Регулировка электронного зажигания на ВАЗ 2106 — важная процедура для оптимальной работы двигателя, повышения мощности и снижения расхода топлива. В статье рассмотрим процесс настройки системы зажигания и рекомендации по диагностике и устранению неисправностей. Правильная регулировка улучшит эксплуатационные характеристики автомобиля и продлит срок службы его компонентов, что полезно для владельцев ВАЗ 2106.
Как устроена системы зажигания на классических двигателях ВАЗ
- Сердечник. 2. Изолятор. 3. Внешний магнитопровод. 4. Первичная обмотка. 5. Вторичная обмотка. 6. Гофрированный картонный слой. 7. Изоляционная бумага для обмоток. 8. Каркас вторичной обмотки. 9. Внешняя изоляция первичной обмотки. 10. Пружина. 11. Крышка. 12. Клемма для вывода конца первичной обмотки. 13. Клемма высокого напряжения (вывод начала вторичной обмотки). 14. Контактный винт. 15. Клемма «+Б» для вывода начала первичной обмотки и конца вторичной. 16. Скоба для крепления катушки. 17. Корпус. 18. Изолятор с ребром. 19. Теплоотводная шайба. 20. Уплотнительное кольцо. 21. Корпус. 22. Стержень. 23. Изолятор. 24. Контактная гайка. 25. Центральный электрод. 26. Боковой электрод. 27. Контактная часть. 28. Пружинное кольцо. 29. Стопорная шайба. 30. Шайба. 31. Колодка. 32. Пружина. 33. Цилиндр. 34. Корпус. 35. Ротор. 36. Запорный стержень противоугонного устройства. 37. Текстолитовая шайба. 38. Пружина. 39. Валик. 40. Выступ для соединения с цилиндром. 41. Выступ для соединения с ротором. 42. Паз для соединения с ведущей втулкой противоугонного устройства. 43. Контактные кольца ротора.
Двигатели, устанавливаемые на модели ВАЗ 2106, имеют различные рабочие объемы, однако их конструкция остается одинаковой. Трамблёр, компоненты ГРМ, передняя крышка с метками и шкив коленвала могут быть взаимозаменяемыми при ремонте. В этих автомобилях используются как контактные (КСЗ), так и бесконтактные (БСЗ) системы зажигания. В первом случае размыкание контактов осуществляется механически при повороте вала трамблёра на 90 градусов. Во втором варианте применяется датчик Холла и контроллер, которые обеспечивают точное определение момента искрообразования в цилиндрах.
Простая контактная система включает в себя следующие элементы:
- Замок зажигания, который также выполняет функцию выключателя;
- Катушка зажигания с двумя обмотками для генерации высокого напряжения;
- Механический прерыватель, который размыкает первичную обмотку катушки в нужный момент;
- Ротор и контактная крышка для распределения напряжения к свечам зажигания;
- Центробежный и вакуумный регуляторы;
- Транзистор, который снижает силу тока в первичной обмотке и увеличивает срок службы;
- Свечи зажигания;
- Высоковольтные провода.
Принцип работы любой системы зажигания можно описать следующим образом. Когда поршень в цилиндре достигает верхней точки и максимально сжимает топливную смесь, происходит размыкание обмоток катушки. Высокое напряжение через крышку-распределитель передается по высоковольтному проводу к соответствующей свече зажигания, где на электродах возникает мощная искра, вызывающая воспламенение. Этот процесс называется рабочим ходом поршня.
С увеличением оборотов двигателя угол опережения зажигания (УОЗ) изменяется, а центробежный регулятор оптимизирует угол. Вакуумный регулятор корректирует угол в зависимости от разрежения во впускном коллекторе, что позволяет достигать оптимальной мощности на всех режимах работы двигателя.
