В статье рассмотрим проблему люфта распредвала на ВАЗ 2110 с 8 клапанами и способы самостоятельного устранения стука, вызванного этим дефектом. Диагностика и устранение люфта распредвала помогут избежать серьезных поломок двигателя и улучшат его работу, повысив надежность и долговечность автомобиля. Предоставим пошаговые инструкции и советы для выполнения этой задачи без обращения в сервис.
Устраняем стук распредвала (осевое биение) своими руками
Многие уже знакомы с проблемой, которая возникает на инжекторных двигателях ВАЗ 2111, а именно с «осевым биением распредвала». Эта неисправность не усугубляется со временем и не приводит к повреждениям других компонентов ГРМ, однако она проявляется в виде неприятного стука распредвала. К сожалению, разработчики двигателя 2111 не учли этот нюанс.
Вместо бензонасоса и трамблера, которые использовались на карбюраторных моделях, на инжекторных двигателях установлена обычная заглушка, в которую упирается распредвал. Заводские параметры осевого люфта распредвала не должны превышать 0,15-0,20 мм. Однако со временем, в результате износа подшипников распредвала, этот люфт увеличивается, и из-под клапанной крышки начинает слышаться отчетливый стук. Конечно, можно продолжать эксплуатацию автомобиля с этим стуком, но не каждому водителю это будет комфортно.
В большинстве автомастерских вам могут посоветовать: «Либо не обращай внимания на этот стук, либо меняй всю головку!». Однако существует один простой и совершенно бесплатный способ избавиться от этого раздражающего звука — достаточно подложить шайбу между распредвалом и его боковой крышкой! В дальнейшем будет представлено подробное описание и фотоотчет о выполненной работе.
Эксперты отмечают, что стук в двигателе ВАЗ 2110, особенно в модели с 8 клапанами, часто связан с люфтом распредвала. Это явление может привести к серьезным повреждениям, если его не устранить вовремя. Специалисты рекомендуют начать с проверки зазоров в клапанах и замены изношенных деталей. Для устранения стука можно использовать специальные регулировочные шайбы, которые помогут добиться необходимого зазора. Важно также обратить внимание на состояние распредвала и его подшипников. При наличии значительного износа может потребоваться замена распредвала. Эксперты подчеркивают, что регулярное техническое обслуживание и своевременная диагностика помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы двигателя.

Проверка осевого люфта распредвала.
Снимите защитный кожух ремня ГРМ и запустите двигатель. Затем, при работающем моторе, нажмите ручкой отвертки на болт шестерни распредвала. Если при этом стук исчезает, это указывает на осевое биение распредвала.
| Признак стука | Вероятная причина | Способ устранения |
|---|---|---|
| Металлический стук, усиливающийся при увеличении оборотов, особенно на холодном двигателе | Увеличенный осевой люфт распредвала | Замена упорных полуколец распредвала |
| Стук, похожий на стук клапанов, но более глухой и не исчезающий после прогрева двигателя | Износ постелей распредвала или шеек распредвала | Замена распредвала и/или головки блока цилиндров |
| Стук, сопровождающийся потерей мощности и нестабильной работой двигателя | Износ кулачков распредвала или толкателей клапанов | Замена распредвала и/или толкателей клапанов |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о люфте распредвала на ВАЗ 2110 с 8 клапанами и о том, как можно устранить стук самостоятельно:
-
Причины стука: Стук в области распредвала может возникать из-за износа подшипников, неправильной регулировки клапанов или недостаточной смазки. Понимание этих причин поможет не только устранить проблему, но и предотвратить её повторное возникновение.
-
Измерение люфта: Для точного измерения люфта распредвала можно использовать специальный инструмент — щупы. Нормальный люфт для распредвала на ВАЗ 2110 составляет около 0,05-0,15 мм. Если люфт превышает эти значения, это может привести к увеличению износа и стуку.
-
Самостоятельное устранение: Устранить стук можно, заменив изношенные подшипники распредвала или установив новые шайбы для регулировки. Важно также следить за уровнем масла и его качеством, так как недостаточная смазка может ускорить износ деталей. Регулярная проверка и обслуживание помогут продлить срок службы двигателя.
Эти факты помогут вам лучше понять проблему и принять меры для её решения.

