В статье рассмотрим проблему неэффективности ручного тормоза у автомобилей ВАЗ 2110, даже после его натяжки. Правильная работа ручника важна для безопасности и надежности автомобиля, так как он обеспечивает стабильность при парковке и предотвращает случайное движение. Обсудим возможные причины неисправности и предложим решения для восстановления функциональности ручного тормоза.
Почему не держит ручник (не работает стояночный тормоз). Основные причины
Честно говоря, ручной тормоз, или «ручник», в городских условиях не так уж необходим, особенно если ваш автомобиль оснащен автоматической коробкой передач и имеет режим парковки. Даже владельцы автомобилей с механической трансмиссией чаще всего оставляют машину на передаче. Почему так происходит? Все дело в нашем суровом климате. Если зимой установить стояночный тормоз, он может примерзнуть к задним барабанным тормозам, что создаст неприятности. Тем не менее, согласно правилам дорожного движения, ручной тормоз следует использовать, чтобы предотвратить аварийные ситуации. Например, если вы оставили машину на нейтральной передаче и забыли поставить ручник, а затем ушли, она может покатиться. Это может привести к серьезным последствиям! Поэтому при прохождении технического осмотра обязательно проверяется работоспособность этого элемента торможения. Если он не функционирует должным образом, вы не сможете пройти ТО. Но почему возникают такие проблемы? Давайте разберемся…
Эксперты отмечают, что проблема с ручным тормозом на ВАЗ 2110, который не держит даже после натяжки, может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, стоит обратить внимание на состояние тросов. Со временем они могут изнашиваться или заедать, что приводит к недостаточному натяжению. Во-вторых, не исключено, что проблема кроется в механизме тормозных колодок. Если колодки изношены или неправильно установлены, это также может стать причиной неэффективной работы ручника. Кроме того, специалисты рекомендуют проверить уровень тормозной жидкости и состояние тормозных цилиндров, так как утечки или повреждения могут негативно сказаться на работе всей тормозной системы. Регулярное техническое обслуживание и диагностика помогут избежать подобных проблем и обеспечить безопасность на дороге.

Почему не держит ручник
Ручной тормоз, или как его еще называют, ручник, часто становится настоящей проблемой для владельцев автомобилей ВАЗ. Нередко случается так, что вы тянете за собой ручку тормоза, а машина продолжает катиться.
При прохождении технического осмотра существует важное правило:
Если автомобиль останавливается после трех щелчков, это означает, что ручной тормоз функционирует исправно, и можно получить желаемый талон. Однако если он не удерживает машину при четырех и более щелчках, это свидетельствует о низкой работоспособности или даже о полной неисправности!
Автомобили с неисправным ручником отправляются на ремонт или требуют подтяжки тормоза, без этого не обойтись.
| Причина неисправности | Диагностика | Решение |
|---|---|---|
| Износ тормозных колодок | Визуальный осмотр колодок, измерение толщины | Замена тормозных колодок |
| Износ тормозных дисков/барабанов | Визуальный осмотр, измерение толщины/диаметра | Замена тормозных дисков/барабанов |
| Растяжение троса ручника | Визуальный осмотр троса, проверка натяжения | Регулировка натяжения троса, при сильном растяжении — замена |
| Закисание троса ручника | Проверка свободного хода троса, попытка перемещения вручную | Смазка троса, при сильном закисании — замена |
| Неисправность механизма ручника в суппорте/тормозном барабане | Разборка суппорта/барабана, проверка подвижности элементов | Чистка, смазка, при необходимости — замена неисправных деталей |
| Повреждение рычага ручника в салоне | Визуальный осмотр рычага, проверка его фиксации | Ремонт или замена рычага |
| Неправильная регулировка ручника | Проверка количества щелчков при поднятии рычага | Правильная регулировка натяжения троса |
| Попадание грязи или коррозии в механизм ручника | Визуальный осмотр, проверка свободного хода | Чистка механизма, смазка |
| Неисправность уравнителя тросов ручника | Визуальный осмотр уравнителя, проверка его подвижности | Чистка, смазка, при необходимости — замена |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с проблемой неэффективной работы ручного тормоза (ручника) на ВАЗ 2110, даже после его натяжки:
-
Износ тросов: На ВАЗ 2110 ручник работает за счет тросов, которые могут со временем изнашиваться или растягиваться. Если тросы не заменяются вовремя, это может привести к тому, что даже после натяжки ручник не будет эффективно удерживать автомобиль на месте.
