Трамблер — ключевой элемент системы зажигания автомобиля ВАЗ 2107 с карбюраторным двигателем. Его неисправности могут негативно сказаться на работе двигателя. В статье рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы, а также методы диагностики и устранения. Знание типичных неисправностей трамблера поможет автовладельцам своевременно выявлять и устранять неполадки, что обеспечит надежную работу двигателя и продлит срок службы автомобиля.
Почему Ваз – 2107 дергается- разбираемся в работе «трамблера»
Если ваш Ваз-2107 неожиданно заглох и не поддается запуску, мы быстро найдем и устраним причину. Все знают, что это может произойти из-за отсутствия «искры» или недостатка топлива. Однако гораздо более неприятно, когда автомобиль продолжает движение, но при этом вызывает дискомфорт — неустойчивая работа на холостом ходу, рывки и подергивания во время езды. Поиск источника проблемы может занять много времени и потребовать значительных финансовых затрат. Чаще всего такие поиски в конечном итоге приводят к трамблеру. Правильная замена на исправный, выбор подходящей детали и понимание устройства и работы помогут разобраться с этой ситуацией.
Прежде чем углубляться в «электрику», стоит отметить, что причиной «дерганья» Ваз-2107 и других моделей «классики» может быть неудачное сочетание демпфера ведомого диска сцепления и эластичной муфты карданного вала. Запчасти, которые поступают в продажу, могут значительно отличаться по характеристикам от оригинальных, поэтому, если «дерганье» усилилось после замены сцепления или «мягкого соединения», стоит искать причину именно в этих деталях. Попробуйте установить узел от другого производителя — его характеристики будут отличаться, и резонанс в трансмиссии исчезнет, что приведет к устранению «дерганья».
Эксперты отмечают, что неисправности трамблера на ВАЗ 2107 с карбюраторным двигателем могут существенно повлиять на работу автомобиля. Основными проблемами являются износ контактной группы, что приводит к неправильному зажиганию, а также неисправности в системе распределения искры. Это может проявляться в затрудненном запуске двигателя, его неустойчивой работе на холостом ходу и потере мощности при ускорении. Кроме того, неправильная установка угла опережения зажигания также может стать причиной неэффективной работы двигателя. Специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние трамблера и при необходимости производить его замену или регулировку, чтобы избежать серьезных поломок и обеспечить надежную эксплуатацию автомобиля.

Какие признаки указывают на неисправность трамблера автомобилей Ваз
- Двигатель не запускается:
- отсутствует необходимый зазор или он слишком велик между контактами прерывателя;
- контакты обгорели или загрязнены;
- конденсатор вышел из строя;
- перегорело помехоподавительное сопротивление «бегунка»;
- крышка трамблера повреждена;
- провод низкого напряжения оборван или его клеммы окислились;
- датчик Холла (бесконтактное зажигание) сгорел.
- Двигатель «трястись» на холостом ходу:
- зазор между контактами не соответствует норме;
- зажигание установлено слишком рано.
- Двигатель «дергается» на высоких оборотах:
- зазор между контактами прерывателя слишком велик;
- пружина подвижного контакта прерывателя ослабла;
- пружины центробежного регулятора ослабли.
- «Дерганье», перебои на всех режимах работы двигателя:
- повреждены провода высокого напряжения, окислились или плохо сидят в разъемах;
- контакты прерывателя грязные, замасленные или обгоревшие;
- уголек подвижного контакта в крышке трамблера изношен или сломан;
- трещины и прогары на «бегунке» и крышке трамблера;
- конденсатор «полупробит» и требует замены;
- втулки изношены, и валик трамблера имеет люфт;
- неисправен коммутатор бесконтактной системы зажигания.
- Машина медленно разгоняется и имеет высокий расход топлива:
- угол опережения зажигания установлен неправильно.
