Автоподсос на ВАЗ 2109 с карбюратором — ключевой элемент системы запуска, обеспечивающий необходимое количество топлива при холодном пуске. В статье рассмотрим, что такое автоподсос, как его установить и настроить, а также его преимущества для владельцев автомобиля. Эти знания помогут улучшить работу двигателя, облегчить запуск в холодное время года и повысить надежность автомобиля.
Автомат управления заслонкой карбюратора
Решение проблемы автоподсоса для карбюраторов заключается в доработке, которая позволяет заслонке перемещаться автоматически, без вашего участия. В настоящее время на рынке доступны различные системы автоматического управления воздушной заслонкой (САУВЗ), такие как «Садко» и его версия «Садко-2». Эти устройства функционируют на основе шагового привода, который контролируется специальным электронным блоком. Программное обеспечение работает по алгоритму, учитывающему температуру и обороты двигателя.
Обычно предусмотрены два режима работы: прогрев и движение на холодном двигателе.
- Прогрев двигателя. В этом режиме поддерживаются обороты двигателя в заданном диапазоне, который можно запрограммировать в электронном блоке, до достижения необходимой температуры, также установленной в настройках. Поддержание нужных оборотов осуществляется путем открытия или закрытия воздушной заслонки (ВЗ) с помощью шагового привода. Когда двигатель холодный, заслонка полностью закрыта. По мере повышения температуры заслонка открывается, достигая полного открытия при температуре двигателя около +50 (+55) °C.
- Движение на холодном (не прогретом) двигателе. Если автомобиль начинает движение при температуре двигателя ниже установленного значения (это определяется увеличением оборотов выше заданных в течение определенного времени), автоматическая система запоминает положение заслонки перед началом движения. В дальнейшем заслонка будет перемещаться в зависимости от повышения температуры двигателя.
Программирование электронного блока управления (ЭБУ) осуществляется с помощью компьютера.
Алгоритм работы ЭБУ включает дополнительные функции:
- прокачка бензонасоса перед запуском двигателя;
- активация печки при достижении определенной температуры;
- отключение генератора во время запуска.
Установить автоподсос на карбюратор самостоятельно довольно просто. Для этого нужно приобрести устройство, подобрать болты нужного размера и выполнить монтаж САУВЗ согласно инструкции. В комплект входит цифровой датчик температуры, который впаян в проводку и крепится с помощью хомута к патрубку системы охлаждения. Моторедуктор САУВЗ устанавливается на корпус карбюратора и подключается вместо троса управления заслонкой. Система полностью совместима с карбюраторами Солекс и устанавливается в штатные места. Для карбюраторов серии Озон и других моделей потребуется дополнительное крепление.
Автоподсос на ВАЗ 2109 с карбюратором представляет собой устройство, которое автоматически регулирует подачу топлива в зависимости от температуры двигателя. Эксперты отмечают, что его установка может значительно упростить запуск автомобиля в холодное время года, так как исключает необходимость вручную подкачивать топливо.
Для установки автоподсоса необходимо сначала снять карбюратор и подготовить его к монтажу нового устройства. Важно правильно подключить все шланги и электрические провода, следуя инструкции производителя. После установки требуется провести настройку, которая включает в себя регулировку уровня топлива и проверку работы системы на разных режимах.
Специалисты рекомендуют уделить внимание качеству компонентов, так как от этого зависит надежность работы автоподсоса. Правильная настройка и установка помогут избежать проблем с запуском и обеспечат стабильную работу двигателя в любых условиях.

Мотнаж САВУЗ
Система поставляется с моторедуктором, в который интегрированы электронная плата и необходимые провода для подключения. Настройки программного обеспечения адаптированы под каждую модель автомобиля и устанавливаются водителем. В конструкции редуктора используются пластиковые компоненты, что предотвращает образование инея внутри. Тяговое усилие обеспечивает перемещение заслонки даже в сильные морозы.
Установка устройства осуществляется в соответствии с инструкцией пользователя. Сначала подключаем массу. Для этого необходимо закрепить соответствующий кабель в ближайшем удобном месте. Затем подсоединяем провода к датчику оборотов двигателя и к кнопке-лампе ручного тормоза.
Датчик температуры, который входит в комплект, устанавливаем на шланге системы охлаждения (СОД), ближе к блоку двигателя. Рекомендуется защитить датчик от холодного воздуха, чтобы избежать занижения показаний температуры СОД.
После этого подключаем питание либо напрямую к аккумуляторной батарее, либо через ключ зажигания. Не рекомендуется подключать напрямую к клемме катушки зажигания, так как это может вызвать значительные помехи. Если другого варианта нет, подключение к разъему катушки зажигания следует производить только через дополнительное реле.
Для крепления моторедуктора предусмотрен комплект, включающий пластину, тяговый рычаг, фиксатор для троса, болты, шайбы и гайки. Гибкую тягу (трос) необходимо приобретать отдельно. САУВЗ устанавливается рядом с карбюратором, при этом трос управления заслонкой должен быть максимально коротким и без изгибов.
