В статье рассмотрим аспекты главного цилиндра, рабочего цилиндра и сцепления автомобиля ВАЗ 2101. Их правильная работа критична для функционирования трансмиссии и безопасности. Обсудим процесс замены и ремонта этих компонентов, а также рекомендации по прокачке тормозной жидкости, что поможет поддерживать автомобиль в хорошем состоянии и избежать проблем на дороге.
Сцепления ВАЗ 2101
Переключение передач в автомобиле осуществляется благодаря работе сцепления. Этот механизм состоит из множества компонентов, которые со временем подвержены износу. Чтобы вовремя выявить возможные неисправности, полезно знать, как устроены эти элементы.
| 1 — контргайка толкателя вилки сцепления; 2 — картер сцепления; 3 — рабочий цилиндр гидравлического привода сцепления; 4 — оттяжная пружина вилки сцепления; 5 — колпачок клапана для прокачки гидравлического привода сцепления; 6 — диафрагменная нажимная пружина сцепления; 7 — фрикционные накладки ведомого диска; 9 — ведомый диск сцепления; 10 — заклепка-упор демпфера; 11 — дисковые пластины демпфера; 12 — передний герметизированный шариковый подшипник первичного вала трансмиссии; 13 — ступица ведомого диска; 14 — пружина демпфера; 15 — нажимной (ведущий) диск сцепления; 16 — передняя крышка картера сцепления; 17 — маховик коленчатого вала двигателя; 18 — зубчатый венец маховика; 19 — болт крепления кожуха к маховику; 20 — первичный (ведущий) вал трансмиссии; 21 — упорный подшипник муфты сцепления; 22 — пружинная пластина крепления упорного фланца; 23 — упорный фланец нажимной пружины; 24 — задний шариковый подшипник первичного вала трансмиссии; 25 — ведущая шестерня первичного вала трансмиссии; 26 — муфта сцепления; 27 — вилка сцепления; 28 — фрикционное кольцо упорного фланца; 29 — шаровая опора вилки; 30 — удерживающая пластина вилки; 31 — чехол вилки; 32 — кожух сцепления; 33 — толкатель вилки сцепления; 34 — регулировочная упорная гайка; 35 — пробка главного цилиндра; 36 — гнездо штуцера для трубки подачи жидкости в рабочий цилиндр; 37 — возвратная пружина поршня; 38 — главный цилиндр привода сцепления; 39 — перепускное отверстие; 40 — штуцер гибкого шланга для подачи жидкости из бачка; 41 — впускное (компенсационное) отверстие для заполнения цилиндра; 42 — поршень главного цилиндра; 43 — уплотнительное кольцо поршня; 44 — толкатель педали сцепления; 45 — поршень толкателя главного цилиндра; 46 — канал уплотнения манжеты; 47 — манжета поршня; 48 — отверстие (0,2 мм) для выхода воздуха; 49 — фрикционные кольца демпфера; 50 — тарельчатая пружина фрикциона демпфера; 51 — клапан для прокачки гидравлического привода сцепления; 52 — опорная тарелка поршня; 53 — поршень рабочего цилиндра; 54 — пробка рабочего цилиндра с гнездом под штуцер для подачи жидкости в рабочий цилиндр. |
Эксперты отмечают, что главный цилиндр, рабочий цилиндр и система сцепления ВАЗ 2101 требуют особого внимания при обслуживании. Замена и ремонт этих компонентов являются ключевыми для обеспечения надежной работы трансмиссии. При возникновении утечек или снижения эффективности сцепления, важно своевременно диагностировать проблему. Ремонт может включать замену уплотнителей или полную замену цилиндров. Прокачка жидкости – это неотъемлемая часть обслуживания, позволяющая удалить воздух из системы и восстановить нормальное функционирование сцепления. Специалисты рекомендуют использовать качественную тормозную жидкость и следить за её уровнем, чтобы избежать серьезных поломок и обеспечить безопасность на дороге. Регулярная проверка и обслуживание этих элементов помогут продлить срок службы автомобиля и улучшить его эксплуатационные характеристики.

