В статье рассмотрим установку полукольцев коленвала на ВАЗ 2109. Правильная установка этих элементов критична для герметичности и эффективности работы двигателя. Поделимся советами, которые помогут избежать распространенных ошибок и продлить срок службы автомобиля.
ВАЗ 2109-08 порядок сборки двигателя
При установке полукольцев коленвала на ВАЗ 2109 эксперты рекомендуют следовать нескольким ключевым шагам для обеспечения надежной работы двигателя. Во-первых, важно тщательно очистить поверхности, на которые будут устанавливаться полукольца, чтобы избежать загрязнений и повреждений. Затем следует проверить состояние старых колец и, при необходимости, заменить их на новые, так как изношенные элементы могут привести к утечкам масла и снижению компрессии.
При установке полукольцев необходимо следить за правильной ориентацией, так как неправильное положение может вызвать проблемы с герметичностью. Эксперты также советуют использовать специальную смазку для облегчения установки и предотвращения повреждений. Наконец, важно аккуратно затягивать крепежные элементы, чтобы избежать перекоса и обеспечить равномерное распределение нагрузки. Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить долговечность и надежность работы двигателя.

Монтаж двигателя
Предупреждение
На упорных полукольцах с проточками нанесено антифрикционное покрытие. Эти полукольца должны устанавливаться к щекам коленчатого вала.
С передней стороны постели (со стороны привода распределительного вала) устанавливается сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета), а с противоположной стороны — металлокерамическое (желтого цвета).
Примечание
На крышках коренных подшипников имеются метки в виде насечек: на первой крышке одна насечка, на второй — две, на третьей — три, на четвертой — четыре, на пятой — две. На второй крышке, помимо меток, предусмотрены два отверстия для крепления приемника масляного насоса. Первой считается крышка со стороны привода распределительного вала.
Порядок выполнения
- Установите вкладыши в постели коренных подшипников. При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в углубление постели. В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью — без канавки.
- Смажьте вкладыши моторным маслом.
- Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и поместите вал в постели коренных подшипников. Фланец крепления маховика должен находиться со стороны четвертого цилиндра.
- Вставьте в проточки постели третьего коренного подшипника два упорных полукольца.
- Проверьте полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.
- Установите вкладыши в крышки без канавок. При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в углубление крышки.
- Смажьте вкладыш крышки моторным маслом. Установите крышку на место в соответствии с меткой.
- Крышка должна быть установлена так, чтобы знак на ней находился со стороны генератора (с левой стороны двигателя). Аналогично установите остальные крышки в соответствии с метками.
-
Закрутите болты крепления крышек, не затягивая их.
-
Затяните болты крепления крышек с моментом 69-84 Н·м (6,9-8,4 кгс·м). Сначала закручивайте болты третьей крышки, затем второй и четвертой, после первой и пятой. После затяжки болтов прокрутите коленчатый вал — он должен вращаться легко, без заеданий.
- С помощью индикатора проверьте осевой зазор коленчатого вала. Он должен находиться в пределах 0,06-0,26 мм. Если зазор превышает 0,26 мм, замените упорные полукольца (см. примечание 1).
Замечание 1
Чтобы измерить осевой зазор коленчатого вала, установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите индикатор на 0. Затем сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону. Индикатор покажет величину зазора.
Замечание 2
В качестве запасных частей поставляются полукольца стандартного размера (толщиной 2,31-2,36 мм) и увеличенного на 0,127 мм размера (толщиной 2,437-2,487 мм).
- Запрессуйте задний сальник коленчатого вала в держатель с помощью оправки до упора.
- Приклейте консистентной смазкой прокладку держателя к держателю сальника для удобства монтажа.
- Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.
- Смажьте фланец коленчатого вала моторным маслом.
- Установите задний сальник коленчатого вала в держатель с помощью специальной оправки. Если оправки нет, насадите сальник с держателем на фланец коленчатого вала, аккуратно заправив рабочую кромку сальника на фланец вала с помощью острого предмета из мягкого дерева.
- Аккуратно сдвиньте держатель по фланцу до упора и наживите болты крепления.
- Отрегулируйте держатель так, чтобы его верхняя часть совпадала с плоскостью блока.
- Затяните шесть болтов крепления держателя.
- Запрессуйте передний сальник коленчатого вала в основание масляного насоса с помощью оправки. Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.
- Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, залив масло через проем под маслоприемник.
- Прокрутите несколько раз шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.
-
Проверьте правильность установки ведущей шестерни масляного насоса на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне должны совпадать с …
-
… лысками на коленчатом валу.
- Приклейте уплотнительную прокладку к насосу с помощью консистентной смазки для удобства монтажа.
- Установите передний сальник коленчатого вала с помощью специальной оправки. Если оправки нет, насадите насос с сальником на коленчатый вал до упора. Затем аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала с помощью острого предмета из мягкого дерева.
