В статье рассмотрим положение распредвалов на 16-клапанных двигателях ВАЗ, что критично для их работы. Правильная установка распредвалов оптимизирует работу двигателя и предотвращает повреждения из-за неправильной синхронизации. Эта информация будет полезна автолюбителям, обслуживающим свои автомобили, и специалистам по ремонту и настройке двигателей.
РАСПРЕДВАЛ АВТО ВАЗ 2110
Распределительный вал ВАЗ 2110 — это ключевой элемент двигателя. Он обеспечивает своевременное открытие клапанов, что позволяет правильно подавать топливную смесь. Кроме того, через него выводятся продукты сгорания. Технические характеристики распредвала обеспечивают нормальную работу автомобиля. Однако некоторые автовладельцы считают эти параметры недостаточными и стремятся модифицировать распредвал, придавая ему более современный и спортивный стиль.
Эксперты отмечают, что правильное положение распредвалов на 16-клапанных двигателях ВАЗ играет ключевую роль в обеспечении оптимальной работы двигателя. Неправильная установка может привести к снижению мощности, увеличению расхода топлива и повышенному износу деталей. Специалисты рекомендуют тщательно следить за метками на шестернях распредвалов и соблюдать инструкции по их установке. Кроме того, важно учитывать, что регулировка зазоров клапанов также зависит от точного положения распредвалов. В случае возникновения проблем, таких как стуки или неравномерная работа двигателя, эксперты советуют немедленно проверять установку распредвалов, чтобы избежать серьезных повреждений. Правильная настройка этих компонентов способствует долговечности и надежности двигателя.

Устройство распределительного вала на «десятке»
В большинстве случаев отечественные производители используют чугун для создания распределительных валов. Эти детали изготавливаются в литом виде и имеют пять опор. На конце вала располагается эксцентрик, который активирует топливный насос. Для увеличения срока службы кулачков и сальников их подвергают отбеливанию. Чтобы предотвратить смещение оси распредвала, инженеры разработали фланец.
Этот фланец устанавливается между цилиндрами и корпусом вспомогательных механизмов. Привод вала и шкива насоса, отвечающего за охлаждение жидкости, осуществляется с помощью зубчатого ремня. Натяжение ремня контролируется роликом, который вращается относительно шпильки, находящейся на ремне.
Для настройки натяжения необходимо использовать специальный ключ и выставить положение зажигания по меткам. Для измерения объема воздуха, поступающего в двигатель, предусмотрен датчик распредвала ВАЗ 2110 (ДПРВ). Он может выйти из строя только в случае, если влага попадает в двигатель вместе с воздухом.
На низких оборотах ДПРВ может давать неточные показания, завышая их на 15-25%. Это приводит к изменению привычного ритма работы двигателя: он начинает плохо функционировать на холостом ходу, может резко глохнуть при увеличении нагрузки и даже не запускаться. При этом расход топлива значительно возрастает.
Завод-производитель оснастил датчик некоторыми чувствительными элементами, которые устанавливаются в зоне поступления воздуха. Эти элементы проводят температурный анализ входящего воздуха и, если его температура не соответствует норме, нагревают до необходимого уровня. Сигнал представляет собой постоянное напряжение, которое может варьироваться от 1 до 5 В.
Когда двигатель работает, воздух сначала проходит через датчик перед резистором, а затем через второй, который находится за ним. Второй датчик сохраняет свою температуру. На основе сигналов обоих датчиков можно построить кривую и отслеживать продолжительность открытия форсунок.
Одной из причин неисправности распределительного вала может быть износ сальника, замену которого можно выполнить самостоятельно, не обращаясь в сервис. Для начала необходимо установить автомобиль в нейтральное положение. Затем аккуратно снимите крышку, защищающую зубчатый ремень.
Коленчатый вал следует повернуть по часовой стрелке до совпадения меток. Ослабьте гайку крепления и снимите ремень со шкива. Затем с помощью ключа снимите шкив со шпонкой. Сальник будет виден, его нужно заменить на новый, предварительно смазав машинным маслом. Сборка вала осуществляется в обратном порядке:
- шкив;
- ремень;
- регулировка меток;
- защитная крышка.
Если метки не совпадают, их нужно дополнительно отрегулировать, внимательно следя за положением шкива. Замена сальника распредвала требует обязательной регулировки момента зажигания. Проверка технического состояния распредвала должна проводиться водителем не только по необходимости, но и в целях профилактики.
Убедитесь, что поверхности всех деталей вала не имеют царапин и повреждений, а также хорошо отполированы. Признаки заедания на вале указывают на необходимость ремонта. Корпус подшипников не должен иметь трещин. Обязательно проверьте зазор между шейками и отверстиями опор. Все зубцы ремня должны иметь четкий профиль.
Не допускаются отслоения, складки, трещины и следы масла. Следите за тем, чтобы натяжение ремня не было чрезмерным, так как это приведет к быстрому износу. В современном мире популярностью пользуется тюнинг автомобилей. Водители стремятся доработать свои машины, добавляя в них элементы новизны и уникального дизайна.
Распредвал, как и другие детали, можно заменить на более мощный (с подъемом 11 мм). Иногда устанавливают вал от спортивных автомобилей, но у него есть свои недостатки. В условиях городского вождения такой распредвал может быть непрактичным, так как создает значительный провал на низких оборотах, а максимальная отдача достигается только при высокой скорости.
Старайтесь найти оптимальное соотношение между мощностью и расходом топлива, и двигатель вашей «десятки» продемонстрирует новые технические характеристики.