Почему надо менять сцепление
Для замены сцепления вам понадобятся следующие инструменты: гаечный ключ на 13, а также две разновидности отверток — плоская и крестовая. Кроме того, обязательно стоит приобрести оправку для центрирования диска сцепления, которая в автомагазинах обойдется всего в 100 рублей! (Как выглядит эта оправка, вы сможете увидеть чуть ниже в разделе «Для новичков!»)
| Элемент сцепления | Признаки неисправности | Решение проблемы |
|---|---|---|
| Главный цилиндр сцепления (ГЦС) | 1. Утечка тормозной жидкости из-под пыльника или соединений. 2. Проваливание педали сцепления. 3. Неполное выключение сцепления (передачи включаются с трудом или хрустом). 4. Отсутствие давления в системе сцепления. |
1. Замена главного цилиндра сцепления. 2. Ремонт (замена манжет и уплотнений) при незначительных утечках и отсутствии износа зеркала цилиндра. 3. Прокачка системы сцепления после замены или ремонта. |
| Рабочий цилиндр сцепления (РЦС) | 1. Утечка тормозной жидкости из-под пыльника или соединений. 2. Неполное выключение сцепления (передачи включаются с трудом или хрустом). 3. Отсутствие хода штока рабочего цилиндра при нажатии на педаль. 4. Затрудненное включение передач. |
1. Замена рабочего цилиндра сцепления. 2. Ремонт (замена манжет и уплотнений) при незначительных утечках и отсутствии износа зеркала цилиндра. 3. Прокачка системы сцепления после замены или ремонта. |
| Система сцепления (в целом) | 1. «Мягкая» или «проваливающаяся» педаль сцепления. 2. Затрудненное включение передач. 3. Неполное выключение сцепления. 4. Воздух в системе сцепления. |
1. Прокачка системы сцепления для удаления воздуха. 2. Проверка уровня тормозной жидкости в бачке. 3. Поиск и устранение утечек в системе. 4. Регулировка свободного хода педали сцепления. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о главном цилиндре, рабочем цилиндре сцепления и процессе их замены и прокачки на ВАЗ 2101:
-
Гидравлическая система сцепления: ВАЗ 2101 использует гидравлическую систему для управления сцеплением, что обеспечивает более плавное и точное переключение передач по сравнению с механическими системами. Это особенно важно для автомобилей старого поколения, где комфорт вождения имеет большое значение.
-
Прокачка системы: Процесс прокачки гидравлической системы сцепления на ВАЗ 2101 может быть выполнен одним человеком, если использовать специальный инструмент — вакуумный насос. Это значительно упрощает задачу, так как позволяет избежать необходимости в помощнике для нажатия на педаль сцепления.
-
Совместимость деталей: Многие детали главного и рабочего цилиндров сцепления на ВАЗ 2101 совместимы с другими моделями автомобилей ВАЗ, что облегчает поиск запчастей и ремонт. Это позволяет владельцам автомобилей не только экономить деньги, но и находить более доступные альтернативы при необходимости замены компонентов.
Эти факты подчеркивают как технические аспекты, так и практические преимущества, связанные с обслуживанием сцепления на ВАЗ 2101.
Когда нужно менять сцепление?
В процессе эксплуатации сцепление любого автомобиля со временем изнашивается, и первые признаки его износа, которые может проявлять автомобиль, включают в себя:
- Увеличение шума, который становится особенно заметным при переключении передач.
- Также могут возникать рывки при старте с места, а также во время движения, когда вы выжимаете педаль сцепления, переключаете передачу и после отпускания педали автомобиль слегка дергается вперед.
Чаще всего это связано с демпферными пружинами, установленными на ведомом диске, которые показаны стрелками на изображении ниже. Эти пружины необходимы для плавного выключения сцепления, что обеспечивает комфорт во время вождения. Когда пружины выходят из строя, при выключении сцепления возникают рывки, что негативно сказывается на комфорте поездки.
- Кроме того, при неисправности сцепления может возникнуть эффект, известный как «буксование». Это происходит, когда вы нажимаете на педаль акселератора до упора, но автомобиль не разгоняется, в то время как обороты двигателя резко возрастают и могут достигать красной зоны. Этот эффект в народе называют сцепление «буксует».
- В завершение, стоит упомянуть еще один эффект, называемый сцепление «ведёт». Первые признаки этого состояния проявляются, когда вы включаете первую передачу, а педаль сцепления полностью выжата, но несмотря на это, автомобиль продолжает катиться. Этот эффект и называется сцепление «ведёт».
