Проблемы с зарядкой на ВАЗ 2109 карбюратор могут стать серьезной проблемой для автовладельцев, особенно в городе или при длительных поездках. Неполадки в системе зарядки приводят к разрядке аккумулятора, что может остановить автомобиль в неподходящий момент. В этой статье рассмотрим основные причины плохой зарядки и предложим способы их устранения, чтобы поддерживать автомобиль в исправном состоянии и избежать неприятностей на дороге.
ПОЧЕМУ НЕТ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА ВАЗ 2109?
Генератор и аккумулятор на ВАЗ 2109 являются ключевыми источниками электрической энергии. Аккумуляторная батарея обеспечивает запуск двигателя и питает электрические устройства, когда мотор не работает. Основным источником напряжения в автомобиле выступает генератор, который обеспечивает питание всех приборов во время работы двигателя и одновременно заряжает аккумулятор.
Таким образом, если аккумулятор ВАЗ 2109 не заряжается, это указывает на проблемы в работе связки генератор — аккумулятор. Причины разрядки могут скрываться как в самом генераторе, так и в проводах, соединяющих его с аккумулятором. Иногда проблема может быть связана с плохими контактами или значительным износом аккумулятора. Важно срочно решить эту проблему, так как на энергии аккумулятора автомобиль сможет проехать лишь ограниченное расстояние (в зависимости от его ёмкости). Необходимо выявить неисправность в системе электроснабжения и устранить её.
Эксперты отмечают, что проблемы с зарядкой на ВАЗ 2109, оснащенном карбюратором, могут возникать по нескольким причинам. Одной из основных является неисправность генератора, которая может проявляться в недостаточной выработке напряжения. Также стоит обратить внимание на состояние аккумулятора: его старение или повреждение может привести к снижению эффективности зарядки. Не менее важным фактором являются проводка и соединения — коррозия или повреждения могут вызывать потери напряжения. Для исправления ситуации специалисты рекомендуют проверить генератор на работоспособность, протестировать аккумулятор и при необходимости заменить его, а также провести диагностику проводки и соединений. Регулярное обслуживание и своевременная замена изношенных деталей помогут избежать проблем с зарядкой в будущем.
https://youtube.com/watch?v=8EsIML_p_j4
Как должен работать исправный генератор?
Чтобы разобраться, почему аккумулятор не заряжается, важно понимать, как работает генератор в нормальных условиях. Прежде всего, следует отметить, что генератор играет более значимую роль, чем аккумулятор. Последний выполняет всего две основные задачи в автомобиле: запуск системы зажигания и обеспечение питания электрических устройств, когда двигатель не работает.
Таким образом, аккумулятор на ВАЗ 2109 с карбюратором и инжектором в основном служит вспомогательным источником энергии. Он состоит из свинцовых пластин, объединённых в секции, которые взаимодействуют с электролитом (смесь воды и серной кислоты). В результате аккумулятор преобразует химическую энергию в электрическую.
Генератор включает в себя несколько ключевых компонентов:
- Статор (неподвижная часть, собранная из круглых стальных листов).
- Обмотка статора (катушки, размещённые в его пазах).
- Ротор (подвижная часть, вращающаяся внутри статора; состоит из вала с сердечником, на который намотаны многочисленные слои медного провода — электромагнит, и сверху установлены два шестиполюсных сердечника).
- Задняя и передняя крышки.
- Щёткодержатель с графитовыми щётками; с 1993 года щёткодержатель для ВАЗ 2109 оснащён регулятором напряжения.
- Контактные кольца.
- Выводной контакт напряжения.
- Диодный мост.
Почему генератор не может самостоятельно запустить двигатель? Это связано с принципом его работы.
Чтобы генератор начал производить электроэнергию, ротор должен получить вращательное движение от коленвала. Шкивы коленвала и ротора соединены клинообразным ремнём. Когда коленчатый вал начинает вращаться, он передаёт крутящий момент на вал ротора, электромагнит создаёт индукцию, и возникает напряжение. Цепь между аккумулятором и генератором замыкается, и аккумулятор становится ненужным. Далее генератор самостоятельно обеспечивает энергией все устройства и, что особенно важно, заряжает аккумулятор.
