В статье рассмотрим процесс затяжки гайки хвостовика редуктора автомобилей ВАЗ 2107 и Нива. Эта процедура важна для надежной работы трансмиссии. Правильная затяжка гайки предотвращает поломки и износ деталей, а также обеспечивает стабильную работу автомобиля в разных условиях. Подробно разберем необходимые инструменты, последовательность действий и рекомендации для качественного и безопасного выполнения задачи.
ПОДТЯГИВАНИЕ ГАЙКИ ВЕДУЩЕЙ ШЕСТЕРНИ (ХВОСТОВИКА) РЕДУКТОРА ВАЗ И ЛАДА НИВА, ПРИЗНАКИ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ РЕДУКТОРА.
Предварительный натяг в подшипниках ведущей шестерни редуктора автомобилей ВАЗ и Лада Нива устанавливается с помощью гайки S24 М16х1,5, которая оснащена нейлоновой вставкой. Этот натяг необходим для обеспечения стабильного вращения ведущей шестерни, что, в свою очередь, гарантирует правильное зацепление шестерен.
Гайка затягивается с моментом 12-26 кгсм. При использовании ключа с плечом 300 мм это соответствует усилию в 36-72 кгс, что делает процесс затяжки достаточно сложным. Именно такое усилие, а также нейлоновая вставка, мелкая резьба и упруго деформируемая распорная втулка подшипников предотвращают самоотворачивание гайки. Однако со временем затяжка может ослабевать, распорная втулка теряет упругость, и натяг в резьбе исчезает.
Характерной особенностью гипоидных передач задних ведущих мостов автомобилей ВАЗ является то, что при движении вперед ведущая шестерня, как бы, выталкивается из зацепления, а при движении назад и торможении двигателем — втягивается. В главной передаче переднего моста Лада Нива ситуация обратная: при движении вперед ведущая шестерня втягивается в зацепление.
Любое смещение ведущей шестерни нежелательно, особенно если втягивание происходит при ослабленном натяге подшипников. Это может привести к заклиниванию передачи и резкому увеличению нагрузки на подшипники.
Первым признаком ослабления гайки ведущей шестерни является гудение главной передачи заднего моста во время торможения двигателем (колеса вращают двигатель). Это гудение может быть слышно как при переключении на более высокие передачи, когда двигатель немного замедляется, так и при переключении на более низкие, когда происходит разгон. При движении накатом, как правило, гудения не наблюдается, так как отсутствует нагрузка.
При этом только ведущая шестерня (в данном случае она уже является ведомой), карданный вал и вторичный вал коробки передач вращаются от колес. Желательно не доводить ситуацию до появления гудения, а в любой момент, когда карданный вал снят, проверить затяжку гайки ведущей шестерни. Эту процедуру можно выполнить, приподняв одно колесо без использования подъемника или канавы. Однако это потребует больше усилий и времени, поэтому не забудьте использовать подставки и клинья (упоры) под колеса для безопасности.
Эксперты в области автомобильной техники подчеркивают важность правильной затяжки гайки хвостовика редуктора на моделях ВАЗ 2107 и Нива. Неправильная затяжка может привести к серьезным последствиям, таким как износ подшипников и, в конечном итоге, поломка редуктора. Специалисты рекомендуют использовать динамометрический ключ для достижения необходимого момента затяжки, который составляет около 200-250 Нм. Это обеспечит надежное соединение и предотвратит вибрации, которые могут негативно сказаться на работе трансмиссии. Также важно следить за состоянием уплотнительных колец и герметиков, чтобы избежать утечек масла. Регулярная проверка и обслуживание этих узлов помогут продлить срок службы автомобиля и обеспечить его безопасность на дороге.

Проверка затяжки гайки ведущей шестерни редуктора ВАЗ и Лада Нива
Сначала необходимо очистить от загрязнений горловину редуктора, фланцы ведущей шестерни и карданного шарнира. Чтобы получить доступ к гайке (S24 М16х1,5), следует разъединить фланцы и отвести в сторону карданный вал. Он балансируется отдельно от ведущей шестерни с фланцем, поэтому не забудьте отметить краской или керном относительное положение фланцев.
Гайки (S13, М8) фланцевых болтов, которые нужно будет открутить, требуют особого внимания. Здесь не получится воспользоваться накидным ключом или головкой. Обычный открытый (рожковый) ключ на 13 (S13) должен быть новым или, по крайней мере, плотно охватывать грани гайки. Можно также преобразовать ключ S12 в более «плотный» ключ S13.