Регулировка электронного зажигания на ВАЗ 2106 является важной процедурой, которая может значительно повысить эффективность работы двигателя. Эксперты отмечают, что правильная настройка системы зажигания позволяет улучшить запуск автомобиля, снизить расход топлива и уменьшить выбросы вредных веществ. В процессе регулировки необходимо учитывать угол опережения зажигания, который должен соответствовать рекомендациям производителя. Также важно следить за состоянием свечей зажигания и катушки, так как их неисправности могут негативно сказаться на работе всей системы. Специалисты советуют проводить эту процедуру регулярно, особенно после замены деталей или при изменении условий эксплуатации автомобиля. Правильная регулировка не только продлевает срок службы двигателя, но и обеспечивает его надежную работу в любых условиях.

Признаки неисправности
Регулировка зажигания на автомобиле становится необходимой после проведения ремонта двигателя или демонтажа трамблёра. Как и любая другая механическая система, она подвержена износу, что может проявляться в следующих симптомах:
- Двигатель не запускается или работает нестабильно. Если топливо поступает в карбюратор, то проблема может заключаться в неверной настройке угла зажигания или смещении меток на цепи ГРМ.
- Ухудшение динамики разгона и снижение эластичности двигателя. Воспламенение топливной смеси происходит не в оптимальный момент, что приводит к снижению КПД.
- Увеличение расхода топлива. Это может происходить при позднем зажигании, когда для достижения прежней динамики требуется сильнее нажимать на педаль акселератора. Часть топлива не успевает сгореть и выбрасывается в выхлопную систему.
- Позднее зажигание может вызывать хлопки в глушителе, когда несгоревшая топливная смесь воспламеняется в момент открытия выпускного клапана.
- Неправильная работа двигателя может быть следствием раннего воспламенения бензина в цилиндрах. Взрыв, происходящий до достижения поршнем верхней мертвой точки (ВМТ), вызывает характерные звуки тарахтения и звона.
Если вы заметили подобные неисправности, важно проверить корректность установки зажигания на ВАЗ 2106 и, при необходимости, произвести его регулировку. Для этого вам понадобятся свечной ключ, ключ на «13», лампочка или стробоскоп, а также пластинчатый щуп.
| Параметр | Значение | Примечание |
|---|---|---|
| Тип зажигания | Контактное (трамблер) | На ВАЗ 2106 чаще всего устанавливалось контактное зажигание. |
| Угол опережения зажигания (УОЗ) | 5-7 градусов до ВМТ | Базовое значение для двигателя ВАЗ 2106. |
| Обороты двигателя для установки УОЗ | 750-850 об/мин | Холостой ход двигателя. |
| Зазор между контактами прерывателя | 0.40-0.45 мм | Влияет на длительность искры и стабильность работы. |
| Зазор между электродами свечей зажигания | 0.8-0.9 мм | Для стандартных свечей. |
| Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | Важно для правильного подключения высоковольтных проводов. |
| Инструменты для регулировки | Стробоскоп, щуп, отвертка, ключ на 10 | Основной набор для регулировки. |
| Признаки неправильной регулировки | Детонация, потеря мощности, перегрев, повышенный расход топлива | Симптомы, указывающие на необходимость регулировки. |
| Частота проверки/регулировки | Каждые 10 000 — 15 000 км пробега | Или при появлении признаков неисправности. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о регулировке электронного зажигания на ВАЗ 2106:
-
Точная настройка угла опережения зажигания: На ВАЗ 2106 с электронным зажиганием угол опережения зажигания можно точно настроить с помощью специального оборудования или с помощью стробоскопа. Это позволяет оптимизировать работу двигателя, улучшить его мощность и снизить расход топлива.
-
Преимущества электронного зажигания: В отличие от традиционного контактного зажигания, электронное зажигание обеспечивает более стабильную работу двигателя, уменьшает вероятность пропусков зажигания и увеличивает срок службы свечей зажигания. Это связано с тем, что электронная система более устойчива к колебаниям напряжения и температурным изменениям.
-
Автоматическая коррекция: Современные системы электронного зажигания могут автоматически корректировать угол опережения зажигания в зависимости от условий работы двигателя, таких как температура, нагрузка и скорость. Это позволяет добиться более эффективного сгорания топлива и снижает выбросы вредных веществ в атмосферу.

Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106
Рассмотрим три популярных метода настройки угла зажигания на двигателях ВАЗ.
При помощи стробоскопа (по меткам)
Этот метод позволяет точно установить зажигание по меткам, не требуя снятия трамблера и клапанной крышки. Весь процесс занимает всего 5 минут. Стробоскоп можно приобрести в любом магазине автозапчастей. Следуйте этому порядку действий:
- На выключенном автомобиле ослабьте гайку крепления трамблера, предварительно сделав отметку на его корпусе для обозначения начального положения;
- На передней крышке двигателя найдите две короткие и одну длинную метку, очистите их от грязи и масла;
- Подключите минусовой провод стробоскопа к «массе» двигателя, плюсовой — к катушке зажигания, а специальный зажим — к высоковольтному проводу первого цилиндра;
- Запустите двигатель и включите стробоскоп. Свет от его лампы, направленный на шкив, покажет фактическое положение момента зажигания;
- Медленно поворачивая корпус трамблера, добейтесь совмещения метки на шкиве коленвала с приливами на передней крышке;
- Проверьте обороты двигателя с помощью тахометра и при необходимости отрегулируйте холостой ход на карбюраторе;
- Затяните гайку фиксации трамблера.
Метки имеют значения 0, 5 и 10 относительно верхней мертвой точки (ВМТ). Для корректной работы на бензине 92 выбирайте опережение 0 градусов.

Установка по лампочке
Если у вас нет стробоскопа, но необходимо точно выставить зажигание, можно воспользоваться обычной автомобильной лампой на 12 вольт. К ней следует припаять два провода с очищенными концами. Процесс настройки выполняется в следующем порядке:
- Извлеките свечу из первого цилиндра.
- С помощью храповика или подходящего ключа поворачивайте коленвал до начала такта сжатия в первом цилиндре.
- Совместите метки на шкиве коленвала с выступами на корпусе крышки; для бензина АИ-92 выбирайте среднюю или последнюю короткую метку.
- Снимите крышку трамблера, отметив положение бегунка на роторе напротив первого цилиндра.
- Ослабьте крепление корпуса трамблёра, при этом застёжки крышки должны находиться параллельно двигателю.
- Установку трамблёра после его снятия производите сразу в этом положении — это упростит дальнейшую настройку.
- Подключите провода от лампочки к корпусу (минус) и к низковольтному проводу внутри трамблёра (плюс).
- Включите зажигание в салоне (не прокручивайте стартер).
- Если зажигание выставлено правильно, контакты будут разомкнуты, и лампочка не загорится.
- Можно немного повернуть корпус трамблёра, чтобы найти устойчивое положение, при котором лампочка погаснет.
- Затяните крепление трамблёра, установите крышку и выключите зажигание. Регулировка завершена.
Выставляем зажигание на слух
Настроить примерное положение трамблера можно быстро и без использования специальных инструментов. Для этого понадобятся терпение и хороший слух. Этот метод подходит только в случае исправной работы карбюратора и газораспределительного механизма. Следуйте этим шагам:
- Запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры, при этом ручка дроссельной заслонки в карбюраторе должна быть полностью утоплена;
- Немного ослабьте крепление трамблера и начните осторожно его поворачивать;
- При значительных углах поворота двигатель может глохнуть или, наоборот, увеличивать обороты;
- Цель состоит в том, чтобы добиться стабильных холостых оборотов в пределах 700-800 об/мин без посторонних звуков и детонации;
- Зафиксируйте распределитель в этом положении.
Такой способ настройки на слух требует последующей проверки на дороге или с помощью стробоскопа, однако для первоначальной настройки это оптимальный метод.
