Карбюратор на ВАЗ 21099 обеспечивает эффективную работу двигателя, смешивая топливо с воздухом для оптимального сгорания. В статье рассмотрим устройство и принцип работы карбюратора, его основные типы и особенности настройки, а также рекомендации по обслуживанию и ремонту. Эти знания помогут владельцам ВАЗ 21099 улучшить производительность автомобиля и продлить его срок службы.
Карбюратор Ваз 2109
С появлением на производственной линии автомобилей «девяток» были разработаны новые, более экономичные модели карбюраторов «Солекс». Эти карбюраторы устанавливались на все версии двигателей и модификации автомобилей ВАЗ 2109, что делает их настройку схожей с моделями ВАЗ 2108 и 21099.
Когда я впервые увидел карбюратор, меня охватило недоумение. Что это за устройство? Как оно функционирует? И как его можно отремонтировать в случае неисправности? Честно говоря, я до сих пор разбираюсь в карбюраторе на уровне простого снятия и продувки. Но если вы хотите углубиться в эту тему, то эта статья создана именно для вас.
Карбюратор ВАЗ 2109 «Солекс» состоит из следующих элементов:
-
Корпус карбюратора. Это основная нижняя часть устройства, которая отвечает за подачу воздуха в систему холостого хода, подачу топлива, смешивание топливной смеси и другие функции. Думаю, на этой иллюстрации вы сможете лучше понять его устройство:
-
Крышка карбюратора ВАЗ 2109. На крышке расположены: симметричный поплавок, жиклер эконостата, воздушные жиклеры холостого хода и другие элементы. Остальные детали можно увидеть на изображении ниже:
Эксперты отмечают, что карбюратор на ваз 21099 играет ключевую роль в обеспечении эффективной работы двигателя. Он отвечает за смешивание топлива с воздухом, что напрямую влияет на мощность и экономичность автомобиля. Многие специалисты подчеркивают, что правильная настройка карбюратора может значительно улучшить динамические характеристики машины. В то же время, некачественное обслуживание или неправильная регулировка могут привести к увеличению расхода топлива и снижению мощности. Кроме того, эксперты рекомендуют регулярно проверять состояние карбюратора, так как загрязнения и износ деталей могут негативно сказаться на его работе. В целом, внимание к этому элементу системы питания является залогом надежной и долговечной эксплуатации ваз 21099.

Карбюратор Ваз 2109 схема
- Блок подогрева карбюратора;
- Дроссель первой камеры;
- Патрубок для удаления картерных газов;
- Рычаг привода ускорительного насоса;
- Кулачок для привода ускорительного насоса;
- Диафрагма ускорительного насоса;
- Топливный жиклер эконостата для различных режимов мощности;
- Корпус насоса;
- Диафрагма эконостата для режимов мощности;
- Запорный электромагнитный клапан;
- Топливный жиклер для холостого хода;
- Крышка карбюратора;
- Главный воздушный жиклер первой камеры;
- Воздушная заслонка;
- Распылители ускорительного насоса с клапаном подачи топлива;
- Диафрагма пускового устройства;
- Регулировочный винт пускового устройства;
- Регулировочный винт для смеси холостого хода;
- Рычаг блокировки второй камеры;
- Патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания;
- Регулировочный винт качества смеси для холостого хода;
- Сектор управления дроссельными заслонками;
- Рычаг привода дроссельных заслонок;
- Регулировочный винт открытия дроссельной заслонки первой камеры;
- Рычаг управления воздушной заслонкой;
- Шток пускового устройства;
- Электрический провод для концевого выключателя эконостата принудительного холостого хода;
- Рычаг воздушной заслонки;
- Главный воздушный жиклер второй камеры;
- Эмульсионная трубка;
- Распылитель главной дозирующей системы второй камеры;
- Патрубок подачи топлива;
- Патрубок для слива топлива в бак (обратка);
- Топливный фильтр;
- Игольчатый клапан (игла);
- Дроссельная заслонка второй камеры;
- Рычаг дроссельной заслонки второй камеры;
- Главный топливный жиклер второй камеры;
- Рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры;
- Поплавок с креплением.