- Аккуратно сдвиньте масляный насос по валу до упора и наживите болты крепления. Отрегулируйте положение насоса так, чтобы его верхняя часть совпадала с плоскостью блока. Затяните шесть болтов крепления с моментом 8,5-10,0 Н·м (0,85-1,0 кгс·м).
- Тщательно протрите зеркала цилиндров…
- … и шатунные шейки коленчатого вала мягкой безворсовой тканью.
- Смажьте зеркало первого цилиндра моторным маслом.
- Смажьте моторным маслом оправку для установки поршней.
- Смажьте моторным маслом поршень 1-го цилиндра.
- Разведите замки колец поршня под углом 120° относительно друг друга.
- Вставьте поршень в сборе с шатуном в оправку и с ее помощью установите поршень в цилиндр так, чтобы стрелка на дне поршня была направлена к масляному насосу.
- Установите крышку шатуна с вкладышем в соответствии с маркировкой, предварительно смазав вкладыш моторным маслом (см. примечание).
Замечание
Крышки на шатуны устанавливаются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне находились с одной стороны.
- Закрутите две гайки крепления крышки. Аналогично установите остальные поршни.
- Затяните динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов с моментом 44-54 Н·м (4,4-5,4 кгс·м).
- Нанесите тонкий слой герметика на резьбу болтов крепления маховика.
- Установите маховик, затем стопорную шайбу и закрутите болты крепления маховика (см. примечание).
Замечание
Установите маховик так, чтобы знак на маховике находился напротив крышки шатуна четвертого цилиндра, так как болты крепления расположены асимметрично.
- Затяните болты крепления маховика с моментом 62-89 Н·м (6,2-8,9 кгс·м), удерживая маховик от прокручивания.
- Смажьте уплотнительное кольцо маслоприемника моторным маслом.
- Установите маслоприемник на место (см. примечание) и закрутите болт крепления маслоприемника к масляному насосу с моментом 7,0-8,0 Н·м (0,7-0,8 кгс·м).
Замечание
Перед установкой рекомендуется заменить уплотнительное кольцо маслоприемника.
- Закрутите два болта крепления маслоприемника к крышке второго коренного подшипника с моментом 8-10 Н·м (0,8-1,0 кгс·м).
- Срежьте выступающие концы прокладок держателя сальника и масляного насоса.
- Смажьте привалочную поверхность блока цилиндров консистентной смазкой.
- Установите уплотнительную прокладку масляного картера.
- Установите масляный картер.
- Закрутите болты крепления масляного картера с моментом 5-8 Н·м (0,5-0,8 кгс·м).
- Установите шпонку в углубление коленчатого вала.
- Установите шкив коленчатого вала штифтом наружу.
- Наденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала.
- Установите шкив на коленчатый вал, совместив проем в шкиве со штифтом на зубчатом шкиве ремня привода распределительного вала. Заверните болт крепления шкива с шайбой моментом 99,0-110,0 Н·м (9,9-11,0 кгс·м), зафиксировав его от прокручивания.
- Установите уплотнительную прокладку на водяной насос и смажьте прокладку консистентной смазкой.
- Установите водяной насос в блок цилиндров так, чтобы заводская маркировка насоса была направлена к привалочной поверхности блока цилиндров, так как болты крепления расположены асимметрично.
- Установите заднюю крышку привода распределительного вала.
- Закрутите четыре болта крепления задней крышки к блоку цилиндров с моментом 7,8-8,0 Н·м (0,78-0,80 кгс·м).
- Установите ведомый диск в кожух нажимного диска так, чтобы менее выступающая часть ступицы была направлена к маховику.
- Вставьте центрующую оправку в шлицы ведомого диска со стороны диафрагменной пружины.
- Установите сцепление на маховик.
- Закрутите шесть болтов крепления сцепления к маховику равномерно по диагонали с моментом 19,0-31,0 Н·м (1,9-3,1 кгс·м). Рекомендуется заменить болты крепления при установке.
- Извлеките центрующую оправку.
| Этап | Действие | Примечания |
|---|---|---|
| Подготовка | Очистка посадочных мест | Удалите старое масло, грязь и остатки герметика с блока цилиндров и коленвала. |
| Проверка состояния коленвала | Убедитесь в отсутствии задиров, выработки и других повреждений на опорных шейках. | |
| Подбор полуколец | Используйте полукольца соответствующего размера и материала (стандартные, ремонтные). | |
| Установка | Смазка полуколец | Нанесите тонкий слой моторного масла на рабочие поверхности полуколец. |
| Установка верхних полуколец | Установите два полукольца в верхнюю часть блока цилиндров (с пазами для фиксации). | |
| Установка нижних полуколец | Установите два полукольца в крышку коренного подшипника (без пазов). | |
| Ориентация полуколец | Убедитесь, что замки полуколец направлены в одну сторону (обычно к передней части двигателя). | |
| Завершение | Установка коленвала | Аккуратно опустите коленвал на установленные полукольца. |
| Затяжка крышек подшипников | Затяните болты крышек коренных подшипников динамометрическим ключом согласно мануалу. | |
| Проверка осевого люфта | Проверьте осевой люфт коленвала с помощью индикатора. Допустимый люфт обычно составляет 0.07-0.27 мм. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как ставить полукольца коленвала на ВАЗ 2109:
-
Правильная ориентация: Полукольца коленвала имеют специфическую форму, и их установка требует внимательности. Важно следить за тем, чтобы разрезы полукольца не совпадали, так как это может привести к утечке масла и снижению давления в системе смазки.
