Пн-вс: 10:00—22:00
whatsapp telegram vkontakte email

Система охлаждения на ваз 2110, 8 и 16 клапанов, принцип работы, основные неисправности и советы по ремонту

Система охлаждения — ключевой элемент двигателя автомобиля ВАЗ 2110 с 8 и 16 клапанами, обеспечивающий его надежную работу и предотвращающий перегрев. В статье рассмотрим принцип работы этой системы и основные неисправности, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации. Знание особенностей системы охлаждения поможет владельцам ВАЗ 2110 своевременно выявлять и устранять проблемы, что увеличивает срок службы двигателя и повышает надежность автомобиля.

Система охлаждения на ВАЗ 2110 инжектор (8 и 16 клапанов)

Слаженно работающая система охлаждения на ВАЗ 2110 обеспечивает двигателю оптимальные условия для функционирования, предотвращая его перегрев и перегрузку. Однако, если температура мотора начинает повышаться, это сигнализирует о проблемах в системе охлаждения (СО). Важно, чтобы автовладелец предпринял все необходимые меры для снижения температуры.

Стоит отметить, что как недогрев, так и перегрев двигателя могут быть одинаково опасны. Чтобы лучше понять нюансы ремонта системы охлаждения, в первую очередь необходимо разобраться в принципах ее работы.

Система охлаждения на автомобилях ВАЗ 2110, как с 8, так и с 16 клапанами, играет ключевую роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Эксперты отмечают, что основным элементом этой системы является радиатор, который отводит тепло от охлаждающей жидкости. Важно, чтобы насос обеспечивал циркуляцию жидкости, а термостат регулировал её температуру, открываясь и закрываясь в зависимости от условий работы двигателя.

Среди распространённых неисправностей выделяются утечки охлаждающей жидкости, которые могут возникать из-за износа шлангов или повреждения радиатора. Также часто наблюдаются проблемы с термостатом, который может застревать в закрытом положении, что приводит к перегреву. Эксперты рекомендуют регулярно проверять уровень жидкости и состояние всех компонентов системы, чтобы избежать серьёзных поломок и обеспечить надёжную работу двигателя.

Как работает СО

На восьмиклапанном инжекторном ВАЗ 2110 система охлаждения функционирует благодаря циркуляции охлаждающей жидкости, которая происходит принудительно. При нагреве двигателя возникает избыточное давление, которое сбрасывается через выпускной клапан.

Для шестнадцатиклапанного инжекторного ВАЗ 2110 оптимальная рабочая температура системы охлаждения составляет 90-95 градусов по Цельсию. Клапан начинает действовать при давлении от 1,2 до 1,4 кгс/см².

Когда избыточное давление сбрасывается, двигатель возвращается к нормальной температуре, и впускной клапан активируется. Этот процесс повторяется циклично.

При нарушении давления может произойти перегрев, что может привести к различным поломкам, включая необходимость полной замены двигателя.

Благодаря работе термостата и электровентилятора, ВАЗ 2110 поддерживает необходимую постоянную рабочую температуру. На головке блока цилиндров установлен датчик, который передает информацию о текущей температуре охлаждающей жидкости на блок управления.

Датчик температуры охлаждающей жидкости отправляет сигнал в систему охлаждения, которая начинает функционировать для снижения температуры двигателя.

Если автомобиль оснащен электронным впрыском, в его конструкции также имеется специальный датчик, который сообщает электронному блоку управления о перегреве двигателя.

Охлаждающая жидкость подается насосом и распределяется термостатом.

При запуске двигателя ему необходимо достичь рабочих температурных показателей. Для этого термостат направляет охлаждающую жидкость по малому контуру, не включая циркуляцию через радиатор. Малый контур включает в себя:

  1. Отопитель для обогрева салона;
  2. Блок нагрева карбюратора (только для карбюраторных моделей ВАЗ 2110);
  3. Подогрев дроссельного узла;
  4. Впускной коллектор.

