Замена подшипника в задней ступице автомобиля ВАЗ 2109 — важная процедура для надежной работы колесной системы и безопасности движения. В этой статье рассмотрим процесс замены подшипника, что поможет избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы автомобиля. Правильная замена подшипника улучшит управляемость и снизит уровень шума и вибрации, делая поездки более комфортными.
Как заменить подшипник задней ступицы на ВАЗ 2108-2109 своими руками
Замена подшипника задней ступицы на ВАЗ 2109 — важная задача, которую необходимо выполнять для поддержания узлов автомобиля в хорошем состоянии.
В данной статье представлена пошаговая инструкция по замене подшипника задней ступицы на ВАЗ 2108 своими руками. Также вы найдете информацию о артикулах, номерах, размерах и ценах от различных производителей.
Эта деталь отвечает за вращение колеса на задней оси. Стандартный подшипник задней ступицы ВАЗ 2108 представляет собой радиально-упорный двухрядный шарикоподшипник, заполненный пластичной смазкой. В нормальном состоянии он способен выдерживать частоту вращения до 6500 оборотов в минуту. Однако со временем этот узел может выйти из строя, и его потребуется заменить.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Самостоятельная замена подшипника — отличный способ сэкономить на дорогостоящих услугах автосервисов, и данная инструкция поможет вам в этом!
Замена подшипника в задней ступице на ВАЗ 2109 — задача, требующая внимательности и аккуратности. Эксперты рекомендуют начать с подготовки необходимых инструментов: ключей, съемников и смазки. Важно обеспечить надежную фиксацию автомобиля на подъемнике или домкрате. После снятия колеса необходимо открутить тормозной механизм и извлечь ступицу.
При помощи съемника аккуратно извлекается старый подшипник. Перед установкой нового подшипника специалисты советуют тщательно очистить посадочное место и нанести смазку. Установка должна производиться с учетом правильной ориентации подшипника, чтобы избежать его преждевременного износа. После сборки всех элементов важно проверить работу тормозов и убедиться в отсутствии люфта в ступице. Правильное выполнение всех этапов гарантирует долговечность и надежность работы задней оси автомобиля.
Диагностика, признаки неисправности, причины поломки
При правильной эксплуатации шарикоподшипник способен прослужить довольно долго – около 100 000 километров. Тем не менее, существуют несколько факторов, которые могут привести к его преждевременному выходу из строя. К ним относятся:
- частые поездки на высокой скорости по некачественным дорогам;
- неправильная установка без предварительной смазки (что может вызвать перегрев и ускоренный износ);
- длительное воздействие неблагоприятных условий (вода, грязь и другие абразивные вещества или жидкости, проникающие внутрь);
Определить, что шарикоподшипник вышел из строя, довольно просто – в области задних колес начинает слышаться характерный шум или гудение. Если не обратить на это внимание, могут возникнуть вибрации кузова, а в крайних случаях – скрежет в задней части, указывающий на то, что узел полностью разрушился. Откладывать решение проблемы нельзя – колесо может заблокироваться во время движения, поэтому требуется незамедлительная замена детали.
| Этап | Действие | Необходимые инструменты/материалы |
|---|---|---|
| 1. Подготовка | Поднять автомобиль, снять колесо | Домкрат, баллонный ключ, противооткатные упоры |
| 2. Демонтаж старого подшипника | Открутить гайку ступицы, снять тормозной барабан, выбить старый подшипник | Торцовый ключ (на 30), молоток, выколотка, съемник подшипников (при необходимости) |
| 3. Установка нового подшипника | Очистить посадочное место, запрессовать новый подшипник | Ветошь, смазка, оправка для запрессовки подшипника (или старый подшипник), молоток |
| 4. Сборка | Установить тормозной барабан, затянуть гайку ступицы, установить колесо | Торцовый ключ (на 30), динамометрический ключ, баллонный ключ |
| 5. Проверка | Проверить люфт колеса, прокатиться и послушать посторонние шумы | Руки, уши |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене подшипника в задней ступице на ВАЗ 2109:
-
Специфика конструкции: На ВАЗ 2109 используется подшипник, который является частью ступицы и часто требует замены при появлении характерного гудения или люфта. Интересно, что для замены подшипника необходимо не только извлечь старый, но и установить новый с точностью, чтобы избежать преждевременного износа.
-
Инструменты и подготовка: Для замены подшипника потребуется специальный инструмент, такой как пресс для подшипников, а также набор ключей и отверток. Многие автолюбители предпочитают делать это самостоятельно, что позволяет не только сэкономить деньги, но и получить полезный опыт в ремонте автомобиля.
