В статье рассмотрим проблему владельцев автомобилей ВАЗ 2114 — вылет задней передачи и невозможность включения скорости. Понимание причин этих неисправностей поможет сэкономить время и деньги на ремонте и избежать серьезных поломок. Проанализируем основные факторы, влияющие на работу трансмиссии, и предложим рекомендации по диагностике и устранению проблем.
Вылетает задняя и другие передачи
На блокирующем кольце синхронизатора и шестернях располагаются зубцы особой формы, которые при переключении передач взаимодействуют с муфтой. Если шлицы муфты, а также зубцы на кольце и шестерне изнашиваются, это может привести к самопроизвольному выключению передачи при нагрузке и отпускании педали акселератора. В таком случае просто заменить синхронизаторы будет недостаточно; необходимо также заменить шестерню поврежденной передачи и муфту переключения.
Важно отметить, что независимо от марки вашего автомобиля, механизм поломки в большинстве случаев схож для всех механических коробок передач.
Передача может выбиваться и при неполном ее включении. Возможные причины неисправности механической коробки передач могут включать:
- износ штока и вилки переключения передач;
- заедание троса;
- неправильная установка или износ подшипника промежуточного вала;
- износ подушки МКПП, что может привести к смещению коробки под нагрузкой;
- ослабление болтов, крепящих корпус коробки передач.

Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что проблема с задней передачей на ВАЗ 2114 может быть вызвана несколькими факторами. Одной из наиболее распространенных причин является износ синхронизаторов, что приводит к трудностям при включении задней скорости. Также стоит обратить внимание на состояние сцепления: его неправильная регулировка или износ может препятствовать нормальному переключению передач. Не менее важным аспектом является состояние трансмиссионного масла; его недостаток или загрязнение могут негативно сказаться на работе коробки передач. В некоторых случаях причиной может стать механическое повреждение деталей трансмиссии. Рекомендуется проводить регулярное техническое обслуживание и диагностику, чтобы избежать серьезных поломок и обеспечить надежную работу автомобиля.

Не включается задняя передача на ВАЗ 2114: причины, ремонт
Проблема с тем, что на ВАЗ 2109 не включается задняя передача, является одной из самых распространенных среди владельцев этого автомобиля. Кроме того, модели ВАЗ 2108/09/099 «Самара» и ВАЗ 2113/14/15 «Самара-2» имеют схожую коробку передач, поэтому неисправность трансмиссии может возникать и у них.
Часто попытка включить заднюю передачу сопровождается резким хрустом шестерен, а если передача всё же включается, то при движении задним ходом коробка издает неприятные звуки. Некоторые автовладельцы сталкиваются с тем, что рычаг переключения передач уходит до конца вперед, но задняя передача не срабатывает. При этом переключение на передние передачи проходит без каких-либо проблем.
| Причина неисправности | Симптомы | Решение |
|---|---|---|
| Износ или повреждение синхронизатора задней передачи | Задняя передача вылетает при движении, затрудненное включение задней передачи, скрежет при попытке включения | Замена синхронизатора задней передачи |
| Износ или повреждение вилки включения задней передачи | Задняя передача не включается, рычаг КПП не фиксируется в положении задней передачи, свободный ход рычага | Замена вилки включения задней передачи |
| Износ или повреждение шестерни задней передачи | Задняя передача вылетает, шум при движении задним ходом, затрудненное включение | Замена шестерни задней передачи |
| Недостаточный уровень трансмиссионного масла | Затрудненное включение передач, шум при работе КПП, перегрев КПП | Долив трансмиссионного масла до необходимого уровня |
| Использование неподходящего трансмиссионного масла | Затрудненное включение передач, шум при работе КПП, быстрый износ деталей | Замена трансмиссионного масла на рекомендованное производителем |
| Ослабление или повреждение крепления КПП | Вибрация КПП, затрудненное включение передач, стуки при движении | Проверка и затяжка креплений КПП, замена поврежденных элементов |
| Повреждение кулисы КПП | Затрудненное включение передач, люфт рычага КПП, нечеткое переключение | Ремонт или замена кулисы КПП |
| Износ или повреждение подшипников валов КПП | Шум при работе КПП, вибрация, затрудненное включение передач | Замена изношенных подшипников |
| Заводской брак КПП | Постоянные проблемы с включением передач с момента покупки автомобиля | Обращение к дилеру или специалистам для диагностики и ремонта |
| Неправильная регулировка привода сцепления | Затрудненное включение передач, неполное выключение сцепления | Регулировка привода сцепления |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о проблемах с задней передачей на ВАЗ 2114:
-
Конструкция трансмиссии: ВАЗ 2114 оснащен механической трансмиссией, которая может иметь проблемы с задней передачей из-за износа синхронизаторов. Эти детали отвечают за плавное включение передач, и если они повреждены, это может привести к тому, что задняя передача не будет включаться.