-
Регулировка механизма: В некоторых случаях проблема может заключаться не только в тросах, но и в самом механизме, который отвечает за натяжение. Регулярная проверка и регулировка механизма ручного тормоза могут значительно улучшить его работу и предотвратить проблемы с удержанием автомобиля.
-
Проблемы с тормозными колодками: Если тормозные колодки задних колес изношены или неправильно установлены, это также может повлиять на эффективность ручного тормоза. Важно следить за состоянием тормозной системы в целом, чтобы избежать проблем с ручником.
Эти факты подчеркивают важность регулярного обслуживания и проверки системы тормозов для обеспечения безопасности на дороге.

Как работают?
Механизм работы достаточно прост и понятен. В основе его лежит ручка, соединенная с тросом, который помещен в специальную оболочку, позволяющую ему свободно перемещаться. Этот трос крепится к регулировочному болту, который можно как затянуть, так и ослабить. Болт взаимодействует с планкой, к краям которой прикреплены еще два троса, идущие к задним колесам. Эти тросы, в свою очередь, соединены со специальной скобой, которая разжимает тормозные колодки и блокирует барабаны.
Проще говоря, когда вы поднимаете ручку (активируете ручной тормоз), трос натягивается, что приводит к натяжению двух отдельных тросов, идущих к колесам. Внутри барабанов скобы разжимаются, разводя задние колодки, что и приводит к блокировке колес.
Посмотрите небольшое видео, чтобы лучше понять этот процесс.

Гидравлика или механика
Следует подчеркнуть, что в настоящее время не все задние тормоза являются тросовыми или механическими. Существует значительное количество ручных тормозов, функционирующих на гидравлическом принципе, что особенно характерно для задних дисковых тормозов, а не барабанных. В гидравлической системе дублируется действие основной тормозной системы.
Таким образом, когда вы поднимаете ручку, специальный поршень создает давление на задние диски, что приводит к их блокировке. Если в такой системе ручной тормоз не работает, причины могут существенно отличаться от тех, что наблюдаются в механических аналогах.
Причины, по которым не работает ручной тормоз
Часто причины проблем с тормозами оказываются довольно простыми, и на их устранение уходит всего 10 минут (об этом расскажу позже). А сейчас выделю основные моменты:
-
Износ задних тормозных колодок. Обычно это сопровождается характерным скрежетом при торможении. В данном случае подтягивание тросика не поможет — необходимо заменить колодки, желательно сразу на обоих колесах, так как они изнашиваются равномерно.
-
Неправильная регулировка стояночного тормоза. Это может произойти, если регулировочный болт ослаблен — в таком случае его нужно подтянуть.
-
Заклинивание троса в оболочке. Это часто случается с автомобилями, возраст которых превышает 5 лет. Проблема возникает, когда влага попадает между тросом и оболочкой, что приводит к ржавчине и заклиниванию. Варианты решения: либо смазать и разработать трос, чтобы он работал нормально, либо заменить его на новый.
-
Обрыв тросика. Трос может порваться как у ручки, так и под автомобилем, в таком случае потребуется его замена.
-
Наличие льда или соли, а также реагентов на поверхности накладок. Это случается редко, но может произойти, особенно после проезда через глубокие лужи. Рекомендуется очистить колодки легкими нажатиями при движении на короткие расстояния, чтобы удалить налет.
-
Попадание масла или тормозной жидкости на колодки. Например, это может произойти из-за течи рабочего цилиндра или сальника задней полуоси. Сначала необходимо устранить источник утечки, затем очистить колодки. Они могут очиститься самостоятельно после нескольких циклов торможения, но если загрязнение значительное, лучше заменить колодки, так как их поверхность может полностью пропитаться маслом.
По моему опыту, чаще всего встречаются именно первые четыре причины. Например, на автомобилях ВАЗ довольно часто тросик ржавеет в оболочке или рвется, поэтому важно вовремя подтягивать его.
Сколько стоит подтянуть ручник и можно ли сделать самому?
Вопрос, по сути, риторический. Как вы уже поняли, цены на услуги могут варьироваться в зависимости от региона — от 200 до 1000 рублей. Например, в столице стоимость обычно колеблется в пределах 500–1000 рублей, тогда как в других регионах можно найти предложения и за 250 рублей.
