В статье рассмотрим выбор и замену моторного масла в коробке передач ВАЗ 2106. Правильное масло и его своевременная замена обеспечивают надежную работу трансмиссии, продлевают срок службы автомобиля и улучшают эксплуатационные характеристики. Предоставим рекомендации и инструкции, которые помогут избежать распространенных ошибок и поддерживать вашу «шестёрку» в хорошем состоянии.
Инструкция по замене и доливке масла в КПП автомобиля «ВАЗ-2106»
Впервые представленная в 1975 году, вазовская «шестёрка» стала настоящим долгожителем, демонстрируя почти рекордные результаты: её производство продолжалось до 2005 года, что составляет целых 30 лет, и за этот период с конвейера сошло около 4 миллионов автомобилей. Можно с уверенностью сказать, что данная модель занимает одно из первых мест по массовости в мировом автопроме.
Неудивительно, что и в наши дни «ВАЗ-2106» и его различные модификации остаются популярными на дорогах постсоветских стран. Низкая цена, доступность запасных частей и простота в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте – это главные преимущества этой модели. Большинство работ по ремонту и обслуживанию автомобиля можно выполнять самостоятельно, включая замену масла в коробке передач «ВАЗ-2106».
Эксперты рекомендуют при выборе моторного масла для коробки передач автомобиля 2106 учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, важно обратить внимание на вязкость масла, которая должна соответствовать рекомендациям производителя. Обычно для данной модели подходит масло с вязкостью 75W-90 или 80W-90. Во-вторых, стоит выбирать масла, соответствующие стандартам API GL-4 или GL-5, так как они обеспечивают необходимую защиту и смазку деталей трансмиссии.
При замене масла специалисты советуют следовать инструкции, чтобы избежать повреждений. Рекомендуется сливать старое масло, когда двигатель прогрет, так как это способствует более полному удалению загрязнений. После слива необходимо заменить масляный фильтр и залить новое масло, следя за уровнем с помощью щупа. Регулярная замена масла, как правило, должна проводиться каждые 30-50 тысяч километров пробега, что поможет продлить срок службы коробки передач и обеспечить её надежную работу.

Как часто производить замену трансмиссионного масла
Согласно указаниям производителя, замена масла в механической коробке передач «шестёрки» должна проводиться каждые 75 тысяч километров. Такой значительный интервал вполне оправдан, так как трансмиссионное масло не подвергается таким же жестким условиям, как моторное. Поэтому данный показатель можно считать оптимальным. Однако, если автомобиль используется в сложных условиях, рекомендованный АвтоВАЗом срок может быть недостаточным. Многие владельцы «шестёрки» предпочитают проводить замену масла уже после 60 тысяч километров пробега.
| Параметр | Рекомендации по выбору | Инструкция по замене |
|---|---|---|
| Тип масла | Трансмиссионное масло GL-4 или GL-5. Для КПП ВАЗ 2106 чаще всего рекомендуется GL-4, так как GL-5 может быть агрессивным к синхронизаторам из цветных металлов. Однако, современные масла GL-5 часто имеют модифицированные присадки, безопасные для синхронизаторов. Лучше ориентироваться на рекомендации производителя или использовать универсальные GL-4/GL-5. | 1. Подготовка: Прогрейте двигатель до рабочей температуры (10-15 минут езды), чтобы масло стало более текучим. Загоните автомобиль на яму или подъемник. Подготовьте емкость для слива отработанного масла (не менее 2 литров), ветошь, ключ на 12 или 17 (в зависимости от пробки), воронку со шлангом. |
| Вязкость (по SAE) | SAE 75W-90, 80W-90, 85W-90. Выбор зависит от климатических условий эксплуатации. Для умеренного климата 80W-90 является универсальным вариантом. Для холодных зим лучше 75W-90. | 2. Слив старого масла: Открутите сливную пробку на нижней части картера КПП. Дайте маслу полностью стечь. Это займет 10-20 минут. Заверните сливную пробку обратно, не перетягивая. |