Когда температура двигателя достигает примерно 90 градусов по Цельсию, термостат направляет часть охлаждающей жидкости к радиатору. При срабатывании датчика перегрева двигателя вся охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому контуру.

https://youtube.com/watch?v=EK7_GSpECNo

Элемент системы охлаждения Принцип работы / Назначение Возможные неисправности (8/16 клапанов)
Радиатор охлаждения Отводит тепло от охлаждающей жидкости в атмосферу. Состоит из множества тонких трубок и пластин. Засорение: Снижение эффективности охлаждения, перегрев двигателя. Течь: Утечка антифриза, снижение уровня, перегрев. Повреждение сот: Механические повреждения, течь.
Расширительный бачок Компенсирует изменение объема охлаждающей жидкости при нагреве/остывании, поддерживает постоянный уровень. Трещины/Течь: Утечка антифриза, попадание воздуха в систему. Неисправность крышки: Неправильное давление в системе, закипание или сжатие шлангов.
Термостат Регулирует температуру охлаждающей жидкости, направляя ее по малому или большому кругу. Залипание в открытом положении: Двигатель долго не прогревается, повышенный расход топлива. Залипание в закрытом положении: Быстрый перегрев двигателя.
Водяной насос (помпа) Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Износ подшипника: Шум, люфт, течь. Течь сальника: Утечка антифриза. Повреждение крыльчатки: Снижение эффективности циркуляции, перегрев.
Вентилятор радиатора Принудительно обдувает радиатор при недостаточной скорости автомобиля или высокой температуре. Неисправность электродвигателя: Вентилятор не включается, перегрев. Неисправность датчика включения: Вентилятор не включается/работает постоянно. Повреждение лопастей: Шум, вибрация, снижение эффективности.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) Измеряет температуру антифриза и передает данные на ЭБУ и приборную панель. Неправильные показания: Ошибочная информация о температуре, некорректная работа двигателя. Обрыв/короткое замыкание: Отсутствие показаний, аварийный режим.
Шланги и патрубки Соединяют элементы системы, обеспечивают герметичность. Растрескивание/Разрыв: Утечка антифриза, потеря давления. Разбухание/Размягчение: Признак старения, риск разрыва. Ослабление хомутов: Течь.
Охлаждающая жидкость (антифриз) Переносит тепло от двигателя к радиатору, предотвращает замерзание и коррозию. Низкий уровень: Перегрев двигателя. Старая/некачественная жидкость: Снижение эффективности, коррозия, образование отложений. Неправильный тип: Несовместимость с материалами системы.
Радиатор отопителя (печки) Отводит тепло от охлаждающей жидкости для обогрева салона. Засорение: Плохой обогрев салона. Течь: Утечка антифриза в салон, запотевание стекол.
Крышка расширительного бачка Поддерживает необходимое давление в системе, имеет клапаны для сброса избыточного давления и впуска воздуха. Неисправность клапанов: Повышенное/пониженное давление, закипание, сжатие шлангов. Повреждение уплотнения: Утечка антифриза, попадание воздуха.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о системе охлаждения на ВАЗ 2110, как с 8-ми, так и с 16-клапанными двигателями:

  1. Принцип работы: Система охлаждения на ВАЗ 2110 работает по принципу циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) через двигатель и радиатор. ОЖ поглощает тепло от двигателя, а затем проходит через радиатор, где охлаждается потоком воздуха. Важно, что в системе используется термостат, который регулирует поток ОЖ, поддерживая оптимальную рабочую температуру двигателя.

  2. Неисправности термостата: Одной из распространенных неисправностей в системе охлаждения является выход из строя термостата. Если термостат заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву двигателя, так как ОЖ не будет циркулировать через радиатор. В то же время, если термостат заедает в открытом положении, двигатель может не достигать рабочей температуры, что негативно сказывается на его эффективности и увеличивает расход топлива.

  3. Эффект «воздушной пробки»: В системе охлаждения ВАЗ 2110 может возникнуть проблема с «воздушной пробкой», особенно после замены охлаждающей жидкости. Воздушные карманы могут препятствовать нормальной циркуляции ОЖ, что приводит к перегреву двигателя. Для предотвращения этой проблемы важно правильно прокачивать систему охлаждения после ее обслуживания, чтобы удалить все воздушные пузырьки.

Характерные неисправности

Если система охлаждения автомобиля «десятка» начинает работать неправильно, это может свидетельствовать о наличии неисправностей.