Если говорить откровенно, то процесс занимает всего несколько минут. Главное — найти яму или подъемник, взять ключ на 10 и действовать. Необходимо подтянуть средний болт, который расположен в центре, отвечающий за ручник. Закручивая гайку, мы тем самым натягиваем тросы.
Однако, если тросы заржавели или порвались, ситуация становится значительно сложнее. В таком случае лучше обратиться к специалисту, так как замена тросиков от задних барабанов — это довольно непростая задача.
На этом все. Читайте наш АВТОБЛОГ, надеюсь, я прояснил ситуацию.
Проверка и замена тросов ручного тормоза
Одной из распространенных причин, по которой ручной тормоз на автомобиле ВАЗ 2110 не держит, даже после натяжки, является износ или повреждение тросов. Тросы ручного тормоза отвечают за передачу усилия от рычага тормоза к тормозным механизмам на задних колесах. Если тросы изношены, они могут не обеспечивать необходимое натяжение, что приводит к неэффективной работе ручного тормоза.
Для начала, необходимо провести визуальный осмотр тросов. Обратите внимание на наличие видимых повреждений, таких как трещины, коррозия или износ. Если тросы имеют какие-либо дефекты, их следует заменить. Также стоит проверить, не заедает ли трос в местах крепления или в местах, где он проходит через защитные трубки. Наличие заеданий может препятствовать нормальному движению троса и снижать эффективность ручного тормоза.
Если визуальный осмотр не выявил явных проблем, следующим шагом будет проверка натяжения тросов. Для этого необходимо поднять автомобиль на подъемнике или использовать домкрат, чтобы получить доступ к задним колесам. Затем следует проверить, насколько свободно перемещается рычаг ручного тормоза. Если рычаг поднимается слишком высоко, это может указывать на недостаточное натяжение тросов.
Если тросы нуждаются в натяжке, это можно сделать с помощью регулировочного винта, который обычно расположен в районе рычага ручного тормоза. Однако, если после натяжки тормоз все равно не держит, это может свидетельствовать о том, что тросы уже изношены и требуют замены.
При замене тросов ручного тормоза на ВАЗ 2110 важно следовать следующему алгоритму:
- Поднимите заднюю часть автомобиля и снимите колеса.
- Отсоедините старые тросы от рычага и тормозных механизмов.
- Установите новые тросы, убедившись, что они правильно проложены и не имеют перегибов.
- Подсоедините тросы к рычагу и тормозным механизмам, следя за тем, чтобы они были надежно закреплены.
- Проверьте натяжение новых тросов и при необходимости отрегулируйте их.
После замены тросов рекомендуется провести тест-драйв, чтобы убедиться в правильной работе ручного тормоза. Если проблема сохраняется, стоит обратить внимание на другие компоненты тормозной системы, такие как колодки и диски, которые также могут влиять на эффективность работы ручного тормоза.
Вопрос-ответ
Почему ручник на ВАЗ 2110 не держит даже после натяжки?
Причиной может быть износ тормозных колодок, что приводит к недостаточному трению. Также возможны проблемы с механизмом ручного тормоза, такие как заедание или повреждение тросов, что мешает правильной работе системы.
Как проверить состояние тросов ручного тормоза на ВАЗ 2110?
Для проверки состояния тросов необходимо осмотреть их на наличие повреждений, коррозии или износа. Также стоит проверить, свободно ли они перемещаются в своих направляющих и нет ли заеданий в механизме.
Что делать, если ручник все равно не держит после натяжки?
Если ручник не держит даже после натяжки, стоит проверить сам механизм тормозов на наличие неисправностей. Возможно, потребуется заменить тормозные колодки или отрегулировать механизм ручного тормоза. В некоторых случаях может понадобиться замена тросов.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте состояние тросов ручного тормоза. Со временем они могут изнашиваться или ржаветь, что приводит к снижению эффективности. Если тросы повреждены, их необходимо заменить.
СОВЕТ №2
Убедитесь, что тормозные колодки и диски находятся в хорошем состоянии. Изношенные колодки могут не обеспечивать достаточного трения, что также влияет на работу ручного тормоза. При необходимости замените их.
СОВЕТ №3
Проверьте механизм привода ручного тормоза. Иногда он может заедать или быть неправильно отрегулирован. Убедитесь, что все детали механизма работают плавно и без заеданий.
СОВЕТ №4
Если проблема не решается, обратитесь к профессиональному механику. Иногда неисправности могут быть связаны с более сложными системами автомобиля, и лучше доверить диагностику специалистам.