-
Проверка состояния: При замене подшипника важно не только установить новый, но и проверить состояние других компонентов, таких как тормозные колодки и диски, а также состояние тормозной системы в целом. Это может предотвратить дальнейшие проблемы и улучшить безопасность автомобиля.
ЗАДНИЙ СТУПИЧНЫЙ ПОДШИПНИК ВАЗ 2108 — УСТРОЙСТВО УЗЛА
Основные компоненты узла можно увидеть на изображении ниже:
- направляющая;
- задняя ступица;
- уплотнительный элемент;
- стопорное кольцо;
- ступичный подшипник;
- упорное кольцо;
- гайка ступицы;
- влагозащитный элемент;
- внешняя защитная шайба;
Перед тем как приступить к демонтажу подшипника ступицы заднего колеса ВАЗ 2108 и установке новой детали, необходимо подготовить все нужные инструменты. В список необходимых инструментов входят:
- набор ключей (обязательно должна быть головка на 30);
- плоскогубцы или круглогубцы;
- деревянный брус;
- домкрат;
- молоток;
- зубило;
- монтировка;
- для упрощения работы также желательно иметь специальный съемник и тиски.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В принципе, можно обойтись и без последнего пункта, однако с таким набором замена будет максимально быстрой, удобной и эффективной. Кроме того, наличие специального съемника позволит заменить не только задний, но и передний подшипник ступицы, что актуально не только для автомобилей ВАЗ.
Инструкция по снятию ступичного узла с задней оси
- Выключаем двигатель, ставим автомобиль на передачу и устанавливаем упоры под переднюю ось.
-
Поднимаем нужное колесо с помощью домкрата.
-
Ослабляем болты крепления и снимаем колесо.
-
Теперь у нас есть доступ к тормозному барабану. С помощью ключа на «12» отворачиваем направляющие штифты и снимаем барабан. Если тормозной барабан сильно застрял, можно воспользоваться универсальной смазкой WD-40. В случае, если узел прикипел слишком крепко, аккуратно постучите по его периметру молотком или киянкой.
-
Откручиваем гайку ступицы.
- Снимаем ступицу с помощью специального двухзахватного съемника. Если его нет, можно прикрутить колесо к оси и затем резко его снять.
ПРИМЕЧАНИЕ:
После выполнения этих действий шарикоподшипник должен легко сняться с цапфы. Однако иногда может случиться так, что сходит только внешнее кольцо, а внутреннее остается на месте. В таком случае потребуется снять тормозные колодки, а оставшуюся часть нужно удалить с посадочного места с помощью зубила.
Замена подшипника задней ступицы ВАЗ 2108 без съемника
Когда узел снят, необходимо выполнить выпрессовку и установку нового подшипника. Первый метод подойдет, если у вас нет специального инструмента.
- Удаляем стопорное кольцо;
-
Закрепляем ступицу ВАЗ так, чтобы нижняя часть оставалась свободной и ничто не мешало выходу обоймы;
-
Берем трубу подходящего диаметра (чуть меньше посадочного) и резкими, но осторожными ударами выбиваем обойму с шариками (вместо трубы можно использовать насадку на «30»);
-
После демонтажа важно измерить размер заднего ступичного подшипника ВАЗ 2108, чтобы не ошибиться при покупке новой детали. Также перед установкой рекомендуется очистить внутреннюю часть от ржавчины и грязи с помощью мелкой наждачной бумаги и тщательно смазать посадочные места.
Теперь можно переходить к установке новой детали:
- Выравниваем ступицу в горизонтальной плоскости.
-
Обрабатываем новый шарикоподшипник литолом или солидолом.
-
Устанавливаем деталь строго по центру относительно посадочного места.
-
Аккуратно наживляем запчасть. Главное правило – избежать перекоса. Если элемент не входит, значит, есть искривление, и нужно начать процесс заново.
-
Когда деталь зайдет наполовину, можно приложить больше усилия – перекосить ее уже не получится. (На фото ниже показан процесс запрессовки через старый подшипник – его удобно использовать в качестве проставки);
- Устанавливаем стопорное кольцо;
ЗАМЕНА С ПОМОЩЬЮ СЪЕМНИКА И ПРЕССА
Использование специального пресса значительно упрощает процесс ремонта. Он позволяет аккуратно выпрессовать деталь и установить ее обратно с максимальной эффективностью.
- Закрепите деталь в тисках пресса;
- С помощью штока выдавите шарикоподшипник;
- Запрессовка выполняется в обратном порядке. Для удобства и безопасности рекомендуется проводить запрессовку через снятую деталь.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Преимущество данного метода заключается в том, что давление увеличивается постепенно, и деталь не подвергается ударным нагрузкам, как это происходит при использовании молотка. Если у вас есть такая возможность, выбирайте именно этот способ, так как он наиболее безопасен и удобен. Пресс часто можно найти на станциях технического обслуживания или у соседей по гаражу. Кроме того, при желании такой инструмент можно изготовить самостоятельно.