К ЩЁТКОДЕРЖАТЕЛЮ НА ЗАДНЕЙ КРЫШКЕ ПОДВЕДЕН ПРОВОД ОТ АККУМУЛЯТОРА ЧЕРЕЗ ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ. ГРАФИТОВЫЕ ЩЁТКИ С ПОМОЩЬЮ ПРУЖИН ПОСТОЯННО ПРИЖИМАЮТСЯ К КОНТАКТНЫМ КОЛЬЦАМ ГЕНЕРАТОРА, ОБЕСПЕЧИВАЯ НАДЁЖНЫЙ КОНТАКТ. НА ТОЙ ЖЕ КРЫШКЕ ИМЕЕТСЯ ВЫВОДНОЙ КОНТАКТ ДЛЯ ПОДАЧИ НАПРЯЖЕНИЯ, КОТОРОЕ ВЫРАБАТЫВАЕТ ГЕНЕРАТОР.
Однако ток, который производит генератор, поступает от обмотки статора на выводной контакт не напрямую, а через диодный мост. Этот мост выполняет функцию выпрямителя, преобразуя переменный ток обмотки статора в постоянный, необходимый для работы всех электрических приборов «девятки». На щёткодержателе также установлен регулятор напряжения, который предотвращает превышение напряжения на потребителях. Поломка основных компонентов генератора может привести к отсутствию зарядки аккумулятора.
| Причина плохой зарядки | Диагностика | Способы устранения |
|---|---|---|
| Износ или обрыв ремня генератора | Визуальный осмотр ремня: трещины, расслоения, проскальзывание. Проверка натяжения ремня (должен прогибаться на 10-15 мм при нажатии). | Замена ремня генератора. Регулировка натяжения ремня. |
| Неисправность генератора (износ щеток, диодного моста, обмотки) | Измерение напряжения на клеммах аккумулятора при работающем двигателе (должно быть 13.8-14.7 В). Проверка генератора на стенде. | Замена щеток генератора. Замена диодного моста. Ремонт или замена генератора. |
| Неисправность реле-регулятора напряжения | Измерение напряжения на клеммах аккумулятора при работающем двигателе (если напряжение слишком низкое или слишком высокое). | Замена реле-регулятора напряжения. |
| Окисление или плохой контакт клемм аккумулятора | Визуальный осмотр клемм аккумулятора: наличие белого налета, ржавчины. Проверка надежности крепления клемм. | Очистка клемм аккумулятора от окислов. Затяжка клемм. |
| Неисправность проводки (обрыв, короткое замыкание) | Проверка целостности проводки от генератора к аккумулятору и к реле-регулятору с помощью мультиметра. | Устранение обрыва или короткого замыкания в проводке. Замена поврежденных участков проводки. |
| Неисправность аккумулятора (сульфатация, короткое замыкание банок) | Проверка плотности электролита (должна быть 1.27-1.29 г/см³). Измерение напряжения на клеммах аккумулятора без нагрузки (должно быть не менее 12.6 В). | Зарядка аккумулятора. Десульфатация аккумулятора (если возможно). Замена аккумулятора. |
| Загрязнение или износ контактных колец генератора | Разборка генератора и визуальный осмотр контактных колец. | Очистка контактных колец. Замена контактных колец (при сильном износе). |
| Неисправность замка зажигания (плохой контакт) | Проверка напряжения на клемме «В+» генератора при включенном зажигании. | Ремонт или замена замка зажигания. |
| Неисправность предохранителя цепи зарядки | Проверка предохранителя на целостность. | Замена предохранителя. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проблемах с зарядкой на ВАЗ 2109 с карбюратором и способах их устранения:
-
Проблемы с генератором: Одной из основных причин плохой зарядки на ВАЗ 2109 может быть неисправность генератора. Например, износ щеток или обрыв обмотки статора может привести к недостаточной выработке тока. Проверка состояния генератора и его компонентов — это первый шаг к решению проблемы.
-
Качество проводки: В автомобилях старых моделей, таких как ВАЗ 2109, часто встречаются проблемы с проводкой. Окисление контактов, повреждение изоляции или плохие соединения могут вызывать падение напряжения. Регулярная проверка и очистка контактов, а также замена поврежденных проводов могут значительно улучшить ситуацию.