Важно отметить, что гайки болтов фланцев могут быть затянуты с усилием до 3,5 кгсм (при плечах ключа 150 мм — это соответствует усилию 21 кгс). Учитывая, что коэффициент трения покоя всегда выше, чем коэффициент трения скольжения, усилие на ключе будет значительным. При малейшем ослаблении ключа шестигранник гайки может быстро быть поврежден («зализан»). Если углы граней гайки закругляются, обычно используют молоток и зубило. Если заменить гайку в таком состоянии невозможно, придется обрабатывать ее грани под шестигранник S12.
Начинайте откручивать ту гайку, которая находится в удобном положении (затем проворачивайте карданный вал), не забывая о болте. Дело в том, что коническая головка болта — с лыской, и этот болт упирается в специальную фрезеровку фланца, что предотвращает его проворачивание. Вращая гайку, нет смысла одновременно вращать и болт, так как это может повредить кромки. Лучше заранее зафиксировать головку болта отверткой.
Когда все гайки будут откручены, болты извлечены, и при отводе фланца карданного вала между фланцами обнаружится масло — это первый признак того, что гайка хвостовика была отвернута, и горячее масло через незажатые торцы деталей и шлицевое соединение смогло легко проникнуть в межфланцевое пространство.
| Параметр | ВАЗ 2107 | Нива (2121, 21213, 21214) |
|---|---|---|
| Момент затяжки гайки хвостовика | 120-150 Нм | 120-150 Нм |
| Предварительный натяг подшипников (момент проворота) | 1-3 Нм (для новых подшипников) | 1-3 Нм (для новых подшипников) |
| Предварительный натяг подшипников (момент проворота) | 0,5-1,5 Нм (для приработанных подшипников) | 0,5-1,5 Нм (для приработанных подшипников) |
| Инструмент для затяжки | Динамометрический ключ, торцевая головка на 24 мм | Динамометрический ключ, торцевая головка на 24 мм |
| Особенности затяжки | Затягивать постепенно, проверяя момент проворота хвостовика. При необходимости подтягивать до получения нужного натяга. | Затягивать постепенно, проверяя момент проворота хвостовика. При необходимости подтягивать до получения нужного натяга. |
| Последствия неправильной затяжки | Перетяжка: быстрый износ подшипников, перегрев редуктора. Недотяжка: люфт хвостовика, шум, разрушение подшипников. | Перетяжка: быстрый износ подшипников, перегрев редуктора. Недотяжка: люфт хвостовика, шум, разрушение подшипников. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с затяжкой гайки хвостовика редуктора автомобилей ВАЗ 2107 и Нива:
-
Специфический момент затяжки: Для правильной работы редуктора важно соблюдать рекомендованный момент затяжки гайки хвостовика. Для ВАЗ 2107 и Нивы он составляет около 200-250 Нм. Это значение критично, так как недостаточная или чрезмерная затяжка может привести к быстрому износу подшипников и, как следствие, к поломке редуктора.
-
Использование специального инструмента: Для затяжки гайки хвостовика редуктора часто используется динамометрический ключ. Это позволяет точно контролировать момент затяжки и избежать ошибок, которые могут привести к серьезным поломкам. Некоторые автолюбители также используют самодельные приспособления для достижения необходимого момента.
-
Проблемы с перегревом: Неправильная затяжка гайки может привести к перегреву редуктора. Если гайка затянута слишком сильно, это может вызвать повышенное трение и, как следствие, перегрев подшипников. В случае недостаточной затяжки может произойти люфт, что также негативно скажется на работе редуктора и приведет к его преждевременному выходу из строя.

Установка ведущей шестерни редуктора ВАЗ и Лада Нива.
Второй признак ослабления затяжки гайки — это наличие осевого зазора у ведущей шестерни. Удерживая фланец обеими руками, попробуйте перемещать его вперед и назад (при этом автомобиль должен находиться на подставке, а под колесами — упоры). Гайка ведущей шестерни может быть ослаблена на полный оборот и даже больше (один оборот — это осевое перемещение, равное шагу резьбы, то есть 1,5 мм). В таком случае говорить о преднатяге уже не имеет смысла, и вам повезло, что редуктор все еще функционирует.
Затягивание гайки ведущей шестерни редуктора ВАЗ и Лада Нива
Итак, вы подошли к гайке хвостовика, но перед тем как затягивать, стоит ее немного ослабить. Обычно это можно сделать вручную, без применения ключа. Однако в некоторых случаях может понадобиться несколько ключей. Чтобы открутить гайку, необходимо удерживать фланец ведущей шестерни. Для этого используют либо специальный, либо универсальный ключ.

