Пн-вс: 10:00—22:00
whatsapp telegram vkontakte email

Ваз на метане: особенности и преимущества использования

Автомобили на метане становятся популярными, включая модели ВАЗ. В этой статье рассмотрим преимущества метана как топлива для автомобилей ВАЗ: экономическую выгоду, экологические аспекты и особенности эксплуатации. Узнав о плюсах метановых автомобилей, вы сможете осознанно выбрать или модернизировать свое транспортное средство и внести вклад в защиту окружающей среды.

Ускоренный метанболизм: Lada Vesta, Lada Largus и Lada 4×4 на метане

Мы заправляем предсерийные автомобили Лада природным газом. Рассмотрим, почему АВТОВАЗ проявляет интерес к автомобилям, работающим на газовом топливе, и почему метан был выбран в качестве основного источника энергии.

Эксперты отмечают, что использование автомобилей на метане, таких как модели ВАЗ, становится все более актуальным в условиях растущих цен на бензин и необходимости снижения выбросов вредных веществ. Метан, как более экологичное топливо, позволяет существенно сократить уровень загрязнения воздуха, что особенно важно для крупных городов. Кроме того, автомобили на метане демонстрируют экономическую эффективность: стоимость топлива значительно ниже, чем у традиционных бензиновых аналогов. Однако специалисты подчеркивают, что для широкого распространения таких автомобилей необходимо развивать инфраструктуру заправок и повышать осведомленность потребителей о преимуществах метановых технологий. В целом, переход на метановые автомобили может стать важным шагом к более устойчивому и экологически чистому транспорту.

Ремонт ВАЗ 2107 на метане.Ремонт ВАЗ 2107 на метане.

Пропан или метан?

Если сегодня обратиться к таксистам с вопросом о расходах на топливо, каждый второй ответит, что давно установил газобаллонное оборудование и заправляется пропан-бутаном. Экономия очевидна, что подтверждает и опыт эксплуатации нашего редакционного седана Nissan Almera, который также производится в Тольятти. Год назад мы потратили 25 тысяч рублей на установку ГБО, и с тех пор Кирилл Милешкин значительно экономит на заправках, платя за литр топлива в полтора раза меньше, чем владельцы бензиновых автомобилей. Объем тороидального бака составляет всего 42 литра, а расход пропан-бутана немного выше, чем бензина — примерно на литр, но комплект уже оправдал свои затраты.

Какова же заинтересованность АВТОВАЗа в автомобилях, работающих на газовом топливе? И почему в этом качестве выбрали метан?

  • Во-первых, природный газ, который в основном состоит из метана, является наиболее экологически чистым. Формула метана — CH4, а пропана — C3H8, — объясняет главный инженер-конструктор по разработкам отдела архитектуры автомобиля Сергей Ивлев.
  • При сгорании обоих видов топлива образуются углекислый газ (CO2) и вода, однако метан легче окисляется и производит меньше продуктов сгорания. Во-вторых, метан безопасен: он легче воздуха, поэтому не скапливается в багажнике или под автомобилем, в отличие от смеси пропан-бутана. В-третьих, запасы природного газа разведаны на ближайшие сто пятьдесят лет. Цена на топливо на АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) составляет около 12 рублей за кубометр, а на нем можно проехать столько же, сколько на 1,1 литра бензина.

Так почему же мы все еще не переходим на метан?

Прежде всего, проблема заключается в недостаточно развитой инфраструктуре. В Италии, площадь которой сопоставима с Томской областью, насчитывается более тысячи метановых заправок, тогда как в России всего около 250 АГНКС!

Корни этой ситуации уходят в прошлое. В Советском Союзе, при тогдашней цене на бензин и развитом автопарке, не было необходимости в альтернативных источниках энергии. О метане вспоминали лишь в крайних случаях, например, в середине 1930-х годов. Последний всплеск интереса к метану, который и стал основой нынешней инфраструктуры, произошел относительно недавно: с 1983 по 1992 год было построено 357 метановых станций, из которых после распада Союза в России осталось 188. Многие помнят городские автобусы, грузовики и такси с газобаллонным оборудованием: тогда транспортные предприятия переводили на газ в целях экономии. В наши дни метан вновь стал предметом обсуждения как перспективное топливо. Об этом говорят в правительстве, регионах, на автозаводах и в корпорации Газпром.

«Газпром газомоторное топливо», дочерняя компания топливного концерна, активно развивает рынок потребления природного газа в 49 регионах страны. Основные направления ее работы — модернизация существующих АГНКС и строительство новых станций, привлечение ресурсов и помощь в оптимизации законодательства, регулирующего газомоторный рынок.