В зависимости от типа карбюратора автоподсос можно установить непосредственно на карбюратор, чтобы управление заслонкой осуществлялось поворотом оси ВЗ без использования троса. В этом случае потребуется самостоятельно изготовить крепеж.
Гибкую тягу, которая идет из салона к заслонке, снимаем и заменяем новым тросиком. Его необходимо подключить к редуктору. Автоподсос крепится на пластину с помощью болтов и гаек с шайбами. Для регулировки высоты установки привода предусмотрены дополнительные гайки. Пластина с рычагом монтируется между основной пластиной и моторедуктором. Центральную жилу гибкой тяги продеваем в отверстие рычажка и формируем. Оболочку фиксируем на пластине, отрегулировав нужное положение. Рычаг в сборе необходимо установить на ось привода в положение «вытянуто».
| Аспект | Описание | Рекомендации |
|---|---|---|
| Что такое автоподсос? | Автоматическое устройство, регулирующее подачу топлива и воздуха в карбюратор при холодном пуске двигателя. Заменяет ручное управление воздушной заслонкой. | Позволяет избежать «заливания» свечей и обеспечивает стабильную работу двигателя на холостом ходу при прогреве. |
| Принцип работы | Основан на изменении температуры двигателя. При холодном двигателе обогащает смесь, при прогреве постепенно уменьшает подачу топлива и увеличивает подачу воздуха. | Существуют различные типы: биметаллические, вакуумные, электрические. Для ВАЗ 2109 чаще всего используются биметаллические или электрические. |
| Зачем нужен? | Упрощает запуск двигателя в холодную погоду, предотвращает перерасход топлива при прогреве, обеспечивает более стабильную работу двигателя. | Особенно актуален для автомобилей, эксплуатирующихся в регионах с низкими температурами. |
| Установка | 1. Подготовка: Отключить аккумулятор, снять воздушный фильтр, отсоединить тягу ручного подсоса. 2. Монтаж: Установить автоподсос на место ручного, подключить к системе охлаждения (для биметаллических) или к электропроводке (для электрических). 3. Подключение: Подсоединить тягу автоподсоса к воздушной заслонке карбюратора. | Важно убедиться в герметичности соединений (для биметаллических) и правильности подключения электропроводки (для электрических). |
| Настройка | 1. Холодный пуск: При холодном двигателе воздушная заслонка должна быть полностью закрыта. 2. Прогрев: По мере прогрева двигателя заслонка должна постепенно открываться. 3. Регулировка: Осуществляется винтом регулировки на корпусе автоподсоса. Добиться стабильных оборотов холостого хода при прогреве. | Настройка может потребовать нескольких попыток. Важно не перетянуть или не ослабить слишком сильно регулировочный винт. |
| Возможные проблемы | 1. Неправильная работа: Заслонка не закрывается/открывается полностью, двигатель глохнет или работает нестабильно. 2. Утечки: Для биметаллических автоподсосов возможны утечки охлаждающей жидкости. 3. Электрические неисправности: Для электрических автоподсосов — обрыв проводки, неисправность датчика. | Проверить правильность установки и подключения, целостность элементов. При необходимости заменить неисправные детали. |
| Преимущества | Удобство использования, экономия топлива, стабильная работа двигателя, продление срока службы двигателя. | Автоподсос значительно повышает комфорт эксплуатации автомобиля, особенно в холодное время года. |
| Недостатки | Сложность установки и настройки для неопытного пользователя, возможность выхода из строя. | Требует определенных навыков и знаний для правильной установки и обслуживания. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о автоподсосе на ВАЗ 2109 с карбюратором:
-
Функция автоподсоса: Автоподсос — это устройство, которое автоматически подает топливо в карбюратор при запуске холодного двигателя. Это особенно полезно в холодное время года, когда требуется больше топлива для запуска. Он облегчает процесс запуска, устраняя необходимость вручную тянуть за тросик подсоса.
-
Установка и настройка: Установка автоподсоса на ВАЗ 2109 требует определенных навыков и знаний. Обычно это включает в себя замену стандартного механического подсоса на автоматический, что может потребовать доработки системы впуска и подключения к вакуумным трубкам. Настройка включает в себя регулировку уровня топлива и проверку работы устройства при различных температурах.
-
Экономия топлива и снижение выбросов: Правильно настроенный автоподсос может помочь улучшить экономию топлива и снизить выбросы вредных веществ. Он обеспечивает оптимальное соотношение воздуха и топлива при запуске, что способствует более эффективному сгоранию и уменьшению загрязнения окружающей среды.

Настройка САВУЗ
Программирование осуществляется согласно паспорту устройства. В начале система находится в состоянии закрытой заслонки. После того как двигатель запущен и прогрет, в момент, когда он уже точно не заглохнет, нажмите кнопку программирования один раз. После этого начнется снижение оборотов. Как только они достигнут уровня, который вы установите в качестве прогревочного режима, нажмите кнопку второй раз. После того как двигатель прогреется до нужной температуры, нажмите кнопку третий раз.
