В статье рассмотрим, как проверить термостат на автомобилях ВАЗ. Эта процедура важна для оптимальной работы двигателя. Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, и его неисправность может вызвать перегрев или недостаточный прогрев в холодное время года. Знание методов проверки термостата поможет автовладельцам своевременно выявлять и устранять проблемы, обеспечивая надежную работу автомобиля и продлевая срок службы его компонентов.
Как проверить термостат на автомобилях ВАЗ?
Система охлаждения автомобиля не является безупречной, и в определенных условиях она может давать сбой. Одним из основных признаков неисправности является резкое увеличение температуры двигателя, что можно легко определить по специальному индикатору на приборной панели. Также возможна ситуация, когда температура двигателя, даже после длительной поездки, не достигает необходимой отметки в 90 градусов Цельсия.
Указанные выше симптомы могут указывать на проблемы с термостатом, что требует его проверки. Этот элемент отвечает за регулирование потоков антифриза в системе охлаждения. Термостат представляет собой закрытое устройство, состоящее из термочувствительного элемента и клапана.
Чтобы проверить термостат, не снимая его, выполните следующие шаги:
- Запустите двигатель и подождите несколько минут.
- Потрогайте трубку, которая с одной стороны соединена с термостатом, а с другой — с радиатором.
- Сделайте выводы. Если шланг горячий, это указывает на неисправность устройства, вероятнее всего, клапан не закрывается.
Если шланг холодный, подождите еще немного. Если через 5-10 минут ситуация не изменится, а температура на приборной панели превысит 90 градусов Цельсия, значит, термостат также неисправен. В этом случае причина может заключаться в том, что клапан заклинило и он не открывается.
Видео: Как проверить термостат, не снимая его с автомобиля.

Проверка термостата на автомобилях ВАЗ является важной процедурой для поддержания оптимальной работы двигателя. Эксперты рекомендуют начать с визуального осмотра термостата на наличие утечек или повреждений. Затем следует проверить его функционирование, запустив двигатель и дождавшись, пока он достигнет рабочей температуры. При этом необходимо следить за показателями температуры на приборной панели. Если стрелка не поднимается до нормального уровня или, наоборот, поднимается слишком высоко, это может указывать на неисправность термостата. Также стоит обратить внимание на работу системы охлаждения: при открытом термостате радиатор должен нагреваться. В случае выявления проблем, рекомендуется заменить термостат, чтобы избежать перегрева двигателя и других серьезных поломок.
Как проверить термостат на ВАЗ 2106
Теперь давайте разберемся, как можно проверить термостат на «классике», не снимая его с автомобиля. Алгоритм действий следующий:
- Сначала убедитесь, что уровень антифриза соответствует норме, а стрелка температурного датчика функционирует корректно. На этом этапе также проверьте натяжение ремня, который приводит в действие насос системы охлаждения.
- Дайте двигателю прогреться. Подождите около пяти минут и обратите внимание на стрелку указателя температуры. Если она показывает менее 70 градусов Цельсия, откройте капот и прикоснитесь к обратному патрубку, который соединен с радиатором. Если он теплый, это указывает на то, что охлаждающая жидкость сразу идет по большому контуру. Данная ситуация говорит о необходимости проверки термостата, вероятно, его клапан остается открытым.
- Если прошло пять минут, а двигатель уже перегрелся, прикоснитесь к верхнему патрубку. Если он холодный, это может свидетельствовать о заклинивании клапана термостата. В этом случае охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по малому кругу.
Видео: Как проверить термостат на ВАЗ 2106

| Метод проверки | Описание | Признаки неисправности |
|---|---|---|
| Визуальный осмотр | Осмотр корпуса термостата на предмет трещин, подтеков охлаждающей жидкости, деформаций. | Трещины, подтеки, деформация корпуса. |
| Проверка температуры патрубков | Запуск двигателя и наблюдение за температурой верхнего и нижнего патрубков радиатора. | Холодный двигатель: оба патрубка холодные. Прогретый двигатель: верхний патрубок горячий, нижний холодный (термостат закрыт). Рабочая температура: оба патрубка горячие (термостат открыт). Если нижний патрубок остается холодным при прогретом двигателе, термостат не открывается. Если оба патрубка быстро нагреваются с холодного двигателя, термостат заклинил в открытом положении. |
| Проверка в горячей воде | Снятие термостата и погружение его в емкость с горячей водой (около 80-90°C). | Клапан термостата должен начать открываться при достижении определенной температуры (обычно 82-87°C для ВАЗ). Если клапан не открывается или открывается не полностью, термостат неисправен. |
| Проверка сопротивления (для электронных термостатов) | Измерение сопротивления датчика температуры термостата мультиметром. | Отклонение показаний от нормы, указанной в технической документации автомобиля. |
| Проверка работы печки | Включение печки на максимальную температуру при прогретом двигателе. | Если печка дует холодным воздухом при прогретом двигателе, это может указывать на неисправность термостата (заклинил в открытом положении). |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как проверить термостат на автомобилях ВАЗ:
-
Температурный диапазон: Термостат на автомобилях ВАЗ обычно открывается при температуре около 87-92 градусов Цельсия. Если вы хотите проверить его работоспособность, можно использовать термометр и кастрюлю с водой. Нагрейте воду и следите за тем, при какой температуре термостат начинает открываться.