-
Проблемы с сцеплением: Иногда причина неисправности задней передачи может быть связана не только с трансмиссией, но и с системой сцепления. Если сцепление не полностью disengaged (отключено), это может затруднить включение задней передачи. Регулярная проверка и замена масла в системе сцепления могут предотвратить такие проблемы.
-
Проверка уровня масла: Низкий уровень трансмиссионного масла может привести к недостаточной смазке механизмов, что, в свою очередь, может вызвать проблемы с включением задней передачи. Регулярная проверка уровня масла и его состояния — важная часть обслуживания автомобиля, которая может помочь избежать серьезных поломок.

Причины
Существует несколько причин, по которым включение заднего хода может происходить с трудом или вовсе не удается:
- ослабление крепежного хомута кулисы, что приводит к недостаточной длине тяги для корректного включения передачи;
- заедание блокиратора, отвечающего за включение задней скорости;
- повреждение пружины и попадание её обломков в направляющие пазы механизма выбора передачи;
- самопроизвольное ослабление болтов, фиксирующих механизм выбора;
- срезанный болт фиксатора;
- износ диска сцепления и выжимного подшипника;
- неправильная регулировка сцепления и педали сцепления;
- низкий уровень масла в коробке передач или необходимость его замены.
Устранение проблем
Многие проблемы с коробкой передач, из-за которых задняя передача может пропадать или вылетать, можно решить без необходимости снимать агрегат с автомобиля.
Если причиной неисправности стало ослабление болта, который крепит хомут на тяге, для устранения этой проблемы потребуется выполнить следующие шаги:
- Поднять автомобиль на подъёмник.
- Полностью ослабить гайку хомута.
- Перевести рычаг коробки передач в положение, соответствующее включению задней передачи.
- Полностью активировать заднюю передачу на коробке передач с помощью штока включения, находящегося в картере.
- Затянуть болт, который крепит хомут.
Регулировка кулисы
Если подтяжка хомута не решила проблему, стоит обратить внимание на состояние деталей привода переключения. Одной из причин, по которой передача заднего хода может не включаться, является неправильно отрегулированная кулиса.
Для выполнения необходимых регулировок вам понадобятся следующие инструменты:
- два гаечных ключа размером 13 мм, предпочтительно накидного типа;
- любой гаечный ключ или головка на 10 мм;
- небольшой молоток;
- шлицевая отвертка.
Износ деталей может стать причиной некорректной работы кулисы, поэтому могут понадобиться запасные части:
- карданный шарнир кулисы;
- в некоторых случаях может потребоваться замена уплотнительного сальника штока переключения передач.
Для настройки кулисы или замены её деталей потребуется помощь второго человека. Один будет переключать скорости из салона, а другой — регулировать ход тяг переключения.
Процесс выполнения работ включает следующие шаги:
- Обеспечьте доступ к нижней части автомобиля, установив его на яму или подъёмник.
- С помощью ключа на 13 мм ослабьте хомут, который крепится на тяге переключения скоростей.
- Отсоедините тягу от штока коробки.
- Аккуратно снимите пыльник с помощью отвёртки.
- Открутите фиксирующий болт на кардане вала с помощью ключа на 10 мм.
- Слегка постучите молотком по кардану, стараясь не повредить вал.
- Снимите уплотнительный пыльник карданного шарнира.
- Если обнаружена утечка масла, замените уплотнительный сальник на штоке коробки.
- Установите новый пыльник (или оставьте старый, если он в хорошем состоянии) и закрепите карданный шарнир на валу.
- Совместите отверстие на кардане с выемкой на валу.
- Затяните фиксирующий болт на 10 мм и полностью установите пыльник на место.
- Подсоедините тягу к штоку кардана и отрегулируйте ход рычага КПП.
- Второй человек должен занять место водителя, установить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, немного сдвинуть его вправо и удерживать в этом положении.
- После этого затяните гайку хомута на 13 мм.