| Модель карбюратора | Особенности | Рекомендуемые жиклеры (пример) |
|---|---|---|
| Солекс 21083 | Наиболее распространенный, хорошая ремонтопригодность, экономичность | ГТЖ 1-я камера: 107.5, ВТЖ 1-я камера: 150; ГТЖ 2-я камера: 115, ВТЖ 2-я камера: 135 |
| Солекс 21073 | Устанавливался на более мощные версии, обеспечивает лучшую динамику | ГТЖ 1-я камера: 110, ВТЖ 1-я камера: 155; ГТЖ 2-я камера: 120, ВТЖ 2-я камера: 140 |
| Озон 2107 | Более старая модель, менее экономичен, но прост в настройке | ГТЖ 1-я камера: 112, ВТЖ 1-я камера: 150; ГТЖ 2-я камера: 150, ВТЖ 2-я камера: 120 |
| Солекс 21053 | Редкий, устанавливался на некоторые экспортные версии, схож с 21083 | ГТЖ 1-я камера: 107.5, ВТЖ 1-я камера: 150; ГТЖ 2-я камера: 115, ВТЖ 2-я камера: 135 |
| Вебер (импортный аналог) | Высокая точность изготовления, стабильная работа, но сложнее в обслуживании | Зависит от конкретной модели и модификации |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о карбюраторе на ВАЗ 21099:
-
Тип карбюратора: На ВАЗ 21099 обычно устанавливался карбюратор модели К-126, который является двухкамерным. Это позволяет обеспечить более эффективное смешивание топлива и воздуха, что способствует лучшей производительности двигателя и экономии топлива по сравнению с однокамерными карбюраторами.
-
Регулировка: Карбюратор К-126 имеет возможность регулировки, что позволяет владельцам автомобилей настраивать его под свои нужды. Это может включать в себя настройку смеси, холостого хода и других параметров, что дает возможность оптимизировать работу двигателя в зависимости от условий эксплуатации.
-
Проблемы с карбюратором: Одной из распространенных проблем с карбюратором на ВАЗ 21099 является засорение жиклеров и каналов, что может привести к плохой работе двигателя, увеличенному расходу топлива и трудностям при запуске. Регулярное обслуживание и чистка карбюратора могут значительно продлить его срок службы и улучшить характеристики автомобиля.

Настройка карбюратора ваз 2109.
Настройка карбюратора обычно начинается с регулировки положения поплавка.
Алгоритм действий:
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу в течение примерно 3 минут.
- Откройте капот и снимите воздушный фильтр.
- Отсоедините топливный шланг, который подает бензин в карбюратор.
- Открутите все винты, крепящие верхнюю часть карбюратора, и аккуратно снимите её.
- Используя штангенциркуль, измерьте высоту уровня топлива в поплавковой камере. Он должен составлять около 25,5 мм. Если уровень не соответствует норме, отрегулируйте металлический поплавок, воздействуя на язычок специального кронштейна.
- Соберите все элементы в обратном порядке и повторяйте процесс до тех пор, пока уровень не станет нормальным.
Теперь можно перейти к настройке пускового устройства. Все действия выполняются при снятом карбюраторе.
Порядок действий:
- Закройте заслонку подачи воздуха, повернув специальный рычаг.
- Используя отвертку, аккуратно утопите стержень пускового устройства.
- Теперь измерьте зазор, который образовался между стенкой камеры и открывшейся заслонкой. Сравните его с данными, указанными в таблице для вашей модели карбюратора, и при необходимости выполните настройку. Для этого ослабьте гайку на ускорительном насосе и с помощью отвертки откручивайте или закручивайте регулировочный винт. При откручивании зазор увеличивается, а при закручивании — уменьшается.
- Далее измерьте зазор, образовавшийся заслонкой первой камеры (обязательно при закрытой воздушной заслонке). Полученные значения должны соответствовать табличным данным. Если результаты не соответствуют нормам, отрегулируйте положение дроссельной заслонки, вращая соответствующий винт.
В завершение настройте холостой ход. Для этого вам понадобится тахометр.
- Полностью закрутите винт, отвечающий за качество смеси, до упора, затем открутите его на 3,5 оборота. Запустите двигатель и включите вентилятор и дальний свет. Важно! Убедитесь, что подсос убран, а двигатель прогрет до рабочих температур!
- С помощью винта, предназначенного для настройки количества смеси, установите обороты на уровне 750-800 об/мин.
- Затем с помощью винта, отвечающего за качество смеси, установите максимально возможное количество оборотов.
- Теперь настройте винтом количества оборотов на 900 об/мин.