Обратите внимание! Признаки неисправности трамблера Ваз-2107 могут легко перепутаться с симптомами проблем в системе питания. Поэтому не рекомендуется одновременно разбирать трамблер и карбюратор с бензонасосом!
| Признак неисправности | Возможная причина | Метод устранения |
|---|---|---|
| Двигатель не заводится или заводится с трудом | Нет искры на свечах зажигания | Проверить целостность проводов, катушки зажигания, коммутатора, датчика Холла. Заменить неисправные элементы. |
| Двигатель троит, работает неустойчиво | Неравномерная искра на свечах зажигания | Проверить зазор между контактами прерывателя (если контактная система), состояние бегунка и крышки трамблера. Заменить изношенные детали. |
| Потеря мощности, провалы при разгоне | Неправильный угол опережения зажигания | Проверить работу центробежного и вакуумного регуляторов. Отрегулировать угол опережения зажигания. |
| Повышенный расход топлива | Неправильный угол опережения зажигания | Отрегулировать угол опережения зажигания. |
| Детонация двигателя | Слишком ранний угол опережения зажигания | Отрегулировать угол опережения зажигания. |
| Двигатель глохнет на холостом ходу | Нестабильная искра, износ контактов прерывателя | Заменить контакты прерывателя (если контактная система), проверить состояние бегунка и крышки трамблера. |
| Посторонние шумы из трамблера | Износ подшипников вала трамблера | Заменить трамблер в сборе или отремонтировать (если возможно). |
| Пробой искры на корпус трамблера | Трещины в крышке трамблера, повреждение высоковольтных проводов | Заменить крышку трамблера, высоковольтные провода. |
| Запах гари из-под капота | Перегрев катушки зажигания, короткое замыкание | Проверить катушку зажигания, проводку. Заменить неисправные элементы. |
| Двигатель работает с перебоями на высоких оборотах | Неисправность центробежного регулятора | Проверить работу центробежного регулятора. Заменить трамблер в сборе. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о неисправностях трамблера на ВАЗ 2107 с карбюраторным двигателем:
-
Влияние на зажигание: Трамблер играет ключевую роль в системе зажигания. Его неисправности могут привести к неправильному распределению искры, что, в свою очередь, вызывает проблемы с запуском двигателя, его нестабильную работу и повышенный расход топлива. Часто владельцы автомобилей не подозревают, что именно трамблер является причиной проблем, и начинают искать неисправности в других системах.
-
Износ деталей: В трамблере ВАЗ 2107 есть несколько подвижных частей, таких как контактная группа и распределитель. Со временем они могут изнашиваться, что приводит к ухудшению искрообразования. Регулярная проверка и замена этих компонентов могут значительно продлить срок службы трамблера и улучшить работу двигателя.
-
Проблемы с проводкой: Неисправности в проводке, соединяющей трамблер с системой зажигания, могут вызывать сбои в работе двигателя. Например, окисление контактов или повреждение изоляции проводов может привести к потере сигнала, что также может быть ошибочно воспринято как неисправность самого трамблера. Поэтому важно проверять не только сам трамблер, но и его соединения.

Функция трамблера в системе зажигания карбюраторного автомобиля
Полное наименование данного устройства — «прерыватель-распределитель зажигания», что частично отражает его функции. Он предназначен для разрыва низковольтной цепи катушки зажигания в строго установленное время и распределения образовавшейся высоковольтной энергии по цилиндрам в определенной последовательности (1-3-4-2). Кроме того, этот прибор регулирует угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя с помощью центробежного регулятора и корректирует этот угол в зависимости от нагрузки на двигатель с помощью вакуумного корректора.
Какой из трамблеров подойдет на Ваз-2107
На всех карбюраторных заднеприводных автомобилях ВАЗ компоненты имеют схожие элементы и работают по аналогичному принципу. Трамблеры для двигателей объемом 1200-1300 «кубиков» отличаются следующими характеристиками:
- шток привода короче на 7 мм;
- отсутствует вакуумный регулятор опережения зажигания;
- настройки грузиков и пружин центробежного регулятора отличаются.