Как происходит замена сцепления на ВАЗ 2101
Перед тем как приступить к замене сцепления, важно удостовериться, что проблема не связана с другими факторами. Замена этого компонента является достаточно сложной задачей и занимает значительно больше времени, чем, например, замена рабочего цилиндра сцепления, который также может вызывать эффект «ведущего» сцепления. Если вы хотите подробнее узнать о неисправностях различных элементов системы сцепления, воспользуйтесь поисковой строкой, расположенной в правом верхнем углу сайта. Введите в нее интересующую вас проблему, например: «Сцепление буксует», и вы получите все соответствующие результаты.
Снятие КПП
Операция по снятию коробки передач не является слишком сложной, но требует определенных навыков и знания последовательности действий. Основная сложность заключается в том, что необходимо откручивать и отсоединять множество элементов, доступ к которым не всегда удобен.
Для выполнения этой задачи вам понадобятся следующие инструменты и приспособления:
- Набор ключей и головок (включая размеры 10, 14, 17, 19);
- Отвертки (тонкая плоская, крестовая, ударная);
- WD-40;
- Отрезок первичного вала коробки;
- Длинный деревянный брус;
- Ветоши;
- Маркер;
- Емкость для слива трансмиссионного масла;
Работы проводятся в трех зонах: в салоне, под капотом и под автомобилем. Обратите внимание! Для снятия коробки передач потребуется смотровая яма.
Последовательность действий следующая:
- Установите автомобиль на яму и зафиксируйте его противооткатными упорами под колесами. Переведите коробку в нейтральное положение, ручник не затягивайте;
- Начните с работ в салоне. Здесь необходимо снять рычаг с стержня коробки. Для этого отодвиньте пыльник рычага вверх, чтобы получить доступ к фиксирующей втулке. Аккуратно подденьте ее тонкой отверткой, чтобы она вышла вниз, после чего снимите рычаг со стержня;
- Уберите верхнюю пластиковую втулку со стержня, разжав лепестки отверткой, затем снимите резиновый пыльник и нижнюю втулку. В итоге на стержне ничего не должно остаться;
- Снимите пластиковую накладку, находящуюся под напольным покрытием. Для этого придется демонтировать сиденья и их направляющие. Проще сделать разрез в сторону задних сидений, что позволит избежать полной разборки салона. Обеспечив доступ к накладке, выкрутите 4 самореза, крепящие ее, и снимите. Переключите коробку на 1-ю передачу;
- Перейдите под автомобиль. Для удобства работы рекомендуется полностью демонтировать выхлопную систему. Открутите глушитель от приемной трубы. Чтобы облегчить откручивание болтов и гаек, предварительно обработайте их WD-40;
- После снятия глушителя перейдите в подкапотное пространство и открутите гайки, крепящие приемную трубу к выпускному коллектору. Затем снимите эту трубу с автомобиля;
- Все последующие действия выполняются под автомобилем. Открутите карданный вал от фланца коробки передач. Затем открутите две поперечины безопасности, чтобы опустить кардан вниз;
- Подставьте подготовленную емкость и открутите сливную пробку, чтобы слить масло из коробки передач;
- Открутите крепление рабочего цилиндра сцепления. Патрубок отсоединять не нужно, просто отведите его в сторону после откручивания;
- Открутите 4 болта, крепящие крышку картера сцепления;
- Поддержите заднюю часть коробки брусом и открутите гайки крепления поперечины. Аккуратно извлеките брус. При этом задняя часть коробки немного опустится, что обеспечит более удобный доступ к остальным элементам, которые нужно снять;
- Отсоедините разъем проводки, идущий к коробке. Открутите и снимите трос привода сцепления;
- Снизу открутите болты крепления стартера, начиная с верхнего. После откручивания отодвиньте стартер в сторону;
- Установите подпорку под заднюю часть двигателя, предварительно приподняв коробку рукой;
- Открутите болты, крепящие коробку передач к силовой установке;
- Поддерживая коробку руками, раскачайте ее вверх-вниз, чтобы снять с направляющих, затем выведите первичный вал из сцепления и опустите коробку вниз;
- Установите подготовленный отрезок первичного вала в сцепление, чтобы предотвратить смещение ведомого вала.
Если планируется ремонт коробки передач, то далее следует разборка коробки ВАЗ-2101 с последующей заменой изношенных деталей, а затем сборка и установка узла на место.
Снятие сцепления
После того как вы уберете коробку, возьмите оправку (см. фото 1) для центрирования диска сцепления и аккуратно вставьте её в центральное отверстие, как показано на изображении.