Планы грандиозные. По информации Минэнерго, к 2020 году количество метановых заправок должно удвоиться. Постановление правительства РФ № 767‑р предписывает значительно увеличить количество газовых автомобилей, используемых в общественном транспорте и коммунальных работах. В городах с населением более миллиона их доля составит половину автопарка, а в крупных муниципалитетах — треть. Для этого ежегодно выделяются субсидии: например, при закупке метановых ГАЗелей и аналогичных маршруток региону компенсируют 130 тысяч рублей за каждый микроавтобус, за полноразмерный ЛИАЗ или МАЗ — 1,3 миллиона, а за «гармошку» — 3 миллиона. Это не только покрывает более высокую стоимость метановых автобусов по сравнению с обычными, но и делает их более привлекательными!

— Если бы подобная система субсидирования была введена для частных лиц, интерес к легковым автомобилям на природном газе значительно возрос бы, — отмечает Сергей Ивлев. — Ведь установка качественного ГБО (включая установку) увеличивает стоимость автомобиля на 80–100 тысяч рублей, а при цене той же Весты в 534 тысячи (мы газифицируем базовую модификацию с кондиционером) это ощутимая сумма.

В Весте два баллона скрыты под фальшполом. Для запасного колеса создадут кронштейн, но оно будет находиться в багажнике.
Почему же так высока цена? Основная часть затрат связана с баллонами. Они делятся на четыре поколения в зависимости от материала и технологии производства. Если для автобусов подходят относительно простые и недорогие стальные баллоны первой генерации, то для легковых автомобилей требуется максимально легкие — предпочтительно пластиковые, армированные углеволокном. Так считают специалисты АВТОВАЗа, хотя концерн Volkswagen на различных моделях использует как композитные, так и стальные емкости.

Преимущество Описание Дополнительная информация
Экономичность Метан значительно дешевле бензина и дизельного топлива. Стоимость метана в среднем в 2-3 раза ниже, чем бензина АИ-92.
Экологичность Выбросы вредных веществ при работе на метане ниже, чем на бензине. Меньше выбросов CO, CO2, сажи и оксидов азота.
Увеличение ресурса двигателя Метан обладает более высоким октановым числом и горит чище. Снижается нагарообразование, уменьшается износ деталей двигателя.
Безопасность Метан легче воздуха и быстро улетучивается при утечке. Газобаллонное оборудование проходит строгую сертификацию и испытания.
Государственная поддержка Существуют программы субсидирования переоборудования автомобилей на метан. Скидки на установку ГБО, налоговые льготы.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о автомобилях ВАЗ, работающих на метане:

  1. Экологичность: Автомобили ВАЗ, работающие на метане, значительно снижают выбросы вредных веществ в атмосферу. Метан является более чистым топливом по сравнению с бензином и дизельным топливом, что позволяет уменьшить уровень углекислого газа и других загрязняющих веществ.

  2. Экономия на топливе: Использование метана в качестве топлива может быть более экономичным, чем традиционные виды топлива. В некоторых регионах стоимость метана значительно ниже, что делает эксплуатацию таких автомобилей более выгодной.

  3. Развитие инфраструктуры: В последние годы в России и других странах активно развивается инфраструктура для заправки автомобилей на метане. Это включает в себя строительство новых газозаправочных станций, что делает использование метановых автомобилей более удобным и доступным для водителей.

Лада Ларгус 2020 на метане / Водородная бомба? Или экономный ВАЗ?Лада Ларгус 2020 на метане / Водородная бомба? Или экономный ВАЗ?

На два фронта

Инженеры протестировали современные газовые баллоны только на модели Веста. Это своего рода опытный образец, показывающий, как должен выглядеть автомобиль, работающий на газовом топливе. Баллоны скрыты от посторонних глаз под фальшполом багажника в специально переделанной нише, где обычно располагается запасное колесо. Заправочный разъем, соответствующий международному стандарту ISO 14469–1, вынесен под лючок бензобака — не зря размеры последнего вызывают недовольство у эстетов. Однако самое важное — на Весте установлен двухтопливный контроллер управления двигателем, который обеспечивает оптимальную работу как на бензине, так и на газе, а также плавный переход между этими видами топлива. Блок управления был разработан отечественной компанией Итэлма, которая поставляет большую часть электроники для автомобилей Лада. Такой контроллер легко настраивается для автомобилей с роботизированной трансмиссией и может включать функции одновременного впрыска бензина и газа, что необходимо в определенных режимах.