Их можно выявить по следующим признакам:

  1. Охлаждающая жидкость исчезает из системы.
  2. Двигателю требуется длительное время для прогрева, или он прогревается неэффективно. Если в вашем регионе зимой наблюдаются сильные морозы, и проблема с прогревом проявляется именно в этот период, вероятной причиной может быть климат. В таком случае рекомендуется утеплить моторный отсек.
  3. В двигателе возникает детонация. Если вы столкнулись с этой проблемой, значит, система охлаждения уже долгое время работает неправильно, а вы продолжаете использовать автомобиль.
  4. Индикатор на панели приборов достиг критической красной зоны.
  5. Наблюдается снижение крутящего момента. Это явление часто связано с перегревом двигателя и возможным пропуском на прокладке головки.

Система охлаждения, проблемыСистема охлаждения, проблемы

Как исправить проблемы

Теперь обсудим, как устранить указанные неисправности.

  • Охлаждающая жидкость не исчезает сама по себе, она не испаряется под воздействием температуры. Поэтому необходимо тщательно проверить все патрубки, шланги, хомуты, радиатор и другие элементы системы. Где-то обязательно найдется повреждение, которое вызывает утечку.
  • Если зимой вам приходится долго ждать, пока двигатель прогреется, рассмотрите возможность утепления моторного отсека. Существует множество способов, начиная от традиционного «тулупа» для двигателя и заканчивая использованием простой картонки перед радиатором в холодное время года или специальных утеплителей. Обязательно следите за тем, чтобы утеплители не мешали работе ремня генератора.
  • При возникновении детонации можно лишь посочувствовать автомобилю, так как его владелец, скорее всего, игнорировал все предупреждения о неисправности системы охлаждения. Если простые меры по ремонту окажутся эффективными, считайте, что вам повезло. В противном случае, вам не избежать капитального ремонта двигателя, что потребует значительных финансовых затрат.
  • Если стрелка датчика температуры достигла красной зоны, немедленно принимайте меры. Заглушите двигатель, чтобы избежать серьезного перегрева. Откройте капот и проверьте уровень жидкости в бачке, но не открывайте его, так как там может быть очень горячо. Быстрая реакция поможет избежать закипания и свиста под капотом. Однако лучше не пытаться доехать до СТО самостоятельно — вызовите эвакуатор.
  • Проблемы с рвущимися прокладками головки мотора встречаются довольно часто, и мы не желаем никому с ними сталкиваться. Такая поломка свидетельствует о необходимости проведения полноценного ремонта двигателя. Решение о том, делать это самостоятельно или обратиться в автосервис, остается за вами.

Система охлаждения двигателяСистема охлаждения двигателя

Меры профилактики

Многие поломки можно предотвратить, если правильно заботиться о своем автомобиле. Конечно, никто не застрахован от неожиданных ситуаций, но простые профилактические меры должны стать вашей привычкой в обращении с машиной:

  1. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке и при необходимости доливайте.
  2. Для вашего ВАЗ 2110 выбирайте качественную охлаждающую жидкость.
  3. Не используйте обычную воду в качестве охладителя, так как она имеет более низкую температуру кипения и способствует образованию накипи и коррозии в системе охлаждения.
  4. Обращайте внимание на показания датчика температуры охлаждающей жидкости в салоне. Избегайте ситуаций, когда стрелка выходит за пределы красной зоны.

Система охлаждения — это один из ключевых компонентов подкапотного пространства, от работы которого зависит не только состояние, но и эффективность двигателя. Поэтому крайне важно бережно относиться к системе охлаждения, следить за ее состоянием и своевременно устранять возникающие проблемы.

Шланги системы охлаждения ваз автомобилейШланги системы охлаждения ваз автомобилей

Советы по выбору и замене охлаждающей жидкости

Выбор и замена охлаждающей жидкости (ОЖ) являются важными аспектами обслуживания системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2110, как с 8, так и с 16 клапанами. Правильный выбор ОЖ обеспечивает эффективное охлаждение двигателя, предотвращает перегрев и коррозию, а также продлевает срок службы компонентов системы.

Типы охлаждающих жидкостей

На рынке представлено множество типов охлаждающих жидкостей, которые различаются по составу и свойствам. Основные категории:

  • ОЖ на основе этиленгликоля: Это наиболее распространенный тип, который обладает хорошими теплообменными свойствами и защитой от замерзания. Однако он токсичен, поэтому следует соблюдать осторожность при его использовании.
  • ОЖ на основе пропиленгликоля: Менее токсичен и более безопасен для окружающей среды. Он также обладает хорошими теплообменными свойствами, но может быть дороже.
  • Синтетические жидкости: Эти жидкости обеспечивают лучшую защиту от коррозии и имеют более широкий диапазон рабочих температур. Они могут быть рекомендованы для использования в условиях экстремальных температур.

