Пн-вс: 10:00—22:00
whatsapp telegram vkontakte email

Почему не срабатывает вентилятор охлаждения на ваз 2110, инжектор: возможные причины и решения

Вентилятор охлаждения поддерживает оптимальную температуру двигателя ВАЗ 2110 с инжектором. Его неисправность может привести к перегреву и серьезным повреждениям. В статье рассмотрим основные причины, по которым вентилятор может не работать, а также рекомендации по диагностике и устранению проблем. Эти знания помогут владельцам автомобилей избежать неприятностей и обеспечить надежную работу транспортного средства.

Устройство и проверка датчика включения вентилятора ВАЗ 2110

Система охлаждения автомобиля играет ключевую роль в поддержании правильной температуры двигателя. К основным компонентам этой системы относятся каналы для антифриза в блоке цилиндров, патрубки, термостат и радиатор. В электрическую часть входят датчик включения вентилятора для моделей ВАЗ 2110, температурный датчик и электродвигатель с крыльчаткой, обеспечивающий охлаждение радиатора. Если неисправности системы охлаждения не будут обнаружены вовремя, это может привести к перегреву двигателя и значительным затратам на ремонт.

Существует несколько причин, по которым вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110 может не срабатывать. Во-первых, стоит проверить предохранители и реле, так как их неисправность может полностью блокировать работу вентилятора. Во-вторых, необходимо обратить внимание на датчик температуры охлаждающей жидкости. Если он неисправен, то сигнал о необходимости включения вентилятора не поступит. Также стоит проверить сам вентилятор на предмет механических повреждений и работоспособности. Иногда причиной может быть недостаток напряжения в электрической цепи, что также приводит к неработоспособности устройства. Важно провести диагностику системы охлаждения, чтобы выявить и устранить проблему.

Схемы включения

В двигателях ВАЗ 2110, как инжекторных, так и карбюраторных, температурный биметаллический датчик ТМ-108 выполняет разные функции в процессе управления работой вентилятора.

В карбюраторных моделях этот датчик размещен на радиаторе с левой стороны по ходу движения. При повышении температуры резьбовой части, которая находится в контакте с охлаждающей жидкостью, биметаллическая пластина изгибается, замыкая электрические контакты. Напряжение от аккумулятора через предохранитель поступает на один из контактов электродвигателя, а второй контакт, при срабатывании датчика, соединяется с корпусом, что приводит в движение вентилятор.

В инжекторных версиях ВАЗ 2110 датчик ТМ-108 установлен рядом с термостатом, и его сигнал передается на электронный блок управления (ЭБУ). Управляющий сигнал от ЭБУ активирует реле вентилятора системы охлаждения, которое, как и в карбюраторных моделях, управляет работой электродвигателя.

Кроме того, во всех моделях двигателей в блоке цилиндров имеется еще один датчик, сигнал которого используется для отображения температуры охлаждающей жидкости на панели приборов в салоне автомобиля.

Причина неисправности Возможные симптомы Способы диагностики и устранения
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) Вентилятор не включается при достижении рабочей температуры, двигатель перегревается. На приборной панели может загореться индикатор перегрева. Проверить сопротивление датчика мультиметром (сравнить с эталонными значениями). Заменить датчик при необходимости.
Неисправность реле включения вентилятора Вентилятор не включается, даже если ДТОЖ исправен. Может быть слышен щелчок реле, но вентилятор не работает. Проверить реле на работоспособность, подав на него напряжение от аккумулятора. Заменить реле при неисправности.
Неисправность предохранителя вентилятора Вентилятор не включается. Другие электрические приборы могут работать исправно. Проверить предохранитель в блоке предохранителей (обычно под капотом). Заменить перегоревший предохранитель.
Неисправность электродвигателя вентилятора Вентилятор не вращается, даже если на него подается напряжение. Может быть слышен гул или скрежет. Проверить подачу напряжения на электродвигатель. Если напряжение есть, а вентилятор не работает, заменить электродвигатель.
Обрыв проводки или плохой контакт Вентилятор не включается, может работать периодически. Проверить целостность проводки от ДТОЖ до реле, от реле до вентилятора. Проверить надежность контактов в разъемах.
Неисправность блока управления двигателем (ЭБУ) Вентилятор не включается, могут быть другие проблемы с работой двигателя. Диагностика ЭБУ с помощью специализированного оборудования. Ремонт или замена ЭБУ (крайне редкая причина).
Низкий уровень охлаждающей жидкости Двигатель перегревается, но вентилятор может не включаться, так как ДТОЖ не погружен в жидкость. Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Долить жидкость до необходимого уровня.
Завоздушивание системы охлаждения Двигатель перегревается, вентилятор может не включаться из-за воздушной пробки вокруг ДТОЖ. Удалить воздух из системы охлаждения (прокачать систему).