-
Регулятор напряжения: На ВАЗ 2109 может быть установлен как встроенный, так и внешний регулятор напряжения. Если он неисправен, это может привести к перезарядке или недозарядке аккумулятора. Замена регулятора напряжения на новый или проверка его работы с помощью мультиметра может помочь восстановить нормальную зарядку.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания и диагностики электрической системы автомобиля для предотвращения проблем с зарядкой.

Индикаторы плохой зарядки аккумулятора
Когда аккумулятор постоянно разряжается, это можно заметить по индикаторам на приборной панели.
- Светящаяся контрольная лампа на панели.
- Низкие значения напряжения на встроенном вольтметре.
- Тусклый свет фар и других осветительных приборов.
- Слабое вращение коленчатого вала при запуске двигателя.
Наиболее очевидный сигнал — это лампочка на приборной панели с изображением аккумулятора. Обратите на неё внимание, сделав одно поворот ключа в замке зажигания. Она должна ярко светиться, как и другие индикаторы. Если она горит, но менее ярко, это первый признак того, что зарядка не происходит. Запустите двигатель. Если аккумулятор в норме, индикатор должен погаснуть.
Если лампа продолжает тускло светиться во время работы двигателя, это означает, что аккумулятор не получает достаточного заряда. Если на панели есть вольтметр, его показания должны находиться в диапазоне 13,5–14 В. Если значение ниже, значит, генератор не полностью заряжает аккумулятор.
НЕДОСТАТОЧНЫЙ ЗАРЯД ОЩУЩАЕТСЯ ДАЖЕ ПРИ ЗАПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ. КОЛЕНВАЛ ВРАЩАЕТСЯ СЛАБО И НЕ МОЖЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ НОРМАЛЬНЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ. ТАКЖЕ О НИЗКОМ ЗАРЯДЕ АККУМУЛЯТОРА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ТУСКЛЫЙ СВЕТ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ВАЗ 2109.
Из-за чего не заряжается аккумулятор?
Генератор перестает заряжать аккумулятор, если вышли из строя щётки, диодный мост, обмотка ротора или статора, а также ремень, который соединяет ротор с коленчатым валом.
| Что неисправно | Что делать |
| Изношенные графитные щётки — наиболее частая проблема генератора. | Они имеют ограниченный срок службы и со временем изнашиваются. В результате контакт между щётками и кольцами на роторе ослабевает, что приводит к отсутствию зарядки на ВАЗ 2109. Решение заключается в замене щёток на новые, которые стоят недорого и доступны в любом автомагазине. |
| Плохое соединение выводного контакта, диодного моста и обмотки статора может привести к перегреву и выходу из строя моста. | Однако на моделях ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108 с завода установлены надежные диодные выпрямители, проверенные временем. Поэтому мост на «девятке» выходит из строя довольно редко. В случае поломки потребуется заменить весь мост. |
| Еще одна распространенная проблема — обрыв, проскальзывание или недостаточное натяжение ремня генератора. | Чтобы проверить натяжение ремня, нужно надавить на его среднюю часть и оценить отклонение вниз. Допустимые нормы отклонения указаны в руководстве по эксплуатации ВАЗ. Также могут износиться шкивы, что приведет к проскальзыванию ремня. Если ремень порвался, его следует заменить на новый. |
Наиболее сложной неисправностью является повреждение обмотки статора или электромагнита ротора. Хотя новая проводка не требует больших затрат, процесс ремонта может быть довольно сложным. Если все элементы генератора в порядке, но зарядка на аккумулятор все равно не поступает, причина может быть в схеме бортовой сети или состоянии самого аккумулятора.
Иногда проблема с зарядкой на ВАЗ 2109 не связана с генератором. Схема бортовой сети предполагает соединение аккумулятора с генератором через реле зарядки, блок предохранителей и замок зажигания. Для выявления неисправностей такого рода стоит обратиться к руководству по эксплуатации и ремонту, чтобы проверить порядок соединений. В первую очередь необходимо проверить предохранители — возможно, один из них просто сгорел.