-
Проверка на утечки: Если термостат не закрывается полностью, это может привести к утечкам охлаждающей жидкости. Чтобы проверить это, можно осмотреть соединения и патрубки на наличие следов жидкости. Также стоит обратить внимание на уровень охлаждающей жидкости в радиаторе — если он постоянно падает, это может быть признаком неисправного термостата.
-
Симптомы неисправности: Неисправный термостат может проявляться через перегрев двигателя или, наоборот, его недостаточное прогревание. Если двигатель долго не достигает рабочей температуры или, наоборот, перегревается, стоит проверить термостат. Это может помочь избежать серьезных повреждений двигателя и повысить его эффективность.
Проверяем работоспособность устройства на дому
Чтобы провести проверку термостата в домашних условиях, следуйте этим шагам:
- Снимите узел с места установки.
- Обратите внимание на состояние клапана: при температуре окружающей среды он должен быть закрыт. Если это не так, это указывает на возможную неисправность термостата.
- Подвесьте устройство с помощью веревки на кронштейн и опустите его в контейнер с жидкостью, следя за тем, чтобы термостат не соприкасался со стенками.
- Нагревайте воду и наблюдайте за работой клапана. Он должен открываться полностью или частично перед тем, как вода закипит.
- Дождитесь полного остывания термостата, после чего клапан должен закрыться.
Как видно из приведенной инструкции, проверка термостата не представляет особой сложности. Если устройство неисправно, то его ремонт нецелесообразен — потребуется замена.
Данная инструкция демонстрирует, как выявить проблему после снятия устройства с автомобиля. Однако для многих автовладельцев основной трудностью является именно демонтаж термостата. Для этого вам понадобится отвертка, с помощью которой нужно ослабить крепления патрубков, соединенных с узлом. Затем аккуратно снимите патрубки и извлеките устройство. Не забудьте подставить емкость для сбора отработанной жидкости под место демонтажа. После установки нового термостата проверьте уровень антифриза в системе и при необходимости долейте его.
Видео: Как проверить термостат на Ваз 2110-2115 и 2170-2172-«Приора»

Как проверить термостат на ВАЗ 2109
В автомобилях ВАЗ-2109 термостат начинает открываться при нагреве охлаждающей жидкости до 87°C. Как только эта температура достигается, антифриз начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор. Чтобы проверить работоспособность термостата на «девятке», выполните следующие шаги:
- Запустите двигатель и дождитесь, пока стрелка термометра не покажет 90 градусов Цельсия.
- Затем откройте капот и проверьте состояние патрубка, который соединяет термостат с радиатором. Параллельно проверьте шланг, соединяющий двигатель и радиатор. В обоих случаях вы должны ощущать одинаковое тепло. Если же обе трубки остаются холодными, это указывает на неисправность термостата.
- Если патрубки теплые, но температура двигателя превышает норму, обратите внимание на датчик вентилятора и насос. Убедитесь, что они функционируют должным образом.
Также может возникнуть ситуация, когда двигатель работает долго, но не достигает 90 градусов Цельсия. В этом случае снова откройте капот и проверьте температуру трубок. Если они теплые, это свидетельствует о неисправности термостата, так как охлаждающая жидкость проходит через радиатор по большому кругу без должного нагрева.
Как проверить термостат на ВАЗ 2114
В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть иная проблема, которую мы рассмотрим на примере модели ВАЗ 2114 с передним приводом. Для проверки термостата без его снятия выполните следующие шаги:
- Запустите двигатель и подождите несколько минут. Если стрелка на индикаторе температуры быстро поднимается и превышает 90 градусов Цельсия, следуйте дальнейшим указаниям.
- Откройте капот и проверьте работу термостата. Потрогайте шланг, соединяющий термостат и радиатор.
- Убедитесь, что этот шланг и трубка, соединяющая радиатор с двигателем, хорошо прогреты.
- Заглушите двигатель, дождитесь его остывания и проверьте натяжение ремня, который приводит в действие насос системы охлаждения. Если с этим все в порядке, снова запустите двигатель.
- Проверьте шланг, который идет от термостата к радиатору. Убедитесь, что он холодный.
- Ждите, пока двигатель прогреется и сработает вентилятор.
- Сделайте вывод о неисправности датчика температуры, установленного на блоке цилиндров.
Для проверки термостата на автомобиле ВАЗ 2110 без его демонтажа вы можете смело использовать приведенные выше рекомендации.
Как проверить термостат на Ладе Калине
Для проверки термостата на автомобилях Лада Калина без его снятия, можно воспользоваться описанным выше алгоритмом. Сначала запустите двигатель и коснитесь патрубка, который соединяет термостат с радиатором. До достижения температуры в 90 градусов Цельсия (это можно увидеть на приборной панели) данный патрубок должен оставаться холодным, а после — становиться теплым.
Для более точной проверки термостата рекомендуется его снять с автомобиля.
Следуйте этим шагам:
- Слейте антифриз из системы охлаждения.