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о проблемах с вентилятором охлаждения на ВАЗ 2110 с инжекторным двигателем:

  1. Датчик температуры: Вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110 обычно срабатывает при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости. Если датчик температуры неисправен или неправильно калиброван, это может привести к тому, что вентилятор не будет включаться, даже если двигатель перегревается.

  2. Реле вентилятора: В системе охлаждения ВАЗ 2110 используется реле, которое управляет работой вентилятора. Если реле вышло из строя, вентилятор не будет получать сигнал на включение. Проверка реле и его замена может решить проблему.

  3. Проблемы с проводкой: Износ или повреждение проводки, ведущей к вентилятору или датчику температуры, также может быть причиной его неработоспособности. Коррозия, обрывы проводов или плохие контакты могут препятствовать нормальному функционированию системы охлаждения.

Эти факты подчеркивают важность регулярного технического обслуживания и диагностики системы охлаждения для предотвращения перегрева двигателя.

Вентилятор не включается

Существует несколько причин, по которым может возникнуть проблема:

  1. Предохранитель. В монтажном блоке может быть неисправен предохранитель F7, который имеет номинал 20 ампер и отвечает за питание цепей электровентилятора и звукового сигнала.
  2. Термостат. Если жидкость циркулирует только по малому кругу, радиатор и датчик не нагреваются, что приводит к тому, что вентилятор не включается. Это можно проверить, прощупав патрубки, которые должны начать нагреваться после открытия термостата.
  3. Датчик. На автомобилях ВАЗ 2110 с карбюратором для проверки необходимо замкнуть контакты. Если прибор неисправен, электровентилятор включится. На инжекторных моделях нужно отсоединить разъем; при исправной работе остальных элементов ЭБУ определит разрыв в цепи и выдаст аварийный сигнал на реле, что заставит электродвигатель включиться для охлаждения.
  4. Реле вентилятора системы охлаждения на инжекторных двигателях ВАЗ 2110. Для проверки отключается датчик, и замыкаются силовые контакты на реле, расположенном в дополнительном блоке предохранителей. Если система заработала, следует проверить управляющую обмотку: на одном из контактов всегда должен быть плюс от главного реле, соединяя второй контакт с корпусом, можно услышать щелчок срабатывания. Однако лучше всего временно заменить реле на исправное для проверки.
  5. Электродвигатель. При проверке необходимо отключить разъем и подать напряжение напрямую с аккумулятора для принудительного включения крыльчатки.

Если все вышеперечисленные элементы работают исправно, следует искать обрыв в проводах, последовательно проверяя их. Также возможен плохой контакт с корпусом автомобиля на клеммах проводов подключения реле и датчика. Наихудшим вариантом будет отказ ЭБУ, при этом сигнал с «ноги» 46 обычно «плавает» и не достигает значений +12 вольт (выключено) и 0 (включено).

https://youtube.com/watch?v=wdpTUvxVWFU

Вентилятор работает постоянно

Данный дефект встречается реже и может проявляться в следующих ситуациях:

  1. Контакты датчика не размыкаются, загорается индикатор «Проверь двигатель». У карбюраторных моделей ВАЗ 2110 при отключении разъема вентилятор отключается;
  2. Провода, соединяющие прибор, могут быть повреждены (это касается только инжекторных моделей);
    Реле может застрять в замкнутом состоянии.
  3. Для решения проблемы потребуется заменить неисправный элемент.

https://youtube.com/watch?v=EK7_GSpECNo

Проверка в домашних условиях

Иногда электродвигатель начинает работать слишком поздно, когда температура антифриза уже достигла высоких значений. Это может происходить из-за неисправности клапана на крышке радиатора или неправильных показателей датчика включения. Чтобы проверить температуру срабатывания устройства, можно воспользоваться мультиметром и термометром в домашних условиях.

Перед тем как снять датчик, необходимо отключить электрический разъем. Чтобы избежать ожогов, снимать прибор следует только с холодного двигателя, предварительно слив антифриз. При установке нового датчика рекомендуется использовать новую медную уплотнительную шайбу и не прикладывать чрезмерных усилий при затяжке.

Температура срабатывания указана на торце датчика и может варьироваться от 92 до 95 градусов. Для проверки нужно подключить мультиметр в режиме измерения сопротивления и опустить резьбовую часть в емкость с водой.

Нагревая воду и следя за показаниями мультиметра, фиксируем по термометру момент включения, а при остывании — температуру выключения. Обычно это 92 и 87 градусов. Если наблюдаются значительные отклонения, особенно если срабатывание происходит слишком поздно, датчик необходимо заменить.

Для повышения эффективности охлаждения можно установить двойной вентилятор от «Нивы». Существуют два варианта установки: за радиатором или перед ним.

На модели ВАЗ 2110 можно установить любой из этих вариантов с минимальными доработками креплений. При параллельном подключении электродвигателей ток может возрасти до 40 ампер, что потребует замены проводки.