Как установить бесконтактное (электронное) зажигание
Установка электронного зажигания является одним из самых эффективных способов оптимизации работы двигателя. Переход на бесконтактную систему предоставляет ряд значительных преимуществ:
- Легкий холодный запуск;
- Стабильная работа мотора на любых оборотах;
- Высокая степень надежности;
- Продление срока службы свечей зажигания;
- Сильная искра;
- Нет необходимости в регулировке зазора и центробежного регулятора.
В комплекте поставки вы найдете трамблёр с датчиком Холла, специальную катушку зажигания и коммутатор. Высоковольтные провода можно оставить от старой системы.
Для установки бесконтактного зажигания вместо старого вам понадобятся ключи на «13» и «10», два винта для крепления коммутатора и стробоскоп для настройки угла опережения.
Этапы выполнения работ:
- Поворачиваем шкив коленвала до метки на крышке двигателя, поршень первого цилиндра должен находиться в верхней мертвой точке (ВМТ).
- Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
- Снимаем крышку со старого трамблёра и фиксируем положение бегунка относительно двигателя. Это упростит установку и настройку нового трамблёра.
- Отсоединяем провод от катушки зажигания, откручиваем фиксатор ключом на «13» и извлекаем трамблёр из блока двигателя.
- Устанавливаем новый распределитель, ориентируясь на сделанные отметки, стараясь совместить метки на корпусе и положение бегунка. Крепление не затягиваем до конца.
- Меняем катушку зажигания на новую и устанавливаем коммутатор под капотом. Электронный блок следует разместить в сухом месте, вдали от горячих деталей, например, на крыле или моторном щите.
- Подключаем проводку согласно схеме, приведенной в инструкции к бесконтактному зажиганию. Присоединяем высоковольтные провода.
- Закрываем трамблёр крышкой и затягиваем гайку крепления. Система установлена и готова к эксплуатации. Осталось лишь отрегулировать угол опережения зажигания.
Проверка угла зажигания во время движения автомобиля
Проверку работоспособности системы зажигания после любых настроек лучше всего проводить во время движения. Это объясняется особенностями конструкции трамблера и октановым числом используемого топлива. Иногда выставленные углы зажигания по меткам не обеспечивают необходимую динамику и отзывчивость. В этом случае можно воспользоваться регулировкой на слух, ориентируясь на начало детонации:
- Разгоните автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
- Включите прямую передачу (на ВАЗ 2106 это четвёртая) и нажмите на педаль газа до упора;
- Должен появиться характерный звук (детонация), который исчезнет через 2-3 секунды, а ускорение будет плавным и мощным без провалов;
- Если детонация не прекращается на протяжении всего разгона, это указывает на «ранний» угол зажигания;
- Полное отсутствие звука и слабая динамика свидетельствуют о запаздывании искры в цилиндрах;
- Отрегулируйте положение трамблера, поворачивая его на 3-5 градусов;
- После завершения регулировки отметьте положение корпуса трамблера относительно блока с помощью риски или краски.
Регулярная настройка зажигания является важной процедурой. Интервал обслуживания для простой контактной системы зажигания составляет 15000 км, для электронной — в два раза больше. Также необходимо периодически проверять состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке можно выполнить самостоятельно, не имея гаража. Умение самостоятельно регулировать зажигание на ВАЗ 2106 всегда будет полезным в дальней дороге или зимой, когда могут возникнуть проблемы с запуском.
Советы по обслуживанию и профилактике системы зажигания
Система зажигания является одной из ключевых компонентов автомобиля, обеспечивающих его надежную работу. Регулярное обслуживание и профилактика этой системы помогут избежать серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам поддерживать систему зажигания вашего ВАЗ 2106 в идеальном состоянии.
1. Регулярная проверка свечей зажигания
Свечи зажигания играют важную роль в процессе воспламенения топливной смеси. Рекомендуется проверять их состояние каждые 10 000 — 15 000 километров пробега. Обратите внимание на следующие моменты:
- Износ электродов: Если они сильно изношены или покрыты нагаром, их необходимо заменить.
- Цвет изолятора: Светло-коричневый цвет указывает на нормальную работу, черный или белый — на проблемы с топливной смесью.