| Объем масла | Около 1.35 литра. Всегда лучше иметь небольшой запас (например, 2 литра), чтобы долить при необходимости. | 3. Заливка нового масла: Открутите заливную пробку (обычно находится сбоку картера КПП, выше сливной). Вставьте шланг от воронки в заливное отверстие. Медленно заливайте новое масло до тех пор, пока оно не начнет вытекать из заливного отверстия. Это означает, что уровень масла достаточен. |
| Производитель | Выбирайте проверенных производителей с хорошей репутацией (например, Лукойл, Газпромнефть, Castrol, Mobil, Shell, ZIC). Избегайте слишком дешевых и неизвестных брендов. | 4. Проверка уровня и герметичности: Заверните заливную пробку. Запустите двигатель, включите несколько раз передачи. Заглушите двигатель и через несколько минут проверьте уровень масла (если есть щуп) или убедитесь, что нет подтеков. |
| Дополнительные присадки | Некоторые масла уже содержат присадки, улучшающие работу КПП (например, для снижения шума или износа). Дополнительные присадки обычно не требуются, если используется качественное масло. | 5. Утилизация отработанного масла: Отработанное масло является опасным отходом. Сдайте его в специализированные пункты приема или автосервисы. |
| Периодичность замены | Каждые 60 000 — 80 000 км пробега или раз в 3-5 лет, в зависимости от условий эксплуатации и рекомендаций производителя масла. При интенсивной эксплуатации (частые короткие поездки, буксировка) можно менять чаще. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о моторном масле в коробке передач (КПП) автомобиля ВАЗ 2106, а также о его выборе и замене:
-
Тип масла: Для КПП ВАЗ 2106 рекомендуется использовать трансмиссионное масло, а не моторное. Обычно это масла с вязкостью 75W-90 или 80W-90. Моторное масло не подходит для трансмиссий, так как у него другие свойства и добавки, которые могут негативно сказаться на работе коробки передач.
-
Регулярная замена: Замена масла в КПП должна проводиться каждые 30-50 тысяч километров пробега. Это связано с тем, что со временем масло теряет свои смазывающие свойства и может накапливать металлические частицы, что может привести к износу деталей коробки передач.
-
Температурный режим: Важно учитывать температурный режим эксплуатации автомобиля. В холодное время года масло может загустевать, что затрудняет переключение передач. Поэтому в регионах с холодным климатом рекомендуется использовать масла с низкой температурой застывания, чтобы обеспечить надежную работу КПП в любых условиях.
Эти факты помогут владельцам ВАЗ 2106 правильно выбрать и заменить масло в коробке передач, что обеспечит долговечность и надежность работы автомобиля.

Рекомендации по выбору масла
Любое трансмиссионное масло с показателями вязкости 75W90, 75W85, 80W85, 80W90 или 85W90 подходит для заливки в механическую коробку передач ВАЗ, будь то пяти- или четырёхступенчатая. Однако возникает вопрос, какое масло лучше выбрать для КПП «ВАЗ-2106»: минеральное, полусинтетическое или синтетическое.
Основным и практически единственным преимуществом минерального масла является его доступная цена, которая в 1,5-2 раза ниже, чем у синтетических и полусинтетических аналогов. Это связано с тем, что в его состав не входят дополнительные присадки. Тем не менее, смазывающие характеристики минерального масла вполне приемлемы, что позволяет использовать его без замены на протяжении 60-75 тысяч километров. Однако у минерального масла есть и значительный недостаток: при низких температурах его вязкость снижается, что может усложнить переключение передач на холодном двигателе.
Полусинтетические и синтетические трансмиссионные масла имеют лишь один недостаток — высокую стоимость. Зато их преимущества многочисленны: это отличные эксплуатационные характеристики, наличие присадок, уменьшающих износ деталей коробки, а также возможность надежной работы в широком температурном диапазоне.
Среди автолюбителей существует мнение, что применение синтетического масла в КПП «ВАЗ-2106» может привести к выдавливанию сальников и их подтеканию. На самом деле, такие проблемы не связаны с типом трансмиссионной жидкости, а обусловлены износом деталей и узлов коробки передач.