-
Использование специального инструмента: Для установки полукольца рекомендуется использовать специальный инструмент — оправку или пресс. Это помогает избежать повреждений коленвала и самих полукольцев, а также обеспечивает равномерное распределение нагрузки при установке.
-
Смазка перед установкой: Перед установкой полукольца важно смазать их маслом. Это не только облегчает процесс установки, но и способствует лучшему прилеганию к поверхностям, что снижает риск износа и увеличивает срок службы двигателя.
Эти факты помогут вам лучше понять процесс установки полукольцев коленвала и избежать распространенных ошибок.

Проверка состояния полукольца перед установкой
Перед установкой полукольца коленвала на ВАЗ 2109 крайне важно провести его тщательную проверку. Это позволит избежать возможных проблем в будущем и обеспечить надежную работу двигателя. В первую очередь, необходимо визуально осмотреть полукольцо на наличие механических повреждений, таких как трещины, сколы или деформации. Даже незначительные дефекты могут привести к утечкам масла и другим неисправностям.
Следующим шагом является проверка геометрии полукольца. Для этого рекомендуется использовать штангенциркуль или микрометр. Измерьте диаметр полукольца в нескольких местах, чтобы убедиться, что оно не износилось и соответствует заводским параметрам. Если размеры выходят за допустимые пределы, полукольцо следует заменить.
Также важно проверить поверхность полукольца на наличие коррозии или окисления. Эти факторы могут негативно сказаться на герметичности соединения. Если вы обнаружите коррозию, рекомендуется очистить полукольцо с помощью специального средства для удаления ржавчины или заменить его на новое.
Не забудьте обратить внимание на уплотнительные свойства полукольца. Для этого можно провести тест на сжатие: сожмите полукольцо в руках и отпустите. Оно должно быстро вернуться в исходное положение. Если полукольцо не восстанавливает свою форму или ощущается слишком мягким, это также является признаком его износа.
Кроме того, стоит проверить наличие смазки на полукольце. Перед установкой рекомендуется смазать его маслом, чтобы обеспечить лучшую герметизацию и предотвратить износ при первом запуске двигателя. Используйте моторное масло, соответствующее спецификациям вашего автомобиля.
В заключение, проверка состояния полукольца коленвала перед установкой — это важный этап, который не следует игнорировать. Тщательная проверка и подготовка полукольца помогут избежать серьезных проблем в будущем и продлить срок службы вашего двигателя.
Вопрос-ответ

Как должны стоять полукольца коленвала?
Упорные полукольца располагают между опорой блока и щётками коленвала. Здесь они в максимальной степени удерживают его от осевого перемещения, люфта. Устанавливают на различных шейках. Например, у ВАЗ-2106 — на 5-м коренном подшипнике, который со стороны маховика первый.
Зачем устанавливают упорные полукольца?
Упорные полукольца используются для контроля концевого зазора в коленчатом валу. Если концевой зазор установлен более чем достаточно или полукольца сломаны, движение коленчатого вала в блоке будет увеличиваться. В результате этого движения зона коренного вкладыша и блок двигателя могут быть повреждены.
Размер сальника коленвала ваз 2109?
Сальник коленвала передние ВАЗ 2108, 2109, 21099 28х42х7 FPM 1 шт.
Какой зазор должен быть на полукольцах коленвала ВАЗ?
Проверьте осевой зазор, перемещая коленвал отверткой — допустимое значение составляет 0,06–0,26 мм. Если зазор превышает норму, используйте ремонтные полукольца большего размера (2,437 мм или 2,56 мм).
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом установки полукольца коленвала обязательно очистите все поверхности от старого масла и загрязнений. Это поможет обеспечить надежное сцепление и предотвратит утечки масла в будущем.
СОВЕТ №2
При установке полукольца используйте специальный инструмент для его установки, чтобы избежать повреждений. Это поможет равномерно распределить давление и предотвратит деформацию кольца.
СОВЕТ №3
Не забывайте проверять состояние уплотнительных колец и сальников перед установкой полукольца. Если они изношены или повреждены, лучше заменить их сразу, чтобы избежать повторного разбора двигателя.
СОВЕТ №4
После установки полукольца проверьте его положение и убедитесь, что оно правильно зафиксировано. Это можно сделать, аккуратно прокручивая коленвал вручную, чтобы убедиться в отсутствии заеданий или посторонних звуков.