Убедитесь, что оправка установлена до конца, пока она не упрется в подшипник коленвала!
3) Чтобы маховик не вращался, закрутите один толстый болт, обозначенный буквой «Б», в левый нижний угол блока. Затем, используя отвертку для фиксации маховика от вращения (обозначено как «А»), открутите все болты, которые крепят кожух и нажимной диск сцепления.
При откручивании болтов, удерживайте диск сцепления за его кожух, чтобы предотвратить его вращение! Обратите внимание, что держать диск нужно только за кожух, так как если вы возьметесь за упорный фланец нажимной пружины, вы можете его повредить. Поэтому придерживайте диск только за кожух.
4) Затем аккуратно снимите нажимной диск сцепления вместе с кожухом, держа его обеими руками за кожух.
5) После того как вы сняли нажимной диск сцепления с кожухом, переходите к снятию ведомого диска. Для этого возьмите диск в руки и аккуратно снимите его вместе с оправкой из установленного положения.
Кстати! Если вы не поняли, куда нужно было вставлять оправку, мы указали это место синей стрелкой на фото выше! Установку нового сцепления выполняйте внимательно, и обязательно при установке нажимного диска отцентрируйте положение ведомого диска с помощью оправки!
Установка нового сцепления осуществляется в обратном порядке снятия.
Замена рабочего цилиндра на ВАЗ 2101
Рабочий цилиндр сцепления — это устройство, о котором многие не имеют представления, но его замена может понадобиться. Как же осуществить эту замену, если не все знают, что это такое? Давайте разберемся. В классических автомобилях, которые мы рассматриваем, имеется два цилиндра сцепления: главный и рабочий. Оба они выполняют схожую функцию. При нажатии на педаль сцепления поршень (обозначен зелёной стрелкой), находящийся в главном цилиндре, перемещается и выталкивает тормозную жидкость дальше по системе.
В это время тормозная жидкость продолжает своё движение и достигает поршня (обозначен синей стрелкой) в рабочем цилиндре сцепления. Когда жидкость упирается в поршень, она начинает выталкивать его вперёд, что приводит к активации вилки сцепления и, соответственно, к его отключению.
Таким образом, мы понимаем, что в обоих цилиндрах должна постоянно находиться тормозная жидкость. Но зачем она нужна, могут спросить некоторые из вас? Дело в том, что тормозная жидкость не подлежит сжатию, поэтому её используют как в тормозной системе, так и в системе сцепления. Теперь вернёмся к теме замены.
Для того чтобы заменить рабочий цилиндр сцепления на новый, вам потребуется подготовить: основной набор гаечных ключей, пассатижи, а также, возможно, новую тормозную жидкость в объёме около 1-2 литров.
Где находиться рабочий цилиндр сцепления?
Он находится рядом с коробкой передач, а точнее, прикреплён двумя болтами к картеру сцепления. Чтобы увидеть его без затруднений, вам нужно будет оказаться под автомобилем или заглянуть глубоко в моторный отсек. Более детальное местоположение можно увидеть на фотографии ниже, где оно обозначено стрелкой:
Когда нужно менять рабочий цилиндр сцепления?
Как мы уже выяснили, в рабочем цилиндре находится тормозная жидкость, благодаря которой сцепление автомобиля отключается. Однако со временем этот цилиндр может выйти из строя, и в его корпусе могут образоваться трещины, из-за чего жидкость начинает медленно вытекать. Это можно заметить визуально, но также есть и другие способы определить проблему. Как же это сделать?
Если цилиндр повреждён и тормозная жидкость начинает утекать, первое, что вы заметите, — это легкость нажатия на педаль сцепления. Это происходит из-за того, что система теряет герметичность. В результате, даже при нажатии на педаль, сцепление может не срабатывать. Это одна из самых распространённых проблем, возникающих при неисправности рабочего цилиндра сцепления.
Снятие
1) Для начала вам потребуется гаечный ключ. С его помощью ослабьте гайку, которая соединяет шланг с цилиндром. Обратите внимание, что гайку нужно лишь немного ослабить, не отворачивая её полностью, после чего можно будет отсоединить шланг от цилиндра, но делать это пока не нужно — об этом будет сказано позже!
2) После этого отложите гаечный ключ и с помощью пассатижей аккуратно оттяните и полностью снимите оттяжную пружину с цилиндра.
3) Далее, не убирая пассатижи, разогните и извлеките шплинт из отверстия, расположенного на конце толкателя цилиндра.
