ВАЗ 2109 — популярный автомобиль, который, несмотря на возраст, радует владельцев простотой обслуживания и ремонта. Однако он может сталкиваться с неисправностями, одной из которых является троение двигателя на холодную, особенно в карбюраторных моделях. В статье рассмотрим основные причины этой проблемы и предложим рекомендации по их устранению. Знание причин троения поможет владельцам ВАЗ 2109 сэкономить время и деньги на ремонте и обеспечить надежную работу автомобиля в любых условиях.
Неисправен или не отрегулирован карбюратор
Регулировка холостого хода нарушена из-за неправильной настройки винтов «количества» и «качества» топливной смеси.
Для корректировки холостого хода воспользуйтесь этими винтами. Поворачивая винты по часовой стрелке, вы увеличиваете подачу топлива в цилиндры, а в обратном направлении — уменьшаете. Оптимальные обороты холостого хода для двигателей 2108, 21081, 21083, установленных на автомобилях ВАЗ 2108, 2109 и 21099, составляют 750-850 оборотов в минуту.
Эксперты отмечают, что проблема троения двигателя ВАЗ 2109 на холодную может быть связана с несколькими факторами. Одной из основных причин является неправильная настройка карбюратора. Неподходящие параметры смеси могут приводить к недостаточному обогащению топлива, что особенно заметно при низких температурах. Также стоит обратить внимание на состояние свечей зажигания: их износ или загрязнение могут ухудшить искрообразование, что также вызывает троение.
Кроме того, специалисты рекомендуют проверить систему зажигания и состояние проводов. Неправильная работа датчиков, таких как датчик температуры, может влиять на работу карбюратора, что также стоит учитывать. Важно провести диагностику и устранить все выявленные неисправности, чтобы обеспечить стабильную работу двигателя в любых условиях.

Неисправен электромагнитный клапан карбюратора
Проверяем его работоспособность на «щелчок». Сначала снимаем наконечник провода с вывода клапана, а затем снова надеваем его — должен быть слышен характерный «щелчок». Это означает, что запорная игла втягивается внутрь корпуса клапана, открывая путь для топлива. Если щелчка не слышно, значит, клапан неисправен или ток не поступает по проводу.
| Причина неисправности | Описание проблемы | Решение |
|---|---|---|
| Засорение жиклеров карбюратора | Топливовоздушная смесь поступает неравномерно, что приводит к перебоям в работе двигателя. | Чистка или замена жиклеров. |
| Неисправность поплавковой камеры | Уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме, что нарушает процесс смесеобразования. | Регулировка уровня топлива, проверка поплавка и игольчатого клапана. |
| Подсос воздуха | Негерметичность впускного коллектора, прокладки карбюратора или вакуумных шлангов приводит к обеднению смеси. | Проверка и устранение мест подсоса воздуха, замена прокладок. |
| Неисправность системы зажигания | Свечи зажигания, высоковольтные провода, катушка зажигания или трамблер работают некорректно, что приводит к пропускам зажигания. | Проверка и замена неисправных элементов системы зажигания. |
| Неправильная регулировка карбюратора | Неверные настройки винтов качества и количества смеси приводят к нестабильной работе двигателя. | Регулировка карбюратора согласно заводским параметрам. |
| Засорение топливного фильтра | Недостаточная подача топлива к карбюратору, что вызывает обеднение смеси. | Замена топливного фильтра. |
| Неисправность пускового устройства (воздушной заслонки) | Воздушная заслонка не закрывается полностью или не открывается, что нарушает обогащение смеси при холодном пуске. | Проверка и регулировка пускового устройства, устранение заеданий. |
| Износ или повреждение диафрагмы ускорительного насоса | Недостаточная подача топлива при резком нажатии на педаль газа, что может проявляться и при холодном пуске. | Замена диафрагмы ускорительного насоса. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проблемах с карбюратором на ВАЗ 2109, которые могут вызывать троение двигателя на холодную:
-
Карбюраторные настройки: На ВАЗ 2109 часто возникают проблемы с настройками карбюратора, особенно если он не был отрегулирован после замены масла или фильтров. Неправильная смесь воздуха и топлива может привести к троению на холодную, так как двигатель не получает достаточного количества топлива для стабильной работы.
-
Засорение жиклеров: В карбюраторе могут забиваться жиклеры, что также приводит к нарушению работы двигателя. На холодную, когда двигатель требует больше топлива для запуска, недостаток подачи может вызвать троение. Регулярная чистка карбюратора и его компонентов может помочь избежать этой проблемы.
-
Проблемы с подсосом воздуха: Если в системе впуска есть утечки, это может привести к неправильной работе карбюратора. На холодную двигатель может троить из-за того, что воздух попадает в систему вне карбюратора, нарушая баланс смеси. Проверка всех соединений и уплотнений может помочь выявить и устранить эту неисправность.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания и диагностики карбюраторных систем для поддержания надежной работы автомобиля.

