Система охлаждения — ключевая часть автомобиля ВАЗ 2114 с 8-клапанным двигателем, обеспечивающая оптимальную работу мотора и предотвращающая перегрев. В статье рассмотрим устройство и принципы работы системы, а также основные проблемы, с которыми могут столкнуться владельцы. Знание особенностей системы поможет своевременно выявлять неисправности, проводить профилактику и обеспечивать надежную эксплуатацию автомобиля.
Система охлаждения инжекторного двигателя на ВАЗ 2114 (схема)
На автомобиле ВАЗ 2114 применяется скрытая система охлаждения, работающая на основе специализированной жидкости. Движение этого охлаждающего состава по системе обеспечивает механический насос.
К сожалению, качество сборки радиатора ВАЗ 2114 и всей системы охлаждения в целом оставляет желать лучшего, что может привести к ее выходу из строя со временем. Основной недостаток охлаждающей системы «четырнадцатой» модели заключается в необходимости постоянного контроля, регулярного обслуживания и ремонта.
Решение этих проблем усложняется тем, что схема системы охлаждения инжекторного двигателя на ВАЗ 2114 достаточно сложна и включает 28 компонентов. Ознакомиться с ними проще всего с помощью специальной схемы.

Эксперты отмечают, что система охлаждения ВАЗ 2114 с 8-клапанным двигателем требует особого внимания со стороны владельцев. Основной задачей этой системы является поддержание оптимальной температуры двигателя, что критически важно для его долговечности и производительности. Специалисты подчеркивают, что регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости и состояния радиатора может предотвратить серьезные поломки. Часто встречающиеся проблемы, такие как утечки или забитые каналы, могут привести к перегреву, что в свою очередь негативно скажется на работе мотора. Рекомендуется также использовать качественные антифризы, соответствующие требованиям производителя, чтобы обеспечить надежную защиту от коррозии и замерзания. В целом, правильное обслуживание системы охлаждения является залогом надежной работы автомобиля и его долгосрочной эксплуатации.
Принцип работы ОС
Система охлаждения автомобиля ВАЗ 2114 функционирует на принципе внутреннего теплообмена, который происходит благодаря охлаждающей жидкости. Эта жидкость циркулирует принудительно с помощью насоса, который приводится в действие ремнем. Смесь поступает в систему охлаждения через расширительный бачок.
Электровентилятор установлен на валу электродвигателя. В зависимости от показаний датчика, он может включаться или отключаться. Одним из ключевых компонентов системы охлаждения является термостат с клапаном, который реагирует на изменения температуры воздуха.
Когда температура жидкости достигает примерно 87 градусов, активируется основной клапан, который запускает жидкость по большому контуру. При температуре 102 градуса клапан фиксируется на уровне 8 мм.
https://youtube.com/watch?v=EK7_GSpECNo
| Элемент системы охлаждения | Функция | Возможные неисправности |
|---|---|---|
| Радиатор охлаждения | Отвод тепла от охлаждающей жидкости | Засорение, течь, повреждение сот |
| Термостат | Регулировка температуры охлаждающей жидкости | Залипание в открытом/закрытом положении |
| Водяной насос (помпа) | Циркуляция охлаждающей жидкости | Износ подшипника, течь, снижение производительности |
| Расширительный бачок | Компенсация изменения объема охлаждающей жидкости | Трещины, течь, негерметичность крышки |
| Вентилятор радиатора | Дополнительное охлаждение при высокой температуре | Неисправность электродвигателя, датчика включения |
| Датчик температуры ОЖ | Измерение температуры охлаждающей жидкости | Неверные показания, обрыв цепи |
| Патрубки и шланги | Соединение элементов системы | Трещины, течь, разрывы |
| Охлаждающая жидкость (антифриз) | Перенос тепла, защита от коррозии и замерзания | Низкий уровень, старение, несоответствие типу |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о системе охлаждения ВАЗ 2114 с 8-клапанным двигателем:
-
Эффективность системы охлаждения: ВАЗ 2114 оснащен системой охлаждения, которая использует термостат для поддержания оптимальной температуры двигателя. Это позволяет не только предотвратить перегрев, но и сократить расход топлива, так как двигатель быстрее достигает рабочей температуры.
-
Простота конструкции: Система охлаждения ВАЗ 2114 имеет довольно простую конструкцию, что облегчает ее обслуживание. Например, радиатор и водяной насос легко доступны, что позволяет владельцам самостоятельно проводить замену антифриза и проверку состояния системы.
-
Использование антифриза: Важно отметить, что для системы охлаждения ВАЗ 2114 рекомендуется использовать качественный антифриз, который предотвращает коррозию и образование накипи. Это особенно актуально для автомобилей, которые эксплуатируются в условиях переменчивого климата, где температура может резко колебаться.