В эксплуатации такой автомобиль действительно не создаст проблем. Двигатель запускается на бензине и переключается на метан при достижении температуры +25 ºС в системе охлаждения — автоматика следит за тем, чтобы газовый редуктор не обледенел. Это можно заметить только по изменению положения стрелки топливомера: когда Веста работает на бензине, прибор показывает уровень топлива в баке, а при использовании газового оборудования — остаток метана в баллонах.

Лада 4×4 CNG — это пока единственный прототип, созданный по запросу… Газпрома! Газовикам нужен надежный и неприхотливый транспорт. Проблем с троганием и реакцией на подачу топлива нет, однако в экстремальных режимах, работая на газе, Веста демонстрирует недостаточную динамику. По расчетам, двигатель, развивающий на бензине максимальные 106 л.с., на метане выдает лишь 98 «лошадок». Это связано с изменением стехиометрического состава газовой смеси (при одинаковом количестве воздуха сжигается меньше метана) и с заменой части воздуха в цилиндрах метаном.

В городских условиях, где водители обычно не поднимают обороты выше 4000 об/мин, разница между бензиновым и газовым режимами практически незаметна. Однако при обгонах на трассе было бы неплохо предусмотреть режим «кик-даун», чтобы при резком нажатии на педаль активировались бензиновые форсунки. Тем более что двухтопливный контроллер позволяет реализовать такой алгоритм. К тому же кратковременный автоматический переход на бензин может понадобиться для снижения температуры в выпускном коллекторе. К сожалению, газовый Largus — еще один продукт газификации Лад — не способен на такие маневры.

Французский наездник

У Ларгуса есть все шансы в ближайшем будущем превзойти Весту CNG по объемам производства: АВТОВАЗ, «Газпром газомоторное топливо» и компания АТС-сервис, занимающаяся установкой газового оборудования, запустили проект по выпуску 300 пилотных автомобилей, нацеленных в первую очередь на таксопарки.

Ларгус изначально не позиционируется как спортивный автомобиль, поэтому потеря мощности при использовании метана воспринимается довольно легко. Однако, несмотря на то что двигатель был разработан во Франции и собран в Тольятти, вазовцы не получили доступа к его «мозгам». В результате за газовое питание отвечает не основной блок управления, а дополнительный контроллер, что ограничивает его возможности.

Тем не менее, контроллер справляется с основными функциями. Запуск двигателя происходит на бензине, а после прогрева мотор плавно переходит на метан, что происходит незаметно для водителя. Индикация уровня газа и кнопка переключения между топливами размещены на небольшом модуле, установленном у основания консоли. Следить за уровнем метана не так удобно, как в Весте, но переключиться на бензин перед обгоном, когда мощности не хватает, не составит труда.

При спокойной езде к Ларгусу нет особых претензий, но после 4300 об/мин мотор теряет свою динамику, и следующие 1500 об/мин он раскручивается очень медленно. В таких случаях приходится применять «дизельный» стиль вождения и переключаться раньше, чтобы не тратить мощность на бесполезный рев.

На колонке с антифризом есть небольшая баночка. Рекомендуется макнуть наконечник заправочного шланга в антифриз перед тем, как вставить его в разъем, чтобы снизить риск повреждения уплотнений.

Но представьте, что вы приобрели не шестнадцати-, а восьмиклапанный Ларгус, который изначально не отличается высокой скоростью — тогда претензии к динамике исчезнут. Если учесть расходы на заправку, то на такие мелочи можно закрыть глаза. Главное — помнить, что на АГНКС действуют более строгие правила.

  • Перед тем как принять оплату, я обязан запросить у вас справку формы 2б, — оператор единственной компрессорной станции в Тольятти вежлив, но настойчив.
  • Допустим, я ее предоставил.
  • Отлично! Тогда представим, что я вас заправил. Всего доброго!

В Весте заправочный разъем расположен за лючком бензобака. Чтобы заправить метан в старую Ниву или Ларгус, необходимо открыть капот.

Справка — точнее, свидетельство формы 2б к ТУ 152-12-008-99 о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования — выдается ежегодно после проверки газотопливной системы. Без этой справки заправка невозможна, настаивал оператор, но в итоге мы все же смогли заполнить баллон Ларгуса. На помощь мне пришел вазовский инженер, который… нет, не привез справку, а просто подогнал автомобиль к посту — и с невозмутимым видом протянул деньги в кассу. Увидев знакомое лицо, оператор не стал задавать лишних вопросов — и менее чем через пять минут заправленный Ларгус покинул станцию. За 222 рубля я закачал в баллон 18,2 кубометра газа, что позволит проехать около 250 километров — в два с половиной раза выгоднее, чем бензин!