Для моторов объемом 1500-1600 «кубиков» все трамблеры совместимы по посадочным размерам и характеристикам. Исключение составляют только «Нивовские» трамблеры, которые настроены для обеспечения стабильной тяги на низких оборотах, что может привести к медленному разгоню Ваз-2107 с таким трамблером. Модели «Нивовских» трамблеров включают: 3810.3706, 038.3706-10. Для «Семерки» и других классических автомобилей подойдут трамблеры марок 0.3706 (контактный) и 38.3706 (бесконтактный).
Основные узлы трамблера и описание его работы
Устройство.
Трамблер собран в специальном корпусе. Внутри него на подшипнике размещена контактная группа, состоящая из подвижных и неподвижных контактов или датчика Холла, который используется в системах бесконтактного зажигания. Для настройки угла опережения зажигания вакуумный регулятор способен поворачивать контактную группу на небольшой угол относительно корпуса. В нижней части корпуса, на винтах, установлен конденсатор.
В центре корпуса на втулках находится приводной валик. Его основание оснащено шлицами, которые обеспечивают соединение с шестерней привода. В верхней части валика располагаются кулачки для привода контактов (в системах контактного зажигания) или стальной стакан с четырьмя прорезями, который служит экраном для бесконтактного зажигания.
На верхней части, на стальной платформе, установлены два грузика и две пружины центробежного регулятора зажигания. Сверху на два винта прикреплен пластиковый корпус с подвижным контактом и помехоподавительным сопротивлением распределителя высокого напряжения (бегунок).
Вся конструкция закрыта крышкой, которая фиксируется двумя пружинными защелками. Корпус и крышка имеют специальные выступы и пазы, что позволяет соединять их только в одном положении. В крышке предусмотрены контактные клеммы для подключения проводов высокого напряжения от свечей зажигания и катушки зажигания.
Трамблер устанавливается на блок двигателя с помощью шпильки, гайки и прижимной шайбы. Для регулировки угла опережения зажигания корпус можно поворачивать относительно блока.
Работа.
Трамблер соединен с коленвалом двигателя через привод и вращается синхронно с ним. За два полных оборота коленчатого вала валик трамблера совершает один полный оборот. Это связано с тем, что двигатель имеет четырехтактный цикл. При установке трамблера важно правильно ориентировать валик в соответствии с порядком работы цилиндров. Это делается для того, чтобы контакты размыкались и искра на свече возникала в момент, когда поршень каждого цилиндра, сжимая топливную смесь, не достиг верхней мертвой точки (ВМТ) на несколько миллиметров. Данное явление называется опережением зажигания.
При увеличении числа оборотов двигателя расстояние опережения должно увеличиваться, а при снижении — уменьшаться, что и обеспечивает центробежный регулятор. Его грузики, под действием центробежной силы, которая возрастает с увеличением оборотов, расходятся в стороны и смещают кулачки относительно валика, что приводит к более раннему зажиганию. Когда обороты двигателя снижаются, пружины возвращают грузики в исходное положение, и зажигание становится более поздним. Это необходимо для повышения мощности и экономичности работы двигателя.
Кроме центробежного регулятора, на трамблере также установлен вакуумный регулятор опережения зажигания. Его задача заключается в том, чтобы осуществлять более раннее зажигание при небольших углах открытия дроссельной заслонки и более позднее — при резком открытии дросселя. На холостом ходу и при полном газе вакуумный регулятор не активен. Регуляторы настраиваются только на специализированных стендах, поэтому не рекомендуется изменять их настройки самостоятельно.
Снятие и установка трамблера Ваз-2107, 2104, 2105, 2106
Подготовка
Перед установкой нового трамблера контактной системы зажигания Ваз-2107 необходимо отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Удобнее всего выполнять эту процедуру на снятом с автомобиля устройстве. Для проверки зазора используем плоский щуп, который должен быть в диапазоне от 0,35 до 0,45 мм. Важно, чтобы выступ кулачка максимально отодвигал подвижный контакт от неподвижного. Регулировка осуществляется путем легкого ослабления винтов, после чего их следует затянуть и повторно проверить зазор. Если контакты сильно изношены, на одном из них может образоваться выступ, а на другом — впадина, что затрудняет настройку. В таком случае можно аккуратно сточить выступ с помощью надфиля. Использовать наждачную бумагу не рекомендуется, так как мелкие частицы абразива могут попасть на поверхность и помешать нормальной работе контактов.