4) Затем с помощью ключа открутите два болта, которые фиксируют цилиндр к картеру сцепления трансмиссии.
5) Теперь отсоедините скобу от цилиндра, которая также была закреплена болтами вместе с цилиндром и служит для крепления оттяжной пружины.
6) Ухватившись за рабочий цилиндр, аккуратно снимите его, вынимая при этом толкатель, указанный стрелкой, из отверстия, находящегося в вилке.
7) После этого полностью отвинтите гайку, которая крепит шланг к цилиндру, и снимите цилиндр с автомобиля.
Перед тем как начать отворачивание гайки, подготовьте пробку или емкость, в которую будет сливается тормозная жидкость из шланга гидропривода сцепления. Теперь, когда всё готово, аккуратно отвинтите гайку, соединяющую шланг, и отсоедините шланг от цилиндра. Затем слейте отработанную тормозную жидкость из отверстия шланга и самого рабочего цилиндра. Лучше всего слить всю жидкость из шланга в емкость, а после установки нового цилиндра залить свежую тормозную жидкость в гидропривод сцепления, так как это поможет промыть систему от загрязнений. Установка нового сцепления осуществляется в обратном порядке снятия.
Замена главного цилиндра сцепления на ВАЗ 2101
Главный цилиндр сцепления — это ключевой элемент, который обеспечивает отсоединение сцепления от маховика двигателя. Его работа основана на следующем принципе: когда вы нажимаете на педаль сцепления, толкатель, один конец которого прикреплен к педали, а другой — вставлен в главный цилиндр, начинает двигать поршень внутри цилиндра. В результате этого движения поршень выталкивает тормозную жидкость, находящуюся в главном цилиндре. После того как жидкость выталкивается, она быстро перемещается к рабочему цилиндру сцепления, что приводит к отсоединению сцепления от маховика.
С течением времени главный цилиндр может выйти из строя, и его необходимо заменить. Чтобы вы могли разобраться во всех нюансах замены, а также узнать, где именно располагается главный цилиндр, рекомендуем ознакомиться с данной статьей. Мы надеемся, что после прочтения у вас не останется вопросов. Если же они появятся, не стесняйтесь задавать их в комментариях — мы с радостью на них ответим!
Где находится главный цилиндр сцепления?
На изображении подкапотного пространства автомобиля, выделенное жёлтой стрелкой, находится устройство. Рядом с ним расположен вакуумный усилитель тормозов, обозначенный красной стрелкой, а также главный тормозной цилиндр, который отмечен синей стрелкой. Над главным цилиндром располагаются несколько бачков, среди которых один — бачок гидропривода тормозов, указанный зелёной стрелкой.
Когда нужно менять главный цилиндр сцепления?
Его следует заменить в следующих случаях:
- При обнаружении утечки тормозной жидкости.
- А также при неполном выключении или включении сцепления. Многие могут задаться вопросом: «Как понять, что сцепление не работает должным образом?» Давайте разберемся.
Если при нажатии на педаль сцепления до конца вы пытаетесь переключить передачу и чувствуете, что она включается с трудом и с хрустом, это свидетельствует о том, что сцепление не выключается полностью.
Если же вы находитесь в движении и при резком ускорении ваш автомобиль начинает дергаться, или стрелка тахометра скачет, а машина не разгоняется, это указывает на то, что сцепление не включается полностью.
Однако стоит отметить, что аналогичные проблемы с включением и выключением сцепления могут возникать и при исправном главном цилиндре, например, если детали самого сцепления износились и т.д. Поэтому рекомендуется рассматривать замену цилиндра только в случае появления трещин, через которые может вытекать тормозная жидкость, что является недопустимым!
Снятие:
1) В первую очередь, возьмите резиновую грушу и с её помощью откачайте всю тормозную жидкость из бачка гидропривода сцепления.
2) Затем аккуратно отсоедините резиновый ремень, который фиксирует расширительный бачок к кузову автомобиля. После этого осторожно снимите бачок и разместите его так, чтобы жидкость не выливалась и он не мешал вам работать.
Если к бачку прикреплён шланг, отсоединяйте его только после того, как расширительный бачок будет полностью опустошён, что позволит вам снять его с автомобиля.
3) Далее с помощью отвертки открутите гайку, которая соединяет трубопровод с цилиндром, и после этого отведите трубопровод в сторону.