Замена жидкости охлаждения
Для восстановления нормальной работы системы охлаждения на ВАЗ 2114 иногда достаточно просто заменить охлаждающую жидкость. Чтобы понять, когда это необходимо, важно учитывать несколько моментов:
- Срок службы тосола составляет примерно 2 года, тогда как антифриз может служить до 5 лет;
- Замена антифриза обычно требуется при пробеге от 20 до 40 тысяч километров, в зависимости от условий, в которых эксплуатируется автомобиль;
- Если цвет жидкости изменился, это явный признак необходимости её замены.
Эксперты рекомендуют использовать антифриз в качестве охлаждающей жидкости, так как он имеет более длительный срок службы и менее агрессивно воздействует на систему. Тосол привлекает лишь своей низкой ценой.
Перед тем как заливать новую жидкость, необходимо промыть систему. Для этого выполните следующие шаги:
- Слейте всю старую охлаждающую жидкость из системы;
- Плотно закройте пробки;
- Залейте качественную дистиллированную воду до максимального уровня;
- Запустите двигатель и доведите его до рабочей температуры;
- Обороты двигателя должны составлять около 3000, избегайте перегрева;
- После остановки двигателя оставьте автомобиль на 7 минут, затем слейте воду. Если система сильно загрязнена, повторите процесс до тех пор, пока не начнет вытекать полностью чистая дистиллированная вода.

Из-за чего не работает ОС
Охлаждающая система часто выходит из строя из-за неисправности термостата. В таком случае единственным решением будет его замена.
Если вы не уверены, какой радиатор охлаждения подойдет для ВАЗ 2114, обратите внимание на уже установленный. Рекомендуется приобретать оригинальный аналог от производителя или выбирать устройство с максимально схожими характеристиками.
На модель 2114 устанавливается алюминиевый радиатор, который оснащен двумя дополнительными бачками. В конструкцию радиатора входят:
- Основной радиатор;
- Верхний бачок с патрубками;
- Нижний бачок с патрубками.

Замена радиатора
Если вам необходимо заменить радиатор, запомните важное правило: перед тем как приступить к демонтажу, двигатель должен быть полностью холодным. Поэтому, если вы только что вернулись в гараж, дайте автомобилю постоять несколько часов. Лучше всего оставить машину на ночь.
Процесс замены радиатора проходит в следующем порядке:
- Снимите заглушку с расширительного бачка, а также заглушки с цилиндра и радиатора.
- Слейте охлаждающую жидкость в подходящую емкость.
- Отключите вентиляционную систему радиатора от аккумулятора.
- Отсоедините силиконовые патрубки системы охлаждения ВАЗ 2114 от радиатора и бачка.
- Уберите болты крепления с кожуха.
- Держите радиатор и аккуратно извлеките кожух и вентилятор вместе.
- Таким образом, вы полностью освободите радиатор, что позволит без труда установить новый.
- Сборка производится в обратном порядке. После завершения замены радиатора запустите двигатель и проверьте, как работает новый агрегат.
Ремонт радиатора
В некоторых ситуациях радиатор можно восстановить, что позволит избежать покупки новой детали.
Основные работы по ремонту обычно связаны с устранением утечек, возникающих из-за дефектов, трещин и пробоин.
Чаще всего жидкость вытекает в местах соединения пластиковых и металлических элементов. Если утечка небольшая, можно попробовать залить внутрь радиатора специальную жидкость с охлаждающей смесью. Благодаря своему уникальному составу, это средство поможет заделать дефекты, которые стали причиной утечки. Однако при серьезных повреждениях ремонт не поможет, и радиатор придется заменить.
Чтобы проверить герметичность радиатора, можно провести простой тест в домашних условиях.
- Наберите в ванную достаточное количество воды для погружения радиатора.
- Плотно закройте все отверстия патрубков.
- Опустите радиатор в воду на глубину около 30-50 сантиметров. Подайте в него давление 0,2 МПа.
- Наблюдайте за происходящим. Если появятся пузырьки, это указывает на то, что система не герметична и нуждается в ремонте или замене.
Не стоит пытаться ремонтировать радиатор после боковых или лобовых ударов в результате ДТП. В таких случаях он повреждается в первую очередь, и никакие закупоривающие жидкости не помогут.
Проблемы с термостатом
Датчик термостата играет ключевую роль в поддержании нужной температуры в системе охлаждения. Он контролирует поток охлаждающей жидкости в радиатор, предотвращая его циркуляцию, пока двигатель не достигнет оптимальной температуры, которая составляет примерно 90 градусов по Цельсию.
Когда температура поднимается до 95 градусов по Цельсию, термостат открывается, позволяя жидкости проходить. Благодаря этому устройству двигатель быстрее и эффективнее нагревается, что экономит время и ресурсы. Термостат располагается между радиатором и двигателем.