Перед тем как демонтировать старый трамблер, обязательно отметьте его положение относительно блока цилиндров с помощью маркера. Также необходимо точно зафиксировать положение подвижного контакта (бегунка) относительно корпуса. Если эти шаги не будут выполнены, настройки могут быть нарушены, и двигатель не запустится.
Установка
Установив новый трамблер, необходимо аккуратно разместить валик в корпусе так, чтобы он совпадал с отверстием блока. Легкое вращение валик поможет совместить шлицы. После того как прибор будет на месте, поворачиваем корпус относительно блока, чтобы установить примерный угол опережения, как это было на старом трамблере. Закрепляем его шайбой и гайкой, но не слишком сильно.
Теперь пришло время подключить провода высокого напряжения. Это довольно просто: на каждом контакте крышки трамблера указаны номера цилиндров, к которым они должны быть подсоединены. К центральной клемме подключаем провод от катушки зажигания. Провода должны входить плотно и с небольшим натяжением, защитные колпачки следует установить до конца. Будьте осторожны и не сгибайте лепестки наконечников проводов слишком сильно, иначе при попытке их снять вы можете повредить провода. От контактного провода к клемме «К» катушки зажигания обычно идет провод зеленого цвета. Если на вашем Ваз-2107 установлена бесконтактная система зажигания, то нужно подключить разъем с тремя проводами. После подключения проверьте, чтобы провода надежно сидели на своих местах, так как иногда они могут «вылезать» и прибор не будет работать.
Теперь, когда все готово, новый трамблер установлен и готов к эксплуатации. Попробуйте запустить двигатель. Если он завелся, это отличный знак — значит, все сделано правильно. Осталось лишь проверить и немного подкорректировать опережение зажигания.
Проверка угла опережения зажигания двигателя Ваз-2107
Способы, описанные ниже, позволяют самостоятельно настроить угол опережения зажигания. Они подходят как для контактных, так и для бесконтактных трамблеров.
Для корректировки угла опережения зажигания на холостом ходу необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры. Затем, удерживая мотор на холостых оборотах, поворачивайте корпус трамблера относительно блока, пока не найдете положение, при котором обороты будут максимальными. После этого зафиксируйте трамблер в этом положении.
Далее следует проверить правильность установки угла опережения зажигания в движении. Найдите ровный участок дороги и выезжайте на него. Удерживайте скорость 40 км/ч на четвертой передаче и резко нажмите на педаль акселератора. Под капотом должен быть слышен четкий металлический стук, который исчезнет через несколько секунд (примерно четыре-шесть). Если все именно так, то регулировка завершена. Если стук не исчезает долго, остановитесь, ослабьте трамблер и поверните его по часовой стрелке на несколько миллиметров, чтобы сделать зажигание более поздним. Затем снова запустите двигатель, разгонитесь и повторите проверку.
Если стука нет вовсе, поверните трамблер против часовой стрелки, установив зажигание «пораньше», и снова проверьте в движении. Повторяя эти действия несколько раз, вы сможете добиться оптимального угла опережения зажигания для вашего двигателя ВАЗ.
Остались вопросы? Посмотрите это видео.

Методы диагностики неисправностей трамблера Ваз-2107
Трамблер (распределитель зажигания) является ключевым элементом системы зажигания автомобиля Ваз-2107 с карбюраторным двигателем. Его неисправности могут привести к различным проблемам, включая затрудненный запуск, нестабильную работу двигателя и повышенный расход топлива. Для своевременной диагностики и устранения неисправностей необходимо знать основные методы проверки трамблера.
Визуальный осмотр
Первым шагом в диагностике трамблера является его визуальный осмотр. Необходимо проверить:
- Состояние корпуса: трещины, повреждения или коррозия могут указывать на необходимость замены трамблера.
- Контакты: осмотрите контакты на наличие окисления или загрязнений. Окисленные контакты могут привести к плохому контакту и сбоям в работе системы зажигания.