Альтернативой прессу может стать специальный инструмент в виде съемника. Он поможет сэкономить время в процессе работы. С его помощью можно быстро заменить задний ступичный подшипник на ВАЗ 2108, а стоимость остается вполне разумной. Цены варьируются от 1500 до 700 рублей в зависимости от производителя и бренда.
- Установите ступицу в тиски;
- Упирайте кольцо съемника в шарикоподшипник;
- На шток с обратной стороны накрутите болт;
- Проведите плавную запрессовку;
Преимущества такого метода очевидны – вы можете самостоятельно установить или демонтировать деталь, исключая риск перекоса.
СБОРКА И УСТАНОВКА УЗЛА
После установки нового элемента можно переходить к сборке всего узла. Данный процесс выполняется в обратной последовательности:
- Устанавливаем стопорное кольцо на место;
-
Монтируем ступицу в сборе на ось;
-
Закручиваем стопорную гайку;
- Надеваем тормозной барабан на направляющие шпильки и фиксируем их;
- Устанавливаем колесо на его посадочное место;
ПРИМЕЧАНИЕ:
Необходимо помнить, что все работы следует выполнять с использованием динамометрического ключа, так как для каждого болта предусмотрены свои моменты затяжки. Перед выездом на дороги общего пользования обязательно проверьте исправность и работоспособность всей системы.
Замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2108 вместе со ступицей
Иногда возникает ситуация, когда новый шарикоподшипник устанавливается на посадочные места слишком легко. Если присутствует даже небольшой люфт, это свидетельствует о том, что износ слишком велик, и размеры внутреннего кольца ступицы превышают допустимые нормы. Даже исправный подшипник будет создавать биение в таком случае. В данной ситуации рекомендуется полностью заменить узел. Если резьба повреждена, также стоит произвести замену.
Процесс замены подшипника выглядит следующим образом:
- Сначала снимаем колесо;
- Затем демонтируем тормозной барабан;
- Откручиваем гайку крепления;
- Полностью снимаем ступицу;
- Выпрессовывать подшипник не требуется – достаточно установить новую деталь, следуя порядку, обратному первым трем пунктам. Важно не забыть смазать новые элементы и затянуть болты в соответствии с рекомендациями, указанными в инструкции по эксплуатации.


Подшипник задней ступицы ВАЗ 2108: цена, артикулы, размеры — какой лучше?
На сегодняшний день на рынке можно встретить множество предложений, которые могут значительно различаться по стоимости. Какой подшипник задней ступицы для ВАЗ 2108 стоит выбрать? Ответ на этот вопрос довольно прост – он должен соответствовать основным техническим характеристикам. Важно обращать внимание не на цену, а на размеры и производителя подшипника.
Кроме того, товар должен иметь сертификат соответствия ГОСТ 520-2002 или ISO 15:1998, защитные голограммы и быть качественно упакованным.
- Номер подшипника задней ступицы ВАЗ 2108 в международной системе – ВА2В633313С.
- Маркировка (номер) по ГОСТу: 6-256706АС17.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Рекомендуется избегать некачественных китайских подделок и отдавать предпочтение оригинальным запчастям от «Саратовского подшипникового завода» (SPZ), «Вологодского предприятия» (VBF) или «Самарского производства» (СПЗ-4). В выборе подходящей детали вам поможет таблица, представленная ниже.
ТАБЛИЦА РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
| № п/п | Производитель | Каталожный номер | Цена в 2017 году, руб | Комплектация | |||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Кольцо стопорное | Грязезащитный колпак | Контргайка | Инструкция | ||||
| 1 | VBF Россия | 2108-3104020 | 500 | — | — | — | — |
| 2 | SPZ Россия | 2108-3104020 | 520 | — | — | — | — |
| 3 | SKF Швеция | VKBA1307 | 1900 | 2 | — | + | + |
| 4 | FAG Германия | 545312A | 600 | — | — | — | — |
ТАБЛИЦА — РАЗМЕРЫ ШАРИКОПОДШИПНИКА СТУПИЦЫ 6-256706АС17
| Параметр | Единица измерения | Значение по ГОСТ (ТУ) |
|---|---|---|
| Диаметр отверстия | мм | 30 |
| Внешний диаметр | мм | 60 |
| Ширина | мм | 37 |
| Динамическая грузоподъемность | кН | 30,1 |
| Статическая грузоподъемность | кН | 25,9 |
| Частота вращения | об/мин | 6500 |
| Осевой зазор | мм | 0,06-0,09 |
| Материал стали | — | ШХ-15 |
| Твердость колец и шариков | HRC | 61-65 |
| Тип смазки | — | Литол-24 (С17) |
| Момент затяжки | Н*м | 220 |
| Шероховатость колец | Ra | 0.32 |
| Масса | г | 435 |
Полезные видео и рекомендации по ремонту
Предлагаем вашему вниманию несколько видеоматериалов, которые помогут вам лучше понять процесс замены заднего ступичного подшипника на автомобиле ВАЗ 2108.




