Вентилятор системы охлаждения критически важен для поддержания оптимальной температуры двигателя ВАЗ 2115. Его неисправность может вызвать перегрев и серьезные повреждения мотора, поэтому регулярная проверка работы вентилятора необходима каждому владельцу. В этой статье мы рассмотрим простые и эффективные методы проверки вентилятора, что поможет своевременно выявить проблемы и избежать дорогостоящего ремонта.
На Ваз 2114 не включается вентилятор: причины
На автомобилях Ваз 2114 с инжекторным двигателем в системе охлаждения установлен электровентилятор, который активируется по сигналу от датчика температуры.
Данный элемент нередко выходит из строя, что может потребовать как замены самого вентилятора, так и ремонта других компонентов, отвечающих за его функционирование. В этой статье мы подробно рассмотрим причины, по которым вентилятор охлаждения на Ваз 2114 может не включаться, а также предложим советы по ремонту вашего автомобиля.
Эксперты рекомендуют несколько простых шагов для проверки вентилятора на ВАЗ 2115. В первую очередь, следует убедиться, что автомобиль находится на ровной поверхности и двигатель остыл. Затем необходимо открыть капот и визуально осмотреть вентилятор на наличие повреждений или загрязнений. Если вентилятор не вращается, стоит проверить предохранители и реле, отвечающие за его работу. Также важно проверить проводку на наличие обрывов или коррозии. Если все вышеперечисленное в порядке, можно подключить вентилятор напрямую к аккумулятору, чтобы убедиться в его работоспособности. Если вентилятор не запускается, вероятно, потребуется его замена. Важно помнить, что регулярная проверка системы охлаждения поможет избежать серьезных проблем с двигателем в будущем.

Симптомы неисправности
Определить наличие проблемы с работой вентилятора системы охлаждения можно по резкому повышению температуры охлаждающей жидкости. На панели приборов автомобиля появляется предупреждающее сообщение о повышении температуры. Водителю следует остановить двигатель и дождаться его остывания, после чего можно осторожно продолжить движение. Не забывайте, что эксплуатация автомобиля с неисправным вентилятором крайне нежелательна, так как это может привести к повреждению головки блока цилиндров, что потребует сложного и дорогостоящего ремонта.
Также выявить подобные неисправности можно с помощью визуального осмотра радиатора и вентилятора. Если при значительном повышении температуры охлаждающей жидкости вентилятор не включается, это может указывать на наличие различных неисправностей в этом узле.
Существует несколько причин, по которым вентилятор может выйти из строя:
- Неисправность датчика температуры.
- Потеря контакта в разъёме температурного датчика.
- Обрыв проводки.
- Проблемы с реле.
- Перегоревший предохранитель.
- Неисправность привода электродвигателя вентилятора.
| Проблема | Возможная причина | Способ проверки и устранения |
|---|---|---|
| Вентилятор не включается | Перегорел предохранитель | Проверить предохранитель F7 (20А) в монтажном блоке. Заменить при необходимости. |
| Вентилятор не включается | Неисправно реле включения вентилятора | Проверить реле К1 (или К2, если есть кондиционер) в монтажном блоке. Можно попробовать заменить на заведомо исправное. |
| Вентилятор не включается | Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) | Отсоединить разъем от ДТОЖ. Если вентилятор включится, то ДТОЖ неисправен. Заменить ДТОЖ. |
| Вентилятор не включается | Обрыв проводки к вентилятору | Проверить целостность проводки от монтажного блока до вентилятора. Устранить обрыв. |
| Вентилятор не включается | Неисправен мотор вентилятора | Подать напряжение напрямую на клеммы вентилятора. Если не крутится, то мотор неисправен. Заменить вентилятор в сборе. |
| Вентилятор постоянно работает | Залипание контактов реле | Проверить реле К1 (или К2). Заменить при необходимости. |
| Вентилятор постоянно работает | Неисправен ДТОЖ (показывает завышенную температуру) | Проверить показания ДТОЖ с помощью диагностического сканера или мультиметра. Заменить ДТОЖ. |
| Вентилятор работает шумно/вибрирует | Износ подшипников вентилятора | Попробовать покрутить крыльчатку рукой. Если есть люфт или заедание, то подшипники изношены. Заменить вентилятор в сборе. |
| Вентилятор работает шумно/вибрирует | Повреждение лопастей крыльчатки | Осмотреть крыльчатку на предмет повреждений. Заменить вентилятор в сборе. |
| Вентилятор работает шумно/вибрирует | Попадание посторонних предметов | Осмотреть пространство вокруг вентилятора. Удалить посторонние предметы. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проверке вентилятора на ВАЗ 2115:
-
Тест на прямое подключение: Один из самых простых способов проверить работоспособность вентилятора — это подключить его напрямую к аккумулятору. Если вентилятор начинает вращаться, значит, проблема может быть в проводке или реле, а не в самом вентиляторе.