- Проводка: проверьте провода, идущие к трамблеру, на наличие повреждений, обрывов или изоляционных проблем.
Проверка искры
Для проверки работоспособности трамблера можно выполнить тест на наличие искры. Для этого:
- Снимите высоковольтный провод с одного из свечей зажигания.
- Поднесите конец провода к металлической части двигателя, оставив зазор в 5-10 мм.
- Попросите кого-то завести двигатель. Если искра присутствует, то она должна быть яркой и стабильной.
Если искра отсутствует или она слабая, это может указывать на неисправность трамблера или катушки зажигания.
Проверка зажигания
Следующий шаг — проверка угла опережения зажигания. Для этого потребуется:
- Использовать стробоскоп для проверки угла зажигания.
- Сравнить полученные данные с заводскими настройками, указанными в руководстве по эксплуатации.
Если угол опережения зажигания не соответствует норме, это может свидетельствовать о неправильной установке трамблера или его неисправности.
Проверка вакуумного регулятора
Трамблер Ваз-2107 может быть оснащен вакуумным регулятором, который отвечает за изменение угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. Для проверки его работоспособности:
- Отсоедините вакуумный шланг от трамблера.
- Подсоедините к шлангу вакуумный насос и создайте вакуум.
- Наблюдайте за движением рычага регулятора. Он должен перемещаться при создании вакуума.
Если рычаг не двигается, это может указывать на неисправность вакуумного регулятора.
Использование мультиметра
Для более точной диагностики можно использовать мультиметр. С его помощью можно проверить:
- Сопротивление катушки: измерьте сопротивление обмоток катушки трамблера. Нормальные значения должны находиться в пределах 0,5-2,0 Ом для первичной обмотки и 5-15 кОм для вторичной.
- Контакты: проверьте целостность контактов и проводов, идущих к трамблеру, на наличие коротких замыканий или обрывов.
Соблюдение этих методов диагностики поможет выявить неисправности трамблера Ваз-2107 и своевременно их устранить, что обеспечит надежную работу двигателя и его оптимальную производительность.
Вопрос-ответ
Как понять, что бегунок неисправен?
О неисправностях бегунка. Выделим главные «симптомы» сломанной детали: проблемы с запуском мотора, нестабильная искра на свечах зажигания, изменение цвета искры (с характерного синеватого на желтый).
Как трамблер влияет на работу двигателя?
Он отвечает за образование свечами зажигания искры, которая необходима для воспламенения топливно-воздушной смеси. Если в работе трамблера зажигания наблюдаются неполадки, эффективность функционирования мотора заметно снижается. В ряде случаев машина и вовсе не заводится.
Как проверить трамблер Жигули?
Самый доступный вариант проверить искру, помимо трамблера, это снять бронепровод с центра трамблера, который идёт на катушку, и прислонить его к крышке клапанов. МОМЕНТ — ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ КРУТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ СТАРТЕРОМ, ТО ИСКРЫ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ. ПОЭТОМУ НУЖНО КРУТИТЬ КЛЮЧ ЗАЖИГАНИЯ БЫСТРО (вперёд-назад), НО НЕ ВРАЩАТЬ СТАРТЕРОМ.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте состояние проводов и свечей зажигания. Часто неисправности трамблера могут быть связаны с плохим контактом или износом этих компонентов. Убедитесь, что провода не имеют трещин и хорошо подключены, а свечи чистые и исправные.
СОВЕТ №2
Регулярно проверяйте и чистите контакты трамблера. Накопление грязи и окисление на контактах может привести к сбоям в работе системы зажигания. Используйте специальное средство для очистки контактов и следите за их состоянием.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на угол опережения зажигания. Неправильная настройка может вызвать проблемы с запуском и работой двигателя. Используйте стробоскоп для точной настройки угла опережения в соответствии с рекомендациями производителя.
СОВЕТ №4
Если вы заметили нестабильную работу двигателя или его пропуски зажигания, проверьте сам трамблер на наличие механических повреждений или износа. В случае необходимости замените его на новый или отремонтируйте, чтобы избежать дальнейших проблем.