| Параметр | Впускной распредвал | Выпускной распредвал |
|---|---|---|
| Назначение | Открытие впускных клапанов | Открытие выпускных клапанов |
| Расположение | Над впускными клапанами | Над выпускными клапанами |
| Привод | Цепной или ременной | Цепной или ременной |
| Фазы газораспределения | Определяют момент открытия/закрытия впускных клапанов | Определяют момент открытия/закрытия выпускных клапанов |
| Профиль кулачков | Влияет на подъем клапана и длительность открытия | Влияет на подъем клапана и длительность открытия |
| Материал | Чугун, сталь | Чугун, сталь |
| Особенности | Может иметь фазовращатель (VVT) | Может иметь фазовращатель (VVT) |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о положении распредвалов на 16-клапанных двигателях ВАЗ:
-
Система DOHC: 16-клапанные двигатели ВАЗ используют систему DOHC (двойной верхний распредвал), что позволяет более точно управлять открытием и закрытием клапанов. Это улучшает наполнение цилиндров и, как следствие, повышает мощность и эффективность двигателя по сравнению с однораспредвальными системами.
-
Регулировка зазоров: В 16-клапанных двигателях ВАЗ зазоры между клапанами и толкателями регулируются с помощью специальных шайб. Это позволяет поддерживать оптимальную работу двигателя и предотвращает его перегрев, что особенно важно для высокооборотистых двигателей.
-
Положение распредвалов и фазовращение: На некоторых моделях 16-клапанных двигателей ВАЗ используется система фазовращения, которая позволяет изменять угол опережения зажигания и время открытия клапанов в зависимости от режима работы двигателя. Это улучшает как экономичность, так и динамические характеристики автомобиля.

Регулировка зазоров клапанов
Регулировка зазоров клапанов является важной процедурой для обеспечения правильной работы двигателя автомобиля с 16-клапанным двигателем ВАЗ. Зазоры клапанов влияют на эффективность работы двигателя, его мощность и расход топлива. Неправильные зазоры могут привести к повышенному износу деталей, снижению производительности и увеличению выбросов вредных веществ.
Для начала, необходимо понимать, что зазоры клапанов представляют собой расстояние между концом клапана и толкателем или рокером, в зависимости от конструкции двигателя. В 16-клапанном двигателе ВАЗ зазоры регулируются для впускных и выпускных клапанов отдельно, так как они могут иметь разные значения.
Процедура регулировки зазоров клапанов включает несколько этапов:
- Подготовка автомобиля: Перед началом работы необходимо убедиться, что двигатель остыл, так как горячий двигатель может привести к неправильным измерениям. Также следует отключить аккумулятор для предотвращения случайного запуска двигателя.
- Снятие крышки клапанов: Для доступа к клапанам необходимо снять крышку клапанов. Это может потребовать откручивания нескольких болтов и отсоединения различных шлангов и проводов.
- Проверка положения поршня: Перед измерением зазоров клапанов необходимо установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Это можно сделать, вращая коленчатый вал с помощью ключа на шкиве. Важно убедиться, что поршень находится в ВМТ именно в такте сжатия.
- Измерение зазоров: С помощью щупа измеряются зазоры между концами клапанов и толкателями. Для этого щуп вставляется в зазор, и необходимо выбрать такой размер, который будет проходить с небольшим сопротивлением. Если зазор меньше или больше нормы, его необходимо отрегулировать.
- Регулировка зазоров: Если зазор не соответствует установленным значениям, его можно отрегулировать с помощью специальных регулировочных шайб или винтов, в зависимости от конструкции двигателя. Для этого необходимо заменить шайбы на более тонкие или толстые, чтобы достичь нужного значения зазора.
- Повторная проверка: После регулировки зазоров необходимо повторно измерить их, чтобы убедиться, что они находятся в пределах нормы. Если все значения в порядке, можно продолжить сборку.
- Сборка и проверка: Установите крышку клапанов на место, убедитесь, что все болты затянуты, и подключите все отсоединенные шланги и провода. После завершения сборки рекомендуется запустить двигатель и прослушать его работу на наличие посторонних звуков, которые могут указывать на неправильную регулировку зазоров.
Регулировка зазоров клапанов должна проводиться регулярно, в зависимости от пробега автомобиля и рекомендаций производителя. Это поможет поддерживать двигатель в хорошем состоянии и продлить его срок службы.
Вопрос-ответ
Что будет, если поменять местами распредвалы на Приоре?
Здравствуйте! Не заведётся. Клапана погнет. А может, и ничего не будет.
Где должен стоять распредвал?
Распредвал устанавливают чаще в верхней части головки блока цилиндров, но встречаются системы также с нижним расположением.
Каким моментом затягивать распредвал ВАЗ?
Болты затягиваем в два этапа: сначала «от руки», потом динамометрическим ключом в диапазоне 18–22 Н·м. Не пытайтесь тянуть на глаз — можно сорвать резьбу или зажать вал, и он заклинит на первых оборотах. Шкив ставим на место, болт затягиваем с усилием 67–83 Н·м.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы обязательно ознакомьтесь с технической документацией вашего автомобиля. Это поможет вам понять, как правильно установить распредвалы и избежать ошибок в процессе.
СОВЕТ №2
Используйте специальные инструменты для фиксации распредвалов в нужном положении. Это значительно упростит процесс установки и обеспечит точность, что критично для правильной работы двигателя.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на метки на шестернях распредвалов и коленвала. Они должны совпадать с метками на корпусе двигателя, чтобы избежать неправильной синхронизации, что может привести к серьезным повреждениям.
СОВЕТ №4
После завершения установки распредвалов проверьте зазоры клапанов. Это поможет убедиться, что все работает корректно и предотвратит возможные проблемы в будущем.