Сколько масла потребуется для замены
На протяжении своего производства «шестёрки» оснащались как пятиступенчатыми, так и четырёхступенчатыми трансмиссиями, которые отличаются как конструктивными особенностями, так и объёмом трансмиссионной жидкости. Для замены масла в пятиступенчатой коробке «ВАЗ-2106» необходимо 1,60 литра, в то время как для четырёхступенчатой КПП потребуется 1,35 литра.

Инструмент и приспособления
Для того чтобы самостоятельно заменить масло в «шестёрке», вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- Ключ на 17 (если крепёж окажется тугим, может понадобиться вороток-удлинитель);
- Шестигранный ключ на 12, желательно с длинной трубкой для увеличения рычага усилия;
- Ёмкость для отработанного масла объёмом 2 литра;
- Специальный шприц с изогнутым концом (также подойдёт обычный медицинский шприц, к которому вместо иглы прикрепляется шланг длиной около 25 сантиметров);
- Ветошь.
Рекомендуется устанавливать автомобиль на яму или эстакаду для замены масла, однако для доливки трансмиссионной жидкости это не обязательно.
Как проверить уровень масла в коробке с доливкой
Рекомендуется проверять уровень трансмиссионного масла в коробке передач «ВАЗ-2106» на холодном автомобиле. Если вы решили провести эту процедуру сразу после поездки, подождите не менее 10 минут (время ожидания может варьироваться в зависимости от сезона и температуры окружающей среды), чтобы масло успело стечь с деталей КПП в картер.
Проверка уровня масла осуществляется не с помощью щупа, как это делается с двигателем, а путем заполнения заливного отверстия до его верхней кромки, расположенного на боковой стороне коробки передач.
Процесс проверки и доливки масла в КПП очень прост:
- Открутите маслоналивную пробку и при необходимости очистите её от загрязнений.
- Используйте металлическую щетку, чтобы тщательно протереть пробку насухо.
- Проверьте уровень масла визуально: если его слишком много, оно начнет вытекать из отверстия; если же его недостаточно, долейте масло с помощью шприца.
- Закрутите маслоналивную пробку обратно.
- Уберите излишки трансмиссионной жидкости с помощью ветоши.
Полная замена масла
Поскольку проверка уровня масла не является обязательной, рекомендуется производить замену на прогретом автомобиле. Следуйте этой последовательности действий:
- Установите автомобиль на яму, эстакаду или подъемники, чтобы получить доступ к сливному отверстию, находящемуся на дне картера трансмиссии.
- Подставьте под сливное отверстие подготовленную емкость.
- С помощью шестигранного ключа аккуратно открутите сливную пробку, учитывая, что масло горячее.
- Когда отработанное масло перестанет капать, тщательно очистите сливное отверстие и его окружение от загрязнений, затем закрутите пробку, не прилагая чрезмерных усилий, чтобы не повредить резьбу.
- Используя головку или ключ на 17, отвинтите заливную пробку, которая расположена на боковой стенке коробки справа по ходу движения автомобиля.
- Заливка нового трансмиссионного масла осуществляется с помощью специального шприца с изогнутым носиком, однако можно использовать и обычный шприц большого объема, прикрепив к его нижней части резиновый или пластиковый шланг длиной 15-25 см с помощью скотча. Поскольку объем специального шприца составляет 500 см³, а найти шприц большего объема в аптеке бывает сложно, процесс заливки следует проводить несколько раз, делая это медленно.
- Когда масло начнет вытекать из заливного отверстия, это будет означать, что уровень достиг необходимого.
- Закрутите пробку, также не прикладывая чрезмерных усилий.
- Проверьте наличие утечек, особенно со сливного отверстия. При необходимости подтяните пробку.
После завершения процедуры осмотрите отработанное масло на наличие металлической стружки, частиц и крошки. Если они присутствуют, это может указывать на необходимость ремонта коробки передач. Также визуально проверьте корпус на наличие трещин и подтеков; в случае их обнаружения устраните выявленные дефекты.