Подготовка к работе.
Теперь необходимо очистить область вокруг боковой крышки распредвала. Воздушный фильтр мешал, поэтому я его открутил и убрал в сторону.
Снимаем крышку распредвала.
Сначала с помощью мощного ключа на 17 выставляем шестерню распредвала по метке. Это необходимо для того, чтобы «штырёк», расположенный на распредвале, не мешал снятию крышки.
Затем, используя ключ на 10, отворачиваем крышку, которая крепится двумя гайками и одним болтом с резиновым колечком.
На фотографии видно только две гайки, третья находится сзади:
Осторожно снимаем крышку.
На этом этапе видно, как штырёк проходит через прорезь в крышке:
Вот этот штырёк:

Изготавливаем шайбу.
Для изготовления шайбы я использовал кусок оцинкованного металла толщиной около 0,5 мм, который прикрепил к обрезку МДФ-панели с помощью четырех саморезов, чтобы предотвратить его движение.
С помощью маркера я начертил два круга: внутренний с диаметром 25 мм и наружный с диаметром 35 мм, после чего выдолбил внутреннюю часть с помощью стамески.
Наружный круг я вырезал ножницами по металлу, в результате чего получилась заготовка шайбы с неровностями и заусенцами.
Внутренний диаметр я обработал круглым напильником, а на наружной стороне сгладил острые углы.
Устанавливаем шайбу.
Надеваем шайбу на распредвал (она должна легко входить, если это не так — подгоняем размеры).
У меня она вошла без проблем:
Устанавливаем крышку обратно и затягиваем её.
Важно! Обязательно проверьте, не зажат ли распредвал.
Для этого берем ключ на 17 и пробуем вращать распредвал.
Он должен вращаться с таким же усилием, как и до установки шайбы.
Если распредвал стал вращаться слишком туго или зажат полностью — снова снимаем крышку, вынимаем шайбу и обрабатываем её по толщине:
Завершение работы.
Когда шайба установлена на место, крышка надежно закручена, и распредвал вращается без затруднений — запускаем двигатель и наслаждаемся спокойствием его работы!
Проверка состояния подшипников распредвала.
Перед тем как приступить к устранению стука в двигателе, необходимо тщательно проверить состояние подшипников распредвала. Это важный этап, так как именно они могут быть причиной возникновения люфта и, как следствие, стука. Для начала, вам понадобятся следующие инструменты: набор ключей, отвертка, щупы для измерения зазоров и, возможно, микрометр.
Первым делом, необходимо снять крышку распредвала. Для этого отключите аккумулятор и снимите все необходимые элементы, которые могут мешать доступу к крышке. После этого аккуратно открутите болты, фиксирующие крышку, и снимите её. Будьте внимательны, чтобы не повредить прокладку, если планируете её использовать повторно.
После снятия крышки, осмотрите подшипники на наличие видимых повреждений. Обратите внимание на наличие трещин, сколов или других дефектов. Если подшипники выглядят изношенными, их необходимо заменить. Также стоит проверить состояние масляных каналов, чтобы убедиться, что они не забиты и обеспечивают достаточную смазку подшипников.
Следующим шагом будет измерение зазора между распредвалом и подшипниками. Для этого используйте щупы. Вставьте щупы в зазор и проверьте, насколько свободно они проходят. Нормальный зазор для подшипников распредвала составляет 0,02-0,05 мм. Если зазор превышает эти значения, это может свидетельствовать о том, что подшипники изношены и требуют замены.
Если вы обнаружили, что подшипники находятся в удовлетворительном состоянии, но стук все равно присутствует, возможно, причина кроется в других компонентах двигателя, таких как клапаны или толкатели. В этом случае стоит провести более глубокую диагностику.
После завершения проверки и, при необходимости, замены подшипников, установите крышку распредвала на место, убедившись, что все прокладки и уплотнения находятся в исправном состоянии. Закрутите болты с необходимым моментом, чтобы избежать утечек масла.
Не забывайте, что регулярная проверка и обслуживание подшипников распредвала помогут избежать серьезных проблем в будущем и продлить срок службы вашего двигателя. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалистам, чтобы избежать возможных ошибок.
Вопрос-ответ
Как устранить люфт распредвала?
Распредвал удерживается от осевых перемещений специальной юбкой, которая зажимается между корпусом подшипников РВ на головке блока и торцом крышки РВ (которая вместо трамблера). Таким образом, чтобы устранить люфт, достаточно поменять ГБЦ в сборе или доработать крышку РВ на токарном станке.
Как проверить люфт распредвала?
Проверка несложная: снимается клапанная крышка, и руками пробуют сместить распредвал вдоль оси. Если ощущается движение, значит, люфт есть. В норме осевое перемещение должно быть минимальным — доли миллиметра. Если сдвиг заметен на глаз или слышен звонкий стук, нужно ремонтировать.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять конструкцию двигателя и особенности работы распредвала, что облегчит процесс устранения люфта.
СОВЕТ №2
Используйте качественные инструменты и запчасти. При замене деталей распредвала выбирайте оригинальные или проверенные аналоги, чтобы избежать повторных проблем и обеспечить надежную работу двигателя.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на регулировку зазоров. Правильная настройка зазоров между клапанами и распредвалом поможет устранить стук и продлить срок службы двигателя. Регулярно проверяйте и корректируйте эти параметры.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах, не стесняйтесь обратиться за помощью к профессионалам. Иногда лучше потратить немного больше времени и денег, чем рисковать повреждением двигателя из-за неправильного выполнения работ.