- Уберите рециркуляционный клапан и датчик, отвечающий за массовый расход топлива.
- Ослабьте хомуты и отсоедините четыре патрубка от нужного элемента системы.
- Открутите гайку и отсоедините провод, который подключен к «массе».
- Открутите крепеж и извлеките термостат из его посадочного места.
Чтобы проверить термостат Калины в домашних условиях, выполните следующие действия:
- Закрепите устройство и опустите его в кастрюлю с водой.
- Убедитесь, что термостат не касается стенок кастрюли.
- Включите плиту и начните нагревать воду.
- После закипания воды обратите внимание на клапан — он должен открыться.
- Дождитесь остывания воды и проверьте, закрылся ли клапан.
Видео: Как правильно снять и проверить термостат. ВАЗ 2110, 2111, 2112

Проверка термостата на ВАЗ 2110
Проверка термостата на автомобиле ВАЗ 2110 является важной процедурой, которая позволяет убедиться в правильной работе системы охлаждения двигателя. Термостат отвечает за поддержание оптимальной температуры двигателя, открывая и закрывая проход охлаждающей жидкости. Если термостат неисправен, это может привести к перегреву двигателя или его недостаточному прогреву. Рассмотрим, как правильно проверить термостат на ВАЗ 2110.
Необходимые инструменты и материалы
- Набор ключей и отверток
- Термометр (желательно инфракрасный)
- Контейнер для сбора охлаждающей жидкости
- Новая прокладка для термостата (если потребуется замена)
- Перчатки и защитные очки
Подготовка к проверке
Перед началом проверки термостата необходимо подготовить автомобиль. Убедитесь, что двигатель остыл, чтобы избежать ожогов. Затем откройте капот и найдите термостат, который расположен в корпусе термостата, соединяющем радиатор и двигатель.
Проверка термостата на работоспособность
Существует несколько способов проверки термостата. Один из самых простых — это визуальная проверка и проверка на открытие/закрытие:
- Снимите термостат: Для этого отсоедините патрубки охлаждающей жидкости и открутите крепежные болты. Будьте готовы к тому, что часть охлаждающей жидкости может вытечь, поэтому используйте контейнер.
- Визуальный осмотр: Проверьте термостат на наличие трещин, коррозии или других повреждений. Если термостат выглядит изношенным, его следует заменить.
- Проверка на открытие: Поместите термостат в кастрюлю с водой и нагрейте ее. Используйте термометр для контроля температуры. Термостат должен начать открываться при температуре около 87-92°C. Если он не открывается при этой температуре, значит, он неисправен.
- Проверка на закрытие: После того как термостат откроется, уберите его из горячей воды и поместите в холодную. Он должен закрыться при температуре около 80°C. Если этого не происходит, термостат также подлежит замене.
Установка нового термостата
Если вы обнаружили, что термостат неисправен, его необходимо заменить. Установите новый термостат, следуя обратной последовательности снятия. Не забудьте использовать новую прокладку, чтобы избежать утечек охлаждающей жидкости. После установки термостата проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте ее.
Заключение
Регулярная проверка термостата на ВАЗ 2110 поможет избежать серьезных проблем с перегревом двигателя и обеспечит его надежную работу. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалистам для диагностики и замены термостата.
Вопрос-ответ
Каковы основные признаки неисправного термостата на ВАЗ?
Основные признаки неисправного термостата включают перегрев двигателя, недостаточный прогрев охлаждающей жидкости, а также постоянное движение стрелки температуры в пределах низких значений. Если термостат заедает в открытом или закрытом положении, это может привести к проблемам с охлаждением или перегревом двигателя.
Как самостоятельно проверить термостат на ВАЗ?
Для проверки термостата можно использовать метод с кипящей водой. Снимите термостат и поместите его в кастрюлю с водой. Нагревайте воду и наблюдайте за термостатом: он должен открываться при температуре около 85-90 градусов Цельсия. Если он не открывается или открывается слишком поздно, это указывает на его неисправность.
Как часто нужно проверять термостат на ВАЗ?
Рекомендуется проверять термостат при каждом плановом обслуживании автомобиля, а также при возникновении проблем с системой охлаждения. Если вы заметили признаки перегрева или недостаточного прогрева двигателя, стоит проверить термостат незамедлительно.
Советы
СОВЕТ №1
Перед проверкой термостата убедитесь, что двигатель полностью остыл. Это предотвратит возможность получения ожогов и обеспечит безопасность при работе с охлаждающей системой.
СОВЕТ №2
Проверьте термостат на работоспособность, поместив его в кастрюлю с водой и нагревая её. Если термостат открывается при температуре около 87-92°C (в зависимости от модели), значит, он исправен. Если нет, его следует заменить.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние уплотнительных колец и прокладок термостата. Если они изношены или повреждены, это может привести к утечкам охлаждающей жидкости, что негативно скажется на работе двигателя.
СОВЕТ №4
После установки нового термостата обязательно проверьте уровень охлаждающей жидкости и убедитесь, что в системе нет воздуха. Это поможет избежать перегрева двигателя и других проблем с охлаждением.