ОТКЛЮЧАЕМ ПЛЮСОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ОТ КАЖДОГО ИЗ ПРИБОРОВ ПО ОДНОМУ И ПРОВЕРЯЕМ ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ЕСЛИ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНИРУЮТ, ТО ПРОБЛЕМА В САМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕ. ВОЗМОЖНО, СТЕНКИ ИЗОЛЯТОРОВ МЕЖДУ ПЛАСТИНАМИ ИЗНОСИЛИСЬ, ИЛИ ЭЛЕКТРОЛИТ СТАЛ НЕНАДЕЖНЫМ. ТАКЖЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО КОНТАКТЫ НА КЛЕМАХ ОКИСЛИЛИСЬ ИЛИ ПРОВОДА ПОВРЕЖДЕНЫ.
https://youtube.com/watch?v=aYETnH7910Q
Методы диагностики системы зарядки
Для того чтобы выявить причины плохой зарядки на ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем, необходимо провести диагностику системы зарядки. Это поможет определить, в чем именно заключается проблема, и какие меры следует предпринять для ее устранения.
Первым шагом в диагностике является проверка аккумулятора. Убедитесь, что аккумулятор находится в хорошем состоянии, так как его неисправность может привести к недостаточной зарядке. Проверьте уровень электролита, его плотность и состояние клемм. Если клеммы окислены или плохо закреплены, это может вызвать плохой контакт и, как следствие, недостаточную зарядку.
Следующий этап — проверка генератора. Для этого необходимо измерить напряжение на выходе генератора при работающем двигателе. Напряжение должно находиться в пределах 13,5-14,5 В. Если оно ниже, это может указывать на неисправность генератора или его регулятора напряжения. Также стоит обратить внимание на состояние ремня генератора: он не должен быть изношен или ослаблен, так как это может привести к снижению его производительности.
Кроме того, важно проверить проводку системы зарядки. Осмотрите провода на наличие повреждений, коррозии или обрывов. Плохие соединения могут стать причиной потери напряжения, что также негативно скажется на процессе зарядки аккумулятора.
Не забудьте проверить предохранители, отвечающие за работу системы зарядки. Если предохранитель перегорел, это может привести к полной остановке работы генератора. Замена предохранителя — это простая, но важная мера, которую стоит выполнить при диагностике.
Также стоит обратить внимание на приборную панель. Если лампочка зарядки горит, это может быть сигналом о проблемах в системе. В этом случае необходимо провести более глубокую диагностику, возможно, с использованием специального оборудования.
Если все вышеперечисленные проверки не выявили проблем, стоит обратить внимание на дополнительные элементы, такие как диоды выпрямителя и обмотки статора генератора. Их неисправность может привести к снижению эффективности зарядки.
В заключение, диагностика системы зарядки на ВАЗ 2109 требует внимательности и системного подхода. Проверка аккумулятора, генератора, проводки и других компонентов поможет выявить и устранить причины плохой зарядки, что обеспечит надежную работу автомобиля.
Вопрос-ответ
Почему аккумулятор плохо берёт заряд?
Причины обычно следующие: · Зарядное устройство вышло из строя (не актуально для владельцев ЗУ GoPower). · Батарея была подвергнута физическому воздействию, нарушена внутренняя конструкция элемента. · Аккумулятор находился на долгом хранении, на зарядку ставился хаотично, было замечено поэтапное снижение емкости.
Какая зарядка должна быть на ВАЗ 2109?
На холостых оборотах двигателя, если генератор ВАЗ 2109 исправен, напряжение должно быть в пределах 13,8-14,5 вольт.
Почему генератор выдает мало мощности?
Замеренное напряжение бортовой сети ниже нормы. Возможная причина может быть в том, что контакты с клеммами аккумуляторной батареи плохие, клеммы окислены, возникает большое переходное сопротивление, и аккумулятор не «помогает» генератору.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте состояние аккумулятора. Убедитесь, что клеммы чистые и надежно закреплены. Если аккумулятор старый или не держит заряд, возможно, его стоит заменить.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на генератор. Проверьте его работу, измерив напряжение на выходе. Оно должно быть в пределах 13,5-14,5 В при работающем двигателе. Если напряжение ниже, возможно, генератор требует ремонта или замены.
СОВЕТ №3
Проверьте проводку и предохранители. Изношенные или поврежденные провода могут вызывать плохую зарядку. Убедитесь, что все соединения надежные и нет коррозии на контактах.
СОВЕТ №4
Не забывайте о регулярном обслуживании системы зарядки. Периодически проверяйте ремень генератора на наличие износа и правильное натяжение, так как это может существенно повлиять на его работу.