Таким образом, метан является более экологичным, безопасным и дешевым вариантом по сравнению с бензином, а также увеличивает ресурс двигателя: он не оставляет нагара в камере сгорания и не смывает масляную пленку со стенок цилиндров. Вопрос лишь в том, насколько далеко от вашего дома находится АГНКС. Если энтузиазм Газпрома и правительства страны не угаснет, количество станций продолжит увеличиваться. А метановые Лады могут начать производиться на конвейере уже в следующем году.

ПЛЮС: Эксплуатация метанового автомобиля выгоднее бензинового.

МИНУС: Купил бы себе, если бы путь от дома до АГНКС не занимал треть баллона.

Плюсы и минусы эксплуатации авто на ⛽ГАЗУ!Плюсы и минусы эксплуатации авто на ⛽ГАЗУ!

Экологические преимущества использования метана

Использование метана в качестве топлива для автомобилей, включая модели марки ВАЗ, имеет ряд значительных экологических преимуществ, которые делают его привлекательным выбором для автомобилистов, заботящихся о состоянии окружающей среды.

Во-первых, метан является более чистым топливом по сравнению с бензином и дизельным топливом. При сгорании метана выделяется значительно меньше углекислого газа (CO2) и других вредных веществ, таких как оксиды азота (NOx) и сажа. Это связано с тем, что метан состоит в основном из углеводородов, которые при сгорании образуют меньше побочных продуктов. Например, по сравнению с бензином, выбросы CO2 при использовании метана могут быть снижены на 20-30%.

Во-вторых, метан практически не содержит серы, что позволяет избежать образования сернистого газа (SO2), который является одним из основных загрязнителей воздуха и может вызывать кислотные дожди. Это делает метан более безопасным для экосистем и здоровья человека.

Кроме того, использование метана способствует снижению уровня шумового загрязнения. Автомобили на метане работают тише, чем их бензиновые или дизельные аналоги, что особенно важно для городских районов, где уровень шума может быть значительной проблемой.

Метан также может быть получен из возобновляемых источников, таких как биогаз, что делает его более устойчивым и экологически чистым вариантом. Биогаз образуется в результате разложения органических материалов, таких как сельскохозяйственные отходы, и может быть использован для производства метана, что способствует замкнутому циклу использования ресурсов и снижению отходов.

Наконец, переход на метановые автомобили может способствовать снижению зависимости от ископаемых видов топлива, что в свою очередь может помочь в борьбе с глобальным потеплением и изменением климата. Использование метана как альтернативного топлива может стать важным шагом на пути к более устойчивой и экологически чистой транспортной системе.

Таким образом, экологические преимущества использования метана в автомобилях марки ВАЗ и других транспортных средствах очевидны. Снижение выбросов вредных веществ, уменьшение шумового загрязнения и возможность использования возобновляемых источников делают метан привлекательным выбором для будущего автомобильной индустрии.

Вопрос-ответ

Какие машины ездят на метане?

По факту газом оснащается только коммерческий транспорт: автобусы и грузовики. Эти автомобили используют в качестве топлива метан, хотя подобное оборудование снижает мощность движка на десятую часть.

На сколько метан выгоднее бензина?

По сравнению с бензином и дизелем метан (природный газ) как топливо наиболее экономичен и безопасен. Экономичность: цена на метан не зависит от стоимости нефти, поэтому его 1 кубометр в 2-3 раза дешевле 1 литра бензина или дизеля.

Когда выйдет Веста на Метане?

По плану мелкосерийное производство Vesta CNG начнется в первом квартале.

Что такое Vesta CNG?

Vesta CNG – модификация, которая позволяет использовать два вида топлива: сжатый природный газ (метан) и бензин. Соответствие перспективным европейским требованиям по токсичности. Снижение затрат на топливо более чем в 3 раза – при работе на сжатом природном газе.

Советы

СОВЕТ №1

Перед установкой метанового оборудования на ваш автомобиль, тщательно изучите все доступные варианты и выберите качественную систему, которая соответствует вашему автомобилю. Обратите внимание на отзывы других владельцев и рекомендации специалистов.

СОВЕТ №2

Регулярно проверяйте состояние метанового оборудования и системы заправки. Это поможет избежать неожиданных поломок и обеспечит безопасность во время эксплуатации автомобиля на метане.

СОВЕТ №3

Изучите особенности эксплуатации автомобиля на метане, включая рекомендации по заправке и режимам вождения. Это поможет вам максимально эффективно использовать преимущества метанового топлива и продлить срок службы вашего автомобиля.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на доступные станции метановой заправки в вашем регионе. Планируйте свои поездки с учетом местоположения этих станций, чтобы избежать неприятных ситуаций с нехваткой топлива в дороге.

Ссылка на основную публикацию
Похожее