- Винт качества закручивайте до тех пор, пока обороты не снизятся до 800 об/мин. Затем продолжайте закручивать до появления признаков нестабильной работы двигателя и открутите винт на половину оборота.
- Далее установите винтом количества нужное количество оборотов:
- Летом обороты должны поддерживаться в пределах 800-900.
- Зимой обороты должны составлять 900-1000.
На этом процесс регулировки карбюратора завершен. Правильно настроенный карбюратор обеспечит стабильную работу двигателя при минимальном расходе топлива.

Частые проблемы и их решения
Карбюратор на ВАЗ 21099, как и любое другое устройство, может сталкиваться с различными проблемами в процессе эксплуатации. Знание этих проблем и способов их решения поможет владельцам автомобилей избежать серьезных поломок и поддерживать оптимальную работу двигателя.
1. Неправильная работа двигателя на холостом ходу
Одной из наиболее распространенных проблем является нестабильная работа двигателя на холостом ходу. Это может проявляться в виде рывков, глохания или повышенных оборотов. Причины могут быть различными: загрязнение жиклеров, неправильная регулировка смеси или неисправность системы зажигания. Для решения проблемы необходимо:
- Проверить и очистить жиклеры карбюратора от загрязнений.
- Отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.
- Проверить состояние свечей зажигания и при необходимости заменить их.
2. Повышенный расход топлива
Если вы заметили, что расход топлива значительно увеличился, это может быть связано с неправильной настройкой карбюратора. Основные причины включают:
- Перенасыщение смеси топливом, что может быть вызвано неисправностью поплавка или неправильной регулировкой жиклеров.
- Утечки топлива из системы, что также может привести к увеличению расхода.
Для устранения данной проблемы рекомендуется:
- Проверить и отрегулировать уровень поплавка.
- Проверить герметичность соединений и при необходимости заменить прокладки.
3. Затрудненный запуск двигателя
Если двигатель трудно запускается, это может быть связано с несколькими факторами, включая:
- Загрязнение воздушного фильтра, что приводит к недостатку воздуха в смеси.
- Неисправность системы зажигания или карбюратора.
Для решения проблемы необходимо:
- Проверить и при необходимости заменить воздушный фильтр.
- Проверить работу системы зажигания и состояние свечей.
- Очистить карбюратор и проверить его настройки.
4. Образование налета на свечах зажигания
Если на свечах зажигания образуется черный налет, это может свидетельствовать о слишком богатой смеси. Основные причины включают:
- Неисправность поплавка, что приводит к избытку топлива.
- Неправильная регулировка жиклеров.
Для устранения данной проблемы рекомендуется:
- Проверить и отрегулировать поплавок.
- Настроить жиклеры для достижения оптимального соотношения воздух-топливо.
Знание этих распространенных проблем и способов их решения поможет владельцам ВАЗ 21099 поддерживать карбюратор в исправном состоянии и обеспечивать надежную работу автомобиля.
Вопрос-ответ
Какой карбюратор стоит на ВАЗ 21099?
Карбюратор 26/28 СПОРТ для ВАЗ 2108-21099, 2110-2112.
Как в народе называют ВАЗ 21099?
ВАЗ-21099 «Спутник» (простореч.
Сколько стоит настроить карбюратор на ВАЗ 2109?
От 2 500 руб.
Сколько лошадиных сил в ВАЗ 21099 карбюратор?
Мощность 47 кВт (63,7 л. с.) при 5600 об/мин, крутящий момент 94 Н-м (9,6 кгс-м) при 3400 об/мин. Карбюратор 2108-11070-10-78.
Советы
СОВЕТ №1
Перед установкой карбюратора на ВАЗ 21099 обязательно тщательно очистите все компоненты системы впуска. Это поможет избежать загрязнения и улучшит работу двигателя.
СОВЕТ №2
При настройке карбюратора уделите внимание регулировке смеси воздуха и топлива. Неправильные настройки могут привести к ухудшению динамики автомобиля и увеличению расхода топлива.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной проверке состояния карбюратора. Убедитесь, что нет утечек топлива и все прокладки в хорошем состоянии, чтобы избежать проблем с работой двигателя.
СОВЕТ №4
Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалисту для установки и настройки карбюратора. Это поможет избежать ошибок и обеспечит надежную работу вашего автомобиля.