Выбор охлаждающей жидкости

При выборе охлаждающей жидкости для ВАЗ 2110 следует учитывать следующие факторы:

  • Климатические условия: В регионах с холодным климатом рекомендуется использовать ОЖ с низкой температурой замерзания, чтобы избежать проблем в зимний период.
  • Рекомендации производителя: Всегда следуйте рекомендациям производителя автомобиля, указанным в руководстве пользователя. Это поможет избежать проблем с гарантией и обеспечит оптимальную работу системы охлаждения.
  • Состояние системы охлаждения: Если система имеет коррозию или накипь, стоит рассмотреть использование специальных добавок, которые помогут очистить систему перед заливкой новой жидкости.

Замена охлаждающей жидкости

Замена охлаждающей жидкости должна проводиться регулярно, в зависимости от рекомендаций производителя и условий эксплуатации. Обычно это происходит каждые 2-3 года или после пробега 40-60 тысяч километров. Процесс замены включает следующие этапы:

  1. Подготовка: Убедитесь, что двигатель остыл, и подготовьте все необходимые инструменты и материалы.
  2. Слив старой жидкости: Откройте сливной кран радиатора и дайте жидкости полностью стечь в подготовленную емкость.
  3. Промывка системы: Рекомендуется промыть систему специальными промывочными жидкостями, чтобы удалить остатки старой ОЖ и загрязнения.
  4. Заполнение новой жидкостью: Закройте сливной кран и залейте новую охлаждающую жидкость через заливную горловину, следя за уровнем.
  5. Проверка системы: После замены запустите двигатель и проверьте систему на наличие утечек, а также уровень ОЖ в расширительном бачке.

Заключение

Правильный выбор и регулярная замена охлаждающей жидкости являются ключевыми факторами для поддержания системы охлаждения ВАЗ 2110 в исправном состоянии. Это поможет избежать перегрева двигателя и продлить срок службы автомобиля. Не забывайте следовать рекомендациям производителя и обращать внимание на состояние системы охлаждения для обеспечения надежной работы вашего автомобиля.

Вопрос-ответ

Как работает система охлаждения на ваз 2110?

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2110. При открытии термостата и прохождении охлаждающей жидкости через радиатор датчик температуры фиксирует нагрев и при необходимости включает вентилятор. Это происходит при температуре 99 °C. Если скорости движения достаточно, то жидкость охлаждается встречным воздухом.

Как понять, что есть воздушная пробка в системе охлаждения?

Признаки воздушной пробки обычно легко заметить. Перечислим некоторые из них: густой белый дым из выхлопной системы — идёт из-за того, что антифриз попадает в камеру сгорания двигателя через пробитую прокладку ГБЦ. Через неё же в обратном порядке газы могут попасть в систему охлаждения.

Как понять, что неисправен датчик температуры ваз 2110?

На ВАЗ-2110 с 8-клапанным инжекторным двигателем признаки неисправности проявляются в том, что вентилятор не включается даже при перегреве. Двигатель работает нестабильно и потребляет больше топлива. Также стрелка температуры на приборной панели может резко прыгать или вообще не двигаться.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе. Это поможет избежать перегрева двигателя и предотвратить серьезные повреждения. Убедитесь, что уровень жидкости находится между минимальной и максимальной отметками на бачке.

СОВЕТ №2

Следите за состоянием радиатора и шлангов. Появление трещин или утечек может привести к потере охлаждающей жидкости. Если заметите какие-либо повреждения, замените детали незамедлительно.

СОВЕТ №3

Регулярно очищайте радиатор от загрязнений и мусора. Это обеспечит лучшую циркуляцию воздуха и повысит эффективность охлаждения. Используйте мягкую щетку или сжатый воздух для удаления грязи.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на работу термостата. Если он заедает в закрытом положении, это может привести к перегреву двигателя. Проверяйте его работоспособность и заменяйте при необходимости.

Ссылка на основную публикацию
Похожее