Важно следить за температурой двигателя. Если перегрев будет замечен слишком поздно, это может привести не только к закипанию антифриза и вынужденной остановке, но и к более серьезным последствиям, таким как деформация головки блока цилиндров или заклинивание распределительного вала. При неисправностях в работе вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2110 можно самостоятельно диагностировать проблемы, проверив термостат, электродвигатель, реле и датчик включения.

Датчик температуры охлаждающей жидкости. ВАЗ 2112.Датчик температуры охлаждающей жидкости. ВАЗ 2112. Электрооборудование - Проверка датчика температуры охлаждающей жидкостиЭлектрооборудование — Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Проверка электропроводки и соединений

Первым шагом в диагностике проблемы с вентилятором охлаждения на ВАЗ 2110 является проверка электропроводки и соединений. Неполадки в электрической системе могут быть одной из основных причин, по которым вентилятор не срабатывает. Для начала необходимо визуально осмотреть проводку, идущую к вентилятору. Обратите внимание на наличие повреждений изоляции, коррозии или обрывов проводов. Если вы обнаружите какие-либо дефекты, их следует устранить, заменив поврежденные участки проводки.

Далее, проверьте соединения на предмет надежности. Часто причиной неисправности может стать окисление контактов или их неплотное соединение. Для этого аккуратно отсоедините разъемы, очистите контакты от окислов и грязи, а затем снова подключите их. Убедитесь, что соединения плотно фиксируются и не имеют люфта.

После визуального осмотра и очистки соединений следует проверить целостность цепи с помощью мультиметра. Установите прибор в режим измерения сопротивления и проверьте проводку от вентилятора до блока предохранителей. Если сопротивление слишком высокое или цепь разомкнута, это указывает на наличие проблемы в проводке, которую необходимо устранить.

Также стоит проверить предохранитель, отвечающий за работу вентилятора. На ВАЗ 2110 он обычно находится в блоке предохранителей под капотом. Если предохранитель перегорел, его следует заменить на новый с аналогичными характеристиками. Однако, если предохранитель сгорает повторно, это может свидетельствовать о наличии короткого замыкания в проводке или неисправности самого вентилятора.

Не забудьте также проверить реле вентилятора. Оно отвечает за включение и выключение вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Для проверки реле можно использовать мультиметр, а также провести тестирование, подавая на него напряжение напрямую. Если реле не срабатывает, его необходимо заменить.

В заключение, проверка электропроводки и соединений является важным этапом в диагностике неисправности вентилятора охлаждения на ВАЗ 2110. Тщательное внимание к деталям и использование правильных инструментов помогут выявить и устранить проблему, обеспечив надежную работу системы охлаждения вашего автомобиля.

Вопрос-ответ

Как проверить, работает ли вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110?

Для проверки работы вентилятора охлаждения можно подключить его напрямую к аккумулятору. Если вентилятор не запускается, возможно, проблема в самом вентиляторе или его проводке. Также стоит проверить предохранитель, отвечающий за его работу.

Какие могут быть причины, по которым вентилятор не включается?

Существует несколько причин, по которым вентилятор может не срабатывать: неисправность датчика температуры, проблемы с реле вентилятора, обрыв проводки или сам вентилятор может быть поврежден. Также стоит проверить уровень охлаждающей жидкости, так как при низком уровне вентилятор может не включаться.

Какой датчик отвечает за включение вентилятора охлаждения?

Вентилятор охлаждения на ВАЗ 2110 управляется датчиком температуры охлаждающей жидкости, который расположен в головке блока цилиндров. При достижении определенной температуры он замыкает цепь и включает вентилятор. Если датчик неисправен, это может привести к неправильной работе вентилятора.

Советы

СОВЕТ №1

Проверьте предохранители и реле вентилятора. Часто причиной неработающего вентилятора является перегоревший предохранитель или неисправное реле. Ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы найти местоположение этих компонентов и проверить их работоспособность.

СОВЕТ №2

Осмотрите проводку и разъемы вентилятора. Иногда проблема может заключаться в поврежденных проводах или плохих контактах. Убедитесь, что все соединения надежные и нет видимых повреждений проводки, которые могут препятствовать подаче питания на вентилятор.

СОВЕТ №3

Проверьте датчик температуры охлаждающей жидкости. Если датчик неисправен, он может не отправлять сигнал на включение вентилятора. Используйте мультиметр для проверки его работы или замените датчик, если есть подозрения на его неисправность.

СОВЕТ №4

Убедитесь, что сам вентилятор работает. Для этого можно напрямую подключить вентилятор к аккумулятору. Если он не запускается, возможно, он вышел из строя и требует замены. Если вентилятор работает, проблема может быть в системе управления его работой.

Ссылка на основную публикацию
Похожее