4) Теперь с помощью отвертки ослабьте хомут, который удерживает шланг на главном цилиндре, и снимите его.
5) Затем, используя удлинитель с накидной головкой, открутите две гайки, которые крепят цилиндр к кузову автомобиля, и аккуратно снимите цилиндр, при этом выливая оставшуюся тормозную жидкость.
Установка:
1) Установка нового главного цилиндра сцепления производится в обратном порядке по сравнению с его снятием.

https://youtube.com/watch?v=pvKxbRTt3QY
Прокачка сцепления на ВАЗ 2101
Для успешной прокачки сцепления вам понадобятся следующие материалы: во-первых, новая тормозная жидкость, которая не использовалась ранее, а также небольшой резиновый шланг длиной около 0,5 или 1 метра, необходимый для проведения самой процедуры прокачки. Кроме того, вам потребуется гаечный ключ на 8 и ёмкость, в которую вы будете сливать отработанную тормозную жидкость с пузырьками из бачка сцепления!
За счёт какой детали осуществляется прокачка и где эта деталь установлена?
Прокачка сцепления выполняется исключительно через специальный штуцер, предназначенный для этой процедуры. Этот штуцер находится на рабочем цилиндре сцепления, который можно легко обнаружить, заглянув под днище автомобиля или взглянув на него сверху в области подкапотного пространства.
Когда нужно прокачивать сцепление?
Прокачка сцепления выполняется в определённых ситуациях. Например, если при полном нажатии на педаль сцепления она не отключает механизм полностью. Это может проявляться, когда вы выжали сцепление, включили первую передачу и не успели убрать ногу с педали, а автомобиль уже начинает движение. В народе это состояние часто называют «ведением» сцепления. Также прокачка может потребоваться после ремонта или замены цилиндров.
Зачем же прокачивают сцепление? Основная цель — удалить воздух из цилиндров, точнее, из тормозной жидкости. Если в жидкости, находящейся в цилиндрах, присутствует воздух, это может привести к неправильной работе сцепления. Как уже упоминалось, оно не будет отключаться полностью, а также может наблюдаться лёгкость хода педали. Поэтому, при выявлении таких проблем, настоятельно рекомендуется как можно скорее прокачать систему. Езда с неполноценным сцеплением может быть опасной, особенно в экстренных ситуациях, когда при нажатии на сцепление автомобиль может продолжать движение вперёд из-за неполного отключения механизма.
Как прокачать сцепление на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Помните, что прокачка сцепления лучше всего осуществляется вдвоем, так как без помощи другого человека справиться с этой задачей будет сложно. Однако, если вы решили выполнить эту процедуру в одиночку, сначала ознакомьтесь с данной статьей, чтобы получить общее представление о процессе. Затем посмотрите видео в конце статьи, где показан наглядный пример прокачки сцепления, выполненный одним человеком.
Также рекомендуется проводить работу на яме, так как это значительно упрощает задачу. Если ямы нет, вы можете выполнить все действия и без нее, но это может вызвать некоторые трудности.
1) В начале процесса залейте новую тормозную жидкость в бачок сцепления и закройте его пробкой.
2) Затем возьмите небольшой шланг и наденьте его одним концом на штуцер рабочего цилиндра.
3) Попросите помощника сесть в салон автомобиля и нажать на педаль сцепления около 5 раз, оставив ее в нажатом положении после последнего нажатия. Убедитесь, что помощник нажимает на педаль резко и с интервалом в 3 секунды.
4) Пока помощник удерживает педаль нажатой, подготовьте пустую емкость для слива тормозной жидкости с пузырьками и опустите в нее другой конец шланга.
5) Затем ослабьте затяжку штуцера с помощью гаечного ключа. В это время в емкость начнет сливаться тормозная жидкость с пузырьками воздуха.
Как уже упоминалось, пузырьки воздуха не должны находиться в тормозной жидкости, так как это может привести к неисправной работе системы. Продолжаем!
6) Дождитесь, пока уровень тормозной жидкости в бачке не опустится почти до конца, и сразу же закройте прокачной штуцер, после чего помощник может убрать ногу с педали. Обратите внимание на фразу «практически полностью не опустошится». Не дожидайтесь, пока вся жидкость выйдет, так как уровень не должен опускаться ниже 15 мм. В противном случае прокачка может занять много времени, и система может не прокачаться, так как при полном опустошении бачка в систему попадет воздух, что приведет к разгерметизации гидропривода сцепления и необходимости повторной прокачки.