- Зазор между электродами: Он должен соответствовать рекомендациям производителя (обычно 0,7 — 0,9 мм).
2. Проверка высоковольтных проводов
Высоковольтные провода передают электрический импульс от катушки зажигания к свечам. Их состояние также критически важно для работы системы зажигания. Рекомендуется:
- Проверка на наличие повреждений: Осмотрите провода на наличие трещин, изломов или других повреждений.
- Проверка сопротивления: Используйте мультиметр для измерения сопротивления проводов. Нормальное значение должно быть в пределах 5-10 кОм на метр.
- Замена при необходимости: Если провода старые или поврежденные, их следует заменить на новые.
3. Обслуживание катушки зажигания
Катушка зажигания отвечает за создание высокого напряжения, необходимого для искры. Для ее обслуживания следует:
- Проверка крепления: Убедитесь, что катушка надежно закреплена и не имеет коррозии на контактах.
- Проверка работы: При помощи тестера проверьте выходное напряжение катушки. Оно должно соответствовать нормам, указанным в технической документации.
- Замена при неисправности: Если катушка не работает должным образом, ее необходимо заменить.
4. Регулировка угла опережения зажигания
Правильная настройка угла опережения зажигания обеспечивает оптимальную работу двигателя. Для этого:
- Используйте стробоскоп: С помощью стробоскопа проверьте угол опережения зажигания, который должен соответствовать заводским настройкам.
- Регулировка: Если угол не соответствует норме, отрегулируйте его, изменив положение распределителя зажигания.
5. Профилактика коррозии
Коррозия может негативно сказаться на работе системы зажигания. Для ее предотвращения:
- Очистка контактов: Регулярно очищайте контакты катушки и свечей от окислов и грязи.
- Использование антикоррозийных средств: Наносите специальные средства на металлические части системы зажигания для защиты от коррозии.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете поддерживать систему зажигания вашего ВАЗ 2106 в исправном состоянии, что обеспечит надежную работу двигателя и повысит его эффективность. Регулярное обслуживание поможет избежать неожиданных поломок и продлить срок службы автомобиля.
Вопрос-ответ
Как проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2106?
Для проверки правильности установки зажигания необходимо использовать стробоскоп. Подключите его к системе зажигания и запустите двигатель. Сравните метки на шкиве коленчатого вала с метками на корпусе двигателя. Если метки совпадают, зажигание установлено правильно.
Что делать, если зажигание не регулируется?
Если зажигание не регулируется, проверьте состояние распределителя зажигания и свечей. Возможно, потребуется заменить изношенные детали. Также убедитесь, что все соединения проводов надежны и нет обрывов. Если проблема сохраняется, стоит обратиться к специалисту для диагностики.
Какой инструмент нужен для регулировки зажигания на ВАЗ 2106?
Для регулировки зажигания вам понадобятся: отвертка, ключи для снятия крышки распределителя, стробоскоп для проверки угла опережения зажигания и, возможно, мультиметр для проверки электрических соединений. Также может понадобиться штангенциркуль для точной настройки.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом регулировки электронного зажигания убедитесь, что двигатель находится в исправном состоянии. Проверьте свечи зажигания, провода и аккумулятор. Неправильная работа этих компонентов может привести к ошибочным показателям при настройке.
СОВЕТ №2
Используйте специальный инструмент для проверки угла опережения зажигания. Это поможет вам точно установить нужные параметры и избежать проблем с запуском двигателя или его работой на холостом ходу.
СОВЕТ №3
Регулировку лучше всего проводить на прогретом двигателе, так как температура влияет на работу системы зажигания. Убедитесь, что двигатель достиг рабочей температуры перед началом настройки.
СОВЕТ №4
После завершения регулировки сделайте тест-драйв автомобиля. Обратите внимание на поведение двигателя при различных режимах работы. Если возникнут проблемы, возможно, потребуется повторная настройка или диагностика других систем автомобиля.