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ
В процессе разборки автомобилей в условиях поля водители нередко сталкиваются с различными трудностями.
-
Например, среди автолюбителей популярностью пользуются подшипники задней ступицы ВАЗ 2108, произведенные компанией SKF из Швеции. Однако иногда их бывает сложно снять. В этой ситуации может помочь специальное устройство, созданное из буксировочного ремня и домкрата.
-
Кроме того, во время ремонта важно уделить внимание состоянию тормозных колодок барабана и провести детальную диагностику подвески. Порой биение или стук могут возникать из-за изношенных сайлентблоков.
- При затягивании креплений колес на динамометрическом ключе необходимо установить усилие в диапазоне 186-225 нм или 19-23 кгс.
Советы по профилактике и уходу за ступичными подшипниками
Для того чтобы продлить срок службы ступичных подшипников на вашем ВАЗ 2109, необходимо соблюдать несколько простых, но эффективных рекомендаций по профилактике и уходу. Эти советы помогут избежать преждевременного износа и необходимости частой замены подшипников.
Регулярная проверка состояния подшипников. Один из самых важных аспектов ухода за ступичными подшипниками – это регулярная проверка их состояния. При каждом плановом обслуживании автомобиля стоит обращать внимание на наличие посторонних шумов, стуков или вибраций при движении. Если вы заметили что-то необычное, лучше сразу провести диагностику.
Контроль уровня смазки. Подшипники нуждаются в качественной смазке для нормальной работы. Рекомендуется периодически проверять уровень смазки и при необходимости добавлять ее. Используйте только рекомендованные производителем смазочные материалы, чтобы избежать повреждения подшипников.
Защита от влаги и грязи. Влага и грязь – главные враги подшипников. Убедитесь, что защитные пыльники и уплотнения находятся в хорошем состоянии и не имеют повреждений. Если вы заметили, что пыльники изношены или порваны, замените их как можно скорее, чтобы предотвратить попадание грязи и влаги внутрь подшипников.
Правильная установка и демонтаж. При замене подшипников важно соблюдать правильную технологию установки и демонтажа. Неправильные действия могут привести к повреждению как подшипников, так и ступицы. Используйте специальные инструменты и следуйте рекомендациям производителя.
Соблюдение правил эксплуатации. Избегайте перегрузки автомобиля и резких маневров, которые могут негативно сказаться на состоянии ступичных подшипников. Также старайтесь не ездить по плохим дорогам, где вероятность повреждения подшипников значительно возрастает.
Плановое обслуживание. Не забывайте о плановом обслуживании автомобиля. Регулярная замена масла, проверка тормозной системы и других узлов автомобиля поможет выявить проблемы на ранних стадиях и избежать серьезных поломок, включая выход из строя ступичных подшипников.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы ступичных подшипников на вашем ВАЗ 2109 и обеспечить безопасность во время движения.
Вопрос-ответ
- Подшипник ступицы задний СПЗ-64 6-256706.
Нужно ли делать развал после замены заднего ступичного подшипника?
После замены деталей в ступице необходимо по новой сделать развал-схождение передних колес. После значительного пробега при замене переднего подшипника не стоит надеяться, что задний в хорошем состоянии.
В какую сторону откручивать ступичную гайку ваз 2109?
В какую сторону откручивать гайку ступицы? На левом колесе – против часовой стрелки. На правом колесе – по часовой стрелке.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и запчасти. Вам понадобятся: домкрат, ключи, съемник подшипников, смазка и новые подшипники. Это поможет избежать ненужных перерывов в процессе замены.
СОВЕТ №2
Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по замене подшипников для вашей модели автомобиля. Это поможет вам понять последовательность действий и избежать ошибок, которые могут привести к повреждению деталей.
СОВЕТ №3
При снятии старого подшипника используйте специальный съемник, чтобы не повредить ступицу. Если подшипник сильно закис, можно аккуратно нагреть ступицу, чтобы облегчить его извлечение.
СОВЕТ №4
После установки нового подшипника не забудьте тщательно смазать его и проверить зазор. Правильная установка и смазка подшипников обеспечат долговечность и надежность работы задней ступицы.