-
Температурный датчик: ВАЗ 2115 оснащен температурным датчиком, который управляет включением вентилятора. Если вентилятор не срабатывает, стоит проверить, исправен ли датчик. Иногда его замена может решить проблему без необходимости замены самого вентилятора.
-
Засорение радиатора: Часто причиной неработающего вентилятора может быть не сам вентилятор, а засорение радиатора. Если радиатор забит грязью или листьями, это может привести к перегреву двигателя и неправильной работе вентилятора. Регулярная чистка радиатора поможет избежать этой проблемы.
Эти факты помогут вам лучше понять, как проверить и диагностировать работу вентилятора на ВАЗ 2115.

Необходимый инструмент
Выбор инструмента будет зависеть от типа неисправности. В большинстве случаев достаточно открыть коробку с реле и заменить сгоревший предохранитель на новый, что позволит восстановить работу вентилятора. Однако при серьезных поломках, когда вентиляторы охлаждения на Ваз 2114 не запускаются, необходимо будет снять радиатор, демонтировать вентилятор или заменить реле и соответствующие датчики температуры.
Для демонтажа вентилятора вам понадобятся:
- Крестовая отвертка.
- Торцевые ключи на 8 и 10.
Пошаговый алгоритм работы
В каждом конкретном случае ремонт вентилятора будет зависеть от типа поломки. Для начала необходимо провести диагностику, чтобы выяснить, почему на ВАЗ 2114 вентилятор охлаждения радиатора не включается вовремя, что упростит дальнейший процесс ремонта.
Первым делом рекомендуется отключить разъем вентилятора, а затем, соблюдая полярность, подключить его напрямую к клемме аккумулятора. Если вентилятор начинает вращаться при таком подключении, это указывает на исправность привода, а причина неисправности может заключаться в электропроводке, неисправном датчике температуры или проблемах с предохранителем.
Проверить предохранитель, отвечающий за работу вентилятора охлаждения, можно без необходимости вскрытия пластикового бокса. Дело в том, что это реле сдвоенное и также отвечает за работу клаксона. Если у автомобиля пропал звуковой сигнал и одновременно не функционирует вентилятор, это может указывать на перегоревший предохранитель. Блок с такими реле находится под капотом в небольшом пластиковом боксе. Чтобы открыть его, нужно снять две защелки, после чего с помощью щипцов извлечь и заменить нужный предохранитель.
Диагностика поломок реле может быть затруднительной. Рекомендуем вам найти исправное реле, временно установить его в гнездо и проверить работу вентилятора. Если вентилятор заработает, следует просто заменить неисправное реле на рабочее.
Для проверки температурного датчика, который отправляет сигнал к радиатору, необходимо отключить разъем от датчика и включить зажигание. В этом случае автоматика запустит вентилятор в аварийном режиме на постоянный обдув. Если вентилятор включается с задержкой, это может свидетельствовать о неисправности температурного датчика, который нужно будет заменить. Датчик температуры крепится двумя болтами, которые можно открутить обычной крестовой отверткой. Замена датчика обычно занимает не более 5 минут.
Если причиной неисправности является сам вентилятор, можно попробовать сначала отремонтировать его или сразу заменить на новый. Проблема может заключаться в подшипниках или щетках. В этом случае можно заменить поврежденные детали, что позволит восстановить работоспособность вентилятора системы охлаждения. Если же проблема кроется в электродвигателе вентилятора, ремонт может быть сложным, и лучше заменить его на новый.
Чтобы снять вентилятор с приводом, необходимо выполнить следующие шаги:
- Установите автомобиль ВАЗ 2114 на ровной поверхности и затяните стояночный тормоз.
- Откройте капот и отключите минусовую клемму.
- Открутите корпус воздушного фильтра с помощью ключа на десять.
- Ослабьте хомуты у воздуховода.
- Снимите саморезы, фиксирующие воздушный фильтр, и извлеките фильтрующий элемент.
- Далее открутите и демонтируйте воздухозаборник, для чего потребуется ключ на восемь.
- Снимите кожух вентилятора, открутив 6 гаек с помощью ключа на восемь.
- Извлеките колодку мотора.
- Извлеките вентилятор с приводом.
После этого вам останется установить новый привод или весь вентилятор в сборе и собрать все в обратной последовательности. После завершения ремонта проверьте работу вентилятора, прогрев двигатель и дождавшись его включения.