7) Когда уровень жидкости почти достигнет нижней отметки, завершите прокачку, закрутив прокачной штуцер, и попросите помощника убрать ногу с педали. После этого снова долейте жидкость в бачок и повторите процесс прокачки.
Какая нужна тормозная жидкость для прокачки сцепления ВАЗ 2101
Вся тормозная жидкость классифицируется, что отражает её состав и характеристики. На сегодняшний день существует несколько типов тормозной жидкости — DOT 3, 4, 5 и 5.1. Также имеется устаревший вид тормозной жидкости БСК, который все еще используется на старых автомобилях.
DOT — это аббревиатура от английского названия United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT). Производителей, предлагающих тормозные жидкости, множество. Поэтому при покупке важно обращать внимание на маркировку DOT, а выбор конкретного производителя остается за вами. Для замены на ВАЗ 2101 подойдут жидкости DOT 3 (не рекомендуется использовать в условиях крайнего севера), DOT 4 и DOT 5.1.
-
DOT 3 производится на основе гликоля и содержит антикоррозийные и смазывающие добавки. Эта жидкость рекомендуется для автомобилей с передними дисковыми и задними барабанными тормозами, которые не предназначены для высоких скоростей. Тормозная жидкость DOT 3 плохо переносит низкие температуры, и при -40 градусах её вязкость увеличивается, что негативно сказывается на работе тормозной системы. Поэтому на автомобилях, эксплуатируемых в северных регионах, использование этой жидкости крайне нежелательно.
-
DOT 4 также основана на гликоле, но в отличие от DOT 3, содержит добавки, которые повышают температуру кипения тормозной жидкости. Это позволяет использовать её на скоростных автомобилях, где тормозные механизмы подвергаются высоким температурам во время торможения.
-
DOT 5 изготавливается на силиконовой основе и обладает высокими температурными показателями — от 180 до 260 градусов Цельсия, а также низкой вязкостью 900 кв. мм/с. Тормозная жидкость DOT 5 лучше всего подходит для автомобилей с мощными двигателями, на которых часто происходит быстрая и интенсивная езда.
-
DOT 5.1 производится на гликолевой основе, но обладает свойствами, схожими с DOT 5. Она имеет повышенный уровень закипания, больше антикоррозийных добавок и низкую вязкость — 900 кв. мм/с. Эта жидкость применяется на автомобилях с мощными двигателями.
-
БСК — это тип тормозной жидкости, основанный на Бутиловом спирте и Касторовом масле, что и отражает данная аббревиатура. Она имеет очень низкие показатели закипания (115-120 градусов Цельсия) и при -20 градусах начинает кристаллизоваться, что выводит тормозную систему автомобиля из строя.
Можно ли смешивать тормозные жидкости?
Теоретически, тормозные жидкости, содержащие одинаковый компонент, такие как DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, которые основаны на гликоле, могут быть смешаны. Однако из-за наличия различных добавок в их составе это следует делать только в исключительных ситуациях, после чего обязательно требуется полная замена тормозной жидкости. Нельзя использовать тормозную жидкость, предназначенную для одного типа, например, заливать DOT 5, которая изготовлена на силиконовой основе, в систему, рассчитанную на DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1, так как это может привести к повреждению резинок и сальников тормозного привода.
Проверка и обслуживание системы сцепления ВАЗ 2101
Система сцепления автомобиля ВАЗ 2101 играет ключевую роль в обеспечении плавного переключения передач и управлении движением. Регулярная проверка и обслуживание этой системы необходимы для предотвращения серьезных поломок и обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты проверки и обслуживания главного цилиндра, рабочего цилиндра и сцепления.
Проверка состояния главного цилиндра
Главный цилиндр сцепления отвечает за создание давления в гидравлической системе. Для проверки его состояния необходимо:
- Осмотреть главный цилиндр на наличие утечек жидкости. Утечки могут указывать на износ уплотнений или повреждение корпуса.
- Проверить уровень жидкости в бачке. Если уровень жидкости низкий, это может свидетельствовать о наличии утечек в системе.
- Проверить работу педали сцепления. Она должна иметь четкое и равномерное сопротивление при нажатии.
Обслуживание рабочего цилиндра
Рабочий цилиндр сцепления преобразует гидравлическое давление в механическое движение, которое disengages сцепление. Для его обслуживания необходимо:
- Проверить состояние рабочего цилиндра на наличие коррозии и механических повреждений.