После выполнения этих шагов задняя передача обычно начинает включаться без проблем. Кроме того, работа всего механизма выбора передач на ВАЗ-2109 становится более чёткой.
Замена кулисы
Замена масла в КПП
При наличии повреждённого сальника на штоке из картера трансмиссии масло может вытекать, а грязь может попасть внутрь коробки. Эти обстоятельства могут привести к тому, что задняя передача перестанет включаться. Кроме того, в процессе эксплуатации масло теряет свои свойства, поэтому его рекомендуется менять не реже чем каждые 35–40 тысяч километров пробега. Перед заменой важно проверить состояние масла в коробке. Для этого нужно извлечь масляный щуп, расположенный в картере КПП, и визуально оценить его качество. Наличие металлических частиц и грязи на щупе недопустимо. Масло должно быть достаточно жидким и не образовывать толстый слой на руках.
Для замены масла потребуются следующие материалы и инструменты:
- Новое масло. При выборе масла следует учитывать тип коробки передач. Для редких четырёхскоростных коробок потребуется три литра масла, а для более современных пятиступенчатых — 3,3 литра. Масло должно иметь допуск 80W-85, производитель не имеет значения.
- Ёмкость для слива старого масла объёмом не менее 4 литров.
- Воронка со шлангом для заливки нового масла или шприц.
- Гаечные ключи 12 и 17 мм любого типа.
- Ветошь и растворитель для очистки.
Порядок выполнения работ следующий:
- Установите автомобиль с прогретой коробкой на яму.
- Снимите резиновую заглушку с вентиляционного клапана КПП, расположенного на верхней части картера.
- Очистите клапан и заглушку от пыли и грязи, используя тонкую проволоку и ветошь.
- Установите очищенные детали на место.
- Протрите нижнюю часть коробки от загрязнений. Открутите пробку на нижней части картера коробки.
- Подставьте ёмкость под сливное отверстие и слейте масло. Полный слив займет не менее 20-25 минут.
- После слива закрутите пробку сливного отверстия на место и аккуратно затяните её ключом. Предварительно тщательно протрите пробку и отверстие ветошью.
- Залейте свежее масло через отверстие щупа уровня масла в коробке.
- В процессе заливки проверяйте уровень масла, который должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на щупе.
- Если масла перелилось, его можно откачать большим медицинским шприцем с трубкой на носике.
- В течение нескольких дней после замены рекомендуется проверять уровень и внешний вид масла, а также убедиться в отсутствии течей через пробку и сальники коробки.
На ранних моделях переднеприводных ВАЗ отсутствует отверстие для щупа. Для заливки масла в таких коробках предусмотрено контрольное отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Заливка масла осуществляется с помощью шприца. Уровень масла считается нормальным, если он достигает нижней кромки контрольного отверстия.
Замена механизма выбора передач
Одной из частых причин, по которой задняя передача на ВАЗ 2109 может не включаться, является повреждение пружины 2, находящейся в отдельном механизме.
Чтобы получить доступ к этой детали, потребуется снять и отремонтировать сам механизм, который расположен внутри трансмиссии.
Ниже представлен краткий список необходимых шагов:
- Обесточьте автомобиль.
- Полностью удалите воздушный фильтр.
- Снимите левое колесо и расконтрите гайку ступицы, крепящую ШРУС.
- Слейте масло из картера трансмиссии.
- Открутите два болта, которые крепят левую шаровую опору к поворотному кулаку.
- Освободите и снимите рулевой наконечник.
- Снимите кулак с шлицов ШРУС.
- Полностью извлеките левый привод.
- Снимите стартер и минусовой провод с картера трансмиссии.
- Отсоедините тяги переключения передач от коробки и сцепления.
- Открутите трос привода спидометра.
- Установите опору под картер коробки и снимите крепление опоры трансмиссии.
- Извлеките коробку передач из автомобиля и разберите её.
При разборке трансмиссии важно проверить состояние фиксаторов передач, так как их износ может быть главной причиной самопроизвольного выскакивания задней передачи. Достать фиксаторы можно без необходимости полной разборки коробки, так как они расположены на боковой стороне картера и закрыты резьбовой пробкой. Разборка коробки и проверка механизма выбора передач также помогут устранить проблему, когда на ВАЗ-2109 задняя скорость не выключается.
Замена пружины
Многие владельцы предпочитают заменять целый механизм, стоимость которого составляет примерно 2000 рублей. Однако существует возможность разобрать механизм и ограничиться заменой пружины, цена которой не превышает 50 рублей.
