Но об этом позже.
Читать
Японская АКПП aisin: на каких автомобилях установлена, обслуживание и ремонт
Сейчас я расскажу о том, как работает датчик входного вала.
Принцип работы
Как уже я писал, устройство фиксирует количество оборотов вала после переключения на одну из передач АКПП. Процесс работы датчика Холла таков:
- Во время работы электромагнитный датчик создает особое электромагнитное поле.
- Когда через датчик проходит выступ колеса или зуб шестеренки, установленного в нем «импульсного колеса», это поле изменяется.
- Начинает действовать так называемый эффект Холла. Иными словами, образуется электрический сигнал.
- Он преобразуется и поступает в электронный блок управления АКПП.
- Здесь считывается компьютером. Низкий сигнал – это впадина, а высокий – выступ.
«Импульсное колесо» – это обычная шестеренка, установленная в прибор. Колесо имеет определенной число выступов и впадин.
Где находится
Датчик измерения скорости выходного вала АКПП устанавливают на корпус автомата рядом с воздушным фильтром. Устройства для измерения числа вращений входного и выходного валов различаются по номеру, прописанному в каталоге. У транспортных средств Hyindai Santа они имеют следующие значения по каталогу: 42620 и 42621.
Внимание! Нельзя путать эти приборы. В интернете много информации об этих устройствах, но часто неопытные писатели не различают их и пишут, как об одном и том же. Например, информация с последнего прибора нужна для регулировки давления смазывающего средства. Эти датчики АКПП имеют разную пропорциональность между оборотами и сигналами, которые исходят от них.
Именно эти устройства сразу сообщаются с блоком управления АКПП. Приборы сами по себе ремонтопригодные. Необходимо только будет проверить, есть ли трещины на корпусе.
Читать
Почему супротек, это лучшее решение для восстановления АКПП
Далее я расскажу вам о диагностике проблем с датчиком измерения числа вращения входного вала.
Диагностика
Если вы новичок автолюбитель и не знаете, как проверить, да и с чего начать поиск ошибок в устройстве, советую, прозвона контактов и измерения сигналов постоянного или переменного тока. Для этого вы используете мультиметр. Инструментом определяете напряжение и сопротивление.
Диагностика может проводиться и по толчкам, рывкам, которые чувствует водитель при переключении кулисы селектора в режим «D». Неисправный датчик отдает неверные сигналы о замерах вращения и соответственно создается слабое или чересчур повышенное давление, из-за чего проявляются провалы в наборе скорости при разгоне.
К визуальному типу диагностики опытные механики относят наблюдение за появлением ошибок на мониторе приборной панели. Например, о проблемах с датчиком входного вала могут говорить следующие горящие лампы на мониторе:
- «Check Engine»;
- моргает лампа «Hold».
АКПП может запускать аварийный режим, либо включать только 3 передачу и больше никакую.
Если вы проверяете сканером с ноутбуком на руках, то отобразится следующая ошибка «P0715». В этом случае нужно либо заменить датчик входного вала АКПП, либо поменять поврежденные провода.