Заключение
Существует множество причин, по которым вентилятор охлаждения на Ваз 2114 может не работать. Водителю следует провести тщательную диагностику, чтобы выявить источник проблемы и либо устранить ее самостоятельно, либо заменить вентилятор охлаждения полностью.
Советы по профилактике и обслуживанию вентилятора
Для обеспечения надежной работы вентилятора на ВАЗ 2115 важно не только уметь его проверить, но и регулярно проводить профилактические мероприятия. Это поможет избежать серьезных поломок и продлить срок службы устройства. Рассмотрим основные рекомендации по обслуживанию вентилятора.
Регулярная проверка состояния вентилятора
Первым шагом в профилактике является регулярная визуальная проверка вентилятора. Обратите внимание на наличие видимых повреждений лопастей, а также на состояние креплений. Если лопасти имеют трещины или деформации, их необходимо заменить. Также проверьте, нет ли посторонних предметов, застрявших в вентиляторе, которые могут мешать его работе.
Очистка вентилятора
С течением времени на вентиляторе может накапливаться пыль и грязь, что снижает его эффективность. Для очистки используйте мягкую щетку или тряпку, смоченную в мыльном растворе. Избегайте использования агрессивных химических средств, которые могут повредить пластиковые или резиночковые детали. После очистки обязательно просушите вентилятор.
Проверка электропроводки
Электропроводка, подключающая вентилятор, также требует внимания. Проверьте состояние проводов на наличие повреждений, коррозии или обрывов. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют окисления. Если вы заметили какие-либо проблемы, замените поврежденные участки проводки или очистите соединения.
Проверка реле и предохранителей
Реле и предохранители, отвечающие за работу вентилятора, также могут выйти из строя. Проверьте предохранители на наличие перегоревших элементов и замените их при необходимости. Для проверки реле используйте мультиметр, чтобы убедиться в его работоспособности. Если реле не срабатывает, его следует заменить.
Смазка подшипников
Если вентилятор имеет подшипники, их необходимо периодически смазывать. Используйте специальную смазку для подшипников, чтобы избежать износа и обеспечить плавную работу вентилятора. Не забывайте, что избыточное количество смазки может привести к загрязнению и ухудшению работы устройства.
Проверка работы вентилятора
После проведения всех профилактических мероприятий обязательно проверьте работу вентилятора. Запустите двигатель и включите вентилятор на максимальную скорость. Убедитесь, что он работает без посторонних шумов и вибраций. Если вы заметили какие-либо отклонения, это может свидетельствовать о необходимости более серьезного ремонта или замены вентилятора.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете поддерживать вентилятор вашего ВАЗ 2115 в исправном состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге. Регулярное обслуживание не только продлит срок службы устройства, но и обеспечит комфортные условия в салоне автомобиля.
Вопрос-ответ
При какой температуре должен включаться вентилятор ВАЗ 2115?
Вентилятор включается на 102 — 105 градусах на серийной прошивке. За включение вентилятора и приборку отвечают разные датчики. Бачок может раздуваться и от плохой крышки, и это может быть никак не связано с проблемами с температурой авто.
Как проверить исправность двигателя вентилятора?
Убедитесь, что мультиметр установлен в режим измерения сопротивления. Затем подключите щупы к двум клеммам двигателя. Бесконечное значение мультиметра указывает на обрыв цепи, что означает неисправность двигателя. Нулевое значение указывает на короткое замыкание и неисправность двигателя вентилятора.
Где находится предохранитель вентилятора ВАЗ 2115?
Второй блок спрятан в салоне — под панелью приборов, рядом с бардачком. Он меньше по размеру и отвечает за системы, связанные с двигателем: бензонасос, вентилятор охлаждения и электронный блок управления (ЭБУ).
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом проверки убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и двигатель выключен. Это обеспечит вашу безопасность и предотвратит случайное включение вентилятора во время работы.
СОВЕТ №2
Используйте мультиметр для проверки напряжения на контактах вентилятора. Подключите мультиметр к разъемам вентилятора и включите зажигание. Если напряжение отсутствует, проверьте предохранители и реле, отвечающие за работу вентилятора.
СОВЕТ №3
Если вентилятор не работает, попробуйте подключить его напрямую к аккумулятору. Если он запускается, проблема может быть в проводке или управляющем сигнале. Если вентилятор не запускается, возможно, он неисправен и требует замены.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте состояние проводки и разъемов вентилятора на наличие коррозии или повреждений. Чистка контактов и замена изношенных проводов могут значительно продлить срок службы вентилятора.