Для выполнения замены необходимо следовать следующим шагам:
- Удалите стопор с оси блокиратора и извлеките ось.
- Открутите гайку, крепящую ось рычага.
- Извлеките ось и замените пружину.
- Соберите механизм в обратном порядке.
Проверка состояния сцепления
Состояние сцепления является одним из ключевых факторов, влияющих на работу трансмиссии автомобиля. Если задняя передача на ВАЗ 2114 вылетает или не включается, одной из первых вещей, которую следует проверить, является сцепление. Неправильная работа сцепления может привести к тому, что передачи не будут включаться должным образом, а также к преждевременному износу других компонентов трансмиссии.
Для начала необходимо убедиться, что педаль сцепления работает корректно. При нажатии на педаль сцепления она должна легко и плавно уходить в нижнее положение, а при отпускании возвращаться в исходное положение без заеданий. Если педаль сцепления заедает или требует значительных усилий для нажатия, это может указывать на проблемы с гидравлической системой или механическим приводом сцепления.
Следующим шагом является проверка уровня и состояния рабочей жидкости в системе сцепления. Низкий уровень жидкости может привести к недостаточному давлению в системе, что, в свою очередь, затрудняет включение передач. Если жидкость загрязнена или имеет темный цвет, это может свидетельствовать о необходимости ее замены.
Также стоит обратить внимание на сам диск сцепления. Износ диска может привести к тому, что сцепление не будет полностью размыкаться, что затруднит включение задней передачи. Для проверки состояния диска сцепления необходимо произвести его визуальный осмотр, а также оценить толщину фрикционных накладок. Если они изношены до предела, потребуется замена диска.
Не менее важным аспектом является проверка выжимного подшипника. Если он изношен или поврежден, это может вызвать проблемы с включением передач. При наличии посторонних шумов при нажатии на педаль сцепления стоит обратить внимание на состояние подшипника и, при необходимости, заменить его.
Кроме того, стоит проверить и регулировку привода сцепления. Неправильная регулировка может привести к тому, что сцепление не будет полностью размыкаться, что также затруднит включение задней передачи. Регулировка должна производиться в соответствии с рекомендациями производителя, чтобы обеспечить правильную работу системы.
В заключение, проверка состояния сцепления является важным этапом диагностики проблем с задней передачей на ВАЗ 2114. Регулярное обслуживание и своевременная замена изношенных компонентов помогут избежать серьезных неисправностей и продлить срок службы трансмиссии автомобиля.
Вопрос-ответ
Почему задняя передача на ВАЗ 2114 может вылетать?
Задняя передача может вылетать из-за износа синхронизаторов, повреждения шестерен или неправильной регулировки механизма переключения передач. Также причиной может быть недостаток масла в трансмиссии или его загрязнение, что приводит к ухудшению работы коробки передач.
Как определить, что не включается скорость на ВАЗ 2114?
Не включается скорость, если при попытке переключения передачи вы чувствуете сопротивление или слышите посторонние звуки. Также может наблюдаться пробуксовка сцепления или полное отсутствие реакции на переключение. Важно проверить уровень масла в коробке и состояние сцепления.
Что делать, если задняя передача не включается?
Если задняя передача не включается, сначала проверьте уровень и состояние трансмиссионного масла. Если масло в порядке, стоит осмотреть сцепление и механизм переключения передач на наличие повреждений. В случае необходимости рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.
Советы
СОВЕТ №1
Проверьте уровень масла в трансмиссии. Низкий уровень масла может привести к недостаточной смазке и перегреву, что в свою очередь может вызвать проблемы с включением задней передачи. Если уровень масла ниже нормы, долейте его до рекомендованного уровня.
СОВЕТ №2
Осмотрите сцепление на наличие износа. Если сцепление не полностью disengages, это может затруднить включение задней передачи. Проверьте, не требует ли сцепление замены или регулировки.
СОВЕТ №3
Проверьте состояние и работу тросов и механизмов переключения передач. Износ или повреждение этих компонентов может привести к неправильному включению передач. Убедитесь, что все соединения надежны и не имеют коррозии.
СОВЕТ №4
Если предыдущие шаги не помогли, обратитесь к специалисту для диагностики трансмиссии. Проблемы с внутренними компонентами, такими как шестерни или синхронизаторы, могут требовать профессионального вмешательства для ремонта или замены.