Наиболее распространены две основные проблемы с термостатом.
- Закрытие клапана. Если двигатель не прогрет, он может испытывать трудности с поддержанием оборотов и даже заглохнуть.
- Открытие клапана. В холодное время года автомобиль можно использовать, но необходимо включать отопление на максимальную мощность. В противном случае двигатель может перегреться.
Если во время ремонта термостата вам не удается сдвинуть клапан, не стесняйтесь аккуратно постучать по корпусу отверткой. Это поможет решить распространенную проблему.
При полной разборке термостата важно герметично закрыть патрубки, чтобы избежать утечки охлаждающей жидкости. Только после этого можно продолжать работу.
После успешного ремонта термостата настоятельно рекомендуется заменить старую охлаждающую жидкость на новую, особенно если это тосол.
Выбор между тосолом и антифризом не должен вызывать у вас затруднений. Предпочтите антифриз. Хотя он и стоит дороже, его срок службы значительно дольше, что помогает минимизировать возможные проблемы с износом системы охлаждения. Мнимая экономия на тосоле может обернуться большими затратами на устранение последствий его использования.
https://youtube.com/watch?v=qX3qBD0IXFI
Устранение утечек в системе охлаждения
Автомобиля ВАЗ 2114 с 8-клапанным двигателем является важной задачей для поддержания его работоспособности и предотвращения серьезных поломок. Система охлаждения отвечает за поддержание оптимальной температуры двигателя, и любые утечки могут привести к перегреву, что, в свою очередь, может вызвать повреждение двигателя.
Первым шагом в диагностике утечек является визуальный осмотр всех компонентов системы охлаждения. Необходимо проверить радиатор, патрубки, термостат, водяной насос и радиатор отопителя на наличие видимых повреждений, трещин или коррозии. Особое внимание стоит уделить соединениям и хомутам, так как именно в этих местах чаще всего возникают утечки.
Если визуальный осмотр не дал результатов, следует провести более детальную проверку. Для этого можно использовать специальные красители для системы охлаждения, которые добавляются в охлаждающую жидкость. При наличии утечки краситель будет выходить наружу, что позволит точно определить место проблемы.
Еще одним эффективным методом является использование компрессора для создания избыточного давления в системе охлаждения. Это позволяет выявить утечки, которые могут быть не видны при обычном осмотре. Однако этот метод требует осторожности и опыта, так как неправильное использование может привести к повреждению компонентов системы.
После обнаружения утечки необходимо произвести ее устранение. В случае повреждения радиатора или патрубков может потребоваться их замена. Если утечка происходит в месте соединения, достаточно будет подтянуть хомуты или заменить уплотнительные кольца. Важно помнить, что использование некачественных запчастей или герметиков может привести к повторным утечкам, поэтому стоит выбирать только проверенные и надежные материалы.
После устранения утечки необходимо провести повторную проверку системы на герметичность. Для этого можно запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу, следя за уровнем охлаждающей жидкости и состоянием всех компонентов. Если уровень жидкости остается стабильным, а на поверхности нет следов охлаждающей жидкости, можно считать, что проблема решена.
Регулярное обслуживание системы охлаждения, включая проверку на утечки, поможет избежать серьезных проблем и продлить срок службы двигателя. Рекомендуется проводить такие проверки не реже одного раза в год, а также перед длительными поездками.
Вопрос-ответ
Сколько литров антифриза в ВАЗ 2114 8 клапанов?
По объёму: система охлаждения ВАЗ 2114 вмещает примерно 7 литров жидкости, но часть остаётся в системе. Поэтому обычно требуется около 5 литров для замены без промывки и 7 – с промывкой.
Как понять, что система охлаждения вышла из строя?
Неполадки в работе системы охлаждения могут проявляться такими признаками, как перегрев двигателя (закипание), переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев), утечка охлаждающей жидкости (антифриза).
Из чего состоит система охлаждения ВАЗ 2114?
Система охлаждения ВАЗ: насос водяной, патрубки, мотор отопителя.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Это поможет избежать перегрева двигателя и продлит срок службы системы охлаждения. Убедитесь, что уровень жидкости находится между минимальной и максимальной отметками на бачке.
СОВЕТ №2
Следите за состоянием радиатора и шлангов. Периодически осматривайте их на наличие трещин, утечек и коррозии. При обнаружении повреждений замените детали, чтобы предотвратить серьезные проблемы с охлаждением.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной замене охлаждающей жидкости. Рекомендуется менять ее каждые 2-3 года или согласно рекомендациям производителя. Это поможет избежать образования отложений и коррозии в системе.
СОВЕТ №4
Проверяйте работу термостата. Если двигатель перегревается или не достигает рабочей температуры, возможно, термостат заедает. В таком случае его следует заменить для обеспечения нормальной работы системы охлаждения.