Автоподсос без привода
Принцип этой модификации заключается в установке дополнительного термостата, который будет контролировать работу воздушной заслонки. Многие автомобилисты знакомы с термостатом, используемым в воздушных фильтрах. Это устройство предназначено для открытия заслонки холодного воздуха за счет выдвижения штока при увеличении температуры воздушного потока.
Для самостоятельной установки этого автоподсоса на карбюратор вам потребуется приобрести термостат на 8 и 9, который нужно будет вмонтировать в тройник диаметром 0,5 дюйма. Кроме того, понадобятся штуцера, заглушка, тройник, рычаг и кронштейн. Два последних элемента можно изготовить самостоятельно, что позволит сэкономить.
С обеих сторон тройника вкручиваем штуцера для трубки, которая будет обогревать коллектор. Третий выход следует заглушить, а затем в заглушке просверлить отверстие. После этого нарезаем резьбу для термостата и устанавливаем его в тройник. К полученной конструкции прикрепляем рычаг, который через трос соединяется с воздушной заслонкой. Также необходимо прикрутить крепеж под рубашку.
Когда двигатель еще не прогрет, а в системе находится холодная жидкость, заслонка остается закрытой. По мере повышения температуры тосола термостат срабатывает, перемещая рычаг. Это приводит к натяжению троса и открытию заслонки. Закрытие воздушной заслонки происходит под действием пружины, когда двигатель остывает.

Преимущества и недостатки автоподсоса
Автоподсос на ВАЗ 2109 карбюратор представляет собой устройство, которое автоматически регулирует подачу топлива в зависимости от температуры двигателя. Это позволяет улучшить запуск автомобиля в холодное время года и обеспечивает более стабильную работу двигателя на холостом ходу. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки данного устройства.
Преимущества автоподсоса
- Упрощение запуска двигателя: Автоподсос значительно облегчает процесс запуска автомобиля в холодную погоду. Он автоматически увеличивает подачу топлива, что позволяет избежать проблем с запуском.
- Снижение нагрузки на водителя: Водителю не нужно вручную управлять подачей топлива, что делает процесс эксплуатации автомобиля более комфортным, особенно для новичков.
- Улучшение работы двигателя: Автоподсос обеспечивает оптимальную смесь топлива и воздуха, что способствует более стабильной работе двигателя на холостом ходу и в процессе разгона.
- Экономия времени: Благодаря автоматической регулировке, водителю не нужно тратить время на настройку карбюратора при каждом запуске, что особенно актуально в условиях холодного климата.
Недостатки автоподсоса
- Сложность установки: Установка автоподсоса требует определенных навыков и знаний, что может стать проблемой для неопытных автомобилистов. Неправильная установка может привести к неисправностям в работе двигателя.
- Необходимость в обслуживании: Автоподсос требует регулярного обслуживания и проверки, чтобы избежать засорения и других проблем, которые могут возникнуть со временем.
- Зависимость от температуры: Эффективность работы автоподсоса может снижаться при экстремально низких температурах, что может привести к проблемам с запуском двигателя.
- Стоимость: Установка автоподсоса может потребовать дополнительных затрат на покупку самого устройства и услуги по его установке, что не всегда оправдано для владельцев старых автомобилей.
Таким образом, автоподсос на ВАЗ 2109 карбюратор имеет как свои преимущества, так и недостатки. При принятии решения о его установке важно учитывать климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль, а также уровень комфорта, который вы хотите получить от управления своим автомобилем.
Вопрос-ответ
Как правильно отрегулировать подсос на карбюраторе?
Чтобы отрегулировать подсос на карбюраторе, необходимо выставить строго определенный зазор между кромкой рычага управления заслонкой и краем рубашки тяги подсоса. Зазор до тяги подсоса карбюратора измеряется при полностью закрытой заслонке, и в этом состоянии он должен составлять ровно 10 мм.
Куда крутить винт качества смеси на карбюраторе?
Закрутите винт качества по часовой стрелке, если горючая смесь бедная. Нужно добавить топлива. Открутите винт качества против часовой стрелки.
Советы
СОВЕТ №1
Перед установкой автоподсоса на ВАЗ 2109, внимательно изучите инструкцию к комплекту. Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и детали, чтобы избежать задержек в процессе установки.
СОВЕТ №2
При установке автоподсоса, обращайте внимание на правильное подключение к системе питания и вакууму. Неправильное подключение может привести к неэффективной работе карбюратора и ухудшению производительности двигателя.
СОВЕТ №3
После установки автоподсоса, проведите тестирование на холостом ходу и в различных режимах работы двигателя. Это поможет выявить возможные проблемы и настроить устройство для оптимальной работы.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте состояние автоподсоса и его соединений. Своевременное обслуживание поможет избежать серьезных поломок и продлить срок службы как автоподсоса, так и карбюратора в целом.