Если отработанное масло имеет черный цвет, что свидетельствует о его сильном загрязнении, рекомендуется перед заменой масла в механической коробке передач автомобиля «ВАЗ» модели 2106 провести промывку картера КПП. Для этого смешайте 0,7 литра трансмиссионной жидкости и 0,3 литра дизельного топлива (можно использовать готовую промывочную смесь, продаваемую в отделах автохимии). Залейте полученную смесь в коробку, поднимите одно из ведущих колес с помощью домкрата, заведите двигатель и дайте ему поработать на одной из передних передач в течение нескольких минут. Затем слейте промывочную жидкость и залейте новое масло.
Регулярная проверка уровня и качества масла позволит определить, требуется ли его замена раньше установленного срока. При значительном потемнении трансмиссионной жидкости следует провести внеплановую замену, что поможет продлить срок службы механической коробки передач.
Советы по утилизации старого масла
Утилизация старого моторного масла – важный этап в процессе замены масла в трансмиссии автомобиля. Неправильная утилизация может нанести вред окружающей среде, поэтому необходимо следовать определённым рекомендациям.
Во-первых, старое масло нельзя просто выливать в канализацию, на землю или в водоёмы. Это может привести к загрязнению почвы и водных ресурсов, а также к нарушению законодательства о защите окружающей среды.
Лучший способ утилизации старого масла – это сдача его в специальные пункты сбора. Многие автосервисы, станции технического обслуживания и магазины автозапчастей принимают отработанное масло. Перед тем как отправиться на утилизацию, убедитесь, что у вас есть герметичная ёмкость для транспортировки масла, чтобы избежать разливов.
При сдаче масла в пункт утилизации, важно уточнить, принимают ли они именно тот тип масла, который вы хотите сдать. Некоторые пункты могут принимать только определённые виды масел, поэтому лучше заранее позвонить и уточнить информацию.
Кроме того, стоит помнить, что старое масло может содержать вредные вещества, такие как тяжелые металлы и другие токсичные соединения. Поэтому, если у вас есть возможность, используйте перчатки при работе с отработанным маслом и избегайте контакта с кожей.
Некоторые автолюбители могут рассмотреть возможность переработки старого масла. Существуют компании, которые занимаются переработкой отработанного масла, превращая его в новые продукты, такие как смазочные материалы или топливо. Это не только экологически безопасно, но и может быть выгодно с финансовой точки зрения.
В заключение, утилизация старого моторного масла – это не только обязательный этап в процессе замены масла, но и важный шаг к охране окружающей среды. Следуя простым рекомендациям, вы можете внести свой вклад в сохранение природы и избежать негативных последствий для экосистемы.
Вопрос-ответ
Какое масло заливать в КПП ВАЗ Классика?
На классику 80W-90 (в густых вариантах) или 85W-90 (в жидких).
Какое трансмиссионное масло заливать в Жигули?
Какое трансмиссионное масло заливать в ВАЗ? Например, для ВАЗ-2101-2107 подходит масло класса API GL-4 или GL-5 с вязкостью SAE 80W-90 или 75W-90. Для ВАЗ-2110-2115 и ВАЗ-2121 подходит масло класса API GL-4 с вязкостью SAE 75W-80 или 75W-85. Для ВАЗ-2170 и ВАЗ-2190 подходит масло класса API GL-4+ с вязкостью SAE 75W-90.
Советы
СОВЕТ №1
Перед заменой масла в КПП 2106 обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя. Используйте только те масла, которые соответствуют спецификациям, указанным в инструкции к вашему автомобилю, чтобы обеспечить оптимальную работу трансмиссии.
СОВЕТ №2
При выборе моторного масла обратите внимание на его вязкость. Для КПП 2106 рекомендуется использовать масла с вязкостью 75W-90 или 80W-90, так как они обеспечивают хорошую защиту при различных температурных режимах.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной замене масла в КПП. Рекомендуется менять масло каждые 30-50 тысяч километров пробега или раз в 2 года, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Это поможет избежать износа деталей и продлить срок службы трансмиссии.
СОВЕТ №4
При замене масла в КПП обязательно проверьте состояние масляного фильтра и при необходимости замените его. Чистый фильтр поможет предотвратить загрязнение масла и улучшит работу трансмиссии.