- Убедиться в отсутствии утечек гидравлической жидкости. Утечки могут привести к снижению эффективности работы сцепления.
- Проверить, как легко перемещается шток рабочего цилиндра. Если он заедает, это может указывать на необходимость замены цилиндра.
Проверка сцепления
Сцепление ВАЗ 2101 состоит из диска сцепления, корзины и выжимного подшипника. Для проверки состояния сцепления следует:
- Проверить диск сцепления на наличие износа. Если поверхность диска гладкая или имеет глубокие бороздки, его необходимо заменить.
- Осмотреть корзину сцепления на наличие трещин и деформаций. Корзина должна быть в хорошем состоянии для обеспечения правильного зажатия диска.
- Проверить выжимной подшипник. Он должен свободно вращаться и не издавать посторонних звуков при работе.
Замена жидкости в системе сцепления
Гидравлическая жидкость в системе сцепления со временем теряет свои свойства, поэтому ее необходимо периодически заменять. Для замены жидкости выполните следующие шаги:
- Подготовьте необходимые инструменты: ключи, шланг, емкость для сбора старой жидкости и новую гидравлическую жидкость.
- Слейте старую жидкость из бачка главного цилиндра, используя шланг для слива.
- Заполните бачок новым жидкостью, следя за тем, чтобы не допустить попадания воздуха в систему.
- Прокачайте систему, чтобы удалить воздух. Для этого необходимо несколько раз нажать на педаль сцепления, пока не почувствуете устойчивое сопротивление.
Прокачка системы сцепления
Прокачка системы сцепления необходима для удаления воздуха, который может попасть в систему во время замены жидкости или ремонта. Процесс прокачки включает следующие шаги:
- Убедитесь, что уровень жидкости в бачке главного цилиндра достаточен.
- Найдите сливной клапан на рабочем цилиндре. Обычно он расположен на его корпусе.
- Попросите помощника нажать на педаль сцепления и удерживать ее в нажатом положении.
- Откройте сливной клапан, чтобы выпустить воздух и старую жидкость. Закройте клапан, когда жидкость начнет течь без пузырьков воздуха.
- Повторите процесс несколько раз, пока не будет удален весь воздух из системы.
Регулярная проверка и обслуживание системы сцепления ВАЗ 2101 помогут избежать серьезных проблем и продлить срок службы автомобиля. Не забывайте следить за состоянием компонентов и своевременно проводить необходимые замены и ремонты.
Вопрос-ответ
Как прокачать главный цилиндр сцепления?
Чтобы прокачать главный цилиндр сцепления, необходимо выполнить следующие шаги: сначала убедитесь, что уровень жидкости в резервуаре достаточен. Затем, с помощью помощника, откройте клапан на прокачке, если он есть, и нажмите на педаль сцепления несколько раз, чтобы удалить воздух из системы. Закройте клапан, когда педаль будет нажатой, и отпустите её. Повторяйте процесс до тех пор, пока не исчезнут пузырьки воздуха и педаль не станет жесткой. Не забудьте проверить уровень жидкости и при необходимости долить её.
Как выгнать воздух из главного цилиндра сцепления?
Отворачиваем перепускной клапан на один оборот и командуем заскучавшему за рулём напарнику медленно выжать педаль сцепления до упора. Из находящегося в ёмкости с тормозной жидкостью конца шланга к поверхности устремятся пузырьки воздуха.
Нужно ли прокачивать сцепление после замены цилиндра?
Когда вы замените главный цилиндр сцепления, следует выполнить прокачку системы так, чтобы исключить завоздушивание. Сделать эту работу без помощника проблематично.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Это поможет вам понять, как правильно снять и установить главный цилиндр, рабочий цилиндр и другие компоненты сцепления.
СОВЕТ №2
При замене жидкости в системе сцепления используйте только рекомендованные производителем жидкости. Это обеспечит надежную работу системы и предотвратит возможные повреждения.
СОВЕТ №3
Не забывайте о прокачке системы после замены компонентов или жидкости. Это поможет удалить воздух из системы и обеспечит правильную работу сцепления. Используйте метод «помощник» для более эффективного прокачивания.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте уровень жидкости в системе сцепления и состояние компонентов. Это поможет избежать неожиданных поломок и продлит срок службы вашего автомобиля.