В карбюратор «подсасывается» посторонний воздух, излишне обедняя топливную смесь
Причинами проблем могут быть следующие элементы: шланг, соединяющий вакуумный усилитель тормозов с впускным коллектором (1), резиновые уплотнительные кольца на винте «качества» (8) и электромагнитном клапане (4), а также соскочившая или треснувшая трубка, ведущая к корпусу вакуумного регулятора опережения зажигания на трамблере (2). Также возможны неисправности, связанные с не герметичным корпусом или поврежденной диафрагмой вакуумного регулятора (6), деформацией посадочной поверхности карбюратора (5) или износом его прокладок, трубкой вентиляции картера (3) и прокладкой под впускным коллектором (7).
Какие еще могут быть причины неисправности карбюраторов 2108, 21081, 21083, 2109
- Забиты каналы и жиклеры системы холостого хода карбюратора.
- Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
- Загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра. Уровень загрязнения должен быть достаточно высоким. Рекомендуется заменить его на новый.
- Неисправна система питания до входа в карбюратор.
- Не работает бензонасос.
- Забиты фильтры в системе питания. Это включает фильтр на заборнике топлива в бензобаке, фильтр тонкой очистки и сетчатый фильтр в карбюраторе.
- Повреждены компоненты системы питания.
- Неисправна система зажигания.
- Неисправны свечи зажигания.
- Неисправен трамблер (крышка, бегунок).
- Неисправны высоковольтные провода.
- Неправильно установлен момент зажигания.
- Неисправна система электроснабжения.
- Короткое замыкание в проводке.
- Нарушены тепловые зазоры в клапанном механизме.
- Смещены метки в системе ГРМ.
- Износ поршневой группы (поломка или заклинивание колец, износ цилиндров).
- Прогорание клапанов.
Перед тем как приступить к поиску причин «троения» двигателя на холостом ходу, важно провести визуальный осмотр подкапотного пространства. Отключившийся провод, неплотно надетая фишка или перегнутый шланг могут помешать нормальной работе двигателя и отнять время и усилия автовладельца, потраченные на выявление неисправности.

Проблемы с системой зажигания
Система зажигания играет ключевую роль в работе двигателя автомобиля, и любые неисправности в её работе могут привести к тому, что ВАЗ 2109 будет троить на холодную. Основные компоненты системы зажигания включают катушку зажигания, свечи, провода и распределитель. Если один из этих элементов работает некорректно, это может вызвать проблемы с запуском и стабильностью работы двигателя.
Первым делом стоит проверить свечи зажигания. Они должны быть чистыми и не иметь следов нагара. Если свечи загрязнены или имеют неправильный зазор, это может привести к пропуску зажигания. Важно также убедиться, что свечи соответствуют спецификациям производителя и имеют правильный тип. Если свечи изношены, их следует заменить.
Далее необходимо обратить внимание на провода зажигания. Они должны быть в хорошем состоянии, без трещин и повреждений. Износ проводов может привести к тому, что искра не будет доходить до свечи, что также вызовет троение двигателя. Провода следует проверять на наличие пробоев и коррозии на контактах.
Катушка зажигания — ещё один важный элемент, который может вызвать проблемы с запуском. Если катушка не выдает достаточное напряжение, это может привести к слабой искре и, как следствие, к троению. Проверить катушку можно с помощью мультиметра, измерив сопротивление. Если значения не соответствуют норме, катушку следует заменить.
Не стоит забывать и о распределителе зажигания. Если он загрязнён или имеет механические повреждения, это может привести к неправильному распределению искры между цилиндрами. Регулярная проверка и чистка распределителя помогут избежать подобных проблем.
Также стоит обратить внимание на настройки системы зажигания. Неправильный угол опережения зажигания может привести к тому, что двигатель будет работать нестабильно, особенно на холодную. Регулировка угла опережения зажигания должна проводиться в соответствии с рекомендациями производителя.
В заключение, проблемы с системой зажигания могут быть одной из основных причин троения ВАЗ 2109 на холодную. Регулярное техническое обслуживание и своевременная замена изношенных компонентов помогут избежать подобных неисправностей и обеспечат стабильную работу двигателя.
Вопрос-ответ
Почему машина троит при запуске на холодную?
К причинам, из-за которых троит двигатель при холодном запуске, относится сгорание клапанов, свечей, прокладки ГБЦ, износ поршневых колец, рокеров клапанов, подшипника, забитый фильтр, неправильно отрегулированное зажигание, карбюратор, нарушенное газораспределение и т. д.
Почему троит двигатель на малых оборотах ВАЗ на холодную?
Если двигатель троит только на низких оборотах, то не исключен небольшой прогар клапана. На высоких оборотах смесь или воздух не успевают проскочить через прогар, компрессия поднимается, и цилиндр начинает работать. Проверяется этот диагноз осмотром выхлопной трубы. Если из неё летит масло, то точно прогар клапана.
Как понять, что неисправна катушка зажигания ВАЗ 2109?
Общее снижение мощности силового агрегата, неравномерная работа двигателя с рывками, затрудненный запуск мотора, сигнал контрольного индикатора, указывающий на проявление неполадок.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте состояние свечей зажигания. Если они загрязнены или изношены, это может привести к плохому зажиганию смеси, особенно на холодном двигателе. Замените свечи на новые или очистите их, если они еще в хорошем состоянии.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на карбюратор. Проверьте, нет ли утечек топлива или засоров в жиклерах. Чистка карбюратора может значительно улучшить работу двигателя на холодную, так как это обеспечит правильное соотношение воздуха и топлива.
СОВЕТ №3
Проверьте систему зажигания, включая катушку и провода. Неправильная работа этих компонентов может вызвать пропуски зажигания, особенно при низких температурах. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют коррозии.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулировке холостого хода. Неправильные настройки могут привести к нестабильной работе двигателя на холодную. Проверьте и отрегулируйте холостой ход в соответствии с рекомендациями производителя.