Универсальный ключ для фланцев и ступиц
Если подтягивание гайки является «разовым мероприятием», а специального ключа нет в наличии, можно воспользоваться двумя болтами М8 и воротком (металлическим стержнем). Болты вставляются в отверстия фланца, а вороток располагается между болтами перед фланцем. Если же вороток поместить за фланцем, есть риск случайного нажатия на грязеотражатель, что потребует его повторного крепления на фланце.
После того как гайка будет отвёрнута, следует очистить резьбу гайки и хвостовика шестерни от масла, что значительно увеличит коэффициент трения и, соответственно, момент сопротивления отворачиванию гайки. Рекомендуется установить новую гайку, так как в нейлоне вставки могла отпечататься резьба хвостовика шестерни, что уменьшает сопротивление самоотворачиванию гайки.
Гайку следует затягивать с моментом 12-26 кгсм, а контроль затяжки осуществляется по моменту сопротивления вращению ведущей шестерни — 4-6 кгссм. Поскольку «в чистом виде» этот момент невозможно измерить (редуктор не снят), его можно определить при ослабленной гайке и, добавив к полученному значению 4-6 кгсм, получить контролируемый момент общего сопротивления.
Наиболее удобно измерить момент с помощью пружинных весов (безмена). Если момент сопротивления составляет 4-6 кгссм, а крючок весов зацеплен за отверстие фланца, то усилие на весах должно составлять 1,1-1,7 кгс. Напоминаем, что измеряется момент сопротивления вращению, а не момент трогания, который значительно выше. Все эти замеры могут показаться сложными, но они необходимы для обеспечения надежной работы редуктора.
Теперь давайте рассмотрим ситуации, когда просто затягивания гайки недостаточно. Мы также обсудим диагностику состояния редуктора (подшипников, зацепления).
- При вращении ведущей шестерни за фланец мы ощущаем равномерное периодическое нарастание и ослабление момента сопротивления — это называется «перебор роликов». Это явление становится более выраженным при увеличении преднатяга, если оба колеса подняты, и, конечно, в случае, когда редуктор снят и из его картера извлечена коробка дифференциала с ведомой шестерней.
«Перебор роликов» — это признак нарушения геометрии дорожек качения и роликов подшипника, что указывает на то, что если редуктор еще не «загудел», то это может произойти в ближайшее время. В таком случае может возникнуть проблема с появлением волн на зубьях шестерен. Тогда гудение может перерасти в вой, и дефект (волны на зубьях) уже будет невозможно устранить.
Если при вращении ведущей шестерни вы замечаете нарастание и ослабление момента сопротивления только в одном месте по углу поворота, это указывает на начало питтинга на наружных дорожках подшипника (или подшипников) — появились «язвочки». В этом случае также потребуется разборка редуктора.
- Если гайка хвостовика затянута до максимального момента (26 кгсм), но преднатяга в подшипниках все еще нет, возможно наличие осевого зазора. Дело в том, что преднатяг подшипников регулируется их распорной втулкой.
С течением времени, по мере износа подшипников, втулка может оказаться слишком длинной, и «осадить» ее, затягивая гайку моментом более 26 кгсм, нельзя — она может выйти из строя. В этом случае единственным выходом будет разборка редуктора и укорочение втулки после оценки состояния подшипников ведущей шестерни.
- При затяжке гайки с моментом менее 12 кгсм момент сопротивления резко возрастает. Это чаще всего указывает на то, что втулка отработала свой ресурс — «села» и нуждается в замене. Также возможен случай, когда обмятие и износ торцев деталей сделали всю цепь и саму втулку короче. «Удлинить» втулку можно, используя шайбы-прокладки, установленные у торцев втулки.
Можно ли предотвратить отворачивание гайки хвостовика? Один из вариантов стопорения представлен на рисунке выше. Гайка через втулку опирается на фланец карданного шарнира. Размер втулки 12 мм может потребовать уточнения (подгонки) на месте. Необходимый размер можно определить с помощью пластилина, соединив фланцы двумя болтами.
Стандартная распорная втулка выполняет функцию пружинной шайбы (одного из средств стопорения гайки хвостовика), однако пружинные шайбы, как правило, разрезные и выполняют свою функцию гораздо эффективнее. Вместо пружинной распорной втулки можно использовать жесткую распорную втулку. При отсутствии пружинной распорной втулки изготовить жесткую значительно проще. Редуктор с жесткой распорной втулкой применяется на заднеприводных автомобилях Москвич и автомобилях ИЖ.
Рекомендации по обслуживанию редуктора после затяжки гайки
После завершения процесса затяжки гайки хвостовика редуктора на автомобилях ВАЗ 2107 и Нива, важно уделить внимание дальнейшему обслуживанию редуктора. Это позволит обеспечить его надежную работу и продлить срок службы трансмиссии. Ниже представлены основные рекомендации по обслуживанию редуктора после затяжки гайки.
1. Проверка уровня масла
После затяжки гайки рекомендуется проверить уровень масла в редукторе. Для этого необходимо открутить заливную пробку и убедиться, что масло достигает уровня пробки. Если уровень масла ниже нормы, следует долить рекомендованное производителем масло, чтобы избежать перегрева и износа деталей редуктора.
2. Осмотр на наличие утечек
После завершения работ стоит внимательно осмотреть редуктор на предмет утечек масла. Убедитесь, что все прокладки и уплотнения находятся в хорошем состоянии. Если вы заметили утечки, необходимо заменить поврежденные детали, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы.
3. Проверка состояния подшипников
Подшипники редуктора играют ключевую роль в его работе. После затяжки гайки стоит проверить их состояние. Для этого можно прокрутить редуктор вручную и прислушаться к звукам. Если вы слышите посторонние шумы или скрежет, это может свидетельствовать о необходимости замены подшипников.
4. Регулярная диагностика
Рекомендуется проводить регулярную диагностику редуктора, чтобы выявить возможные проблемы на ранней стадии. Это может включать в себя проверку зазоров, состояния зубьев шестерен и общего состояния редуктора. Регулярная диагностика поможет избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта.
5. Соблюдение интервалов замены масла
Не забывайте о необходимости регулярной замены масла в редукторе. Рекомендуется следовать рекомендациям производителя по интервалам замены, чтобы обеспечить оптимальную работу редуктора и защиту его внутренних компонентов от износа.
6. Учет условий эксплуатации
Условия эксплуатации автомобиля также влияют на состояние редуктора. Если автомобиль используется в тяжелых условиях (например, в условиях повышенной нагрузки или на плохих дорогах), стоит уделять больше внимания обслуживанию редуктора и проводить его диагностику чаще.
Следуя данным рекомендациям, вы сможете обеспечить надежную работу редуктора вашего автомобиля ВАЗ 2107 или Нива, а также продлить срок его службы. Регулярное обслуживание и внимание к деталям помогут избежать серьезных поломок и сохранить ваш автомобиль в отличном состоянии.
Вопрос-ответ
Какой момент затяжки гайки хвостовика ВАЗ 2107?
Правильный момент затяжки гайки хвостовика редуктора заднего моста. Оказывается, не все знают, но нюанс при затяжке есть. Тянуть нужно в диапазон 140-160 Нм.
Как затянуть гайку хвостовика КПП Нива?
А делается это следующим образом: одна из передач включается обычным образом, а вторая так: при снятой нижней крышке КПП выкручивается болт, фиксирующий вилку на штоке, и вилка перемещается вместе с синхронизатором до момента зацепления. После затяжки вилка возвращается на свое место и фиксируется болтом.
Что будет, если перетянуть гайку хвостовика?
Гайка хвостовика зажимает подшипники ведущей шестерни ГП. Если затянуть до усрачки, они сгорят, может быть, а может и нет. Наши мосты не гипоидные, и осевое смещение ведущей шестерни в пределах долей мм ни на что не влияет. Коническая передача конструктивно обязана шуметь на определенных оборотах, никуда не денешься.
Размер сальника хвостовика заднего моста Нива?
Сальник редуктора заднего моста ВАЗ-2123 Шеви-Нива (366812) PT 413, TRIALLI.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом затяжки гайки хвостовика редуктора, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты, включая динамометрический ключ. Это поможет избежать перетяжки или недостаточной затяжки, что может привести к повреждению редуктора.
СОВЕТ №2
Обязательно очистите резьбу гайки и хвостовика от грязи и старого герметика. Это обеспечит лучшее сцепление и предотвратит возможные утечки масла в будущем.
СОВЕТ №3
При затяжке гайки следуйте рекомендациям производителя по моменту затяжки. Для ВАЗ 2107 и Нивы это обычно составляет 200-250 Нм. Используйте динамометрический ключ для точности.
СОВЕТ №4
После завершения работы проверьте редуктор на наличие утечек масла и убедитесь, что все соединения надежно закреплены. Это поможет избежать проблем в будущем и продлит срок службы редуктора.


